Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системообразующие концепты современной синергетики Максимова, Марина Валерьевна

Системообразующие концепты современной синергетики
<
Системообразующие концепты современной синергетики Системообразующие концепты современной синергетики Системообразующие концепты современной синергетики Системообразующие концепты современной синергетики Системообразующие концепты современной синергетики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимова, Марина Валерьевна. Системообразующие концепты современной синергетики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Максимова Марина Валерьевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/473

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические аспекты синергетическои концептосферы 12

1.1. Особенности современной синергетики. Концепт как средство

описания синергетических процессов 12

1.2. Основные составляющие синергетической концептосферы 26

1.3. Аттрактор как инновация. Синергетическая реконструкция эволюционной эпистемологии 53

Глава 2. Глобальный аттрактор как результат движения эволюционного процесса 70

2.1. Телеономия в самоорганизующихся системах 70

2.2. Суператтрактор как глобальная «цель» системы 89

Глава 3. Самоорганизация как «самогармонизация»: фрактальная сеть 113

3.1. Фракталы в современной научной картине мира 113

3.2. Принцип «золотой» симметрии как закон когерентности элементов системы 130

3.3. Управление и самоорганизация в сложных социальных системах 144

Заключение 155

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мир, окружающий нас сегодня, наполнен явлениями и процессами, в которых неравновесность и нелинейность играют доминирующую роль. Эти факторы, наравне с глобальным и инновационным характером социального развития, проявляются в когнитивной сложности исследовательского поля, описание которого требует нового подхода, учитывающего, прежде всего, потенциальную неопределенность бытия. В рамках постнеклассической научной парадигмы такой подход явился одним из факторов становления информационного общества, ориентированного на сверхбыстрые темпы научных процессов, на анализ открытых самоорганизующихся систем, и соответствующего изменения в методологии научного познания. Кризис классического типа рациональности обусловил определенный разрыв между теоретическим объяснением ключевых проблем науки, и полученными результатами практических исследований. Именно синергетический подход позволил нам говорить об устранении этого противоречия, о зарождении общего метаязыка и перейти к целостному пониманию универсума, выраженного единой концептосфе-рой. Синергетика как направление, изучающее общие закономерности самоорганизации структур осуществила прочную интеграцию исследовательских подходов различных наук в общую методологию, являющуюся качественно новым способом познания, синтезирующим эвристические доминанты порядка и хаоса.

Современный этап развития синергетического направления (в частности, последнее десятилетие) тесно связан с успешным применением синер-гетической методологии в сфере социогуманитарного знания. В этой связи ряд ключевых понятий, используемых в синергетике как междисциплинарном направлении (понятия целостности, системности, порядка и хаоса, и пр.) начал активно применяться в области философской, онтологической и гносеологической проблематики. Сегодня можно говорить о закреплении в сфере онтологии и теории познания концептов, понимаемых как совокупность понятийных характеристик явления в его многообразии. Системообразующие концепты, будучи взаимосвязанными между собой, в методологическом контексте научного пространства представляют собой единую концептосферу. Это обусловило потребность в их структурировании, определении диапазона возможного употребления в качестве универсальных познавательных принципов. Актуальность проблемы выявления системообразующих концептов современной синергетики обостряет тот факт, что в настоящий момент синергетическая концептосфера не имеет своей завершенной структуры в преломлении к гуманитарному знанию. Вместе с тем дальнейшее развитие эвристической методологии синергетики в области социальных и философских приложений невозможно без выделения и обоснования ее научно-теоретических конструктов. Данная потребность в оформлении сети концептуальных составляющих синергетики синхронична одной из главных задач онтологии и гносеологии, направленной на по-

иск оснований научного познания. Философский анализ системообразующих концептов синергетики позволяет выявить целостную структуру си-нергетического мировидения, стимулировать интегрирование синергетики в сферу бытия социогуманитарных процессов, способствуя укреплению синергетики как общей теории самоорганизации в современной научной картине мира.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы синергетики выражены в основополагающих трудах В. Арнольда, П. Гленсдорфа, К. Майнцера, Г. Николиса, И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена, в трудах отечественных ученых В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, СП. Капицы, Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Н.Н. Моисеева, B.C. Степи-на и др.

Обширный слой синергетических исследований, характерный для науки последних десятилетий, ознаменован развитием идей в сфере социогу-манитарного знания, то есть становления синергетики как междисциплинарного метода научного познания универсума. Такой подход находит свое отражение в работах B.C. Бусова, Л.А. Василенко, В.В. Васильковой, К.Х. Делокарова, М.С Кагана, B.C. Капустина, СЮ. Маткова, И.Е. Москалева, А.П. Назаретяна, В.А. Романова, В.Е. Хиценко, И.В. Черниковой, Э. Янча, и

др.

Возможность применения понятия системности в современном эпистемологическом пространстве, в том числе и в контексте синергетики, раскрыта в работах Е.Б. Агошковой, Б.В. Ахлибинского,В.Н. Садовского. Представления об эволюции научного знания как смене инновационных структур последовательно изложены в работах представителя эволюционной эпистемологии С. Тулмина, в исследованиях отечественных представителей науки О.В. Васюкова, Н.М. Денисовой, В.Н. Поруса, А.А. Печенкина, П.И. Сивоконь, а также зарубежных представителей науки Р. Коллинза, Л. Туоми, и др.

Проблематика телеономического истолкования процессов в свете пост-неклассической научной картины мира разработана в трудах В.Г. Борзенко-ва, О.Н. Голубевой, И.С. Добронравовой, Е.Н. Мамчур, А.Д. Суханова, и др. Проблема коэволюционного развития универсума с учетом синергетики развивается в работах И.П. Гетманова, Л.В. Рядинских, Н.В. Поддубного, и

др.

Формирование специфических особенностей современной синергетики привело к расширению содержания и границ применения ряда концептуальных понятий, используемых в прикладных науках. Исследования, развивающие понятийный аппарат синергетики в социогуманитарном контексте (в частности, такой ключевой элемент ее концептосферы, как аттрактор), приведены у В.А. Асеева, В.П. Бранского, СД. Пожарского, и др.

Научные разработки, связанные с интеграцией понятия «фрактал» в общенаучную методологию, приведены у И. Адрианова, Г. Айленбергера, В.Э. Войцеховича, А.В. Волошинова, В.Т. Гринченко, Ф.И. Маврикиди, Б

Мальдброта, В.В. Тарасенко, С.Д. Хайтуна, и др. Принцип симметрии, и его мировоззренческие следствия, затронут в работах Б. Грина, В. Лавруса, В. Д. Цветкова, Ч. Янга, и активно развит в исследованиях Э.М. Сороко, Х.Н. Ягафовой, и др.

Вопросы возможности применения понятия управления в отношении бытия социальных процессов рассмотрены в работах Э.Н. Богдановой, М.В. Заковоротной, А.А. Колесникова, Т.А. Колесниковой, и др. Проблема смыслового наполнения категории «информация» исследована в работах М.В. Волькенштейна, Г.А. Голицына, В.М. Петрова, В.А. Уханова, и др. В качестве предтечи принципов синергетической методологии можно выделить исследования Л. фон Берталанфи, А. Богданова, Н. Винера, и др.

Развитие содержательного наполнения термина «концепт» и возможности применения понятия «концептосферы» в общенаучной методологии выражено в трудах В.Л. Абушенко, С.А. Аскольдова, Ж. Делеза и Ф. Гват-тари, В.З. Демьянкова, В Зусмана, С.Д. Лихачева, В.А. Масловой, Д.Б. Рассела, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, Т.А. Фесенко, А.А. Филатовой, и др.

Особый вклад в развитие философской инноватики синергетических процессов был внесен Ростовской философской школой в лице И.П. Гетма-нова, В.П. Кохановского, Т.Г. Лешкевич, Л.А. Минасян, Е.Я. Режабека, A.M. Старостина, и др.

Несмотря на высокую степень важности полученных результатов, решение проблемы поиска концептуальных оснований синергетики на современном этапе ее развития находится в стадии своего становления. В данном исследовании предпринята попытка восполнить потребность в формировании синергетической концептосферы и выделить соответствующие методологические следствия.

Цель исследования состоит в развитии и систематизации концептосферы современной синергетики и ее интеграции в область философского знания.

В качестве ряда взаимосвязанных последовательных задач, необходимых для достижения поставленной цели, следует:

провести поиск и анализ основных составляющих синергетической концептосферы;

выявить ключевые концепты в синергетических процессах с точки зрения социогуманитарного знания;

исследовать результаты интеграции данных концептов современной синергетики в сферу философской, онтологической и гносеологической проблематики;

определить возможности применения ключевых синергетических концептов в онтологии и теории познания;

обозначить перспективы дальнейшего изучения и применения синергетической концептосферы как когнитивного инструмента процессов самоорганизации универсума.

Объектом исследования является современная синергетика в контексте ее онтологического и гносеологического содержания.

В качестве предмета исследования выступают самоорганизующиеся системы, рассматриваемые в рамках синергетического инструментария.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были использованы труды выдающихся отечественных и западных исследователей, а также методологический аппарат, разработанный как в рамках философии, онтологии и теории познания, социальной философии, философии науки, так и в некоторых аспектах системного подхода, теории управления. В качестве основного метода исследования применен системный подход, включающий в себя целевой анализ и синтез, структурно-функциональный, эволюционный и исторический подходы. Использовались такие общенаучные принципы, как принцип объективности, всесторонности, дополнительности. Также в исследовании были использованы такие общелогические и теоретические методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод. Применение данных методов дало возможность проанализировать, систематизировать и развить основные идеи синергетики с позиции философской рефлексии, сконцентрировав внимание на гносеологическом потенциале отдельных концептуальных структур, детерминирующих эволюционные тенденции гуманитарного пространства постнеклассической научной парадигмы.

Научная новизна данного исследования состоит в следующих положениях:

выявлены и обобщены особенности и характеристики синергетической концептосферы на современном этапе развития. Предложена корреляция системного подхода и синергетического инструментария, что позволяет определять универсум в его холистическом единстве посредством концепта системной целостности;

рассмотрено онтологическое и философско-методологическое содержание концептуальной структуры - аттрактора, проанализированы ее особенности, позволяющие интерпретировать аттрактор как ключевое понятие процесса самоорганизации. Проведена синергетическая реконструкция эволюционной эпистемологии С. Тулмина, что дало возможность выявить методологические параллели с синергетикой и установить инновационную природу структуры-аттрактора. Это позволяет рассматривать процесс эволюции систем социогуманитарной природы как процесс смены инноваций;

на основе научных исследований В.П. Бранского проанализировано понятие суператтрактора, проведен философский анализ данного понятия в со-циогуманитарном пространстве с точки зрения его когнитивных характеристик;

выделены перспективы использования понятия фрактальности в современной синергетике, обоснована возможность применения фрактала как

концепта современной синергетики к изучению онтологических характеристик универсума. Раскрыт теоретический контекст принципа «золотой симметрии», понимаемого как частный случай фрактального концепта, выделены особенности, позволяющий трактовать его как закон когерентности компонентов самоорганизующейся системы в синергетике.

В качестве основных тезисов данного исследования предлагается рассмотреть следующие положения:

  1. Применение синергетики в качестве междисциплинарного направления, обращенного к эвристическим принципам познания универсума, требует рассмотрения ее концептов, понимаемых как динамическая совокупность понятийных характеристик объекта. Для того, чтобы выделить основные концепты синергетики, предлагается взять за основу классификацию синергетических принципов, предложенную Г.Хакеном. Таким образом, к основным составляющим синергетической концептосферы относятся нелинейность и неравновесность системы, ее открытость, способность к самоорганизации, бифуркационность, а также концепт системной целостности и способности системы к созданию эмерджентных образований. На основании современных исследований последние два концепта получили существенное развитие в многообразных философских и общенаучных следствиях.

  2. Концепт системности лежит в основе понимания универсума как онтологического единства взаимосвязанных компонентов и позволяет сформировать рациональные альтернативы объяснения закономерностей эволюции, основанные на принципе когерентности компонентов бытия. В синергетической интерпретации понятие системы как категории описания процессов любой природы обретает принципиальную трансформацию, представляя собой органичное целое, регулируемое посредством самоорганизации.

  3. Эволюция социальных процессов происходит по пути возникновения эмерджентных образований - аттракторов, так как именно через аттрактор осуществляется развитие системы, ее переход на новый уровень. Аттрактор как концепт современной синергетики может быть понят (на основе результатов эволюционной эпистемологии С. Тулмина) как принципиальная инновация, синтезирующая в себе фундаментальные свойства системы. Развитие социогуманитарных систем интерпретируется, в таком случае, как спонтанный выбор аттрактора-инновации из числа наиболее приемлемых вариантов, формируемых средой в процессе самоорганизации.

  4. Концептуальная структура - аттрактор в синергетике является целе-подобным образованием и определяет весь процесс эволюционного развития как телеономический. Концепт аттрактора в социогуманитарных системах получает свое продолжение в понятии суператтрактора. В отношении социального бытия представляется актуальным разграничение понятия аттрактора как притягивающего множества на конкретном (локальном) участке эволюции, и суператтрактора. Понятие суператтрактора позволяет рассматривать эволюционный процесс в синергетике в масштабах универсума,

представляя собой консолидирующее звено глобального процесса самоорганизации.

5. Фрактальность как концепт современной синергетики позволяет рассматривать бытие с точки зрения масштабной инвариантности или самоподобия элементов. Разновидностью фрактального концепта является широко используемый в сфере эстетики принцип симметрии (золотого сечения), детерминирующий представления об эстетической составляющей универсума. Фрактал как теоретический конструкт процесса эволюции представляет собой когнитивный инструмент описания различных уровней организации универсума. В социогуманитарных системах рассмотрение аттрактора с точки зрения фрактальной природы позволяет объяснить его «структурное наполнение» и дает возможность говорить о возможности «управления» сложными синергетическими системами. Это имеет смысл при введении в синергетический инструментальный тезаурус нового понимания управления как устремленности в область действия конкретного аттрактора, что открывает перспективу корректирования последствий самоорганизации в соответствии с желаемыми целями.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в новой методологической интерпретации инструментария синергетики на современном этапе, применительно к сфере онтологических и гносеологических оснований универсума, в систематизации концептуальных составляющих синергетики в контексте парадигмальных трансформаций 20-21 вв. Результаты диссертационного исследования могут быть включены в арсенал современного философского и общенаучного образования, в частности, использованы как в рамках спецкурсов по онтологии и гносеологии, философии и методологии науки, так и в широкой сфере социогуманитарных дисциплин, при чтении общих курсов по философии, в учебно-педагогической практике при подготовке к экзаменам кандидатского минимума по истории и философии науки.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения исследования отражены в 14-ти публикациях автора. Различные аспекты диссертационной работы докладывались на межрегиональных, всероссийских и международных конференциях, среди которых международная научная конференция «Дни Петербургской философии», СПБГУ (Санкт-Петербург), 2005 г.; IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации», МГУ (Москва), 2005 г.; межрегиональные научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, ЮФУ (Ростов-на-Дону), 2004-2007 гг.; международная научная конференция «Системный синтез и прикладная синергетика», г. Пятигорск, 2009 г.; международная научная конференция «Хаос-2009», г. Ханья (Греция), 2009 г.; международные научные конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», МГУ (Москва), 2006-2010 гг. По теме диссертации опубликованы 14 статей.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы из 185 источников. Общий объем диссертации составляет 176 с.

Основные составляющие синергетической концептосферы

По мнению современных исследователей, конец XX века продемонстрировал нестабильность большинства происходящих процессов в сфере как со-циогуманитарного, так и естественного познания. В окружающем мире все чаще наблюдаются тенденции неоднозначного, нестабильного развития- на самых разных структурных уровнях универсума, в котором относительная стабильность сменяется кризисным состоянием, а вполне детерминированные на первый взгляд явления содержат столь высокий уровень сложности, что оказываются труднопредсказуемыми в своих следствиях. В этой связи целый ряд традиционных для гуманитарного познания категорий приобретает новые смыслы. Это ведет к необходимости переоценки значения ряда фундаментальных понятий общенаучной сферы, составляющих методологическую основу описания происходящих изменений.

Социальные, гуманитарные, и собственно философские трансформации требуют от ученых предметного выяснения коренных причин, их порождающих. Однако усиливающаяся дифференциация наук, областей исследования и различных знаний создала определенный разрыв между имеющими место практическими следствиями неустойчивости социума, и наличием соответствующих объяснительных научных схем. Такое положение обусловило потребность поиска интегративной теории, некого общего механизма развития бытия. На сегодняшний день становится очевидным тот факт, что формирование метода, соединяющего в себе широкий спектр характеристик, позволяющих делать выводы относительно сущностного развития явлений различной природы, невозможно с позиции конкретных частных дисциплин. Анализ процессов бытия науки и общества как единого сложного целого принципиально выходит за рамки монодисциплинарного подхода. Вместе с тем, как отмечается в работе С.А. Кравченко и В.Л. Романова [150], стремительный рост степени сложности, открытости и неустойчивости социума, наблюдаемый во всех сферах современного общества, предопределяет принципиально новый характер динамизма. Под динамикой в данном случае подразумевается внутреннее взаимодействие элементов системы между собой, их постоянное развитие, способность соблюдать баланс с внешней средой, обмениваться информацией.

Попытка формирования понятийного аппарата, отвечающего подобным потребностям, была успешно осуществлена в связи с развитием синергетики как междисциплинарного метода, ставящего своей стратегической задачей познание общих принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в сложных системах. Классические парадигмальные установки, связанные со статичными линейными представлениями о мире, вследствие своего несоответствия нестабильным темпам эволюции научных и социальных процессов последних десятилетий, получили координальную трансформацию. Синерге-тические представления позволили оценить характер становления, эволюции и развития бытия человека в контексте современности.

Синергетика - направление, изучающее общие закономерности самоорганизации структур - осуществила прочную интеграцию исследовательских подходов различных наук в общую методологию, являющуюся не просто кумулятивным обобщением частных достижений, но качественно новым способом познания, синтезирующим эвристические доминанты порядка и хаоса, и направленным на целостное осмысление закономерностей развития бытия.

Приоритет в разработке основоположений синергетики принадлежит Г. Хакену, И. Пригожину, а также российским ученым СП. Курдюмову, В.И. Аршинову, Е.Н. Князевой и др. В 60-х гг. 20 века научные представления о процессах самоорганизации в открытых неравновесных системах формировались разрозненно и независимо в разных дисциплинах. Однако, в 70-х гг. произошел существенный прорыв в данном направлении, связанный с работами И. Пригожина [142, 143] в области термодинамики неравновесных сис тем. Обобщение и анализ не очевидных на тот момент результатов проводимых исследований привело его к разработке основ теории самоорганизации. И. Пригожий ввел основополагающее понятие открытых систем, то есть таких систем, через которые могут протекать потоки энергии и энтропии (меры хаотичности в поведении системы): именно в таких системах им наблюдалось явление спонтанного «самоконструирования» объектов в системе. Логика научного развития обусловила потребность в более глубоком изучении этого явления, прежде всего в силу открывшегося огромного потенциала и возможности применения полученных результатов в области естественных прикладных наук.

Таким образом, изучение И. Пригожиным принципов поведения неустойчивых систем способствовало разработке целостной концепции самоорганизации, то есть самоупорядочивания элементов систем химической и физической природы в соответствии с внутренними имманентными системе законами.

В отличие от И. Пригожина, Г. Хакен пришел к концепции самоорганизации через разработку проблем квантовой электроники, выявив особую роль коллективного поведения системных элементов, и для обозначения этих процессов ввел понятие «синергетика» (в переводе с греческого «совместное действие»). Он зафиксировал, что при переходе от неупорядоченности к порядку во всех явлениях возникает сходное поведение элементов, которому им было дано название кооперативного синергетического эффекта. Поэтому Г. Хакен предложил понимать синергетику как «науку о взаимодействии», определяющую общие законы формирования структур [178, С. 14].

Можно сказать о том, что изначально исследование процессов поведения элементов неравновесных систем ограничивалось дискретными прикладными результатами в области естественнонаучных дисциплин. Дальнейшее развитие экспериментальной базы и анализ полученных результатов обнаружил сходство протекающих процессов не только на разных уровнях организации, но и в разных научных направлениях, выявил их общую семантику. Это привело к оформлению методологического каркаса синергетики. Находясь в стадии своего активного развития, теория самоорганизующихся систем явилась актуальной за счет опоры не на внешние граничные точки различных наук (математики, биологии, физики, философии), а на их внутреннюю методологию: таким образом, использование учеными методов частных наук существенно расширило тезаурус синергетики. На это свойство указывает и Г. Хакен, подчеркивая, что не только изучаемые синергетикой системы относятся к исследовательскому полю различных научных дисциплин, но эти же дисциплины привносят в синергетику свои идейные новшества [64]. Обращение к синергетическим понятиям позволяет рассматривать на их основе системы любой природы, как биологической и физической, так и-социальной.

Таким образом, синергетика изучает комплексные закономерности формирования-конкретных явлений на основе механизма самоорганизации, представляющие целостный взгляд на изменяющийся динамический мир, -именно признание роли самоорганизации в исследовании универсума является принципиальным отличием синергетики. Посредством такого механизма любой научный процесс может быть описан сквозь призму холистического взгляда на универсум в силу своей полной взаимосвязности с его элементами, его принципиальной открытостью. В основе синергетической методологии лежат принципы целостной системности мира, общности закономерностей развития организации на разных уровнях, неразрывной взаимосвязи порядка и хаоса. Исходя из этого, одной из главных задач синергетики является изучение законов построения организации, изучение законов эволюции процессов. Фундаментальность переосмысления понятия эволюции отмечается Е.Я: Режабеком: «понятие эволюции приобрело вероятностное измерение, многовекторную направленность...эволюция выступает как движение к устойчивости за счет минимизации объема энтропии, производимого в системе. Минимизация энтропии есть процесс упорядочивания элементов системы, максимизация есть процесс разупорядочивания» [147, С. 8].

Аттрактор как инновация. Синергетическая реконструкция эволюционной эпистемологии

С позиции синергетики уместно предположить, что сущность такого отбора наиболее подходящего варианта из теоретически возможных, есть момент коллективного принятия инновации. Среди множества возможных альтернативных вариантов подлинно инновацией, благодаря которой система способна к реформации своей внутренней сущности, к самообновлению в соответствии с желаемыми целями, становится индивидуальное открытие, реализованное на коллективном уровне. По мнению Е.Ы. Князевой «открытие осуществляется на индивидуально-личностном уровне, и становится научной инновацией лишь после получения признания в научном сообществе ... чтобы открытие квалифицировать как инновацию, оно должно быть транслировано, стало быть, способно к трансляции» [73, С. 257]. Такое открытие может получить признание только тогда, когда в нем возникает потребность, иначе, процесс поиска нового, инновационного, вызван внутренним состоянием среды. С. Тулмин упоминает о моменте «зрелости» системы, о ее внутренней готовности принять инновацию, т.е. о необходимой составляющей появления нового — потребности в этом новом, коллективной неудовлетворенности.

Таким образом, без создания внутренних соответствующих условий, любая инновация представляет собой личностное открытие, потенцию, одну из возможностей дальнейшего развития системы. Лишь в момент совпадения проблемы и ее наиболее подходящего решения образуется область устойчивости, притягивающее множество — собственно инновация. Безусловно, следует сказать о том, откуда возникает множество альтернативных решений. Невозможно отрицать эволюционный характер развития научной системы, фактор преемственности, следования традициям. Инновация как принципиально новое есть, по сути, некая модификация традиции. Е.Н. Князева определяет инновацию как определенную мутацию традиций, вызванную потребностью системы. Любое качественно новое изменение, так или иначе, вызвано культурно-историческим опытом. «Сначала культурно-исторический опыт возводится на уровень чистой диалектики мышления, откладываясь как абстрактный мыслительный опыт, обретает самостоятельность, бытийствен-ную отделенность от хронологически породивших его корней. И вместе с тем без этих корней было бы невозможно реальное функционирование философской мыслительной структуры, их опредмечивание» [73, С. 263].

Итак, развитие любой системы социальной природы (открытой и способной к самоорганизации) может происходить по схеме эволюционирования к определенной «цели», вызванной потребностями системы — то есть к концептуальному нововведению, к инновации. Предметные поля синергетики и эволюционной эпистемологии С. Тулмина практически схожи: синергетика также основывается на естественнонаучных моделях, и направлена на раскрытие механизмов эволюции систем, их самоорганизации. Если С. Тулмин пишет об эволюции понятий, то предмет синергетики более обширный - эволюция структур. Синергетический метод направлен на анализ процесса рождения новой информации, роста этой информации, и ее трансляции в научном сообществе. С. Тулмин в своем исследовании правомерно акцентирует внимание на эволюционном характере процесса развития, что является ключевым основоположением и в синергетике.

Приоритет методологии эволюционного подхода С. Тулмин мотивирует наличием в нем устойчивого механизма, способного объяснить не только по степенные изменения, которые могут быть прямым выражением генетического наследования, новой ступенью развития используемых ранее понятий, но и резкие, не выводимые из имеющегося напрямую (в соответствии с терминологией синергетики эмерджентные)! факторы. По сути, эволюционный подход способен продемонстрировать постепенную трансформацию системы через концептуальные изменения, т.е. показать не только дискретный переломный момент, но и весь целостный динамический процесс развития, с момента возникновения потребности в инновации до естественной смены на более подходящий вариант. Эволюционный подход объясняет как постепенные, так и резкие изменения науки как «альтернативные результаты одних и тех же факторов, действующих совокупно, но по-разному» [166, С. 132] - в этом его несомненное методологическое преимущество. Именно эволюционная методология способна создавать наиболее всеобъемлющие теоретические конструкции, потенциально содержащие множество альтернативных концептуальных путей развития. Эволюционность в более широком смысле, чем это используется в рамках естественнонаучного дискурса, — это возможность целостного системного осмысления ситуации: «холизм в синергетике носит эволюционный характер» [73, С. 155].

Синергетическая неустойчивость может быть эксплицирована как необходимое условие для развития системы, что соответствует схеме генезиса знания через отбор инноваций. Система, находясь постоянно в состоянии динамики, производит отбор нововведений, способных привести к решению текущих проблем. Как только нововведение (инновация) найдено, наступает момент относительной устойчивости. Затем, по мере возникновения новых задач, процесс повторяется. Таким образом, развитие системы происходит через неустойчивость. Это характерный пример для нового типа детерминизма, содержащего более сложные уровни закономерности. «Устойчивость и равновесность — тупики эволюции. Стало быть, без неустойчивости нет развития, точнее неустойчивость и означает развитие» [73, С. 40]. Синерге-тический метод, основанный на постулатах нелинейности, холистического видения мира направлен на изучение роли когерентных эффектов в науке, — т.е. углубляет методологию эволюционной эпистемологии, придает ей более целостный философский контекст.

Используемое G. Тулминым дарвинистское понятие отбора, в применении к социогуманитарным системам, интерпретируется с точки зрения синергетики как возникновение точек бифуркации, разветвления системы, связанных с появлением неопределенности в направлениях её дальнейшего развития, когда наиболее подходящий, удовлетворяющий «естественным» законам развития вариант и определяет дальнейший вектор движения-. В экстраполяции к теории рациональной смены исторических популяций множество возможных путей альтернативного развития представляет собой» инновационные спектры, понятий, координально преобразующих исходную теорию. Процесс эволюции теории,, фиксирующий качественные ее изменения - это процесс движения по выбранному в точке бифуркации пути. Появление инновационных структур, благодаря которым система изменяется, таким образом, есть следствие момента бифуркационной неопределенности, и дальнейшего стремления к наиболее подходящему, удовлетворяющему структурным потребностям варианту. Универсальный механизм эволюции, таким образом, проявляется в момент бифуркации через отбор структур, способных вывести систему на качественно новый уровень. Наиболее подходящий под это определение вариант и есть, в соответствии с теорией рациональных изменений С. Тулмина, концептуальное изменение, или инновация. Инновация представляет собой относительно устойчивое состояние системы, баланс между неустойчивостью и равновесием. Эволюционное движение к этой цели есть главное естественное стремление системы. Безусловно, у социальной системы не может быть одной,.координально заслоняющей все остальные, цели. Поэтому можно говорить о принципиальной плюралистичности природы инноваций применительно к социальному процессу.

Суператтрактор как глобальная «цель» системы

Исходя из этого; в; рамках синергетического осмысления социальных систем, понимание суператтрактора как структурной «целеподобной» составляющей целостного эволюционного процесса представляется достаточно актуальным: Супеаттрактор-идеал определяет собой более обширный отрезок эволюции, причем исключительно на коллективном уровне. Суператтрактор-идеал обладает однозначной общезначимостью, коллективным принятием его смысловой наполненности, в отличие от локального аттрактора-идеала, который может быть актуален исключительно в данный момент как решение текущих потребностей системы. Несмотря на то, что в концепции синергетического историзма понятие «цели» системы, заменяется более обширным понятием смысла, на наш взгляд, уместно предположить, что, так как хаос в социальных системах есть утрата цели, то аттрактор-инновация на локальном уровне может быть понят именно как. целеподобная» локальная структура в системе.

В;ГІ; Бранский достаточно интересно анализирует суператтрактор с точки зрения его бесконечно многообразной природы, представляющей бесконечное единение индивидуальных черт, общезначимых по своей сути. Его качественно новая-природа, таким образом, совпадает с сущностью инновации как коллективно принятого новшества. Суператтрактор — это результат синтеза порядками хаоса, бесконечного множества многообразных черт, имеющих общезначимый потенциал [24, С. 301].

Как уже было сказано, и суператтрактор-идеал, и локальный аттрактор, вне зависимости от конкретного случая их употребления, представляют собой качественно новое, инновацию. Безусловно, новация всегда отчасти «мутация», «модификация» системных характеристик, следствие самоорганизации, выход ИЗІ определенного кризиса. «Новация, которая отказывается от традиции на сто процентов, является псевдоновацией — такая новация, осуществляет переход от деятельности к антидеятельности» [24, С. 172]. Под антидеятельностью понимается полный разрыв с используемыми системными законами, уход от традиции, хаос. Сопровождаемый кризисом переход от порядка к хаосу, вызванный динамикой системы (развитие которой вызывает потребность появление новых объяснительных моделей) неизбежен, так как это движущий фактор формирования нового порядка, нового аттрактора. Чередование порядка и хаоса есть, в самом общем виде, сущность» механизма самоорганизации, который осуществляет регулирование кризисного состояния системы путем отбора инновационных вариантов, способных вывести систему на новый уровень развития.

Итак, с точки зрения синергетического историзма эволюция может быть истолкована как направленное нелинейное движение к суператтрактору, осуществляемое через смену локальных аттракторов с помощью самоорганизации. Например, на сегодняшний день, такое обширное социальное явление, как глобализация, может пониматься, исходя из синергетической парадигмы, как социальная самоорганизация широкого спектра. Социальная самоорганизация глобального масштаба также предполагает отбор потенциально подходящих вариантов, способствующих дальнейшему развитию. Отличительной особенностью глобализации по отношению к процессу развития системы через отбор подходящих вариантов является то, что, в силу ее полиспектральногр характера множество процессов локальной самоорганизации сплетается в единый глобальный процесс. Как пишет В.П. Бранский, «глобальная самоорганизация предполагает превращение множества локальных иерархизаций; в глобальную иерархизацию» [24, С. 215]. Также в контексте глобализации имеет место вышеназванная метаидеализация.— как идеализация самих идеалов - аттракторов, приводящая к понятию суператтрактора. Отбор в контексте социальной глобализации происходит, с точки зрения синергетического историзма, с помощью сложного взаимодействия элементов. Из множества потенциально возможных вариантов с помощью механизма.самоорганизации выбирается такой, который приведет систему в наиболее: устойчивое состояние: Отбор, в рамках синергетического историзма, есть следствие взаимодействия факторов конкуренции и кооперации, в ходе же этого взаимодействия возникает тенденция к конечному принципиально новому результату, что отвечает синергетическому представлению о формировании нового как результата когерентной согласованности компонентов системы, как баланса между хаосом и порядком. Понятие суперотбора (как и суператтрактора) применимо исключительно к социальной среде, обладающей нелинейной природой (это проявляется в наличии множества целей системы, в принципиальной неустойчивости ее развития, связанной со сложностью субъектно-объектных социальных отношений). Суперотбор вполне правомерно истолковывается как «обратная связь между результатами отбора и факторами отбора» [24, С. 357], предполагающая открытость, постоянное взаимодействие со средой.

В.Л. Романов также определяет процесс глобализации как «расширяющийся в мировом масштабе процесс раскрытия локальных социальных систем, их взаимопроникновение с формированием суперсистемы» [148- С. 183]. Нелинейность социальных структур, составляющих в совокупности единый процесс, с социологической точки зрения, порождает определенную «закрытость» их по отношению друг:к другу. Поэтому понимание единого социального процесса как совокупности локальных эволюционных отрезков (естественно, понятие локальности условно, и не обладает физической структурой), рассматриваемых развивающейся по направлению к суператтрактору, представляется вполне логичным, несмотря на кажущуюся абстрактность его природы. Развиваясь в восходящем векторе, процесс глобализации охватывает все большее пространство, интегрируясь через кризисные состояния в структуру с увеличивающейся степенью сложности. Вгтаком понимании глобализация представляет собой объективное явление, требующее считаться с ним при попытках отрицания как законов самоорганизации, по которым происходит его функционирование, так и понятия целеподобного концепта, отчасти детерминирующим, в стохастической терминологии, его структуру [148, С. 186]. Безусловно, социальная самоорганизация представляет собой неоднозначное явление, трудное для его описания, так как испытывает сильное влияние субъектного человеческого фактора. Но именно поэтому требуется описание этого процесса в особых терминах, фиксирующих подобную степень сложности. Сам процесс глобальной самоорганизации может быть абсолютно правомерно отнесен к объективным явлениям, имеющим в своем фундаментальном основании свойство природы проявлять себя в сложном движении всего сущего, и образованием в этом движении параметров порядка, регулирующих дальнейший эволюционный процесс. Безусловно, содержательные характеристики суператтрактора пока что не сформированы, и принадлежат к области философской антропологии: например, суператтрактор может быть интерпретирован как универсальный общезначимый эталон развития, как смыслообразующая структура единого эволюционного процесса. В рамках современной синергетики это понятие имеет более прикладную перспективу дальнейшего изучения, связанную с возможностью мягкого направленного воздействия на самоорганизующиеся системы, «управления» в его новом понимании, для осуществления которого необходимо знать характеристики аттрактора как результата желаемого направления развития системы. В1 связи с этим, такой всеохватывающий социальный процесс, как глобализация, представляющий собой часть единого процесса самоорганизации, может быть регулируем с помощью «мягкого», не вступающего в противоре чиє с «естественными законами» воздействия, которое затем приведет к дальнейшему самоупорядочиванию элементов системы.

Процесс самоупорядочивания в универсуме осуществляется посредством возникновения новых форм, и их дальнейшей модификации. Возникающие в структуры могут представлять собой концептуальные новообразования, аттракторы, побуждающие систему к дальнейшему развитию на новом, более сложном уровне. В этом процессе социальной самоорганизации раскрывается феномен социальной эволюции, который, по мнению автора, на основании синергетического историзма предлагается понимать как эволюционное движение по направлению- к суператтрактору как метафорическому подобию «цели». Эффект эмерджентности как неожиданного возникновения инновационных структур является частью механизма самоорганизации, и регулирует, таким образом, процессы эволюционного развития. Процесс эволюционного развития представляет собой в данном случае процесс возникновения качественно новых характеристик социальных систем, определяющих дальнейшее развитие. Предельная утрата функциональной способности системы переводит ее в фазу кризиса, в которой вновь начинают преобладать процессы самоорганизации, проявляющиеся в виде разрушения системы, или же ее перевода в новое состояние. Тем не менее, как отмечает В.Л. Романов, «завершившая свой жизненный путь система не исчезает бесследно. Ее след -отпечатки в социальной памяти, несущие последующим поколениям культурную информацию, функция которой проявляется в выборе вектора выхода из точек бифуркации» [148, С. 193].

Принцип «золотой» симметрии как закон когерентности элементов системы

Подобная идея исходит из универсальности принципа золотой пропорции, что, при всей радикальности такого предположения, имеет множество во подтверждающих фактов. А тот факт, что золотая пропорция представляет собой фрактал, придает этому принципу еще большую общезначимость (например, очень популярной является версия о фрактальном характере прекрасного). Как пишет Т.А. Колесникова «концепция золотой пропорции представляет собой базовый инвариант общесистемной гармонии, и является социальным аттрактором - целью системы» [79, С. 13]. Это позволяет объяснить природу странного аттрактора в социальных системах в свете его сим-метрийных характеристик: фрактальность странного аттрактора теперь выглядит не дискретным качеством, а естественным проявлением механизма самоорганизации как «самогармонизации». На наш взгляд, механизм развития сложных нелинейных систем в социальных процессах может быть выявлен именно с помощью изучения законов функционирования аттракторов социальных систем, и принцип золотой пропорции является как раз таким фундаментальным законом. Обусловленность аттрактора-инварианта принципом золотой пропорции подтверждается исследованиями Э.М. Сороко [160]. В его работе выдвигается необычайно конструктивное научное положение о том, что любой инвариант и есть золотая пропорция (и наоборот), на основе и посредством которых объекты системы получают свою структурную устойчивость. Золотая пропорция в таком случае выступает основной характеристикой относительно устойчивого состояния системы. Аттрактор-инвариант заключает в себе в «свернутом» виде (как структура, обладающая свойством фрактальности) все многообразие возможных состояний системы, поэтому выявить главный принцип его функционирования — значит, на наш взгляд, прояснить в большей степени возможный спектр закономерностей эволюции всей системы. Результаты прикладной синергетики, научно подтверждающие соблюдение золотой пропорции в структуре инвариантов [160], совпадают с доказательствами соблюдения принципа золотой пропорции как симметрийного фрактала в общепризнанных произведениях искусства, с доказательствами соблюдения золотой пропорции в элементах органической и неорганической природы. Золотая пропорция, понимаемая нами как количественная мера концептуальной структуры «фрактал», буквально пронизывает структурное целое, и выражает принцип согласованности, единства бытия, его холистический аспект. Выполняемый в количественном исчислении золотого сечения принцип подобия-элементов, пропорциональности, динамической симметрии позволяет рассматривать фрактал как его разновидность, и неотъемлемую часть. Поэтому процесс развития социальных систем сквозь призму странного аттрактора, содержащего информацию обо всех возможных системных состояниях, демонстрирует соблюдение принципа золотой пропорции как когерентности всех компонентов системы. Золотая пропорция - это фундаментальное устойчивое отношение, сохраняющее характеристику связанности соответствующих явлений или объектов, а также возможности приведения их к общей гармонии. Принцип золотой пропорции выражает гармонизацию совокупности частей, возникающих в процессе ие-рархизации целого, и образует метафорическое «все во всем», то есть самоподобие элементов [78]. Понятие золотой пропорции — симметрийного фрактала социальных процессов — может рассматриваться в качестве меры гармонии, содержащей в себе принцип устойчивости системы, в котором соблюдается высшая степень когерентности компонентов. Принцип золотой пропорции - основа механизма самоорганизации, понимаемого в свете вышеизложенного как синергетическая «самогармонизация» элементов системы. Золотая пропорция как смысловая наполненность концепта фрактальности в современной синергетике находит свое практическое выражение в социогу-манитарной сфере в виде принципа симметрии (понимаемого в свете синер-гетической методологии как динамической, «ассиметричной» симметрии), наблюдаемой как в области прикладной науки, так и в социальной плоскости в виде эстетической составляющей ее компонентов. С холистической точки зрения золотая пропорция выступает в виде принципа структурной гармонии процесса развития сложных нелинейных систем, в виде их когерентной согласованности, взаимодействия частей, представляющих собой в совокупности единое целое.

Рассматривая странный аттрактор как ключевой концепт, заключающий в себе все многообразие потенциальных w актуальных путей социальной эволюции, можно говорить о том, что выявление и осмысление? его свойств дает возможность понимания закономерностей эволюционного4 процесса: Как; отмечает по этому поводу Э;М. Сороко «важнейшим ответвлением; гносеологической практики оказывается поиск инвариантов бытия - особых устойчит востей, наличествующих в целых классах явлений, способных вскрывать и выражать их общую природу. Найти инвариант в классе объектов;—значит выявить, их, общее структурное основание,,показать их структурное: единство... Именно поэтому инвариант как некоторое имманентное- бытию отношение,, сохраняющееся! в определенных модификациях объекта становится? предметом научного поиска» [160,С 71—72]-. Соответственно;; под инвариантами: бытия в синергетических системах понимается относительно устойчивое образование-аттрактор, а именно странный аттрактора выражающийпо-стоянно изменяющуюся природу универсума. Странный аттрактор, представляющий собой некую область значений, в отличие от простого аттрактора - точки, описывает процессы высокой степени сложности, характеризующиеся наличием множества целей на разных уровнях своей организации. Современная синергетика направлена на описание именно таких процессов, к которым относится весь спектр социогуманитарных направлений. Странный аттрактор имеет сложную структуру, хотя, как указывает С.Д. Хайтун, «дело не столько в ее сложности, а в том, что он вообще ее имеет, так как простой стохастический аттрактор вообще не имеет никакой структуры» [173у С. 175]. Эта структурафрактальна по своей природе: как математически, так и метафизически. Фрактальность обеспечивает существование множества самых разных форм и взаимодействий в социальных процессах. Принцип, симметрии в; лице золотой пропорции является количественной мерой фрактально-сти, и проявляется не только в окружающих объектах универсума, в том числе в большинстве артефактов эстетической сферы, но в и закономерностях эволюции процессов в сложных нелинейных средах, в самоупорядочивании как «самогармонизации» элементов системы.

На основании вышеизложенного можно сказать о том, что фрактал как концепт синергетики, получивший в последние десятилетия свое развитие из строго математического понятия, занимает прочное место в современной си-нергетической методологии как универсальный модус описания социогума-нитарных процессов с точки зрения их «внутренней» семантической составляющей.