Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самоидентификация социального субъекта как процесс включения в реальность на основе веры Шафоростов, Александр Иванович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шафоростов, Александр Иванович. Самоидентификация социального субъекта как процесс включения в реальность на основе веры : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Шафоростов Александр Иванович; [Место защиты: ГОУВПО "Бурятский государственный университет"].- Улан-Удэ, 2013.- 342 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное состояние российского общества определяется все усиливающимся противостоянием двух основных тенденцией. Первая тенденция заключается в стремлении человека к свободе и активному участию в социальной жизни. Вторая – в стремлении быть не участником общественной жизни, но ее зрителем, чему способствует развитие информационных технологий и виртуализация основных форм социальной жизни.

Названные тенденции тесно связаны с развитием технических способов реализации активности человека (это и «выбросы информации» через Интернет, и доступность участия в социальных сетях). В то же время современная цивилизация ориентирована на формирование «общества потребителей», для которого характерны растворение в массе, отказ от свободы и активности (так, главное, на что современный человек тратит свое свободное время – это просмотр телепередач и «сидение» в Интернете).

Не случайно тема идентичности становится одной из центральных для социальных наук именно во второй половине 20-го века, когда успехи в свершении НТР ведут ко все большему сокращению физического труда, и как следствие начинается «уход от реальности». Начало нового тысячелетия можно охарактеризовать как «освобождение от телесности», что, в частности, подтверждается резко усиливающимся тенденциями к расшатыванию в современном обществе традиционных форм семьи и брака.

В глобализирующемся мире проблемой становится стремление человека обрести свою идентичность, т.е. обрести то постоянство, которое должно способствовать его становлению как субъекта своего бытия. Смена пола, отказ от национальности, выбор религии и т.п. ведут к созданию той «множественной реальности», от которой человек начинает убегать. Особенно заметен этот процесс в молодежной среде, где происходит массовый уход от сложностей современного постоянного изменяющегося мира в виртуальную, иллюзорную реальность. Базовая потребность в самоидентификации есть у любого человека, но сегодня становится проблемой то, в соотнесении с какой реальностью современный человек предпочитает удовлетворять эту потребность. Опасность виртуализации современной жизни в том, что и самоидентификация современного человека часто становится виртуальной.

Социальная реальность не может существовать отдельно от людей. Человек не просто реализует свое стремление быть свободным, но с необходимостью обращается к задаче так или иначе участвовать в социальной жизни, по мере возможностей контролировать ее, т.е. становится социальным субъектом. Но решение этой задачи усложняется в силу все усиливающегося «ускользания» социальной реальности, чему способствует развитие информационных технологий, создающих мощный, иногда непреодолимый барьер между субъектом и реальностью в форме образов телевидения и СМИ. В этом контексте представляется значимым рассмотрение того, как у субъекта формируются представления о социальной реальности, о своей самостоятельности, о своих возможностях и целях, о критериях проверки подлинности принимаемой реальности.

Перед современной культурой встает серьезная проблема нахождения вариантов решения проблемы утраты реальности, и философия стремится осмыслить эту проблему. Одним из таких вариантов является признание у социального субъекта способности определять границы реальности и ее критерии. Самоидентификация может быть рассмотрена как выбор и соотнесение себя с реальностью, принимаемой субъектом в качестве фундаментальной. Фундаментальность принимаемой реальности определяется тем, насколько она способна удостоверить подлинность бытия социального субъекта, это связано с выработкой критериев чувства реальности. Наибольшую значимость для выработки таких критериев имеет вера, понимаемая сегодня не только как элемент процесса познания, но в первую очередь как способность человека к обнаружению и принятию в качестве субъективно-значимых скрытых уровней реальности.

И вера, и самоидентификация – это аспекты единого процесса включения человека в социальную реальность. Чтобы увидеть эти аспекты в их внутреннем единстве, необходимо обратиться к вопросу о том, как мир воспринимается социальным субъектом «изнутри», «из самого себя». Проблемой оказывается понимание того, что именно означает «из самого себя», и обращение к исследованию процесса самоидентификации призвано способствовать решению этой проблемы.

Обращение к вере в условиях непредсказуемости социальной реальности порождает вопросы о том, насколько вера способна помочь социальному субъекту найти твердые ориентиры в такой «ускользающей» реальности, может ли она дополнять социальное знание, насколько вера незаменима в процессе достижения самоидентификации.

По существу, назрела необходимость углубления исследования феномена нерелигиозной веры с позиций социальной философии, что мы и стремимся сделать, помещая рассмотрение и веры, и самоидентификации социального субъекта в контекст социально-онтологической проблематики.

Степень разработанности проблемы. В различные эпохи внимание мыслителей привлекали различные аспекты феномена веры. Длительное время интерес к вере был представлен прежде всего или стремлением соотнести веру с знанием – отсюда приоритетное гносеологическое прочтение веры, или же стремлением соотнести веру с основанием религиозности и тем самым истолковать веру как исключительно религиозный феномен. В определенной степени эти традиции сохраняются и сегодня, но нельзя не отметить, что вера как предмет исследования изменяется вслед за усложнением как мира, в котором живет человек, так и развитием самого человека.

В античности вера, занимая значительное место в жизни социума, не представляла особого интереса для мыслителей. В Средние века главенствующей являлась религиозная форма веры, но в жизни человека и в размышлениях философов и богословов – таких как Тертуллиан, Ориген, Аврелий Августин, Григорий Нисский, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и других – феномен веры представал в различных ракурсах: не только как отношение к Богу, но и как познавательное отношение к миру, и как фактор социальных отношений, и как способ эстетизации действительности. В эпоху Возрождения вера продолжает быть религиозной, но меняется ее направленность: на первое место выходит вера в высокое назначение человека.

В Новое время происходит смещение исследовательского интереса в отношении веры – наблюдается своеобразное «сворачивание» проблематики веры как многоаспектного феномена из-за увеличения интереса к гносеологическому аспекту с одновременным угасанием интереса к онтологическому аспекту. Работы таких классических философов как Д. Юм, Дж. Локк, И. Кант посвящены в первую очередь исследованию роли веры в процессе познания, а также выделению веры как нерелигиозного феномена.

Общее изменение соотнесения рационального и иррационального в европейской культуре XIX века привело к изменению направленности исследования веры и возвращения интереса к ее иррациональному прочтению, что было представлено как у европейских мыслителей – таких как С. Кьеркегор и Ф. Ницше, так и в русской философской мысли, особенно в философии всеединства – у В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, а также Н.А. Бердяева, Л. Шестова, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, М.М. Бахтина.

Утверждение сциентизма в европейской и американской культуре с конца XIX в. привело к постановке проблеме осмысления веры с точки зрения возможности и пределов ее рационализации в работах У. Джеймса, Ч. Пирса. В XX в. в большей степени разворачивается исследование веры как феномена не только познания, но существования человека как индивида и личности – это выражается в работах К. Ясперса, Л. Витгеншейна, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Бубера, Э. Фромма, М. Мунье, П. Тиллиха, Р. Вшолека и других.

В отечественной литературе советского периода тема нерелигиозной веры была приглушена из-за слишком явной связи веры и религии. Только с 60-х гг. начинается обращение к разработке вопросов веры как феномена познания и сознания – в работах П.В. Копнина, Ю.Ф. Борункова, В.Р. Букина и Б.А. Ерунова. В 80-ее гг. в исследованиях Д.И. Дубровского, Г.В. Щербаковой признается необходимость многоаспектного исследования веры. В 90-е и последующие годы наблюдается резкий всплеск интереса к изучению веры, активно обсуждаются проблемы ее изучения на конференциях, пишутся диссертационные работы, в которых делается попытка создания новой типологии веры, рассматривается вера в контексте антропологии и гносеологии, предпринимается социально-философское рассмотрение веры. Также активно исследуются родственные вере формы, особенно доверие – в работах Т.С. Скрипкиной, А. Селигмена и др.

Новый импульс исследования веры получают в контексте философии науки, вера признается существенным элементом научного познания, что находит свое выражение в работах Л. А. Микешиной, А.А. Новикова, Е.Н. Пименовой, Е.Л. Фейнберга и др. Развивается философское осмысление веры в работах В.А. Лекторского, А.В. Романова, М. Т. Степанянц и др.

Отмечая увеличение числа исследований веры и развитие проблематики веры, все-таки приходится констатировать, что один из главных вопросов – а именно социально-философский аспект феномена веры в ее внерелигиозной выраженности – еще малоизучен, хотя исследовательская работа ведется. Это работы Е.А. Евстифеевой, а также современные диссертационные исследования Р.К. Омельчука, Т.В. Ряховской, Ю.В. Карповой и др. В целом же феномен веры активно исследуется, и в последние годы вера все больше становится предмет междисциплинарного интереса философов, культурологов, социологов, религиоведов, психологов.

Рассмотрение идентичности в аспекте постоянства требует разделения двух направлений в понимании постоянства. Первое направление в большей степени ориентировано на изучение интерсубъективной основы идентичности и представлено прежде всего во французской литературе начиная с 1930-х гг. Второе направление в качестве главного пункта ставит исследование психо-физической идентичности, что оформляется в англоязычной литературе в 1950-х гг.

Во второй половине ХХ в. возникает потребность в междисциплинарном подходе к исследованию идентичности, так как эта проблема оказывается сквозной для нескольких направлений социогуманитарного знания. Свой вклад в изучение идентичности, ее структуры и различных аспектов внесли представители психологической, психоаналитической, социально-психологической, социологической, философской мысли.

Разработка классического понятия идентичности связана с развитием рационального мышления, так как рациональная реконструкция предмета предполагает определенную самотождественность объекта. Основу для современного исследования идентичности закладывалась прежде всего психологические и социологические работами (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, П. Бергер, Дж. Мид, Лукман Т., О. Кернберг).

Философское понимание идентичности представлено с выделяемой В. Хесле формальной идентичностью, которую можно отнести к классической традиции понимания идентичности. Философия постмодернизма, напротив, сводит идентичность к «складчатости» (Ж. Делез), отказываясь от субстанционализма в понимании идентичности. Отсюда следует понимание идентичности в контексте экзистенциального отношения к Другому у Э. Левинаса, связь с включением человека в коммуникативное пространство у П. Рикера, рассмотрение связи идентичности с нарративностью и множественностью у Х. Арендт.

Интерес отечественных исследователей к проблемам идентичности реализован в работах как психологов – это Кон И.С., Шнейдер Л.Б., Качанов Ю.Л., Антонова Н.В., М. В. Заковоротная, О. Н. Павлова и др., так и в философской традиции – у В.С. Малахова, Е. Г. Трубиной, А. Ямпольской, Х. Тхапсагоева, А.Н. Шабага и др.

Теме собственно самоидентификации уделено не так уж много внимания, и в основном изучается самоидентификация человека в контексте философской антропологии и культурологии. Это работы Э. Левинаса, А.Ю. Шеманова, Емелина В.А., а также исследования, посвященные рассмотрению «самости» О.И. Жуковой, И.В. Денисовой. Самоидентификация социального субъекта начинает исследоваться в работах О.Н. Бушмакиной, Л.С. Батаниной.

Что же касается рассмотрения связи нерелигиозной веры и самоидентификации социального субъекта, то в чистом виде такая проблема практически не привлекла внимание исследователей.

Объект исследования: процесс самоидентификации социального субъекта.

Предмет исследования: включение социального субъекта в реальность на основе веры.

Цели и задачи исследования. Основной целью является раскрытие процесса самоидентификации социального субъекта на основе веры.

Достижение этой цели связано с решением следующих задач:

  1. выявить природу социального субъекта с точки зрения его потребности в самоидентификации;

  2. раскрыть социально-онтологические основания процесса самоидентификации через решение вопросов о том, как и почему субъект самоидентификации соотносит (или не соотносит) себя с определенной сферой социальной реальности;

  3. определить связь энергийного аспекта веры с формированием «чувства бытия», возникающим на уровне исходной структуры идентичности – самости, когда вера выражается не вербально, но в энергии, побуждающей субъекта к действиям;

  4. провести классификацию предметной выраженности веры на основе выявления условий и форм выражения веры при включении ее содержания в коммуникативное пространство;

  5. раскрыть онтологическую природу веры через рассмотрение ее в контексте информационного подхода (А.Д. Урсул, В.Б. Гухман);

  6. выявить генезис и определить структуру процесса самоидентификации, ее специфику, условия и возможности ее осуществления как внутреннего выбора и достижения самотождественности;

  7. определить специфику мифической и повседневной веры в условиях современного общества и определить степень ее влияния на становление социального субъекта;

  8. дать оценку роли веры в наполнении смыслового содержания картины мира и процесса самоидентификации социального субъекта через определение «сферы возможного»;

  9. охарактеризовать социальные условия принятия веры субъектом и влияние на процесс самоидентификации веры в авторитет, выявив соотнесенность субъективного и интерсубъективного начал в формировании веры.

Теоретическая и методологическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на труды классиков социальной мысли (М. Вебер, Ч. Кули, Дж. Мид, Х. Ортега-и-Гассет, М. Бубер, Х. Арендт, Э. Гидденс, М. Фуко, С.Л. Франк), а также на работы современных российских и зарубежных ученых в области социальной философии, социального познания, социальной антропологии, философии, социологии, социальной психологии (П. Рикер, В. Хесле, А. Селигмен, А.С. Ахиезер, П. Бергер, Т.П. Скрипкина, П. Бурдье, Д.И. Дубровский, Е.А. Евстифеева, Л.Г. Ионин, И.Т. Касавин, М.В. Заковоротная, Б.Ф. Поршнев, В.М. Розин, Н.М. Смирнова, Э.Ю. Соловьев, Г.Л. Тульчинский, В.Г. Федотова, Ю. Хабермас, Е.А. Черткова и др.).

Методологическую основу исследования составляют такие принципы и методы познания как: диалектический метод, используемый для выявления противоречий и противоположностей как в понимании, так и в природе процесса самоидентификации и феномена веры. Системно-структурный подход, позволяющий проанализировать избранный объект исследования как целостное явление во всем многообразии исторических и социо-культурных факторов, исторический метод, позволяющий проследить становление представлений и подходов к проблеме исследования феномена веры и идентичности, а также метод сравнительного анализа.

Методологическим инструментом исследования связи веры и процесса самоидентификации социального субъекта явился также деятельностный подход, позволивший осуществить комплексный анализ идентификации как вида социальной деятельности, актуализировать роль социального субъекта в процессе самоидентификации и выработки картины мира.

Обращение к методологии информационного подхода, развивающего положения теории отражения, согласно которому информация является фундаментальным проявлением реальности окружающего мира живой и неживой природы, позволила обосновать связь содержания нерелигиозной веры с социальной реальностью.

В ходе решения исследовательских задач использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а также были задействованы категориальный аппарат и принципы социального конструктивизма, структурно-функционального, феноменологического, экзистенциального подходов.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. Предложен авторский подход к пониманию самоидентификации, основанный на утверждении связи потребности в самоидентификации со стремлением социального субъекта к определению границ реальности и соотнесению с ней через утверждения себя в качестве активного элемента социального реальности, обладающего самостоятельным бытием.

  2. Раскрыто социально-онтологическое основание самоидентификации, включающее представление о возможностях, открываемым социальным субъектом и переживаемых им как «сфера возможного».

  3. Введена классификация предметной выраженности веры на основе условий и форм выражения веры при включении ее содержания в коммуникативное пространство.

  4. Выявлена связь энергийного аспекта веры с формированием «чувства бытия», возникающим на уровне самости, являющейся исходной структурой идентичности.

  5. Раскрыто онтологическое основание веры, представляющее собой информационное отражение бытия.

  6. Раскрыто положение о том, что основой самоидентификации социального субъекта является выбор социального порядка, понимаемого как существование смысловой связи, не только упорядочивающей явления социального мира, но и оправдывающего существование конкретного человека.

  7. Определена специфика мифической и повседневной форм веры в условиях современного общества и определена степень их влияния на становление социального субъекта.

  8. Дана оценка роли веры в формировании смысловой структуры картины мира через принятие социальным субъектом веры в свое предназначение, соотнесенное с социокультурной системой ценностей общества.

  9. Введено изменение традиционной трактовки самоидентификации как отождествления субъекта с определенной реальностью в направлении понимания самоидентификации как выбора реальности на основании процесса взаимоперехода действительного и возможного бытия, представленного на уровне самости, и открываемого благодаря вере.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Потребность в самоидентификации понимается как результат стремления социального субъекта преодолеть наслоения упрощенных образов и выйти к реальности, при этом субъект решает комплексную задачу: 1) обнаружения реальности и выявления ее скрытых уровней, 2) соотнесения себя с открываемой реальностью, 3) утверждения себя в качестве социального субъекта.

  2. Основанием процесса самоидентификации является открытие субъектом взаимоперехода действительного и возможного бытия, определяющего направленность веры. Вера предстает как признание реально-возможным того, что по своей природе выходит за пределы как актуально (наличного), так и потенциально данного, имеющему все условия для своего осуществления. Открываемые в акте веры негарантированные возможности составляют основу субъективности, определяя содержание сферы самостоятельного бытия социального субъекта, что позволяет ему в должной мере раскрыть свою активность по отношению к социальной реальности. Актуализация открываемых субъектом возможностей происходит в результате реализации энергийного аспекта веры.

  3. Специфика природы веры определяется тем, что она является результатом задействования информационного отражения на уровне внутриощущаемой деятельности, направленной на уровни реальности, трансцендентные субъекту, что определяет влияние веры на выработку у социального субъекта общего чувства реальности.

  4. В процессе самоидентификации социальный субъект идентифицирует себя с социальным порядком, понимаемым как смысловая связь, которая не только упорядочивает явления социального мира, но и оправдывает существование конкретного субъекта. Поэтому вера в процессе самоидентификации социального субъекта, наряду с познавательной (восполнение недостатка информации) и психологической (утешение, надежда и т.п.) функциями выполняет социально-онтологическую «оправдывающую» функцию, заключающуюся в открытии и принятии в качестве реального, субъективно-значимого «завершающего» смысла, связывающего бытие социального субъекта с социальным порядком.

  5. В процессе самоидентификации современный человек вынужден преодолевать ограниченность мифической и повседневной веры, широко распространенных в современном обществе и влияющих на становление субъективности, но не являющихся подлинной верой в силу того, что для мифической веры характерны внушение, безотчетная эмоциональная уверенность, неспособность выделить свою собственную позицию, а повседневная вера является в своей основе выражением в сознании индивида безличных массовых верований, принимаемых человеком на основе здравого смысла и без вопросов.

  6. Место веры в процессе самоидентификации социального субъекта определяется необходимостью задействования доверия на начальном этапе самоидентификации, так как доверие открывает субъективный мир Другому и тем самым самому себе, поэтому доверие направлено на включение социального субъекта в коммуникативное пространство, но это включение не реализуется в полной мере, так как доверие по своей природе односторонне, для него характерно отсутствие четко сформулированной субъективной позиции по отношению к Другому и воспринимаемому через Другого миру.

  7. Наибольшее влияние на самоидентификацию оказывает вера в форме убеждений, составляющих ядро мировоззрения человека, живущего в современную эпоху, представляющих собой противоречивое единство веры и ratio, глубинным основанием которого является вера, а ratio служит способом оформления веры в силу ее принципиальной закрытости для вербального выражения, необходимого для включения ее содержания в коммуникативное пространство. Единство веры и ratio достигается в результате сложного процесса осмысления веры, включающего сомнение и задействование социального опыта, и преодолевающего возможную редукцию веры к фанатизму и самообману.

  8. Влияние веры на процесс самоидентификации социального субъекта заключается в принятии субъектом «завершающего» смысла, принимающего форму веры в свое предназначение, которое, во-первых, связано с важнейшими идеалами соответствующей эпохи и общества; во-вторых, конкретизирует эти идеалы, устанавливая тем самым их практическую связь (через привязку к «здесь и сейчас») с деятельностью социального субъекта; в-третьих, влияет на временную направленность процесса самоидентификации.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что оценивая роль веры на самоидентификацию социального субъекта, автор диссертации расширяет методологический базис теоретических исследований, дополняя гносеологический подход к пониманию веры социально-философским, углубляя и расширяя проблематику изучения природы самоидентификации.

Предлагаемая теоретическая модель процесса самоидентификации социального субъекта позволяет раздвинуть рамки понимания смысла и роли веры в процессе становления субъективного бытия как важнейшего направляющего фактора, реализующего субъективность.

В учебном процессе положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении основных («Философия», «Философия культуры») и специальных («Основы духовности») вузовских курсов по философии.

Диссертация обсуждалась на кафедре социальной философии и социологии Иркутского государственного университета.

Апробация диссертации. Апробация основных положений и выводов диссертации была осуществлена в докладах и сообщениях на международных научно-практических конференциях «Современная онтология – III: категория взаимодействия» (С.-Петербург, 2009), «Миссия интеллектуала в современном обществе» (Пушкин, 2008), «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново, 2008), «Природа человека и гуманизм» (Владимир, 2007), "Философия культура, гуманизм: история и современность" (Оренбург, 2006), «Творчество и Философия 21 века. Онтология и гуманизм» (Уфа, 2006), «Метафизика искусства-5: Исповедальные тексты культуры» (Санкт-Петербург, 2006), «Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии», (Казань, 2012), 14-й международной конференции молодых ученых "Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы" (Санкт-Петербург, 2005); всероссийских научных конференциях «Традиция. Духовность. Правопорядок» (Тюмень, 2009), «Теоретическое наследие В.И. Несмелова и современность: мировоззренческий диалог науки, философии и религии» (Казань, 2009), на региональных, областных и внутривузовских научных конференциях, в двух монографиях, статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и образования РФ («Вестник ИрГТУ», «Вестник БГУ», «Вестник КемГУ» и др.), в сборниках научных трудов, а также в пособиях для студентов и аспирантов.

На основе материалов исследования соискателем подготовлен курс лекций «Основы духовности», введенный в учебный процесс в Иркутском государственном техническом университете.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в монографиях, научных статьях, сборниках докладов конференций. Всего по материалам исследования опубликовано 45 работ.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, включающих двадцать параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Самоидентификация социального субъекта как процесс включения в реальность на основе веры