Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Тюркин Владимир Борисович

Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке
<
Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тюркин Владимир Борисович. Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке : ил РГБ ОД 61:85-9/140

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Особенности исторического пути народов тропической африки в свете теории общественно-экономических формаций 16

I. Методологические проблемы исследования формационной принадлежности докапиталистических обществ 16

2. Специфика развития исторических общностей Тропической Африки в доколониальный период 48

3. Колониализм как форма взаимодействия обществ различной формационной принадлежности 71

ГЛАВА П. Формационное развитие тропической африки в с0временную эпоху 86

I. Методологические аспекты анализа переходного периода от колониального общества к современному. Критика немарксистских концепций 86

2. Формационное содержание и характер текущего этапа переходного периода 112

3. Особенности революционного процесса в Тропической Африке 139

Заключение 163

Список использованных источников и литературы 166

Введение к работе

Философское осмысление путей развития освободившихся стран является актуальной задачей, поставленной партией перед советской наукой. "Одна из коренных черт современного мира, -отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - ... это растущая роль стран Азии, Африки, Латинской Америки, освободившихся от колониальной или полуколониальной зависимости. Процессы, которые в них происходят, сложны и неоднозначны и важно их правильно понимать" . Марксистско-ленинская социальная философия - исторический материализм, как и другие общественные науки, призвана вносить свой вклад в решение этой задачи, разрабатывать и совершенствовать методологию исследования закономерностей развития регионов, в которых проживает большая часть человечества.

В документах ХХУІ съезда КПСС освободившиеся страны были

о выделены в особую группу . Их специфика отмечается в литературе: "Нет сомнения в том, что социально-экономические и политические структуры развивающихся стран обладают определенными чертами, которые не свойственны или не были свойственны обществам развитого капитализма и социалистическим обществам, и что изменения таких структур в развивающихся странах происходят специ-фическим путем" . Это своеобразие обусловлено как особенностями исторического развития этих стран в доколониальную и колониальную эпохи, так и тем, что свое независимое развитие они возобновили в современную эпоху перехода человечества от капи-

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с.23.

  2. См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.П-15.

  3. Ульяновский Р.А. К вопросу о специфике развития стран Востока. - Народы Азии и Африки, 1979, № 5, с.58.

_ 4 -тализма к социализму.

Необходимость исследования диалектики общих закономерностей и особенностей их проявления одновременно в Азии, Африке и Латинской Америке несомненна и такие исследования имеются, но они в свою очередь предполагают социально-философские исследования на конкретном, региональном материале . Это способствовало бы лучшему пониманию и более глубокому осмыслению общих закономерностей социального прогресса как развивающихся стран, так и человечества в целом.

Освободившиеся страны объединяет сейчас в основном признак социально-экономической отсталости и зависимости, но в то же время по многим другим параметрам они весьма неоднородны. Втягиваясь в активное историческое творчество, эти страны поднялись на различные уровни общественного ,развития, сделали неодинаковый социально-политический выбор. ХХУІ съезд КПСС обратил внимание на то, что освободившиеся страны очень разные-. "Одни из них после освобождения пошли по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику,

другие идут сегодня в фарватере политики империализма. Словом,

„2

картина довольно пестрая .

Это положение полностью применимо и к такому региону, как Тропическая Африка, которая выделяется среди развивающихся стран рядом существенных особенностей. Во-первых, ее историчес-

  1. В этой связи К.Н.Брутенц отмечает: "Іщательннй учет особенностей отдельных стран и регионов, более дифференцированный и конкретный подход к ним приобретают поэтому все большую важность. И следует только приветствовать ясно обозначившееся в научной литературе внимание к данной стороне дела". -Брутенц К. Освободившиеся страны в начале 80-х годов. - Коммунист , 1984, № 37 с.105.

  2. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.II.

- 5 -кий путь отмечен беспрецедентным в истории человечества четырех-вековым вывозом десятков миллионов рабов за пределы континента; острым межимпериалистическим соперничеством в период колонизации и, как следствие, произвольным, "лоскутным" разделом континента. Во-вторых, она выделяется особенно широким спектром и практически повсеместной распространенностью докапиталистических укладов, вовлеченных в формационно-образующие процессы, что ставит вопрос о выборе путей развития для этого региона наиболее остро в развивающемся мире. В-третьих, чрезвычайным этно-кофессиональным и языковым многообразием, незавершенностью процессов складывания народностей и наций .

Эти признаки, отличающие Тропическую Африку как регион от остального мира, в том числе от Северной и Южной Африки, являются в то же время общими для негроафриканских народов. Исторические судьбы, несхожие с судьбами иных регионов, делают возможным выделение этой крупной общности народов и государств в качестве специального объекта социально-философского исследования.

История Тропической Африки, нынешнее состояние и перспективы ее развития стали объектом целенаправленных теоретических спекуляций со стороны буржуазных идеологов. Не прекращаются попытки отсечь ее от общего течения всемирной истории, "вывести" из-под действия открытых марксизмом социальных законов, прежде всего закона поступательного развития человечества путем смены общественно-экономических формаций. Их конечная цель -поставить под сомнение перспективу революционного преобразования

I. Согласно последним данным, коренное население в Африке говорит на 730 языках. (См. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983, с.315).

- б -

на социалистических началах, отгородить национально-освободительное движение от других революционных сил современности. Эти концепции лежат в общем русле нападок апологетов капитализма и неоколониализма на марксистско-ленинское учение о сущности и перспективах социального прогресса, его генерального направления в нашу эпоху - к коммунистической формации .

Философское осмысление социальной действительности стран Тропической Африки, а также критика буржуазных концепций могут зиждеться лишь на комплексном анализе исторического процесса во всей его совокупности. Триада - прошлое, настоящее и будущее - объективно внутренне едина и требует рассмотрения как таковая в комплексе. Чтобы понять сегодняшние процессы и увидеть их перспективу, необходимо добраться до истоков, до корней тех социально-экономических реалий, которые определяют лицо изучаемого региона.

Социально-философский анализ исторического пути Тропической Африки дает возможность точнее определить ее место и роль во всемирно-историческом процессе, в мировом революционном движении, горизонты социального прогресса. Актуальным представляется вопрос о формационной сущности нынешнего этапа социальной трансформации, о том, каковы перспективы более активного вовлечения Тропической Африки в самостоятельное историческое творчество, в революционные преобразования.

В современную эпоху, когда в национально-освободительных революциях в ряде стран все чаще проявляются антикапиталистические тенденции, когда обостряется борьба за социальное раскрепощение, против эксплуататорских отношений, за прогрессивную

I. См. Момджян Х.Н. Проблемы общественного прогресса в современной идеологической борьбе. - М., 1981, с.38-77.

социально-экономическую ориентацию, ответы на эти вопросы приобретают важное теоретическое и практическое значение.

Выявление специфического и того объективно всеобщего, что содержится в общественно-исторической практике народов Тропической Африки, лежит в русле исследования закономерностей поступательного развития человечества. Мы разделяем точку зрения о том, что "нахождение стадиальной формационной или межформационной принадлежности того или иного социального организма вскрывает самое существенное в общественной жизни данной страны" . Исследование диалектики формационного развития социальных организмов доколониальной и колониальной Тропической Африки необходимо для понимания особенностей ее нынешней социально-экономической трансформации.

Такая задача может быть выполнена наиболее плодотворно на стыке социальной философии и фундаментальных общественных наук - политэкономии и истории. В познании закономерностей развития и революционного преобразования общества они взаимодополняют друг друга. Социально-философская теория обогащается через усвоение выводов и достижений других общественных наук, которые в свою очередь способны решать новые проблемы при условии, если постоянно совершенствуется их философская методология. На данном этапе эта задача - одна из актуальных в марксистско-ленинской социальной философии.

Марксистско-ленинская теория общественно-экономических формаций постоянно обогащается благодаря научным исследованиям

I. Селезнев М.А. Общественно-экономическая формация. - В кн.: Исторический материализм как социально-философская теория /Отв.ред. В.И.Разий. М., 1982, с/75.

проблемы единства и многообразия исторического процесса. Большой вклад в ее развитие внесли труды советских философов, историков, экономистов - В.Г.Афанасьева, Г.А.Бачатурии, Е.С.Варги, Г.Е.Глезермана, Е.М.Жукова, В.В.Загладина, К.И.Зародова, Л.Ф.Ильичева, М.Т.Иовчука, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Н.И.Конрада, Ф.В.Константинова, Х.Н.Момджяна, М.П.Мчедлова, Ю.К.Плет-никова, Б.Ф.Поршнева, М.А.Селезнева, П.Н.Федосеева, В.Н.Шевченко и др.

Различные аспекты формациоиного развития восточных и африканских обществ и методология их познания затрагиваются в работах советских ученых - И.Л.Андреева, Ю.В.Бромлея, К.Н.Брутенца, А.П.Бутенко, Л.С.Васильева, Э.С.Годинер, Ан.А.Громыко, А.А.Губера, Б.С.Ерасова, Н.С.Илларионова, В.П.Илгошечкина, В.Б.Иорданского, Б.Г.Капустина, Ю.В.Качановекого, И.С.Кацнельсона, Г.Ф.Кима, Ю.М.Кобищанова, Н.Б.Кочаковой, В.В.Крылова, Л.ЕДуббеля, А.И. Левковского, В.Ф.Ли, А.Н.Мосейко, В.Н.Никифорова, Р.М.Цу-реева, Д.А.Ольдерогге, В.И.Павлова, А.М.Пономарева, И.И.Поте-хина, Е.М.Примакова, Ю.И.Семенова, Н.А.Симонии, И.В.Следзевско-го, С.Р.Смирнова, Б.С.Старостина, Г.Б.Старушенко, Р.А.Ульянов-ского, А.С.Ципко, М.А.Чешкова, В.Е.Чиркина, Л.Д.Яблочкова и

др.

Особенности истории, современного состояния и перспектив развития Тропической Африки обстоятельно проанализированы с марксистских позиций в обширной советской и зарубежной литературе философами, историками, экономистами, этнографами. На примерах из различных областей убедительно показано, что африканская специфика столь же естественна и закономерна, как и специфика любого другого региона и что она порождена конкретно-исто-

рическими особенностями развития, неизбежно преломляющими логику истории человечества на свой лад, что она, следовательно, является ни чем иным, как формой проявления обещго. Дается убедительная критика соответствующих буржуазных теорий. Во многих случаях ценный эмпирический и познавательный материал используется для глубоких теоретических обобщений, имеющих прямое отношение к формационной проблематике . Наконец, в ряде

См., например: Африка: возникновение отсталости и пути развития /Отв.ред. Л.Е.Куббель. - М., 1974; Африка в современном мире (Материалы Третьей Всесоюзной конференции африканистов, состоявшейся в Москве 15-17 октября 1979 г. /Отв. ред. Ан.А.Громыко. - М., 1982: Африка: проблемы социалистической ориентации. /Отв.ред. Г.Б.Старушенко. - М., 1976: Великий Октябрь и Африка /Отв.ред. Ан.А.Громыко. - М., 1980; Винокуров Ю.Н., Орлова А. С, Субботин В. А. История Заира в Новое и Новейшее время. - М., 1982; Годинер Э.С. Возникновение и эволюция государства в Буганде. - М., 1982; Громыко Ан.А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. - М., 1981; Ерасов B.C. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. - М., 1972; его же. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. - М.. 1982; Зарубежные концепции экономического развития стран Африки. Критический анализ /Отв.ред. Ан.А.Громыко. - М., 1980; Илларионов Н.С. Идеология и общественный прогресс в странах Тропической Африки. - М.. 1978; Иорданский В.Б. Тупики и перспективы Тропической Африки. - м7, 1970; Каинельсон И. С. Напата и Мероэ - древние царства Судана. - М., 1970; Киселев Г.С. Хауса. .Очерки этнической, социальной и политической истории (до XIX столетия). - М., 1981; Козлов С.Я. Фульбе Фута-Дкаллона. - М.. 1976; Кочако-ва Н.Б. Города-государства йорубов. - М., 1968; ее же. Особенности производства и присвоения прибавочного продукта в странах Бенинского залива. - В кн.: Социальные структуры доколониальной Африки. М., 1970, с.17-67; Ксенофонтова Н.А. Народ Зимбабве Шчерки социально-экономической истории). -М., Ї974; Куббель Л.Е. Сонгайская держава. Опыт: исследования социально-политического строя. - М., 1974; Летнев А.Б. Деревня Западного Мали. Социально-экономический очерк. - М., 964: Манчха П.И. Актуальные проблемы современной Африки. -М.. 1979; Община в Африке: проблемы типологии /Отв.ред. С.А.Токарев, ред.составитель Ю.М.Кобищанов. -М., 1978; Ольдерогге д.А. Западный Судан в ХУ-ХІХ вв. Очерки по истории и истории культуры. - М.-Л., I960; Орлова А.С. История государства Конго ШІ-ХУШ вв.). - М., 1968; Орлова А.С, Львова Э.С. Страницы истории Великой Саванны. - М., 1978; Потехин И.И. Африка смотрит в будущее. - М., I960; Солодовников В.Г. Африка выбирает путь. - М., 1970; Социальные сдви-Шродолж. сн. на след. стр.)

- 10 -работ эти закономерности рассматриваются с социально-философских позиций .

Анализ африканской специфики под углом зрения диалектики общественного прогресса, единства и многообразия исторического процесса еще далек от завершения, и в марксистской литературе продолжается обмен мнениями относительно формационной принадлежности доколониальных африканских обществ, сущности переживаемого межформациоиного переходного периода, некоторых особенностей революционного процесса на континенте. Между тем философская оценка диалектики социально-экономического развития африканских народов является важной предпосылкой для успешного

(Продолж. сн. с пред. стр.)

ги в независимых странах Африки /Отв.ред. Л.Д.Яблочков. -М., 1977; Социальные структуры доколониальной Африки /Отв. ред. Ю.М.Кобищанов, Л.Е.Куббель. - М., 1970; Традиции и современность (Материалы выездной сессии Научного совета АН СССР по проблемам Африки. Ленинград, І6-І8 февраля 1981г.).

I. См.: Андреев И.Л. Пути развития освободившихся стран в свете теории общественно-экономической формации. - В кн.: Теория общественно-экономической формации /Отв.ред. В.В.Денисов. М., 1983, с.254-311; его же. Последние рукописи К.Маркса: история и современность. - Вопросы философии, 1983, № 8, с.59-74; Илларионов Н.С. О критериях формационной принадлежности современных обществ Тропической Африки. - В кн.: Африка в современном мире. Материалы Ш Всесоюзной конферен-

ии африканистов. Вып. 1. М., 1979, с.132-134; его же. роблема формационной принадлежности афро-азиатских обществ. - Народы Азии и Африки, 1982, № 5, с.158-168; Капустин Б.Г. Методологическое значение категории "общественно-экономическая формация" для познания закономерностей развития освободившихся стран. - Дис. ... канд. философских наук. - М., Т979; Крылов В.В. Характерные черты социально-экономических процессов в обществах развивающихся стран. - Вопросы философии, 1976, № 9, с.94-106; Маглыш В.Н. Развитие землевладения в Буганде (к формационной характеристике африканского доколониального общества). - Народы Азии и Африки, 1981, № I, с.53-61; Мосейко А.Н. Основные функции идеологии в общественной системе развивающихся стран (по материалам африканского региона). - В кн.: Исследования социологических проблем развивающихся стран (Теория социальной структуры) /Отв. ред. В.Ф.Ли. М., 1978, с.201-218; Пономарев A.M. Философско-социологический анализ закономерностей развития стран капиталистической ориентации Тропической Африки. - Дис. ... канд. философских наук. - М., 1981.

- II -

применения марксистской теории общественного прогресса в конкретно-исторических условиях Тропической Африки. Стремлением внести вклад в разработку этой многогранной проблемы и определяется выбор диссертантом темы исследования.

Главной целью исследования автор ставит выявление того сущностно общего, что детерминирует и связывает воедино историю и современную социально-революционную практику африканских народов, а именно - закономерностей формационного развития.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, диссертант в соответствии с главной целью исследования ставит перед собой следующие задачи:

выделить системообразующие элементы раннеклассовых формаций и уточнить методологию социально-философского анализа формационной принадлежности рабовладельческого и феодального обществ;

определить уровень формационного развития африканских доколониальных этносоциальных организмов;

выявить место и роль колониализма и неоколониализма как особых форм взаимодействия обществ различной формационной принадлежности;

уточнить формационное состояние современных африканских стран, раскрыть характер и основное направление нынешнего этапа переходного периода;

проанализировать особенности революционного процесса в Тропической Африке в контексте марксистско-ленинской теории общественно-экономических формаций;

вскрыть методологическую несостоятельность немарксистских концепций социально-экономического развития Тропической Африки.

Научная новизна исследования состоит в том, что это одно из первых в советской социально-философской литературе исследований монографического характера, посвященное диалектике общего и особенного.в прогрессивной смене общественно-экономических формаций в основные эпохи истории Тропической Африки -доколониальную, колониальную и послеколониальную.

Автором разработана на африканском конкретно-историческом материале методология определения формационной принадлежности докапиталистических обществ, базирующаяся на материалистическом понимании истории и выявлении материальных, системообразующих элементов рабовладельческой и феодальной формаций. Колониализм и неоколониализм рассматриваются как качественно особые формы взаимодействия антагонистических обществ различной формационной принадлежности. Раскрыто их специфическое воздействие на формационные процессы в социальных организмах Тропической Африки.

Формационное содержание и характер переходного периода от колониального общества к современному в Тропической Африке анализируются с учетом диалектики внутреннего фактора и фактора всемирности, решающего воздействия основного содержания современной эпохи. Обосновывается такое понимание межформационного переходного периода, которое учитывает предшествующую эпохе социальной революции эпоху эволюционных перемен в производительных силах, производственных отношениях и надстройке.

Под углом зрения закономерностей социальной революции рассматриваются особенности революционного процесса в регионе. Показана методологическая несостоятельность немарксистских концепций развития Тропической Африки, их несоответствие реальной диалектике общего, особенного и единичного в данном регионе.

- ІЗ -

Теоретической основой исследования служит марксистско-ленинское учение о социальном прогрессе как закономерно обусловленном, естественноисторическом процессе смены общественно-экономических формаций. Разработанная основоположниками марксизма-ленинизма, теория общественно-экономической формации позволяет объяснить многообразие истории как проявление ее единой сущности, увидеть в исторических явлениях повторяемость, закономерность, идентичность, показать, что всемирная история универсальна, что попытки обособить те или иные регионы от общего течения мировой истории, или догматически игнорировать специфику и индивидуальные особенности их развития антинаучны. "Именно эта теория дает возможность отразить, осмыслить общество в его системности, целостности, выделить основные типы общественного устройства, основные этапы развития общества в его движении к высшему типу социальной системности, целостности - к коммунизму. Она позволяет раскрыть единство в многообра-зии" .

Методология исследования определяется утвердившимся в советской философской литературе подходом к формации как системной категории истмата, объединяющей на материальной, прежде всего производственной, основе то общее, что находит свое проявление в конкретных социальных организмах. Материалистическое решение основного вопроса философии, имплицитно заложенное в этой категории, последовательно распространяется на все уровни анализа формационной принадлежности африканских обществ.

Опираясь на труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, диссертант применил в исследовании такой методологический арсенал

I. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980, с.273.

как восхождение от абстрактного к конкретному при определении формационной принадлежности африканских социальных организмов; соотношение логического и исторического в выявлении особенностей исторического пути народов Тропической Африки; конкретно-исторический подход, позволивший рассмотреть социальные закономерности в их реальном пространственно-временном проявлении; системно-генетический метод по отношению к формационному развитию африканских народов, благодаря которому аналитически вычленяются ведущие, системообразующие факторы становления, функционирования и развития исследуемого общества. Автор стремился в полной мере учесть ленинское методологическое требование рассматривать социально-экономические, конкретно-исторические явления в контексте системы международных отношений, мирового революционного процесса, взаимодействия различных социальных систем и регионов мира.

Автор исходил из принципа материалистического монизма, указывающего на материальные общественные отношения как на фундамент социального организма, из марксистско-ленинского понимания взаимодействия теории и практики в преобразовании мира. При анализе немарксистских концепций развития Тропической Африки диссертант руководствовался принципами критики буржуазной идеологии, сформулированными В.И.Лениным.

Диссертант опирался на документы КПСС, материалы съездов и пленумов партии, труды руководящих деятелей КПСС. Широко привлечены теоретические документы международного коммунистического и рабочего движения. Использовались многочисленные работы советских и зарубежных ученых - философов, социологов,

экономистов, историков, этнографов, в том числе специалистов по африканским проблемам, прежде всего относящиеся к проблемам смены общественно-экономических формаций. Привлечены материалы периодической печати - отечественной и зарубежной.

Методологические проблемы исследования формационной принадлежности докапиталистических обществ

Тропической Африке не так давно отказывали в какой-либо истории вообще, подобно А.Тойнби, не нашедшему здесь ни одной цивилизации . Западная наука рассматривала ее как объект исторического процесса, если и занявший в нем какое-то место, то лишь благодаря усилиям европейцев . Англичанка М.Перэм могла вполне серьезно утверждать, например, что одно из древнейших африканских государств Буганда вошло в историю после того, как в 1862 году его "открыли" ее соотечественники Спик и Грант . Ныне такое заявление было бы скептически принято африканистами в той же Англии. Вызванный изменившимся соотношением сил в мире в послевоенное время подъем национально-освободительного движения в Тропической Африке вызвал к жизни иную литературу. Многочисленные обобщающие исследования последних десятилетий вскрыли своеобразное и богатое прошлое Черного континента, навсегда похоронили нигилистический подход к африканской истории .

Центр тяжести перенесен на истолкование прошлого, на ту или иную интерпретацию его своеобразия. Нападки немарксистских исследователей на исторический процесс африканских народов прикрываются завесой глубокого внимания, уважения, признания заслуг африканцев в развитии цивилизации. Своеобразие африканской истории выводится не из специфики конкретных условий, в которых действуют общественные законы, а из специфики пресловутого "африканского общества как такового", являющейся причиной самой себя, causa sui.

Буржуазные, реформистские и националистические авторы исходят из идеалистических посылок, заявляя, как, например, автор многотомной "Истории Африки" Р.Корневэн, что"в африканской истории главную роль сыграли психология и религия" . При этом они абсолютизируют либо многообразие истории, либо ее единство (трактуемые идеалистически или вульгарно материалистически). Для немарксистской общественной науки вообще характерно умаление реальной диалектики общего, особенного и единичного в социально-экономическом развитии.

С точки зрения марксистской социальной философии, реальное многообразие истории, социальной практики не только не противоречит, как мыслит метафизик, но, напротив диалектически сочетается с материалистическим единством исторического процесса. Первоочередная задача философа - найти в этом многообразии единство и объяснить через него многообразие. мФи-лософско-методологический аспект данной проблемы заключается в выяснении того, стоит ли за многообразием путей и вариантов, стадий и форм социального бытия и революционного действия народов освободившихся стран нечто объективно всеобщее, и если да, то как оно сопряжено с конкретно-историческими реалиями и тенденциями современного мира .

Историография Тропической Африки, как отмечалось, развивается в последние десятилетия бурными темпами. И хотя по сей день в ней сохраняется немало пробелов, многие существенные стороны африканской истории изучены весьма основательно, что дает возможность для попытки их социально-философского осмысления с марксистско-ленинских позиций. Советские ученые, сделавшие немало в направлении теоретического обобщения накопленного эмпирического материала, ставят в качестве первоочередной задачи африкановедения на современном этапе "определение вклада африканцев в мировую цивилизацию, изучение глубокого прошлого внутренних районов Африки как части истории всего человечества, вскрытие общих закономерностей в развитии древних народов южного континента и единства всемирно-исторического процесса в контексте марксистского учения об общественно-экономических формациях.

Какой ступени формационного развития достигла Тропическая Африка к тому рубежу, с которого началось ее насильственное включение в систему капиталистических мирохозяйственных связей? Этот вопрос представляется кардинальным, ибо в нем заложено то системообразующее начало, которое определяет все общественные процессы, во многом отражается на характере современной социальной жизни.

Колониализм как форма взаимодействия обществ различной формационной принадлежности

Какие "коррективы" в формационное развитие внесла начавшаяся в основном в последней трети прошлого века эпоха прямого колониального господства европейских капиталистических держав в Тропической Африке? Этот вопрос заслуживает внимательного рассмотрения, поскольку показывает, "от чего" началось независимое развитие сто лет спустя.

Для Англии, Франции, Испании, Португалии работорговля в Африке, продолжавшаяся четырестолетия и направленная,главным образом, на поддержание рабского труда на хлопковых и сахарных плантациях и рудниках американских колоний, имела существенное значение как фактор первоначального накопления капитала и капиталистической индустриализации. Говоря о рабстве на периферии, как экономической необходимости становления капитализма в центре, К.Маркс отмечал в "Капитале": "Вообще для скрытого рабства наемных рабочих в Европе нужно было в качестве фунда мента рабство sans phrase (без оговорок) в Новом Свете" .

Однако в XIX веке при переходе капитализма в развитую стадию Западной Европой были приняты меры по пресечению работорговли, поскольку она потеряла для нее первостепенное экономическое значение. Вызвавшая превращение Африки в "заповедное поле охоты на чернокожих" потребность европейской капиталистической мануфактуры в дешевом хлопке из Америки внтеснялась расширявшимися потребностями европейской капиталистической индустрий в источниках гарантированного поступления более разнообразного сельскохозяйственного и минерального сырья. Так, от поощрения и участия в работорговле Западная Европа стала постепенно переходить к колонизации Африки, имея в виду прежде всего ее хозяйственную эксплуатацию. Идя этим путем, империализм, к началу XX века создал, говоря словами В.И.Ленина, "... всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью "передовых" стран гигантского большинства Haul селения земли .

Экономически в самом общем виде колониализм характеризовался присвоением метрополией прибавочного общественного продукта колоний. Торговля с колониями была лишь формой упорядочения грабительского, неэквивалентного характера этого "обмена". Этот экономический императив колониализма оказал самое негативное воздействие на формационную целостность африканских этносоциальных организмов, практически разрушив ее. Ранее производство прибавочного продукта и его аккумуляция обеспечивались через механизм местных надстроечных институтов. В зависимости от соотношения сил, от степени готовности африканской верхушки потесниться в экономическом плане, от политико-идеологических установок и традиций колонизаторов высшие и часто средние звенья традиционной социально-политической структуры либо разрушались, либо модифицировались, но в любом случае прекращали существование как самостоятельная целеполагающая часть общества, как регулятор трудовой деятельности, обусловленной внутренними потребностями данного социального организма.

Ныне это может считаться установленным фактом даже для "самой демократичной" - английской "косвенной" системы управ - 73 -ления. Изучив Нигерию и Уганду - английские колониальные образования, включавшие Ойо и Буганду, Л.Е.%ббель пришел к выводу, что на формально традиционной основе колонизаторы создавали местную верхушку "по принципам, чуждым всем традициям политической культуры покоренного народа" . Специальные исследования английской системы управления, на материале, включающем йорубский и бугандийский, показали повсеместное распадение традиционной структуры управления обществом. В некоторых случаях, как например, в Буганде, внешние атрибуты власти частично сохранились. Само "королевство" (по английской терминологии) Буганда просуществовало вплоть до провозглашения Уганды республикой в 1967 году. Но эти структуры функционировали в качественно модифицированном варианте, только как придаток, звено колониальной администрации. Кабака оставался царем лишь номинально, а реальную власть из рук англичан получили назначаемые колониальной администрацией "туземные вожди", полностью ей повиновавшиеся. Изменился и характер производственных отношений внутри общества. "Формы эксплуатации по сравнению с доколони «2 альным периодом изменялись, а ее норма увеличивалась" . В Ойо процессы шли в том же направлении. Как свидетельствует Н.Б.Кочекова, "в колониальный период институт традиционных правителей подвергся функциональной и структурной ломке, он умирал как традиционный институт, функционировала его коло 3 ниальная модификация..." . Независимо от того, сокращались или расширялись полномочия назначаемых властями "туземных" прави - 74 -телей, внутреннее равновесие общественного организма нарушалось. Нарушение самостоятельности общественных организмов, их подключение к метрополии в качестве зависимо функционирующей подсистемы неизбежно вело к прекращению внутренне-обусловлен-ного поступательного формационного развития и вызывало либо консервацию базисных структур, либо их деградацию. "В обществах, порабощенных колониальными захватчиками, ... массовые экспроприации земли, усиление действия налогово-повинностной системы, использование методов насильственного приспособления производства в крестьянском хозяйстве к потребностям метрополии ..., вело к прямому разрушению производительных сил в крестьянском хозяйстве . Колониальная эксплуатация, будучи чужеродной, внешней, не несла созидательного начала для традиционных социально-экономических структур, она разрушала его производительные силы, вела к разложению общественного организма, хаотичности базисных отношений.

В передовых же африканских этносоциальных организмах, которые находились в процессе перехода к первой антагонистичесу кой формации, такое нарушение целеполагающей функции неизбежно становилось равнозначным нарушению внутреннего динамического равновесия общества в целом, точнее той формы базисных отношений, которые не утвердились еще в правах ведущего, определяющего уклада.

Методологические аспекты анализа переходного периода от колониального общества к современному. Критика немарксистских концепций

Перипетии исторического пути африканских народов, отразившиеся в особенностях формационного развития до независимости (см. Глава I), прежде всего деструктивное воздействие колониализма, обусловили нынешнее положение Тропической Африки в мире, характеризующееся самым низким уровнем социально-экономического развития. Из всех обширных регионов мира, объединенных историческим прошлым и географически , Африка южнее Сахары - наиболее отсталый по сравнимым экономическим показателям и по ступени организации общественных структур, среди которых структуры докапиталистического типа охватывают большинство населения.

В списках "наименее развитых стран мира", "подготовленных экспертами ООН, две трети мест заняли африканские государства тропического пояса . Около трети населения Тропической Африки проживает в этих "наименее развитых странах", 40 процентов сельскохозяйственных угодий также приходится на них. Из стран мира, отнесенных ООН к категории страдающих "от недостатка продовольствия", 23 находится в Африке . К 2000 году большинство африканских стран по-прежнему не сможет полностью удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания . Общий рост африканской экономики составил в 1983 году, по данным Экономической комиссии ООН, для Африки всего 0,2 процента . По мнению специалистов, социально-экономические трудности Тропической Африки "носят отнюдь не конъюнктурный характер, а связаны с воздействием ряда долговременных внешних и внутренних факторов" .

Вокруг истолкования отсталости, путей ее преодоления ведется острая теоретическая и идеологическая борьба. При этом в социально-философском плане обнаруживаются два противоположных методологических подхода. Первый из них - диалектико-материалис-тический - рассматривает и объясняет отсталость через диалектическую взаимосвязь общего, особенного и единичного, то есть как местное, конкретно-историческое проявление закона неравномерности развития антагонистических обществ, закрепленное колониализмом. Ликвидация отсталости в рамках этого подхода мыслится через конкретные социально-экономические преобразования и преодоление зависимости от капиталистической системы через коренное изменение характера международных экономических отношений. Осуществление этой цели в полном объеме возможно при условии ликвидации капиталистической формации.

Второй подход - метафизически-идеалистический - игнорирует или превратно истолковывает реальную диалектику общего, особенного и единичного. Это проявляется в каждом из двух основных немарксистских конкретных направлений социально-философской мысли - узко-региональном-в традициях иррационалистичес-кого циклизма А.Тойнби, и универсально-технологическом - в духе "индустриального общества" Ю.Ростоу и Р.Арона. Первое направление уводит в сферу особенного - регионализма, исключительности, толкует отсталость как имманентно присущую "традиционным" образом организованным обществам. Противоположное направление исследований в рамках "компаративистской социологии", "социологии развития", "теории модернизации" не признает африканской и западной сущностной специфики. Отсталость рассматривается как простое количественное отставание, а ее ликвидация -соответственно как количественный рост экономических показателей, переход от сельскохозяйственного к промышленному производству . Общим детерминирующим фактором общественного развития объявляются техника и технология производства. Экономические же отношения собственности, производственные отношения и детерминируемые ими закономерности формационного развития не получают сколько-нибудь важного значения для функционирования обще-ства . Здесь особенное и единичное теряют свою качественную определенность как таковые, выделяясь количественными показате - 89 -лями, которые могут быть улучшены эволюционным путем, без революционного общественного переустройства.

Игнорирование реальной диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного - неизбежное следствие идеалистически-метафизического мышления. Оно характеризует подход к прошлому и современности немарксистских идеологов - буржуазных, либеральных, реформистских, мелкобуржуазных, националистических. Как отмечает И.С.Нарский, современная буржуазная философия метафизична не только когда ее адепты сознательно и открыто отвергают диалектику, но и когда они подменяют ее мнимодиалектически-ми построениями."Те и другие в конечном счете метафизичны". Либо каждое общество рассматривается как данное, замкнутое в себе и из себя объясняемое, со своими уникальными характеристиками. Либо общее признается, но истолковывается вне диалектической взаимосвязи с особенным - вульгарно-материалистически - через сравнительно-экономические показатели или идеалистически - как "идеальные типы", не имеющее реального существования.

Особенности революционного процесса в Тропической Африке

Как и повсюду в зоне национального освобождения, в Тропической Африке революционный процесс набирает силу. "Свидетельства тому - революции в Эфиопии, Афганистане, Никарагуа, свержение антинародного, монархического режима в Иране. В 70-е годы фактически завершилась ликвидация колониальных империй. Сузилась сфера империалистического господства в мире" . Зародившееся как антиколониальное и антиимпериалистическое африканское национально-освободительное движение в последние годы стало обретать все более явно выраженный социально-классовый ха - 140 -рактер. Другими словами, начался процесс социального освобождения, а не только формально-политического, то есть доведения до конца деколонизации. Причем на этом этапе все более определенно антикапиталистические тенденции начинают преобладать над капиталистическими.

Этот факт пытаются затушевать буржуазные и социал-реформистские идеологи, ссылающиеся на то, что Тропическая Африка -это царство традиционализма, регион патриархальный, недифференцированный в социально-классовом плане. Если в Тропической Африке конфликты имеют место, то это результат трений между "племенами" или между государствами по националистическим мотивам. Существующие ныне неразвитость социальной структуры, распространенность родо-племенных отношений, острота этнических проблем и господство трайбалистско-националистической идеологии объявляются перманентными и доминирующими признаками. При этом широко используются имеющие давнюю традицию в буржуазной и консервативно-националистической литературе идеалистические теории африканской общинно-патриархальной гармонии, коренящей-ся-де во врожденном коллективизме "сопереживающей" негро-афри-канской души.

В самом деле, не слишком ли особенное это общество на данном этапе во всяком случае, чтобы можно было говорить об антикапиталистическом содержании африканской национально-освободительной революции, а значит и о начале социалистической социальной революции? Каковы реальные возможности для развития национально-освободительных революций в африканских странах в социалистическом направлении? Ответы на эти вопросы можно получить, если рассмотреть соотношение особенностей революционного процесса с позиций марксистской диалектической методологии.

При рассмотрении освободительного движения народов как составной части исторического процесса на современном этапе марксистская методология исходит из признания неразрывного реального единства всемирного революционного процесса и многообразия форм его проявления в регионах. Общее существует объективно только в единичном, в его неразрывной связи с особенным. "Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного . Социально-революционные закономерности марксистская методология рассматривает в органическом внутреннем единстве с реальными особенностями.

Марксизм не только признает многообразие революционного процесса, но и утверждает, что революционное творчество народов неисчерпаемо. В каждом отдельном регионе оно принимает специфическую окраску, может вылиться в неожиданные формы в зависимости от разнообразных обстоятельств, от особенностей исторического развития данного народа или региона. Революционная практика нацелена на реализацию той исторической возможности, которая наиболее отвечает объективным условиям, оцениваемым с точки зрения перспектив будущего, и которая воплощается в деятельности передовых классов и социальных сил . Задача заключается в том, чтобы вскрыть в этом своеобразии особую регионально-специфическую форму проявления общих закономерностей шрового революционного процесса.

Только анализ конкретной ситуации, проведенный скозь призму марксистской теории и методологии, может выявить закономерности как реально существующие в неисчерпаемом многообразии революционного действия. Закономерность живую, которую можно использовать и тем самым заставить "работать" в интересах прогрессивных сил,в интересах социализма. Вместе с развитием исторического процесса и под его воздействием закономерности революционного процесса также видоизменяются, развиваются, обогащаются,и задача состоит в том, чтобы вовремя и адекватно уловить эти изменения, уточнить в соответствии с ними

Похожие диссертации на Социально-философский анализ смены общественно-экономических формаций в Тропической Африке