Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Орехов Сергей Иванович

Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ
<
Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Орехов Сергей Иванович. Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01.- Омск, 2002.- 332 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/13-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Многообразие интерпретаций виртуальных реальностей 20

1. От virtus к виртуальной реальности 21

2. Технико-информационное понимание виртуальной реальности 35

3. Психологическое понимание виртуальной реальности 47

4. Эстетическое понимание виртуальной реальности 53

5. Прикладное значение идеи виртуальной реальности 72

Глава II. Онтология виртуальной реальности 83

1. Бытие, реальность, виртуальная реальность 83

2. Система «техническая

реальность—социально-психическая реальность» 115

3. Превращенный характер виртуальной реальности 146

4. Антропный принцип виртуальной реальности 164

Глава III. Виртуальный процесс 185

1. Виртуальное событие 186

2. Виртуальный поток 205

3. Операциональный характер виртуальной реальности 213

Глава IV. Internet как виртуальная реальность 230

1. Гипертекстовый образ виртуальной реальности 230

2. Смайлография — превращенная форма сетевых коммуникаций 247

3. Internet-единство 261

4. Виртуальные ценности, или ценность виртуального 274

Заключение 293

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. «Виртуальная реальность» активно вторглась в сознание современного общества. Факт существования виртуальной реальности связывается как с применением современных информационных технологий, так и с различными психическими, эстетическими, культурологическими, семиотическими, эзотерическими процессами. Понятие «виртуальная реальность» широко используется для обозначения ряда самых различных явлений. Для преодоления неопределенности и разнообразия понимания данного явления необходимо выяснить его сущность.

В связи с этим правомерно возникает интерес: что такое виртуальная реальность? Виртуальная реальность одна или существует многообразие виртуальных реальностей? Где находится виртуальная реальность? Наконец, какова роль и место человека в этой реальности? Однопорядковость виртуальной реальности с такими понятиями как бытие, реальность, действительность, обусловливает необходимость исследования ее онтологического статуса. Изучение феномена виртуальной реальности дает возможность глубже рассмотреть фундаментальные философские проблемы бытия, реальности, существования, объективности, телесности, сознания и др.

Философское исследование специфики виртуальной реальности обусловлено необходимостью уточнения понятий «виртуальное», «реальность» и «виртуальная реальность», что дает возможность преодолеть неопределенность, возникшую в связи с многообразием трактовок данного явления, выработать четкое понимание сущности этого феномена. Необходимость исследования вызвана усилением поляризации социальных оценок виртуальной реальности от крайне восторженных до резко отрицательных. Острота поставленных в работе проблем требует критически-

осторожного отношения к указанным крайностям и к философской рефлексии по их поводу.

Изучение виртуальной реальности органично связано с философской традицией осмысления проблемы бытия, реальности вообще, восходящей еще к периоду становления европейской мысли. Исследование виртуальной реальности открывает новые возможности осмысления парадигм мышления, что позволяет из различных философских версий интерпретации реальности этого типа извлекать философско-методологический смысл. Осмысление феномена «виртуальная реальность» как познавательного инструментария важно для решения фундаментальных философских проблем, что, в свою очередь, открывает новые возможности разработки специальной философской проблематики, например, некоторых аспектов философской антропологии. В целом обозначен вектор движения философских исследований от онтологического смысла виртуальной реальности к онтологическому статусу человека и его сознанию.

Сама постановка проблемы виртуальной реальности связана с выяснением роли человека и его сознания, так как при рассмотрении физической реальности в онтологии и гносеологии нередко доминирует преувеличение ее объективного характера и вынесение за рамки самой реальности человека с его сознанием, т.е. наличествует недооценка человеческой субъективности. Эти же методологические подходы автоматически переносятся на процесс изучения виртуальной реальности. Углубленное исследование виртуальной реальности диктуется возможными негативными последствиями, которые возникают в результате экспансии виртуальной реальности в повседневную жизнь. Погружение в виртуальную реальность приводит к замкнутости человека в пределах виртуальной коммуникации, его психологической зависимости и привыканию к виртуальной реальности, к появлению желания заменить, насколько это возможно, физическую реальность на виртуальную.

Исследование должно учитывать появление новых информационных технологий, так как они позволяют рельефнее описать и изучить проблему виртуальной реальности и ее влияние на индивидуальную и коллективную деятельность, на формирование у личности определенных качеств. Интерактивный диалог «человек—машина» приводит к возможности создания виртуальной реальности, содержание которой будет оказывать на человека воздействие, способное актуализировать у него новые личностные свойства, психические состояния. Знание особенностей виртуальной реальности и механизмов ее функционирования порождает необходимость изучения этого феномена, раскрытия превращенного характера существования виртуальной реальности как предельного воплощения взаимодействия технической и социально-психической реальностей. В этой связи нуждается в уточнении само понятие превращенной формы, ее онтологический, гносеологический и методологический статус.

Исследование виртуальной реальности, виртуальных событий имеют важное значение для практической и теоретической деятельности человека. Виртуальные события могут значительно менять характер выполняемой деятельности: повысить или понизить ее эффективность, породить ошибки и более серьезные негативные последствия. Виртуальные события играют важную роль в тех сферах человеческой деятельности, где требуется мобилизация всех психических и физических качеств. Изучение виртуальной реальности — это основание для выработки рекомендаций оптимального осуществления деятельности такого рода. Категория «виртуальная реальность» также обнаруживает свой эвристический характер в исследовании иных проблем — коммуникации, ценностей и др.

Итак, необходимость философского исследования виртуальной реальности, механизма ее формирования и форм существования обусловлена недостаточным и разноречивым осмыслением виртуальной реальности, с

позиций единства онтологического, гносеологического и антропологического подходов, а также потребностью осмысления информационных процессов, участвующих в становлении виртуальной реальности, и следствий, вызываемых этой реальностью, обнаруживаемых в момент коммуникационного взаимодействия человека с новой средой обитания.

Степень разработанности проблемы. Теоретические источники. Решению проблемы виртуального, начиная со средневековой схоластической философии, предшествовало становление термина «virtus». Этот термин встречается уже в латинских текстах I века до н.э. В дальнейшем, в латиноязычной культуре были сформулированы основные значения данного термина: а) мужественность, мужество, храбрость, стойкость, доблесть — обозначения качества, свойства человека; б) внутренняя сила, мощь — фактор, определяющий становление и существование вещи; в) потенциальное, но реально существующее свойство, которые обнаруживаются в опыте. Употребление этого термина в основных его значениях можно обнаружить в трудах различных авторов (Цицерон, Сенека, Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский, Дж. Бонавентура, Данте Алигьери, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Мартин Лютер, Ф.Меланхтон, Ф.Бэкон, Дж.Вико, Г.В.Лейбниц, Л.Фейербах, Г.В.Ф.Гегель).

Идея виртуального в форме решения проблемы силы, энергии, обеспечивающей активность, исследовалась в грекоязычной (византийской) и латиноязычной философии (Василий Великий, Исаак Сирин, Григорий Палама, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот, Николай Кузанский).

Из философии понятие «виртуальное» проникает в естествознание, где обозначает соответствующий тип перемещения тел, затем класс элементарных частиц, и, наконец, с возникновением информатики появляются понятия «виртуальный мир», «виртуальная реальность» как порождения информационных технологий.

Исследование виртуальной реальности опирается на изучении философских представлений о бытии, реальности, существовании которые нашли свое отражение в произведениях классической философии таких авторов, как: Августин, Аристотель, Я.Беме, А.Бергсон, Дж.Беркли, Ф.Бэкон, Г.В.Ф.Гегель, Р.Декарт, И.Кант, Г.В.Лейбниц, К.Маркс, Парменид, Платон, Прокл, Б.Спиноза, Ж.П.Сартр, Фома Аквинский, С.Л.Франк, М.Хайдеггер, Ф.В.Й.Шеллинг и др.; и работ современных авторов, затрагивающих эту проблематику: Л.Г.Антипенко, А.В.Ахутин, П.П.Гайденко, Ф.И.Гиренок, А.Л.Доброхотов, М.С.Каган, Л.А.Коган, В.А.Кутырев, В.Б.Кучевский, С.Д.Лобанов, Ю.В.Мамлеев, Ю.К.Мельвиль, Д.В.Пивоваров, Ю.М.Романенко, И.А.Семакина, Н.М.Солодухо, С.Д.Сушко, В.Н.Типухин, В.В.Трубников, Ю.А.Урманцев, Д.М.Федяев, Т.Н.Халитов, Ю.Н.Холопов, А.Н.Чанышев, В.В.Чешев и др.

Первый подход в решении проблемы виртуальной реальности связан с
исследованием особенностей функционирования современных

информационных технологий. В рамках этого подхода выделяется понимание виртуальной реальности как продукта компьютерных технологий. Для этого:

а) рассматриваются специальные языки моделирование виртуальной
реальности (А.Авдуевский, О.Д.Авраамова, Т.С.Северова, П.Вольф, К.Сандерс,
Ч.Скотт, Эд.Титтел);

б) изучаются особенности компьютерной трехмерной графики,
основанной на технических достижениях в сфере производства программного
и технического обеспечения (Е.Карташева, Г.П.Катыс, П.Г.Катыс, Ф.Хэмит,
Д.И.Шапиро);

в) исследуется трактовка виртуальной реальности как графического
изображения в совокупности с ВР-системами (системами виртуальной
реальности), которые воздействуют на органы чувств человека. Этот аспект
исследуется в основном инженерами-электронщиками и программистами. В

ряде работ дается классификация и оценка различных ВР-систем (В.С.Бабенко, О.Власенко, С.Дацюк, Д.Иваньков, Е.В.Ковалевская, И.Кондратьев, М.Круглов, К.Макмиллан, Д.И.Шапиро).

Второй подход в решении проблемы виртуальной реальности связан с исследованием психологии человека, в рамках которой выделяется виртуальная реальность. Она рассматривается в качестве одного из слоев человеческой психики, возникающего при соответствующих условиях. Виртуальная реальность есть отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике, т.е. самообраз, который отражает в психике некоторые ее состояния. Данное психологическое направление было обосновано Н.А.Носовым. В дальнейшем этот подход развивается рядом исследователей (Т.Н.Березина, К.В.Дрозд, И.В.Плаксина, С.А.Рыбцов, Е.И.Хитряков, Ю.Т.Яценко и др.). Близко к этому подходу примыкает другой, отождествляющий внутренний субъективный мир человека, его психику с виртуальным (И.Г.Корсунцев). Для раскрытия особенностей психической реальности привлекались труды Л.М.Веккера, Л.С.Выготского, В.И.Гинецинского, А.Н.Леонтьева, А.Г.Маслоу, В.В.Петухова, В.Подороги, Н.А.Носова, С.Л.Рубинштейна, К.Г. Юнга и др.

Третий подход в решении проблемы виртуальной реальности связан с исследованием прикладного значения этой идеи в какой-нибудь области:

а) психолого-эстетический вариант, опираясь на категориальный аппарат,
разработанный в виртуальной психологии, исследует психическое состояние
автора в момент создания художественного произведения (Н.А.Носов,
В.Ф.Жданов, Т.В.Смирнова);

б) технико-эстетический вариант изучает прикладное значение
информационных технологий в создании спецэффектов, имеющих
эстетическое содержание и оцениваемых как разновидность виртуальной
реальности (О.Н.Астафьева, П.Вайбель, Н.Петрова, В.Хан-Магомедова);

в) эстетический вариант изучает само произведение, созданное с помощью
информационных технологий, рассматривая его как виртуальную реальность
(Е.И.Анненкова, О.Н.Астафьева, М.Б.Игнатьев, Н.Карпицкий,
И.Б.Маньковская, А.Орлов);

г) в психиатрии рассматривается использование идеи виртуальной
реальности для лечения и реабилитации больных с нервно-психическими
расстройствами на основе изменения сознания пациента с помощью физико-
технических устройств или искусственно вызываемых психосенсорных
расстройств с целью сужения сознания и воспроизведения образов
подсознания или на основе предъявления готового психотерапевтического
образа, воссозданного во всех его сенсорных деталях при помощи
компьютерной техники (С.Х.Асадуллина, И.Д.Даренский, В.Е.Лепский,
Т.В.Носова);

д) в медицине изучается применение идеи виртуальной реальности при
лечении ряда болезней, совмещая медикаментозное (физиотерапевтическое) и
психологическое лечение (И.П.Брязгунов, А.Н.Михайлов, Н.А.Носов,
Г.П.Юрьев, Н.А.Юрьева, Ю.Т.Яценко);

е) в технике идея виртуальной реальности используется как для
теоретического объяснения восприятия некоторых процессов, так и для
создания специальных тренажеров при подготовке специалистов
определенного профиля (П.А.Коваленко, Н.А.Носов);

ж) концепция виртуальной реальности используется в образовании и
культуре при создании процедуры восприятия и интерпретации многозначных
образов знаний в различных образовательных процессах: посещении музеев,
электронных библиотек, путешествии по странам, а также в специфических
сферах — в горах, на море, в космосе, как перенос в прошлое и будущее
человеческого общества (И.А.Андреева, В.С.Бабенко, Т.Г.Богомазова,
С.Н.Иконникова, С.Т.Махлина, В.Г.Узунова, А.В.Хуторской, Д.И.Шапиро).

В рамках отечественной науки следует выделить особым блоком исследование виртуальной реальности, совмещающее в себе философский подход с элементами, социологического, экономического и психологического. Это направление только закладывает свои основы (Ю.М.Антонян, С.В.Афонина, С.А.Борчиков, В.М.Быченков, А.И.Воронов, К.Галкин, О.И.Генисаретский, Ф.И.Гиренок, Н.И.Голик, А.В.Говорунов, Л.П.Гримак, С.Дацюк, П.А.Зубковский, Д.В.Иванов, А.И.Каптерев, И.В.Катерный, Е.В.Ковалевская, В.В.Красных, Б.В.Марков, Н.А.Нагорная, М.Ю.Опенков, Д.В.Пивоваров, А.П.Потемкин, Д.Репкин, В.М.Розин, П.Е.Солопов, С.С.Хоружий, Е.А.Шаповалов и др.).

Одновременно с этим в качестве теоретического источника привлекались идеи, высказанные рядом зарубежных авторов, исследующих отдельные аспекты виртуальной реальности, таких как: Дж.Айсдейл, Е.-ГАаёаб, Д.П.Барлоу, Р.Барбрук, С.Браун, Д.Болье, А.Брукман, Ф.Бьокка П.Вайбель, П.Вольф, У.Л.Гардинер, М.Гиббс, Х.-М.Гриффитс, Ф.Дзэй, Дж.С.Донат, К.М.Ихихо, Т.Кашински, П.Кент, П.Колок, М.Крюгер, Кумико Аоки Д.Ланье, Р.Лауриа, С.Лем, М.Маклюэн, У.Макмиллан, Р.С.Пирсон, Л.Раджасингам, Г.Рейнгольд, А.Сазерлэнд, К.Сандерс, Т.Сведлоу, Ч.Скотт, Эд.Титтел, Д.Тиффин, Дж.Уонг, Б.Фок, М.Хайм, Ф.Хэмит.

Изучение технического аспекта виртуальной реальности опиралась на ряд идей, разрабатываемых в философии техники, которые отражены в трудах следующих авторов: Г.Н.Волков, В.И.Гнатюк, В.Г.Горохов, А.А.Зворыкин, И.Я.Конфедератов, В.П.Котенко, Б.И.Кудрин, М.А.Розов, В.С.Степин, Д.М.Федяев, В.В.Чешев, С.В.Шухардин, и др.

Для раскрытия взаимосвязи виртуальной реальности и сознания использовалось эвристическое содержание антропного космологического принципа, содержащееся в различных формулировках. В качестве теоретических источников по интерпретации антропного космологического

принципа и истории его становления явились труды таких авторов, как: Ю.В.Балашов, Дж.Д.Барроу, Т.И.Берзина, Г.Гамов, Л.М.Гиндилис, А.Л.Зельманов, Г.М.Идлис, С.В.Илларионов, Д.Я.Мартынов, А.В.Нестерук, И.Д.Новиков, В.В.Казютинский, Б.Картер, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов, А.Н.Павленко, В.Н.Панибратов, А.Г.Полнарев, И.Л.Розенталь, Ф.Типлер, М.С.Уваров, А.Р.Уоллес, К.Э.Циолковский, А.С.Щербаков и др.

Для изучения сложности феномена виртуальной реальности, коммуникаций, возникающих на ее основе в глобальной информационной сети, показа взаимного проникновения, тождественности частей и целого, привлекался материал, в частности идея соборности, нашедшая отображение в работах русских философов-классиков, это: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, П.Флоренский, А.С.Хомяков, С.Л.Франк; а также у ряда современных авторов: Н.Бирюков, В.И.Большаков, О.А.Воробьев, Ф.И.Гиренок, А.Гулыга, А.Десницкий, И.А.Есаулов, В.Н.Катасонов, С.Корнев, В.Котт, М.В.Пресняков, В.Сергеев, И.В.Симонов, А.Ф.Смирнов, Е.С.Троицкий, Т.Г.Щедрина, И.Б.Эшенбах.

Проблема исследования обусловлена неоднозначностью подходов в рассмотрении статуса виртуальной реальности в рамках бытия, недостаточным философским осмыслением форм проявления виртуальной реальности. Проблема формулируется в виде вопросов: что такое виртуальная реальность, какова форма ее проявления? Как взаимодействует с этой реальностью человек?

Целью исследования является теоретическое описание и объяснение виртуальной реальности, механизма ее становления, процессуальной превращенной операциональной формы существования и отношения человека к этой реальности.

Задачи исследования:

— выявить основные тенденции в интерпретации понятия «виртуальное»,

которые сложились в истории мысли и современной науке, дать классификацию подходов в понимании виртуальной реальности, показать прикладное значение этой идеи;

— проанализировать взаимоотношение категорий «реальность»,
«существование», «виртуальная реальность» и выделить механизм образования
виртуальной реальности, показать особенности процессов положенное и
репрезентации в образовании виртуальной реальности;

выделить и исследовать систему «техническая реальность—социально-психическая реальность», ее основные элементы, взаимодействие которых порождает виртуальную реальность, зафиксировать превращенный характер виртуальной реальности и раскрыть особенности превращенное этого вида;

сформулировать принцип, определяющий статус и роль человека, его сознания по отношению к виртуальной реальности;

определить основания понимания виртуальной реальности:

исследовать знаковый характер виртуальной реальности, порождаемый глобальной информационной сетью, описать основные особенности коммуникации в глобальной информационной сети, зафиксировать и раскрыть суть процесса образования и использования «электронных» слов и фразеологизмов;

— проанализировать следствия коммуникаций в глобальной
информационной сети, изучить характер ценностей, возникающих при
взаимодействии с виртуальной реальностью.

Основная идея, выносимая на защиту. Виртуальная реальность есть реальность, образованная положенно-репрезентативным взаимодействием технической и социально-психической реальностей, проявляющая себя в операциональной превращенной форме и существующая в виде процесса — виртуального события и потока.

Методологические основания диссертационного исследования.

Для эффективного решения поставленной проблемы и конструктивного исследования сформулированных задач использовались следующие методологические принципы и идеи:

во-первых, в качестве общей методологической основы диссертации использовался диалектический метод, позволяющий раскрыть специфику виртуальной реальности через диалектику взаимодействия техники и человека в форме положенного и репрезентативного, а также иные принципы, законы и категории диалектического метода;

во-вторых, идея К.Маркса о превращенной форме — понятия, характеризующего способ функционирования сложных систем и позволяющего исследовать видимые эффекты, выступающие на поверхности целого как результат взаимодействия его элементов;

в-третьих, комплекс идей, развиваемых в философии техники и психологии в контексте отношения «техническая реальность—социально-психологическая реальность»;

в-четвертых, некоторые интерпретации антропного космологического принципа, развиваемые в современной астрономии и космологии;

в-пятых, ряд идей философов-постмодернистов, связанных с методологией анализа современной культуры как способа производства симулякров;

в-шестых, идеи современной лингвистики, раскрывающие особенности знаковости межличностных коммуникаций;

в-седьмых, идея А.С.Хомякова о соборности как специфической форме единения и взаимодействия личности с целым и разработки этой идеи у других русских философов.

Научная новизна исследования.

1. Выделены основные подходы в понимании виртуальной реальности: компьютерный, психологический, эстетический. Показано эвристическое

содержание идеи виртуальной реальности, позволяющее использовать ее в различного рода прикладных исследованиях.

2. Исследован механизм формирования виртуальной реальности.
Установлено, что виртуальная реальность рождается при взаимодействии
субстанциональной и акцидентальной реальностей на основе процессов
положенности и репрезентации, которые, переплетаясь, образуют новый тип
существования — репрезентативно-положенную реальность. Данный механизм
описан на материале функционирования системы «техническая реальность—
деятельность—социально-психическая реальность», в которой три элемента,
многократно детерминируя друг друга, задают возможность существования
виртуальной реальности.

3. Показано, что виртуальная реальность является искусственной средой,
процессом и результатом метаморфозы сложных отношений системы
«техника-сознание» в наглядные образы, для которой характерен
превращенный способ существования. Раскрыто, что виртуальная реальность
выступает как превращенная трансформирующаяся форма или превращенная
трансформа; как становящийся результат виртуальная реальность есть
превращенная операциональная форма. Выделены виды превращенной формы:
нейтральная, негативная, позитивная, каждая из которых участвует в
генерировании виртуальной реальности.

4. Впервые сформулирован антропный принцип применительно к
виртуальной реальности. Этот принцип дан в нескольких формулировках: а)
слабая формулировка антропного принципа виртуальной реальности
фиксирует, что наличные условия виртуальной реальности не противоречат
существованию человека, сознания в ней. В виртуальной реальности
существование человека является необходимым, так как его присутствие
совместимо с его существованием как воспринимающего субъекта; б) сильная
формулировка антропного принципа виртуальной реальности требует жесткой

взаимосвязи параметров виртуальной реальности и необходимости пребывания в ней сознания человека. Параметры виртуальной реальности должны быть такими, чтобы существование в ней человека признавалось бы необходимым; в) финалистическая формулировка антропного принципа виртуальной реальности требует, чтобы в виртуальной реальности существовала обработка информации человеком.

5. Создана концепция процессуальной формы существования виртуальной
реальности. Для этого выделен базовый элемент виртуальной реальности —
виртуальное событие, представляющее собой относительно законченный
период становления, разворачивания и существования в операциональной
форме образа, смысла, текста.

Показано, .что основными структурными элементами виртуального события являются: человек с его психикой; виртуальные объекты — аудиальные, визуальные, тактильные образы; смыслы, знаки, тексты, гипертексты, несущие когнитивную составляющую и адаптированные к чувственности и мышлению человека; процесс управления виртуальными объектами; восприятие виртуального события в форме переживания и его вербализация.

Исследование виртуального события закономерно привело к выделению свойств этого феномена: содержательности, предметности, разумности, интенциональности, герметичности, неметричности, симулятивности, процессуальности. Реализация свойств виртуального события и его формирование выступает как осуществление сценария существования фрагмента виртуальной реальности — схемы развития событий.

6. Впервые показано, что виртуальные события организованы в
виртуальный поток — совокупность виртуальных событий в пределах
существования виртуальной реальности, связанных единым конструирующим
началом. В качестве принципов конструирования виртуального события и

виртуального потока выступают принципы информативности, переживаемости, логической и когнитивной связи, контекстуальности, гипертекстовости, неповторимости.

7. Впервые раскрыта связь феномена виртуального потока с
операциональной формой существования виртуальной реальности. Показано,
что операциональная форма виртуальной реальности является проявлением
взаимодействия операциональности технической реальности и
операциональности социально-психологической реальностей, а также
операционального характера собственно деятельности, их соединяющей.
Единство операций техники, психики и деятельности задают
операциональность виртуальной реальности, которая одновременно является
формой передачи информации — знаков, смыслов, образов.

  1. Содержательный коммуникационный аспект виртуальной реальности исследован на основе функционирования глобальной информационной сети. В качестве носителя смыслового, образного содержания виртуальной реальности выделен многомерный гипертекст, который рассмотрен: а) в виде способа организации, построения текста, состоящего из знаков, образов, смыслов, основанного на многовариантных физико-информационно-логических взаимосвязях и переходах между фрагментами этого текста; б) в виде способа организации, построения текста, состоящего из знаков, образов, смыслов, базирующегося на системе ассоциативного механизма, позволяющего устанавливать связь не на физическом, а смысловом уровне.

  2. Впервые установлено, что пребывание в глобальной информационной сети порождает коллективное виртуальное. Коллективное виртуальное — это результат интерсубъектных действий, виртуальная реальность, в создании и воспроизводстве которой участвуют большие группы людей, это родовое переживание настоящего в символической форме.

10. В диссертационном исследовании раскрыто, что коммуникация в

информационных сетях сопровождается появлением превращенных объективированных феноменов, специфического набора знаков — языка общения, носящего по преимуществу визуальный характер.

Впервые отмечен и проанализирован процесс смайлографии — графоподражания, процесс образования и функционирования «электронных» слов, фразеологизмов — смайликов, условно воспроизводящих мимику лица, его частей, жесты, одежду, человеческие профессии, качества и пр.

Дано описание смайликов как несистематизированной, эмпирически созданной многокодовой знаковой системы, клишированных фразеологизмов, продукта письменного народного творчества, нового фольклорного жанра, возникшего в эпоху информационных технологий. Одновременно проанализировано использование специальных сетевых акронимов — сокращений, образованных путем сложения начальных букв слов и служащих специфической формой коммуникации в информационных сетях.

11. Впервые в диссертационном исследовании выявлен и проанализирован
феномен Internet-соборности. Показано, что светская Internet-соборность — это
форма единения личностей в виртуальной реальности, представленная
соборностью мысли, сознания, свободы и творчества. Атрибутами Internet-
соборности выступают: единство, свобода, толерантность, открытость,
общедоступность, человечность, универсальность, всеобщность,
воспроизводимость, повторяемость, вариантность, индивидуальность.

12. На основе исследования виртуальной реальности показано, что
современные информационные технологии участвуют в формировании
смысложизненных ориентиров, новых ценностных регулятивов, в обществе
происходит переоценка ценностей на основе информационной культуры,
вследствие чего появляются виртуальные ценности. Виртуальные ценности
выступают в виде экстраполированных ценностей социальной реальности в
виртуальную реальность, где они преобразовываются, либо интерпретируют

виртуальное событие как ценность. Показано, что сама виртуальная реальность становится ценностью только для человека, который способен воспринимать специфическим образом содержание этой реальности. Показана взаимосвязь ценностей свободы, творчества, справедливости и ценностей виртуальной реальности, как условия реализации смысла жизни и назначения человека.

Теоретическая и практическая значимость проведенных исследований в диссертации заключается в следующем:

во-первых, результаты исследования могут быть использованы для прояснения онтологической, гносеологической и антропологической проблематики, связанной с исследованием бытия, реальности, существования, человека в их отношении к виртуальной реальности;

во-вторых, предложенная концепция виртуальной реальности может служить объяснительной схемой для построения научной картины мира, элементом которой является виртуальная реальность;

в-третьих, выявленные онтологические характеристики виртуальной реальности позволяют эксплицировать ее конкретные проявления в различных областях человеческой деятельности, связанных с символической деятельностью;

в-четвертых материалы и выводы диссертации дают теоретические представления о сущности виртуальной реальности и процессах, ее порождающих, позволяют сформулировать и понять по-новому философские проблемы реальности, превращенной формы, события, операционального, коммуникаций в информационных сетях, соборности.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса «Философия» в соответствующих темах, самостоятельного курса «Информатика и философия», а также могут быть использованы при чтении спецкурсов и курсов по выбору.

Апробация работы. Основные положения диссертации, полученные

результаты обсуждались на кафедре философии Омского государственного педагогического университета, на заседаниях Омского отделения Российского философского общества.

Основные результаты исследования изложены в двух монографиях и 28 публикациях, докладах и выступлениях на: I Всероссийской научной Internet-конференции «Социально-психологические проблемы развития личности» (Тамбов, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теории, технологии, эксперимент» (Курск, 2001); Всероссийской научной конференции «Толерантность и полисубъектаная социальность» (Екатеринбург, 2001); Международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, 2001); Всероссийской научной конференции «Проблемы религии и цивилизации: Текст. Культурные модели» (Коломна, 2001); Научной конференции «Литература как способ существования русской философии» (Екатеринбург, 2001); Межрегиональной научно-практической конференции «Психология субъектности. Человек как автор жизни». (Киров, 2001); Межрегиональной научной конференции «Проблемы семантики и перевода в свете типологии языков и контрастивной лингвистики» (Уфа, 2001); Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2001); V Всероссийской заочной конференции «Русская философия между Западом и Востоком» (Екатеринбург, 2001); Всероссийской научной конференции «Антропоцентрическое исследование социума: лингвистические, социолингвистические культурологические аспекты» (Иваново, 2001); Международном семинаре «Проблемы идиоэтнической фразеологии» (Санкт-Петербург, 2001); Научной конференции «Онтология возможных миров в контекстах классической и неклассической рациональности» (С-Петербург, 2001); X научно-практическом семинаре Сибирского регионального вузовского

центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, 2001). Международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Исторический опыт освоения Дальнего Востока» (Благовещенск. 2002); Всероссийской научной конференции «Вторые Кузбасские философские чтения: Образы толерантного общения» (Кемерово, 2002).

Структура и объем исследования Текст диссертационного исследования состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, содержащего 450 наименований. Работа изложена на 332 страницах компьютерной верстки.

От virtus к виртуальной реальности

Термин «виртуальный» — это заимствование из латинского языка, производное от слова virtus. Латинское virtus восходит к vir — муж, мужчина, человек, настоящий мужчина, мужественный человек, взрослый мужчина, воин, солдат, мужество, сила. Эти значения обыденного языка породили семантические характеристики, которые легли в основу трактовки философского понятия virtus в римском стоицизме и последующей европейской средневековой философии.

Термин virtus встречается уже в работах Марка Туллия Цицерона. В книге «De natura deorum» — «О природе богов» можно найти термин virtus в значении добродетель: «...и, пожалуй, с исчезновением благочестия к богам, не устранится ли также вера и человеческое сообщество, и самая совершенная из всех добродетелей — справедливость?» (.. .atque haud scio, an pietate adversus deos sublata fides etiam et societas generis humani et una excellentissima virtus iustitia tollatur) .

В другом сочинении («De divinatione» — «О дивинации») Цицерон пишет: «Вполне признавали это и те мудрецы, что в тени Академовой рощи или в блестящем Ликее досуг посвящали науке о добродетели радостно много они изложили славных учений из мудрого сердца», (inque Academia umbrifera nitidoque Lyceo fuderunt claras fecundi pectoris artis. E quibus ereptum primo iam a flore iuventae te patria in media virtutum mole locavit. Tu tamen anxiferas curas requiete relaxans, quod patriae vacat, his studiis nobisque sacrasti) . И еще: наконец, в «пятой книге обсуждается вопрос, который бросает яркий свет на всю философию, ибо эта книга учит, что для счастливой жизни необходимо, чтобы добродетель сама в себе находила удовлетворение» (quintus eum locum complexus est, qui totam philosophiam maxime illustrat: docet enim ad beate vivendum virtutem se ipsa esse contentam) .

Крупнейший представитель римского стоического платонизма, Луций Анней Сенека, использует virtus в основном в значении доблесть, добродетель. «"Все мое со мной" — со мной справедливость, добродетель, разумность, сама способность не считать благом то, что можно отнять». ("Omnia mea mecum sunt": iustitia, virtus, prudentia, hoc ipsum, nihil bonum putare quod eripi possit) . В другом месте: «К чему приблизилась и прикоснулась добродетель, то она делает и честным и славным». (Omnia ista per se non sunt honesta пес gloriosa, sed quidquid ex illis virtus adiit tractavitque honestum et gloriosum facit: ilia in medio posita sunt)5.

Если просмотреть бегло и выборочно тексты авторов, живших позднее, от апологетов до философов-схоластов, поэтов и ученых, то можно выявить некоторые тенденции смыслового употребления термина virtus, формирование его основных значений.

Августин Блаженный в трактате «О сущем и сущности» писал: «Чей довод наиболее значим в понимании доблести, в том она и присутствует» (Cuius demonstratio potissima est ex virtute intelligendi, quae in eis est)6.

Гуго Сен-Викторский философ-августинианец: «Богу приятнее робкое смирение, нежели надменный талант [дарование]» (Suavius redolet Deo humilitas infirma, quam virtus elata)7. И далее: «Сейчас я вспоминаю из нашей беседы многое, что казалось противоречивым и что не удалось свести к единому мнению — любви; тому, что постоянно опровергается и что лучше всего доказывается — добродетелью любви». (Considero namque qualiter а principio nostri sermonis multa quae adversari videbantur dilectioni in medium adduxeris, et quod ex eis semper non infirmata, sed amplius probata sit virtus dilectionis.) .

Джованни Бонавентура в своей работе «Сравнения семи даров Святого Духа» излагает следующую мысль: «Для блага необходимы две вещи, а именно: познание истины и следование правилам добродетели. Познание истины осуществляется посредством закона, а следование добродетели — благодатью. Добродетель — это свойство ума, благодаря которому праведно живется, которым никто дурно не пользуется и которое в нас вкладывает Бог» (Ad salutem duo sunt necessaria, scilicet notitia veritatis et exercitatio virtutis. Notitia veritatis habetur per Legem, sed exercitatio virtutis habetur per gratiam. "Virtus est bona qualitas mentis, qua recte vivitur, qua nemo male utitur, quam Deus in nobis operatur")9.

Данте Алигъери: «Так во мне царит любовь, не мешая добродетели, и словно управляет мной» (Regnat itaque Amor in me, nulla refragante virtute; qualiterque me regat, inferius extra sinum presentium requiratis) .

Пико делла Мирандола в «Речи о человеческом достоинстве»: «Милость Божья среди рассыпанных и рассеянных в мире добродетелей, словно из темноты взывая к свету, является не столь удивительной, сколь ревностно служащей создательнице — природе» (Наес, inter sparsas Dei beneficio et inter seminatas mundo virtutes, quasi de latebris evocans in lucem, non tarn facit miranda quam facienti naturae sedula famulatur) .

Мартин Лютер одну из своих работ назвал «Рассуждение о пользе отпущения грехов» (Disputatio pro declaratione virtutis indulgentiarum) ".

Филипп Меланхтон, сподвижник Мартина Лютера в своей «Речи о прославлении жизни схоласта» отстаивал следующий тезис: «Главное же то, что благородная ученость направляет посредственные дарования к добродетели». (Primum enim doctrina liberalis flectit mediocria ingenia ad virtutem)13.

У Фрэнсиса Бэкона virtus выступает в виде свойства вещей, но если он и обращается к virtus как к силе, то в связи с исследованием притяжения магнита — "virtus magnetica". «В механических науках мы видим противоположное: то, что у прежних авторов отмечается беспорядочным, весьма тяжелым и бесформенным, впоследствии обретает новые свойства и некую соразмерность». (In artibus autem mechanicis contrarium evenire videmus; quae, ac si aurae cujusdam vitalis forent participes, quotidie crescunt et perficiuntur, et in primis authoribus rudes plerunque et fere onerosae et informes apparent, postea vero novas virtutes et commoditatem quandam adipiscuntur, eo usque, ut citius studia hominum et cupiditates deficiant et mutentur, quam illae ad culmen et perfectionem suam pervenerint). И в другом месте: «Решительно следует перейти от Вулкана к Минерве, если мы намерены извлечь на свет истинное строение и схематизм тел (от чего зависит всякое скрытое и, как его называют, специфическое свойство и способность в вещах и из чего также выводится правило всякого значительного изменения и превращения)» (et transeundum plane a Vulcano ad Minervam, si in animo sit veras corporum texturas et schematismos (unde omnis occulta atque, ut vocant, specifica proprietas et virtus in rebus pendet; unde etiam omnis potentis alterationis et transformationis norma educitur) in lucem protrahere) .

Джамбаттиста Вико писал: «Мы перечислили наказания испорченной человеческой природы: косноязычие, предрассудки, душевные пороки. Достоинств же, призванных исправить [эту природу] — три: это красноречие, знание, добродетель». (Corruptae naturae humanae supplicia enumeravimus linguae infantiam, mentis opiniones, animi vicia. Emendatae igitur dotes sunt eloquentia, scientia, virtus) э.

Бытие, реальность, виртуальная реальность

Решение проблемы бытия, как одной из главных проблем философии, выражалось в стремлении дать некоторое обобщенное понятие, конструкцию, где схватывалось бы всеобщее, универсальное, космическое. Категорию бытия можно рассматривать как предельное обобщение, которое (обобщение) в своих основаниях указывает на проявление, связь и взаимодействие различных процессов и вещей. В рамках данного параграфа акцент будет сделан на рассмотрение бытия и реальности, реальности и существования, реальности и виртуальной реальности. Естественно, что категории, конкретизирующие бытие, в свою очередь, вступают в отношения друг с другом.

За длительный период развития философии выработано множество концепций бытия, это, например, концепции, в которых: а) бьпие отождествляется с материей, с чувственно воспринимаемым миром; б) бытие рассматривается как сущее, отвлеченное от заполняющих его качеств и количеств; в) бытие интерпретируется в качестве сущности, которая предстает сначала в чувственной, а затем в умопостигаемой формах; г) бытие есть идея или совокупность идей, которые самостоятельны, но обладают силой творить мир и существовать независимо от него.

Обычно в теориях и моделях бытия оно всегда противопоставляется субъекту, человеку, сознанию. Бытие, в зависимости от философской позиции, оказывается безличным и сведено либо к вещественно-энергетическим параметрам, либо к идеальному и его формам. На самом деле, бытие включает в себя человека и его сознание как неотъемлемую часть. Сознание оказывается не внешнеположенной реальностью, а имманентной характеристикой бытия. Сознание есть внутреннее бытие бытия. Теория бытия должна строиться с учетом этой особенности.

При мысленном моделировании бытия приходится достигать такого уровня абстрактности и идеализации, что сущность бытия, как и оно само, есть не результат чувственных данных, а определенная мысленная конструкция, которая требует своей интерпретации. Моделирование бытия выступает конструированием бытия, а конструирование бытия осуществляется через изучение реальности. Поскольку исторически первой и более разработанной была концепция физической реальности, постольку ее свойства переносились на бытие, и поэтому бытие оказалось лишенным сознания. И наоборот, изучение духовной реальности приводило к игнорированию материальных процессов и трактовке бытия как идеального образования.

Категории «реальность» и «существование» образуют главную логическую ось, связь в переходе от бытия к реальности, от реальности — к виртуальной реальности. Бытие бытийствует через существование, а свою определенность получает как наличное бытие или реальность.

«Реальность» (от лат. realis — вещественный) — сначала неологизм, а затем термин (и понятие), введенный в XIII веке схоластической философией, ориентировавшейся на аристотелизм. Для схоластов этого направления реальность — это вещи, имеющие значительную степень бытия, причем зга степень бытия могла возрастать и «уходить» в бесконечность. В средневековой философии и теологии такая вещь (sic!) обладала полнотой бытия и именовалась Богом. Термин «реальность» особенно дискутировался в связи с проблемой универсалий. Классик реализма Фома Аквинский полагал, что универсалии являются не только всеобщими сущностями, в значении ante rem — до вещей, в Божественном разуме, но и сущностями вещей, в значении in res, — в вещах. Знание универсалий дает знание сущности вещей и их индивидуального бытия. В результате оказывается, что мы знаем вещность как вещественность, то есть реальность.

Обыденное сознание, как правило, понимает под реальностью, а заодно и бытием, все, что есть, все, что существует, все, что мне дано в восприятии, как нечто само собой разумеющееся. Реальность — это то, что воспринимает каждый из нас, так как мы видим примерно то же, что и все. Например, когда звучит фрагмент песни «Кончится лето» в исполнении В.Цоя, «За окном идет стройка, работает кран И закрыт пятый год за углом ресторан. А на столе стоит банка, а в банке — тюльпан. А на окне — стакан», то у нас возникают соответствующие ассоциации, и мы знаем, что воспроизведенное в тексте и есть внешний, чувственно данный мир, который мы осознаем. Самое интересное, что восприятие этого мира практическим будет одинаковым, или почти одинаковым. Конечно, что-то исчезнет, что-то появится новое, особенно в связи с прогрессом науки и техники, но, очевидно, мы будем воспринимать все тот же мир...

«И так идут за годом год, Так и жизнь пройдет. И в сотый раз маслом вниз Упадет бутерброд».

Ключом к пониманию категорий «бытие» «реальность», «существование» является трактовка категории «вещь». Образ вещи, ее понимание могут быть заранее сформулированы, заданы неявно или логически: вещь — это... Обычно вещь выводится из бытия. Но фактически, от того как понята вещь, понимается и все остальное — бытие, реальность, существование, действительность.

Категория вещь (лат. res — вещь, дело, достояние) не имеет общепринятой однозначной смысловой и языковой интерпретации. Еще Платон, а затем Аристотель, называли отдельную вещь «oysia» (греч. — oooia — этот термин означает и бытие и сущность, т.е. существующее). Эта «oysia» и у Платона, и Аристотеля означает истину бытия, умопостигаемую природу сущего. Из греческого языка (и философии), в форме кальки «essentia» (от лит. esse —быть) «oysia», проникает в римскую латиноязычную культуру, начиная С работ Цицерона, и закрепляется в ней как термин патристики; позднее, схоластические средневековые философы, в большинстве своем, предпочитали переводить «oysia» словом — «substantia».

Вещь — это локализованная в пространстве и во времени часть реальности. Вещь — это квант реальности, единица проявления реальности, существующего, это то, с чем в начале своего взаимодействия с бытием сталкивается человек. Вещь — это то, что находится в отношении или обладает взаимодействием. Вещь есть «одно» , замечает Гегель. Вещь есть «безразличная пассивная всеобщность, «также» многих свойств», «она есть негация в такой же мере, как она просто есть», «есть «одно», исключение иг противоположных свойств»; «она есть сами многочисленные свойства» Вещь — это отдельное материальное или идеальное образование. А отдельность вещи — ее относительная независимость и константность существования . Естествознание и философия выделили и исследовали большое количество признаков вещи: дискретность, форма, телесность, протяженность, непроницаемость, упругость, сопротивляемость внешнему воздействию, качественно-количественные, пространственно-временные характеристики и т.д. Дискретность, телесность, форма, протяженность считаются первыми признаками вещи, проявлением вещественного, которое, будучи воспринятым, является первым шагом на пути обнаружения вещи, реальности в целом .

Виртуальное событие

Рассмотрение виртуального события и роли человека в его формировании, раскрывает еще одну сторону виртуального бытия, расширяет наши представления как о бытии, так и о самом человеке. Движение к выяснению сути виртуального события начинается с очевидной констатации: в процессе юсприятия виртуальной реальности возникает представление о ней как о непрерывном образовании, однако в действительности эта реальность цискретна. Эта дискретность, как и сама виртуальная реальность, задается вазовыми феноменами. Если начать с очевидного, то в основе существования виртуальной реальности лежит событие. Виртуальная реальность — это такая шайка событий, которые представляют интерес с точки зрения человека, шіяются значимыми для него, это такой набор событий, который через единство действия, понимания и переживания создает единство виртуальной реальности.

В культурологии, семиотике, литературоведении, лингвистике и ряде шзких к ним дисциплин событие определяют как нечто выходящее за рамки повседневности, нечто необычное. Фиксируя эту особенность, Ю.М.Лотман шечает, что «событие есть пересечение семантической границы»" \ Согласно ІП.Рудневу, такое явление, как событие, должно отвечать, как минимум, трем гаовиям: 1) это происходит с кем-то, кто обязательно должен обладать штропоморфным сознанием; 2) для того чтобы происходящее могло стать событием, оно должно стать Ш личности-носителя сознания чем-то из ряда вон выходящим, более или «нее значительно меняющим его поведение либо в масштабе всей жизни, ибо какой-то ее части. Событие всегда окрашено модально, то есть изменяет отношение сознания к миру. 3) событие только тогда может стать событием, когда оно от/сапо как йбытие203.

В качестве события, как единицы письменных и нарратологических іроизведений, рассматривают любое явление, нарушающее нормальное кчение жизни, связанное с социальной нормой, рассказанное, поименованное і интерпретированное . Исходя из этого подхода, взаимодействие с иртуальной реальностью (погружение в нее) само может рассматриваться как йбытие, поскольку пребывание в ней не является непрерывным, а есть нечто кобычное, экстраординарное. «Это состояние полного погружения, — считает В.Изард, — поглощенности, захваченности является, несомненно, ждствием интенсивного интереса или возбуждения»" \ Виртуальная реальность — это событие в событии, событие для события. У М.Хайдеггера есть эффектная мысль: «Событие — закон законов, поскольку оно собирает смертных вокруг осуществления их существа и держит в нем» . Важнейшим элементом виртуальной реальности является виртуальное событие.

Событие выступает как единичный элемент множества явлений в любой области: физической, социологической, психологической виртуальной. Для отличия событий, происходящих в разных сферах, как показал И.И.Ашмарин, важен контекст и шкала ценностей, согласно которым нечто считается или не считается событием. На основе контекста создается алгоритм рассмотрения события: «Во-первых, используя опыт точных наук, можно для данного контекста попытаться найти предельно абстрагированный понятийный квант юбытия, во-вторых, — найти точку отсчета, являющуюся в этом контексте порогом событийности, ниже которого факт или явление нельзя считать событием, в-третьих, — выстроить, по возможности, градуированную шкал} щности, или значимости, события»" .

Прежде всего, необходимо указать, что смысл термина «виртуальное событие» перекликается со смыслом немецкого слова Mitsein — «бытие-шесте» (термин, активно используемый М.Хайдеггером), оно передает значение совместного бытия, переводится как со-бытие. И.В.Кондаков пишет: «Событие — это со-бытие, то есть нечто, связанное с бытием (чьим-то оытием) или сопутствующее этому бытию. Человеческому бытию сопутствует, прежде всего, его осознание. Иначе говоря, событие — это бытие некоторого фъекта, рефлектирующего и оценивающего все, что сопутствует его штию, и в то же время это — бытые-для-субъекта, то есть бытие, осмысленное и освоенное его субъектом» . «Совместность оытия» в виртуальном событии выражается в том, что для его порождения необходимо взаимодействие технической и социально-психическая реальностей. Только единство, совместное существование человека с его сознанием и периферических технических систем порождает виртуальное событие, которое ветолько механизмом своего образования, но и своим содержанием выражает совместное бытие, тождество материального и идеального.

Авторы, разрабатывающие идею о том, что психологическая виртуальная реальность является одним из видов виртуальных реальностей, также уделяют внимание рассмотрению виртуального события.

Н.А.Носов, развивая концепцию виртуальной реальности как самообраза, именует виртуальное событие «виртуалом» и выделяет ряд его признаков. Первые четыре признака, с его точки зрения, характеризуют виртуальное событие с внешней точки зрения. Вторые четыре характеристики описывают виртуал изнутри: как человек чувствует себя, находясь в этом режиме. Непривыкаемость. Сколько бы раз данное событие ни возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное событие. Спонтанность. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно, т.е. возникновение виртуала не контролируется сознанием. Объективность. В состоянии виртуала человек говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти психические состояния, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Фрагментарность. Человек в объективных терминах описывает не всего себя в целом, а лишь те части самого себя, которые участвуют в выполнении этого акта. Измененность статуса реальности (телесности). В виртуале человек обретает другую телесность. В гратуале реальность, в которой человек действует, расширяется и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В ингратуале человек переживает эту реальность как-неприятную, ощущая физическую и душевную боль.

Гипертекстовый образ виртуальной реальности

В качестве примера рассмотрения сети как виртуальной реальности, іерется Internet. Что такое Internet? Вопрос не простой. Это не означает, что яветов нет. Ответы существуют, их очень много, и каждый из нас может зыбрать себе подходящий. Все ответы правильны, даже противоречащие друг іругу, поскольку сеть и создаваемая ею виртуальная реальность — многолики. Internet — глобальная информационная сеть компьютеров, находящихся в шличных точках земного шара. Эта сеть состоит как минимум из трех макрокомпонентов: а) автоматизированных информационных центров, содержащих в пектронной форме самые различные массивы данных; б) пользователей или абонентов сети (физических и юридических лиц), меющих средства дистанционного доступа к массивам информации; в) различных автоматизированных телекоммуникационных линий связей, дозволяющих пользователям получать доступ к массивам данных и ваимодействовать друг с другом.

Очевидно, что на сегодняшний день, Internet уже является объектом (сучения различными специалистами: электронщиками, программистами, тематиками, маркетологами, психологами, лингвистами, филологами, методологами, социологами, философами. Но при этом необходимо учитывать, їго научный интерес со стороны различных профессий не гарантирует юрмирования единой картины и понимания глобальной компьютерной сети и ж проблем. Сеть Internet была задумана как сугубо технологическое мероприятие. В настоящее время она все более вторгается в современную іультуру и не просто оказывает на нее влияние, а меняет, иногда существенно. иоторые культурные константы.

Как появилась Internet? Родителем (родительницей?) Internet считается локальная американская :еть ARPA (Advanced Research Projects Agency) или ARPAnet, созданная в 1969 яду по заданию Министерства обороны США.

ARPAnet предназначалась для исследования выживания сетей при юенном нападении. Благодаря распределенности сети на большой территории і массе («паутине») соединений между компьютерами, данная сеть должна ша функционировать даже при разрушении ее отдельных частей, дабы минимизировать последствия атомного удара.

Применялась новая (по тем временам) технология «коммутации пакетов» іформации. Из какого-либо передающего блока информация разделялась на сдельные пакеты, каждый из которых доходил до адресата через выжившие ластки сети. У адресата переданные пакеты собирались в единое целое.

Ідресат получал отправленный текст. Особенностями этой технологии были: іропускная способность, скорость, достоверность информации, что привело ще и к появлению электронной почты.

Сеть ARPAnet быстро росла — от небольшого числа компьютеров в 1971 :. до тысячи в 1984 году. Этот рост сопровождался разработкой протоколов кресылки данных между разными сетями. Работая с ARPAnet, стало ясно, что быстродействующие компьютерные сети являются необходимым інструментом не только для военных, но и для научных исследований во всех областях деятельности. В 1986 году Национальный научный фонд США в гаях объединения в информационную сеть большого числа научно-исследовательских учреждений и развития международной кооперации їчредил проект NSFNET. В 1990 г. сеть ARPAnet прекратила свое .уществование, осталась только сеть Internet, которая продолжала расти. До 1994 года система Internet находилась под патронажем правительства США, но госле того как участие в системе управления стали принимать коммерческие )рганизации, американское правительство самоустранилось от постоянного шравления с середины 1994 года. В настоящее время Internet развивается талиями многих организаций и стран без какого-либо централизованного руководства

Internet вышла за пределы военного и академического мира, она зредложила мировому сообществу и доступ к информации, и быстрое мобальное средство связи. Исследовательские организации, учебные заведения разного ранга, правительственные и неправительственные ведомства, коммерческие и некоммерческие фирмы, юридические и физические лица соединили свои компьютеры к этой сети. Сеть Internet превратилась в идународную систему получения и передачи информации. Счет гаьзователей идет на сотни миллионов человек.

Если посмотреть на краткий количественный рост серверов и яльзователей сети Internet (с учетом того, что данные ежедневно устаревают), ото будет выглядеть примерно так: 1969, 5 декабря: три компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-іарбара, Менлоу-Парк) и один компьютер в штате Юта были соединены друг с .дотом. Этот момент можно считать официальным началом ARPAnet — сети, вторая в итоге превратилась в Internet. 1989 — Тим Бернерс-Ли, ученый-компьютерщик из Оксфорда, сотрудник Моратории физики элементарных частиц Европейского центра ядерных следований (CERN), изобрел принципиально новый способ свободного жтупа в Сеть — WWW (World Wide Web — Всемирная Паутина). 1990 — Internet включала в себя более 3 тыс. активных сетей и более 200 жяч компьютеров. 1992 — в мире насчитывается 26 Web-серверов. 1993 — 500 Web-серверов. 1994 — количество серверов в Паутине составило 5 тысяч. 1995, июнь — 15 тыс. Web-серверов; конец года — более 100 тысяч. 2000, январь —в мире функционирует более 2 млн. серверов и более 300 он. пользователей Internet!-1 2001, август — 513,41 млн. пользователей. 2002, февраль — интернет-аудитория составила 544,2 миллиона юльзователей. По результатам исследования, проведенного ирландской ймпанией Nua Internet Surveys, около 9% мирового населения имеют доступ к Internet . Всеми исследователями отмечается рост количества страниц в internet. Так, в январе 2000 было около 10 млн сайтов в конце 2000 — около 25 ш сайтов, к концу 2002 ожидается рост числа сайтов до 100 млн" . На сегодняшний день Internet может рассматриваться: а) как технология; б) как собрание различного рода данных, всемирный склад информации; в) как психологический и социологический феномен сообщества; г) как фольклор; д) как сфера коммуникации. Пункты рассмотрения можно продолжить. Но где же здесь виртуальная шьность? Internet важна для людей не сама по себе и не наличием возможности іередавать информацию. Главное — это возможность использовать сеть для зешения своих личных и служебных проблем, получения разнообразных услуг, юторые Internet предоставляет. Как минимум, к сервисам Internet относятся: е-шіі (электронная почта), телеконференции, списки рассылки, чаты, передача файлов, и др. Если рассматривать Internet как определенную технологию, то можно днозначно зафиксировать, что существуют компьютеры, модемы, кабели, маршрутизаторы, серверы и прочее оборудование («железо»). Но это не мртуальная реальность. Это ее материальные носители.

Похожие диссертации на Виртуальная реальность : Исследование онтологических и коммуникационных основ