Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Кужельная Ираида Прокофьевна

Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества
<
Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кужельная Ираида Прокофьевна. Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества : ил РГБ ОД 61:85-9/437

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Оптимизм и пессимизм в свете марксистски-ленинской методологии 16

I. Методологические принципа анализа оптимизма и пессимизма 16

2. Анализ оптимизма и- пессимизма как системных образований 37

Глава П. Системность оптимистических и пессимистических-состояний сознания общества 61

I. Оптимистические и пессимистические состояния сознания общества как диалектический процесс 61

2. Опгимизм и пессимизм как система ценностных состояний сознания общества 82

Глава Ш. Опгимизм и пессимизм как состояния духовной сферы образа жизни 103

I. Отражение диалектики материальной и духовной жизнедеятельности в оптимистических и пессимистических состояниях образа жизни 103

2. Исторический оптимизм советского народа как отранение целостности социалистического образа жизни 141

3 а к л ю ч е н и е 168

Использованная литература 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования» К проблеме оптимизма-пессимизма в настоящее время обращаются философы, социологи, представители частных наук, партийные и государственные деятели.

Особенности переживаемого человечеством исторического периода, отмеченного "небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно-:, противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма /65, с. 7/, повысил идеологическое, теоретическое и практическое значение этой старой философской проблемы, наполнив ее новым социальным содержанием.

Являясь объектом идеологической борьбы, проблема оптимизма-пессимизма как кардинальная проблема мировоззрения задевает интересы класса, различных социальных групп, политических партий, отдельных личностей. В настоящее время стало очевидным, что буржуазия, пытаясь "отвратить людей от социализма" /60, с. 9/, убить веру в достижимость, реальность коммунистических идеалов, специально отравляет сознание масс ядом пессимизма, который в связи с этим превращается в "опасное социальное явление" /157, с. Ь/.

В критические переломные исторические эпохи, эпохи кризисов и революционных преобразований не все социальные группы способны остаться на позициях исторического оптимизма, не впасть в отчаяние, связанное с потерей веры в прогресс, разум, возможности человека. В то же время превращение борьбы за мир в жгучую проблему современности усилило потребность человечества в историческом оптимизме, в активизации борьбы с пессимизмом, который в политике сегодняшнего буржуазного мира приводит к пассивному ожиданию неизбежного, к готовности мириться с деятельностью агрессивных империалистических кругов.

Оптимизм и пессимизм - это проблема двух образов жизни -капиталистического и социалистического.

Ее теоретическое значение определяется возрастающим влиянием субъективного фактора на социальное развитие и функционирование общественного организма в различных социально-экономических системах и в связи с этим необходимостью разработки проблем духовной жизни общества, исследования различных состояний общественного и индивидуального сознания.

Теоретическое значение данной проблемы определяется также необходимостью осмысления фундаментальных тенденций общественного прогресса, выяснения жизнеспособности общественных систем, как социальных оснований оптимизма, пессимизма, а также необходимостью вритики современных теорий цивилизаций и образов жизни.

Практическое значение данной проблемы отвечает целям и задачам коммунистического строительства, требующего философских обобщений достижений реального социализма, предполагающих исследования роли общественного, социалистического оптимистического сознания в процессе научного руководства развитием общества.

Отражение в Программе, других партийных документах Коммунистической партии Советсвого Союза различных аспектов теоретического и практически-воспитательного значения оптимизма в деле коммунистического созидания свидетельствует о превращении формирования оптимистического сознания советских людей в важную партийно-политическую задачу /56; 58, с. 87, 91; 60, с. 80; 61, с. 440; 65, с. 73 и др./. Отмечая, что "социализм - это общество социального оптимизма" /61, с. 440/, что "социальный оптимизм, уверенность каждого - 5 -человека в завтрашнем дней" являются новыми качествами жизни трудящихся, фундаментальными ценностями социализма /65, с. 73/, что "этот оптимизм рожден всей историей Советской страны, сознанием нашей силы, правильности избранного пути" /70, с. 18 /, Коммунистическая партия отводит историческому оптимизму важную роль в реализации задач партии по формированию нового человека, гармонической, целостной личности коммунистического типа, определении ее жизненных планов и программ, повышении ее политической активности, развитии творческой энергии. При этом партия исходит из того, что оптимизм советских людей "не самоуверенность баловней судьбы11, что он связан с трудовой активностью, верой в силу труда /60, с. 80/, что он требует активно-преобразовательного отношения человека к действительности, учета трудностей и противоречий коммунистического строительства, что "нет ничего пошлее самодовольного оптимизма" /28, с. 355/.

Таким образом, актуальность проблемы оптимизма-пессимизма определяется и тем, что она должна удовлетворять требования коммунистического воспитания, призванного формировать у советских людей оптимистическое мировоззрение и связанного с социальным анализом состояний сознания общественных групп, личности, с учетом системной природы как сознания общества, так и самого процесса воспитания.

Степень разработанности проблемы. Принципиальное решение проблема оптимизма-пессимизма получила в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, в философско-социологической системе анализа общественного сознания..В последние годы советские философы проделали большую работу по изучению, систематизации и дальнейшему развитию марксистско-ленинских положений о социальной сущности оптимизма и пессимизма. - б -

Анализ научной литературы показывает, что данная проблема исследуется прежде всего в социологическом аспекте. Значительным вкладом в ее изучение явились кандидатские диссертации В.й.Синю-тина /206/, ЕЛ.Решетниковой /194/, Н.Г.Володиной /102/.

Советские философы проследили отражение проблемы оптимизма-пессимизма как в истории общественной /206/, так и в истории философской мысли /194/, были реализованы попытки определить место оптимизма и пессимизма среди явлений духовной жизни общества /102/, рассмотреть оптимизм и пессимизм в качестве элементов мировоззрения /100/.

Особое значение в исследовании оптимизма и пессимизма приобретает единство в понимании сущности данных понятий, которое связано с выработкой однозначного употребрения самих терминов "оптимизм1* и "пессимизм". Такое единство еще полностью не сложилось. Среди философов, исследующих данную проблему, общепризнанным является положение о том, что эта проблема относится к философскому знанию. Эта позиция четко просматривается в диссертационных работах Е.М.Решетниковой /194/, Н.Г.Володиной /102/,этой точки зрения придерживаются исследователи гносеологического, экономического /154/, а также аксиологического /99/ аспектов оптимизма и пессимизма. Однако оптимистическое и пессимистическое сознание является предметом исследования не только марксистско-ленинской философии, но и частнонаучного знания: прогностики, педагогики, медицины, биологии, социальной генетики, экономики и т.д.; философских наук: эстетики, этики, научного атеизма, научного коммунизма.

Сложность, многогранность и междисциплинарный характер понятий оптимизма и пессимизма является причиной разнообразных наименований последних: гносеологический, эконометрический, экономический, этический, обыденный, эсхатологический, эвдемонический, антрополо- - 7 " гический, импульсивный, теологический и т.д.; многие из них не от~ по личаются научной строгостью, в силу отсутствия у них однорядковых оснований не поддаются какой-либо систематизации.

Нам представляется плодотворной попытка советских философов устранить пестроту и иобеднениеп понятий "оптимизм", "пессимизм" путем определения их философского статуса /194, 102/. Осмысление философской природы оптимизма и пессимизма привело к необходимости исследования теоретико-познавательных, социальных корней оптимизма и пессимизма, анализа их социального, гносеологического содержания. Это послужило одной из причин выделения отдельных аспектов оптимизма и пессимизма. Ф.О.Кузнецов, связав понятия оптимизма и пессимизма с идеей развития научного познания, выделил гносеологический оптимизм как компонент социального оптимизма /154/» В.И.Си-нютин выделил и исследовал морально-этический аспект оптимизма /206/, рассмотрел пролетарский, социалистический оптимизм как нравственную ценность /207/, А.П.Павельев исследовал экологический пессимизм /180/.

Однако поскольку исследователями оптимизма и пессимизма не решен до конца вопрос об основаниях оптимизма и пессимизма, различные аспекты последних не позволяют зачастую "уловить" мировоззренческую и методологическую функции данных понятий, без использования которых из частнонаучного знания об оптимизме и пессимизме трудно исключить биологизаторский подход. Последний вызывается абстрактным подходом к человеку и связанными с ним трудностями соотнесения биологических и социальных оснований оптимизма и пессимизма, с которыми сталкивались их домарксистские исследователи, в том числе И.И.Мечников /169/, и с которыми не могут справиться современные буржуазные исследователи оптимизма и пессимизма. В связи с этим важным вкладом в развитие проблемы оптимизма-пессимизма - 8 -являются работы советских философов И.Д.Панцхава, Б.Г.Ананьева, С.С.Батенина, И.Т.Фролова, К.Е.Тарасова и Е.КЛернеяко /181, 77, 84, 230, 219/ по проблеме человека, работы Г.Л.Смирнова, В.Е.Кемерова, С.М.Ковалева, Г.Е.Глезермана по проблеме личности /210, 141, 145, НО/, а также работы П.Ландесмана и Ю.Согомонова /157/, Т.ТІи-мофеева /220/, Т.И.Ойаермана /178/, А.А.ПавельеваД80/, посвященные критике современных буржуазных концепций оптимизма и пессимизма.

Разработке проблемы оптимизма-пессимизма способствуют также исследования концепций будущего, закономерностей социального, научно-технического, нравственного прогресса, анализ социальных прогнозов. Особо в этом плане следует отметить исследования А.Цип-ко, проследившего связь между теориями прогресса и историческим оптимизмом /238, 239/, а также работы Т.Т.Тимофеева /220/, Л.В.Боброва /88/, В.В.Косолапова и В.А.Лисичкина /151/, М.П.Мчедлова /171, 172/.

В связи с усиливающимся теоретическим интересом к проявлениям оптимистического и пессимистического сознания в условиях общественной социалистической системы авторы многих работ, отражающих проблемы духовной жизни в условиях социалистического образа жизни, мировоззрения, коммунистического воспитания непосредственно или опосредованно затрагивают вопросы, связанные с выяснением оснований и особенностей пессимизма в условиях развитого социализма, роли исторического оптимизма в управлении духовным развитием личности коммунистического гипаД53,158, 222, 87, 241, 98, 228, 218,^37, 177, 236, 126, 212, 170 и другие/. В этом плане привлекают внимание работы С.И.Попова, который рассматривает реальный социализм в качестве источника социального оптимизма, анализируя идеологию исторического оптимизма, исследует связь между глобальными проблемами человечества и современным буржуазным пессимизмом, показывает -9.-место оптимизма в идеологической борьбе, роль его в реализации гуманистических идеалов коммунизма /187, 188, 189, 190/.

Вместе с тем остается неисследованным ряд полонений. Прежде всего еще весьма скромно представлена методология исследования оптимизма, пессимизма, не учтены многие марксистско-ленинские принципы анализа их как сложно-динамических явлений сознания общества* В связи с этим из поля зрения исследователей выпал системный характер оптимизма, пессимизма, обусловленный как системностью самого сознания, так и системностью общества в целом. Это, в свою очередь, не позволило заметить многоуровневую детерминацию оптимистического и пессимистического сознания, связанную с целой системой социальных факторов, включающих не только экономические обстоятельства, но также социально-психологические, культурные и другие причины, влияющие на формирование оптимистических и пессимистических состояний сознания*

Нам представляется, что проблема оптимизма-пессимизма, как философская проблема, интегрирующая различные аспекты человеческого бытия, требует системного подхода, связанного с теоретическим осмыслением эффективности и ценности человеческой жизни, детерминированной комплексом взаимодействующих социальных явлений, что становится возможным на основе, исследуемой в настоящее время советскими философами, марксистско-ленинской системой трактовки социальной действительности. Эта трактовка, нашедшая свое воплощение не только в закономерностях общественно-экономических систем, но и в установлении системной зависимости между сферами материальной и духовной жизни общества* в открытии феномена двойственной качесхвенной определенности социальных явлений /156, с. 25/ позволяет диалектически соединить социально-экономические, духовные и социально-психологические аспекты оптимистического, пессимистиче- - 10 -ского созналия и представить эти аспекты в виде единой проблемы.

В условиях развитого социализма высокая степень интеграции общественных процессов, при которой "все связано со всем", когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проолемы приобретают системный, комплексный характер /82, с.18-19/, оптимизм, пессимизм особенно требуют системных характеристик.

Необходимость осмысления особенностей действия общесоциологического закона возвышения человеческих потребностей в условиях развитого социализма требует исследования системной взаимосвязи исторического оптимизма с потребностями социального существования, выявления параметров социальной удовлетворенности советских людей. Это приводит к необходимости определения социального критерия оптимистического и пессимистического сознания, анализа его взаимосвязи с социальными показателями, жизненной позицией общественного зубъекта. Такой анализ позволяет осмыслить исторический оптимизм зоветского народа как единство теоретического и практического от-їошєния к действительности, рассмотреть его связь с революционной практикой, требующей изменения как общественного бытия, так и реформы общественного сознания.

Цель и задачи работы. Цель исследования состоит в выявлении зистемной природы оптимистического и пессимистического сознания.

Реализация указанной цели определила решение таких задач: уточнить философское содержание понятий оптимизма и песси-дйзма; проанализировать оптимизм и пессимизм, с одной стороны, как зложную динамическую социальную систему, а с другой - как состояния юзнания общества; рассмотреть социальную детерминацию оптимистического и песси-шстического сознания, его связь с социальной активностью, верой, 'беждениями, степенью социальной удовлетворенности субъекта; - II - выяснить сущность диалектической взаимосвязи оптимизма, пессимизма и образа жизни; определить место исторического оптимизма в практике комму-зистического строительства.

Сущность проблемы определила логику исследования, которая рребовала, во-первых, выявления методологических основ анализа оптимизма, пессимизма, способствующих научному решению проблемы, во-зторых, определения системных характеристик оптимизма, пессимизма, з том числе системного качества и комплексного критерия, в-третьих, анализа оптимистических и пессимистических состояний как диалекти-їєского процесса с исторически-классовой детерминацией, в-четвер-?ых, рассмотрения оптимизма и пессимизма в виде ценностных состоя-іий сознания общества, в том числе нравственных состояний, в-пятых, исследования исторического оптимизма и исторического пессимизма сак состояний духовной сферы образов жизни и в связи с этим обосно-іания положения о связи исторического оптимизма советского народа > социальной целостностью, гармоничностью советского образа жизни. .

Данная логика определила применение таких принципов марксист-іко-ленинской философии, как принципа: детерминации сознания и его [ктивности, принципа отражения, реализованного в социальном аспек-е, принципов объективности, партийности, историзма, социальной начимости, целостности, принципа системности как методологическо-о средства диалектического и исторического материализма.

Методология и источники исследования. Методологией настоящего ^следования является диалектико-материалистическое решение про-лемы сознания; главную роль при этом играли следующие его положе-ия: положение об общественной природе и функциях сознания, поло-ение о сознании как '; процессе, исторически возникшей форме и родукте совокупной деятельности общественных индивидов, положение б активно-созидательной роли сознания, положение о системности - 12 -сознания и о том, что само сознание выступает в качестве общественной подсистемы, на которую распространяются определения и категории, характеризующие общественную систему.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также содержащиеся в документах КПСС и Советского государства, трудах деятелей Коммунистической партии и Советского правительства идеи и установки этносительно формирования у советских людей социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дне как нового качества жизни трудящихся ласе, как фундаментальных ценностей социализма.

В диссертации используются работы советских философов, социологов, психологов, педагогов, этиков, рассматривающих проблемы формирования сознания, состояний сознания у различных социальных [рупп и личности, а также данные социологических исследований по анализируемой проблеме.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: оптимизм и пессимизм представляют собой сложные социологи-іеские системы ценностных состояний; социальным основанием этих состояний является диалектика )бщественного прогресса, критерием - система таких социальных по-сазателей, как социальная активность, социальная удовлетворенность і вера; в качестве субстрата оптимизма и пессимизма выступает вера; в отличие от имеющихся в философской литературе точек зре-іия оптимизм и пессимизм рассмотрены как один из элементов струк-?уры сознания общества, который характеризует состояния сознания; оптимизм и пессимизм выступают существенной чертой, состо-шием конкретно- исторического типа образа жизни; - ІЗ - - исторический оптимизм советского народа отражает це лостность советского общества и сознания советских людей, в то время как исторический пессимизм отражает "разорванность" буржуазных общественных отношений и буржуазного сознания.

Практическое значение работы заключается в том, что обоснованное автором положение о целесообразности использования исторического оптимизма в качестве методологического принципа исследования различных сторон социального бытия, и в первую очередь образа жизни, может быть применено в прогностических и футурологических концепциях будущего, в моделях социальных систем, а также в социологических исследованиях, связанных с выяснением и измерением жизнеспособности цивилизаций, предполагающей определенную степень оптимизма народов этих цивилизаций; результаты исследования могут быть использованы частно-научным знанием об оптимизме и пессимизме для преодоления натуралистической или только психологической интерпретации этих явлений сознания, для осмысления механизма возникновения оптимистических и пессимистических состояний личности; выводы исследования имеют определенное значение, для критики современных буржуазных концепций оптимизма, пессимизма, и в этом плане могут быть использованы в практике идеологической борьбы; положения исследования, связанные с анализом роли исторического оптимизма в социальной практике коммунистического строительства, могут явиться методологическим основанием для рекомендаций по формированию оптимистического мировоззрения в системе коммунистического воспитания, материалы диссертации могут быть использованы партийными, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями в их практической деятельности по оптимизации процесса формирования у советских людей активной жизненной позиции, включающей оптимистическую установку жизни, социальную уверенность, духовное равновесие; результаты исследования, связанные с анализом социального критерия оптимистического и пессимистического сознания, могут быть учтены в воспитательной работе среди студенческой молодежи с целью целенаправленного формирования оптимистического состояния ее сознания, что может найти отражение при составлении планов идейно-воспитательной работы, при разработке методических пособий для кураторов академических групп; теоретические выводы и отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении программ курсов марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, основ научного атеизма, марксистско-ленинской этики, марксистско-ленинской эстетики.

Апробация работы» Основные положения проведенного исследования были представлены на научно-теоретической конференции "Формирование научного мировоззрения в условиях развитого социализма" /Минск, ЙПК, 1980/, на Всесоюзном семинаре "Диалектика и этикаи /Алма-Ата, 1981/, на республиканской конференции "Наука и мировоззрение" /Харьков, 1982/, а также на теоретических семинарах кафедр философии ХГУ, ХПЙ, кафедры этики, эстетики и научного ате- - 15 -изма ХПИ в 1980 - 1983 гг., на теоретических конференциях преподавателей ХПИ в 1981 - 1983 гг. Результаты исследования использовались автором при чтении лекций для студентов по марксистско-ленинской этике в темах:"Социалистическая революция и нравственность. Критерий коммунистической морали", "Моральные принципы социализма, их научное обоснование", "Кризис буржуазной морали и критика современных буржуазных и ревизионистских этических концепций", при чтении лекций по курсу научного атеизма в темах "Религия как социальное явление", "Атеизм и общественный прогресс", "Научный атеизм о мире, обществе и человеке", а также при чтении лекций для руководителей семинаров пропагандистов, лекторов, политинформаторов в доме политического просвещения харьковского обкома партии Украины, при чтении спецкурсов по теории и практике коммунистического воспитания, проблемам социалистического образа жизни в университете марксизма-ленинизма при Харьковском обкоме Компартии Украины. Основные положения диссертации изложены в четырех научных статьях.

Анализ оптимизма и- пессимизма как системных образований

Основным методологическим недостатком домарксистского исследования оптимизма и пессимизма являлась бессистемность. Ленинская характеристика ограничения домарксистской социологии, в которой отмечается, что в лучшем случае она давала "накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса" /4-І, с. 57/, в полной мере относится к домарксист - 37 -скому исследованию оптимизма, пессимизма.

Оптимистическое и пессимистическое сознание связано со все расширяющимся кругом сложных проблем, часть из которых; возникла относительно недавно, часть волновала людей еще,в античности, отражаясь в оптимистических или пессимистических умонастроениях Вы- деляя какую-то из них, исследователи оптимизма и пессимизма под углом зрения данной проблемы пытались объяснить оптимизм, пессимизм то как "нравственные суждения о ценности жизни" /115, с. 5/, то как "волю к жизни, проявляющуюся в благоговении перед жизнью /оптимизм/, пониженную волю к жизни /пессимизм/"/245, с.юб-lW, то как "учения, представляющие жизнь, природу человека и весь мир либо хорошими", либо плохими /255, с .619/, і о как "наклонности предполагать вещи дурными /пессимизм/" /90, с. 97/ или просто как "жуткую истину жизни" /пессимизм/ /89, с. 4/,

Использование созданной К.Марксом системной теории общественного развития позволяет преодолеть исторически сложившиеся "разночтения" в объяснении сущности оптимистического и пессимистического сознания, которое должно быть исследовано прежде всего как социальное явление Интенсивное проникновение системно-структурного метода в область социального знания дало определенные результаты в плане системного исследования духовной жизни общества /236, 126/, вследствие чего был отмечен системный характер как духовной жизни, так и сознания общества /236, с. 184-204; 209, с 84-87/, что дает основание для попытки представить оптимистическое и пессимистическое сознание в виде системных образований. Такая необходимость возникает потому, что, несмотря на наличие серьезных марксистских исследований оптимистического и пессимистического сознания, в которых определился философский подход к последнему, до сих пор абсолютизируются его отдельные уровни и ас - 38 -пекты. Поэтому в одном случае оптимизм и пессимизм определяются как характерные черты психологии социальной группы /182/, в другом - как установки жизни /218/, в третьем - как виды оценки социальной действительности, аксиологические элементы мировоззрения /99, 100/, в четвертом - как оценки научных прогнозов /154/» в пятых - как мировоззренческие принципы морали /207, 209/, в шестом - как состояния общественного сознания /234, 235/ и т.д.

Как справедливо отметил В.И.Синюгин, среди советских философов нет полной и единодушной интерпретации оптимизма и пессимизма /207, с. 8/. В практическом же использовании терминов "оптимизм", "пессимизм" во многих статьях периодической печати эти понятия оказываются синонимами психологических категорий "удовольствие", "радость", "страдание", "печаль" и т.д., используются в смысле надежды на осуществление различных желаний, планов, замыслов.

Оптимизм и пессимизм могут быть рассмотрены в двух основных планах: в историческом, когда это сознание должно анализироваться как процесс и результат изменения социальных условий, которые являются основанием для оптимизма и пессимизма классов, социальных групп, личности на различных этапах развития общества и в системном, когда оптимизм и пессимизм могут быть рассмотрены в виде элементов функционирования всей системы сознания, духовной жизни общества, как их подсистема, и в то же время как самостоятельное системное образование, тесно связанное с общественной системой в целом. Нам представляется возможным соединить эти два плана при условии реализации гносеологической процедуры многоступенчатого осмысления оптимистического и пессимистического сознания, которая требует, во-первых, осмысления системности оптимизма и пессимизма как понятий, во-вторых, анализа фиксируемой этими понятиями систем - 39 -ной реальности, выступающей в виде системных- образований сознания, в-третьих, установления взаимосвязи этих образований с комплексом параметров общественной системы, которую К.Маркс рассматри а в,и. ленянвал как целостную органическую систему /3, с. 133, I34-/, "как живой, находящийся в постоянном развитии организм" /24, с. 165/,

Оптимистические и пессимистические состояния сознания общества как диалектический процесс

Системный подход к оптимизму и пессимизму, как уже отмечалось, предусматривает анализ оптимистического и пессимистического сознания общества с учетом диалектики его изменения. Ступенькой познания оптимизма, пессимизма в данном случае выступает категория "состояние", которая отражает изменчивость оптимизма, пессимизма, детерминированную усложняющейся социальной действительностью.

Рассматривая оптимизм /пессимизм/ не только в качестве процесса отражения, но прежде всего в качестве результата этого npo-v цесса /чего требует социологический аспект исследования/, мы представляем его в виде состояний сознания общества. Отправными категориями анализа этих состояний служат понятия "изменение", "движение", "развитие", "зрелость", где категория "изменение" является полярной по отношению к категории "состояние" /203, с. 99-100/.

Методологическим основанием анализа оптимистических и пессимистических состояний сознания служит марксистско-ленинская диалектика как учение об изменчивости мира, признание ею того, что сознание, отражающее объективный мир, также безгранично и противоречиво в своих проявлениях, как этот мир, пребывающий в различных состояниях. Мы рассматриваем оптимистические и пессимистические состояния, отражающие диалектическое движение действительного мира, как проявления движения сознания, ибо диалектический подход к сознанию предполагает, что как предметы, так и "...делаемые головой мыслимые их снимки, понятия»находятся в беспрерывном изменении" /21, с. 302/. При этом мы исходим из того, что оптимистические, пессимистические состояния имеют качественные и количественные характеристики, представляют собой диалектическое единство прерывности и непрерывности, которое является одним из оснований системности оптимизма, пессимизма.

Непрерывность оптимистических, пессимистических состояний состоит прежде всего в том, что как элементы динамической структуры сознания общества, эволюционизируя, они проявляются на всех этапах социального развития, имеют последовательность в своем становлении и развитии, обусловленную факторами общественного прогресса.

Прерывность данных состояний проявляется в их целостности, выступающей в виде доминанты сознания, а также в устойчивости данных состояний, результатом которой является образование оптимистических, пессимистических мировоззрений.

Для каждого исторического периода характерны свои виды оптимистических, пессимистических состояний сознания общества, классов, личности, которые могут быть представлены в виде системы состояний. Можно выделить систему оптимистических, пессимистических состояний угнетенных, эксплуатируемых социальных групп, представить оптимизм рабочего класса как определенную систему исторических состояний его сознания. Например, в литературе, посвященной анализу оптимизма и пессимизма, отмечены три конкретно-исторические формы оптимизма угнетенных: оптимизм рабов, крепостных крестьян и пролетариата /19V Системность оптимистических, пессимистических состояний определяется системой социальных детерминант, к которым в первую очередь следует отнести систему деятельности и потребностей, ибо, как справедливо отметил А.Н.Леонтьев, движение сознания породила предметная деятельность /161, с. 156/, Кроме того, эти состояния определяются внутренними процессами, присущими самому сознанию, где происходит взаимопроникновение эмоционального и рационального, сознательного и бессознательного, перевод общественного в индивидуальное и т.д., то есть эти состояния обусловлены двойной детерминацией.

В.И.Ленин неоднократно отмечал обусловленность оптимистических и пессимистических состояний экономическим состоянием классов и масс, социальной структурой общества, реальным политическим положением социальных групп. Поэтому мы и рассматриваем эти состояния в основной их сути как классовые сознания, проявляющиеся в исторических формах, изменяющихся вместе с положением класса в системе производственных отношений, определяющих степень зрелости данных состояний.

В настоящее время в марксистской литературе категория "зрелость" имеет самое широкое применение /"зрелое общество", "зрелая личность", "политическая, нравственная зрелость" и т.д./. Все эти понятия о зрелости тесно связаны со зрелостью сознания. По нашим представлениям оптимистическое состояние сознания общества, класса, личности есть такое сознание, когда оно достигает своей зрелости. Происходит как бы восхождение субъекта сознания к состоянию оптимизма, возможного для этого субъекта в данный исторический период. Затем это состояние может превратиться в свою противоположность в зависимости от изменения места субъекта в системе общест - 64 венного производства. Оптимистические состояния, как правило, присущи представителям восходящих, развивающихся классов, деятельность которых способствует прогрессу общества. Представители "обреченных" классов, связанных с "обреченными" производственными отношениями, пессимистически смотрят в будущее, зачастую рассматривая уход своего класса с исторической сцены как приближающуюся гибель всего человечества.

Степень зрелости оптимистических и пессимистических состояний определяет их как систему определенных уровней. Поскольку эти состояния могут выступать в виде общественных настроений, проявляющихся в повседневной деятельности, имеющих стихийный характер, а такке в виде осознанного, обоснованного сознания, они представляют собой систему таких уровней, как обыденное и теоретическое сознание, которые тесно связаны с устойчивостью и неустойчивостью данных состояний, с эмоциональным и рациональным в оптимизме, пессимизме, а также с проявлением этих состояний на уровне общественной психологии или идеологии.

Марксистский метод познания требует, чтобы "был исследован весь ряд известных состояний, последовательность их и связи" /24, с. 167/. Однако все стороны, связи, отношения оптимистических и пессимистических состояний исчерпать невозможно, поскольку они практически бесконечны.

Опгимизм и пессимизм как система ценностных состояний сознания общества

Одним из проявлений оптимистических и пессимистических состояний сознания общества, как у нее отмечалось, являются его ценностные состояния, которые входят в систему оптимистических и пессимистических мировоззрений.

Оценочный статус оптимистического и пессимистического сознания проявляется в том, что любое обоснование оптимизма, пессимизма ориентируется на определенную ценность как основную цель человеческой жизни. Выбор ценностей в данном случае зависит от классовой позиции субъекта сознания.

Оценочное отражение действительности - функция сознания, принципиально отличная от отражения действительности психикой животных; оно является духовным результатом человеческого труда и связано с исторически развивающимися человеческими потребностями. Поэтому оптимистическое и пессимистическое отношение к действительности присуще только человеку.

Оптимистические и пессимистические оценки пронизывают все проявления жизнедеятельности субъекта, его мироощущение, мировоззрение, направление ценностной ориентации, определяют его жизненную позицию. Нельзя согласиться с точкой зрения В.й.Синютина, что ценностный подход к действительности - самая общая предпосылка как оптимизма, так и пессимизма" /207, с. 33/, ибо этот подход является их сутью.

Для буржуазных концепций оптимизма, пессимизма характерно отрицание социальной объективной детерминации оптимистических и пессимистических оценок, которые трактуются как аксиологический момент "чистого" сознания, а не предикат общественного бытия. Поскольку эти концепции не могут "примирить" объективную диалектику истории и оценочное отношение к ней, из оптимистических и пессимистических оценок выхолащивается их социально-политическая суть, а разрешение проблемы переносится в духовно-религиозную, нравственную, психологическую и другие сферы. К.Маркс показал несостоятельность таких точек зрения, согласно которым оценка представляется результатом чиото теоретического познания, предшествующего практике /6, с. 377/.

Ценностный подход к природе и социальным явлениям следует из самого существа марксизма, который понимает отношение человека к действительности как систему отношений: практического /в труде и преобразовании/, познавательного /как теоретического постижения действительности/ и аксиологического /как оценку явлений с точки зрения их значения для человека/.

Оптимизм и пессимизм представляют собой систему оценок действительности в плане отношений к ней с позиций жизнерадостности или безнадежности. В эту систему входят: оценки действительности, в которые включаются природа и сам человек, оценки общего хода исторического развития, в которых связываются в единую систему прошлое, настоящее и будущее, "снимается" момент социального движения, реализация исторической необходимости, становление новой действительности, оценки, относящиеся к области морального сознания, к нравственным ценностям. В связи с этим оптимизм, пессимизм можно рассматривать как просто ценностные состояния, как ценностные социальные состояния и ценностные нравственные состояния, т.е. как систему ценностных состояний.

Оптимистические и пессимистические оценки, приобретающие форму воззрений на общий ход исторического развития мира и потому вы - 84 -іупающие как социальные оценки, В.И.Ленин называет "историческим ітимизмом" и "историческим пессимизмом" /27, с. 540-542/. В этих {енках проявляется диалектическое системное единство жизненной ре-іьности и идеального, объективного и субъективного, их объект - ис-)рический процесс, рассматриваемый как социальное движение, обращен- е в будущее. В настоящее время оптимизм и пессимизм выступают как іенки главных противоречий современности, при этом марксистско-ле-шское учение о субъективном факторе истории является основанием іализа субъективной стороны этих оценок, выяснения их значения для юретической и практической деятельности коммунистических партий, условиях развитого социализма, в связи с возрастанием субъективно-) фактора, ценностные функции оптимизма, пессимизма раскрываются лнее.

Мы уже обращали внимание на то, что при исследовании опти-ізма, пессимизма принцип отражения может быть реализован в гно-юлогическом и социологическом планах. При анализе оптимизма и юсимизма как,ценностных состояний сознания эта реализация проявится наиболее эффективно.

Исторический оптимизм советского народа как отранение целостности социалистического образа жизни

Одной из сущностных характеристик социалистического образа жизни является исторический оптимизм, который пронизывает все сферы образа жизни, жизнедеятельность членов социалистического общества и рождает уверенность в победе коммунизма.

Исследование взаимосвязи исторического оптимизма с социалистическим образом жизни в научной литературе еще не проводилось. Однако необходимость осмысления такой связи была отмечена В.И.Синютиным, который, проанализировав источники социалистического оптимизма, пришел к выводу, что "правомерно особо выделить вопрос о социалистическом образе жизни как источнике оптимизма и вопрос об оптимизме в структуре социалистического образа жизни" /208, с. 167/.

Системный подход к проявлениям исторического оптимизма в условиях советского образа жизни предполагает прежде всего выяснение системной связи между оптимизмом советского народа и диалектикой его объективных и субъективных оснований.

"Практикой доказано также то,- отметил Ю.В.Андропов,- что обобществление средств и предметов труда - необходимый и действенный фактор формирования присущего именно социализму общественного климата, в котором человек не знает гнетущего чувства неуверенности в завтрашнем дне, в котором господствует коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, нравственное здоровье и социальный оптимизм" /68, с. 13, 14/. Следовательно, объективной основой оптимизма советских людей можно считать прежде всего социалистические общественные отношения, на базе которых в условиях развитого социализма формируется такая система объективных оснований оптимизма, как социальная однородность, целостность, гармония развития общества, единство сфер социалистического образа жизни. Эти основания в свою очередь являются причиной формирования универсальности, гармонического развития, целостности личности, ее сознания -как субъективных оснований оптимизма советских людей. Диалектическое единство этих оснований, связанное с универсальной деятельностью субъекта при социализме, предполагает единство инте - 142 pecов личности и общества, обеспечивающее взаимосвязь между оптимизмом сознания советского общества и индивидуальным оптимистическим сознанием.

Поскольку образ жизни регулирует уровень развития физических и духовных способностей субъекта, степень его активности, он является важнейшим условием универсальности человека, которая предполагает соответствие между его внутренним потенциалом, степенью развития субъективных возможностей и их реализацией в его жизнедеятельности.

От состояния универсальности субъекта зависит его целостность, гармоничность, оптимизм, которые сливаются в единое диалектическое целое, если условия образа жизни, в которых они формируются, способствуют этому.

Поскольку исторический процесс выступает как целостный процесс в единстве человека и его деятельности, отражение этого процесса в историческом оптимизме требует использования марксистского методологического принципа целостности, который в данном случае связывает сознание с человеческим бытием. Оптимизм, как отмечает Б.Г.Кузнецов, невозможен без представления об упорядоченности, детерминированности бытия; картина неупорядоченности, хаоса вызывает пессимистические оценки и настроения /154, с. 32/.

Взаимодействие субъекта с внешним миром всегда рождает противоречие между его общей универсальностью и мерой его возможностей и способностей. Это противоречие разрешается в зависимости от характера образа жизни, который ставит субъекта в различные отношения к действительности.

Социалистический образ жизни с его экономическими отношениями нуждается в типе общественного человека, который связан с миром и другими людьми целостной универсальной деятельностью, являющейся -основой социального оптимизма.

Целостность, гармоничность личности в условиях социализма в конечном итоге определяются целостностью и гармоничностью социалистической системы, при которой общественное производство, проявляющееся как "родовая сущность человека" /по Марксу/, детерминирует и упорядочивает всю его социальную жизнь. Только в условиях социализма всестороннее, целостное развитие человека обосновано объективными потребностями общественного производства. Данное обстоятельство и является экономическим обоснованием исторического оптимизма, основание которого определяется и тем, что объективная потребность во всесторонне развитом человеке совпадает с высшей целью коммунизма. Отмечая закономерности общественного процесса развития, К.Маркс обращал внимание на то, что в качестве конечного результата этого процесса всегда выступает сам человек, субъект как индивид в общественных взаимоотношениях.

Социалистический образ жизни, формируя у индивидов социальную активность, создает условия для превращения их в общественных субъектов, которые находятся в гармоническом отношении с действительностью, и тем самым создает реальную возможность формирования целостной, гармонической личности. Необходимой к тому предпосылкой служит создание гармонического единства сфер социалистического образа жизни, единство интересов личности и общества.

Похожие диссертации на Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества