Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности Цеев Амир Вагранович

Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности
<
Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цеев Амир Вагранович. Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности : диссертация ... кандидата юридических наук : 23.00.02 / Цеев Амир Вагранович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ростов-на-Дону, 2009.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/260

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политико-правовые технологии гуманизации государства: теоретико-методологический аспект 12

1. Духовно-нравственные и правовые предпосылки гуманизации государственной власти: теоретический аспект 12

2. Принцип гуманизма в государственно-правовой идеологии России 28

3. Антигуманистические ценности тоталитаризма и авторитаризма в истории Российского государства: политико-правовой анализ 51

Глава II. Политико-правовая институционализация гуманизма в деятельности государственной власти современной России 73

1. Правовой формализм и социальная безопасность личности в условиях модернизации Российского государства 73

2. Политико-правовой гуманизм в условиях полиэтнической государственности 86

3. Духовно-нравственное развитие личности в системе приоритетов государственной власти 110

Заключение 135

Литература 144

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Одним из ведущих принципов организации и функционирования государственного аппарата является принцип гуманизма, реализация которого требует особой конфигурации политических и правовых институтов Несмотря на попытки лидеров Российского государства в последнее десятилетие сойти с курса радикального либерального реформирования управленческих моделей и институциональных оснований государственной власти в сторону умеренных социально-либеральных механизмов политико-правового развития с целью построения реального, а не декларируемого, социального правового государства, выражающиеся правовыми, политическими, кадровыми решениями, продолжается процесс, начавшийся еще в первые годы после перестройки, отчуждения власти от населения, углубляется разрыв между народом и элитой, все более заметной становится ее оторванность от народа и замкнутость последней на решении собственных финансовых проблем

Принцип гуманизма, активно внедряемый в общественное политическое и правовое сознание в 90-е годы прошлого столетия, превратился постепенно в декларативный лозунг и утратил свою роль в качестве вектора государственно-правового строительства новой России Ему на смену пришли новые идеи и ценности суверенной демократии, глобального суверенитета, державного возрождения итд Напоминанием о главенствующей роли этого принципа остаются лишь нормативно-правовые акты постсоветского периода несколько десятков федеральных законов, постановлений Правительства и Конституционного Суда РФ упоминают этот принцип в качестве фундаментального или ссылаются на него Однако до сих пор понятие "принцип гуманизма" не имеет ясной интерпретации и нигде не проанализированы особенности его политико-правовой ин-ституционализации Между тем вполне очевидным является обстоятельство, что реализация этого принципа не сводима к правозащитной деятельности и является гораздо более широкой по своему функциональному и методологическому контексту

Гуманизация государственной власти предполагает ряд мероприятий, связанных с институциональной и нормативно-правовой реформой государственного аппарата, направленной на сокращение

социальной дистанции между чиновником и "маленьким человеком", между управлением и управляемыми, властью и народом Ее основные методы предполагают правовые реформы демократического устройства, региональной и муниципальной власти

Степень научной разработанности проблемы. Анализ защищенности личности и реализации принципа гуманизма в деятельности государственной власти показал, что недостаточное исследование его политико-правовых аспектов наряду с отсутствием концептуальных и институциональных разработок законодательной конкретизации негативно сказывается на государственно-правовом развитии страны, регулировании социальной сферы, а также на формировании стратегии правового обеспечения национальной безопасности Российского государства Многочисленные политико-правовые исследования, посвященные гуманизму и "человеческому измерению" государственной власти, правовой системы, правовой политики можно условно разделить на несколько групп

К работам методологического, концептуального и историко-тео-ретического характера следует отнести труды классиков отечественной и зарубежной политологии и юриспруденции В трудах и учениях Аристотеля, Ж Бодена, Ч Беккариа, Дж Вико, Гиппия, М Монтеня, По-либия, Протагора, Э Роттердамского, Цицерона человек рассматривался как один из центральных элементов государственно-правового строительства, именно вокруг человека развивались их философско-право-вые взгляды Либеральное учение о гуманном государстве разрабатывалось К Т Велькером, Гердером, И Кантом, Лессингом, Дж Локком, Р Фон Молем, Ш Л Монтескье, Фихте Кроме того, существенный вклад в гуманистическую философию права внесли сторонники естественно-правовой природы права- X Вольф, Гуго Гроций, Т Джефферсон, Т Пейн, С Пуфендорф, X Томазий и другие западные философы и теоретики права Вопросы социальной правовой политики рассматривались в работах Г Гурвича, О Гирке, Л Дюги, А Менгера и других правоведов, которые предлагали гуманизацию понимать как реальную заботу государства о народном благополучии

В работах отечественных философов, теоретиков права гуманизм понимался в соответствии с русской духовностью, самобытной национальной культурой и системой ценностей, среди которых особую роль играют свобода, честь и достоинство личности К числу авторов особенно оригинальных отечественных гуманистических

концепций государственно-правового развития России можно отнести Н Н Алексеева, С Е Десницкого, Г К Гинса, А А Гольденвейзера, И В Киреевского, Б А Кистяковского, П И Новгородце-ва, А С и Д А Хомяковых, Б Н Чичерина, М М Щербатова, религиозного мыслителя В.С Соловьева, известных цивилистов Н А Гре-дескула и И А Покровского В их трудах предлагаются разные институциональные формы государственного патернализма, народного представительства, свободы религиозных убеждений, единения личности и государства, "права на достойное существование"

Современные российские ученые-правоведы активно работают над отечественной моделью правового государства, предлагая различные варианты и политико-правовые технологии гуманизации государственной власти Для методологического и аксиологического анализа принципа гуманизма в российской правовой политике особый интерес представляют публикации теоретиков и философов права С С Алексеева, П П Баранова, В Н Бутылина, В В Денисенко, Ю А Кашубы, Е А Лукашевой, В.Я Любашица, А В Малько, Н В Мамитовой, Л С. Мамута, С В Марковой-Мурашовой, А Ю Мордовцева, В С Нер-сесянца,АИ Овчинникова, ГС Працко, ИН Сенякина, Ю.А Фролова, В Е Чиркина В их работах разрабатываются вопросы соотношения правового и социального государства, правовых оснований и последствий либеральных реформ, правовой идеологии, роли частной собственности в формировании гуманного государства, модели институ-ционализации государства всеобщего благоденствия

Политико-правовые основания гуманного государства в контексте социального патернализма получили освещение в работах И А Иванникова, М А Лушниковой, А Ф Нуртдиновой, ГЮ Семи-гина Юридические формы и способы гарантий социальных обязанностей государства стали предметом исследований А Е Козлова, И А Ле-дях, Н В Пугало, С Д Соловьева Вопросы судебной защиты личности от произвола государственных органов и должностных лиц, а также ее социальных прав в деятельности Конституционного Суда РФ изучались в монографии и статьях Н С Бондаря, Б С Эбзеева Международно-правовые механизмы защиты личности, ее права и свободы в современном государстве анализировались в трудах Л Б Алексеевой, В Д Зорькина, В А Карташкина, Е А Лукашовой, И И Лукашук, М Л Энтина

Различные предложения и политико-правовые меры гуманизации современного Российского государства содержат статьи и пуб-

личные выступления Б Грызлова, Н Зюганова, С Миронова Их идеи показывают вектор социально-демографической политики, социальной, экономической направленности государства по повышению уровня жизни и прожиточного минимума в стране

Несмотря на то, что разработка проблем гуманизации государственной власти уже ведется, ее институционально-правовое измерение в концептуализированном виде еще не выделено в качестве отдельного политико-правового исследования Несоразмерным значимости и важности вопроса следует признать количество работ в отечественной науке, раскрывающих роль права и государственной власти в обеспечении реализации принципа гуманизма

Объектом исследования выступают процессы формирования государственности России в условиях современной политико-правовой трансформации, а предметом - юридические технологии и институты правовой политики, направленные на гуманизацию государственной власти в России

Целью настоящего исследования является политико-правовой анализ реализации гуманистических приоритетов в правовой политике и государственном развитии России

Для достижения этой цели в диссертационном исследовании ставятся и решаются следующие задачи

— определить основные теоретико-методологические подходы к
исследованию политико-правового принципа гуманизма, показать
роль права в его реализации,

- выявить духовно-нравственные предпосылки гуманизации
властно-личностных отношений и аксиологическую природу прин
ципа гуманизма в контексте государственной идеологии,

— охарактеризовать политико-правовые основания антигуман
ных действий государственной власти в истории России,

обозначить политические и правовые средства обеспечения безопасности личности в контексте модернизации Российского государства,

рассмотреть приоритеты государственно-правового развития в контексте социокультурных особенностей гуманистической культуры в России,

— выделить политико-правовые технологии участия граждан
ского общества в процессах гуманизации государственной власти и
правовой политики

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем

определены концептуальные характеристики гуманизма как политико-правового принципа и приоритета государственного развития,

выявлены методологические и идеологические аспекты гуманизации государственной власти в контексте правовой политики и национальной идеи политико-правового строительства российской государственности,

— выделены и проанализированы основные угрозы и вызовы
гуманистическим ценностям в процессах трансформации россий
ского общества, политической, правовой и экономической глобали
зации,

- проанализированы исторические предпосылки гуманизации
российской государственности, установлены политико-правовые
условия возникновения тоталитаризма и авторитаризма в России,

дана характеристика юридических механизмов и технологий защиты безопасности человека в условиях либеральной модернизации,

показаны социокультурные особенности институционализа-ции гуманного правового государства в условиях самобытности российской политической и правовой культуры,

-систематизированы институциональные возможности гражданского общества в сфере гуманизации государственной политики Основные положения, выносимые на защиту: 1 Гуманизация государственности представляет собой политико-правовой процесс конфигурирования институтов общественно-политической системы с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности человека как главного субъекта общественного развития и основной цели функционирования государства К политико-правовым средствам гуманизации государства следует отнести приоритеты и принципы правовой политики, институты и нормы законодательства, направленные на формирование "человекоцен-тричной" социально-экономической, правоохранительной и политической системы, а также судебные формы защиты личности и ее прав в процессе их реализации В зависимости от сферы человеческой и социально-групповой жизнедеятельности выделяют социально-экономическую, правоохранительную, экологическую, духовно-нравственную, культурно-историческую

  1. Гуманизация государства в социально-экономической сфере предполагает достижение такого уровня и состояния защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения ее жизненно важных интересов в области социальных и экономических прав и свобод, при котором права человека на достойную жизнь, труд, образование, лечение, отдых гарантировались государством в количественных показателях, позволяющих реально осуществить демографическую реформу, нацеленную на укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, упорядочение миграции и расселения

  2. Гуманизация правоохранительной системы предполагает эффективную защиту человека от преступных посягательств, нарушения его прав посредством институционализации баланса интересов личности и государства, формирование целостной социально-индивидуалистической модели отношений между человеком и государством, органического единства между правами и обязанностями личности Подлинная гуманная государственность невозможна без равновесия между обязанностями и правами человека, осознания гражданами государства своего долга перед обществом и государством, правовой активности личности по защите не только своих прав, но и прав сограждан, взаимной ответственности личности и государства

  3. Реализация принципа гуманизма в нормативно-правовых актах и институтах правовой политики государства предполагает конвергенцию социальной и либеральной экономической модели Гуманное государство обеспечивает равноправное партнерство человека и общества, закрепленное в Конституции, и реализацию основных положений Общественного договора посредством институционализации народовластия через представительные демократические структуры, а также институты гражданского общества

5 Гуманизация государственной власти в условиях финансо
вой и политической глобализации по униполярному сценарию при
ведет к новой эпохе глобального тоталитаризма Альтернативой яв
ляется гуманистическая глобализация, в основе которой лежит по
литический плюрализм - свободный и добровольный союз юри
дически равноправных государств без доминирующего государст
ва, с наднациональным центром, общей правовой системой, в осно
ву которой положено современное международное право, с прави
тельством на основе ООН, с международной полицией (современ-

ные миротворческие силы) с целью решения общепланетных проблем (например, экологических)

Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные методы системно-структурного, институционального, парадигмального анализа, а также подходы и принципы политической и юридической конфликтологии, истории и теории права, государственно-правовой компаративистики, применяемые при изучении процессов институционализации политико-правовых принципов и приоритетов Отраслевые методы юридической науки привлечены для исследования юридических механизмов реализации определенных стратегий гуманизации правовой политики в сфере конституционного, трудового и международного права

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Предпринятый в диссертации институциональный анализ политико-правовых технологий гуманизации современной российской государственности позволит создать доктрину государственно-правового развития, улучшить социальную ситуацию в государстве, скорректировать и оптимизировать реформы современной российской государственности, показать конструктивную роль принципа гуманизма в предупреждении социальных конфликтов и построении правового государства, предложить новые цели и идеалы государственно-правового развития России Материалы исследования могут быть использованы в качестве опорных источников по теории государства и права, политологии, юридической конфликтологии, социологии права, философии права, конституционному праву России и зарубежных стран

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на двух всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях и "круглых столах", проводившихся в Ростовском юридическом институте МВД России, и отражены в 6 публикациях автора общим объемом 1,9 п л

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы

Принцип гуманизма в государственно-правовой идеологии России

Принцип и элементы гуманизма свойственны практически всем политико-правовым системам современных государств. Они раскрывают одну из важнейших аксиологических характеристик права, так как оно в цивилизованном обществе закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Гуманизм тесно связан с перспективами общественного развития, идеалами, взглядами, ценностями, которые признают и исповедуют члены определенного общества. Другими словами, гуманизм проявляется, прежде всего, в правовой идеологии.

Дословно «идеология» — учение об идеях. Это система взглядов, посредством которой достаточно верно отражается общественная жизнь и, главное, обосновывается стратегическое направление политико-правового развития данного общества как залога благополучия каждого отдельного индивида. Средствами идеологии сформулированы цели общественного развития и определены способы их достижения. Для политической идеологии это, прежде всего, национальная безопасность, для правовой идеологии - защищенность прав и свобод гражданина и человека.

В то же время, в идеологии выражаются надежды и чаяния определенной группы людей, рассчитывающих на утверждение и развитие своих жизненных интересов. Это организаторы практической институционализации идеологии и сами идеологи. В этой двойственности всякой идеологии заключена ее сложность апробирования на верность.

Вместе с тем система идей, в которую глубоко верит группа людей или даже отдельный человек, может демонстрировать свою эффективность и независимо от объективной истинности. Она может быть субъективно «истинной». Таковой является, например, религиозная идеология. Она и любая другая идеология значима и весома не столько в силу своей гносе-логической состоятельности, истинности, сколько в силу веры в нее ее поклонников и почитателей. Поэтому сейчас двусмысленно звучит утверждение К. Маркса о том, что «мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности»28.

В трудах русских мыслителей И.А. Ильина, Н.Н. Алексеева, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова и других западный политико-правовой гуманизм показывается в качестве результата секуляризации европейской культуры. Гуманизм оценивается в качестве атеистического мировоззрения, основным элементом которого является идея самоценности человеческого существа, рассмотрение его как цели эволюции права и государства, общества и народа.

Идеология не только субъективный продукт объективной реальности. Она содержит в себе совокупность черт, полученных строгим логическим расчетом, строго апробированных практикой и, в такой же степени оснащена фантастическими прогнозами.

Достоинством всякой идеологии является то, что все элементы ее системы достаточно тщательно разработаны, взаимоподогнаны, логически обоснованы. И эта обоснованность крайне важна, поскольку является залогом успешности в идеологической борьбе. Не столь важно, насколько верными являются основы той или иной идеологии, однако все это не мешает ей существовать, развиваться и, главное, действительно быть опорой гуманизма.

Отсутствие идеологии как таковой - признак бессистемного, антигуманистического общепсихологического уровня развития общественного сознания и общества в целом. Таким образом, для более полного понимания сущности гуманизма его необходимо сопоставить с общественной психологией, которая представляет собой несистематизированную совокупность взглядов, чувств, переживаний, верований, стихийно выработанных установок отдельными индивидами и группами. Общественная психология — это, как правило, эмпирически-бытийный взгляд на реальность, ее непосредственное переживание. Сквозь призму психологического видения отдельный индивид рассматривает все, касающееся его жизни.

Поэтому психологическое отражение реальности создает основу для правильных практических выводов и, в то же время, чревато доверительной реакцией на непроверенную информацию, слух, обман, которые непосредственно вплетены в практическую жизнь общества.

Общественная психология выступает непосредственной предпосылкой действия отдельных индивидов, групп, масс. Идеология же прогнозирует и проектирует события, пытается реализовать познавательную функцию, представляя реальность в систематизированном виде.

Описание и объяснение реальности сопровождается выработкой ориентиров для действий. Идеология по-своему формирует общественное мнение и тем самым «главенствует» над психологией:, подчиняет ее себе. Именно на этом символическом «соподчинении» системности и бессистемности формируется иллюзия властной природы идеологии, в то время когда она всего лишь средство самоутверждения общественного индивида.

Антигуманистические ценности тоталитаризма и авторитаризма в истории Российского государства: политико-правовой анализ

Общераспространенной точкой зрения, является убеждение в том, что противоположностью гуманизма является тоталитаризм. Это убеждение во многом справедливо, но следует иметь ввиду, что тоталитаризм XX века возник во многом благодаря философии гуманизма.

Дело в том, что сам термин гуманизм был введен в философию и научно-просветительский обиход Ф. Нитхаммером в 1808 году. Автор постулирует самодостаточную и самоосознающую значимость человека.

Вообще понятие «абсолютное достоинство», из коего исходит гуманизм как идея абсолютного достоинства человека, есть то же, что «абсолютная ценность», то есть — буквально — святыня. Не совсем неверно, поэтому, назвать гуманизм и «культом человека», или даже Сверхчеловека. Благодаря Ницше гуманизм становится предпосылкой идеи Сверхчеловека. Принимая культовые, коллективистские, религиозные или оккультные формы, гуманизм превращается в полную противоположность тому, что есть гуманизм подлинный.

Гуманизм «коммюнотарный», исходящий из верховенства социальной стороны естества над его индивидуальной стороной, становится коллективным мировоззрением, данным индивиду в догмах (сакрализованных, защищенных от его критики, положениях). Всякий «коммюнотарный гуманизм», как бы ни был привлекателен в теории (то есть в фантазии), на практике (то есть в реальности или по логике вещей) - тоталитаризм.

Как пишет в своем эссе о гуманизме Евгений Смотрицкий, гуманизм -величайшая ценность, которая возникает как духовный пророческий прорыв в момент осознания кризиса традиционной культуры, причем мечта о гуманизме быстро перерождается в антропоцентризм в идеологии, а на практике -в антропоэгоизм, закрепленный в системе буржуазных ценностей: жизнь, свобода, собственность, равенство, приукрашенные эмоциональным «Братством»67. Автор отмечает, что антропоэгоизм приводит к отчуждению людей друг от друга, пониманию свободы как всеобщего безразличия, ибо свобода каждого от всех обернулась свободой всех от каждого. В общем гуманизм выродился и в XX веке приобрел чудовищные формы. Тоталитаризм — это доведенный до абсурда гуманизм. Писатель говорит о необходимости выработки критерия гуманизма, его пределов, полагая, что истинный гуманизм только тогда возможен, когда каждый готов жертвовать за любого другого и за всех вместе. А теория правового государства и гражданского общества, построенная на рациональном эгоизме не способна дать воплощение истинному гуманизму.

Близкую точку зрения высказывает и А. Дугин в известной работе «Русская вещь»68. Философ предлагает разграничить максимальный и минимальный гуманизм: Максимальный гуманизм свойственен традиционному обществу, которое наполнено представлением о человеке «потенциальном боге». Задача человека в традиционном обществе, например, в Византийской империи, стать больше, чем человеком, преобразится, освятится, обожест виться. Человек, реализуя сакральное измерение, растягивает свои границы до пределов самого мироздания. Сущностное тождество макрокосма и микрокосма подтверждается в уникальном духовном опыте, ориентация на который ложится в основу устройства всей цивилизации. Традиционное общество воспроизводит одновременно и все мироздание, и единого человека; оно одновременно и космоцентрично, и антропоцентрично, но антропоцентрично в максимальном, абсолютизированном виде: Вселенная есть огромный человек, человек есть маленькая Вселенная. Именно такое направление антропо-философии может быть названо «максимальным гуманизмом», который отличается тем, что не ограничивает человека видом, относится к нему как к обобщающему символу, к магическому фокусу. Человек в нем воспринимается как задание, как проект обожествления.

Минимальный или либеральный гуманизм исходит из представления о человеке как завершенном творении, конченном, автономном виде с четко очерченными границами, довлеющими надо всеми представителями этого рода как нечто самодостаточное, нечто самостоятельное, нередуцируемое, не подлежащее ни дроблению на несколько отдельных составляющих, ни интеграции в иные организмы.

Классическое европейское определение гуманизма не соответствует российскому менталитету, так как политико-правовой гуманизм нельзя определить иначе как человечность в государственной и юридической деятельности, в отношении к людям, а отсюда, по его мнению, термин человечность может включать в себя различное содержание в зависимости от того социокультурного контекста, в котором он использован.

«Ориентация на человека» как мировоззренческая доминанта есть лишь формула, которая должна наполниться культурным и историческим содержанием. Иными словами, гуманизм является социокультурным феноменом, порождающим различные социальные формы в зависимости от цивили-зационной почвы, ценностной среды. Первоначально гуманизм имел этниче скую окраску, являясь порождением эллинистической культуры, затем через христианское обоснование идеи гуманизма получили космопланетарное значение. Однако его распространение не должно иметь тенденцию универсализации европейского понимания смысла гуманизма, а должно предполагать многополярную глобализационную интерпретацию политико-правового гуманизма в различных культурных средах. Таким образом, понятие гуманизма зависит от менталитета и культуры народа.

Следует признать, что для России более близким является антропософия православного христианства с его представлением о смысле человеческой жизни как достижении Святости во Христе. В тоже время именно в России возник сталинский тоталитаризм, порожденный коммунистическим вектором европейского секуляризованного гуманизма. Поэтому для гуманизации государственной власти необходим выбор стратегии этой гуманизации: либо в сторону атомарного или либерального гуманизма, либо в сторону консервативного или органического гуманизма.

Правовой формализм и социальная безопасность личности в условиях модернизации Российского государства

Человек остро нуждается в интенсивном преобразовании своих качеств, являющихся причиной острых конфликтов, войн, революций, экологических и стихийных катаклизмов или во внимательном исследовании его регулятивных систем и, первую очередь, права.

Поэтому государственнно-правовая система общественных отношений как условное «социально-правовое пространство личности» требует подробной расшифровки, во-первых, потому, что личность по-своему «объемна». Она основана на врожденных биопсихологических предпосылках, которые во многом определяют способ поведения, действия и, часто, даже будущую профессию конкретного индивида.

Во-вторых, личность не только тот реально действующий индивид, который пассивно приспосабливается к социальному пространству, терпеливо и внимательно соблюдая границы «социальных полей», но и преобразует, активно расширяет или видоизменяет их. При этом создаются условия для творческих прорывов и, в такой же степени, для преступности.

Тем самым актуальным встает вопрос: всегда ли эта активность является конструктивной? Внимание собственно личности предполагает выделение и описание важнейших типов личностей современного общества, а также тех норм, которые складываются стихийно и формируются целенапраленно в виде законодательных актов и нравственных императивов. Какое место в ряду определяющих «Человека разумного» характеристик занимает сам разум, если исторические результаты его деятельности чаще всего неразумны. И если проанализировать итоги его активной деятельности, то можно увидеть, что позитивные результаты его, иногда сверхчеловеческих усилий, всегда оборачиваются негативной «теневой» стороной к своему создателю. Экономика - «теневой» экономикой и глобальной экологической проблемой, политика - политиканством, мировыми и бесчисленными локальными войнами. Право — формализмом и коррупцией. Мораль - лицемерием и обманом и т.д.

И, наконец, в чем суть социальной ответственности общественно-публичного деятеля, который в процессе своего стремительного и триумфального исторического развития научился бестрепетно нарушать не только древние табу, которые были священны для первых людей, но и законы. Тем более что последние, часто бывают изначально сформированными антигуманными и враждебными жизни.

Данный вопрос выступает особенно болезненным для современной России, оказавшейся в точке формирования частнособственнических отношений, в условиях не всегда дружелюбного окружения развитых стран мирового пространства.

Таким образом, общество и личность содержательно взаимообусловлены. Их пространства взаимоотносимы и пересекаются, благодаря изначальному, целенаправленному теоретико-идеологическому проектированию. Далее, они скрепляются и контролируются патронажем государственно-правовых институтов. И, наконец, осуществляются- «оперативной» деятельностью общественно-публичных функционеров — должностных лиц разного уровня. Что это означает на деле, почему не всегда эффективны действия, даже самых уважаемых «харизматических» личностей, не действуют специально сконструированные государственно-правовые институты, остаются идеологическими символами, старательно выписаные, но невостребованные жизнью правовые нормы. Анализ взаимосвязи институциональных, идеологиче ских и личностных составляющих, по-видимому, следует начать с определения функционального содержания и анализа реального процесса политико-правовых отношений под эгидой государственно-правовых институтов. То есть, осмысление содержательной взаимосвязи институтов, идеологии и личности логично начинать с явления.

Юридизация общественных отношений в развитой форме может быть зафиксирована явлением государственно-правового института как особым образом структурализированной организации власти, основанной на национальных традициях и исторически сформировавшемся праве. Не стремясь к адекватному определению государственно-правового института, важно подчеркнуть определенную «вторичность» этого явления, первичным источником которого выступает идеология. Поэтому исследование самодостаточной сущности правовой, политической и иной идеологии вначале предполагает знакомство с ее институционально-правовой формой, имеющей теоретически допустимые границы своего существования.

Отдельные попытки рассматривать государственно-правовые институты не только укорененными в социальных отношениях как таковых, но и придать им большую значимость, чем та, которой они на деле обладают, предпринимались давно.

Марк Туллий Цицерон обожествлял государство и право, законосообразность природы, с его точки зрения, выступает основой общественного порядка. Она - источник права. Отсюда, считал великий римский юрист, право и институционально-правовая, справедливость олицетворяет собой разум, высший закон, объединяющий природу и общество. Тем самым практически вся реальность оказывается упорядоченной так, что естественный закон всего лишь продолжает один раз начатое движение, которое в человеческом общежитии приобрело форму писаного закона. «Мы рождены, - подчеркивал он, — для справедливости и не на мнении людей, а на природе основано право. Это сразу станет очевидным, если мы вникнем в сущность человеческого обще ства и связей между людьми. Ведь ни одна вещь в такой степени не подобна другой, так не равна ей, в какой все мы подобны и равны друг другу»93.

С такой постановкой вопроса нельзя не согласиться. Однако критериями правильности (справедливости) данного утверждения выступают два постулата. Первый из них - понятая сущность человеческого общества и связей между людьми. Второй - идентичность индивидов, представляющих человеческое общество. Очевидно, что оба критерия не выдерживают не только критики, но являются изначально сомнительными. Сущность человеческого общества остается загадкой даже для самого продвинутого современного исследователя. Что касается равенства людей, то это также верно, как и противоположное ему утверждение. И если бы отдельные индивиды действительно выступали стандартно сфабрикованными матрешками, то зачем тогда закон и справедливость. Они либо бессмысленны, либо фетишизированы.

Духовно-нравственное развитие личности в системе приоритетов государственной власти

Политико-правовой макрокосм государственных институтов благодаря теоретическому посреднику, роль которого играет идеология, соотносим с микрокосмом личности так, что тот и другой формируются с приоритетным участием выдающихся личностей. В результате выстраиваются два соотносящихся ряда ценностей. Один из них — ценности политико-правовой структуры, социальной устроенное, стержнем которых выступают производственные отношения, государство и право.

Другой ряд представлен индивидуальной устремленностью, интересами, установками всех участников общественно-государственных процессов. «В нормальной и здоровой правовой системе внешнему статусу справедли-вости должен соответствовать внутренний статус добродетели» . И с этим нельзя не согласиться, но невозможно, пока что обнаружить средство для осуществления гармонии этой двухрядной системы. По-видимому исправить положение следовало бы апелляцией к отдельному индивиду, личности, человеку как таковому. Он выступает активной стороной, реализующей свои потребности и интересы. И здесь следует искать корень проблем, скрываемых словами, но отражаемых в мыслях и осуществляемых его делами.

Для России это особая проблема, где традиционно чиновничья казау-стика, чины, символы и обладание ими - уже ценность. «XIX век - самый «чиновный» в истории России. Фигура чиновника - солидного и благополучного, бедного и многострадального, заискивающего и угодливого, недалекого и корыстного присутствует и эволюционирует в русской литературе от героев Гоголя до персонажей Чехова. Атрибуты службы прочно входят в быт всех слоев населения и превращаются в самостоятельный, отделившийся от носителя знак, обозначение преуспевания или наоборот, прозябания. Чины и ленты, мундиры и ордена появляются в словесности XIX в. как самодоста-точные образы» . При этом чиновник выступает не только заслуженно высокозначимой фигурой, но и откровенно идеализируется.

В итоге канцелярская Россия приобрела особую ценность и особый сакральный статус. Даже само творчество приобретает законный смысл и принимается всерьез, только будучи «утвержденным» многочисленными инстанциями. Справедливо то, что одобрено и утверждено соответствующим чиновником, а лучше всей системой, когда все печати и подписи «на месте».

И это имеет положительное значение, приобретает особую общественную ценность. Однако остаются без внимания как минимум две стороны дела. Во-первых, отодвигается на задний план содержание дела. Оно блекнет и нивелируется формой. Тогда и творчество как таковое приобретает уродливый, до предела деформированный вид.

Оно всецело подчинено второстепенным составляющим в виде собраний, симпозиумов, согласований, манускриптов и просто бумаг. Во-вторых, все заканчивается одними лишь предписаниям и отчетами по их выполнению. Квазидеятельность чиновников рождает обманные формы и представляет их законченным делом. К форме нечего добавить. Она есть самоцель и высшая ценность. Правовые формы и есть «справедливость». Политические институты и решения и есть сама «свобода». По всем правилам,чиновничьих инструкций подготовленный документ выступает «совершенством».

И к этим мнимым ценностям в такой общественной системе нечего добавить. Они замыкаются сами на себя и создают самодостаточным мир псевдоценностей. При этом перечеркивается творчество гуманизма, когда всякий индивид вместо того, чтобы быть центральной фигурой общественного процесса, отодвигается на его периферию, становится «фоном» созидания «гуманных форм».

Очевидно еще более важным «проступком» является паразитирование на реальном противоречии ценностей справедливости, свободы и благополучия в общественной практике. Общественные ценности приобретают двойственный смысл.

Одни из них, такие как государство, право, разумная необходимость, всецело принадлежащие политико-правовому пространству, превращаются в словесный камуфляж, за которым скрывается подлинный личностный талант, разум, гражданин и гражданское общество и даже героизм, не неходящие себе применения. Для исправления положения дел необходимо усердие и сугубо человеческие способности подлинно разумного восприятия реальности. Тем самым необходимым условием разворачивающегося политико-правового пространства является его разумная необходимость.

В личностном «микрокосме» ей соответствует разум, символизирующий возможность правильно оценивать события и принимать адекватные меры для их корректировки или использования в своих целях и интересах на основе и в рамках целенаправленно создаваемых моделей государства и права.

Разум — своеобразная, присущая только человеку сугубо личностная способность устанавливать причинно-следственные связи реальности и на этом основании прогнозировать перспективы развития всех и, в том числе интересующих его, в первую очередь, политико-правовых явлений и процессов.

Похожие диссертации на Политико-правовые технологии гуманизации российской государственности