Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Фёдорова Елена Васильевна

Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность
<
Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фёдорова Елена Васильевна. Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Фёдорова Елена Васильевна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т].- Владивосток, 2010.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/169

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В США И АФРОАМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

1.1. Политический процесс и американская политическая культура: взаимодействие и особенности 23

1.2. Афроамериканская политическая субкультура: понятие, условия формирования, особенности 46

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АФРОАМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ИСТОРИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) (XVIII-XX вв.)

2.1. Зарождение и становление афроамериканской политической традиции (XVIII — середина XX вв.) 78

2.2. Влияние афроамериканской традиции на политическую культуру и политический процесс в США во второй половине XX века 97

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКИ

3.1. Афроамериканское представительство в высших органах законодательной, исполнительной и судебной власти США 118

3.2. Афроамериканцы в органах власти штатов США и в местном самоуправлении .- 132

3.3. Афроамериканское представительство в негосударственных структурах США 138

3.4. Афроамериканский фактор в избирательной кампании 2008 г.

Избрание Барака. Обамы на пост Президента США 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169

Введение к работе

Актуальность исследования. В политической жизни любого современного государства существенную роль играют отдельные внеинституциональные факторы, во многом формирующие содержание и динамику протекающих в обществе политических процессов. Это, например, такие факторы, как культурный контекст тех или иных политических явлений, поведение определенных этнических групп, общественных деятелей и т.п. На протяжении всей политической истории США одним из таких факторов является афроамериканское политическое участие, игнорировать которое не может ни один политический лидер, ни одна политическая партия или общественная коалиция. Апофеозом этого участия является избрание на пост Президента США политика афроамериканского происхождения — Барака Хусейна Обамы.

В содержательном смысле политический процесс, протекающий в том или ином обществе, охватывает собой все реальные действия рядовых граждан и элит в сфере политики, в том числе действия, которые формируются под влиянием исторически сложившихся политических традиций, ценностей, идей и установок — т.е. всего того, что принято объединять понятием «политическая культура». Так, в США одним из факторов, определяющих специфику протекающего здесь политического процесса, является политическая культура афроамериканцев.

Затянувшийся почти на полтора века процесс формирования политической культуры чернокожего населения США был связан с борьбой американских негров за свои гражданские права, политическую идентичность и равноправное участие в экономической, социальной и культурной жизни Америки. Однако длительная обездоленность американских негров обеспечила им исключительное положение в американской социально-политической истории: с одной стороны, чернокожие американцы, прибывшие на Американский континент одновременно с белыми поселенцами, всегда были частью американского общества; с другой стороны, их затянувшееся на века экономическое и политическое бесправие, стремление обрести равенство и обусловленный этим рост этнического самосознания способствовали складыванию уникальной афроамериканской политической субкультуры. Последняя со временем превратилась в мощный фактор воздействия на американское общество, его ценности и протекающие в нем политические процессы.

Сегодня участие афроамериканцев в политическом процессе США служит индикатором прочности идей американской демократии и американской идентичности. Дополнительным подтверждением тому могут служить возникшие в США на волне политкорректности прогнозы, согласно которым наиболее перспективным кандидатом на пост Президента США в 2008 году является женщина-афроамериканка. Как показали последние выборы, эти прогнозы были небезосновательны, они не оправдались лишь в части пола избранного кандидата. Однако сам факт избрания чернокожего президента вызвал волну интереса к причинам и слагаемым политического успеха Б. Обамы, споров о роли в нем расового фактора, а также о влиянии последнего на перспективы развития политического процесса в США.

Наряду со сказанным, актуальность изучения специфики афроамериканской политической субкультуры, ее генезиса и эволюции, а также исследования влияния афроамериканского фактора на политический процесс современной Америки подтверждают следующие обстоятельства.

Как целостное, объективное явление политической жизни, афроамериканская политическая культура обнаруживает, скорее, свою непохожесть, чем идентичность с традиционным обликом американской политической культуры. Афроамериканский этнос выдвигает собственных лидеров и развивает собственную политическую активность, цели которой зачастую связаны с узко-этническими интересами афроамериканского меньшинства.

Одним из важнейших факторов внутриполитической жизни США в недалеком будущем может стать осуществляемая ускоренными темпами исламизация чернокожего населения Америки. Однако отношение рядовых американцев к людям, проповедующим ислам, достаточно противоречиво — особенно после терактов 11 сентября 2001 г., которые произвели необратимые изменения в общественном сознании.

Исследование различных аспектов афроамериканского участия в политическом процессе США представляет интерес и с точки зрения решения задач, стоящих сегодня перед Россией: для нашей страны, всегда стремившейся разрешить национальный вопрос на основе территориально-федеративных принципов, опыт Америки — это образец учета и согласования интересов многочисленных этнических меньшинств, лишенных своих государственных территорий.

Таким образом, исследование теоретических аспектов формирования и развития афроамериканского фактора, его сущности, содержания и способов проявления необходимо для изучения специфики развития политического процесса в полиэтнических государствах. С практической же точки зрения, актуальным является анализ вариантов дальнейшей эволюции афроамериканского участия в политическом процессе США, а также его влияния на текущую государственную политику США.

Степень научной изученности проблемы.

В отечественной политической науке за весь период ее существования не было предпринято ни одного комплексного исследования масштабов, роли и динамики афроамериканского фактора в политическом процессе США, а также проблемы влияния общественной активности афроамериканцев на политическую культуру Америки. В то же время как в российской, так и в зарубежной политологии уделялось довольно много внимания научной разработке понятий, составляющих теоретическую основу представленного исследования — таких, как «политическая культура», «политический процесс», «этническое самосознание» и т.п..

Признанными авторитетами в области изучения сущности и специфики американской политической традиции и культуры являются американские авторы Г. Алмонд, Д. Бурстин, А. Браун, С. Верба, Н. Най, Л. Пай, Дж. Пауэлл, В.Л. Паррингтон, У. Розенбаум, К. Стром, С. Хантингтон и др.. Большой вклад в исследование названных явлений внесли также Е. Вятр, Д. Девайн, Л. Диттмер, Р.Дж. Еллис, А. Инкельс, К. Опалек, Д. Пол, Р. Такер, Л. Фридмэн, Л. Харц и др. В ряду российских авторов, активно исследовавших отдельные элементы политической культуры США, различных сторон ее политической и общественной жизни, следует назвать Э.Я. Баталова, С.Р. Брыля, Ф.М. Бурлацкого, К.С. Гаджиева, А.А. Галкина, Н.Г. Зяблюк, Г.В. Каменскую, Н.М. Кейзерова, Р.Ф. Матвеева, А.Н. Родионова. Кроме того, немалый интерес представляет анализ различных сторон политической и общественной жизни США, предпринятый в работах И.А. Геевского, В.О. Печатнова, В.В. Согрина, С.А. Червонной, Н.А. Шведовой и др.. При этом в силу традиций, сложившихся еще в советский период, отечественные обществоведы особое внимание уделяют расовым и межэтническим проблемам.

Проблематика афроамериканского участия в политическом процессе США довольно широко представлена в американской обществоведческой литературе, в рамках которой ее основными разработчиками являются афроамериканцы по происхождению. Можно назвать, в частности, П. Абрамсона, Г. Аптекера, Р. Либермана, М. Литтла, Д. Марриотта, М. Марабла, Х.Л. Уильямса, А. Фейрклоча, работы которых, с одной стороны, содержат достаточно ценные характеристики афроамериканского политического участия, но, с другой стороны, как представляется, не лишены излишнего субъективизма. В российском же обществоведении на сегодняшний день наибольший интерес представляют работы по истории общественных движений, написанные преимущественно в советский период (Л.Н. Великович, А.Б. Давидсона, В.С. Зорина, В.В. Зотова, Т.А. Зайцевой, И.А. Ицкович, Л.Н. Митрохина, Э.Л. Нитобурга и др.). Однако работы советских авторов также не всегда отражают объективную картину происходивших событий: если в западной политологии вовлечение афроамериканцев в политическую жизнь США освещается главным образом с практических позиций, то в советской науке оно зачастую преследовало пропагандистские цели и имело явный идеологический подтекст.

В существенно меньшей степени в российской политологии уделяется внимание текущим проблемам и состоянию афроамериканского участия в политическом процессе США. В отечественных изданиях почти полностью отсутствуют данные о месте и роли афроамериканцев в органах власти США различных уровней, об их участии в деятельности политических партий, общественных движений и негосударственных объединений; отсутствуют сведения об основных формах и масштабах афроамериканского политического участия; практически не исследованы современные контуры афроамериканской политической субкультуры.

Объектом данного исследования является политический процесс в США.

Предмет исследования — афроамериканский фактор в политическом процессе США, а именно: количественные и качественные параметры афроамериканского участия в политическом процессе; воздействие, которое афроамериканский фактор оказывает на различные элементы структуры политического процесса — на его субъектов (акторов), политические интересы, формы политической деятельности, политические отношения и т.п., политическую культуру США в целом.

Политический процесс в рамках исследования рассматривается прежде всего как функциональное пространство, в котором осуществляется реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов; как состояние динамики политической системы общества в целом (процесс ее становления, развития, изменения и воспроизводства).

Очевидно, что политические интересы, установки и ориентации политических акторов оказывают непосредственное воздействие на их политическое поведение и тем самым предопределяют развитие политического процесса. В этом проявляется влияние сложившейся в социальной общности политической культуры, под которой понимается совокупность базовых ценностей и ориентаций, характеризующих уровень политического сознания масс и политического опыта индивидов и выражающихся, во-первых, в сложившейся системе политических институтов и, во-вторых, в непосредственной деятельности политических акторов. Однако влияние это взаимное, поскольку сложившиеся за время эволюции общества политические традиции и другие качественные характеристики политического процесса накладывают отпечаток на политическое сознание масс и, следовательно, политическую культуру общества в целом. Именно с этой точки зрения в данной работе и рассматривается специфика афроамериканской политической субкультуры и влияние афроамериканского фактора на политический процесс в США.

Под афроамериканским фактором в рамках данного исследования понимаются прежде всего качественные и количественные характеристики реального участия представителей афроамериканского меньшинства в политической жизни США. К таким характеристикам, в частности, относятся афроамериканское представительство в высших органах законодательной, исполнительной и судебной власти США, в органах власти штатов и местного самоуправления; их представительство в политических партиях и общественных движениях США; формы политического участия, избирательная активность афроамериканцев, характер их политических предпочтений и т.п.

Цель представленной диссертации состоит в исследовании места и роли афроамериканского фактора в политическом процессе США.

Основными задачами исследования являются:

1) анализ основных, сложившихся в зарубежной и отечественной политологии, представлений о сущности, содержании и структуре таких социокультурных феноменов, как «политическая культура» и «политический процесс»; выявление сущностных характеристик американской политической культуры и особенностей политического процесса в современных США (вторая половина XX в. – начало XXI вв.);

2) исследование аксиологических корней афроамериканского политического участия; определение специфики афроамериканской политической субкультуры;

3) исследование генезиса и эволюции афроамериканской политической традиции на протяжении XVIII–XX вв.; выявление факторов роста этнического самосознания афроамериканцев и расширения их участия в политической жизни Америки во второй половине XX столетия (1946– 1990-е гг.);

4) рассмотрение основных параметров и специфики афроамериканского участия в политической жизни современной Америки (1980–2009);

5) выявление причин и слагаемых политического успеха Б. Обамы на последних президентских выборах в США.

Хронологические рамки диссертации определяются спецификой предмета исследования, в котором предполагается выделение как его исторической, так и современной, актуальной составляющих. Соответственно анализ теоретических основ современных представлений о понятиях «американская политическая культура», «политический процесс» и т.п. предполагает ознакомление с трудами американских и отечественных обществоведов второй половины XX в.; выявление количественных и качественных параметров афроамериканского участия в политическом процессе США ограничивается периодом 1980–2009 годов. Исследование же истории возникновения политической активности афроамериканцев, формирования их политической культуры и специфики политического поведения охватывает два столетия — XVIII–XX вв.

Методологической основой исследования является междисциплинарный подход к анализу его объекта (участию афроамериканцев в политическом процессе США). При этом в работе были использованы как общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному и др.), частные методы общественных наук (компаративный, исторический, нормативный метод), так и специальные методы политического анализа (политической диагностики и прогностики, контент-анализа, дескриптивного анализа политических событий и др.).

Источниковую базу диссертации составили: 1) нормативно-правовые документы, определяющие основные параметры социально-политического устройства США (Конституция США, законодательство штатов, постановления Верховного Суда США и т.п. ); 2) документы и материалы по политической истории США; 3) статистические сборники и статистико-описательные материалы (данные переписи населения США 2000 г., материалы Информационной справочной службы по вопросам народонаселения, отчеты о ходе президентских выборов 2000 и 2004 гг. и др.); 4) периодические издания; информационные материалы, опубликованные в различных СМИ, данные информационных агентств (ИТАР-ТАСС, СNN, Washington ProFile, USIA, USINFO, BBC NEWS и др.).

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании генезиса и развития афроамериканского политического участия и афроамериканской политической субкультуры как важнейших факторов динамики политического процесса в США. Новизна исследования состоит, в частности:

— в проведении анализа зарождения, эволюции и современного состояния афроамериканского участия в политическом процессе США;

— в выявлении качественных параметров, признаков, специфики и основных тенденций развития афроамериканской политической субкультуры как компонента общенациональной модели политической культуры Америки;

— в выявлении основных форм и содержания участия афроамериканцев в политическом процессе США; в определении степени и направлений влияния афроамериканского фактора на политический процесс и, в частности, на внутри- и внешнеполитический курс американского правительства;

— в анализе уровня и качества афроамериканского представительства в высших органах государственной власти США, в органах власти штатов и в местном самоуправлении на современном этапе;

— в прогнозировании основных угроз внутренней стабильности американского общества, обусловленных развитием некоторых специфических черт афроамериканской политической субкультуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе формирования афроамериканской традиции в политической культуре США лежит процесс аккомодации (приспособления) политических ресурсов афроамериканской общины к действующим политическим институтам США. Интегрированное в эти институты политическое участие афроамериканцев не имеет целью слом существующей политической системы; оно развивается в строго определенном правовом пространстве, т.е. исключительно в тех рамках, которые устанавливает для него закон.

2. Несмотря на длительное исключение афроамериканского меньшинства из политического процесса и упорную борьбу негритянских лидеров против дискриминационных избирательных законов, политическая (и, в частности, избирательная) активность афроамериканцев не отличается высоким уровнем. Она, в частности, имеет более низкие показатели, чем активность белых избирателей. В связи с этим ведущая роль в выражении политической воли темнокожих американцев принадлежит не этнической общине как таковой, а ее отдельным лидерам или группам. Последние занимают достаточно активные позиции в различных политических образованиях и институтах: в политических партиях, профсоюзах, в государственных и негосударственных общественных организациях и т.п.

Характер этой активности не однороден: он обусловлен социальной дифференциацией в среде афроамериканской общины, которая позволяет выделить в ее рамках три течения. Первое из этих течений, представленное образцами политического поведения К. Райс, К. Пауэлла, связано с высшими слоями афроамериканского этноса, полностью включенного в общенациональный политический процесс и разделяющего основные традиции и ценности американской политической культуры. Представителей второго течения характеризует дуализм политического сознания, связанный с необходимостью постоянно делать выбор между ценностями американского общества и расовой аутентичностью. Третье течение составляют представители «перманентно низшего подкласса», которым близки идеи «черного расизма», критическое отношение к политической системе США и политике в целом.

3. Масштабы влияния афроамериканского фактора на политический процесс существенно превосходят его количественные показатели. Несмотря на то, что ту или иную форму политической активности демонстрирует лишь четверть чернокожего населения США, афроамериканский фактор играет первостепенную роль в политическом процессе. Во внутренней политике США его влияние проявляется: в политической модернизации систем управления (прежде всего на уровне органов власти штатов и муниципалитетов); в определении исхода политических выборов в «проблемных» штатах; в учете настроений и интересов афроамериканского электората при формировании предвыборных позиций кандидатов; в либерализации избирательной платформы Демократической партии; в проведении соответствующей социальной политики.

Внешнеполитический эффект афроамериканского фактора проявляется в налаживании отношений со странами третьего мира (прежде всего Африки), в постепенном исключении афроамериканцев из числа дискриминируемых этносов и «естественных» партнеров развивающихся стран в решении расовых, политических и т.п. проблем. В глазах мировой общественности афроамериканцы перестают быть этническим меньшинством, нуждающимся в особой политической поддержке.

4. Традиционная для афроамериканских граждан политическая ориентация на Демократическую партию формирует своего рода ловушку для дальнейшего расширения ее политического влияния: ограничивая политические амбиции начинающих афроамериканских политиков рамками Демократической партии, она не позволяет расширять их избирательную базу за счет сторонников другой партии. Стратегия, ориентированная на создание избирательных округов с преобладающим черным населением, предполагает восприятие политиков, выдвинутых этими округами, как поборников специфических интересов афроамериканского меньшинства. В этой ситуации в интересах роста политического влияния афроамериканских кандидатов необходимо выполнение, как минимум, двух условий: 1) отказа от осознанного представления интересов только своей этнической общности; 2) проявление заинтересованности в привлечении на свою сторону белого населения.

5. Присущая определенной части афроамериканцев склонность к «черному расизму» в условиях его активного распространения может иметь несколько негативных последствий: 1) в случае сдерживания политической активности афроамериканцев он может спровоцировать кризис межэтнических и межрасовых отношений в США; 2) в случае проникновения в высшие слои политического истеблишмента — существенно повысить агрессивность американского национализма и экстремистскую направленность внешней политики США.

6. Исламизация чернокожего населения США играет роль дополнительного фактора его вовлечения в политику, причем — в качестве представителей мусульманского меньшинства. Доля американцев-мусульман, которые «целиком согласны» с тем, что они должны участвовать в американских политических институтах, равна 70%. Однако продвижение ислама как религии афроамериканцев и признание христианства религией, предназначенной только для белых, к отличительному признаку афроамериканцев — расе, извечно служащей водоразделом между ними и белым населением США, прибавляет еще один — религию.

Кроме того, промусульманские настроения многомиллионной общины последователей ислама в США могут создать реальную угрозу стабильности американского общества, особенно если учесть вовлеченность США в международные акции борьбы с исламским терроризмом и, в частности, их инициативу по развязыванию военных действий в Афганистане и Ираке. Особую опасность тенденция исламизации афроамериканцев может представлять в том случае, если оправдаются прогнозы относительно соединения идеологии «черного расизма» c «зеленой» тактикой мусульманского экстремизма.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный анализ влияния афроамериканского фактора на политический процесс в США, а также результаты этого анализа могут быть учтены при прогнозировании некоторых параметров развития внутренней и внешней политики США, перспектив изменения международной ориентации США в результате избрания на пост Президента Б. Обамы.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности: при подготовке учебных курсов по политическим наукам, по новой и новейшей истории США, регионоведению США и Канады, а также спецкурсов по истории и теории становления политического самосознания этнических меньшинств, их роли в политическом процессе современных государств.

Апробация результатов исследования была проведена посредством их обсуждения на кафедре регионоведения ВИМО АТР ДВГУ. Основные положения работы нашли отражение в материалах, представленных на: 1) Международной научно-практической конференции «Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в странах АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы» (г. Владивосток, декабрь 2002 г.); 2) Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России» (г. Владивосток, май 2005 г.); 3) Конференции по межкультурным коммуникациям (г. Владивосток, 2004 г.).

С использованием материалов диссертационного исследования автором подготовлены спецкурсы «Этнические группы и меньшинства в США», «African-Americans», «Race and Diversity in the United States».

Основные положения диссертации нашли отражение в нескольких научных публикациях общим объемом более 2 п.л.

Структура работы подчинена ее содержанию и логике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка литературы и 3 приложений.

Политический процесс и американская политическая культура: взаимодействие и особенности

Исследование влияния афроамериканского фактора на политический процесс в США обусловливает прежде всего необходимость определить соотношение между понятиями «политический процесс» и «политическая культура», а также — выявить специфику протекания политического процесса в США, сформированную под влиянием сложившейся в данном обществе политической культуры.

В политологической науке можно встретить самые различные подходы к определению сущности политического процесса, что особенно ярко просматривается в трудах американских авторов (наиболее давно и детально разрабатывающих теорию данного явления): Так, некоторые обществоведы (Р. Доуз) отождествляют политический процесс с понятием политики в целом. Другие авторы, напротив, стремятся передать специфику данного процесса через отдельные компоненты политической жизни общества и усматривают сущность этого явления либо в результатах функционирования политической системы общества (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статус и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам). Последний из названных подходов особенно важен для исследования проблематики воздействия афроамериканцев на протекание политического процесса в США, т.к. предполагает выявление специфики этого процесса на основе анализа совокупности всех политических действий, осуществляемых как на базе официально принятых норм и институтов (в частности, правовых), так и на базе иных социальных норм — политических традиций, обычаев, устоев, активности политических партий и т.п., 4 — т.е. всего того, что принято связывать с понятием «политической культуры общества».

На наш взгляд, учет в качестве одного из составляющих содержания политической культуры образцов политического действия, рассматриваемых в контексте политических предпочтений общества в целом, вполне оправдан, т.к. в конечном итоге поведение отдельных личностей — политических акторов — обусловлено окружающей их социокультурной средой, и каким бы оригинальным это поведение ни казалось, его невозможно рассматривать вне контекста культурно-исторических традиций данной общности.

Что же касается взаимосвязи политического процесса и политической культуры, то она, как уже отмечалось ранее, выражается прежде всего в том, что политические интересы, установки и ориентации политических акторов оказывают непосредственное влияние на их политическое поведение и тем самым предопределяют развитие политического процесса. В этом проявляется влияние политической культуры, сложившейся в социальной общности, на характер протекающего в нем политического процесса. В свою очередь, сложившиеся за время эволюции общества политические традиции, социально-экономические и этнокультурные факторы ее формирования накладывают отпечаток на политическое сознание масс и, следовательно, политическую культуру общества в целом.

При этом политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политической жизни, возникшее не в соответствии снамерениями отдельных политических лидеров или программами партий, а_в результате воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. По отношению к политическому процессу в США одним из таких внутренних факторов является афроамериканское политическое участие.

В целом же сложившиеся к настоящему времени в американской и отечественной политологии теоретические представления о политической культуре как социокультурном явлении и политическом процессе как одном из объектов ее воздействия, можно свести к следующим обобщениям:

1) Политический процесс следует рассматривать, во-первых, как функциональное пространство, в котором взаимодействуют разнообразные политические акторы с присущими им политическими интересами, а во вторых, как состояние динамики политической системы общества в целом (процесс ее становления, развития, изменения и воспроизводства), в значительной степени находящийся под воздействием существующих в обществе политических установок, интересов, ориентации политических акторов.

2) С учетом существующих в науке концепций политической культуры и в интересах решения задачи выявления роли и места афроамериканского фактора в политическом процессе США (в том числе — влияния политического участия афроамериканцев на политическую культуру Америки) под политической культурой следует понимать, во-первых, один из- показателей уровня политического развития социальной общности (этнической группы, государства в целом) (объективно-оценочный аспект), во-вторых, совокупность базовых ценностей и установок, характеризующих уровень политического сознания и политического опыта субъектов политического процесса (субъективно-оценочный аспект), в-третьих, сложившуюся в данном обществе систему политических институтов (организационный, статический аспект), а также непосредственные образцы и эволюцию политического поведения политических акторов (эволюционный, динамический аспект).

3) Политическая культура современного общества — явление многогранное и внутренне неоднородное, заключающее в себе помимо всего прочего более или менее структурированные подсистемы, именуемые «политическими субкультурами». Понятие политической субкультуры является производным от дефиниции «политическая культура», т.к. принимает во внимание системы (подсистемы) политических ориентации и моделей. поведения, которые в своей системной целостности отличаются от политической культуры общества в целом. Эти самостоятельные политические ориентации и модели поведения могут быть характерны для социальных групп и общностей, которые по этим признакам отличаются от других политических акторов — групп, регионов и нации в делом.

В работах зарубежных политологов (Г. Алмонда, С. Вербы35, А. Инкельса36) достаточно убедительно показано, что представители различных стран довольно сильно отличаются друг от друга по политически значимым убеждениям, ценностям и установкам и что на эти элементы политической культуры внутри страны влияют жизненный опыт, образование, социальная принадлежность и т.д.. В связи с этим, рассуждая непосредственно о типологии политических культур, Г. Алмонд выделяет четыре их основных типа: англоамериканский, континентально-европейский, доиндустриальный (авторитарно-патриархальный) и тоталитарный. Нас в данном случае интересует лишь составленная этим исследователем характеристика первого из названных типов.

Зарождение и становление афроамериканской политической традиции (XVIII — середина XX вв.)

Прежде чем приступить к анализу генезиса политической традиции и политической культуры афроамериканцев, необходимо определить содержание самого понятия «политическая традиция» как одного из компонентов политической культуры. Политическая традиция в нашем понимании представляет собой объективное, не зависящее от воли людей, явление, состоящее в отборе и сохранении образцов политического сознания и поведения предшествующих поколений. В политических традициях отражаются некоторые устойчивые элементы прежнего политического опыта, объективно- отвечающие интересам и целям аккумулирующей их социальной общности (в интересующем нас случае — политического опыта афроамериканцев).

Основные исторические события, пришедшиеся на период XVIII — XIX веков — образование Североамериканских Штатов, обретение ими независимости, становление политической системы и основных политических институтов США, движение за отмену рабовладения и т.п. — достаточно хорошо изучены как российскими, так и американскими обществоведами223. Однако, во всей совокупности таких работ отчетливо прослеживаются две основные тенденции: часть авторов упоминает об афроамериканской составляющей политической истории США лишь в связи с движением аболиционистов и прочими общественными течениями за отмену рабства224, тогда как другая часть авторов (преимущественно советских ) склонна преувеличивать уровень национального самосознания негров и их роль в политическом процессе США.

В целом- же имеющиеся исследования позволяют утверждать, что в период XVIII - середины XX веков влияние, оказываемое афроамериканцами на политические процессы в США, имело два основных источника: во-первых, противостояние между противниками рабовладения и консервативными силами рабовладельческого Юга и, во-вторых, зарождение политического самосознания и самостоятельного политического действия афроамериканцев. Следствием первого из названных аспектов общественной жизни США, имевшим по отношению к политической активности самих афроамериканцев, скорее, опосредованный характер (поскольку реализовывалось преимущественно без их самостоятельного участия), явились прежде всего общественные движения за освобождение негров, Гражданская война 1861-1865 годов и Реконструкция; следствием второго — появление первых профессиональных политиков афроамериканского происхождения, формирование негритянских общественных организаций, а также большой группы выходцев из черной общины — афроамериканских интеллектуалов (У.Э.Б. Дюбуа227, М.Л. Кинг228, У.Ф. Уайт229, У.А. Доусон230, Ч.К. Диггс-младший , О.де Прист" , А.К. Пауэлл , Э.У. Брук , Т. Маршалл" и др.), оказавших большое влияние на идейное и политическое развитие афроамериканской общины в XX веке. Представляется необходимым рассмотреть важнейшие аспекты проблемы рабовладения, на несколько столетий предопределившей влияние афроамериканской темы на эволюцию государственно-политической системы США,

«Европейцы и африканцы, — напомнила в одном из своих выступлений Кондолиза Райе, — прибыли в нашу страну вместе, только африканцы — в цепях». «Врожденный», по ее определению, недуг Америки — рабовладение — распространился здесь с начала XVII века, когда голландские и испанские торговцы стали привозить в Вирджинию рабов-африканцев. Последние были заняты на больших сельскохозяйственных плантациях, в различных видах ремесел и служб. В 1671 году чернокожим был каждый двадцатый житель Вирджинии; через сто лет — к 1779 году — четверо из каждых десяти.237 Несмотря на законодательный запрет ввоза рабов в США, последовавший в 1808 году, их количество неуклонно возрастало: в период с 1800 по 1860 год в страну нелегально было ввезено 250 тыс. африканцев. В 1790 году, когда в США была проведена первая перепись населения, его численность составила 3,9 млн. чел, из которых 0,8 млн. (19,3%) составляли негры (см. Приложение

1). Описание бесправного положения черных рабов в южных штатах США, однако, не сможет полноценно отразить социально-экономическое положение афроамериканцев в этой стране в целом без упоминания ситуации, господствовавшей в северных штатах, поскольку в то время, как на рабовладельческом Юге процветала работорговля, «свободный Север утверждал систему расовой сегрегации»240. По утверждению американского исследователя Л. Литвака241, в так называемых свободных североамериканских штатах наблюдалось фактическое сокращение формальных юридических и политических прав негров, провозглашенных в период создания США: путем всевозможных ухищрений они лишались избирательных прав, повсеместно запрещались межрасовые браки, для белых и черных устанавливалось раздельное обучение и т.д..

Для укоренения подобного отношения белых американцев к своим черным соотечественникам существовали и определенные идейные и формально-юридические предпосылки, отразившиеся прежде всего в основополагающих актах американской государственности — Декларации Независимости (1776 г.) и Конституции США. В частности, несмотря на то, что Декларация Независимости провозглашала равенство, свободу, демократию и право на счастье для всех людей , далеко не каждый житель США мог рассчитывать на эти блага. К примеру, ни чернокожие рабы, несмотря на известную роль афроамериканского фактора в войне северо-американский колоний Великобритании за независимость 1775-1783 гг. , ни индейцы под определение «людей» в то время не попадали. По замечанию С.А. Червонной, быть американцем в реалиях конца XVIII века означало принадлежать к «англосаксонской расе» и к одной из деноминаций протестантизма.244

Афроамериканское представительство в высших органах законодательной, исполнительной и судебной власти США

Резюмируя исторические тенденции пребывания афроамериканцев на Североамериканском континенте, чернокожий историк Р. Уилкинс написал: «Черные 375 лет живут на территории США. 245 лет они находились в рабстве, 100 лет — подвергались дискриминации. Они свободны лишь последние 30 лет». За эти тридцать лет появившемуся в результате осуществленных в 60-70-е годы XX столетия реформ «новому черному среднему классу» удалось добиться впечатляющих успехов в борьбе за расширение своего политического влияния. На политическую арену США выдвинулось немало незаурядных чернокожих политиков, действующих как в высших органах власти США, так и в органах власти штатов и на муниципальном уровне; один из них занял пост Президента Соединенных Штатов Америки.

Задача исследователя, стремящегося оценить количественные и качественные параметры участия афроамериканцев в политической жизни современных США, существенно осложняется тем, что американская политкорректность не одобряет прямого указания на этническую принадлежность того или иного политика. В связи с этим появляющиеся в литературе и в других материалах сведения о пребывании афроамериканцев на тех или иных государственных и муниципальных постах, в том числе в высших органах власти, отличаются по большей части эпизодичностью и низкой репрезентативностью. Тем не менее, даже отрывочные данные вполне позволяют составить представление о влиянии, оказываемом в настоящее время афроамериканским фактором на политический процесс в США.

Так, в течение 70-90-х XX века довольно большое число афроамериканцев приобрели статус, который ранее был им не доступен: увеличилась их доля среди домовладельцев и бизнесменов, они стали чаще избираться мэрами городов. По сообщению Э.Л. Нитобурга, уже в 80-х годах прошлого столетия количество афроамериканцев на выборных должностях всех уровней выросло в пять раз, перевалив за 7,2 тыс. (см. Приложение 2). Афроамериканцы были избраны на должности мэров более чем в 300 городах (в том числе крупных), 417 человек стали членами законодательных собраний штатов, 20 — конгрессменами. И это при условии, что, согласно данным экспертов, когда-либо выдвигали свои кандидатуры на выборные должности в общей сложности менее 1% американцев, и лишь 5% когда-либо проявляли активность в партийной или избирательной кампании.

В период 2000-2008 гг., на протяжении президентства Дж. Буша-младшего, ведущие посты в его кабинете занимали афроамериканцы: Колин Пауэлл в должности Госсекретаря и Кондолиза Райе — советника Президента по национальной безопасности, сменившая позднее К. Пауэлла на его посту. Это — весьма значительное достижение афроамериканцев, особенно, если учесть тот факт, что внутренняя и внешняя политика страны в основном формируются и осуществляются властью Президента и от того, каких людей он назначит на ведущие посты в своем кабинете, во многом зависит реально складывающаяся в стране политическая ситуация.

В администрации Президента США Дж. Картера (1977-1981) посты министров были предоставлены двум выходцам из афроамериканской общины. В состав первой администрации Б. Клинтона (1992 г.) — самого популярного лидера в среде чернокожего населения Америки, признанного им «первым черным президентом США» — входило четыре афроамериканца. Одним из них был уже упоминавшийся ранее Эндрю Янг — афроамериканец, о личности которого следует сказать особо, поскольку опыт его пребывания на высших постах в Американском государстве в значительной степени носит отпечаток, с одной стороны, двойственности политического самосознания самих афроамериканцев, а с другой — «терпимости» государственной политики США в отношении своих чернокожих политиков.

Бывший мэр Атланты Эндрю Янг, который, по утверждению СМИ, по отношению к администрации Дж. Картера всегда занимал крайне независимую позицию, стал первым афроамериканцем, представлявшим США в ООН. По словам И.Р. Шафаревича379, он вел себя как избалованный и капризный ребенок, периодически делая довольно неприятные для госдепартамента заявления — например, о том, что в США больше политзаключенных, чем в СССР, или что кубинские войска в Анголе выполняют роль стабилизирующего фактора. Подобная эксцентричность «сходила ему с рук» — до тех пор, пока он в частном порядке не встретился а представителем Палестинских арабов при ООН Зухди Лабибом Терзи. После этой акции Янг был уволен, несмотря на то, что в качестве одного из виднейших руководителей негритянской общины США он обеспечивал Президенту поддержку со стороны афроамериканского электората. В этой ситуации политкорректность американской администрации уступила место традиционным для США политическим интересам, связанным, в частности, с поддержкой дружественных отношений с проводником интересов США на Ближнем Востоке — Израилем. Несмотря на предстоявшие президентские выборы, администрация предпочла сохранить лояльность 5 млн. американских евреев в противовес лояльности 18 млн. негров.

По- утверждению И.Р. Шафаревича, отставка Янга вызвала среди афроамериканцев большое раздражение, что само по себе выдает противоречивость отношения американских негров к позициям, занимаемым представителями их общины: они готовы гордиться тем, что темнокожие американцы стоят у руля некогда презиравшего их государства, но они не склонны олицетворять себя с эти государством. Афроамериканцы предпочли бы, чтобы на_выспшх государственных постах представители их этнического меньшинства продолжали отстаивать интересы негритянского сообщества; а не США в-целом. Противопоставление своих интересов интересам американского государства — основная причина скептического отношения афроамериканцев к тем, кто это государство, олицетворяет, даже если личности эти имеют черный цвет кожи. .

В этой связи интересно отметить, что, по данным специальных исследований, чернокожие конгрессмены и сенаторы-действуют более активно, чем их белые коллеги. Ранее считалось, что законодательная активность народного избранника не зависит от цвета его кожи. Между тем, согласно данным анализа, афроамериканцы превосходят белых парламентариев во всех видах законодательной активности. При этом они не концентрируются на проектах законодательных актов, которые могут повлиять на жизнь чернокожих американцев, а действуют на всех фронтах. Более того, они активно защищают интересы иных меньшинств США.

По данным других исследований, увеличение числа афроамериканцев в законодательных и исполнительных органах власти никоим образом не приводит к тому, что чернокожие избиратели получают больше пособий, льгот и иных дотаций- и поблажек. Крайне редко чернокожие избранники действуют единой группой в интересах афроамериканской общины.382

Именно- такими, полностью перешедшими на службу американскому государству, представляются афроамериканской общине К. Райе, К. Пауэлл и, возможно, Б. Обама, поскольку последние, на наш взгляд, выражают точку зрения администрации -США, а не афроамериканского меньшинства. Доказательством тому может служить официальное отношение экс-госсекретаря США Колина Пауэлла к проблеме расизма, проявившееся, в частности, в отказе Соединенных: Штатов от участия в нескольких международных конференциях и от -подписания международных соглашений, посвященных вопросам борьбы с- расизмом. Так, по сообщениям испанской газеты «Эль мундо»383, К. Пауэлл- устранился от участия в одном из антирасистских саммитов в Дурбане, хотя основной предпосылкой для этого стал протест против антиизраильских настроений, которые окружали встречу. Афроамериканская община не преминула использовать данный факт для того, чтобы лишний раз противопоставить свою позицию официальной позиции Вашингтона: присоединяясь к демократической оппозиции внутри страны и подвергая критике изоляционистскую политику Буша, один из ведущих лидеров афроамериканцев в США Джесси Джексон заявил: «В эпоху, когда мы должны, подавать пример своим лидерством в создании многонациональных сообществ, в которых сосуществуют разные культуры, мы выбираем изоляционизм». 4 Тем самым политические интересы представителей политической линии «групп интересов» в. лице. Дж. Джексона были противопоставлены политической линии официального Вашингтона, которую в данном случае олицетворял К. Пауэлл.

Похожие диссертации на Афроамериканский фактор в политическом процессе США: история и современность