Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Солиев Рустамджон Абдуллоевич

Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики
<
Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Солиев Рустамджон Абдуллоевич. Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Душанбе, 2006 146 с. РГБ ОД, 61:07-23/37

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ЭТНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПОСТОСМАНСКОЙ ТУРЦИИ

1. Реформы К.Ататюрка-как основной элемент теоретико-концептуальной идеологии Турции

2. Этно-политический анализ кемализма как национальной идеологии Турции

35-5

Глава 2. СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОЙ ТУРЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА

1. Кемализм в динамике борьбы и соперничества групп за статус за ресурсы власти

2. Национализм и его роль в контексте политико- идеологических процессов в современной Турции

3. Эволюция политико-идеологических процессов в Турции в контексте современной мировой политики 51-74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119-122

БИБЛИОГРАФИЯ 123-143

ПРИЛОЖЕНИЕ 144-146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В новых исторических условиях становятся более очевидными процессы эволюции идеологических изменений в Турции в контексте современной мировой политики. Турция стремится стать глобальным игроком на международной арене, выполняя роль некого «моста» между исламским и западным миром. Отсюда происходит переосмысление кемализма в рамках некой «посткемалистской» идеологии модернизации. На сегодняшний день налицо прагматическая линия большей части турецкой элиты (прежде всего, военных и чиновничьей бюрократии) за сохранение и отстаивание проверенной временем идеологии кемализма в рамках поиска ее новых форм и методов исключительно с целью достижения национальных интересов.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего,
исключительным значением политико-идеологических процессов,
динамики, тенденции развития для достижения не только внутренних, но и
геополитических целей турецким обществом. В этой связи представляется
весьма значимым установить какие именно аспекты кемализма влияют
',, сегодня на этнополитические, национальные и политические процессы

мусульманских народов постсоветского пространства, особенно государств Центральной Азии, для адекватного реагирования, отвечающего соответствующим национальным интересам. Важно оценить уникальность данной идеологической модели для Турции и ее значение в условиях нового мирового порядка, постбиполярного мира, диалога либо конфликта цивилизаций.

Актуальность настоящего исследования определяется также тем, что:

- во-первых, Таджикистан, как и другие постсоветские Центрально-
азиатские республики, получив независимость, находится на пути
трансформации политико-идеологических ценностей, поиска путей
создания политически стабильного, социально-ориентированного общества
на основе общечеловеческих интересов. Изучение политико-
идеологических процессов Турецкой Республики, научная разгадка
феномена экзистенции секуляристских принципов в стране с
мусульманским населением, представляется как социальная потребность
новых субъектов международных отношений в плане их рациональной
ориентации;

- во-вторых, Турецкая Республика целеустремленно наращивает
свое присутствие в регионе Центральной Азии совокупностью системных
отношений: политических, экономических, социальных, дипломатических,
правовых и гуманитарных. По многим направлениям превосходит своих
геополитических соперников. В этом плане немаловажную роль играет
официальная политическая идеология Турецкой Республики, проявлявшая
умеренность, толерантность, способность адаптирования к новым
внутренним и внешним вызовам. Выявление, исследование и изучение
закономерных особенностей, специфики развития и функционирования
интеграционных, дезинтеграционных качеств официальной идеологии
Турции в условиях надвигающегося исламизма в пространстве
традиционного распространения мусульманской религии отвечает
национальным интересам заинтересованных государств;

- в-третьих, всестороннее познание субъектов идеологии в
Турецкой Республике, выражающих их интересы во внутренней и внешней
политике форм общественных отношений, идентичности и расхождений
этих устремлений в международных делах;

в-четвертых, изучение, обобщение, анализ политико-идеологических основ современного развития Турецкой Республики, особенно их движущих сил, сущность, механизмов, типологий с целью выявления их интересов и потребностей для экстраполяции динамики развития событий внутри самой Турции в направлениях её устремлений за пределами страны. Предвидение соответствующих поведений указанного субъекта международных отношений в зонах её предполагаемого геополитического влияния.

Степень разработанности проблемы. Постосманская Турция продолжает оставаться важнейшим субъектом международной политики на Евразийском пространстве. Её географическое расположение, нарастающая экономическая мощь, следовательно, военно-политические ресурсы, особенность этнокультурного формирования, заявка на лидерство среди тюркоязычных государств, определённая привлекательная модель экономического развития детерминировала внимание к ней политиков, экономистов, военных и других социальных слоев мирового сообщества.

Изучение, исследование и научное обоснование многовекторных аспектов жизненно важных параметров Турецкой Республики считалось важной необходимостью и потребностью социальной практики, как самой Турции, так и стран, прямо, либо косвенно имеющих отношения с Анкарой.

Турецкие исследователи придавали важное значение политико-идеологическим процессам страны, анализировали, давали оценку, разработали и представляли соответствующие рекомендации своей политической элите. В этом отношении глубокой научной проработанностью отличаются работы таких авторов, как Айдемир С.С., Байюр И.Х., Бозкурт Гювенч, Эсмер А.С .

1 AydemirS.S Jnkilap ve kadro. Ankara., 1968; Baynr Y.H. TUrk Inkilabi tarihi. 1,11. Istanbul. 1940-1952; Bozkurt Gtiveng.Turk kimligi. Istanbul. 1996; Esmer A.S.Siyasi tarihi(l919-1939). Ankara. 1953.

В большинстве работ турецких историков дается научное обоснование исторической необходимости теории и практики турецкого национализма и всего комплекса политической идеологии государства, особенно в период формирования и становления Турецкой Республики. Часть работы турецких авторов посвящена процессу развития секуляризма, как одного из главных столпов кемализма, направленного на широкое внедрение европейских стандартов в различные сферы жизнедеятельности турецкого общества в постосманской Турции, борьбы с радикальными исламскими силами в обществе, и значимости исторической фигуры самого Кемаля Ататюрка в этом процессе1. К. Карпат в своих исследованиях рассматривает и придает важное значение происходящим политико-идеологическим процессам в постосманской Турции и ее влияния на социальные и политические процессы в Турецкой Республике, раскрывает этапы и направления, эволюцию кемализма - официальной идеологии современного турецкого государства2. В последнее время в турецкой научной литературе развёрнута большая дискуссия по проблематике идеологических доктрин и концепций Турецкой Республики .

Следует отметить исследования пантюркистских явлений со стороны турецких историков. В частности, Афет Инан, со ссылкой на высказывания основателя Турецкой Республики, подчёркивает мысль о необходимости открытия перед турецким народом новых исторических страниц, идущих корнями в древность4. Тем самым в целях более полного обоснования турецкого национализма и его исторического величия автор находит корни из древности и тесно связывает их с настоящим, показывая наличие высокого исторического духа турков на протяжении нескольких тысячелетий. Нури Язиси, указывая также на Кемаля Ататюрка, утверждает, что прототюрки сложились в этнос около пяти тысячи лет до

1 Berkes N. The development of secularizm in Turkey. Montreal., 1964.

2 Karpat K. Social change and politics in Turkey. New York., 1973.

3 Muzzafer llhan Erdost Yeni diinya diizenine zorlanmasi odaginda Tilrkiye. Ankara., 1999.

4 Afetlnan. Kemal Ataturk'ten yazdiklanm. Ankara.,1965.

нашей эры в междуречье Амударьи и Сырдарьи в результате слияния туранидов из Восточной и Средней Азии и уральских альпийцев1. Алтан Делиорман с целью максимального обоснования необходимости возвышения турецкого национализма как идеи общенационального объединения молодой Турецкой Республики утверждает, что турки стали первым обществом на земле, которое взрастило политические кадры, разработало законы общества . По утверждению ученого, турки привели всем другим народам основы права, организации и государственного строительства. Эта идея также нашла углубление и обоснование в монографии Эрдал Асиана. Он подчёркивает необходимость приведения живых примеров того, как турецкая нация распространяла культуру среди других народов и давала им примеры для подражания во всех областях, учила их жить в счастье и благополучии, на какие жертвы шла, чтобы поддержать жизнь в созданных ею по всему миру цивилизациях3. Таким образом, указанные исследователи стремятся обосновать особую роль турецкого народа в истории мировых цивилизаций, отсюда и необходимость турецкого национализма как одного из главных основ кемализма - объединяющего на идеологической почве воззрения в Турецкой Республике, особенно в первые годы ее становления.

Данная идея также широко культивируется на современном отрезке турецкой истории после распада СССР. Так, Вели Сирин отмечает историческую миссию турецкого народа в постсоветский период становления и развития вновь образованных тюркоязычных стран (Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана), обосновываются притязания Анкары на роль лидера «тюркского мира».

1 Nuri Yazici. Tarihte Tilrkler ve Ttirk Devletlen. Konya., 1997. s. 81,

2 Altan Deliorman. Tarih I ve II. Istanbul, 1993. s. 28.

3 Erdal Asian. Devren tarihi ders kitaplan. Istanbul., 1982.

4 Veliirin. Ders cecme ve kredi sistemine gore tarih. Ankara. 1998.

Советскими учёными, исходя из требований времени, глубоко и всесторонне изучены политические, экономические, идеологические и иные проблемные аспекты Турецкой Республики1.

Среди них заслуживают особого внимание работя В.И.Данилова и Р.П.Кондакчана, посвященные анализу исторических корней и сущности кемализма, оказывающего определяющее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, являясь сердцевиной политико-идеологических процессов Турции2.

Ценность этих работ заключается в выводах о том, что кемализм, как основа турецкого национализма 60-70-х годов, несомненно, включал в своё содержание и социальное отражение различные формы жизнедеятельности, потребности в стремлениях достижения реальной субстанциональной компенсации. Эти теоретико-концептуальные принципы сохранены по настоящее время.

Советские учёные исследовали данную проблему не только с классовых, атеистических позиций. Следуя принципам научной объективности исламскую религию, способы её подчинения интересам государства рассматривают как важнейшую часть духовной жизни, соприкасающуюся и обладающую сходной материально-производственной деятельностью и качеством.

' Ю.Рустамов. Современная турецкая буржуазная социология. (Критический очерк) /Баку.,1967. Э.Гасанова. Об идеологических основах кемализма и их современном толковании в Турции. Народа Азии и Африки, 1968, № 3, с.24-35; Э.Гасанова. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции. Религия и общественная мысль стран Востока. -М., 1974; Э.Гасанова. Новые веяния в общественной мысли Турции». Народы Азия и Африки, 1965, № I, с. 26-34; Э.Гасанова. Принцип «народничества» кемализма и его трактовка в современной Турции. Турция: история, экономика.- М., 1978, с.48-59. Подробнее см. Э.Ю.Гасанова. Вопросы идеологии кемализма в трудах советских ученых. -М., 1974. /Доклады и сообщения советской делегации. III Международный съезд по изучению стран Юго-Восточной Европы; Д.Еремеев. Кемализм и пантюркизм. Народы Азии и Африки, 1963, № 3, с.58-70; Ф.Шабанов. О кемалистских принципах формирования национальной государственности в Турции. Турция: история, экономика.-М-, 1978, с.115-122

2 В.И.Данилов. Средние слои в политической жизни современной Турции. - М., 1968; Р.П.Кондакчан. Внутренняя политика Турции в годы второй мировой войны. - Ереван., 1978.

Особое место в исследовании и научной интерпретации религиозной
ситуации в Турецкой Республике занимают работы Э.Гасановой,

Ю.Рустамова, Н.Эфендиевой, Р.Кондакчана, И.Фадеевой, Н.Киреева1.

Таджикская историческая и политическая наука также не обошла без внимания проблемы политико-идеологических процессов Турецкой Республики. Их освящение детерминировано необходимостью научной интерпретации исторической реальности в жизни таджикского народа2, политического анализа и оценки современного состояния таджикско-турецких отношений и определения перспектив их углубления и развития3, а также исследования региональных проблем международных политических отношений4.

Значительный вклад в анализ обобщений и научную интерпретацию фактов, явлений, связанных с политико-идеологическими проблемами Турецкой Республики принадлежит западным учёным5. На наш взгляд, характерная особенность их работ заключается в исследовании исторической и феноменологической специфики, проявлениях излишней озабоченности, опасениями вероятности попадания турецкого общества и политической элиты этой страны под русско-советское идеологическое и геополитическое влияние.

Э.Гасанова. Ю.Рустамов. Ислам и общественная жизнь современной Турции. - Баку, 1980; Э.Гасанова. Ю.Рустамов. Модернизация ислама в современной Турции. - Баку. 1982; Н.Эфендиева. Антирелигиозная деятельность некоторых женских организаций в Турции. - Баку. 1985; Р.Копдакчан. Место религии во внутренней политике послевоенной Турции. - Ереван., 1994; И.Фадеева. Об эволюции светских тенденций в социально-политическом развитии Турции. - М., 1973; Н.Киреев. Проблемы социально-экономического развития Турции в турецких концепциях «исламской экономики». - М:. 1987. 2 Гафуров Б. Таджики. 1,2 ч. Душанбе. 1983.

Рахмонов Э. Политика мира и созидания. - Душанбе., Ирфон. 2001; Рахмонов Э. Точикистон: дах соли истиклолият, вахдади миллй ва бунёдкорй. 1,11,111 ч. - Душанбе., Ирфон. 2001; Назаров Т. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. - Душанбе., Типография УИ МИД РТ. 2001; Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество, - Душанбе., УИ МИД РТ, 2004; Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе., УИ МИД РТ, 2003.

4 Ятимов С. Иран: хомейнизм и международная политика. - Душанбе., «Шарки Озод». 2002; Ятимов С. Исламская Республика Иран. - Душанбе., 2001.

Lewis В. The emergence of modern Turkey, - London, 1961; Berkes N. The development of secularism in Turkey, Montreal, 1964; Heydu. Foundations of Turkish nationalism. - London., 1950.

Представляется, что с окончанием «холодной войны» и распадом Советского Союза внимание западных учёных к проблемам политико-идеологических процессов современной Турции несколько снизилось.

Результат изучения, анализа и сопоставления комплекса научных работ, как отечественных, так и зарубежных твёрдо указывает на отсутствие на сегодняшний день отдельного исследования, которое целенаправленно, последовательно и системно изучало бы политико-идеологические процессы в условиях современного развития Турецкой Республики. Вместе с тем отмеченные научные исследования служат научно-теоретической и методологической основой для настоящей диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности проблемы в работе в качестве главной цели рассматриваются исследования движущих сил, сущность, механизмы, основное содержание политико-идеологических процессов современного развития Турецкой Республики.

Реализация поставленных целей детерминировала необходимость решения следующих задач:

осуществить анализ формирования, изменения, преобразования и функционирования кемализма как государственной идеологии Турецкой Республики;

- показать степень влияния политико-идеологических процессов
на внутреннюю политику Турции;

- исследовать особенности эволюции и трансформации национальной идеологии Турции и её адаптации к условиям постбиполярного мира;

- определить политические технологии и формы реализации
политико-идеологических принципов современной Турции;

- выявить проблемные ситуации политико-идеологических процессов Турецкой Республики в аспектах его геополитических интересов, особенно по отношению к Республике Таджикистан.

Объект исследования - политико-иделогические процессы в Турецкой Республике в контексте происходящих в стране политических преобразований, развития современной мировой политики, в связи с конкретным опытом истории.

Предметом исследования являются политико-идеологические процессы, происходящие в современной Турции, изменения состояния и эволюции кемализма как стержневой основы указанного явления.

Методологической основой исследования является теоретико-методологический синтез политико-идеологических процессов современной Турции.

Методологической базой послужили научные теории об исследованиях политико-идеологических процессов, в том числе и в духовной жизни общества. Использовались общенаучные и специальные методы исследования. Предпочтение в этом направлении дано принципу историзма, методам системного анализа, структурно-функциональному, эмпирическому и непосредственному наблюдению за практикой политических изменений исследуемого объекта. Научная разработка сопровождалась изучением, анализом и научной интерпретацией актуальных директивных документов последнего десятилетия, материалами средств массовой информации Турецкой Республики.

Научная новизна определяется самой постановкой проблемы исследования политико-идеологических процессов в современных условиях развития Турецкой Республики, вступившей в серьёзную конкуренцию с

политическим исламизмом за ресурсные потенциалы этнополитического характера.

Полученные диссертантом основные результаты исследования и их научная новизна выражаются в следующем:

- впервые проведено комплексное изучение политико-
идеологических процессов, происходящих в современном периоде развития
Турции, с использованием принципа историзма;

- дана концептуальная характеристика эволюции кемализма, как
стержневого элемента политико-идеологической системы Турецкой
Республики.

произведён сопоставительный анализ противоборства, взаимодействия и различий кемалистской и исламистской политико-идеологических концепций в процессах формирования общей стратегии внутренней и внешней политики современной Турции.

- разработаны общие рекомендации учёта особенностей и
специфики внешнеполитических инициатив Турецкой Республики по
отношению к Республике Таджикистан в интересах эффективного
обеспечения и продвижения её национальных интересов.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Представленные в исследовании материалы и выводы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и чтения лекций по проблемам политико-идеологических процессов в странах Азии и Африки, а также для проведения комплексных исследований по данной тематике. Данная работа также послужит научно-практической рекомендацией для определения методов изучения влияния кемализма, турецкого исламизма и этноидеологических процессов на внутреннюю и внешнюю политику Турецкой Республики, как на современном этапе, так и в перспективе.

Некоторые выводы могут быть использованы при выработке политологических моделей исследования особенностей национальной идеологии тюркоязычных государств, особенно постсоветских.

Материалы исследования представляются быть полезными для использования в политической практике соответствующих общественных и государственных институтов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева.

Наиболее важные положения диссертации изложены в публикациях автора. Отдельные аспекты докладывались на международных семинарах, круглых столах, конференциях, проходивших в гг. Стамбуле, Анкаре, Душанбе, использованы в информационно-аналитической деятельности учреждений внешнеполитического ведомства Республики Таджикистан.

Кроме того некоторые положения и рузультаты исследования докладывались автором в научных сообщениях и следующих конференциях:

  1. Научная конференция, проведённая центром Никсона(США) в г.Анкаре(Турция) в 2004 году на тему «Воспросы борьбы с Хиб-ут-Тахриром».

  2. Конференция, проведённая международной организацией «Каспийско-Черноморского сотрудничества» в г. Анкаре(Турция) в 2006 г. на тему «Политическое и экономическое сотрудничество стран региона».

Результаты диссертационного исследования опубликованы автором в монографии, научных статьях и тезисах докладов.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии, а также приложения, в котором приводятся фрагменты турецких официальных документов.

На защиту выносятся следующие положения:

политико-идеологические процессы, происходящие в Турции на современном этапе характеризуются дальнейшим упрочением позиций кемализма (ататюркизма) как главного определяющего элемента политической идеологии Турции. Вместе с тем в последнее десятилетие наблюдается определённая трансформация основ кемализма под влиянием, как внешнеполитических моментов (глобализм, усиление американского фактора в региональной политике), так и внутренней этнополитической ситуации (усиление неоосманизма, появление политической элиты демоисламистского толка). Всё это находит соответствующую рефлексию на происходящей сегодня модернизации кемализма как политической идеологии турецкого государства;

феномен, связанный с политической партией, основанный на исламизме в политической системе Турецкой Республики, наращивании им своего влияния и властных ресурсов в обществе, совершенствовании своих институциональных, нормативных, функциональных и улучшения коммуникативных качеств, представляет серьёзную угрозу секуляристскому кемализму в настоящее время и в ближайшей перспективе;

экстраполяция динамики политико-идеологических процессов современной Турции указывает на то, что состоящие в её основе кемализм и исламизм располагают неравными возможностями усиления влияния в обществе. Первый основывается и опирается на внутренние, национальные ресурсы. Второй, кроме этого пользуется политической, моральной,

возможно и материальной помощью официального и транснационального исламизма;

- кемализм как исторически обусловленная форма турецкого общественного сознания, признаваемая в региональной и глобальной политике как элемент внутри- и внешнеполитического процесса Турецкой Республики, угрозу, в частности, национальным интересам Республики Таджикистан, не представляет. Форма, содержание и направленность турецкого исламизма, непременно существующего во внешнеполитических аспектах Турции в различных формах, заслуживает соответствующего внимания в интересах защиты конституционных основ государственного строительства Республики Таджикистан.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения, в котором приводятся фрагменты турецких официальных документов.

Реформы К.Ататюрка-как основной элемент теоретико-концептуальной идеологии Турции

К мифологизации прошлого прибегают идеологи многих народов на этапе национального самоутверждения и государственного строительства. В Турции по ряду причин комплекс мифологем стал одной из экзистенциальных доминант нации, превратившись по существу в «официальную неорелигию».

Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возник на ранних ступенях создания нового турецкого государства после победы национально-освободительного движения, декларировавшего выход на историческую арену новой страны. Возникла новая острая необходимость формирования нового национального самосознания турецкого народа в постосманских исторических условиях с целью формирования новой политико-идеологической концепции.

Новое национальное самосознание призвано было включить в себя совокупность современных представлений с сохранением позитивных сторон многовековых традиций и понятий этноса, позволяющий воспроизвести эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности.

Основной функцией этнической мифологизации на этапе нового политико-идеологического развития турецкого общества заключалось в создании ментального социально-политического единства этнических образований(более 20). Таким образом было решено на основе провозглашения национальных единств создать «государственную нацию».

В этой связи кемалисты активизировали поиск исторических корней возглавленного ими народа. При этом решался целый ряд задач. Во-первых, необходимо было добиться прямого возвеличивания молодой турецкой нации «в пику» соседним, с которыми первая находилась на тот момент отнюдь не в дружеских отношениях, убедить себя, да и все мировое сообщество в некой «исторической избранности» турецкого народа, вернув этнониму «турок/тюрок» уважительный оттенок: на последнем этапе существования Османской империи этот термин стал передавать понятие «деревенщина», «мужлан». Задача была сформулирована самим Мустафой Кемалем Ататюрком, основоположником турецкого национализма -кемализма. "В первую очередь надо открыть нашему племени новые исторические горизонты, идущие в древность. Представляется невероятным, чтобы корни тюркских племен, проявивших себя в разное время в разных районах, не шли в эпоху древности»1. Под этот тезис были разработаны теории, согласно которым цивилизация и государственность как таковые были принесены и на Индостан (Мохенджо-Даро), и в Месопотамию (Шумер), и в Малую Азию (хетты), и в Европу (этруски), и в Африку (Египет) и даже в Америку (ольмеки) древними тюрками, превратившимися в кочевников после высыхания гипотетического моря где-то в недрах Центральной Азии, на берегах которого они создали якобы древнейшую цивилизацию мира.

Считается, что авторство самой этой идеи принадлежит Ататюрку . Согласно более поздним исследованием, «прототюрки» сложились в этнос около 5000 лет до н.э. в междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи в результате слияния «туранидов» из Восточной и Средней Азии и «уральских строительства", - повествует современный школьный учебник1. "Ввиду того, что тюрки по уровню культуры и цивилизации превосходили население тех областей, куда они переселялись, они навязывали ему свое превосходство и обучали цивилизации."- вторит ему другое учебное пособие .

Системе образования, насквозь пропитанной культом вождя ("после переворота 1980 года, материал об Ататюрке появился в программах по турецкому и иностранным языкам, социологии, философии, математике, географии, музыке, физкультуре и религии" , отводится важнейшая роль в становлении детского и подросткового мировоззрения: Согласно изданному еще в 30-х годах "Руководству для начальных школ», "...уроки истории должны стать средством пропаганды национальных задач. Необходимо приводить живые примеры того, как турецкая нация распространяла культуру среди других народов и давала им примеры для подражания во всех областях, учила их жить в счастье и благополучии, на какие жертвы шла, чтобы поддерживать жизнь в созданных ею по всему миру цивилизациях" .

Кемализм в динамике борьбы и соперничества групп за статус за ресурсы власти

Разрушение Османской империи представлялось для турок вселенской катастрофой, и не только для ее идеологов, но и для социальных низов. Крушение ее неминуемо должно было бы изменить их глубинное самосознание. Ведь "турецкие крестьяне - потомки храбрых героев, которые пришли из далекого востока, чтобы основать на развалинах византийского христианского владычества империю " И действительно, когда империя в результате первой мировой войны рухнула, туркам показалось, что рухнул весь мир. Началось повальное моральное разложение. "Страна была переполнена дезертирами и бежавшими из тюрем " Последовавший за войной Севрский мирный договор, как отмечали исследователи того периода, можно было считать "символом политической смерти Турции" Видимо, для турок это последняя капля, переполнившая чашу терпения. Мгновенно и, кажется, совершенно спонтанно возникает мощное турецкое сопротивление. Мустафа Кемаль провозглашает свой "Национальный Обет", который очерчивает границу будущего турецкого государства: на первый взгляд, довольно произвольно, исходя лишь из того, что еще можно вернуть. "Национальный Обет" имеет, почти, магическое действие. "Вся азиатская Турция встает на сторону национальной армии, объявившей войну не на жизнь, а на смерть"4, констатируют очевидцы.

Победив захватчиков, Кемаль начинает воссоздавать Турцию, но совершенно в новом качестве - светской республики, четко очертившей свои границы. Его реформы касаются не только сферы государства и управления, но и религиозной, культурной, бытовой. Все это почти не встречает протеста населения. Впечатление такое, отмечают бывшие в то время в Турции советские специалисты, что вся Турция поддерживает Кемаля1. Имперский народ, никогда не идентифицировавший себя по национальному признаку, а только по религиозному, создавал национальное государство. Турецкий народ, для которого его принадлежность к исламу была главнейшей самохарактеристикой, спокойно, как выяснилось, перенес и уничтожение халифата, и множество самых разнообразных религиозных запретов, проводившихся, кстати, в довольно жестокой форме, и, наконец, что весьма важно, покорно снял с себя феску, которая была для него символом достоинства турка.

Означает ли все это, что в сознании турецкого народа произошел серьезный сдвиг, который мог быть только результатом глубоко кризиса? Но никаких симптомов кризиса в турецком народе мы не обнаруживаем. Если и встречаются какие-либо признаки надрыва, то только у ограниченного числа интеллигентов. Народ же, крестьяне, ведут себя так, словно с ними ничего особенного ни случилось.

Мировоззрение турецкого народа сложилось в эпоху быстрого расширения Османской империи, когда не было различия между воином и крестьянином, когда по призыву воевод массы населения бросали свои деревни и отправлялись к "означенному месту, где находился воевода. И воевода, дождавшись их, снабжал их лошадями и другим снаряжением, которое необходимо" . То было время стремительного расширения империи. Все эти годы "турки никогда не находятся в покое, всегда ведут войну, из года в год, от одних земель к другим"."Турки раскинули в Европе стан военный. Война - душа турок" . "Источником всех благ для турецкого народа считалась война"2.

Основная функция Османского государства - ведение Священной войны; хозяйственная и административная функции - второстепенны. Земля, покоренная мечом во имя Аллаха, находится в распоряжении главного военного вождя - султана, совмещающего в своем лице обязанности главнокомандующего, правителя и высшего религиозного авторитета (халифа). Государственная структура в идеале является военной структурой, в которой существует иерархия военных вождей сверху до самого низу, до главы крестьянской общины, бывшего первоначально и местным военачальником. Земля, на которой живет крестьянская община, не представляется данной раз и на всегда. Если нужды ведения Священной войны заставляют турка перейти в другое место, он сделает это без особых моральных потерь.

Но XV11 век оказывается для османцев переломным, начинается закат империи. Вынужденное прекращение завоевательской политики приводит к серьезному кризису власти. Если преклонение перед военачальником было для турок естественным, то чиновник не имеет в глазах турка санкции на власть. В чиновнике турок видит "равного себе, а не вождя своего, а повиноваться равному для турка тяжелее, нежели для европейца" .

По сути дела, прекращение дальнейшего завоевания ставит для турок под вопрос само существование Османского государства. Будучи фаталистами, видя во всем неизбежный рок, они, по словам источника, относящегося к началу XIX века, " начинают думать, что кончилось время, предначертанное для существования Оттоманской монархии, что пора снять лагерь и отправиться домой. Малая Азия есть в их глазах край чужой, занятый силой, - место пребывания, из которого рано или поздно надобно уйти, удалиться; родиной же своей они почитают какие-то худо ими понимаемые страны Юго-Востока, родиной, а не отечеством; слова "отечество" в турецком языке нет, и понятие, с ним сопряженное, есть для анатолийского турка не только неизвестное, но и совершенно непонятное".

Национализм и его роль в контексте политико- идеологических процессов в современной Турции

Турецкий национализм (миллиетчилик) - один из краеугольных камней официальной идеологии Турецкой Республики, зафиксированный в ее Основном законе. Национализм занял крайне важное место в идеологическом обеспечении национально-освободительного движения турецкого народа. Возглавившая это движение военно-гражданская интеллигенция отвела турецкому национализму почетное место в разработанной ею системе принципов, которые получили название "кемализм" по имени вождя национального движения и основателя республики Кемаля Ататюрка.

Положение изменилось после прихода младотурок к власти. До этого в национализме преобладали культурно-исторические аспекты как факторы, имевшие особое значение для консолидации нации. Теперь национализм, кроме культурных, стал приобретать и политические очертания. Речь пошла о политике укрепления централизованной Османской империей, стержнем которой стали бы турки, объединившиеся вокруг национальных идеалов. Эта политика должна была влить новые силы в слабевшую империю, которая в начале XX в. потеряла почти все свои немусульманские территории. Империя в узких границах должна была возродиться на базе тюркизма - турецкого национализма, тюркизации оставшихся в ее, составе мусульманских этносов.

Надо заметить, что в тот период процесс складывания турецкой нации еще не был завершен, не сложились окончательно турецкая культура и турецкий язык. Учитывая это, Зия Гекальп отдавал приоритет не личности, а нации как источнику мысли, высшему духовному авторитету, высшему моральному судье всех членов общества. Такова была идеологическая обстановка, в которой взрастало новое поколение турецких военно-гражданских интеллигентов, возглавивших национально-освободительное движение, а затем новое турецкое государство. Ясно, что существовали серьезные наработки в формировании идеологии турецкого национализма, и кемалисты, безусловно, их восприняли и использовали.

Победоносный для кемалистов ход национальной войны поставил в повестку дня вопрос о подготовке и проведении реформ в организации нового государства, политической системе, экономике, культуре. Одним из главных факторов, обеспечивших кемалистам победу, был, как подчеркивает турецкий профессор Суна Кили, принцип национализма4. Кемалисты понимали, что этот принцип следовало закрепить, развить и применять дальше. Надо было обеспечить единство нации для достижения успеха в планировавшейся ими политической, экономической и культурной революции.

Как сами кемалисты трактовали свой принцип национализма? Суна Кили пишет, что он не носил расистского характера, не был ирредентным, т.е. не направлялся против какого-либо этноса. Напротив, он имел объединяющий характер, указывал на единство и неделимость нации и страны, направлял усилия турок на достижение общенациональных целей. Он не выступал за закрытое общество, а напротив, основывался на уверенности в способности турок превратить свою страну в современное государство, используя в случае необходимости опыт других стран. Понимание Народно-республиканской партией (НРП) национализма отвергает веру в жизнь традиционного общества в рамках религиозной общины. Напротив, К.Ататюрк полагал, что жизнь турок как нации означает переход в состояние современного общества. В 20-е годы XX в., по мнению видного исследователя социально-политических процессов в Турции Кемаля Карпата, в жизни республики на первый план вышли три принципа -национализм, лаицизм и народность. При этом "национализм рассматривался как база режима". После победоносного завершения национально-освободительного движения идеология национализма получила дальнейшее развитие. Прежде всего она была очищена от всяких проявлений пантюркизма. В понимании кемалистов турецкий национализм был тесно связан с понятием турецкого национального государства, он воспринимался исключительно в связке: нация - государство. Идеи пантюркизма, "Великого Турана" были объявлены неприемлемыми и опасными. Принцип национализма должен был осуществляться исключительно в рамках национального государства.

Похожие диссертации на Политико-идеологические процессы на современном этапе развития Турецкой Республики