Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Русакова Наталия Александровна

Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России
<
Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русакова Наталия Александровна. Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Саратов, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:06-23/402

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовная безопасность в системе национальной безопасности России 20

1. Национальные интересы России в условиях глобализации и становления новой геополитической модели мира 20

2. Концепция национальной самобытности в историко-политическом развитии России 40

Глава II. Политические аспекты современных социо-культурных процессов в России: кризисные ситуации и тенденции 78

1. Духовный кризис как фактор угрозы национальной безопасности России 78

2. Тенденции положительной динамики стабилизирующих процессов и перспективы защиты духовной среды 101

3. Молодёжная политика в системе явлений духовной безопасности и социально-политической стабилизации общества 130

Заключение 157

Список использованных источников и литературы 163

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние два десятилетия в условиях становления и укрепления новой Российской государственности тема политических аспектов защиты духовной среды в геополитическом пространстве России приобрела особенную актуальность. Во многих исследованиях затрагиваются проблемы возрождения России, её аутентичности и цивилизационной сущности. Данная тема может быть рассмотрена в контексте формирования национального самосознания, выявления его роли в историческом творчестве народа как стержневой основы национального возрождения России.

Россия переживает глубокий духовный кризис. Современная ситуация в идейно-политической сфере характеризуется ослаблением в обществе духовно - нравственного сознания: изменением нравственных норм и традиций, утратой влияния национальной культуры на формирование моральных и эстетических ориентиров общества, потерей русским языком своей суверенности, терминологической экспансией (захватом лингвистических зон влияния).

Назрела необходимость анализа культурно-политических процессов, происходящих в последнее десятилетие в России, исследования проблем развития и защиты духовной среды как фактора национального самосознания и безопасности и её роли в процессе становления и укрепления российской государственности.

Одной из ключевых задач, стоящих перед современным обществом и способствующих созданию благоприятного духовного климата в социуме и государстве, является возвращение к национальным истокам, национальной самобытности и самосознанию русского народа, исконной русской культуре, которые и составляют идейно-нравственную основу возрождения национальной культуры и самой России как цивилизации. Националь-

нал самобытность - основа духовной самобытности и самосознания русского народа.

Необходимо исследовать и обобщить политику государства, отраженную в нормативных актах, документах, программах, постановлениях и указах, обосновать возможные политические решения по вопросам обеспечения безопасности России в области духовной культуры, предусматривающие защиту духовной среды как фактора национального самосознания и государственной безопасности России. Характерно, что в новой редакции Концепции национальной безопасности России духовная сфера включается в сферу национальных интересов страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000г.) подчеркивается, «что национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Концепция национальной безопасности, кроме экономических, военных, политических и других аспектов также включает «...защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров»1.

Защита духовной среды.как фактора национальной безопасности интегрируется в общую систему государственной безопасности с учетом изменившегося глобального мира, а также внешней и внутренней политики государства. Эта проблема политизирована, многоаспектна, затрагивает национальные интересы российского общества в целом, потому и явля-

ется фактором национальной политической безопасности. Она тесно связана с внутренними процессами в стране, с ролью духовной сферы в жизнедеятельности государства и общества, со стабильностью общественной ситуации, с предотвращением очагов социальной напряженности и предупреждением этнических конфликтов на почве национального своеобразия культур народов России. Проблема духовной безопасности может быть рассмотрена в общей концепции национальной безопасности страны и коррелироваться с процессом политической трансформации современной России.

Степень научной разработанности темы. Проблема духовной безопасности в политической науке мало разработана, однако её историография может быть рассмотрена в контексте тех проблем, которые привлекают в настоящий момент политологов, философов, историков. Существуют и научные труды, перекликающиеся по отдельным вопросам с тематикой данной диссертации.

Все научные публикации можно разделить на несколько групп. К первой группе следует отнести общетеоретические работы смежных дисциплин, отражающие особенности современного этапа политического развития государства и общества, процессы реформирования России, политической трансформации в современном государстве. В исследованиях отражаются проблемы вхождения России в многополяриый мир, национальная специфика государства, русская идея, проблемы глобализации и геополитики, а также радикальные реформы России на пути к возрождению, социально-политическая ситуация в стране.

Изучая материалы, посвященные осмыслению путей возрождения
России, совершенствования общественно-политических процессов в ней,
можно констатировать, что большинство исследователей (Ы.Н.Моисеев,
А.С.Панарин, Л.В.Лесков, В.В.Мамонов, Л.И.Семенникова,

А.В.Возжеников, Н.Г.Козин и др.) обращают особое внимание на пути

возрождения России, её идентичность, самобытность национального самосознания, пути развития современной России в новых условиях геополитического мира, национальные интересы России, её роль в процессе становления и укрепления российской государственности, аутентичность её цивилизационной сущности, роль информационных средств в развитии общества и др.2 Так, Н.Н.Моисеев в книге «Размышления о современной политологии» пишет: «Если мы говорим о национальных целях, то, по существу, говорим о будущем страны... Главный вопрос, есть ли у неё, у России, достойное будущее? Есть ли у нас вообще возможность выбора собственного будущего и путь к нему?» . Учёный говорит не о «возрождении России», а о формировании «новой России» как достойного члена планетарного сообщества. Выбор пути России в XXI веке, утверждает он, -важнейшая задача политики.

Исследование России как локально-цивилизационного феномена, ценностей идентичности России-цивилизации и в ней русской нации, логики их эволюции и трансформации в отечественной истории XX столетия предпринимается в книге Н.Г.Козина «Постижение России (национальный интерес)», в которой автор утверждает, что «у нас одна миссия: быть самим собой в истории России» . Исследователь осмысливает уроки российской истории, особую роль русского народа в судьбе отечества.

Вопросы возрождения России связываются с формированием нового национального самосознания общества, обретением нашей страной своей национальной идеи, не только как объединяющей и мобилизующей силы, но объясняющей цели и смысл её бытия в истории.

С целью ориентации в объективной достоверности предложенных в диссертации выводов и рекомендаций изучалась научная литература, отражающая особенности современного этапа политического развития государства и общества и процессов реформирования политической системы и строительства гражданского общества. Прежде всего, это труды ведущих

политологов (А.Г.Арбатов, А.А.Галкин, М.В.Ильин, Р.Г.Яновский,
Я.А.Пляйс, А.Н.Загородников, Т.А.Алексеева, М.Г.Анохин, Б.Г.Капустин,
А.С.Панарин, А.Н.Смирнов, К.Г.Холодковский, НХ.Биндюков,

О.В.Гаман-Голутвина и др.), разрабатывающих проблемы политических процессов и формы их взаимодействия с экономикой, социально-духовными и психологическими факторами общественной жизни. В данных работах осмысливается политика как способ жизнедеятельности общества. В связи с проблемами возрождения России исследуются вопросы теории и политические инструменты реконструкции государства, политические традиции, институты и процессы, рассматривается политика как: сфера деятельности, инициирующая преобразования в обществе, обосновывающая их необходимость и реализацию. Рассматриваются также политические аспекты общественно-социальных явлений: глобализация и политические потрясения, историческая роль России в новом мире глобальной безопасности, соотношение политики и морали, этнический и культурный плюрализм в контексте государственной политики, динамика современных политических процессов в России и др5.

Рассмотренные работы являются теоретическим обоснованием данного исследования, его методологическими опорами. Они в разной степени касаются исследуемых нами проблем, таких как: национальная самобытность России и русского народа, духовность как элемент национальной культуры, специфика России как симбиоз народов, наций, культур, национальная культурологическая политика государства, специфика русской ментальности и др. и вводят в контекст проблем возрождения России.

Вторая значительная группа работ - это исследования, посвященные концептуальным подходам к проблемам обеспечения национальной безопасности России. В разработку этих проблем включаются политологи, историки, экономисты, экологи, политические деятели, обеспокоенные защитой национальной безопасности страны в разных её проявлениях и на раз-

ных уровнях. Это обширный блок проблем, включающий проблемы глобализации, геополитической безопасности, теоретические аспекты, выработку предложений по защите национальной безопасности конституционного строя России, отдельных сторон жизнедеятельности государства. Исследование проблем национальной безопасности предпринимались Н.В.Михалкиным, А.Г.Арбатовым, А.Яновым, а также Г.В.Платоновым, А.Ы.Косичевым, С.Г.Кара-Мурзой, М.В .Ильиным, А.П.Кочетковым, Н.Мехедом и др. й.

Исследователями выясняется состояние национальной безопасности России, изучаются в разных аспектах вопросы внешней, внутренней, военной, демографической, экологической, энергетической, продовольственной и др. безопасности. В работах исследуются теоретические аспекты, выясняется современное понимание безопасности как явления социальной защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства .

Глобализация по глубинной своей сущности характеризует новый этап геополитической модели мира. XXI век представляет большие возможности для прогрессивного развития и, вместе с тем, способствует возникновению новых «угроз» и «выпадов». Анализ данной ситуации предпринимают в своих работах Э.Г.Кочетов, В.В.Мамонов, А.П.Кочетков, А.И.Уткин, А.В.Возжеников и др. В работе А.И.Уткина «Глобализация: процесс и осмысление» рассматривается вопрос о влиянии глобализации на национальную безопасность. Автор отмечает, что чувство беззащитности, ощущение себя жертвой громадных неподконтрольных процессов, озлобление слепой несправедливостью жизни - всё это делает глобализацию объектом ожесточённой борьбы 8.

Во многих научных исследованиях проводится мысль, что государство в этих условиях призвано решать задачи по созданию эффективной системы обеспечения национальной безопасности страны, защиты интере-

сов граждан и социальных институтов как важнейшего условия демократического развития .

Заслуживает внимание коллективный труд «Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов ускорения социально-экономического развития России». Проблема национальной безопасности соотносится авторами со становлением гражданского общества в государстве. Учёные полагают, что их взаимосвязь неизбежно ведёт к серьёзной переоценке не только приоритетов общественно-экономического развития страны, но и всего комплекса

национальных интересов, определяющих уровень национальной безопас-

ю ности .

В монографии А.В.Возженикова «Парадигма национальной безопасности реформирующейся России» отмечается, что «всё большее число россиян, сознавая опасности и угрозы для своей страны, начинает задумываться над судьбой Отечества и путями спасения... Мы обречены преодолеть угрозу будущего России, её полного подчинения, закабаления и порабощения со стороны дальних и ближних соседей, потери образа (места) в мире; угрозу гибели своеобразной национальной цивилизации России, гибели её народа как суперэтноса... Речь идёт о сохранении России, о сохранении русского народа и общечеловеческих ценностей»11.

Анализу современных «выпадов», конфликтов и угроз в мировом процессе посвятил свою работу английский философ Питер Валенстин «Понимание решения конфликтов», где определяет характер «выпадов» и «угроз» и средства их предотвращения в деятельности правительств, дого-воров, всемирных организаций (ООН) .

Можно назвать третий блок работ, довольно малочисленный, затрагивающий духовное возрождение страны, духовную сферу государства, явления социо-культурологической жизни общества, модернизацию образования, роль религиозных конфессий как духовной сферы в многонацио-

налы-юм государстве. Проблемы духовного возрождения страны находят отражение в работах А.В.Меня, Б.Дедюхина, Г.В.Платонова и

1

А.Д.Косичева, С.Г.Кара-Мурзы и др. . К сожалению, в исследованиях третьего блока, рассматривающих социальные, социологические сферы в современном обществе, авторы не касаются вопросов духовной безопасности.

Таким образом, в приведённых работах рассматриваются пути возрождения России, её идентичность и в то же время интеграция в мировую систему в качестве самобытного суверенного государства, выясняется целый комплекс общественно-политических и исторических вопросов. Особенно выделяются среди них проблемы глобализации, геополитического положения России в новых условиях существования государства и его национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что. среди обилия исследуемых вопросов национальной безопасности, политические аспекты защиты духовной среды практически не разработаны: не затрагивается влияние процессов духовной безопасности на общественно-политическую ситуацию в государстве, не определяется понятие «духовной безопасности» как нравственно-социальной категории, не рассматривается «духовный кризис» как фактор угрозы национальной безопасности, не разработаны сдерживающие механизмы. В настоящее время нет Концепции национальной духовной безопасности, не выработаны соответствующие доктрины, государственные документы, рекомендации и положения, программы (не считая программы по русскому языку), определяющие государственную политику в отношении духовной сферы. На стыке этих проблем и строится данное диссертационное исследование.

Изложенное выше позволяет констатировать, что проблема духовной безопасности как существенный элемент национальной безопасности РФ требует тщательного исследования. Недостаточная степень разработки её

общественно-политических аспектов обусловили выбор темы исследования, её актуальность и новизну.

Объектом исследования является духовная сфера, в которой происходят политические процессы в современной России.

Предмет исследования - обеспечение духовной безопасности России в условиях современной геополитической ситуации.

Цели диссертационного исследования: провести анализ кризисных ситуаций духовной культуры на современном этапе развития общества, выявить роль и содержание государственной политики в области культуры как фактора стабильности государственной безопасности.

В соответствии с целями исследования в диссертации поставлены следующие задачи:

  1. Изучить роль и место духовной безопасности в демократическом правовом государстве;

  2. Обосновать объективную необходимость включения духовной сферы в систему национальной безопасности России, охарактеризовать её как политическое понятие, сформировать её предметное содержание и уточнить её определение.

  3. Определить степень «угроз» в сфере духовной безопасности со стороны внутренних и внешних влияний.

  4. Выявить признаки стабилизации социо-культурных процессов и значение конкретных мер в области развития духовной культуры для дальнейшей демократизации российского общества.

  5. Рассмотреть исторические корни идеи национальной самобытности России, формирования национального самосознания, национальной идеи как фактора национальной самобытности и формирования русской нации в национальном государственном устройстве.

  1. Проанализировать государственные акты, федеральные законы, концепции и указы в области культуры как явления стабильности и государственной безопасности.

  2. Определить факторы стабилизации духовно-нравственных процессов в обществе и государстве, направленные на оптимизацию политических аспектов развития системы духовной безопасности России.

Основными методами исследования парадигмы национальной безопасности как социально-политического явления выступают политико-культурный анализ, позволяющий выявить особенности социально-культурных процессов; конкретно-исторический, системно-обобщающий методы, необходимые для изучения культурологических процессов. Использовался и сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить процесс исторического развития российского государства в его самобытной национальной специфике, проявляемой в исторических формах русской государственности и культуры, выявляющей общие тенденции развития. Нормативный подход способствовал изучению правовой базы государственных документов по безопасности российского общества. Статистический метод позволил привлечь при анализе политических ситуаций и отдельных явлений фактический материал, характеризующий общественно-политические процессы.

Источниками исследования являются следующие нормативно-правовые документы: Конституция РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (2000), международно-правовые акты: Международный акт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, законы РФ «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О средствах массовой информации», Федеральная целевая про-

грамма «Русский язык», Указ Президента РФ (декабрь 1995), Концепция Федеральной целевой программы «Русский язык» (2006-2010), утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2005 года № 1355-р.; периодическая печать, газеты и журналы («Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Российская газета», «Аргументы и факты»), а также материалы электронных СМИ (в частности, политические передачи «Подробности» Д.Киселёва, «Взгляд» Н.Сванидзе, выступления деятелей культуры на канале «Культура»). Использовался анализ показа художественных фильмов на канале «Россия» зарубежных киностудий, электронные ресурсы. Материалом исследования также явились критические статьи, рецензии, публикации исторического плана и современные по проблеме исследования в области культуры, философии, политики, отдельные труды по литературоведению, русскому языку, а также труды по истории Отечества и историософские работы. В качестве источников использовались также теоретические концепции национальной безопасности, разработанные в политической науке. Использовались в диссертации данные социологических опросов, проведённых фондом Общественного мнения, ВЦИОМ и др. социально-политическими институтами, позволяющими подтвердить результаты исследования, степень объективности социально-политических процессов в обществе.

Научная новизна диссертации определяется выбранной для изучения проблемой, не получившей освещения в современной науке, постановкой целей и задач исследования. Представленная диссертация является одним из первых исследований, посвященных изучению проблемы защиты духовной среды в геополитическом пространстве России.

Элементами новизны в настоящей работе являются: 1. Выявление в законодательстве РФ - в политических и программных документах - обеспечения духовной безопасности как элемента национальной безопасности страны в системе государственных институтов. 2. Определение роли раз-

личных государственных и общественных структур в решении проблем защиты духовной среды в общем процессе формирования новой российской государственности. 3. Выявление специфических особенностей и характера взаимосвязи процессов демократизации российского общества и обеспечения духовной безопасности. 4. Анализ уровня угроз в сфере духовной безопасности в социально-политических процессах современного общества. 5. Разработка рабочего определения духовной сферы и характеристики национальной духовной безопасности.

Практическая значимость работы заключается в том, что объективный анализ духовно-нравственной ситуации в современных условиях жизни общества может быть использован в практической деятельности государственных органов, а также в научных целях как средство прогнозирования развития в обществе социальных и культурных тенденций, форм массового сознания и общественных настроений.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении вузовских курсов по политологии, политической философии, отечественной истории, а также в спецкурсах по проблемам национальной безопасности.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Осмысление современного социально-политического процесса позволяет судить о характерных для развития отечественной культуры явлениях: ослаблении духовно-нравственного сознания общества, нравственных норм и традиций, культурной переориентации общества, об утрате влияния национальной литературы и языка на формирование моральных и эстетических ориентации, утрате русским языком своей суверенности, а также позволяет выявить истоки и исторические корни культурного процесса в их конкретно-исторической самобытности, ментальносте русского народа, национальной идее.

  1. Можно констатировать, что негативные процессы, вызывающие духовный кризис, весьма глубинны, уходят корнями в определённый период общественно-политической жизни государства, характеризуются потерей почвеннической, народной культуры. Современное состояние социо-культурологических процессов представляет опасность для демократизации и успешного развития российского общества, укрепления его духовной культуры.

  2. Духовная безопасность является одной из сторон системы национальной государственной безопасности и в условиях развития демократического общества оказывает существенное влияние на общественно-политические, экономические и социальные процессы. Только через призму духовности могут быть решены экономические и идеологические проблемы в государстве. Духовная безопасность в условиях демократического общества носит политический характер.

  3. Если формы регулирования механизмов национальной безопасности различных аспектов выработаны, известны и регулируются путём юридических актов через законодательные механизмы, то духовная сфера безопасности, не включённая в систему государственной безопасности, лишена в основном государственной и правовой поддержки. Очевидно, что в современных условиях падения духовной культуры значительная роль должна быть отведена высшим органам власти, политическим партиям, парламентской деятельности, направленной на разработку и реализацию социокультурных процессов в России. Не менее важны для поддержания стабильной общественно-политической ситуации процессы коммуникативного взаимодействия государственных органов на общество через средства массовой информации.

  4. Рассмотрение духовного кризиса как фактора угрозы национальной безопасности России позволяет'определить «удары» и «вызовы» как внутреннего, так и внешнего характера, выделить стабилизирующие условия

защиты безопасности духовной среды, констатировать наметившиеся отдельные положительные тенденции преодоления духовного кризиса в формировании духовно-нравственного сознания общества.

Апробация диссертации. Материалы диссертации освещались в статьях и докладах на научно-практических конференциях в Педагогическом институте СГУ, Саратовском социально-экономическом университете и в Современной Гуманитарной Академии (Саратов), на Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение культурного наследия в системе национальной безопасности России» (март 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения. Завершает работу список использованных источников и литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Концепция национальной безопасности России. //Независимое военное образование. 2000. №1.

  2. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? - М., 1997; Он же: Размышления о современной политологии. -М., 2000; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. -Брянск, 1999; Лесков Л.В. Войдёт ли Россия в царство постиндустриальной утопии? // Россия в актуальном временном пространстве. - М., 2000; Он же: Глобальный кризис: апокалипсис или новый виток эволюции. // Экономическая теория на пороге XXI века. - М., 2000; Янов А. Русская идея в 2000 году. - Нью-Йорк, 1993; Он же: Россия: альтернатива развития. // Власть. 1996. №1; Козин Н.Г. Постижение России (национальные интересы). - М., 2002. и др.

  3. Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. Ук.соч. -С. 73, 75.

  4. Козин Н.Г. Ук.соч.-С. 3.'

  1. Ильин М.В. Очерки хронололитической типологии. - М., 1995; Он же: Идеальная модель политической модернизации и пределы её применимости. - М.? 2000; Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России //Полис.2005.№3; Пляйс ЯЛ. Политология и актуальные проблемы политической жизни современной России. - М., 2002; Анохин М.Г. Политические системы, адаптация, динамика, устойчивость. -М., 1966; Биндюков Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. - М., 2004; Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века // Полис. 2005.№4. - С. 53-70; Он же: Старые и новые лики национальной проблемы. Причины устойчивости нации // Полития. 2005. №1. - С. 64-85; Гаман-Голутвина О.В. Соотношение политики и морали: российская версия // Вестн. Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2005.№4. - С. 15-27; Земенков М.Ю. Роль морального потенциала общества в обеспечении национальной безопасности государства // Вестн. Московского университета. Сер. Социология и политология. 2005. №2. - С. 131-143; Иванов Л. Историческая роль России в новом мире глобальной безопасности // Власть. 1996. №4; 1997. №5; Моисеев Н.Н. Размышления о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. - М., 2000; Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. - М., 1998; Лебедева М.М. Россия в меняющейся политической структуре мира // Россия, политические вызовы XXI века. - М., 2002; Панарии А.С. Искушение глобализмом. - М., 2000.

  2. Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М., 2000; Арбатов А.Г. Россия: национальная безопасность в 90-е годы // МЭ и МО. 1994. №7; Иванов Л. Историческая роль России в новом міфе глобальной безопасности//Власть. 1996. №4; Власть. 1997.№5;

Ильин М.В. Российский выбор: сделан, отсрочен, отменён // Полис. 2003. №2; Кочетков А., Мехед Н. Современная Россия: ключевые проблемы безопасности // Власть. 2002. №10.

  1. Возжеников А.В. Национальная безопасность России. - М., 2002; Вахрамеев А.В. Национальная безопасность России (декларация или реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3; Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобального процесса и правовое измерение мира // Журнал Российского права. 2003. №3; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. -М., 2001.

  2. Уткин А.И. Ук. соч. - С. 254.

  3. Мелюхин И.С. Проблемы развития информативной политики // Научно-техническая информация. Сер. I. 1996. №8; Тихомиров Ю.А. Правовой режим информационных процессов. Национальное законодательство и международной сотрудничество // Научно-техническая информация. Сер. I. 1993. №7.

10.Батанов А.С., Зеркальцев В.И., Подберезкин А.И., Стреляев СП. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающих факторов укрепления социально-экономического развития России. - М., 2005.

11 .Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. - М., 2000. - С. 267.

12.Peter Wallensteen. Understanding conflict resolution. London, 2002.

ІЗ.Меиь А.В. Культура и духовное возрождение. -М., 1995; Дедіохин Б. Сердца сокрушённые. - Саратов, 1996; Платонов Г.В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь. - М., 1999; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризис в развитии мировой культуры. - М., 1996; Редель А.И. Духовность - основа российской ментальносте. - М., 2000; Лондаренко О.В. Ценностный мир России. - Ростов-на-Дону, 1998; Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. - М., 2000; Волков Ю.Г., Поли-

карпов B.C. Многомерный мир современного человека. - М., 1998; Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 2002; Андреев Э.Н., Миронов А.В. Социально-гуманитарное знания и образование, новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. -М., 2001.

Национальные интересы России в условиях глобализации и становления новой геополитической модели мира

В своём Ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 года Президент РФ В.В.Путин выделил среди значимых проблем в жизнедеятельности современного российского общества вопросы национальной безопасности, подчеркнул степень угроз и уровни их опасности. «В современной ситуации, сегодня, мы имеем возможность наиболее трезво, спокойно оценить угрозы, с которыми Россия сталкивается как часть мировой системы, угрозы, которые представляют опасность внутреннему развитию и международным интересам нашей страны» .

Президент РФ подчеркнул, что «для уверенного И СПОКОЙНОГО развития... вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности» 2. Путин заметил, что источником национальных угроз остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние и которая искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей. Среди значимых проблем государственной безопасности в современных условиях мировой глобализации значительная роль должна быть отведена духовной безопасности. В.В. Путин сформулировал концепцию национальных интересов, предложил национальную доктрину развития России, отметил, что Россия должна обрести свою глобальную миссию, обозначил культурно-исторические интересы страны.

Национальные интересы определяют уровень национальной безопасности, в том числе и духовной, национальные цели и национальные идеи. Они являются фундаментом, стержнем всего здания национальной безопасности, построение которого как важнейшего инструмента политической системы общества является целью и задачей государства .

Сфера национальных интересов России как фактора национального самосохранения России - многогранная сфера социальной, экономической, политической и духовной жизни государства, включающая проблемы национальной безопасности всех видов, внутренней и внешней; экономического процветания и развития, государственного суверенитета, роста национального благосостояния, защиты экономических и политических позиций государства на международной арене, расширения его влияния в мировой политике и экономике, финансах, информации, культуре, науке, образовании.

В политических исследованиях последнего времени национальные интересы определяются как «идеальные (совершенные) формы образа, которые обусловливают познавательно-преобразовательную деятельность национально-этнического образования, подчиняя единому целому всех и все устремления его членов». Национальные интересы - это совокупность принимаемых национально-этническим сообществом образов, моделей, духовных конструкций, выступающих в виде регулятивов, которые определяют направленность и содержание жизнедеятельности граждан данного сообщества и каждого человека в отдельности, их права, обязанности и свободы, их связь с природой и себе подобными, их возможность и готовность реализовать самого себя в развитие своего этноса, народности, нации4.

Национальные интересы включают духовные и материальные компоненты. К первым относятся : спасение и развитие историко-культурного евразийского потенциала этнических сообществ, обеспечение условий и возможностей сохранения и распространения их ценностей на территории всей страны и в мире; формирование нового типа мышления у людей, с учетом изменившихся социальных условий, но основанных на проверен ной исторической практикой жизни народов, силе традиций, взаимовыручке, патриотизме, ответственности, совестливости, сохранение и дальнейшее развитие духовной связи между этнонациональными сообществами. Материальные компоненты соответствуют единой программе экономического развития страны.

Среди значимых проблем государственной безопасности важная роль принадлежит защите духовной культуры как компонента национальных интересов общества. Таким образом, духовная сфера является объектом национальных интересов, соотносится с проблемой национальной безопасности и нуждается в защите.

Национальные интересы России, вопросы их защищённости наиболее значительно проявляются в условиях глобализации и становления новой геополитической модели мира, угроз и выпадов национальной безопасности. Глобальные геополитические изменения в мире, становление новой геополитической модели мира затрагивают мировые проблемы, составляющие содержание современного кризиса мировой цивилизации. Они концентрируются во взаимодействии государства и общностей внутри го-сударства (религиозных конфессий и течений в составе каждой из них), а так же в обществе, природе, культуре, цивилизации, экономике и морали, личности и социуме. Они проясняют новые принципы взаимодействия народов на уровне развития мирового сообщества.

Модель мира связана с глобальной трансформацией окружающей человеческой среды. Глобализация по глубинной сущности своей характеризует новый тип геополитической модели мира. Это новый шаг, как отмечают исследователи, в становлении человечества как единого сообщества. С начала XXI века перед человечеством открылись большие возможности для процветания и вместе с тем возникли новые вызовы и угрозы5.

Концепция национальной самобытности в историко-политическом развитии России

Одним из приоритетных направлений стабильности культурологического процесса в обществе и государстве является формирование национальной самосознания, возрождение национальной самобытности, национальной идеи как факторов возрождения России, отражающих исторический путь российского государства. Следует обратиться к историческим корням и проследить, как в истории русского государства утверждалась национальная самобытность и отстаивались в идейной борьбе, в общественно-политической критике, философской мысли конца XIX и начала XX веков её теоретические принципы. Генетические и исторические корни и истоки самобытности русского народа развивались и укреплялись в течение столетий существования русской истории. Думается, что только вернувшись к ним, осознав их, можно говорить о перспективах преодоления духовного кризиса и формировании нового, самобытного национального самосознания общества и, в целом, о духовном возрождении России. Следует отметить, как же понимается в современной науке самобытность и какова концепция самобытности России.

Самобытность как теоретическое понятие появляется уже в воззрениях общественно-литературной критики XIX века и в трудах русских философов XIX- начала XX столетия как характерная сущность народа, характерная черта его самосознания, отражение самобытия народа в истории и повседневном проявлении сущного всеобщего бытия, как выражение «духа народного», нации, как отличительная особенность русского искусства и литературы, русского характера, русской идеи и отличия путей развития России.

В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет самобытность как «качество, состояние», а «самобытствовать» -«жить самобытно, самосущною жизнью» . «Национальный» же Даль оп ределяет как «народный» или «народу свойственный» .

В развитии отечественной мысли, начиная с эпохи декабристов, «народное» и «национальное» постоянно взаимодействуют и пересекаются. Теснейшая связь и даже своего рода двуединство этих понятий имеют глубокий, поистине фундаментальный смысл. В слове «национальный» мысль о своеобразии, самобытности, неповторимости всегда органически соединялась с мыслью об истинных и коренных интересах народа.

Самобытность соединяет быть и бытиё, самость и всеобщность. Самобытность- это самобытие народа в истории и проявление сущности всеобщего бытия. Развитие самобытности происходит как развитие основополагающих духовных ценностей, традиций и устоев, которые передаются от поколения к поколению. Анализируя исторический процесс, можно отметить, что национальное самосознание - неотделимое качество национальной самобытности на определённых конкретно-исторических этапах общества.

Термин «национальная самобытность» в современном научном обиходе по своему содержанию близок к понятию ментальность, распространённому в последнее время в науке. В отличие от самобытности он имеет много предметных дефиниций, выражающих его сущность. Остановимся на некоторых из них. «Ментальность» рассматривается как своеобразие народа, способность мышления, умонастроение, сформированная система элементов духовной жизни и мировосприятия, которые предполагают соответствующие стереотипы поведения, деятельности, образа жизни разнообразных социальных групп и индивидуумов. Ментальность - это своеобразный «характер» людей, социокультурный феномен, связанный с историческим развитием этнических общностей. Одним из важных факторов формирования ментальности является язык. А.О.Потебня указал, что язык каждого народа «создаёт разные системы средств мышления, мироощущения, мировосприятия, влияет на формирование его ценностей. Это порождает специфику определённой народности или национальности, особенности его материальной и духовной культуры как составной части общечеловеческой культуры»31.

Ментальность определяет уровень сознания. Это восприятие своеобразной картины мира, отражающей мироощущение, мировосприятие, верования и навыки мышления, социальные и этические ценности, отношение к природе, к категории времени, восприятие пространства32.

Культура и традиция, язык, образ жизни, религиозность образуют своеобразную матрицу, в рамках которой формируется ментальность33 . Ментальность формируется в зависимости от культурных традиций, от социальной культуры. Безусловно, термины «самобытность» и «ментальность» соотносятся. И там и здесь имеются в виду только свойственные, характерные для определённого народа специфические особенности уровня сознания, мировоззрения, верований, духовных устоев, социальных и этических ценностей и идеалов, культуры и традиции. Однако термин «самобытность» ( а в настоящее время появился «идентичность» как специфическая особенность явления), более глубоко и всесторонне связан с содержанием глубинных исторических процессов. Он более оттеняет «дух народа», отражает его самосознание, национальную идею, национальный характер. Он исторически вошёл в обиход русской критики XIX века.

Можно отметить, что основные особенности русского народа, русского общественного сознания, русской ментальности формировалась исторически в эпоху московского государства. Исследователи формулируют особенности ментальности русского средневекового человека. Русский тип сознания специфичен, его стержень - духовная сторона жизни.

Сложившийся тип ментальности сформировался общественно-политическим строем государства и сложившейся коллективистской структурой общества. Поэтому особенностью русской ментальности явилось стремление к коллективизму и в тоже время приоритет государства и государственности.

Православие и духовность занимают в характеристике русского менталитета едва ли не ведущую роль, о чём в своё время писали Ф.Достоевский, Л.Толстой, русские философы Н.Бердяев и И. Ильин. Именно духовность явилась основой фундамента самосознания народа. Духовность может рассматриваться как основной компонент национальной самобытности. Известно, что русский народ пронёс духовное начало через различные периоды русской истории. Для русской ментальности характерны духовные начала. Русский народ в период своего становления рассматривал себя как часть христианского мира, и огромную роль в фор мировании его общественного сознания, социокультуры сыграло православие. Оно приобрело ярко выраженный национальный характер. Православие как духовная система провозглашало неизменность идеалов. Оно ориентировалось на духовное преображение, стимулировало стремление к совершенствованию души, приобщение к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена как духовность. Феномен духовности зародился ещё на исторических этапах развития государства в древнерусский период. Церковь объединяла народ духовно. Большую роль в православной русской культуре играли идеалы, которые являлись образцами для подражания (например, Сергий Радонежский). Его роль была высоко оценена русским историком Ключевским34.

И сегодня в отстаивании приоритетов ценностей национальной идентичности особую роль играет религия. В истории России она всегда выполняла особую духовную идентификационную миссию, настолько особую, что основы национальной идентичности вообще определялись по конфессиональной принадлежности. Россия - многокоифессиональная страна, но основы русской духовности укорены в православии, оно определяет природу русского этноса. Православие в России - это не только религия, на ней основана самая глубокая и самая духовная часть русской национальной идентичности, её архетипическая составляющая35.

Духовный кризис как фактор угрозы национальной безопасности России

Прежде чем говорить о духовном кризисе, необходимо остановиться на понятии «духовность», его содержательном аспекте. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий», в литературном и философском словарях не определяется «духовность». Философский словарь определяет только духовную культуру как совокупность обычаев, ценностей, и норм, которые регулируют жизнь человека, его отношение к себе, к другим людям, к миру в целом. Мораль образует ядро духовной культуры .

Термин «духовность» отражает культурные стереотипы. Само же понятие культуры выражается в различных дефинициях и содержит в себе множество смысловых оттенков. В систематизированном виде понятию культуры придаётся следующий характер: культура - совокупность осмысленной, творческой деятельности людей; сложная многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура рассматривается как целостная система материальных и духовных элементов. Разделяются в ней структурные подвиды: материальная и духовная культура. Материальное определяется как структура быта и труда. Духовное - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человека. Она, несомненно, имеет приоритетную значимость, т.е. удовлетворение высоких духовных запросов человечества. Миссия её гораздо возвышенней и существенней.

Духовная культура во всех видах деятельности человека является доминирующей и считается доминантой её структуры. Наиболее существенными формами духовной культуры являются: религия, искусство, философия. Духовная культура заключает в себе духовность как нравственное явление в жизнедеятельности общества, личности. Овладение ею влияет на формирование духовно-нравственного климата в государстве.

В работах И.П.Щеблыкина, Ю.И.Сохрякова духовность определяется как импульс человеческого развития, представления человека о мире в целом и о себе, о природе и отчизне, о Боге и космосе, о своих чувствах и ощущениях других, о правде и истине, о справедливости и чести2.

О духовной культуре размышляет и член корреспондент академии наук СССР И.Р.Шафаревич в интервью с саратовским писателем Б. Дедюхиным. Он отмечает, что о категории духовности лучше не скажешь, чем в своё время сказал Ф.М. Достоевский: «Много на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущность вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего с таинственным миром иным; если ослабевает и уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так. «Вот вам и определение духовности: когда человек чувствует эти семена из миров иных, то жизнь для него приобретает смысл и красоту, а без этого человек бездуховен и начинает жизнь ненавидеть».

Важную роль в развитии духовности, культуры играют социально-психологические и чувственные структуры сознания. Они существенно расширяют и обогащают код, смысл и язык культуры. Обыденная сфера жизни и социально-психологический срез сознания «подпитывают» интеллектуальные и политико-идеологические формы культуры, чем обеспечивается преемственная связь поколений людей, передача ими друг от друга приобретённых и обогащенных ценностей быта в различных сферах . «Духовность» не имеет в науке однозначного определения, и, как справедливо отмечает А.В.Лесков, размытый характер этого понятия открывает простор для различных идеологических спекуляций вокруг этой проблемы . Будучи по своему содержанию динамической категорией, понятие духовности, как и тесно связанное с ним понятие личности, сформировалось лишь на рубеже нового времени. Как отмечает русский культуролог ЛМ.Баткин, этих понятий не знали интеллектуалы в средние века. Только в XIX столетии понятие духовности получило конкретное наполнение: ответственные и достойные чувства, связанные с религией, Родиной, семьёй, природой, честью и любовью . Размытость понятия духовность затрудняет её дифференциацию.

При определении духовности чаще используется тернарный принцип: говорят о мире чувств, воли, мысли, о трёх началах - познавательном, нравственном, эстетическом. Эти начала образуют духовную жизнь, которая включает науку, религию и художественное творчество. Однако независимо от того, какая классификация используется тем или иным автором, все они наиболее важным компонентом считают духовность, нравственность.

Понятие «духовность» включает также нравственный императив, высокие моральные требования, воплощённые в жизнедеятельности общества и человека, выраженные в социальных тенденциях времени.

Нравственные основы в определении духовности приобретают доминирующую роль и социализируются в общественном развитии в течение исторического времени. В них занимает определённое место и «благодатный дух соборности»7.

Православная соборность в течение столетий служила фундаментом, на котором возрастала и крепла российская цивилизация. Это понятие дискредитируется в наше время, объясняется недостаточным развитием личностного начала. Однако следует согласиться с митрополитом Санкт Петербургским и Ладожским Иоанном, что это добровольное единение «в Боге» с согласным пониманием добра и зла, с единодушным стремлениемк духовным вершинам нравственности, чистоты и святости .

Одним из главных источников формирования соборных начал была хозяйственная практика русского крестьянства. Формой этого единства была община, называемая миром. Понятие «мир» для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не просто «арифметическое» соединение крестьян, а нечто большее - соборное единение, имеющее характер высшего закона9.

Формирование соборных начал в русской духовной традиции связано с особенностями отечественного историко-политического и хозяйственного развития России. История страны свидетельствует о том, что «мало тишины было в русской земле. Сохранение национальной независимости требовало не только «собирания материальных и политических сил народа, но и дружеского содействия добровольно соединившихся духовных его сил»10. С утратой соборности развивается процесс психологического и нравственного отчуждения человека от себе подобных, от природы, от Бога, от самого себя. С утратой соборности начинается деградация семьи, которая на Руси считалась изначально Богом данным естеством, где ребёнок получал первичное духовное воспитание, усваивал нормы поведения и нравственности.

Возможность становления личности П.А.Флоренский видел лишь в условиях преодоления своей самости и обращения взора к миру, природе, людям, Богу. «Живя, мы соборуемся сами собой - и в пространстве, и во времени как целостный организм... Подобно пчёлам мы собираемся в семью, в род, в народ, соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир»11.

Похожие диссертации на Политические аспекты защиты духовной среды в геополитическом пространстве России