Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Шульженко Максим Вячеславович

Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион)
<
Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шульженко Максим Вячеславович. Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион) : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Шульженко Максим Вячеславович; [Место защиты: ГОУВПО "Ставропольский государственный университет"].- Ставрополь, 2008.- 156 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА ПОЛИ ТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 15

1.1. Этноконфессиональный и политический процессы: характер взаимосвязи 15

1.2. Современный этноконфессиональный процесс в условиях глобализации 32

1.3. Этноконфессиональный фактор в структуре угроз безопасности 55

ГЛАВА II. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 76

2.1. Специфика регионального политического процесса в ситуации этноконфессионального «возрождения» (на материалах республик Северного Кавказа) 76

2.2 Конфликтный потенциал этноконфессионального фактора 90

2.3. Управление этноконфессиональными процессами на региональном уровне (на примере Ставропольского края) 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ 129

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. События последнего десятилетия со всей очевидностью продемонстрировали значение юга страны как стратегически важного региона Российской Федерации, во многом определяющего состояние ее национальной безопасности и перспективы реализации национально-государственных интересов. Сложившаяся здесь внутриполитическая обстановка, комплекс неурегулированных межнациональных конфликтов, активизация экстремистских религиозно-политических сил оказывают значительное дестабилизирующее влияние на политические процессы как в самом регионе, так и в целом в Российской Федерации. Речь идет о многостороннем, предельно противоречивом влиянии, имеющим кризисный, деструктивный характер, превращающих северокавказский регион в один из наиболее конфликтных и нестабильных сегментов федерального пространства, что и актуализирует проблематику исследования.

Среди факторов, влияющих на политический процесс в северокавказском регионе, особое место занимают этнический и конфессиональный, которые, взаимодействуя между собой, в значительной степени определяют ситуацию в регионе. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение этих факторов позволяет говорить о возникновении на горных и предгорных территориях округа своеобразной этноконфессиональной среды, которая и обусловливает особую сложность управления политическими процессами. Исследование этих процессов представляется чрезвычайно актуальной задачей, политической науки.

Актуальность предложенной темы диссертационного исследования обусловлена рядом причин:

- значимостью для России Северного Кавказа в экономическом и геополитическом аспектах, его объективной вовлеченностью в сферу россий-

4 ских национальных интересов, в обеспечении военной безопасности страны как естественного военно-оборонительного рубежа;

— ростом национального самосознания и религиозной активности у
проживающих на территории округа народов, являющихся не только следст
вием социально-экономического и политического кризиса в России, но и не
отъемлемой составляющей объективного процесса восстановления нацио
нальных культурно-духовных форм жизнедеятельности; этнокультурным и
конфессиональным многообразием, которое становится питательной средой
противоречий и конфликтов в данном регионе;

- использованием национальных и религиозных идей и лозунгов прак
тически всеми действующими в северокавказском регионе политическими
силами; непосредственным вмешательством обеих доминирующих здесь
конфессий - православия и ислама - в общественную и политическую жизнь
региона.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические проблемы теории наций и национальных отношений полно освещены в работах таких классиков этнополитологии, как Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутю-нян, А.П. Бутенко, А.К. Гливаковскитй, А. Дробижева, В.Н. Иванов, Э.А. Поздняков, В.П. Суставов, Г.Т. Тавадов, В.Тишков и др.1

Соотношение политики и религии стало предметом рассмотрения таких исследователей, как А. Ахмедов, Л. Зидентоп, Д. Малышевой, М. Ол-

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация, Общество. - М., 1991; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Русские в распадающемся Союзе // Отечественная история. - 1992. - № 3; Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления // Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12; Марков Н.Н. Государственная национальная политика России на Северном Кавказе (философско-политологический анализ): Автореф. дисс. канд. полит, наук. -М., 2001. - 24 с; Гливаковский А.К. Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр. - 1991. - октябрь-декабрь; Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. - № 4. - 1993; Миронов Н.В., Тавадов Г.Т. Федерация и национальные отношения в современных условиях // Социально-политический журнал. - 1994. - № 7-8; Тишков В. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль. - 1992. - .№4; Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М., 1994.

5 брайт, В. Понаморев1.

Несмотря на достаточно большой массив работ, посвященных этнопо-литологической проблематике, некоторые важные аспекты пока ещё разработаны недостаточно и требуют своего научно-теоретического осмысления и дальнейшего изучения.

Р. Абазов, В. Арестов, А. Ахмедов, 3. Арухов, Г. Курбанов, Д, Малышева, М. Мчедлов, Ю. Носков в своих работах исследуют особенности проявления экстремизма, сепаратизма в различных сферах, в том числе и религиозной2.

Проблемы этнонационализма и его экстремистские проявления исследуются Р. Абдулатиповым, А. Абзаевым, Ю. Волковым. Л. Дробижевой, Т. Денисовой, Ю. Карповым, Е. Несмеяновым, Л.Л. Хоперской, В.В. Черноусом и др.3

См.: Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.:, 1985; Зиден-топ Л. Демократия в Европе. - М., 2002; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М., 1986; Олбрайт М. Религия и политика. — М., 2007;

Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Ав-тореф. канд. филос. наук. - М., 1999; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». - 2001. - №7; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала, 2002; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990; Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополи-тической ситуации на Северном Кавказе //Религия и политика в современной России. - М., 1997. Лопаткин Р. А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. - М., 2001. -Т.2; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М., 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. - №5. - 1993. - С.52-62; Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. - М., 1997; Полонская Л.Р. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. - 1994. -№1; Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. - М., 1998; Саидбаев Т.С. Политика и религия // Социально-политические науки. - 1991. -№ 9; Филатов С. Б. Католическая церковь и внешняя политика США // США: экономика, политика, идеология. -1984. - .№ 5.

3 См.: Абзаева А. Россия ислам: политические и экономические аспекты диалога // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. - № 2 (44); Рябцев В.Н. Конфликтологическая работа па Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. - Ростов н/Д., 1999; Хоперская Л.Л. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. - Ростов н/Д., 1999; Ченоус В.В. Россия и народы Кавказа: проблемы цивилизационно-культурного диалога // Научная мысль Кавказа. - 1999. - №3.

Этнонациональный и этнорелигиозный экстремизм в рамках различных конфликтологических теорий рассматриваются в работах Н.В. Жданова, Ю.Г. Запрудского Е.Е. Несмеянова, Е.И. Степанова, В.Ю. Шпака, И.П. Чер-нобровкина1.

Работы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе в основном ограничены проблемами исламского радикализма и экстремизма. Среди них выделяются труды З.С. Арухова, В.Х. Акаена, В.О. Бобровникова, И.П. Добаева, А.В. Кудрявцева, А.Л. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.В. Макарова, В.Н. Шевелева, А.А. Ярлыкапова и др2.

Терроризм как крайняя форма политического экстремизма, его социокультурные и региональные особенности анализируются в трудах О.А. Ан-тоняна, И.М. Вакулы, В.В. Витюка, С.А. Воронцова, И.П. Добаева, Е.Г. Ляхова, И.О. Манацкова, А.В. Попова, А.И. Тиводара, К.А. Салимова и др3.

Среди публикаций, посвященных исследовании сущности и содержания национальных интересов России вообще и их специфике применительно к условиям Северного Кавказа, известны работы О.А. Белькова, И.В. Бочар-никова, В.В. Барабина, Г.А. Горобцова, М.В. Гацко, М.А. Гареева, И.С. Да-ниленко, В.Д. Дзидзоева, П.М. Иванова, И.А. Климова, А.В. Малашенко, И.С. Моренова, С.А. Мелькова, В.В. Попова, В.И. Ремарчука, В.М. Родачина, Тихомирова Ю.А., В.М. Шевцова и др.4

1 См.: Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М., 2003; Ислам и политика. -
М, 2000.

2 См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на юге России. - Ростов н/Д.,
2005.

См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на юге России. - Ростов н/Д., 2005; Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М., 2006. 4 См.: Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /Круглый стол. Армия и общество // Полис. - 1994. - № 4; Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (социально-философский анализ): Дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 1999; Гацко М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дисс. ...канд. филос. наук. - М., 1996.; Гареев М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности // Безопасность. Информационный сборник. - 1993; Дзидзоев В.Д Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: Дис...д-ра ист. наук. - СПб., 1992; Иванов П.М. Пар-

7 Среди исследований отечественных кавказоведов, акцентирующих внимание на этнорелигиозных проблемах в их политологическом аспекте, можно выделить В. Авксентьева, 3. Арухов, М. Аствацатурова, Ю. Васильева, Е. Волосенкову, М. Гусаева, Г. Денисову, В. Панина, Л. Хоперскаую.1

Зарубежная библиография исследования военно-политических проблем Кавказского региона представлена работами Д. Бэдли, Л. Зидентопа, Д. Лэн-га, П. Наварро, Э. Фуллера.2

Несмотря на большой объём публикаций, посвященных проблемам наций и национальных отношений, а также религиозной и конфессиональной тематике, практически отсутствуют современные работы, непосредственно посвященные этноконфессиональной составляющей политического процесса,

тия войны - Северный Кавказ. - Нальчик, 2000; Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Родачин В.М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России // Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции. - Т. 4. - М., 2006; Тихомиров Ю.А. Влияние геополитических факторов на пограничную политику РФ в Северо-Кавказском регионе: Дисс. ...канд. полит, наук. - М.:, 2001; Шевцов М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства (на примере России): Дисс. ...д-ра филос. наук. - М., 1997. 'См.: Авксентьев В.А, Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. — М., 2007; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.- Ставрополь, 2001; Арухов З.С. Поиски идентичности в дагестанском обществе // Религия - этнос - нация в России. - Махачкала, 2001; Аствацатурова М.А., Савельев В.Д., Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов н/Д. - Пятигорск, 2000; Васиьев Ю.В. Этнополитические процессы на Юге России на рубеже XX - XXI веков: от конфликта к стабилизации. - Ростов н/Д., 2004; Во-лосенкова Е.В. Конфессиональные процессы в Краснодарском крае: конфликтологический мониторинг 2005 года // Дневник Алтайской школы политических исследований. - № 22. Современная Россия и мир: альтернативы развития. - Барнаул, 2006; Гусаев М. Религиозный фактор в кавказской геополитике // Ризванов Р.З. На стезе служения Дагестану: Очерк жизни и политической деятельности М. Гусаева. — Махачкала, 2003; Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. - Ростов н/Д., 2000; Панин В.Н. Политический процесс в арабском мире // Человек. Сообщество. Управление. — 2004. - № 2; Хоперская Л.В. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. — Ростов н/Д., 1997.

2 См.: Parenti М. Ethnic politise and the persistence of ethnic identification II The American science review, 1967.; Rocket R. Ethnic nationalities in the Soviet Union. New York, 1981.; Kotze D/Nationalism: A comparative Study. Cape Town, 1981; Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 1658-1832, New York, 1957; Зидентоп Л. Демократия в Европе. - М., 2004; Наварро П. Грядущие войны Китая: поле битвы и цена победы. - М. - СПб., 2007; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР / Россия и современный мир. - Вып.2- М. -1995.-Вып.2.

8 в которых бы получило выражение единство, тесная связь этнических и религиозных проявлений культурно-духовной жизни определённого региона.

Объект исследования — региональный политический процесс в поликультурном макрорегионе.

Предмет исследования - этноконфессиональный процесс как элемент регионального политического процесса.

Цель исследования - определить роль и место этноконфессиональной составляющей регионального политического процесса в северокавказском регионе.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

определить характер взаимосвязи этноконфессионального и политического процессов;

эксплицировать современный этноконфессиональный процесс через призму глобализации;

уточнить роль этноконфессионального фактора в структуре угроз безопасности;

определить специфику регионального политического процесса в условиях этноконфессионального «возрождения»;

проанализировать конфликтный потенциал этноконфессионального фактора;

исследовать проблемы, связанные с управлением этноконфессио-нальными процессами на региональном уровне.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные концепции этноса, нации, религии, межконфессиональных, этноконфессиональных отношений, принадлежащие отечественным и зарубежным авторам (С. Амин, Л. Васильев, Б. Ерасов, Л.

9 Зидентоп, Ф. Утар). При написании отдельных параграфов использовались концепции глобализации, конфликтов, национальной безопасности, государственного управления (3. Бауман, А. Каллинкос, Б. Линдси).

При подготовке диссертации использовалось всё многообразие общенаучных методов научного исследования, некоторых специфических подходов, используемых в этнологии, религиоведении, конфликтологии, глобалистике: синтез сравнительно-исторического, структурно-функционального и институционального анализа, заключающийся в рассмотрении важнейших внутренних и внешних факторов в локальном контексте.

Научная новизна диссертации определяется следующими основными исследовательскими результатами:

показана эвристическая значимость этноконфессионального подхода к анализу политических процессов и раскрыт характер взаимодействия этноконфессионального и политического процессов;

раскрыта взаимосвязь глобализации как процесса выстраивания единого мира и изменений, происходящих в сфере национально-этнических и религиозно-конфессиональных отношений;

рассмотрено влияние этноконфессиональной ситуации, складывающейся в том или ином регионе, на уровень национальной безопасности и социальной стабильности;

дано объяснение феномена этноконфессионального и политического процессов на основе концепта этноконфессиональной идентификации и самоидентификации, приобретающего особое значение в.условиях этноконфессионального «возрождения»;

уточнено понятие этноконфессионального политического конфликта через обращение к этнорелигиозным факторам идентичности и роли политических интересов;

10 - обоснована необходимость упрочения прямой и обратной связи между теорией и практикой регулирования этноконфессиональных отношений, а также совершенствования системы управления этноконфессиональными процессами на региональном уровне.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. С середины XIX века стремление политической элиты переустроить политическое пространство с максимально выгодными для себя последствиями обусловило политизацию религиозных и этнических отношений, появление феномена этноконфессиональности. В современных условиях усиливается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддержание власти политической элиты. Степень и формы взаимодействия этноконфессионального и политического процессов зависят от национальных традиций, особенностей политической культуры, условий формирования политической системы и других причин.

  2. Происходящие в современном мире изменения включают в себя процессы глобализации и локализации (этноконфессиональной идентификации). Глобализация как процесс выстраивания единого мира тесно связана с изменениями, происходящими в сфере национально-этнических и религиозно-конфессиональных отношений. С одной стороны, глобализация, наталкиваясь на эти изменения, вынуждена преодолевать их сопротивление, а с другой стороны, она сама подпитывается этноконфессиональными изменениями.

  3. Этноконфессиональный фактор представляет собой такую сферу, которая содержит альтернативный потенциал: и позитивный, и негативный. Политическая дихотомия как условие стабильности или условие дестабилизации существует в каждом многонациональном и поликонфессиональном обществе, но проявляется по-разному, в зависимости от условий места и времени. Для современной России, являющейся полиэтничным и поликонфес-

сиональным обществом, свойственны две основные проблемы: проблема сохранения единого социально-политического пространства в прежних национально-территориальных границах и проблема терроризма, нередко имеющего религиозно-националистическую окрашенность, которые занимают приоритетное место в структуре национальной безопасности Российской Федерации.

  1. Важное место для понимания этноконфессионального «возрождения» отводится взаимосвязи этнического и религиозного компонентов политического процесса, в основе которой лежит концепт этноконфессиональной идентификации и самоидентификации. Именно через процедуру идентификации и самоидентификации формируется этноконфессиональное сознание и самосознание, создаётся специфическая этноконфессиональная среда, в рамках которой реализуются отношения как внутри этой среды, так и по отношению к другим субъектам.

  2. Стремление тех или иных социальных групп к реализации своих политических интересов нередко наталкивается на интересы других групп, что приводит к разного рода конфликтам. Этноконфессиональным политическим конфликтом является такой, в котором, по крайней мере, одна сторона рассматривает возможность или демонстрирует готовность использовать аргумент этнической или конфессиональной исключительности в целях применения силы для достижения своих политических целей. Этнические и религиозные антагонизмы не являются неизбежными для полиэтнических и поликонфессиональных обществ. Нередко этнические и конфессиональные проблемы искусственно нагнетаются различными группировками, озадаченными распределением сфер влияния в экономике и политике.

  3. В центр внимания современной системы управления этноконфессио-нальными процессами на региональном уровне ставятся вопросы практической реализации принятых органами власти решений, постановлений, концепций и программ и, главное, эффективное использование в этих целях воз-

12 можностей, которыми обладают средства массовой информации, система образования, учреждения культуры и институты гражданского общества, в особенности такие, как национально-культурные общества и объединения, политические партии и движения, молодёжные организации.

Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения нового подхода к исследованию современного политического процесса -этноконфессионального подхода, сочетающего в себе методы исследования как этнических, так и конфессиональных отношений, а также в возможности уточнения ряда положений и категорий, относящихся* к исследуемой проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные идей и выводов диссертации могут быть полезными в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества при выработке конкретных мер, направленных на достижение стабильности и согласия в обществе. Результаты исследования могут также использоваться в преподавании различных дисциплин политологического и социологического профиля.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета и рекомендована к защите по специальности 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Итоги отдельных этапов работы были представлены на: IV и V Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2004 г., 2007 г.); Международной конференции «Messianic Ideas in Jewish and Slavic Cultures» (Израиль, 2005 г.); Международной научной конференции «Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве» (г. Пятигорск, 2006 г.); еже-

13 годных «Университетских чтениях» (г. Пятигорск, 2004 г., 2005 г., 2006 г.) и

др.

Основные идеи изложены в 13 научных публикациях общим объемом 4,8 п.л., в том числе в двух работах, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 212 источника. Общий объем работы - 156 страниц машинописного текста.

Этноконфессиональный и политический процессы: характер взаимосвязи

Нам предстоит выяснить, почему именно конец XX века, века реализации «проекта Модерна»1, века господства «рацио», религиозный и шире конфессиональный фактор начинает играть все более заметную роль в политическом процессе. Для этого нам необходимо выяснить следующие моменты: что такое этноконфессиональный процесс, причины этноконфессионального ренессанса, точки соприкосновения религии и политического процесса.

Под этноконфессиональным процессом можно понимать, во-первых, процесс формирования этноконфессиональных общностей и групп, и, во-вторых, если исходить из функционально-структурного уровня конфессиональной системы - процесс реализация конфессиональной идеи.

Если исходить из того, что этноконфессиональная общность - это общность, возникающая при тесном сопряжении этнических и религиозных признаков. То можно выделить два основных типа этноконфессиональных общностей: общность, возникающая при тесном сопряжении с той или иной конфессией какой-то части этнической группы и возникновение вследствие этого у неё специфических культурных свойств и сопряжение нескольких объединённых одной конфессией, близких по культуре и расселённых на смежных территориях этнических групп и появление у них в результате этого общего самосознания. При формировании этноконфессиональной общности этническая и религиозная специфика тесно переплетаются: этнические свойства становятся составными элементами религиозного культа и, напротив, отдельные элементы культа приобретают характер этнических явлений.

Необходимо отметить, что в настоящее время большинство этносов не обнаруживает тесной связи с какой-либо конкретной религией. Вместе с тем иногда какая-то часть народа бывает сопряжена с определенной конфессией. В других случаях с какой-нибудь конфессией тесно сопряжена компактная группа этносов. Общности, образуемые в результате таких сопряжений, называются этноконфессиональными группами. Наиболее распространен первый тип сопряжения (конфессия - часть народа). К этой разновидности этно-конфессиональных групп (можно их назвать субэтно-конфессиональными), впрочем, могут быть причислены далеко не все конфессиональные группы внутри этносов. Лишь когда эти группы приобретают особые, только им присущие этнические свойства, мы можем с достаточным основанием считать их этноконфессиоанальными группами.

Можно предположить, что существуют следующие механизмы формирования этноконфессиональных групп: с одной стороны, этнические явления, свойства в течение длительного времени взаимодействия впитываются культом, «конфессионизируются», с другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают характер этнических явлений, «этнизируются».

И этническая, и конфессиональная общность представляют из себя социально-экономические объединения. Как был сказано раньше, функционально-структурный уровень конфессиональной системы - это реализация конфессиональной идеи, а внутренняя структура - сеть материальных (в том числе денежных) отчислений членов конфессиональной общности. Функциональная же структура этнической системы - это ее материальная «подпитка», а внутренняя структура - «переплетение» матримониальных связей. Можно предположить, что в основе существования любой конфессиональной системы лежит концепция жертвоприношения ради достижения сверхцели, а в основе этнической системы - обмен людьми для приобретения и накопления ресурсов.

Нам представляется, что одним из механизмов старта «этнического ренессанса» середины XIX века были попытки политической элиты переустроить политическое пространство с максимально выгодными для себя последствиями. Наиболее действующим катализатором политической активности является ситуация «наших бьют» (разрядка наша. - М.Ш.), «свой-чужой», где вся ответственность за социальные страхи1, экономическую неурядицу возлагали на чужого2. Таким «чужим» до поры выступал социалистический/капиталистический блок, но после его разрушения потребовались новые разновидности раздражителей-катализаторов, которыми и стали люди иного этнического происхождения3.

В свою очередь, процесс освобождения колониального мира был тесно связан с ростом этнического (национального) самосознания, стремлением этнической элиты перераспределить финансовые потоки и властные ресурсы, для реализации чего и была сделана ставка на разжигание болезненных моментов этого сознания.

Еще одним из пусковых элементов «этнического ренессанса» явился постепенный переход Европы и США к реально функционирующему социальному государству, где грань между классами антагонистами начинала стираться, происходил переход к обществу «белых воротничков», обществу, в большей степени, социально гомогенному, ориентированному на конфликт между слоями-классами, а конфликт между обществом и властью. Для разрешения этой ситуации и потребовалось властным структурам переориентировать общество на подконтрольное со стороны власти социальное напряжение между новыми «своим» и новыми «чужими», водораздельная черта прошла по этническому компоненту.

Этноконфессиональный фактор в структуре угроз безопасности

Под опасностью или угрозой для безопасности понимается наличие факторов, нарушающих установившийся порядок (легитимный или общепринятый), такой порядок, который обеспечивает приемлемый уровень социальной напряженности, не позволяет выходить за рамки этого уровня, обеспечивает сбалансированное сосуществование различных, зачастую разнородных интересов, препятствует переходу социальной напряженности в разрушительную стадию конфликта.

В структуру обеспечения безопасности входят устоявшиеся нормы совместной жизни, закрепленные в морали, праве, а также те социальные санкции, которые использует общество для поддержания стабильности, пресечения (предупреждения) эксцессов, угрожающих этому порядку и стабильности.

Под факторами социальной безопасности понимаются те феномены.социальной жизни, которые оказывают определённое влияние на состояние безопасности, всегда присутствуют, хотя не всегда осознаются и учитываются в социальной практике. К факторам, оказывающим воздействие на состояние социальной безопасности относятся следующие:

- Возникновение разного рода препятствий для реализации государственных (национальных) интересов, и, прежде всего, таких как государственный суверенитет, возможность участия в принятии решений международного характера, поддержание и развитие социально-экономического потенциала, политической стабильности внутри страны, физического и нравственного здоровья собственного населения и другие явления внутреннего и внешнего характера. Эти интересы сами представляют сложную многоуровневую динамическую систему. В рамках этой системы могут быть выделены два уровня:

Фундаментальные, долговременные интересы, которые практически не меняются или меняются чрезвычайно медленно, и интересы ситуативного характера, предметом которых являются цели; формирующиеся в результате достигнутого согласия или компромисса, или напротив, обозначившегося противостояния, противоборства1.

В реальной политике место этих двух групп интересов определяется конкретными условиями в зависимости от соотношения сил, наличия возможностей для достижения поставленных целей. Такая двухуровневая структура интересов имеет место в сфере финансов и экономики, внешней и внутренней политики, в военной, информационной, духовно-культурной, этно-конфессиональной сферах.

Интересы различных субъектов общественной жизни могут как сталкиваться, так и в чем-то совпадать. Это обстоятельство обусловливает различие двух видов действий субъектов: в направлении противостояния и в направлении-сотрудничества. Соотношение этих двух векторов деятельности и определяет конкретную социально-политическую ситуацию.

С интересами связан другой фактор детерминации социальной ситуации - это наличие многочисленных угроз безопасности для разнообразных субъектов социальных отношений - угроз действительных, реальных, угроз потенциальных и даже мнимых.

Условно можно выделить следующие структурные уровни угроз социальной безопасности:

Микроуровень, связанный с реализацией неотъемлемых прав и свобод человека;

Макроуровень, связанный с сохранением и умножением материальных и духовных ценностей социума;

Мегауровень, который связан с национальной безопасностью» государства, как совокупности институтов, направленных на поддержание балланса на микро и макро- уровнях.

Далее, социальная безопасность для своего обеспечения требует наличия определенного объема природных ресурсов-и человеческого потенциала, способных создавать необходимый уровень,экономической и военной мощи, требуемой для обеспечения независимости и достойного места страны в мировой экономической системе. Природный и человеческий факторы необходимы для материально-технического обеспечения требующегося уровня социальной безопасности.

Следующий фактор, серьезно воздействующий на состояние социальной безопасности, это наличие политической воли государства, направленной на защиту (обеспечение) национальной безопасности. Политическая воля - весьма важный фактор, без которого не смогут сработать все другие, на каком бы уровне они не находились. Действительно, большая территория сама по себе не обеспечивает безопасности населения, наличие природных богатств само по себе не сделает население богаче, большое количество населения само по себе не дает надежной и сильной армии, способной защитить суверенитет и обеспечить защищенность границ. Чтобы реализовался весь этот потенциал, нужна политическая воля, концентрирующая все имеющиеся возможности и ресурсы, организующая и направляющая работу всех элементов государственной и общественной системы.

Специфика регионального политического процесса в ситуации этноконфессионального «возрождения» (на материалах республик Северного Кавказа)

Многонациональность и поликонфессиональность России является основополагающим фактором в развитии её демократических и федеративных начал, составляющих основное содержание современного политического процесса. Реальное обеспечение прав всех наций и народностей, учет их исторических, этнических, конфессиональных, территориально-экономических особенностей служат базой для создания условий развития народов и цивилизованных отношений между ними.

Положение о многонациональное и поликонфессиональности российского государства закреплено в Конституции РФ. Однако реальная жизнь дает примеры некоторой деформации провозглашённого принципа светскости государства. Так, в настоящее время, в условиях стремления государства получить идеологическую поддержку со стороны церкви, Русская православная церковь получила некоторые преимущества по сравнению с другими конфессиями. Свидетельством этого является демонстрация многими руководителями государства своей религиозности (приверженности к православию), а также попытки навязывания преподавания основ православной культуры в системе образования, введение института священнослужителей в воинских и казачьих частях и т.д.

Русская православная церковь в этой части проявляет повышенную активность, не всегда учитывая тот исторический опыт, когда православная церковь была огосударствлена и являлась господствующей религией, от чего она ничего не выиграла, уронив в то же время свой престиж и разделив многие ошибки государственной власти.

Как представляется, подобная практика, основанная на принципе «прав большинства» или «канонической территории», способна помешать процессу становления правового демократического федеративного государства, поскольку может использоваться для унификации и унитаризации государственной и общественной жизни. Тем более, что вопрос может усугубляться и далее, если эта практика будет расширяться и включать в свою орбиту другие конфессии.

Так, например, мусульманская умма России, насчитывающая более двадцати миллионов человек, становится важной силой в формировании федеративных отношений в государстве. Возрастание ее значения не должно сводиться к политизации ислама, а определяться той ролью, которая вообще религия стала играть в обществе, и ислам, в частности.

Федерализм как принцип государственного устройства предполагает учет этноконфессиональных особенностей региона. Отсюда очевидно, что принцип федерализма должен работать на закрепление в; законодательном, порядке формы учета и отражения интересов и православных, и мусульман, и буддистов. В таком подходе нет противоречия как с федеральным законодательством, так и с международными нормами. На наш взгляд, Последовательно осуществленный принцип светскости государства, позволяет расширить равные возможности развития, повышает гарантии реализации принципа равенства религий пред законом.

Так, отражение особенностей мусульманской уммы в законотворческой деятельности субъектов федерации стало положительным фактором для? укрепления доверия и взаимопонимания: между государством и исламом; Властности, в законе Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступившем в силу 28 августа 1999 т., отражены весьма-интересные с точки зрения учета этноконфессиональных особенностей положения. Впервые в российском законодательстве включена статья о вакуфном имуществе. Такая форма собственности мусульманских организаций не нарушает российское гражданское законодательство. Причем не закрывается возможность иметь подобную собственность другим религиозным организациям.

В условиях бурного возрождения религии в субъектах федерации произошла новая реструктуризация централизованных религиозных организаций. В субъектах Российской федерации появились более 40 муфтиев. Стало очевидным, что поскольку Центральное духовное управление мусульман не смогло предложить альтернативу сепаратистским настроениям в мусульманской Умме, у руководителей национальных движений возрастало желание использовать ислам в решении политических задач в рамках национально-территориальных образований.

Тем более что решение конкретных задач и потребностей всё более возрастающего количества верующих на местах стало более реальным и продуктивным, нежели ожидание помощи от Центрального духовного управления мусульман. Такое ожидание было объяснимо для начального этапа возрожденческого процесса, когда эти тенденции объективно вписывались в процесс укрепления суверенитета республик, расширения полномочий субъектов Федерации. Но когда всем стало ясно, что российский ислам не проявил себя как самостоятельная политическая фигура на федеральном уровне, все свои проблемы мусульмане предпочитали решать в рамках административных, национально-территориальных образований.

Похожие диссертации на Этноконфессиональная составляющая регионального политического процесса (северокавказский регион)