Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия Лупандин Виталий Николаевич

Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия
<
Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лупандин Виталий Николаевич. Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Орел, 2002.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-23/155-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретике - методологические подходы к исследованию молодёжи как социальной группы 18

1. Молодёжь - социальная группа: понятие и явление 18

2. Особенности деятельности молодёжи в политической среде . 35

Глава 2. Молодёжь как субъект политической деятельности 61

1. Политическая субъектность молодёжи: принципы и критерии 61

2. Политическая организация молодёжи: формы и направления 80

Глава 3. Политическое участие молодёжи: специфика и формы проявления 92

1. Участие молодёжи в общественно - политических процессах: состояние и тенденции. 92

2. Опыт политической организации молодёжи в Орловской области: специфика и противоречия . 111

Заключение 127

Перечень литературы 132

Особенности деятельности молодёжи в политической среде

Пристальное внимание проблемам молодого поколения уделялось ещё в древности, когда формировались первичные типы обществ с соответствующим социально-политическим устройством и социокультурной спецификой. В Древнем Китае и Древней Греции, положившим, согласно теории К. Ясперса , начало дихотомии "Восток-Запад" и ставшим основой формирования соответствующих типов политической культуры, вопросами воспитания и образования молодых людей, служения их родителям, обществу и государству, соблюдения ими традиций, а также выполнения долга перед богами и людьми, занимались, с одной стороны, - Конфуций, с другой - Аристотель, Платон, Сократ39.

Характеризуя системы воспитания, существовавшие в указанный период как на Востоке, так и на Западе, призванные формировать "зрелого мужа" из "несмышлёного ребёнка" (к примеру, - "пайдейя" в Древней Греции)40, мы не встречаемся с упоминанием о возрастной категории, соответствующей понятиям "молодое поколение" или "юношество"; тем не менее, речь идёт именно о ней .

Дальнейшие этапы развития человечества "выдвинули" плеяду известных мыслителей, посвятивших себя изучению молодого поколения. В эпоху личной и общественной жизни подростка, юноши, молодого человека42. В эпоху Возрождения Т. Мор и Т. Кампанелла в своих работах акцентировали внимание на проблемах обучения молодого поколения и поиска его представителями собственного места в обществе43. Эпоха Просвещения - время творения Г.В.Ф. Гегеля, Д. Дидро, И. Канта, Ж.Ж. Руссо и др., продолживших дело Аристотеля, Конфуция и Платона и способствовавших широкому распространению понятий "молодое поколение", "юношество", "юность", благодаря чему они становятся общеупотребительными44. В XIX столетии фундаментальные труды К. Маркса и Ф. Энгельса, отличавшиеся богатством идей, концептуальностью и научностью фактов, обусловили качественно новый подход к изучению проблем молодого поколения. Сами немецкие исследователи, оценивая молодых людей в соответствии с социально-классовой структурой, которую формирует то или иное общество, ввели в научный оборот термин "подрастающее поколение", соотнеся его, в первую очередь, с пролетариатом45. Тем не менее, они считали, что подрастающее поколение - часть всех классов, поскольку формируется в русле жизнедеятельности каждой общественной группы, её основных потребностей и интересов, обеспечивая взаимосвязь и преемственность поколений .

В XX веке формируются многочисленные научные направления, позволяющие исследовать молодое поколение в его многоаспектности. Карл Манхейм представил оригинальные философские и социологические проявления ; Ф. Тенбрук, будучи приверженцем междисциплинарного, комплексного исследования молодёжи, выступал за дифференциацию проблем, связанных с социально обусловленным развитием молодого поколения, подлежащих изучению49; П. Сак в своих исследованиях исходил из обоснования субъект - объектных отношений молодёжи и общества, акцентируя внимание на умственном, духовном и социальном "созревании" молодых людей50; Э. Шпрангер в своих исследованиях акцентировал внимание на вопросах воспитания молодых людей и упоминал о политике в отношении молодёжи51; Э. Эриксон показал влияние совокупности социокультурных факторов на духовную деятельность молодого человека52 и т.д.

Одновременно, в научных кругах получают признание нетождественные друг другу понятия "молодёжь" и "молодость", всё чаще использующиеся наряду с терминами "юношество" и "молодое поколение" для характеристики указанной возрастной группы.

Обзор источников позволил выделить две противоположные точки зрения на возникновение понятий "молодёжь" и "молодое поколение": сторонники первой, используя их, характеризуют молодых людей уже с древнейшей эпохи существования человечества53, представители второй была выше, чем в настоящее время - сказывалась высокая рождаемость и низкая средняя продолжительность жизни (так, в первобытном обществе она составляла 21 год, в Древнем Риме - 27 лет, а в России конца XIX столетия - 48 лет) , но можно ли считать данную возрастную категорию молодёжью? Сельские и городские (фабричные) парни и девушки с 12-14 лет работали наравне со взрослыми, да и женили их рано, следовательно, из детства, минуя молодость, они сразу переходили во взрослость56.

Однако, молодёжный возраст, связанный с определённым периодом жизни человека - молодостью, не претерпел серьёзных временных границ и в XX столетии. Как и раньше этот период формируется на основе двух встречных процессов, происходящих в высокоразвитых (индустриальных и постиндустриальных) обществах: с одной стороны, акселерации - ускоренного полового созревания, знаменующего более раннее окончание детства, с другой - непрерывного отодвижения сроков вступления в профессиональную жизнь в силу продления учёбы. Этот промежуточный этап в жизни человека, когда детство уже закончилось, а ответственная, обременённая профессиональными и семейными заботами взрослость ещё не наступила, и формирует особую социальную группу - молодёжь.

Начало развития отечественной научной мысли, посвященной многоаспектному изучению молодого поколения, следует также соотнести с XX веком, но необходимо подчеркнуть, что молодёжь длительное время не рассматривалась как самостоятельная социальная группа: выделение такой группы не укладывалось в существующие в то время научные представления. Одно дело - говорить о молодёжи как составной части конкретного класса, другое - признавать её социальные особенности.

Политическая субъектность молодёжи: принципы и критерии

Видимо поэтому, считается, что властные отношения выстраиваются, преимущественно, по принципу "господство - подчинение", а основной формой властных взаимодействий является принуждение, выражающее способность одного субъекта принудить другого к выполнению тех или иных действий116. Такой вывод распространён, но он не исчерпывает истины, ибо описывает лишь один из способов существования власти, не раскрывая её сущность. Действительно, власть может включать в себя принуждение, но не исчерпывается им. По нашему мнению, государственная власть может включать в себя последовательно выделенные нами далее формы управления, или частично использовать часть из них, или отдать приоритет какой-то одной из них - принуждение, слежение, насилие, наказание, поощрение, принятие единоличных решений, контроль, управление, соперничество, сотрудничество и т.д.

Закрепляя за властью функцию управления, следует уточнить, что она, в конечном счёте, не представляет собой господство лиц, обличённых ею, а есть служение их на пользу общего блага. В современном политизированном обществе это будет возможно лишь тогда, когда каждый его представитель, а не только лица, наделённые реальной властью, смогут принять посильное участие в решении вопросов управления им, выступая, одновременно и как субъект и как объект общественных отношений .

Таким образом, власть - явление социальное, она важнейший социокультурный феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизнедеятельности отдельного человека или группы лиц, организованном существовании человеческого рода, наряду с экономикой, культурой и самим обществом.

Как было представлено ранее, власть способствует становлению политики и государственного устройства. Политика - это причинно обусловленная, ситуативная, изменчивая по форме и ориентации деятельность интеллектом и свободой человека. В истории человечества осуществлялись неоднократные попытки определить понятие "политическое", для чего, как считает Карл Шмитт, необходимо было установить специфические политические категории . Сам термин "политика" греческого происхождения, этимологически связан с "полисом" - древнегреческим городом - государством и в дословном переводе с греческого означает искусство управления им.119 Однако, чрезвычайная ёмкость, богатство, глубина и многозначность феномена "политик" не позволяют закрепить его в рамках отдельной дефиниции.

Макс Вебер, занимаясь исследованием данного феномена, считал, что политика включает в себя все виды деятельности по самостоятельному руководству, к примеру: валютная политика банка, политика профсоюза, политика городской или сельской общины, наконец, политика умной жены, стремящейся управлять мужем120. Именно поэтому, утверждает М. Вебер, чёткого определения политики не существовало ни у Н. Макиавелли, ни у Б. Спинозы, ни у Ш. Монтескье, ни у Ж.Ж. Руссо, ни у Г.В.Ф. Гегеля, хотя главным предметом их раздумий и сочинений была именно "политика". .

В русском языке термин "политика" встречается достаточно часто и весьма многозначен. Наиболее известны три его смысловых значения: политика - это программа, метод действий, или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к проблеме или группе проблем; политика - это сфера жизни, где конкурируют различные политические направления, группы или личности;

С учётом всех представленных выше подходов к определению феномена "политика", наиболее универсальная трактовка данного понятия, на наш взгляд, может быть представлена следующим толкованием: "политика - это деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти" . Данное определение наиболее полно отражает сущность политики, её многоаспектность и глубину решаемых задач. В нём политика представлена и как вид деятельности, и как средство достижения целей, и как механизм осуществления властных полномочий.

М. Вебер, а за ним и многие другие ученые, утверждают, что политика -есть стремление к участию во власти или оказанию влияния на распространение власти, при этом, подчеркивается, что политика - вторична, власть - первична. И тем не менее, она даёт чувство власти: даже на формально скромных должностях, осознание субъектом способности влияния на людей, участие во власти над ними, а также чувства того, что он не только управляет действиями и поступками людей, но и стратегией конкретного процесса, что неизбежно поднимает уровень профессионализма. Кроме того, политика даёт обществу его структуры, формы, создаёт конвенции, институты, законы и правила, меняет ситуации и позволяет человеку адаптироваться к изменчивым во времени и пространстве социальным условиям и обстоятельствам. столь древнее, но не менее сложное в определении его сущности.

В трудах античных мыслителей государство представлено как продукт естественного развития человеческих общностей, предшественниками которого выступают семья и поселение. Из этих элементов, в дальнейшем, слагается древнегреческий город-государство - "полис"124. Смысловая нагрузка термина "государство", представленная в античную эпоху, по мнению А.Д. Градовского "неясна" и "размыта". Он считал, что мыслители древности не могли дать правильного понимания проблемы государства, поскольку жили в обществе, где не так ярко проявлялся антагонизм личности и государства, потому что не имели возможности теоретически осмыслить природу государства, различные формы которого эмпирически наблюдали

В средние века государство как и любые другие феномены общественной жизни анализировались и трактовались с теологической (божественной) точки зрения. Так, Августин Блаженный упоминает о государстве как о граде земном в противоположность существующему граду Божьему. В этот период закладываются основы теологической теории возникновения государства, согласно которой верховный правитель является наместником божьим, а потому обладает властью и светской и религиозной. В дальнейшем данная теория нашла своё отражение в многочисленных концепциях теократических государств126.

Политическая организация молодёжи: формы и направления

Диссертант считает необходимым обратить внимание на ценности, имеющие как положительную, так и отрицательную общественную ценность. Он имеет в виду их социальное значение для человеческого сообщества и последствия для него в ходе их реализации. Важно подчеркнуть, что в своей совокупности ценности, будучи между собой в тесной взаимосвязи и единстве, образуют целостность индивидуального мира для каждого отдельно взятого человека.

Всё многообразие мира выступает в качестве "предметных ценностей", к которым мы отнесли предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять его многообразные биологические и социальные потребности. Другим видом, установки, оценки, требования, запреты, выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Субъектные ценности включают в себя и политические ценности. Их анализ с точки зрения политической социализации, которая предполагает включённость молодого поколения в социально - политические процессы и общественную жизнь, следует, на наш взгляд, проводить с учётом общечеловеческих ценностей, являющимися непревзойдёнными на сегодняшний день.

В связи с этим, во-первых, на наш взгляд, необходимо учесть, что первым критерием политической социализации является содержательная сущность ценности объекта или существования объектов как ценности. Таким образом, самовыражение молодёжью своих политических интересов и целей определяется двумя факторами: осознания ею своих ценностей и способности её ориентироваться на уровне общественной ценности в политическом пространстве и равноправно взаимодействовать за счёт усвоенных символических смыслов с органами государственной и политической власти.

Во-вторых, любая политическая ценность в сознании молодёжи фиксируется как неразделённая целостность её объектной и субъектной политической позиции. Это обусловливает факт личностной позиции каждого юноши или девушки, ибо в нём заложено стремление с помощью конкретно-значимой ценности приоритетной для молодого поколения в целом удовлетворить сугубо индивидуальные потребности. Поэтому политические ценности, внедряемы в молодёжную среду, как правило, оптимально структурированы политической властью, на основе их разрабатываются "социально - политические алгоритмы" и "информационно - технологические системы", которые рассчитаны на достижение общественной стабильности и ответной реакции молодёжи в качестве политической лояльности.

В-третьих, конкретные политические ценности формируются в ходе сложнейшего повседневного взаимодействия молодёжи с властными структурами. Именно это обусловливает их существование на уровне субъективной индивидуальной реальности. Фактически особый статус политической ценности задаётся исключительно индивидуальным сознанием. Однако, нельзя забывать, что они являются в своей сущности абстрактными, хоть и формируются в качестве индивидуальных ценностных образований. В-четвёртых, учитывая, в принципе, абстрактный характер политических ценностей, необходимо помнить, что они очень часто используются в качестве общественных ценностей и предстают в форме чётко прописанных норм, гуманистических целей, социально значимых смыслов, идеалов.

Именно зафиксированная и значимо воспринимаемая ценность, является в сознании молодёжи установкой восприятия не только окружающей среды, но и переходит в разряд общественных императивов, запретов, целей, нормативных представлений и устремлений. Согласно концептуальной модели Э. Дюркгейма, ценности, цели и нормы принудительно задаются обществом и навязываются молодёжи в процессе её социализации. В таком случае социальное программирование политической субъектности молодого поколения эффективно может осуществляться на уровне воздействия системы морали (общественно дозволенного) и под воздействием социально -политических течений, что, на наш взгляд, в полной мере соответствует современным процессам российской действительности. С одной стороны, идёт укрепление "государственности", что упрощает представление и восприятие легитимности действий и решений власти, касающихся молодёжи; с другой стороны, трансформируются реальные понятия о добре и зле, солидарности и справедливости, свободе и достоинстве отдельного гражданина. Таким образом, содержательная сущность понятия "объект политики" и "субъект политики" идентифицируется, молодёжь в силу её политической незрелости становится жертвой деформированных взаимодействий с политической властью и устраняется в качестве своего протеста от её решений и нелегитимных действий. Именно это сдерживает возможности перехода её из объекта в субъект политической деятельности. Политическая субъектность - прежде всего, политическая активность личности в традиционных и нетрадиционных формах. В общепринятом понимании традиция - это то, что передаётся или отдаётся настоящим человеческим сообществом будущему. Анализ традиций, зафиксированных в общественных науках, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время данный феномен толкуется в двух смыслах. Во-первых, традиция в широком смысле - это совокупность объектов и идей, истоки которых можно обнаружить в прошлом, но сами они стремятся проявиться и обнаружиться в настоящем. Иначе говоря, в данном толковании понятие "традиция" представляет собой всё то, что не было отвергнуто, заброшено, разбито, выброшено или забыто. Во - вторых, традиция как социальный феномен выступает в узком смысле традиция. Это по существу реальные фрагменты наследия, которые не просто сохраняются в настоящем, но и тесно взаимодействуют и, в конечном счёте, переплетаются с инновациями. Об этом неоднократно подчёркивал П. Штомпка . Э. Шилдс, в своё время указывал, что фрагментами наследия могут выступать не только материальные, но и духовные объекты .

Опыт политической организации молодёжи в Орловской области: специфика и противоречия

Это имеет принципиальное значение при характеристике не только функций и назначения княжеской администрации, но и определения в тот исторический период места и роли молодёжи в государственном управлении. Достаточно сказать, что дружина князя подразделялась на "старшую" и "младшую". "Старшая" выполняла функции основного законодательного органа и функции исполнительной власти. "Младшая" была включена в деятельность органов исполнительной власти и ведала сбором налогов, кроме того, в случае длительной отлучки князя из государства, совместно со старшей она брала на себя все функции управления государством.

Нас в большей степени интересует деятельность младшей княжеской дружины, состоящей из представителей молодого поколения, имеющей общее собирательное название "гридь"194. Структура "гриди" была представлена равнозначимыми двумя частями, по мнению В.О. Ключевского, "детскими" и "отроками". В отличие от В. О. Ключевского, И.М. Дьяконов разграничивает данные понятия, утверждая, что "детские" по своему положению были выше, чем "отроки". Именно "детские", в дальнейшем, стали основой развития воинского сословия на Руси, так как изначально составляли основное военное ядро при князе, отроки являлись, по сути, домашними слугами князя195.

Впервые особая роль молодёжи в истории России, её участие в политической жизни страны резко проявилось в период правления Петра I. Несмотря на то, что централизованное государство с единой верховной властью, с общими для страны законами, с профессиональным государственным аппаратом оформилось в XVI веке, а территориально сложилось ещё раньше, в период правления Ивана III196. Не просто молодым, а юным был сам царь, начавший самостоятельно править государством в возрасте 17 лет, в подавляющем большинстве молоды были и его соратники "птенцы гнезда Петрова". Активность молодого поколения, тяга к социальным переменам, желание изменить привычный ход жизни стали основными причинами того, что молодые люди явились ведущей силой при выработке новых общественных идей, политически поддерживали монарха. Реформирование российского государства, осуществлённое юным императором при активном участии молодых соратников, было, возможно, самым радикальным в истории России, сопровождалось коренными изменениями всех сфер общественной жизни197. В совокупности, реформирование, осуществлённое Петром I, превратило Россию из отсталого феодального государства в мощную империю, с ведущей ролью на мировой арене, твёрдым положением на Балтике, развитой индустрией, современной армией и модернизированной системой управления.

Нетрадиционность политических решений Петра I способствовало проникновению в русскую культуру западной философии, науки и литературы, то есть всего того, что изменило устоявшиеся веками властные и политические ресурсы российского государства198. Тем не менее, петровские преобразования сформировали новый сословный слой - дворянство, которое на несколько столетий определило облик молодого поколения, его способность и желание принимать активное участие в социально - политических отношениях российского общества, проявившиеся, в дальнейшем, в движениях масонов, декабристов и революционеров19 .

Начиная с 60-х годов XIX столетия в политическую жизнь общества вовлекается разночинная и интеллигентская молодёжь, к концу века революционную массу составляли молодые рабочие и интеллигенты, а в начале XX века в революционной среде стала появляться и крестьянская молодёжь.

В Советском Союзе молодёжь превращается в ведомую массу, в объект политики и политических отношений, отчуждается от реальных процессов управления страной. В целом, основная масса молодёжи была политически незрелой. В связи с реформированием российского общества, начавшегося в конце 80-х, начале 90-х гг. XX столетия, в молодёжной среде наметилось политическое оживление, стал более активно формироваться её ценностный и идеологический плюрализм. Этому способствовали средства массовой информации, молодёжная печать, радио и телевидение, которые буквально "сотрясали" молодёжное сознание различного рода политическими разоблачениями, новыми идеями, создавая психологические предпосылки для быстрого нарастания политической активности и участия молодёжи в политике. В ходе исследования автор анализирует подходы к политическому участию и показывает, что процесс реализации властных полномочий, осуществляемый на институциональном и процессуальном уровне не предполагает равноправного участия в нём как субъектов, так и объектов политических отношений.

Участие - это неотъемлемое свойство любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Само понятие "участие" в толковом словаре русского языка СИ. Ожегова представлено в двух значениях: во-первых, как совместная деятельность, сотрудничество; во-вторых - как сочувственное отношение, переживание, помощь 00.

В условиях социума, участие молодёжи в общественных отношениях и различных видах социальных взаимодействий осуществляется посредством особой формы - социального участия, предопределяющего вовлечённость представителей той или иной социальной группы в определенные групповые цели, их достижения и реализацию. Социальное участие молодёжи предполагает включение её в жизнедеятельность общества с помощью различных социальных систем и механизмов, в частности, системы образования и воспитания, а также, специализированных социальных институтов, в том числе, института семьи и т.д.

В государственно организованном обществе участие граждан в процессах общественного управления и принятия управленческих решений, в определённой степени, политизируется. В данном случае, мы можем говорить о политическом участии21. В античную эпоху (Платон и Аристотель) политическое участие рассматривается как существенная характеристика жизни граждан городов 202 государств - полисов . Мыслители Нового времени представляют политическое участие как средство описания и создания идеальной модели политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли) ; как носитель суверенитета в различных формах правления (Ж. Бодэн)204; как форма и принципы правления (Ш. Монтескье) ; как природа общественного договора, форма правительства и народного суверенитета (Ж.Ж. Руссо) , как механизм политико-властного господства (К. Маркс) .

Похожие диссертации на Молодежь как субъект политики в современном российском обществе : Специфика и формы участия