Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Марков Виталий Владимирович

Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития
<
Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марков Виталий Владимирович. Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Марков Виталий Владимирович;[Место защиты: Пятигорский государственный лингвистический университет].- Пятигорск, 2014.- 161 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения политического процесса в странах Ближнего Востока

1.1. Акторы и закономерности функционирования авторитарных режимов на территории Ближнего Востока

1.2. Религиозный фактор современного политического процесса в странах Ближнего Востока

1.3. Демократизация и де демократизация как перманентная инверсия в политическом процессе государств Ближнего Востока

Глава 2. Современный египетский политический процесс: акторный анализ

2.1. Армия как актор политического процесса в Египте 74

2.2. Общественные движения как актор политического процесса в современном Египте

2.3. Средства массовой информации и коммуникации как актор политического процесса в современном Египте

Заключение 131

Библиографический список использованной 138

Литературы приложение

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определяется ростом напряженности в регионе Ближнего Востока и увеличением политической неопределенности как в регионе вообще, так и в отдельных странах в частности.

Так называемая «арабская весна», как следствие скрытых противоречий глобальной геополитики, послужила отправной точкой в мазхабских раздорах, расколе ряда государств, гражданской войне, дестабилизации политической жизни в регионе в целом, и в Египте в частности.

Рост активности террористических структур, увеличение количества военных операций послужили толчком к деструктивным цепным процессам как в политической, так в социальной и экономической сферах стран Ближнего Востока. Анализ политической действительности в странах ближневосточного региона, выработка прогнозов на ближнесрочную и среднесрочную перспективы актуализируют тему диссертационного исследования.

Политический процесс в современных «незападных» странах имеет свою специфику, которая, в отличие от выделенных Л. Паем особенностей, связана с наложением деятельности традиционных и нетрадиционных акторов на ситуацию «неоконченной модернизации – социального разочарования – архаизации социально-политической сферы». Выявление закономерностей развития политического процесса в ситуации архаизации социально-политической сферы в Египте, роль и место таких акторов политического процесса как армия, средства массовой информации и коммуникации, общественные движения и партии в дестабилизации и стабилизации политической жизни современного Египта актуализирует тему диссертационного исследования.

Проблемы, связанные с дестабилизацией/стабилизацией политического процесса в современном Египте, имеют общественный и научный резонанс, в связи с чем зачастую возникают противоречивые варианты их оценки и решения. Проведенный комплексный акторный анализ египетского политического процесса делает диссертационную работу актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Политический процесс, как одна из ключевых категорий современной политической науки, рассматривалась как зарубежными, так и российскими исследователями: Г. Алмондом, Р. Далем, Н. Барановым, Т. Даем, Р. Дарендорфом, М. Ильиным, Д. Истоном, М. Кодиным, Ч. Линдблом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, А.И. Соловьевым, М. Хиллом, А. Фальминским, А. Шутоввым, Ш. Эйзенштадтом.

Политический режим и его типы стали предметом рассмотрения Г. Алмонда, Г. Атамчука, Р. Арона, Ю. Ирхина, Д. Истона, Г. Каменской, Г. Курсковой, А. Цыганков и др.

Авторитаризм как форму политического режима рассматривали в своих работах Т. Адорно, П. Брукер, А. Бутенко, Л. Вай, Т. Вестал, Е. Вятр, Б. Геддес, Л. Даймонд, Б. Кагарлицкий, Д. Крикпатрик, Д. Махони, А. Миронов, С. Левитски, Х. Линц, М. Роскин, Р. Снудер, А. Степан, Д. Теорелл, А. Хадениус, С. Хаттингтон, Р. Хиннебуш.

Акторный анализ современного политического процесса осуществлялся в работах Г. Алмонда, Т. Биркланда, А. Воскресенского, Р. Далтона, В. Данна, А. Дегтярева, Д. Истона, П. Карабущенко, Д. Кингдома, Р. Лау, Е. Мелешкиной, Л. Пая, Дж. Пауэлла, К. Строма, Ю. Шутова, Р. Эрбера.

Политический процесс на Ближнем востоке вообще и в Египте в частности был предметом исследования И. Алдейна, М. Адди, Ф. Аль-Саиди, А.В. Гукасова, Б.В. Долгова, К. Кацмана, З. Лауба, Д.А. Миргорода, В.В. Наумкина, Х. Нисайраха, В.Н. Панина, Д. Перри, Е.Я. Сатановского, А. Тауша, Ф. Хамдана, Р. Хиггса, Х. Шафхата, А. Шаха.

Вооружённые силы как актор современного политического процесса рассматривались в работах А. Беблера, В. Джиса, Б. Ламбета, С. Паттомака, Л. Пая, С. Хантингтона, Е. Хутчфула. Армия в политическом процессе Египта стала предметом изучения Д. Абазы, А. Абдель-Малика, З. Абдул-Магда, А. Блумберга, М. Купера, Н. Смитча, Р. Шпиринборга, С. Эль-Дэба, Е. Эль-Рафаи.

Средства массовой информации и коммуникации как актор политического процесса вообще и политического процесса в Египте в частности рассматривались в работах Р. Абдуллы, В. Гоним, М. Кастельса, Л. Ливрова, Д. Маккуила, М. Ноланда, Н.В. Рахно, Е.А. Соловьевой, М. Тадроса, С. Тарранта, С. Шапиро.

Общественные движения в структуре политической жизни изучали К. Агитон, С. Амин, Х. Аль-Авади, П. Боде, С. Барнес, Н. Бровн, А. Вебер, Т. Гарр, Е. Здравомыслова, Л. Истягин, А. Калил, К. Майданик, Д. Мак-Адам, Д. Могахед, Д. Рухт, И. Халий, Д. Шихата, И. Эль-Хоудайби, Д. Эспозито и др.

Молодежь как актор политического процесса рассматривалась Е. Бетке, Д. Бюкингхеймом, Л. Гроссбергом, Б. Грушиным, Д. Девье, А. Костникина, В. Попова, И. Самаркиной, Г. Сидоренко М. Торресом, К. Фланажером, Л. Шерродом, В. Чикиным, Д. Элиссоном.

Религиозный фактор политического процесса вообще и политического процесса как на Ближнего Востока, так и в современного Египта в частности рассматривали в своих работах Г.В. Косов, И.А. Мелихов, Г.И. Мирский, Г.В. Станкевич, Л.Р. Сюкияйнен, Э.Ш. Тагибова, Д. Фокс и др.

Анализ разных аспектов политической жизни современного Египта стал предметом диссертационных исследований М.А. Баглиева, О.В. Каракас, Д.А. Миргорода, Э.М. Муатафиной, М.А. Салама.

Автор диссертационного исследования, принимая во внимание, что ряд важных аспектов проблемы мало изучены как в российской, так и западной политической науке, стремился в полной мере учесть это обстоятельство при выполнении акторного анализа научной проблемы: основные акторы и тенденции развития политического процесса в современном Египте. Это обстоятельство повышает актуальность, научно-познавательную и политико-практическую значимость данной диссертации, предопределяет выбор темы, объекта и предмета данной научной работы.

Объектом диссертационного исследования является современный политический процесс.

Предметом диссертационного исследования является политический процесс в Арабской Республике Египет.

Целью работы является определение роли основных акторов в факторном балансе современного политического процесса в Арабской Республике Египет.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- выявить акторы и закономерности функционирования авторитарного режима в регионе Ближнего Востока;

- выявить причины актуализации религиозного фактора в политическом процессе стран Ближнего Востока;

- доказать, что демократизация/дедемократизация является перманентной инверсией политического процесса государств Ближнего Востока;

- выявить роль и место армии в политическом процессе Арабской Республики Египет;

- определить роль общественных движений в политическом процессе современного Египта;

- доказать, что средства массовой информации и коммуникации является актором современного политического процесса в Арабской Республике Египет.

Теоретико-методологической базой диссертационной работы явились идеи и принципы неоинституционализма (Р. Рихтер, Э. Фуруботн), теоритические выкладки Т. Байкленда, Д. Истона, У. Мак-Нила и факторный анализ социальных процессов С. Нефедова в сочетании с анализом и синтезом, индукцией и дедукцией в социальном и политическом аспектах.

Эмпирическую базу исследования составили отчеты о проведенных массовых опросах и результаты мониторинга социально-экономического
и политического состояния Арабский Республики Египет (Институт Гэллапа, Глобальные исследования, Корпорация РЭНД, Arab Opinion Index).

Автор также опирался на данные ведущих, региональных и местных информационных агентств (BBC, CNN, Аль-Джазира, Независимый Египет, Масресс, Фокс-ньюс, Египтянин, Главные новости, Архам-онлайн, Новая республика).

Фактический материал к разделам, посвященным новым СМИиК и роли общественных организаций в политическом процессе Египта черпался на сайтах «Facebook», «Twitter», «Flickr» и блогов египетских политических и общественных деятелей. Анализ виртуальных сетей и социальных медиа осуществлялся при помощи следующих технологических инструментов и программ: NodeXL, Google Alerts, WEB SCAN, «Пульс блогосферы», Vaal и других специализированных и авторских программных разработок.

Кроме этого были использованы авторские материалы, собранные в ходе учебной и научной стажировки в Арабской Республике Египет.

Научная новизна исследования:

– уточнено понятие «политический режим» и доказано, что одна из разновидностей авторитаризма - «популистский авторитаризм» - является доминирующей в регионе Ближнего Востока;

– раскрыта специфика политизации религиозного фактора в государствах Ближнего Востока и определены проявления влияния религиозного фактора на динамику политических процессов в странах Ближнего Востока;

– выявлены причины, препятствующие установлению демократических режимов в ряде государств Ближнего Востока и установлена зависимость между ограничением распространения демократических практик с политизацией религии и ростом нестабильность в стране;

– доказано, что вооруженные силы в АРЕ выступают и объектом, и средой, и сферой реализации внутренней политики и обосновано, что в современном Египте вооруженные силы сосредоточили свои силы на обеспечении государственной безопасности;

– обоснована двойственность движения «Братья-мусульмане» и выявлены причины его поражения на выборах 2014 года;

– доказано, что гражданское общество в Египте, социальные медиа и панарабские медийные компании становится все более взаимосвязанными и выявлено, что традиционные и новые средства массовой информации и коммуникации сыграли ключевую роль в политических трансформациях современного Египта

С учетом научной значимости и новизны результатов исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Политический режим есть совокупность нормативных установок, транслируемых в общественное сознание, и технологий легитимации «создателя» данных установок (политический лидер, политическая элита, политическая партия, народ) в определенном политическом пространстве. Авторитарный режим, как правило, возникает в государствах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. В государствах ближневосточного региона наибольшее распространение получила такая форма авторитаризма как «популистский авторитаризм», в основе которого лежит убеждение о том, что иерархия политической власти может быть выстроена только при условии доминирования одного лидера над остальной частью правящей элиты, который, в свою очередь, распределяет властные полномочия таким образом, чтобы гарантировать лояльность ключевых групп, в числе которых находятся разведывательные службы и силы безопасности государства, осуществляющие постоянный контроль и не допускающие проявления различных форм открытого неповиновения.

  2. Политизация религиозного фактора в государствах Ближнего Востока детерминирована борьбой политических элит в ситуации увеличения религиозности современного населения. Влияние религиозного фактора на динамику политических процессов в странах Ближнего Востока проявляется в использовании государством религии в ходе выработки национальной идентичности и системы законодательства; гражданскими организациями для активизации собственной работы и повышения своей значимости; радикальными группами для оправдания насильственных методов.

  3. В ближневосточных политиях демократические практики и самоуправление рассматриваются с положительной точки зрения до тех пор, пока это не приводит к девальвации религии и возникновению нестабильности в государстве. Причинами, препятствующими установлению демократических режимов в ряде государств Ближнего Востока, являются: характер организационной структуры многих государств, не позволяющий проводить демократические преобразования, что еще больше усложняется наличием как внутренних, так и внешних вызовов и угроз национальной безопасности этих стран; внутренние войска и армия зачастую лояльны только правящей партии, в то время как при демократической форме правления главные силы, обеспечивающие безопасность страны, должны быть привержены интересам государства и нации, а не правящей элиты; племенная культура ближневосточных стран, возможно, не подходит для демократической формы правления, поскольку она может привести к появлению большого количества разнообразных группировок, в результате чего общество станет крайне разобщенным; существует риск, что процессы демократизации могут также негативно воздействовать и на религиозную идентичность в ближневосточных обществах, которая на современном этапе служит консолидирующей основой.

  4. Вооруженные силы в АРЕ, обладая специфическими интересами и механизмами их реализации, во внутренней политике выступают в качестве субъекта, объекта, среды и сферы ее реализации. В настоящее время военный истеблишмент, сохранив свою финансовую автономность, находящуюся вне государственного и общественного контроля, в меньшей степени оказывает влияние на динамику политических процессов в Египте, главным образом сосредоточил усилия на вопросах обеспечения государственной безопасности, особенно на Синайском полуострове.

  5. Общественные движения есть относительно свободно организованные, но достаточно продолжительно существующие структуры, направленные на достижение определенной социально-политической цели, как правило, заключающейся либо в проведении, либо в предотвращении каких-либо изменений в обществе. Основной силой политических трансформаций в Египте были «Братья-мусульмане», с одной стороны, политическая партия, выступавшая против режима Х. Мубарака, с другой, общественное движение, проводившее активную деятельность в гражданской сфере, пытавшееся изменить ценностную систему общества. Данная двойственность стала причиной глубоких противоречий внутри нее и поражения в выборах 2014 года.

  6. «Новые» СМИиК, панарабские медийные компании являются непосредственным актором, участвующим в политическом развитии Египта, создавая определенный образ событий и главных действующих лиц т.н. «арабской весны», объединяя людей, превращая отдельных активистов в целые организованные группы, организуя акции протестов против существующего политического режима. Появление массовых организаций и радикальных молодежных групп, растущая популярность «Аль-Джазиры» и других панарабских медийных компаний, доступность Интернета и социальных медиа изменили политические установки египтян.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных теоретических и методологических результатов для системного исследования современного политического процесса и растущей роли вооружённых сил, «новых» СМИ и социальных движений в современных условиях. Вводятся в научный оборот новые сведения о сущности и специфике современного политического процесса в Египте.

Сформулированные теоретические положения и выводы способствуют углублению представлений о политическом процессе в «незападных» странах. Выводы могут обеспечить формирование новых конструктивных подходов к анализу проблем социального целеполагания и управления.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, тем, что материалы исследования могут быть использованы с целью совершенствования управленческой деятельности по укреплению безопасности государства и общества. Результаты исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, в том числе, в учебных курсах по политологии, зарубежному регионоведению.

Сформулированные предложения и выводы могут быть применены при решении прикладных задач службами аналитического и идеологического обеспечения аппаратов федеральных и региональных органов власти.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации, полученные на различных стадиях исследования, обсуждались на VI Международном конгрессе «Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое сообщество» (г. Пятигорск, 2013 г.); II Международной конференции аспирантов и студентов «Студенческая наука в XXI веке» (Невинномысск, 2014 г.); Всероссийской научной конференции «Северокавказский «узел» новейшей российской государственности: вызовы и возможные ответы на них» (Невинномысск, 2011); Региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука – 2013, 2014» (Пятигорск, 2013 г., 2014 г.).

Материалы диссертационного исследования отражены в 8 научных публикациях автора общим объемом 4,25 п. л., в том числе 3 статьях в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для апробации итогов диссертации.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и истории ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» и рекомендована к защите по специальности 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки).

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы на русском, английском и арабском языках. Общий объем работы – 160страниц.

Религиозный фактор современного политического процесса в странах Ближнего Востока

Конец XX века многими исследователями связывается с феноменом "религиозного ренессанса" . Ситуация, детерминированная глобализационными процессами, геополитическими, породила такое явление как политизация религии . В первом приближении к анализу проблемы можно утверждать, что на современном этапе ближневосточные общества становятся более радикально-религиозными, чем они были, например, пятьдесят лет назад. Практически во всех государствах региона Ближнего Востока радикальные исламистские группировки угрожают правительствам и гражданским лицам. В странах, где события «Арабской Весны» привели к падению диктаторских режимов, исламские партии побеждают на выборах и борются за власть. Данное обстоятельство, например, актуализировало вопрос о статусе коптов-христиан в Египте, равно как и христианский вопрос в Сирии, не говоря уже о доминирующем положении алавитов в политической системе сирийского государства, которое не устраивает суннитское большинство, и т.д.

В самом начале стоит отметить, что Ближний Восток является колыбелью трех наиболее многочисленных монотеистических конфессий в мире: христианства, иудаизма и ислама. В рамках данного региона большинство конституций определяет государственную религию, а правительства и оппозиционные группы апеллируют к религиозной тематике для того, чтобы найти поддержку у населения. Ближний Восток - это регион, где религиозная общность является важным аспектом личной идентификации, иногда совпадающей с этнической, национальной и политической идентификациями, а иногда вступающей с ними в конфликт. Следует упомянуть, что религия формируется и преобразуется ввиду взаимодействия людей: появление так называемого «европейского империализма», падение Османской империи, образование независимых государств в XX веке, создание государства Израиль, теракты 11 сентября 2001 г. - все эти события значительно видоизменили роль, значение и структуру религиозных организаций. Зачастую утверждается, что Ближний Восток - это часть Исламского мира, а большинство государства региона являются исламскими. Тем не менее, несмотря на то, что мусульманское население превалирует в большинстве ближневосточных государств, термин «исламский мир» ошибочно отождествляется с существованием обширной, гомогенной, транснациональной общности, простирающейся от Западной Азии и Северной Африки до Южной и Юго-Восточной Азии. Большинство государств в ближневосточном регионе отождествляются в какой-то степени с исламом, однако только три государства включили слово «ислам» в свои официальные названия: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Афганистана и Исламская Республика Пакистан. В данном контексте, слово «исламский» предполагает прямую связь с религией, как в исламских ритуалах или исламском искусстве. Исламские государства - это страны, где большинство населения являются мусульманами, а исламисты - это группы или люди, которые ссылаются на ислам при постановке и реализации социальных и/или политических задач. Очевидно, что в отличие от западных стран, ближневосточные государства имеют тенденцию быть более связанными с религией, однако различные формы взаимосвязи государства и религии, как в степени, так и в самой природе этих связей, позволяют прийти к выводу о том, что религия и государство никогда не будут полностью идентичны. Подобные различия несовместимы с идеей, что сам ислам определяет отношения между религией и государством, поскольку если бы это было так, то отношения «религия - государство» были бы одинаковыми у всех государств, которые определяют ислам как официальную религию. Подтверждением данного тезиса является тот факт, что несколько государств региона, включая Ливан и Турцию, не объявляют ислам официальной религией даже при том, что мусульмане составляют большинство населения. В данном контексте актуализируется значение использования «индекса религии и государства» , который составляется на основе пяти факторов: - официальная роль религии в государстве; - ограничение или преференциальный режим, вводимый государством в отношении некоторых или всех религий; - ограничения, вводимые государством в отношении религиозных меньшинств; - регулирование государством всех религий или религии, исповедуемой большинством населения; - легитимизация религии государством.

Как видно из Таблицы 1, ранжирование индекса религии и государства в диапазоне от 22,17 у Ливана до 77,56 у Саудовской Аравии предлагает существенные различия между странами в контексте отношений «религия -государство». Место Саудовской Аравии и Ирана вверху таблицы, а Израиля и Ливана внизу не вызывает удивления ввиду характера политических режимов данных государств. Более удивительными выглядят высокие места Египта и Иордании, поскольку политические режимы обеих стран достаточно светские, одновременно значительно отличающиеся друг от друга: Египет - республика, которой длительный период управляет светский военный истеблишмент, Иордания - монархия, апеллирующая к религиозному наследию. Однако в данном контексте у обеих стран прослеживается общая составляющая - на динамику политических процессов значительное влияние оказывают исламские группы.

Остальные государства Ближнего Востока имеют относительно маленький интервал в восемь пунктов по индексу религии и государства: ОАЭ (54,70) - Кувейт (46,82). Все же если рассматривать данную группу государств в контексте отношений «религия - государство», то прослеживается существенная разница. Так, например, Турция и Тунис пытались препятствовать тому, чтобы религия играла главную роль в их общественной жизни, и для этого они пытались проводить светскую политику, вплоть до момента прихода ориентированного на ислам правительства в Турции и событий «Арабской весны» в Тунисе в 2011 г. Проводимая ими политика контрастировала с политическим курсом государств Персидского залива, в основе законодательства которых лежат нормы шариата.

Ранжирование государств по индексу религии и государства не предполагает, что религия не играет важную роль в политическом процессе в Сирии, Бахрейне, Израиле и Ливане. Напротив, сосредоточение власти в Сирии в руках алавитского меньшинства, а в Бахрейне - суннитского, стало основой политического кризиса в этих странах в 2011 и 2012 г.г., в котором религиозные меньшинства стремились защитить свое привилегированное положение. Христианское меньшинство в Сирии не стало проявлять активно свою позицию из-за опасений, что суннитские исламисты в случае обретения власти начнут репрессии против христиан и алавитов. Относительная терпимость меньшинств перевела к тому, что правление религиозных меньшинств в обоих государствах продолжается.

В Ливане политическая система зависит от конфессионального состава государства. Так, места в главном законодательном и представительном органе Ливана распределены согласно религиозной принадлежности, однако, несмотря на это, религия играет решающую роль в распределении политических постов. В Израиле религия проявляется через политические партии и преимущества, предоставленные государством Ортодоксальному иудаизму.

Демократизация и де демократизация как перманентная инверсия в политическом процессе государств Ближнего Востока

Как уже было отмечено выше, Ближний Восток является одним из важнейших с точки зрения геостратегии регионов мира, где религия оказывает значительное влияние на динамику политических процессов. Помимо этого на Ближнем Востоке сосредоточены значительные запасы углеводородных ресурсов, которые обеспечивают большую часть энергетических потребностей в мире.

Данное обстоятельство стало причиной того, что некоторые ведущие государства уделяют особое внимание Ближнему Востоку и пытаются оказывать влияние на страны региона таким образом, чтобы их потребности в энергоресурсах были соблюдены. В результате ближневосточные государства вынуждены удовлетворять интересы ряда стран, которые иногда не совпадают с их собственными потребностями или желаниями. Помимо этого в рамках Ближнего Востока находятся Суэцкий канал, Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы, которые являются основными морскими торговыми путями и имеют большое значение с точки зрения военной стратегии. В данной связи следует отметить, что геостратегическая значимость региона для внерегиональных держав, а также значительная роль религии в политических процессах создают обстановку, которая препятствует проведению демократических преобразований в ближневосточном регионе. Отдельно следует выделить арабо-израильский конфликт, который еще больше усложняет развитие демократии в регионе. Нужно обратить внимание на то, что в конфликте участвуют не только Палестина и Израиль, поскольку он в большей или меньшей степени затрагивает интересы всех мусульманских стран Ближнего Востока. Тот факт, что Израиль выражает интересы западного мира, вызывает еще большее недоверие к демократии среди мусульманского населения. Это, в свою очередь, замедляет процессы демократизации на Ближнем Востоке и делает необходимым построение особого вида демократии, которая могла бы иметь небольшое сходство с западной демократией, однако отражала бы подлинные интересы ближневосточных государств.

Несмотря на то, что на современном этапе появляются тенденции перехода ближневосточных государств к демократическим формам правления, в регионе осталось достаточно большое количество диктаторских и автократических режимов. Для того чтобы демократия была полностью принята населением ближневосточных государств, необходимо разрешить достаточно большое количество конфликтов, которые появились в регионе вследствие американских операций в Ираке и Афганистане, конфликтов вокруг Израиля, геополитических устремлений Ирана, а также событий «Арабской весны». Многие из автократических лидеров утверждают, что выступают за демократические идеалы и формы правления, однако на практике наблюдается совершенно другая ситуация, причиной которой служат несколько факторов. Во-первых, характер организационной структуры многих государств не позволяет проводить демократические преобразования, что еще больше усложняется наличием как внутренних, так и внешних вызовов и угроз национальной безопасности этих стран. Во-вторых, в ближневосточных государствах внутренние войска и армия зачастую лояльны только правящей партии, однако при демократической форме правления главные силы, обеспечивающие безопасность страны, должны быть привержены интересам государства и нации, а не правящей элиты. Более того, в демократических системах население должно быть готово принимать активное участие в управлении государством, что возможно только при достаточно высоком уровне образования у людей. Следует отметить, что США являются наиболее значимым внерегиональным актором на Ближнем Востоке, основной целью которого является реализация собственных национальных интересов в регионе. Данное обстоятельство стало причиной того, что Соединенные Штаты поддерживают ряд недемократических режимов в ближневосточном регионе: в странах Персидского залива, Марокко, Алжире и т.д. В результате у населения государств региона возникает вопрос об истинных намерениях Соединенных Штатов и об их желании установить демократию на Ближнем Востоке. Развитие демократии на Ближнем Востоке практически невозможно, если инициирование демократических преобразований в регионе будет воспринято как продвижение Соединенными Штатами собственных национальных интересов. Более того, страны Ближнего Востока давно осознали, что «глобальная война с терроризмом» - это только прикрытие для установления проамериканских режимов в государствах региона. Для того чтобы построение демократии на Ближнем Востоке имело успех, необходимо, чтобы данные преобразования проводились с учетом интересов ближневосточных государств, а не только лишь интересов Соединенных Штатов. Помимо этого, проведение демократических преобразований на Ближнем Востоке должно происходить с сохранением религиозного и культурного наследия, а также привести к повышению среднего уровня жизни в государствах региона. Стоит отметить, что изменение политической культуры всегда является достаточно сложным процессом. Изменить лишь характер политической системы из авторитарной в демократическую недостаточно, поскольку процесс демократизации также затрагивает экономические, религиозные, образовательные и юридические системы государства, равно как и систему безопасности и средства массовой информации. В результате необходим достаточно длительный период для адаптации людей и государственных структур к новой форме правления, включающей в себя свободный рынок.

Учитывая, что у всех ближневосточных государств есть сильная религиозная основа, для исламских лидеров важно убедить население в том, что демократия является правильным выбором для их стран и не противоречит умеренным исламским убеждениям. Подобный тип общественной поддержки от религиозных лидеров может помочь создать основу для перехода к демократическим системам, а также позволит правильно воспринимать изменения, которые будут сопровождать данный переход.

В данном контексте следует обратить внимание на то, как демократия воспринимается населением стран Ближнего Востока, поскольку она, как продукт светского общества, вряд ли будет воспринята с одобрением населением государств региона, представители которого в большинстве своем являются последователями ислама. В данной связи, есть определенное опасение среди мусульманских стран относительно установления демократической формы правления.

Общественные движения как актор политического процесса в современном Египте

На протяжении всей истории существовало большое количество общественных движений, деятельность которых приводила к значительным изменениям в структуре социально-политического устройства различных государств. Несомненно, также было и много общественных движений, чья деятельность не приносила никакого результата. Однако события последних лет явно демонстрируют актуализацию значения общественных движений в политическом процессе современных государств. Существуют различные виды общественных движений. Так, например, в основе их различий может лежать идеология, одни из них преследуют революционные цели, целью других является проведение реформ, а некоторые достаточно консервативны и их деятельность направлена на противодействие изменениям в обществе. Общественные движения также различаются и по масштабу охвата: зачастую они ограничены масштабами отдельно взятого государства, однако существуют общественные движения, которые действуют в масштабах мировой политической системы.

Несомненно, общественные движения не появляются просто так, поскольку для их возникновения требуется большое количество ресурсов, а в процессе своего развития они проходят различные стадии. Другими словами, люди не разочаровываются в политике того или иного государства внезапно, после чего не формируют также внезапно общественные движения, которые позволяют организовывать массовые демонстрации или даже свергать существующие политические режимы.

Необходимо подчеркнуть, что определить общественные движения как политологическую категорию достаточно сложно, поскольку на современном этапе существует большое количество подходов к их изучению. Тем не менее, можно утверждать, что общественные движение - это относительно свободно организованные, но достаточно продолжительные кампании, направленные на достижение определенной социально-политической цели, как правило, заключающейся либо в или проведении, либо в предотвращении каких-либо изменений в обществе. Хотя общественные движения отличаются друг от друга по масштабу, их всех характеризует высокая степень коллективной сплоченности, поскольку в их основе лежат объединения людей, отношения между которыми не определяются строгими правилами или процедурами, однако они разделяют общую точку зрения относительно общества и характера его политической организации. Следует отметить, что «Братья-Мусульмане» являются самым старым из ныне существующих исламистских движений в мире, равно как и самой крупной оппозиционной группой в Египте. С одной стороны, «Братья-Мусульмане» - это политическая партия, которая выступила против режима X. Мубарака, однако с другой стороны, они также и общественное движение, которое проводило активную деятельность в гражданской сфере, пытаясь изменить ценностную систему общества, на формирование которой значительное влияние оказал существовавший на тот момент политический режим. Не оставляет сомнения тот факт, что подобная двойственность стала причиной глубоких противоречий. Очевидно, что объединение с оппозицией угрожало существованию «Братьев-Мусульман», однако ведение деятельности вне политической сферы требовало одобрения со стороны правительства. Все это привело к росту напряжения внутри данной организации, особенно после ее политизации в конце 1980-х г.г., когда «Братья-Мусульмане» решили участвовать в парламентских выборах. Необходимо также подчеркнуть, что рост напряженности наблюдался и за несколько лет до событий 25 января 2011 г., что выражалось, например, в критике организации со стороны некоторых из ее членов: одни обвиняли «Братьев-Мусульман» в чрезмерной политизации, а другие - в политическом квиетизме и чрезмерной компромиссности. Тем не менее, несмотря на наличие противоречий внутри «Братьев-Мусульман», им удалось сохранить организационное единство и пользоваться достаточной популярностью в египетском обществе. Как декларируется представителями данной организации, ее деятельность построена на основе следующих базовых принципов: - понимание ислама как всеобъемлющей системы; - отрицание насилия как средства внутриполитической деятельности; - принятие демократии как политической системы и, соответственно, принятие политического плюрализма; - поддержка различных движений и организаций, целью которых является противодействие иностранной оккупации; - взвешенный подход к реализации политики идентичности. Стоит подчеркнуть, что вышеуказанные принципы разделяются не только членами «Братьев-Мусульман», но и подавляющим большинством египтян. Так, согласно опросу, обнародованному Институтом Гэллапа в 2008 г., 98% египтян считают, что религия является важной частью их повседневной жизни, в то время как для 87% исламские обычаи и традиции играют центральную роль в их жизни. Таким образом, в египетском обществе религия представляет собой не просто обряды и ритуалы, а систему мировоззрения с набором определенных ценностей и принципов.

Более того, большинство египтян хочет, чтобы шариат был не просто одним из источников законодательства, а его единственным источником. Опросы, проведенные в послереволюционный период, демонстрируют, что только 9% египтян хотят полностью разделить институты религии и политики, чтобы у религиозных деятелей не было никакой возможности влиять на политическую жизнь государства; 14% населения высказываются в поддержку построения теократии, где у религиозных деятелей будет полная власть над государственными структурами; 70% придерживаются промежуточной позиции, полагая, что религиозные деятели должны осуществлять консультативные функции. Одновременно с этим, 88% египтян верят, что демократия - это путь к процветанию, а 79% полагают, что только мирные средства могут привести к желаемым изменениям. Необходимо подчеркнуть, что характерной чертой «Братьев-Мусульман» является чрезвычайно централизованный механизм выработки и принятия решений, который может быть рассмотрен с нескольких позиций. С одной стороны, он позволял политическому режиму влиять на решения «Братьев-Мусульман», оказывая давление на всего лишь небольшую группу лидеров. Однако, с другой стороны, подобный механизм позволил «Братьям-Мусульманам» превратиться в достаточно мощную, хотя менее интеллектуальную и идеологическую, организацию, что, в свою очередь, было крайне необходимо перед началом революции.

В данной связи следует отметить, что в течение последнего десятилетия политика «Братьев-Мусульман» подверглась серьезным изменения. Они стали частью оппозиции, которая появилась после палестинской Интифады в 2000 г. и вторжения в Ирак в 2003 г. Более того, в их внутриполитической риторике все больше прослеживался крен в сторону демократизации. Вообще, начиная с 2005 г., оппозиционные группы, как исламские, так и неисламские, начали сотрудничать друг с другом по широком кругу вопросов, таких как: борьба за независимость судебной власти от исполнительной в 2006 г., отказ от внесения поправок в конституцию в 2007 г., протест против израильской операции в секторе Газа в 2008-2009 г.г., равно как и позиции Египта в данном вопросе, а также поддержка общественных протестов, вызванных проведением египетским правительством неолиберальных реформ. Вышеуказанные события способствовали появлению нового поколения молодых активистов «Братьев-Мусульман», которые смогли построить коммуникацию с различными оппозиционными движениями. Они были готовы взять на себя инициативу и в меньшей степени зависели от централизованных решений, например, по поводу присоединения к протестным движениям, подтверждением чему стало их участие в демонстрациях перед началом революции, организованных в качестве протеста против пыток и убийства египетскими силами безопасности Халеда Сайда в Александрии.

Средства массовой информации и коммуникации как актор политического процесса в современном Египте

Перед тем как перейти к анализу средств массовой информации и коммуникации как актора политического процесса в современном Египте, следует подвергнуть детальному анализу такие категории, как «традиционные СМИ» и «новые СМИ». Так, традиционные СМИ включают в себя газеты, журналы, радио, телевидение и т.д. В данной связи, можно определить СМИ как «средства коммуникации, которые отличаются значительным масштабом охвата, а также тем, что они в большей или меньшей степени доступны большинству членов общества». Следует отметить, что даже в прошлом существовали некоторые формы интерактивности СМИ, однако массовая коммуникация была преимущественно однонаправленной. Тем не менее, несмотря на быстрый и непрерывный рост популярности новых СМИ, нет очевидных доказательств того, что популярность традиционных СМИ резко снизилась. Вероятнее всего, на современном этапе они стараются адаптироваться к изменившимся условиям и выступают в качестве дополнения к новым видам средств массовой информации и коммуникации. В данной связи актуализируется значение анализа, проведенного Мануэлем Кастельсом в работе «Сила коммуникации», в которой он выделил несколько тенденций, оказывающих в настоящее время значительное влияние на процесс построения коммуникации. Одной из тенденций является технологическое развитие, основанное на «оцифровывании» коммуникации, в которой ведущая роль отводится Интернету. Другая тенденция - создание ряда глобальных мультимедийных сетей, что стало возможным благодаря процессам либерализации и приватизации, начатых с 1980-х г.г. В конечном счете, эти тренды привели к изменению институциональной структуры СМИ, равно как и к их коммерциализации. Помимо этого М. Кастельс также выделил и «культурное измерение», в котором подчеркивал противоречивость в развитии глобальной культуры, сопряженное с усилением индивидуализма.

Следует отметить, что новые СМИ, прежде всего Интернет, стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Как уже было сказано, новые СМИ не заменяют традиционные СМИ. Скорее всего, информация и среда коммуникации стали более индивидуализированными, поскольку современные медиа объединяют в себе различные виды и способы передачи информации. Анализируя новые СМИ, следует отметить, что они включают в себя: электронную почту, социальную сети, блоги, форумы и т.д. Говоря об интерактивности Интеренета, зачастую применяется еще один термин - «Веб 2.0», смысл которого заключается в том, что при большем количестве людей, участвующих в сетевых взаимодействиях, системы наполняются большим количеством информационного материала. Стоит упомянуть, что последние исследования роли и влияния СМИ проводились под влиянием теории «постиндустриального» или «постмодернистского» общества. В данном контексте внимание акцентируется на появлении нового экономического порядка, характеризуемого крайней важностью доступа к информации и теоретическим знаниям, а также переходом от производства товаров к производству услуг. Тем не менее, это не означает, что технологии управляют обществом (так называемый «технологический детерминизм»). Напротив, в настоящее время ученые, занимающиеся исследованием новых видов СМИ, в большинстве своем отрицают подход, в котором инновации в сфере технологий рассматриваются как причина, а общество - как следствие. Они склонны полагать, что технологии, вместо того, чтобы быть отдельной от общественной жизни сферой, являются ее неотъемлемой частью, т.е. одной из основ современного общества. Следует отметить, что социальный детерминизм стал новым направлением в исследованиях современных СМИ, вследствие чего в центре анализа находится синергизм между «технологическим развитием» и «социальной практикой». В данной связи актуализируется значение концепции «сетевого общества», поскольку она позволяет подвергнуть анализу виртуальную среду, в рамках которой происходит взаимодействие большого количества различных акторов как в локальных, так и в глобальных масштабах. Анализируя новые СМИ, следует отдельно выделить «Социальные медиа», в основе которых лежат технологии «Веб 2.0», позволяющие пользователям создавать и обмениваться разнообразным информационным материалом. Так, во всем мире 22% времени, которое пользователи проводят онлайн, уходит на пользование социальными медиа и блогами. Более того, в настоящее время человек в среднем проводит пять с половиной часов в месяц, посещая социальные сети. Наиболее популярными социальными медиа являются «Facebook», «Twitter», «Linkedln», «YouTube», «Flickr», «Tumblr» и т.д. Так, «Facebook» - одна из крупнейших социальных сетей в мире, которая была основана в 2004 г. На современном этапе аудитория данной социальной сети составляет более 1,2 млрд. пользователей, а ежедневная суточная активность аудитории составляет приблизительно 720 млн. человек.

Следует отметить, что «Facebook» позволяет людям общаться с их друзьями, семьями, коллегами и т.д. Технологии данной социальной сети облегчают обмен информацией между пользователями, посредством использования разнообразных онлайн приложений, таких как, например, «социальный граф». Стоит упомянуть, что любой человек может зарегистрироваться в «Facebook» и начать взаимодействовать с людьми в виртуальной среде. Не оставляет сомнения тот факт, что данная социальная сеть - это часть повседневной жизни более чем миллиарда людей, половина из которых пользуется ей ежедневно. Еще одной популярной социальной сетью является «Twitter». Являясь разновидностью микроблога, «Twitter» позволяет пользователям публиковать и передавать короткие сообщения до 140 символов в одном «твитте». Пользователи данной социальной сети могут «читать» других пользователей или общаться, используя «хэштеги», слова или фразы, позволяющие объединять группы сообщений по определенной тематике, например, «#Египет». «Twitter» распространен практически во всех странах, а число его пользователей превышает 240 млн. человек. Следует подчеркнуть, что «Twitter» - это чрезвычайно индивидуальный метод коммуникации, поскольку пользователи должны выбрать тех, кого они «читают», и таким образом этот выбор будет уникальным у каждого пользователя. Очевидно, что одним из преимуществ данной социальной сети является то, что доступ к ней можно получить, используя компьютер или мобильный телефон, что в свою очередь делает «Twitter» легким способом коммуникации во время кризиса.

Похожие диссертации на Политический процесс в современном Египте: основные акторы, тенденции развития