Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретический анализ формирования убеждений Савчук Валерий Владимирович

Теоретический анализ формирования убеждений
<
Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений Теоретический анализ формирования убеждений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савчук Валерий Владимирович. Теоретический анализ формирования убеждений : ил РГБ ОД 61:85-9/365

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Шосонско-методологический анализ понятия "убеждение" V

I. Содержание понятия "убеждение": аспекты и уровни анализа 10

2. Соотношение понятий "убеждение", "мнение", "вера" 24

3. Понятие "убеждение" как историко-философская проблема1 ЧЧ

ГЛАВА ГГ. Гносеологические предпосылки нормирования убеждений 78

I. Проблема превращения знаний в убеждения 78

2. Роль убеждений в развитии познания 88

ГЛАВА Ш. Социально-классовая и психологическая обусловленность нормирования убеждений 101

I. Общесоциологический анализ формирования убеждений 101

2. Психологические и социально-психологические аспекты формирования убеждений 124

3, Взаимосвязь материальных условий жизни и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности в условиях социализма 151

Заключение V '? 170

Литература 178

Введение к работе

Литература Одной из важнейших задач коммунистического строительства является задача воспитания нового человека. В центре этой большой и сложной задачи стоит формирование у всех советских людей коммунистического мировоззрения, основой и деятельным ядром которого выступает коммунистическая убежденность Разработка методологических вопросов, связанных с формированием убеждений, создание теории, отражающей реальный процесс этого формирования, а также условия и факторы, его обусловливающие,- важнейшая задача философской науки. Проблема сознательного и целенаправленного формирования коммунистических убеждений в современных условиях чрезвычайно сложна и многопланова. "Мы многого добились,-, подчеркнул в своем выступлении на Июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко, » в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, - формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но основания для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества." В связи с этим трудно найти проблемы,более актуальные, чем те, которые связываются с осуществлением процесса формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма, т.к. от нее прямо зависят темпы совершенствования нашего общества и, в конечном счете, коммунистического строительства.

Актуальность теоретического анализа формирования убеждений обусловливается также тем, что созидание и утверждение социалистических форм духовной культуры происходит в противоборстве с возросшей идеологической и пропагандистской активностью современного международного империализма, в борьбе с мелкобуржуазной психологией, потребительской моралью, религиозностью и прочими негативными явлениями, живущими еще в психологии отдельных групп, в нравах, обычаях и привычках, имеющих многовековую историю своего существования. Дальнейшая научная разработка диалектико-материалистического понимания природы формирования убеждений в значительной степени способствует научному подходу к воспитанию, снижению в нем доли стихийных процессов и открывает новые возможности связи науки с практикой коммунистического строительства, методологического влияния философии на конкретные области обществоведения.

Значение теоретического анализа формирования убеждений важно для развития марксистско-ленинской философии еще и потому, что исследования в таких ее разделах, как социология и психология познания, требуют расширения традиционного инструментария рефлексии над познанием (объект, субъект, истина и т.д.) за счет таких понятий, как убеждение, мнение, вера.

Вопросы, связанные с определением природы и механизмов формирования убеждений, а также структуры, функций и критериев их глубины и подлинности, активно разрабатываются в различных науках: педагогике, этике, психологии, логике, социологии, научном коммунизме, правоведении, научном атеизме и в ряде других наук. В каждой из них убеждение трактуется сообразно с задачами, предметом и методами соответствующей науки. Вследствие чего возникли проблемы, связанные с общефилософским анализом данного феномена. Попытка решить эти проблемы была предпринята в недавно вышедших работах советских исследователей , И хотя в них накоплен богатый материал, относящийся к убеждению и процессам его формирования, однако уровень разработок в этой области недостаточен и требует дальнейших исследований.

Вместе с тем, обзор состояния проблемы приводит нас к выводу, что к настоящему времени в целом можно считать преодоленными две крайности. Во-первых, преодолена чрезмерная психологизация убеждений, рассматривавшихся только как феномен психики, как твердая уверенность в чем-то. Во-вторых, обоснована ошибочность отождествления истинного, доказанного знания и убеждения (логическим следствием чего являлся вывод о совпадении процесса познания и обучения с процессом формирования убеждений).

Ряд ведущих советских философов: В.Л. Василенко, В.Г. Иванов, П.В. Копнин, Т.Н. Ойзерман, А.Г. Спиркин, В,И. Шинкарук, - анализируя мировоззрение, вычленяют убеждение как важнейшую его характеристику. В их работах определена специфика мировоззренческих убеждений, показано отличие убеждений в области специально научного знания и мировоззренческих убеждений, коммунистические убеждения на основании их характеристик выделены среди: других видов мировоззренческих убеждений. Однако ряд вопросов связи мировоззрения и убеждений остается дискуссионным. Дальнейшего изучения требует не только

I. См.: Смирнов Л.А. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973; Старченко А.А. Анализ категории "убеждение". - Философские науки, 1979, № 5; Чалин МЛ. "Философская вера" и феномен убежденности. - Философские науки, 1974, № I; Зеленов Л.А. О структуре убеждений. В кн.: Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Горький, 1974. вопрос отличия коммунистических убеждений от всех предшествующих видов убеждений, но и вопрос их преемственности, связи.

Процесс формирования убеждений рассматривается в большинстве случаев в сфере идейно-воспитательной и пропагандистской работы . Однако практически отсутствуют исследования, обобщающие осмысление процесса формирования убеждений в различных науках, мало освещены вопросы детерминации убеждений потребностями и интересами личности, микрогруппы, коллектива. Недостаточно представлен анализ формирования убеждений в единстве объективных и субъективных моментов. Современная научная и общественная практика требует тщательного исследования реального многоуровневого и противоречивого процесса формирования убеждений личности в современных условиях.

Основной целью работы является комплексное исследование процесса формирования убеждений. Теоретический анализ подчинен всецело конкретным и актуальным задачам формирования у советских людей коммунистической убежденности.

Цель исследования реализуется в ходе решения следующих задач:

1. Проследить развитие представлений о природе убеждений в истории философии, дать их критическую оценку. В ходе критического анализа выявить способы осмысления в домарксистской философии гносеологической обусловленности и социальных предпосылок убеждений. Выделить принципиальные позиции марксистского подхода к решению социальной обусловленности формирования убеждений.

Выявить содержание понятия "убеждение". Используя диалекти-ко-материалистический метод восхождения от абстрактного к конкрет ному, отразить соотношение различных уровней методологического абстрагирования при философском осмыслении проблемы убеждений (убеждение как общее понятие, специально научные и мировоззренческие убеждения, коммунистическая убежденность). Выявить специфические особенности каждого класса убеждений.

3. Определить специфику убеждений, соотнося их с такими феноменами, как мнение и вера. Рассмотреть гносеологическую природу убеждений в соотношении со знаниями. Раскрыть гносеологический аспект превращения знаний в убеждения.

4. Исследовать процесс социально-классовой обусловленности формирования убеждений личности.

5. На материале современных психологических и социально-психологических исследований рассмотреть психологический механизм формирования убеждений. Проанализировать возможности убеждения как способа социально-психологического воздействия.

6. Исследовать реальные трудности и противоречия формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма. Используя результаты анализа гносеологической природы, социально-классовой обусловленности и психологического механизма формирования убеждений, предложить рекомендации но совершенствованию целенаправленного управления процессом воспитания коммунистической убежденности.

Методологической и идейно-теоретической базой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, партийные и государственные документы. В диссертации обобщаются и используются результаты анализа убеждений, полученные в домарксистской философии, а также в работах советских и зарубежных философов, психологов, социологов.

Главная отличительная особенность диссертации заключается в том, что в ней исследуется процесс формирования убеждений как комплекс-ная проблема обществознания. В работе сопоставлены различные аспекты и уровни анализа убеждений и выявлена их взаимосвязь;

- В диссертации детально анализируется связь знаний и убеждений, процесс превращения знаний в убеждения и влияние последних на познание. Автор выдвигает и обосновывает положение о том, что знание и убеждение различаются главным образом по функциональному признаку: если преобладающей функцией знания выступает отражение, то в убеждении основное значение приобретает оценкам

- Диссертант показал недостаточность теоретического анализа формирования убеждений в рамках какого-нибудь одного подхода (логического, гносеологического, социологического и психологического), а также несостоятельность сведения убеждения к истинному знанию или к субъективной уверенности, В работе доказывается, что причины и механизмы формирования убеждений можно вскрыть лишь на основе понимания их как способа, формы активного отношения общественного человека к окружающей действительности,

- Автор вскрывает реальные методологические трудности анализа социально-классовой обусловленности формирования убеждений личности и обосновывает необходимость учета процессов формирования общественного мнения в теории формирования убеждений.

- Диссертантом рассмотрена взаимосвязь реальных жизненных условий и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности. Вскрыты некоторые субъективные и объективные причины возникновения негативных убеждений в условиях социализма и намечены пути их преодоления.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают возможность более обоснованно и эффективно управлять процессом формирования коммунистической убежденности в современных условиях. Выводы и основные положения диссертации, могут быть использованы в практике идеологической борьбы и политико-воспитательной работы. Наряду с этим материалы исследования рекомендуются для использования в преподавании некоторых разделов диалектического и исто-рического материализма ("Философия, ее предмет и роль в обществе", "Сознание, его происхождение и сущность", "Роль народных масс и личности в истории. Личность и общество"), а также в процессе преподавания научного коммунизма, основ научного атеизма и ряда других научных дисциплин.

Содержание понятия "убеждение": аспекты и уровни анализа

бесконечное многообразие убеждений. Они - неизменная и важнейшая характеристика всех исторических личностей, внесших вклад в науку, культуру и оказавших влияние на политические, военные и гражданские события.

Именно убежденность Х-.Колумба в том, что земля - круглая, двигала его на запад, а не на восток для достижения Индии. Глубокая убежденность Д.Бруно в научном познании действительности и в истинности сделанных им открытий была причиной стойкости его взглядов. Ни преследования и угрозы, ни тюрьма и пытки, - ничто не смогло поколебать его убеждений. И более того, глубокая убежденность послужила причиной знаменитого ответа Д.Бруно инквизиторам: "Вы с большим страхом произносите мне приговор, чем я выслушиваю его". Именно идейная и нравственная убежденность Сотникова, героя одноименной повести В.Быкова, помогли ему выстоять в часы тяжелейших испытаний и сохранить облик подлинного Человека перед лицом смерти.

Убежденностью отличались однако не только носители прогресса, передовые люди своего времени, но и представители сил реакции, террора. Убежденными в правоте своей веры и своего дела были инквизиторы, сжигавшие на кострах людей; развязавших вторую мировую войну и потопивших в крови многие страны фашистов также двигала убежденность в своем рассовом превосходстве.

Возникает вопрос, что такое убеждение и чем философское понимание убеждения отличается от естественнонаучного и обыденного его толкования, а также, чем убеждение отличается от веры, знания, мнения и т.д. Интерес к этим вопросам высказывают ученые в самых различных областях знания.

Проблемы, касающиеся анализа различных аспектов убеждения: механизмов формирования, связи убеждения со знанием, действиями и поступками, выяснения структуры, функций, уровней и видов убеждений, -нашли свое отражение и активно разрабатываются в педагогике, этике, научном коммунизме, социологии, социальной психологии, психологии, логике, филологии, научном атеизме, юридических и других науках. Естественно, в каждой из этих наук убеждение трактуется в связи с задачами, предметом и методами соответствующей науки.

В психологии убеждение выступает как понятие, отражающее относительно изолированный элемент психической жизни человека, интеллектуально-эмоциональное образование, феномен психики, тип мотивации поведения, проявление субъективного мира личности и /наряду с сообщением и внушением/ определяется как форма речевого воздействия на слушателя, как психическое состояние; в социологии - как состояние сознания /определенное, сложное, целенаправленное/, как характеристика сознания, идейно-психологическое и оценочное отношение людей к общественной жизни, ценностная форма представлений индивидуального и общественного сознания, сложный феномен духовной жизни общества и: личности, интегральное содержание сознания, связанное с деятельностью, социальное качество личности; в социальной психологии как совокупность социальных установок в структуре мировоззрения личности, вид социально-психологического воздействия, наряду с заражением, внушением, подражанием, а также - как ядро мотивации личности; в гносеологии - как продукт познавательной деятельности, этап познания, познавательно-оценочный образ, способ функционирования знания, ценностная форма существования гносеологического образа, особое отношение субъекта к знанию, форма познавательного отноше-ния субъекта к объекту, идеальная форма отражения действительности, сложная форма идеальных представлений, совокупность взглядов и представлений, интегральное логико-гносеологическое образование; в этике - форма проявления нравственного сознания /самосознания/, рациональная основа нравственной деятельности, идейно-психологическая основа волевых качеств; в педагогике - как черта характера, фактор /способ/ формирования устойчивых качеств личности и т.д. Многообразие родовых признаков убеждения, выделяемых исследователями, указывает на глубину и сложность рассматриваемого феномена Имеется целый ряд общефилософских определений понятия "убеждение", в которых в качестве главных выделяются различные его характеристики. Так, целый ряд авторов: В.Т.Лисовский, В.С.Мерлин, В.В.Остряков, А.И.Степанавичус, - считают, что в основе убеждения лежит исключительно теоретическое и научное знание Однако такое ограничение содержания понятия убеждение является слишком узким даже для специально научных убеждений, что было справедливо подвергнуто критике в нашей литературе.

Роль убеждений в развитии познания

До сих пор анализ взаимоотношения знаний и убеждений шел в плане выяснения того, как знание "превращается" в убеждение. Как определенный момент данный аспект анализа весьма существенен, однако он не может исчерпать богатства взаимосвязей знания и убеждения и специфики формирования последнего в рамках гносеологического подхода. Указанный способ анализа убеждений имеет в своей основе не явную, но легко читаемую предпосылку: познание разделяется на два этапа, т.е. на собственно процесс познания и на последующую оценку его результатов. Ограничившись этой схемой анализа, мы были бы вынуждены признать-, что на "заре" человечества (взятого в филогенезе) и у ребенка (рассматриваемого в онтогенезе) был такой момент, когда имелись знания, но не было убеждений. Однако данные гносеологии, истории науки, эвристики и ряда других наук свидетельствуют о неразрывном единстве и взаимообусловленности знаний и убеждений. Следовательно, исторически (что соответствует логике рассматриваемого предмета) знание и убеждение формируются одновременно.

Единство и обусловленность знаний и убеждений требует рассмотрения не только того, как знание "превращается" в убеждения, но и то - 89 го, как убеждение влияет на познание. Не только убеждение не может возникнуть вне знаний (познания), но и само знание обусловлено убеждением, т.к. познание, его целеустремленность, добросовестность и глубина во многом определяется наличием или отсутствием соответствующего убеждения. Убеждение, следовательно, не только предопределяется знанием, но и само является необходимой его предпосылкой. На эту диалектическую зависимость знания и убеждения обратил внимание Ф.Энгельс в своем письме к А.Руге, в котором сообщал, что он однажды отложил все, в том числе и многостороннюю литературную деятельность, чтобы углубить свои философские знания. "У меня, - писал далее Ф.Энгельс, - достаточно знаний для того, чтобы составить себе определенное убеждение и, в случае необходимости, отстаивать его, но недостаточно, чтобы это делать действительно с успехом". Некоторый уровень знаний приводит к определенному убеждению, однако для того, чтобы отстаивать его, реализовать в своей деятельности, требуются дополнительные знания.

К отмеченному ранее условию превращения знания в убеждение посредством оценки и ассимиляции знания в более широком контексте мировоззрения личности следует добавить: процесс формирования убеждения представляет собой многоступенчатую систему взаимопревращений и опооредствований..Результатом теоретической рефлексии над процессом формирования убеждений является вывод о том, что этот процесс включает многократность превращений менее глубоких знаний в определенное (еще недостаточно обоснованное и действенное) убеждение, и что само это производное убеждение становится самостоятельным исходным пунктом познания. Этот механизм зависимости отчетливо виден в приведенном выше фрагменте письма Ф.Энгельса. Сказан - 90 ное абсолютно справедливо можно отнести и к условию превращения знания в убеждение, которое мы назвали переменной функции знания.

Следует подчеркнуть особо то обстоятельство, что процесс формирования убеждений нельзя редуцировать к количественному накоплению знаний, так как возникновение убеждения всегда включает творчество, озарение, догадку, интуицию и т.п. акты, характеризующие качественно иное состояние сознания, которое не вытекает непосредственно из ранее накопленных знаний.

Теоретический анализ влияния убеждений на познание невозможно осуществлять в полном объеме, не соотнося их с ценностными ориента-циями, идеалами, нормами и методами познания, которые в существующем арсенале предпосылок познания выступают зачастую как альтернативные варианты. Выбор предопределяется убеждениями исследователя. Поскольку даже самая строгая наука не может возводить свое здание, исходя только из самой себя, не опираясь на вненаучные (практические, социально-культурные) основания, и поскольку в начале любой дискурсивной процедуры имеется некоторое аксиоматическое убеждение, истинность которого базируется чаще всего на внелогических основаниях, например, доверии к своему или коллективному опыту, интуиции, постольку можно утверждать, что убеждения ученого являются не чем-то внешним по отношению к познавательному процессу, а имма-неннтны ; ему.

Можно привести целый ряд примеров, когда убежденность исследователя была решающим компонентом открытия. Так, например, одержимость и энтузиазм Генриха Шлимана, археолога-самоучки, основывались на его убежденности в реальности существования мифологической Трои, которую он искал долгие годы. А.Эйнштейн считал, что "основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упоря т доченнуго и познаваемую сущность," Чтобы сделать открытие, ученый должен быть уверен в реальности еще не открытого: объекта, меха низма, теории и т.д. Его убежденность касается двух сфер,- налич ной, существующей и той, которой еще нет, но предполагаемой им. Поэтому убеждение неизбежно включает результаты продуктивного вооб ражения, предвидения, которые выступают связующим идеалы и действи тельность звеном.

Общесоциологический анализ формирования убеждений

Если гносеологический подход позволяет выявить корни ложных, ошибочных, иллюзорных убеждений и описать формирование всякого убеждения, абстрагируясь от предметного содержания, идеологичес кой направленности, социально-политической ориентации убеждений, і а также от конкретно-исторической обусловленности и индивидуально- го своеобразия их носителей, индивидов, то социологический ПОДХОД I дает объяснение объективной детерминированности убеждений опреде ленными классовыми потребностями и интересами. С его помощью мож- }/ но представить социальную типологию убеждений. / Проблема формирования нового человека, коммунистической убеж- / денности, а также природы, сущности и обусловленности этих процес сов является чрезвычайно важной в современных условиях. Социально экономические изменения внутри общества, идеологическая борьба и экономическое соперничество с капитализмом и, вместе с тем, неуклонное возрастание роли субъективного фактора в истории, создание условий, раскрывающих активную,.деятельную сущность чело века, требуют пристального внимания к внутреннему миру личности, к путям и средствам изучения новых, во многом еще нераскрытых нрав ственно-эстетических и идейных черт мировоззрения нашего современ ника. Вполне закономерно, что философское осмысление личности ста ло интенсивно обогащаться исследованием всего комплекса ее духов ных мотивов, идейно-политических и нравственных убеждений, пос кольку их глубокое и всестороннее исследование открывает новые возможности связи науки с практикой коммунистического строительст ва, а также методологического влияния философии на конкретные об « 102 ласти обществоведения. Среди перечисленных вопросов большое значение имеет проблема взаимосвязи общества и личности, влияния общественно-экономической системы социализма на сознание и поведение людей.

Рассмотрение формирования коммунистических убеждений, имеющих реальную историческую перспективу, охватывает широкую сферу проблем, от самых общих (формирование мировоззрения, сознания личности) до конкретных проблем партийно-пропагандистской и политико-воспитательной работы.

Теоретическое исследование, в отличие от эмпирического, предпо-; лагает сознательное формирование исходных абстракций, описывающих идеализированный объект."Детерминация формирования убеждений в общем социально-философском плане совпадает с формированием сознания в целом. Марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека, об определяющей роли общественного бытия в отношении к сознанию и о социально-классовой обусловленности всех его форм дает верный ориентир магистрального движения и объяснения многих "тайн" убеждения: почему возникают, изменяются и сходят с исторической арены одни и появляются другие социальные типы убеждений (рабовладельческие, феодальные, буржуазные, коммунистические), почему прогрессивные типы убеждений в одну историческую эпоху превращаются в реакционные в другую и т.д.

Если для гносеологического анализа решающим критерием была истинность или ложность, выявляемая посредством оценки знания гносеологическими, общекультурными и мировоззренческими критериями, то для социологического анализа на первый план выступает объяснение социальной функции, роли того или иного вида убеждения в социаль - юз ной системе. Лишь с этой точки зрения возможно понять историческую необходимость господства различных убеждений: стихийно-материалистических, религиозных, идеалистических, иррациональных и, наконец, податно научных, основанных на диалектико-материалисти-ческом понимании законов природы, общества, мышления.

Социально-философский анализ классовых убеждений как целостного и относительно самостоятельного явления, обладающего собственной структурой и исторической динамикой, дает возможность понять способ функционирования их в обществе и раскрыть предельные основания их происхождения и развития. Однако при всей продуктивности социо-логического подхода к объяснению феномена убеждение, по справедливому замечанию М.Н.Горлянской, "ограниченность его состоит в том, что здесь опускается специфичность индивидуальности сознания.

Здесь нет ответа на вопрос о возникновении различных убеждений у представителей одной и той же социальной группы". Переход от определения социально-классовой обусловленности убеждений к непосред-ственным субъективно-личностным определениям убеждений является сложной теоретико-методологической проблемой.

Взаимосвязь материальных условий жизни и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности в условиях социализма

Многочисленные работы посвящены теоретическим проблемам формирования коммунистических убеждений. Истинность теоретических исследований тех или иных аспектов формирования коммунистических убеждений подтверждается лишь тогда, когда на их основе предлагаются эффективные практические рекомендации:. Именно на укрепление связи: общественных наук с практикой коммунистического воспитания нацеливают обществоведов все последние партийные документы.

Как мы уже отмечали, (см. I.3.), сознательное управление формированием убеждений - сложный многоплановый процесс, требующий комплексного изучения и решения целого ряда философских, конкретно-научных и социально-экономических проблем. В связи с целями и задачами исследования мы остановимся лишь на некоторых из указанных проблем, имеющих, по нашему мнению, как теоретическое, так и непосредственно практическое значение.

Что значит воспитание и, шире, формирование коммунистических убеждений в условиях социализма? Означает ли это формирование человека с коммунистической сознательностью, обладающего полноценными коммунистическими убеждениями? Представляется необходимым четко различать убежденность в идеалах коммунизма, коммунистическом будущем и коммунистические убеждения, присущие новому человеку, человеку коммунистического будущего. Из этого разграничения вытекает следующее: формирование убежденности, в идеалах коммунизма является практической задачей идеологической и политико-воспитательной работы сегодняшнего дня. Требовать осуществления идеалов коммунизма (формирования коммунистических убеждений, в частности) в условиях социализма - значит забегать вперед, выдавая должное за сущее. В этом отношении важными для нас являются выводы, сделанные на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции

Программы КПСС: "... на пути к коммунистическому идеалу нам предстоит еще воплотить в действительность идеал социалистический" .

Именно такой подход к делу коммунистического строительства позволит "окончательно преодолеть бытовавшее в определенный период времени облегченное представление о путях и сроках перехода к высшей фазе коммунизма"

Применительно к проблемам формирования коммунистических убеждений вполне справедливы идеи, высказанные А.П.Бутенко на совещании по проблеме человека: "... иногда утверждается, будто уже в социалистическом обществе новый человек обладает коммунистической, а не социалистической сознательностью и т.д., более того, широко пропа - гандируется установка создания при социализме всесторонне развитой личности. Следует поставить вопрос: не происходит ли и здесь существенного забегания, выдвижения в качестве сегодняшних тех задач, которые могут быть решены только в коммунистическом обществе . говорить о всестороннем развитии сущностных сил каждого человека в рамках социалистической-фазы - это значит искажать ход общественного прогресса, пропагандировать неосуществимые цели, а тем самым дискредитировать и цели пропаганды, ибо она в этом случае оказывается в противоречии, с реальной жизнью, с возможностями социализма."

Общефилософский анализ формирования коммунистических убеждений в условиях социализма не может быть осуществлен вне соотнесения убеждения, понимаемого в данном случае как способ и как результат воспитания, с реальными жизненными условиями и идеологическими процессами. На формирование коммунистической убежденности в рав-ной мере воздействуют как объективные, так и субъективные факторы, отражающие диалектику объективного и субъективного воспитания. В проводящихся в последние годы исследованиях отчетливо видна тен-денция подвергать анализу и, соответственно, учете субъективные факторы: убеждения, мотивы, движущие людей, во многом определяющие их поступки. Сложная взаимосвязь общества и личности, влияние общественно-экономической системы социализма через культуру и идеологическое воздействие на сознание личности выдвигает на первый план проблемы взаимодействия объективных условий жизни и убеждений личности.

Обратившись к опыту построения социализма в нашей стране, обна - 154 ружим, что роль и значение субъективных факторов понимались по-разному. Подводя итоги эволюции взглядов на роль сознательности, убежденности, энтузиазма в социалистическом строительстве, В.И.Ленин писал: "Мы рассчитывали, поднятые волной энтузиазма, разбудившие народный энтузиазм, сначала общеполитический, потом военный, мы рассчитывали, осуществить непосредственно на этом энтузиазме столь же великие (как и общеполитические, как и военные) экономические задачи. Мы рассчитывали - или, может быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета - непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически... Жизнь показала нашу ошибку... Не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяй-ственном расчете потрудитесь построить сначала прочные мостки, ведущие в мелкокрестьянской стране через государственный капитализм к социализму; иначе вы не пойдете к коммунизму... Так показала нам жизнь.

Похожие диссертации на Теоретический анализ формирования убеждений