Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические процессы на региональном уровне Барышная Наталия Александровна

Этнополитические процессы на региональном уровне
<
Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне Этнополитические процессы на региональном уровне
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барышная Наталия Александровна. Этнополитические процессы на региональном уровне : 23.00.02 Барышная, Наталия Александровна Этнополитические процессы на региональном уровне (анализ и управление) : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Саратов, 2007 266 с. РГБ ОД, 61:07-23/269

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

1 Л. Теоретические аспекты исследования этнополитического поля региона

1.2. Теоретические основания этнополитического мониторинга на региональном уровне

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

2.1. Методы анализа регионального этнополитического поля

2.2. Характеристика и основные тенденции развития этнополитического поля региона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки н реализации механизмов этнополитического мониторинга и анализа процессов, протекающих в регионе, оценки уровня этноконфликтного потенциала региона» поскольку существующие системы управления этнополитическими процессами не удовлетворяют реалиям современных требований структурных преобразований российского общества, и не в полной мере отражают весь динамизм и сложность этнополитических взаимоотношений в регионе1.

Особая значимость управления этнополитическими процессами, как инструмента региональной политики, обуславливает внимание большого количества ученых, практиков-управленцев, политиков, поскольку практически все сферы государственного и регионального управления заинтересованы в получении объективной, достоверной и оперативной информации о состоянии этнополитического поля.

В настоящее время можно констатировать, что общество, органы государственного и регионального управления оказались не в полной мере готовы к процессам, определяющим как геополитическую, так и региональную картину современного российского общества. Это в свою очередь привело к росту ксенофобских и мигрантофобских настроений, их выход из-под контроля существующих институтов .

Причинами таких настроений, в силу известных традиций политической культуры в России до настоящего времени, являются следующие факторы:

- у органов шіасти отсутствует эффективная система мониторинга и раннего упреждения этнических конфликтов на региональном уровне, учитывающая

1 Заславская Т.Н. О движущих силах трансформации российского общества // Общество и
экономика №6,2003.С65.

2 Ачкасов В. Л. Этнополитическая мобилизация: структура ресурсов и процесс
развертывания / В. А. Ачкасов. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. -
2004.-N4."-С. 54-69.

как особенности социального, экономического, так и этнополитического поля региона;

в целом, как в регионе, так и в стране, отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий;

у региональных органов власти остается ориентация на тактические сиюминутные цели при урегулировании возникающих конфликтов, на деоаративное невмешательство при сильном влиянии на принятие политических решений текущих условий политической борьбы в высших эшелонах власти;

в целом в Российской Федерации остается ориентация стратегического "запаздывания" реакции на "горячие" ситуации с преимущественной опорой на военно-политические методы их разрешения ,

Специфическим как для Саратовской области, так и для других субъектов России обстоятельством, влияющим на состояние социальной напряженности, выступает также то, что в профессиональном опыте руководителей институтов власти практически отсутствуют аналоги разрешения конфликтных ситуаций мирным путем, выявления конфликтов на ранних (латентных) этапах развития на основе системы регионального мониторинга этнополитических процессов региона4.

Отсутствие адекватных инструментов идентификации ситуаций, социальных процессов, влияющих на разработку, коррекцию и реализацию этнополитики на региональном уровне, привело к росту интолерантности,

ъ Абдудатшов Р.Г. Федершюгия : учебное пособле / Р. Г. Абдулатипов. - СПб.: Питер : А, е., 2004.-319 с.

Мокин КС. Модель этнологического мониторинга. Саратовская область/ К.С.Мокин. -М,: ИЭА РАН. 2005,С45.

появлению дискриминационных практик5. Что в свою очередь порождает рост этнополитической напряженности, конфликтные ситуации, а иногда - и прямое сопротивление отдельных этнических групп, выливающееся в открытые конфликты, террористическое противостояние6.

Разработка и реализация инструментария, соответствующего требованиям к управлению этнополитическими процессами, обладающего свойствами оперативности, широты охвата аспектов социальной жизни, глубиной анализа, позволила бы минимизировать негативные последствия часто неадекватной социальной политики в области национально-культурного развития региона, также предупредить о возможных конфликтах, внести коррективы в реализацию этнокультурной политики, проводимой органами государственной и региональной власти на территриии субъектов Российской Федерации.

Степень проработанности проблемы.

Проблема этнополитических конфликтов, мониторинга и выявления их латентной фазы, управление этнополитическими процессами рассматривается в научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Важно отметить, что проблематика разработки и отстройки механизмов анализа и управления этнополитическими процессами региона лежит в плоскости междисциплинарных исследований.

С одной стороны, здесь важно понимание этнокультурного разнообразия и методов управления мульткультуральным сложносоставным обществом, с другой стороны, использование методов и механизмов социальной политики, направленных на реализацию принципов конпепции национально-культурного развития региона.

5Дробижева Л. М. Этничность в современном обществе : Этнополитика и социальные практики в Российской Федераций/Л. М. Дробижева.// Мир России. -2001. -N2. - С 167-1 sa

Бадыштова ИМ. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа) / И.МБадыщтова // Социологические исследования. -2003.-№6-С.35-42.

Отдельно необходимо отметить вопросы понимания этнополитической субъектности (этничности), типологии и методов этнополитического мониторинга, системы представления полученных данных и их приемлемость для целей государственного и регионального управления этнополитическими процессами и этнокультурным многообразием.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы по этнополитическим отношениям позволяет выделить несколько направлений исследования этого феномена.

Первое направление связано с исследованиями социокультурных аспектов этнополитических процессов в условиях трансформационных преобразований имеют труды, посвященные общему анализу социальных изменение трансформации институтов и процессам модернизации общества: Ш.Айзенштадт, Дж.Александер, Д,Норт, П.Сорокин, С.Хантингтон, ПШтомпка, Д.Эптер. Российские представители этого направления -Ю-Левада, А.Панарин, ВЛдов, В.Ярская, Е.Ясин8, При этом, объяснение сущности отношений между этническими группами и институтами государства, при которых эффективность социальной политики связывается с установившимся доверием населения к государственным мерам, диссертант находит в работах авторов, разрабатывающих идеи социального капитала, таких как ПБурдье, ПЗиммель, Дж.Коулман, РЛатнам, а также в работах их последователей МЛеви, БА4иджталт Е.Остром, и др. 9

Особенности социальных взаимоотношений между различными группами, составляющими социальную структуру общества и которые могут быть использованы для анализа взаимодействия различных по

7 См. обзор: Штомпка П, Социология социальных изменений : Пер. с англ. / П. Штомпка ; Под ред. В. А. Ядова; Ин-т "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Аспект Пресс, 1996. -416 с.

аЛевада Ю. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы [текст]/ Ю.Левада //Социологические исследования.-1995. -№1. - С.6А2; Ярская В. К Противостоит ли нация насилию? / В. Н. Ярская, // Ж>рнал социологии и социальной антропологии. - 2005. -Т. 8fN 1.-С. 24-39.

Bourdieu P. Espace social et gentle des classes. Actes de la recherche en science socialcs, Paris. 1984,№52-53,P.4-26.

этнокультурному составу групп, представлены в трудах М.Вебера, МХрановеттера, Э.Дюркгейма, Г,3иммеля? Н.Лумана, РЛатнама, Ф.Тенниса, А.деТоквиля10.

Классический анализ социальной политики и ее принципов выполнен Т.Маршаллом, РЛитмуссом, Г.Эспинг-Андерсеном. Ряд работ по вопросам сочетания принципов универсализма и плюрализма различий разрабатываются исследователями, среди которых Дж.Батлер, С.Бенхабиб, Ш.Муфф, КЛатеман, Т.Шанин, А.Янгп. Вопросам классификации этнополитики на Западе посвящены работы Б.Андерсона, А.Армстронга, А.Ашкенази, М.Иэсмена, Дж.Клиффорда, Р.Коэна, Ж.-П.Раго, Т.Смита, Дж.ХЛололяна, Ж.Шальяна, У.Шейна, Г.Шеффера .

Второе направление исследований связано с особенностями социальной политики, проводимой органами власти, в частности, с подходом большинства известных отечественных авторов, которые подчеркивают направленность целей этнокультурной политики на поддержку такого типа отношений в дихотомии «государство - этнические меньшинства», который полезен и функционален с точки зрения общества.

В основе этого типа отношений лежит примордиалистское и / или инструментальное понимание этничности, обеспечивающее этническую мобилизацию и солидаризацию. Яркими представителями этого направления в России являются Р.Абдулатипов, САрутюнов, С.Арутюнян, Ю.Бромлей, Н.Чебоксаров, М.Широкогоров1 . Однако в современной науке наблюдается

Вебер М. Отношения этнической общности / М. Вебер ; пер. с нем. К. Г. Тимофеевой. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Т. 7, N 2. - С. 8-21.

Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру [текст]/ С. Бенхабиб ; Пер. с англ. под ред. В, Л. Иноземцева; Центр исслед. постиндустриального об-ва. - М.: Логос, 2003. - 289 с.

12 Tololyan К. Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment // Diaspora.
1996. №5. vol.1 P.43-78; Sheffer G Ethnic Diasporas: A Threat to Their Hosts? // International
Migration and Security, (ed.) by Miron Weiner. Boulder, San Francisko, Oxford, 1993; Clifford
J.
Diasporas, // Cultural Anthropology : American Anthropological Association Л 994, № 9(3) ,
R24-62.

13 Абдулатипов P. Основы федеральных и национальных отношений. М., 2004.; Брошей
Ю.В.
Очерки теории этноса [текст] / Ю. В. Бромлей ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.
Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1983. -413 с.

постепенный отход от примордиалистского и инструментального понимания этничности в сторону конструктивизма к идеям Б.Андерсона, Ф.Барта14. В российской науке конструктивистское понимание этничности декларируют В.Воронков, Л.Дробижева, В.Малахов, В.Тишков15,

Начиная с 90-х годов, в России наблюдается более глубокое внимание к
этнонациональным вопросам, этносоциология получила новое развитие,
появляется комплекс исследований, способствующих изучению

межнациональной напряженности и динамики этнонациональных отношений. В настоящее время интерес к исследованию этнонациональных особенностей в России стремительно растет, В этом плане необходимо отметить работы В.Агеева, А.Бороноева, А.Виммера, АЗдравомыслова, В.Иванова, А.Мацнева, ЛРыкалиной, В.Семенова, З.Сикевич,

Работы В.Антоновой, СЗамогильного, Н.Козина, К.Крашенинникова, К,Мокина, М.Муталимова, В.Санатина, Т.Сафроновой, Л.Татари но вой, Л-Яковлева, В.Ярской - представляют саратовскую научную школу в области этносоциологии и этноконфликтологии, ориентированную на региональные особенности и современное переосмысление этносоциальных процессов в контексте современной науки.

Следующее направление связано с анализом этнополитических отношений как объекта регионального социального управления и в отечественной этнополитологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепции, С этим направлением

14 Андерсон В. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма = Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism / Б. Андерсон ; Пер, с англ. В. Г, Николаева; Вступ, ст. С, П. Банковской; Ин-т социологии РАН; Моск. высш. шк, соц. и экон. паук, Центр фундам. социологии. - М.: КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 288 с.

Дробижева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова ; РАН, Ин-т этнологии и антропологии, Междунар. науч.- исслед. проект Нац. самосознание, национализм и регулирование конфликюв РФ, - М. : Мысль, 1996. - 382 с; Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989-2004 гг. [текст]/ ВА.Тжпков. - изд,2-е , доп. - М.: Паука, 2005.-240 с.

связаны работы таких авторов как: Н.Варламова, Г.Дробот, В.Дудченко, Б.Задорновская, ЛКонстантинова, Е.Крицкий, А.Мацнев, К.Мокин, Н.Мухаметшина, КХРимаренко, В.Санатин, Э.Степанов16.

Вопросы теории и классификации конфликтогенности этничности в полиэтничных обществах и способы их урегулирования с участием органов власти и «народной дипломатии» рассматривались Д.Беннетом, Р.Бретоном, Н.Глейзером, ТТурром, Ф-Драккером, М.Есманом, И.Гроссом, У.Кимлика. Наиболее значимыми для целей нашей работы представляются работы, связанные с анализом этнополитических процессов в поликультурной среде, в частности вопросы государственного управления культурным многообразием, которые находятся в центре внимания в работах Д.Беркусон, Дж.Бретана, Б.Купера, Дж.Гибсона, К.Джопке, С.Лакеса, В.Мальцевой, В.Малахова, Дж.Смита, В Соколовского 7,

Отдельным направлением в исследовании диссертант выделяет работы, посвященные методологии и принципам анализа и управления этнополитическйми процессами регионального уровня. Здесь выделяются работы В.Тишкова, В.Степанова по организации и методам этноконфессионального мониторинга, работы сотрудников Центра этнополитических и региональных исследований ИС РАН В.Мукомеля и Э.Паина по классификации региональных этноконфликтных ситуаций, классификации и анализу региональных политик в отношении этнокультурного многообразия18.

Мухаметшина Н. С. Трансформации национализма и "символьная элита": Российский опыт : Автореф. дис,... д-ра полит, наук: 23.00,02 / Н, С, Мухаметшина; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : [б. и.], 2004. - 51 с; Мокин К.С. Групповые стратегии интеграции этнических сообществ в поликультурной среде. Саратов. Научная книга. 2006.-148 с.

Соколовский С*В. Перспективы развития Концепции этнонациональной политики в Российской Федерации /С.В.Соколовский, - М.: ИЭА РАН.? изд-во «Привет»,- 2004.-258с. 18 Тишков В.А. Опыт этнологического мониторинга [текст]/В.А.Тишков; Сеть этнологического мониторинга и раннего упреждения конфликтов, - М..ИЭА РАН, 2004,-189с Мукомель Я, Паин Э. Новые диаспоры. Государственная политика по отношению к соотечественникам и национальным меньшинствам [текст]/В.Мукомсль, Э.Паин (ред), -M.s «Диполь-Т», 2002.- 360 с.

Методологические и теоретические основания диссертации

позволили автору опираться на конструктивные идеи отечественных и
зарубежных ученых по изучению феномена этничности, его проявлению в
различных сферах политической жизни, оценке его как мобилизирующего
фактора в определенных социально-политических условиях. Подход автора
базируется на социально-конструктивистском и структурно-

функциональном подходах, междисциплинарных разработках по проблематике феномена этничности, разработке и реализации практик этнополитического и этноконфликтологического мониторинга.

Методологической основой разработки концептуальной модели этнополитического мониторинга регионального уровня стали социальный конструктивизм, структурно-функциональный анализ и комплексный подход, осуществленные на соответствующем эмпирическом материале.

Этнополитический процесс, как система взаимодействия разных этнических групп на территории определенного региона с целью улучшения и / или, в крайнем случае, неухудшения своего социального, статусного, политического и / или экономического состояния, исследуется с помощью методов социологического исследования, дополненного экспертными оценками.

Теоретической основой этнополитического анализа и разработки модели этнополитического мониторинга послужили идеи социального действия и социальной организации (МВебер, Э.Дюргейм), социальной структуры и стратификации, социального пространства (МВебер, В.Ильин, ІХЛазерсфельд, К.Маркс, П.Сорокин)» разработки по социальной политике (П. Романов, Г.Эспинг-Андерсен), в том числе по вопросам этнокультурной политики (Ю.Арутюнян, ПВитковская, Ж.Зайончковская, НЛебедева, Л.Маслова, В. Переведенцев, Л.Рыбаковский, Г.Солдатова. В.Тишков, У.Томас, Е.Филиппова), фундаментальные разработки классического функционализма (Э.Дюргейм, Б.Малиновский, П.Сорокин), структурного функционализма и неофункционализма (Н.Луман, Р.Мертон, ТЛарсонс,

НСмелзер, КХХабермас). На теоретические и методологические основания авторской концепции модели этнополитического мониторинга в поликультурной среде особое влияние оказали работы В.Воронкова, Л.Дробижевой, С.Замогильного, ШСузнецова, В.Малахова, К.Мокина, В.Мукомеля, Н.Мухаметшиной, ЭЛаина, ВТишкова.

Достоверность и обоснованность результатов исследований определяются непротиворечивыми апробированными теоретическими положениями, взятыми за их основу, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов анализа па уровне процессов взаимодействия этнических сообществ и государства, механизмов и методов мониторинга этнополитического взаимодействия. Результаты проведенных эмпирических исследований анализировались и сопоставлялись с результатами отечественных и зарубежных ученых.

Цель исследования; анализ этнополитического поля региона и определение принципов управления этнополитическими процессами на региональном уровне, создание концептуальной модели этнополитического мониторинга регионального уровня, ориентированного на поддержку принятия решений в области этнополитики.

Из указанной цели исследования вытекают конкретизированные по этапам задачи исследования;

1. обобщить теоретические подходы к пониманию феномена
этнополитической субъектности (этничности), провести их критическую
рефлексию;

2. обобщить теоретические подходы, разработки моделей анализа
этнополитических процессов регионального уровня;

3. разработать концептуальные подходы для построения и интерпретации
теоретической модели регионального этнополитического мониторинга,
позволяющей провести анализ текущей социально-этнической
напряженности, - прогнозировать ее развитие и находить наиболее

предпочтительные варианты действий по стабилизации этнополитического поля.

  1. провести анализ текущей этнополитическои ситуации в Саратовской области

  2. выработать рекомендации органами государственной и муниципальной власти по повышению эффективности национально-культурной политики, реализуемой на территриии Саратовской области.

Объект исследования: этнополитические процессы, протекающие на территории Саратовской области.

Предмет исследования: механизмы выявления и анализа причин этнополитическои напряженности между различными этническими группами, методы управления региональной этнополитическои ситуацией.

Основная гипотеза заключается в том, что использование этнополитического мониторинга регионального уровня, основанного на комплексном сочетании методов социологии и экспертных оценок, позволяет вскрыть динамику и структуру этнополитических отношений, их вклад в уровень социальной напряженности, а также выработать практические рекомендации по корректированию политик, проводимых в отношении тех или иных этнических групп, проживающих на территории региона.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, осуществленных сетью EAWARN (РФ, г. Москва, 2002-2006г.г,), региональных мониторинговых исследований, проводимых исследовательским Центром «Социум и молодежь» (РФ, Саратовская обл., 2002-2006), Центром этнополитических и региональных исследований ИС РАН (РФ, г.Москва, 2001-2006), ВЦИОМ, ВЦИОМ-А (Левада-Центр), ФОМ и мониторинговых социологических исследований под руководством диссертанта (2005-2006). В рамках данных исследований даны оценки уровня социальной напряженности, конфликтогенности, уровня интолерантности населения региона, уровня адаптированности населения к

миграционным, этностратификационным и этнополитическим

преобразованиям в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке задачи, обосновании, разработке методологии и построении авторской модели этнополитического мониторинга регионального уровня и раскрывается в следующих позициях:

осуществлен многоплановый авторский анализ моделей этнополитического мониторинга как ключевого элемента управления регионом, дана авторская характеристика перспективам развития моделей мониторинга, в частности этнополитического на региональном уровне;

- по-новому раскрыты проблемы, связанные с реализацией
этноконфессиональной политики органов власти региона, впервые
обоснована необходимость пересмотра моделей управления в связи с
потребностями в разработке региональных и муниципальных стратегий
этнокультурных политик; в соотнесении с проводимыми в Российской
Федерации реформами в сфере государственного управления,
сформулированы рекомендации по её совершенствованию на территории
региона;

- в авторской интерпретации проанализированы и систематизированы основные подходы к разработке и реализации моделей этнополитического, этноконфликтологического мониторинга в зарубежных и отечественных работах, их связь с исследованиями этничности и управления многообразием, по-новому осуществлена их критическая рефлексия;

осуществлена авторская классификация моделей этнополитического мониторинга, позволяющая осуществить анализ и прогнозирование этнокультурной политики в полиэтнической среде;

по авторской методике проведены мониторинговые исследования межэтнического взаимодействия этнокультурных общин региона и принимающего населения в структуре полиэтнической среды, по-новому

раскрыты сущность и процессуальность этноконфликтного взаимодействия переселенческих меньшинств и принимающей этнокультурной среды;

получены новые эмпирические данные по результатам этнополитического мониторинга процессов взаимодействия этнических сообществ региона в полиэтнической среде, разработаны индикаторы мониторинга региональной этнополитической ситуации;

- по-новому раскрыты задачи органов власти и местного
самоуправления в процессах взаимодействия с национально-культурными
объединениями и ассоциациями в современных условиях глобализации и
роста интенсивности миграционных процессов в регионе, роста
ксенофобских и мигрантофобских настроений в регионе;

- предложены практические рекомендации органам власти и местного
самоуправления по реализации механизмов этнополитического, и
этноконфликтологического в частности, мониторинга на региональном и
муниципальном уровне, по выстраиванию политики взаимодействия и
диалога с этническими сообществами.

Результаты, полученные лично автором в ходе диссертационного исследования, формулируются как положения, выносимые на защиту:

1. Этнополитические процессы в регионе определяются как система взаимодействия различных групп населения, каждый из которых характеризуется, с одной стороны, отчетливо выраженной этнической идентичностью, а с другой - определенными институтами суверенитета. Тем самым, выдвигаемые этими группами этнические требования немедленно становятся политическими, а политические, экономические или социокультурные претензии приобретают этническую окраску.

При этом под этнополитической субъектностью (этничностью) нами понимается аскриптивная категория, фиксирующая социальную организацию культурных отличий, которые проявляются в дискурсивном и недискурсивном (символическом, атрибутивном, телесном) пространстве.

2. Этнополитический мониторинг в контексте регионального
управления этнополитическими процессами рассматривается как системная
совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых
состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям
в реализации социальных программ, соответствующих социокультурным
характеристикам и особенностям массового сознания различных этнических
групп населения. В современном понимании этнополитический мониторинг
представляет собой довольно сложный феномен и может быть рассмотрен
как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система,
реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности,
ориентированной на реализацию социальных, политических и иных
общественно значимых задач.

3. Существующие модели анализа и мониторинга социально-
этнических отношений в регионе не в полной мере отвечают требованиям
адекватности, современности, оперативности и глубины фиксируемых
событий и последующим анализом, Этничность в современных условиях
может служить мощным средством политической мобилизации, важным
фактором и условием гражданского согласия, В определенных условиях они
выходят на передний план общественной жизни и сопряжены с
гражданскими коллизиями, включая насильственные конфликты. Таким
образом, этничность в контексте культурного многообразия - это сложный и
динамический феномен. Она много значит для стабильного развития
общества и не может игнорироваться системой регионального управления,
включая государственное управление. Именно поэтому необходимы:

адекватное понимание природы культурного многообразия, включая этническое многообразие;

выработка конструктивного (позитивного и толерантного) отношения общества к данной стороне социальной жизни людей и сообществ;

- организация эффективной государственной политики в области
управления культурным многообразием на пользу людей и государства.

Одним из механизмов решения этих управленческих задач является система этнополитического мониторинга, который может эффективно осуществляться как на уровне мировых регионов, так и на уровне отдельных государств, регионов и местных сообществ (районов, городов, муниципальных образований).

4. Под этнополитическим мониторингом понимается основанная на
регулярных исследованиях и компаративном анализе способность оценивать
социально-культурную и политическую ситуацию в странах, регионах и
местных сообществах с целью сохранения и развития этнокультурного
многообразия и определения существующей или потенциальной угрозы
конфронтации или конфликта и способность эффективно распространить
соответствующую оценку для принятия превентивных мер со стороны
общества и государства. В настоящее время существует два ключевых
направления реализации моделей этнополитического мониторинга -
количественный (основанный на количественной фиксации событий) и
метод, опирающийся на глубокую аналитическую проработку системы
факторов (индикаторов).

5, Для целей разработки и реализации принципов регионального
этнополитического мониторинга наиболее приемлемым видится
корректировка апробированной модели Сети этнологического мониторинга и
раннего упреждения конфликтов (EAWARN) на основе выделения фоновых
и ситуативных факторов. Первая группа - это фоновые индикаторы,
обладающие значительным уровнем стабильности, малоизменяющиеся с
течением времени, но обладающие высокой значимостью для анализа
этнокультурных и этнополитических процессов, например, водные и
земельные ресурсы, взаимоотношение «центра» и «региона», официальная
символика и календарь, и т.д. Вторая группа - это группа ситуативных
факторов, обладающих высокой динамичностью и фактически
определяющих текущую картину этнокультурной и этноконфессиональной
напряженности, например, механическое движение населения,

компетентность и авторитет властей и лидеров, уровень преступности, этнические стереотипы и т.д.

6. Необходимо исходить из понимания, что этнический конфликт (или конфликт, имеющий этническую окраску) возможен при определенном давлении на меньшинство (культурное, экономическое, социальное и т.д.) со стороны большинства. При этом все усилия меньшинства по защите от этого давления могут описываться в терминах конфликта (интересов, идей, действий). Основным критерием наличия конфликтогенного потенциала в дуальной паре «большинство-меньшинство» является определяемая большинством степень включенности меньшинства в «жизненный мир» большинства. Иначе говоря, как большинство позиционирует себя относительно той или иной этнической группы. На основании этого предлагается следующая стратегия реализации мониторинговых исследований: Ь Определение пропорций стратификационной картины большинства в конкретном регионе,

2. Определение целевых, ценностно-мотивационных установок
рассматриваемых подгрупп группы большинства.

3. Определение целевых, ценностно-мотивационных установок
рассматриваемых малых этнических групп с точки зрения подгрупп
большинства.

  1. Сравнение собственных целевых установок с установками групп этнических меньшинств.

  2. Анализ выделенных параметров в терминах «включение» -«исключение».

Результатом данного исследования, по мнению диссертанта, будет картина, с достаточной степенью объективности позволяющая оценить степень текущей интегрированное этнических групп в автохтонное население, выделить маргинализируемые группы меньшинств со стороны большинства, определить уровень конфликтогенного потенциала, построить

аналитические и прогнозные сценарии в отношении каждой из этнических групп.

Теоретическая и практическая значимость исследования

определяется объективной необходимостью всестороннего анализа и разработки модели мониторинга этнокультурной политики регионального уровня и мер государственного регулирования национально-культурных процессов в регионе и может быть выражена в нескольких направлениях:

1. Проведенное исследование осуществляет вклад в развитие междисциплинарного теоретического знания по проблемам разработки реализации этнополитического мониторинга, раздвигает границы проблемного поля и дополняет теорию и методологию этнополитической конфликтологии, этносоциологии, способствует более глубокому пониманию проблем и регулирования этнокультурной сферы.

Разработанная диссертантом концепция мониторинга

этноконфликтных процессов взаимодействия этнических сообществ и коренного населения позволяет вскрыть методологические противоречия идеологии и практик реализации этнокультурной и миграционной политики, обозначить проблему и природу конфликтности взаимодействия этнокультурных сообществ и автохтонного населения, взаимодействия этнокультурных сообществ и государства, представляет возможность сформировать новое видение феноменов современного полиэтнического общества, углубить теоретические и методологические представления социологии социальных структур, институтов и процессов.

2. Сформулированные выводы и рекомендации по организации и проведению этнополитического мониторинга предоставляют возможность агентам социальной, этнокультурной и миграционной политики, действующим на региональном или муниципальном уровне, принимать эффективные решения для разработки направлений, стратегий и механизмов совершенствования социальных технологий в деле регулирования этнокультурных процессов. Полученные результаты могут быть

использованы в мониторинге, анализе и прогнозировании развития сферы этнокультурных отношений, могут привлекаться в разработке концепций и мероприятий этнокультурной политики субъектами Российской Федерации, полезны в планировании социологических, этнополитических исследований и обследований социальных структур и процессов, повседневных практик.

3. Теоретическая и практическая значимость подтверждается тем, что разработки автора были поддержаны исследовательскими Центрами и различными фондами: Центр этнополитических и региональных исследований Института социологии РАН - проект «Анализ дискриминационных практик в отношении мигрантов в сфере трудоустройства, найма жилья, получения образования» (2003-2004, рук, проекта - дхоцл. Мукомель В.И.); Исследовательский Центр «Социум и молодежь» - проект «Система мониторинга и, оперативного анализа этнополитических процессов на территории Балаковского муниципального образования Саратовской области» (2004-2006, рук. - кхоц.н. Мокин К.С, рук. проекта - диссертант); Сеть этнологического мониторинга и раннего упреждения конфликтов (EAWARN) Института этнологии и антропологии РАН - проект «Саратовская область. Региональная модель этнологического мониторинга» (2003-2006, рук.- член-корр. РАН Тишков В.А.), проведение ежеквартальной региональной экспертизы по тематике исследования; Исследовательский Центр «Социум и молодежь» - проект «Проблемы адаптации этнических групп на территории Саратовской области» (2004-2005, рук. - кхоц.н. Мокин К.С.).

4. Результаты теоретических и эмпирических исследований представляют обширный материал - как для исследователей, так и для представителей органов власти и практиков социальной сферы, поскольку делают видимыми интересы и потребности властных структур, общественных организаций и граждан, на которые ориентированы меры социальной политики, дает возможность эффективного согласования означенных интересов. Теоретическое содержание работы и эмпирические данные апробированы автором в учебных курсах по прикладной социологии,

этносоциологии, социальной политике, региональному управлению, спецкурсах для представителей законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, сотрудников миграционной службы, а также в учебно-методических изданиях Поволжской академии государственной службы.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедры государственного и муниципального управления ПАГС (2003-2006 гг.), на международных и российских конференциях и научных семинарах: Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность» (Самара, 2006), Международный семинар экспертов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN (Сочи, 2006), Международный симпозиум «Этнические парадоксы современности» (Москва, 2006), Международный конгресс этнологов и антропологов (Саранск, 2006), Межрегиональный семинар «Формирование информационной политики органов муниципальной власти» (Москва, 2006), Межрегиональный постоянно действующий семинар «Актуальные проблемы современности: наука и общество» (Балаково, 2004, 2005, 2006), XIII Симпозиум «Пути России» (Москва, 2006), Международный семинар экспертов Сети этнологического мониторинга и раннего упреждения конфликтов EAWARN (Москва, 2005), курсах ЦСО ИС РАН «Качественные методы в социологии» (Москва, 2006), Межрегиональная конференция «Особенности демографического поведения населения в современных условиях» (Саратов, 2003), Международный семинар «Этничность и конфликт» (Москва, 2003), Всероссийская конференция «Этнос, Власть. Образование» (Саратов, 2001, 2002).

Теоретические аспекты исследования этнополитического поля региона

Одно из первых научных определений этничности, надолго определивших подход к пониманию данного феномена, принадлежит Максу Веберу: это такая группа, члены которой «обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или и того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции19.

Дискуссия вокруг понимания этничности стала развертываться в мировом научном сообществе с начала 70-х годов XX века. Обычно ее связывают с ситуацией в мире - распадом колониальной системы, образованием новых государств, обострением межэтнических отношений.

При всей недавности самого понятия/термина, существует известный с ранних исторических времен феномен кровородственной и групповой солидарности, а также общей культуры или культурной схожести и различия. Поэтому мы, вслед за рядом авторов можем считать, что сложившиеся на основе культурной схожести группы и общности существовали во все периоды истории и во всех регионах мира, и сам по себе этот фактор имел и сохраняет огромное значение в человеческой эволюции.

Одна из первых научных публикаций со словом этничность в названии появилась в 1975 г,20, но само содержание термина в ней не было раскрыто. Позднее появились простые, почти фольклорные, объяснения этого термина:

как-то - «суть этнической группы», «качество принадлежности к этнической общине или группе», «то, что ты имеешь, если принадлежишь к этнической группе» и т.п.

Уже из этих, более современных, пониманий этничности появляются такие понятия как, этническая идентичность (в разработке Р.Брубейкера), этническое происхождение (А,Смит, С.Лурье), этноцентризм (Ван ден Берг) и т.п. Этническая идентичность означает индивидуальное соотнесение личности с культурно-отличительной общностью, а этническое происхождение -это индивидуальное чувство происхождения от родителей и более отдаленных предков. Но оба понятия до сих пор используются и в коллективистском смысле, то есть на уровне групп и общин.

В современной зарубежной литературе привычное для российских обществоведов понятие/термин «этнос» фактически отсутствует. В западноевропейских (франкоязычных) источниках используется понятие ethnic [этния], обозначающее языковую, культурную и территориальную общность, отли-чающую себя от других .

В зарубежной этнополитологии, этносоциологии и социально-культурной антропологии этничность стала одной из доминирующих категорий. С 70-х годов, когда обозначилась смена дисциплинарного (научного) интереса, по выражению Э.Вулфа, «от расы к культуре, а затем к этнично-сти» , а базовой единицей анализа стала «этническая группа» .

За последнее время предметом исследовательского интереса стали более сложные общности - «нации и их этнические фрагменты»25, «идеологические общества» , «транснациональные культуры» 9 а также более сложные связи, как, например, «этничность и национализм»23. При этом, вокруг проблем этнической идентичности велись весьма интенсивные дебаты29. Главной темой этих дискуссий являлось само происхождение, а также характер компонентов, определяющих специфику этого феномена.

Проблемы этничности в современную эпоху (с конца 80-х гг.) в российской науке обсуждались в рамках объяснительных моделей в различных теориях, в том числе в теориях социальных изменений, межгрупповых отношений, дискриминации, этнической идентичности, ассимиляции. Все эти теории сводятся к пониманию этнического феномена, к трем подходам -примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.

Методы анализа регионального этнополитического поля

В нашем представлении это не совсем так. Анализ опыта этнологического мониторинга за более чем десятилетний период и здравый научный смысл нам подсказывают, что основным носителем конфликтогенного по-тенцишта является как раз большинство. Практически во всех последних эт-носоциологических и этнополитических исследованиях рассматривается ду альная пара «большинство - меньшинство», при чем практически всегда акцент исследования приходится (приходился) именно на этническое меньшинство.

Однако еще раз подчеркиваем, что практически все наблюдаемые нами проявления интолерантности, ксенофобии относятся к группе этнического большинства, доминирующего на данной территории.

Безусловно, существует масса примеров того, что этническое меньшинство выполняет роль носителя ярко выраженной конфл икто генно сти, особенно в условиях актуализированной борьбы за свою этнокультурную идентичность. Однако, и в этом случае, этническая мобилизация меньшинства-лишь реакция на внешние (как правило, неї атиьные) условия.

Исходя из этого мы предполагаем, что этнический конфликт (или имеющий этническою окраску) возможен при определенном давлении на меньшинство (культурное, экономическое, социальное и т.д.) со стороны большинства. При этом все усилия меньшинства по защите от этого давления могут описываться в терминах конфликта (интересов, идей, действий).

Как правило, наиболее типичный сценарий состоит в следующем. В условиях ухудшения внешних условий, этническое меньшинство стремится к стягиванию этноконтактных зон, уменьшению интенсивности взаимодействий с группой большинства, что ведет к выталкиванию группы меньшинства на периферию (социальную, политическую, территориальную), что в свою очередь приводит к маргинализации членов меньшинства, и как ответная реакция на это - рост конфликтогенности (в терминах этноцентризма и ксенофобии) со стороны большинства, что в итоге вызывает активную защитную реакцию меньшинства, лишенного всех видов ресурсов (конфликт действий, шантаж, возможно-терроризм...)

Основным критерием наличия конфл иктогенного потенциала в дуальной паре «большинство-меньшинство» является определяемая большинством степень включенности меньшинства в «жизненный мир» большинства. Иначе говоря, как большинство позиционирует себя по отноше нию к той или иной этнической группе. Например, этнические меньшинства в Саратовской области, такие как украинцы, мордва, татары воспринимаются как свои, полностью интегрированные в автохтонное население. С другой стороны» например таджики, азербайджанцы, цыгане воспринимаются как чужие, «пришлые», и по отношению к ним выстраивается целая система позиционирования, отчуждения, выстраивается система дискриминационных практик,

В бытовом понимании здесь важна операционная категория «время». По отношению к «своим» - «они всегда здесь жили», «мы их давно знаем», «это родственные нам народы». В отношении «чужих» - «понаехали тут», «они не местные», «они не надолго», «они здесь живут недавно» и т.д.

По сути, мы можем говорить о том, что в конкретном регионе есть группы глубоко и эффективно интегрированные, и есть этнические группы достаточно локализованные, и в то же время, в силу своей «непохожести» находящиеся на острие ксенофобских настроений. Именно вторая группа меньшинств, на наш взгляд, должна представлять «особый фокус» анализа, проводимого экспертом.

Здесь особенно важно не свалиться в инструментализм и примордиана-лизм, Конечно, очень удобно измерять разного рода «культурные», «социально-этнические» дистанции между разными группами (например, в рамках методологии Р.Парка) и при этом говорить, что «эта вот группа ближе к автохтонному населению, во всех смыслах, а эта - нет...» Но поскольку мы говорим о конструктивистском подходе, то должны понимать, что, по сути, мы говорим о неких стереотипах и нормах, традициях и формах межкультурного взаимодействия. Поэтому, на наш взгляд, здесь скорее имеет смысл говорить о практиках включения/исключения, проводимых группой большинства в отношении групп меньшинств.

Характеристика и основные тенденции развития этнополитического поля региона

Внутригодовая динамика ситуации выражена слабо, что еще раз подтверждает тезис о прочно укорененных общественных противоречиях, значительная доля которых, напомним, имеет этнический аспект. В первом квартале 2003 года уровень конфликтности составлял 12,1%, затем в весенне-летний период наметилось слабое улучшение показателя, до 9,8%, но уже в третьем квартале ситуация повторилась - 12,6% и до конца года оставалась неизменной - конфликтность 12,1%113.

Социальное раздражение, вызванное экономическими неурядицами и предвыборной суетой, усугубляли нервозность по поводу возросшей экологической опасности, В области, помимо вызывающей тревогу АЭС, имеются другие источники загрязнений.

Мониторинг показал, что авторитет властей сильно снижался из-за усугубления социальных проблем. В области сильно возросла плата за коммунальные услуги, сократились льготы для пенсионеров, проведены другие непопулярные мероприятия, снизившие социальную защищенность населения. В некоторых крупных населенных пунктах активисты начали сбор подписей для отставки глав городских администраций. Власть тем временем была всецело поглощена политической борьбой, В предвыборных компаниях все средства борьбы с кандидатами были хороши, в том числе и указания «на чу» национальность политического противника, В предвыборный период низкая толерантность в отношении «мигрантов» и «чужих», по сути, переросла в ксенофобию. Основным апологетом выступили региональные СМИ. В связи с этим этнический аспект конфликтности стал более выражен. С окончанием выборного ажиотажа, ради поддержания коммерческого спроса СМИ еще чаще стали публиковать выдумки о криминальной роли мигрантов, усиливая негативность и уничижительность стереотипов «кавказец» и «азиат».

Таким образом, на рис.2.1. отражающем межгодовую динамику за последние шесть лет, можно выделить наиболее конфликтогенные «зоны» этнеполитического поля региона - «демография и миграция», «власть государство и политика», «контакты и стереотипы».

Для более детального анализа внутршодоеой динамики, рассмотрим социально-этнические, этнополитические процессы региона в 2005 году в соответствии с разработанной нами методологией в предыдущем параграфе, и включающей в себя экспертную оценку по основным критериям, и социологический анализ социально-этнических процессов региона. Использование сочетания методов позволит нам вскрыть как фоновые составляющие, так и динамичные, ситуативные характеристики социально-этнического поля.

Основные события в Саратовской области в 2005 году происходили в сфере общественно-политических отношений н были связаны с назначением на должность губернатора Саратовской области П. Ипатова в апреле и выборами в Советы депутатов муниципальных образований в ноябре.

Основной проблемой системного характера остается (и в настоящее время) возрастающий уровень депопуляции населения, связанный с оттоком работоспособного населения в центральные области России, растущим уровнем смертности.

В целом напряженной остается экологическая ситуация, что связано с ухудшением качества питьевой воды, возрастающим уровнем загрязнения воздуха и водоемов области.

Рассмотрим более детально основные категории социально-этнического мониторинга в соответствии с матрицей экспертных оценок EAWARN, Среда и ресурсы,

В течение 2005 года существенных изменений в области земле- и водопользования не произошло. Обеспеченность питьевой водой жителей области составляет 78%. Остальные 22% населения, в основном левобережья, употребляют воду из рек и водоемов без предварительной очистки. Из-за избытка солей качество воды в левобережье очень низкое (вода горько-соленая). В Саратовской области имеется несколько артезианских бассейнов подземных вод - Балтайский, Хвалынский и др. Они расположенных в основном в правобережье и находящиеся на большой глубине.

Похожие диссертации на Этнополитические процессы на региональном уровне