Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Сыромятникова Лариса Михайловна

Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ)
<
Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сыромятникова Лариса Михайловна. Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ) : ил РГБ ОД 61:85-9/627

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы исследования социальных потребностей личности 10

I. Потребность как социологическая категория 10

2. Основные принципы изучения социальных потребнос тей в социальном познании 39

Глава 2. Духовные потребности в сфере социальной детерми нации 72

I. Духовные потребности в системе "духовное производство - духовное потребление" 72

2. Социально-культурная среда как фактор формирования и удовлетворения духовных потребностей личности 98

3. Формирование духовных потребностей колхозного крестьянства - аспекты проблемы 143

Заключение . 168

Список использованной литературы 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Претворение в жизнь программы дальнейшего развития социалистического общества, разработанной ХХУІ съездом КПСС, тесно связано с задачей формирования и удовлетворения потребностей советских людей. "Конкретная забота о конкретном человеке, его нуждах и потребностях - начало и конечный пункт экономической политики партии . Курс КПСС на неуклонное повышение благосостояния советского народа делает актуальными вопросы формирования и развития потребностей, обеспечения их соответствия общественным возможностям, принципам и нормам социалистического образа жизни, достижения такого уровня потребления, при котором оно становится одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

В условиях массового формирования потребностей личности в развитом социалистическом обществе повышается роль и значение опосредствующих духовную жизнь общественных отношений, социальных институтов, условий деятельности. Изучение процессов социальной обусловленности духовных потребностей личности позволяет раскрыть формирующее влияние не только социально-культурной среды, но и исследовать значение субъективной детерминации в данных процессах, их зависимость от степени зрелости и активности личности. Данный аспект изучения процессов формирования духовных потребностей личности особенно актуален в современных условиях, когда важнейшей социальной задачей является становление активного, творческого отношения личности к реализации задач по совершенствованию зрелого социализма. "... Мы не можем двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколе-I Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.49.

4 ниями советских людей", - отмечал в выступлении на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко1.

Потребность социальной практики и логика развития научных исследований определили философско-социологический анализ процессов формирования и удовлетворения духовных потребностей личности в аспекте понимания данных процессов как особого вида социальной детерминации. Понимание детерминизма как учения о всеобщей обусловленности явлений позволяет учитывать различные виды детермина-

р ции в сфере духовных потребностей личности . Данный подход дает

возможность исследовать воздействие целостной системы детерминирующих факторов на этапах формирования, развития и удовлетворения духовных потребностей личности, понять место и роль социально-культурной среды в данных процессах. Выдвинутая задача тем более актуальна, что вопросы формирования и удовлетворения потребностей личности оказались в настоящее время одним из аспектов идеологической борьбы.

В философско-социологической литературе в наибольшей степени изучены общие законы социальных потребностей, их структура, классификация, специфика различных видов потребностей, особенности духовного производства и потребления, функционирование учреждений культуры в аспекте удовлетворения духовных потребностей личности и др.

Однако в целом проблема социальной обусловленности духовных потребностей личности исследована еще недостаточно. Отсутствуют

  1. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 г. - Правда, 1984, 26 сентября.

  2. См.: Аскин Я.Ф. Обобщенное понимание детерминизма. - В кн.: Принцип детерминизма/Йод ред. Я.Ф.Аскина. Саратов, 1983, с.5.

5 фундаментальные исследования, освещающие данные процессы с позиций системности, динамики, объективно-субъективной природы духовных потребностей как состояния личности в аспекте социально-экономических преобразований образа жизни советских людей в зрелом социалистическом обществе.

Степень изученности темы. Основой научного подхода к исследованию процессов социальной обусловленности потребностей личности служат идеи К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об общем источнике формирования человеческих потребностей - материальном и духовном видах общественного производства. Раскрывая значение социальных потребностей в поступательном развитии общества и личности, К.Маркс и Ф.Энгельс выводят способность потребности быть источником развития из ее социальной природы.

Методологическим проблемам исследования специфики социальных потребностей вообще и потребностей личности в частности посвящены работы Л.М.Архангельского, В.Г.Афанасьева, С.С.Батенина, Г.Д.Грин-кевич, Г.Г.Дилигенского, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иванчука, Л.Н.Когана, Е.Г.Куделина, А.В.Маргулиса, А.Н.Леонтьева, Г.В.Мокроносова, В.Г.Нестерова, И.М.Чудиновой и др.

Проблемы социальной обусловленности потребностей личности, взаимосвязь потребностей и социальной необходимости, потребностей и общественного производства, потребностей, интересов, способностей и средств их удовлетворения рассматриваются в работах В.Г.Афанасьева, А.Г.Здравомыслова, Г.Г.Дилигенского, Д.А.Кикнадзе, Н.В.Иванчука, А.В.Маргулиса, Н.Н.Михайлова, Г.В.Мокроносова, В.А.Ядова и др.

Разработка методологических проблем исследований духовной жизни общества зрелого социализма, общих проблем социалистической культуры в работах А.И.Арнольдова, В.С.Барулина, Э.А.Баллера, Ю.Р.Вишневского, И.С.Злобина, М.Т.Иовчука, Л.Н.Когана, В.М.Межуе-

ва, Г.Л.Смирнова, В.И.Толстых, А.К.Уледова и др. способствовала расширению сферы научного поиска.

Влияние культуры на сферу потребностей и потребления личности является объектом анализа в работах С.С.Батенина, Н.В.Иванчу-ка, Н.Н.Михайлова и др.

Исследование особенностей различных уровней и видов социальных потребностей личности дано в работах А.М.Джидарьян, А.Ш.Еремеева, Л.Н.Когана, Я.А.Кронрода, В.В.Радаева, Н.В.Рыбаковой, В.В.Соколова и др.

Работы Б.А.Грушина, Л.А.Гордона, Э.В.Клопова, Г.П.Орлова, В.Д.Патрушева, Э.В.Соколова посвящены исследованию свободного времени как важнейшей сферы реализации духовных потребностей личности. Проблемы духовных потребностей личности рассматриваются в работах Р.А.Злотнйкова, Л.Н.Когана, В.М.Межуева, Н.Н.Михайлова, А.К.Уледова, Ю.В.Шарова и др. в связи с исследованием духовной жизни общества, процессов духовного производства и потребления, формирования творческой, самодеятельной личности.

В последние годы появилось значительное число работ, посвященных проблемам формирования потребностей личности в социалистическом обществе - работы Л.Н.Жилиной, Д.А.Кикнадзе, Н.Н.Михайлова, Н.Т.Фроловой и др. Работы Я.А.Кронрода, Б.М.Левина, П.И.Симу-ша, В.И.Тарасенко и др. поднимают актуальные проблемы исследования закона возвышения потребностей в социалистическом обществе.

Большой интерес представляют исследования Ю.В.Арутюняна, И.И.Бодюла, П.П.Великого, Т.И.Заславской, В.М.Корбу, Р.В.Рыбкиной, П.И.Симуша, С.Н.Соскина, А.И.Тимуша, Н.В.Цуркану, М.Г.Шадриной по проблемам социального развития села, особенностей духовной жизни колхозного крестьянства. .

В диссертации используются материалы социологических исследований духовной жизни колхозного крестьянства, проведенных в различных районах нашей страны.

Цель исследования - осуществить анализ социальной обусловленности духовных потребностей личности в процессе их формирования и удовлетворения (на примере духовных потребностей колхозного крестьянства).

Эта цель конкретизируется постановкой следующих исследовательских задач:

охарактеризовать существенные признаки социальных, духовных потребностей личности;

осуществить категориальный анализ потребности как общественного отношения и состояния личности;

рассмотреть духовные потребности личности в системе "духовное производство - духовное потребление";

исследовать роль различных социальных факторов в формировании конкретных систем духовных потребностей колхозного крестьянства;

выявить особенности удовлетворения и общие направления развития духовных потребностей колхозного крестьянства на материалах социологических исследований.

Объектом исследования являются духовные потребности личности, рассмотренные в аспекте их формирования и развития.

Предметом исследования выступают характерные особенности, механизмы социально-культурной обусловленности духовных потребностей личности.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрывается взаимосвязь производства, потребностей и потребления, формулируется закон возвышения потребностей, исследуются вопросы классификации социальных потребностей, их структуры, активной социальной роли.

Исследование основано на материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Советского правитель-

8 ства, речах и выступлениях Генерального секретаря Щ КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко и других руководителей партии и правительства. Автор использовал в работе результаты конкретно-социологических исследований, посвященных изучению различных аспектов духовной жизни колхозного крестьянства, материалы союзной статистики.

Научная новизна работы заключается в исследовании процессов социальной обусловленности духовных потребностей личности на основе принципов детерминизма, системности, историзма. Обобщенное понимание детерминизма как учения о всеобщей обусловленности явлений позволило учесть различные виды детерминации в сфере духовных потребностей личности. В силу этого оказалось возможным раскрыть влияние детерминирующих факторов на этапах формирования, развертывания и удовлетворения духовных потребностей личности, определить роль культуры в данных процессах.

Понимание детерминации как системы социальной обусловленности потребностей личности позволило преодолеть имеющееся в ряде работ сведение воздействующих факторов к внешним условиям, раскрыть значение объективной и субъективной детерминации деятельности личности в сфере духовной культуры.

Рассматривая трансформацию объективных условий в потребности и интересы личности, автор подчеркивает, что исследование процессов социальной обусловленности духовных потребностей предполагает учет особенностей их строения и функционирования.

Определенную новизну представляет исследование духовных потребностей личности в их динамике, анализ фаз их формирования в условиях становления коллективных форм организации духовной деятельности.

Анализ различных аспектов социальной обусловленности духовных потребностей позволил сделать вывод о возрастающей роли со-

9 циальной зрелости, активности личности в процессах формирования духовных потребностей в условиях развитого социализма.

Введение в научный оборот социологического материала позволяет исследовать проблемы формирования и удовлетворения духовных потребностей в условиях сельской культурной среды, реально существующей системы социальных институтов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы в качестве методологических принципов изучения конкретных систем потребностей различных социальных субъектов, для дальнейшей разработки теории социальных потребностей, уточнения их содержания.

Содержащиеся в работе теоретические положения и рекомендации могут быть также использованы для критики буржуазных теорий потребностей и потребления, при разработке специальных курсов, учебных лекций по проблемам теории личности в высших учебных заведениях, а также в научно-исследовательской и пропагандистской работе.

Теоретические положения и выводы диссертации были использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию культурной среды рабочего поселка Верхне-Синячихинского фанерного комбината.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались автором на всесоюзных, региональных и зональных научно-практических и научно-теоретических.конференциях (Новосибирск, 1979; Тюмень, 1980; Свердловск, 1982; Пермь, 1984); П, Ш Уральских социологических чтениях (Свердловск, 1977; Оренбург, 1981); на П Уральской школе молодых философов (Магнитогорск, 1979); на теоретическом семинаре по проблемам социального управления (Калинин, 1981).

Содержание работы нашло отражение в десяти публикациях общим объемом 4,0 печатных листа.

Потребность как социологическая категория

Проблема потребности является исходной в философских и конкретно-научных теориях, интерпретирующих деятельность субъекта. В литературе можно найти различные определения потребностей (философское, социологическое, экономическое, психологическое, биологическое и др.) .

I Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л., 1964; Кикнадзе Д.А. Потребности. Интересы. Воспитание.

- М., 1968; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971; Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребности.

- Белгород, 1972; Радаев В.В. Потребность как экономическая категория социализма. - М., 1970; Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. - Свердловск, 1975; Прогнозирование социальных потребностей. - М., 1976; Проблемы формирования потребностей человека в условиях развитого социализма/Под-гот.Г.П.Давидюком, И.Д.Прохоренко, М.И.Боровским и др.- Минск, 1978; Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО/Редкол.: Д.М.Гвишиани и др. - М., 1979; Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. - Рига, 1981; Жилина Л.Н., Соколов В.М. Проблемы формирования разумных потребностей в материальных благах (социологический аспект).

- Социологические исследования, 1980, № I; Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. - М., 1982; Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. - Киев, 1980; и др.

Общий анализ философско-социологической литературы позволяет выделить основные теоретические принципы в исследовании социальных потребностей:

I) потребности являются специфической формой проявления социальной необходимости. Классики марксизма определяли потребность как внутреннюю необходимость. "Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность..."1;

2) потребности порождаются обществом, складываются в обществе и формируются им; исторически определенный уровень общественного производства и культуры, совокупность общественных отношений определяют уровень развития и динамику системы социальных потребностей;

3) потребности включены в механизм действия социальных законов, являются фактором детерминации человеческих отношений;

4) потребности выступают внутренним стимулом деятельности социального субъекта, источником его активности, важнейшим фактором развития общественного производства и культуры;

5) потребности являются той социальной формой, в которой проявляются сущностные силы личности, ибо через потребности осуществляется деятельное отношение человека к окружающему его природному и социальному миру.

Эти основные положения являются исходными в изучении проблем потребностей различными естественными и общественными науками, но они не исключают многообразия подходов к определению понятия "потребность". Каждая наука сосредоточивает внимание на изучении потребностей в пределах специфики своего предмета.

Биологические исследования рассматривают потребности двояко: как нужду, дефицит чего-либо необходимого для выживания, разви-I Маркс К., Энгельс . Соч., т.1, с.35. тия, воспроизводства организма, и как активную движущую силу, детерминирующую поведение. Генетически биологическая потребность связывается с дефицитом определенных компонентов во внутренней и внешней среде; в функциональном аспекте система потребностей предстает как высший ярус управления поведением организма.

Рассматривая потребность в качестве составного элемента психики человека, психология анализирует ее как особую форму отражения им внешнего и внутреннего мира. "Для природы потребностей характерно прежде всего то, что они относятся к сфере идеального" . Потребность рассматривается как определенное влечение, побуждение, стремление, как нечто субъективное, как отражение реального противоречия в психике (сознании) субъекта, возникающего между субъектом и объектом, как психическое состояние двоякой природы, содержательный аспект которого объективен, а функциональный - субъективен. . Потребность выступает источником деятельности человека. Психологов "... прежде всего интересуют вопросы о том, как формируются и развиваются потребности в процессе жизни индивида (и тех общностей людей, которые изучаются социальной психологией)".

Основные принципы изучения социальных потребнос тей в социальном познании

Марксистско-ленинская концепция потребностей включает характеристику их социальной сущности, анализ структуры и закономерностей развития потребностей как целостной системы. Принцип социального детерминизма является фундаментальным элементом методологии социального познания, который в своем обобщенном понимании выступает как принцип всеобщей обусловленности социальных явлений, находящей многообразное воплощение . Так как общественная жизнь характеризуется чрезвычайной сложностью связей и каждое конкретное социальное явление зависит от множества факторов, то необходимо учитывать обусловленность явлений и процессов различными видами детерминации, выступающими .во многообразии форм реализации. Данное представление о социальной детерминации как о широкой системе социальной обусловленности вскрывает ограниченность взгляда, объясняющего возникновение и изменение социальных явлений при помощи только одной каузальной зависимости и исключающего многообразие возможностей проявления различных видов детерминации. I См.: Аскин Я.Ф. Обобщенное понимание детерминизма. - В кн.: Принцип детерминизма, с.5. В исследовании социальных потребностей в социологическом плане принцип детерминизма актуализируется прежде всего в связи с проблемой социальной обусловленности потребностей, ролью потребностей в детерминации активности субъекта. Если психология, конкретизируя принцип детерминизма, осуществляет его анализ прежде всего в связи с проблемой "внутренних условий", психического в условиях внешних (предметных, реальных) взаимодействий человеческого индивида с миром, то социология акцентирует внимание на факторах внешней социальной обусловленности потребностей .

Теоретическая связь с проблемой потребностей исходит из того положения, что принцип детерминизма утверждает общественную, деятельную природу потребностей. Дело не только в том, что человек осуществляет многосторонний контакт с миром через многие формы конкретной практической и духовной деятельности, но и в том, что потребность по содержанию является формой деятельного отношения человека к миру. Следовательно, в понимании потребности как вида деятельного отношения имманентно присутствует идея объективной обусловленности социальных потребностей, их понимание в качестве источника активности. Так, духовная потребность, являясь объектом социальной детерминации, в свою очередь сама выступает детерминирующим фактором в сфере духовной деятельности.

Утверждение деятельной природы социальных потребностей составляет центральный пункт детерминистского подхода к их изучению. В ходе исследования необходимо расширить границы анализа, показать связь потребностей и интересов личности с социальной необходимостью в сфере духовной жизни общества, обнаружить механизмы трансформации общественных потребностей в потребности и интересы личности с последующей их реализацией в предметно-практической и духовной видах деятельности.

К.Маркс и Ш.Энгельс впервые увидели в потребностях и интересах людей отражение их действительного положения. "Потребитель не более свободен, чем производитель. Его мнение основывается на его средствах и его потребностях. И те и другие определяются его общественным положением, которое зависит, в свою очередь, от организации общества в целом".

Раскрывая значение потребностей в поступательном развитии личности и общества, К.Маркс и Ф.Энгельс выводят способность потребностей - служить источником развития - из их социальной природы.

Потребности человека, предметы которых представляют собой "необходимые, существенные для проявления и утверждения сущност-ных сил человека вещи, явления, отношения делают человека несвободным, ибо предметы потребностей лежат вне его. Человеку необходимо трудиться, добывать средства к существованию в мире общественного разделения труда, и, следовательно, для производства предмета своей потребности он нуждается в "другом" для самого производства того, что человек хочет потребить . "Потребность человека стала человеческой потребностью, т.е. в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью..." . По своей сути все потребности предметно отнесены, имеют предметное выражение. Любой объект, призванный удовлетворить ту или иную потребность человека, претерпевает определенные воздействия со стороны общества, является общественным результатом общественного труда.

Духовные потребности в системе "духовное производство - духовное потребление"

Целенаправленное воздействие на динамику социальных потребностей личности является одной из существенных предпосылок экономического и социального развития социалистического общества, условием осуществления им задачи гармонического развития личности .

Социальные потребности как состояние субъекта (личности, социальной группы, класса, общества), элемент его социального бытия, являясь объектами широкой системы социальных воздействий, изменяются, будучи включенными в систему "производство - потребление". Социальные потребности подчиняются общим законам, законам всякого производства вообще. К числу таких законов следует отнести взаимосвязи между различными элементами, входящими в структуру производства, между собственно производством (как таковым), распределением, обменом и потреблением, образующими правильный силлогизм: производство составляет в нем всеобщность, распределение и обмен - особенность, а потребление - единичность, замыкающую собой целое"2.

К.Маркс начинает исследование данной взаимосвязи с анализа единства производства и потребления. Характеризуя взаимодействие производства (в широком смысле слова) и потребностей, К.Маркс указывал на то, что производство представляет собой процесс расходования жизненных сил человеческого организма, потребление человеческих способностей. Поэтому все виды труда "по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д."1.

Следовательно, сам акт производства во всех моментах есть акт потребления, которое К.Маркс называл производительным потреблением, "производство как непосредственно идентичное с потреблением, потребление, как непосредственно совпадающее с производством..." . Наряду с ним существует и собственно потребление (потребление продуктов производства), которое К.Маркс рассматривает как воспроизводство самого человека. "Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело,- это ясно; но это же имеет силу и относительно всякого другого вида потребления, который с той или другой стороны, каждый в своем роде производит человека" . Этот вид потребления К.Маркс называл "потребительным производством" . Именно потребление воспроизводит потребность, "порождает способности производителя, возбуждая в нем направленную на Опреем деленную цель потребность" . Потребление посредством потребности в повторении повышает способность к производству данного предмета, развитую в первом акте производства, до степени искусства. Производство, пишет К.Маркс, в свою очередь, возбуждает в потребителе потребность, предметом которой является создаваемый им продукт. Обогащение содержания производства обогащает и сами потребности, потребности, в свою очередь, обусловливают развитие производства. Так, создание новой техники вызвано "... к жизни превышением потребности над возможностью удовлетворить ее прежними средствами производства".

Потребности являются связующим звеном между производством и потреблением, и именно в таком качестве выступают объектом социальных воздействий. "Производство создает поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета" , ибо в самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия, но и сами производители. Общественный характер производства обусловливает общественный характер самих потребностей и способов их удовлетворения. В реально существующих и существовавших обществах в силу общественного характера производства каждый член общества не ставит и не может ставить себе целью обращения продукта, производимого им лично, в предмет непосредственного удовлетворения лишь собственных потребностей. "Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование"0. В то же время "потребление создает ... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, ... влечение к производству, оно ... также полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель..." . В процессах потребления личность стремится реализовать поставленную цель, преобразовать идеальный образ состояния в состояние действительное .

Действительное состояние личности, являющееся результатом деятельности потребления в большей или меньшей степени отклоняется от цели - идеального образа состояния личности. Источники данного отклонения заключаются в противоречии между потребностями и возможностями их удовлетворения - потребности в присвоении и соответствующие способности к такому присвоению оказываются богаче, чем наличные средства творческого и потребительского присвоения1. Отсутствие совпадения между целью и результатом является внутренним источником динамики этой деятельности и внешней причиной развития деятельности производства. Следовательно, потребности, будучи элементом системы "производство - потребление", испытывают широкую систему воздействий через создание предметов потребления, условий потребления, общественных форм удовлетворения потребностей, воспроизводство самого субъекта потребности как деятельного субъекта.

Материальное и духовное виды общественного производства имеют общие признаки и различия. Духовное производство можно в определенной мере рассматривать по аналогии с материальным производством . Оба вида общественного производства связаны с созданием, распределением, обращением и потреблением произведенных продуктов, характеризуются внешнепредметной формой закрепления своих результатов. Оба вида производства имеют общественный характер, благодаря чему в созданном продукте опосредуется отноше-ние людей друг к другу .

Формирование духовных потребностей колхозного крестьянства - аспекты проблемы

Одним из главных направлений совершенствования развитого социализма является воспитание нового человека, формирование личности со всесторонне и гармонично развитыми способностями и потребностями. В настоящее время назрела необходимость дальнейшего исследования процессов формирования потребностей личности: - "Это не значит, что мы уже решили все вопросы, связанные с формированиєм нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало" . В развитом социалистическом обществе появляется возможность не только осуществлять поворот к более полному удовлетворению растущих потребностей советских людей, но и одновременно решать задачи их формирования. Актуальными в данной области являются исследования особенностей формирования потребностей конкретных социальных субъектов, а также исследование процессов формирования отдельных подсистем социальных потребностей личности, в частности, духовных, в аспекте формирующего влияния на них важнейших элементов социально-культурной среды, целенаправленного процесса воспитания. При этом идейно-воспитательная работа должна не только учитывать значение общественной среды и ее формирующих механизмов, но и активно контролировать, изменять, активизировать или нейтра-лизовывать их влияние. Характерно, что наряду с работами, в которых освещаются вопросы общей теории потребностей, в последние годы появилось значительное число публикаций, посвященных проблеме формирования потребностей человека в развитом социалистическом о обществе .

Рассматриваемые через призму конкретной социально-культурной среды и ее формирующих механизмов проблемы формирования потребностей личности приобретают одновременно и конкретный, и системный характер.

Формирование потребностей личности, являясь конкретной практической формой, способом их социальной обусловленности, предполагает не только учет формирующего влияния различных элементов социально-культурной среды. В целях осуществления одного из аспектов принципа комплексного подхода к формированию потребностей личности необходимо учитывать внутреннюю динамику их системы, взаимосвязь фундаментальных уровней материальных и духовных потребностей.

Материальные потребности формируются, функционируют и удовлетворяются на основе того предметного мира, с которым взаимодействует личность в конкретной потребностной ситуации. Формирование материальных потребностей опосредовано стоимостными и ценностными отношениями личности к средствам их удовлетворения.

Как показывают материалы исследований Ю.В.Арутюняна, И.Т.Ле-выкина, В.И.Староверова, исследования в Латвийской ССР (1975--1976 гг.), в Пошехонье (1978-1979 гг.), все первейшие материальные потребности у советского крестьянина в настоящее время удовлетворены, или могут быть удовлетворены полностью, практически в каждой крестьянской семье есть свободные деньги1. Минск, 1981; Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982; Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983. I См. материалы исследования особенностей социальной психологии крестьянства в Пошехонье (1978-1979 гг.) в кн.: Зотова О.И., Новиков В.В., Шорохова Е.В. Особенности психологии крестьянства. М., 1983, с.79; Рост благосостояния и духовной культуры жителей села. Рига, 1978, с.23.

В условиях социализма создается новая система личного потребления колхозного крестьянства, формируется социалистический способ потребительной деятельности крестьянства. Становление новой системы личного потребления крестьянства - сложный и противоречивый процесс, в ходе которого преодолеваются устои и традиции старого способа потребления, формируются новые виды потребительной деятельности. Данные изменения осуществляются в границах действия закона возвышения потребностей, реализация которого предполагает изменение структуры потребления, рост совокупного объема материальных и духовных потребностей, возвышение насущных и возникновение новых потребностей, развивающихся вместе со средствами их удовлетворения. Данные процессы осуществляются планомерно и ускоренно в условиях быстрого роста благосостояния колхозников, денатурализации доходов, роста их денежных форм.

Рост материального благосостояния колхозного крестьянства позитивно влияет на социальные чувства, настроения, ценностные ориентации личности, на восприятие и оценку ее социального положения, создавая объективную психологическую основу для действия механизма материальной заинтересованности. Как отмечается в исследованиях, посвященных проблемам совершенствования развитого социализма, "... вещи, если они имеются в необходимом количестве, стимулируют воспитание способностей к выбору, расширяют восприятие. За определенной границей массовое потребление трудящихся способствует тем самым формированию индивидуальности, демократизирует предпосылки развития личности, хотя, конечно, само по себе оно еще не тождественно с этим развитием .

Похожие диссертации на Социальная обусловленность духовных потребностей личности (философско-социологический анализ)