Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Кузнецов Владимир Александрович

Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви)
<
Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви) Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов Владимир Александрович. Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви): диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Кузнецов Владимир Александрович;[Место защиты: Московский государственный областной университет].- Москва, 2015.- 194 с.

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Государственно-конфессиональные отношения как предмет политологического исследования 17

РАЗДЕЛ 2. Основные модели взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в исторической ретроспективе .72

РАЗДЕЛ 3. Направления взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства на современном этапе 116

Заключение .164

Список использованной литературы

Государственно-конфессиональные отношения как предмет политологического исследования

Обобщая вышесказанное, государство можно определить, как состоящую из органов управления и принуждения суверенную политико-территориальную организацию, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях поддержания определенного порядка. Именно в этом узком значении термин «государство» будет использоваться в настоящем диссертационном исследовании.

Государство в силу своих свойств и выполняемых в человеческом обществе функций является главным политическим институтом, определяющим не только специфику государственно-конфессиональных отношений в тот или иной исторический период, но и политический климат, политическую ситуацию в стране в целом.

Ведущее положение государства в политической системе общества проявляется в установлении правового режима организации и деятельности остальных компонентов политической системы; осуществлении регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций; привлечению к участию в делах государства общественных объединений и политических партий, органов местного самоуправления; осуществлении надзора за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы; применении меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным элементам политической системы общества, нарушающих режим законности и посягающих на права и свободы граждан, организаций и иных лиц2.

В современных условиях именно государству как центральному политическому институту общества принадлежит первостепенная роль в утверждении стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ, направленных на поступательное развитие общества.

Государство как основной институт политической системы общества призван обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Государство с помощью своего аппарата обеспечивает целостность общества и его надлежащее функционирование, а также создает для этого устойчивые и твердые условия.

По выражению М.И. Байтина, «общее благо – вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства. В облагораживающей и возвышающей человека роли и заключается истинная сущность и идеальная природа государства»1. Относительно проблемы взаимоотношений государства и религиозных конфессий в России на современной этапе осуществление государством своей политической функции выразилось в провозглашении идеологического плюрализма, демократизации религиозной сферы, в частности, снятии ранее существовавших ограничений на культовую и иную деятельность религиозных конфессий и участие в ней граждан, что повлекло за собой интенсивный процесс вхождения религиозных объединений в современную российскую действительность, а также в проведении в 90-х годах XX столетия кардинальной реформы конституционно-правовых основ в сфере прав и свобод человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Необходимо отметить, что государство не только занимает центральное положение в политической системе общества и определяет характер и специфику политических процессов, но оно также «призвано обеспечивать целостность общества, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать орудием достижения социального согласия и компромисса. Государство выступает как организация, интегрирующая социально дифференцируемое общество в целях сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития»1.

Идея объединяющей роли государства является продуктивной и позитивной и находит свое выражение в том, что оно признает роль религиозных конфессий в развитии общества и строит свои взаимоотношения с ними, в частности, с Русской Православной Церковью, учитывая их позицию.

Следующим ключевым понятием, относящимся к проблеме исследования, является понятие «конфессия». Различные словари дают следующие определения этому понятию, во многом схожие между собой.

Так, словарь С.И. Ожегова дает такое определение: «Конфессия – то же, что вероисповедание»2.

В «Православной энциклопедии» вероисповедание определяется как «религия или конфессия, а также принадлежность того или иного лица к религии или конфессии»3. В словаре-справочнике «Религии России» вероисповеданием называется «религиозное направление в совокупности его основных элементов, в первую очередь вероучительно-культовой системы, и религиозной организации, функционирующей в обществе, объединяющее всех верующих, придерживающихся данного направления»4

Основные модели взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в исторической ретроспективе

Первый тезис, непосредственно относящийся к пониманию смысла существования государства как института с позиции Русской Православной Церкви, состоит в том, что она признат государство необходимым элементом жизни в поврежднном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха1.

Во втором тезисе отмечается, что «христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью ее сдерживания»2. В третьем тезисе подчеркивается, что «во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии»3. Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своих пасомых и для приобретения новых чад. Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания – о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства4.

Пятый тезис формулирует отношение Церкви к светскому характеру государства, закрепленному в статье 14 Конституции Российской Федерации 1993 года. Согласно «Основам социальной концепции», «нельзя понимать принцип

С. 10. светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга»1.

В шестом тезисе утверждается, что «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение»2.

Седьмой тезис предполагает, что «Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке»3. В «Основах социальной концепции» перечислены 16 сфер сотрудничества Русской Православной Церкви и государства в настоящее время, среди которых: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях; забота о сохранении нравственности в обществе; диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; деятельность по сохранению окружающей среды и другие4. В то же время в документе указаны области, в которых невозможно сотрудничество Церкви и государства: политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров; ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. С. 55. Там же. С. 55. Там же. С. 64. Там же. С. 64-65. непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны1.

В 90-е годы XX века шли многочисленные и острые дискуссии по поводу выбора формы правления, которая должна существовать в России. Церковь на эту дискутируемую проблему ответила следующим образом: «Форма и методы правления во многом обуславливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему»2, а также «не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления»3. Исходя из оценки современного состояния общества, можно считать, что «парламентаризм и демократия, которые появились в результате политической эволюции, сегодня являются более органичной и приемлемой формой правления по отношению к уровню религиозности и духовности общества»4.

Составной частью современных политических процессов в России являются избирательные кампании в органы государственной власти различного уровня. В течение длительного времени Русская Православная Церковь вырабатывала отношение к таким политическим явлениям. На основе официальных церковных документов можно выделить два принципа. Первый принцип подчеркивает невозможность участия «церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее»5. Данный принцип был сформулирован и утвержден решением высшей церковной власти на фоне многочисленных избирательных кампаний и процессов, происходивших на территории современной России. На Архиерейском Соборе 1994 года было

Направления взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства на современном этапе

В современной политической повестке дня одной из центральных тем обсуждения являются права и свободы человека.

Концепция прав и свобод человека оказывает огромное влияние на состояние и развитие общества, воздействует на политическую и правовую систему общества, на процессы нормотворчества и правоприменения, отражаясь как в сознании людей, так и в их поступках. Права и свободы человека в настоящее время стали одной из наиболее распространенных категорий, на которую ссылаются политики, общественные деятели, социологи, философы и все, кто занимается вопросами социального устройства и места человека в нем. Из области политического и академического дискурса эта категория перешла в повседневную жизнь. Другими словами, категория прав человека проникла во все общественные слои, перестав быть просто концепцией или политическим принципом.

Концепция прав и свобод человека есть объективное достижение человеческой цивилизации, позволяющее судить об уровне развития того или иного государства. Именно для реализации и защиты прав и свобод существуют многочисленные государственные институты. Утверждается, что «среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности – права и свободы человека стоят на одном их первых мест»1. Достаточно сказать, что, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»1.

Современная концепция прав и свобод человека закреплена в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу в 1976 году, и других.

Действующая Конституция РФ в качестве одной из основ конституционного строя и правого статуса личности провозглашает в статье 2: «Человек, его право и свободы являются высшей ценностью». Исходя из прирожденного и неотчуждаемого характер прав и свобод человека, в статье 17 Конституции РФ также утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, Основной закон страны базируется на естественно-правовых идеях о прирожденных неотчуждаемых правах и свободах человека.

В самом общем виде права и свободы человека представляют собой систему «принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами, и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права)»2.

В современной концепции прав и свобод человека выявляют, например, пять проекций обсуждаемого понятия: «права человека как синоним свободы; права человека как отражение достоинства личности; 1 Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-6.htm (дата обращения 27.10.2014). 2 Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М., 2013. С. 40. 119 права человека как притязание на обладание определенными предпосылками и возможностями; права человека как характеристика отношения «человек – государство»; права человека как инструмент ограничения власти»1.

По мнению Ф.М. Рудинского, универсальная концепция прав человека заключается в следующих базовых положениях: признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; непроизводности прав человека от велений государства и неотчуждаемости этих прав; равенство людей в достоинстве и правах; несовместимость прав человека с тиранией и угнетением, страхом и нуждой, произволом и преступностью; существование системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека2.

Сама по себе концепция прав и свобод является большим достижением современной цивилизации. В том историческом контексте, в котором происходило ее формирование, она способствовала решению многих накопившихся проблем. По мнению заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрита Филарета (Булекова), «утверждение прав человека на международном уровне было реакцией на кровопролитные мировые и локальные войны, практику тоталитарных режимов, факты геноцида и, параллельно, на процесс освобождения порабощенных народов (деколонизацию), которым предстояло на равных вступить в мировое сообщество»3. Но нужно учитывать, что в современном мире именно на нее ссылаются и к ней апеллируют и сторонники легализации однополых союзов, внебрачных половых связей, эвтаназии, искусственного прерывания беременности, всевозможных способов искусственного продолжения жизни и т.д. Сложившаяся ситуация указывала на необходимость осмысления либеральной

Похожие диссертации на Государственно-конфессиональные отношения в политических процессах современной России (на примере русской православной церкви)