Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Джамоллиддин Бурхониддин

Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане
<
Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джамоллиддин Бурхониддин. Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Душанбе, 2006.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/92

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Место и роль интеллигенции в обществе

І.І. Философско-политологическое определение понятии «интеллигенция» 17-25

1.2.Особенности зарождение, становление и формирование интеллигенции на Западе и Востоке 26-34

Глава 2.Интеллигенция Афганистана в XX и начале ХХІвв.

2.1. 3арождение просветительство и формирование интеллигенции 35-94

2.2.Интеллигенция как социальная основа мира и стабильности 95-109

Глава 3.Интеллигенция и проблемы установления мира и стабильности в Афганистане

3.1. Вклад интеллигенции в решение конфликта в Афганистане 110-130

3.2. Роль мирового сообщества в установлении мира в Афганистане 130-146

Заключение 147-150

Библиография 150-160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Афганистан более сто лет назад получил свой современный политико-географический облик. Эта древняя страна имела большое значение для великих держав мира и сторонников «нового мирового порядка» как с точки зрения геополитики, так и цивилизации. В силу своего геополитического и геостратегического положения, Афганистан еще с древнейших времён был в центре внимания завоевателей и стратегов. Завоеватели со всех концов света считали залогом своих побед, завоевание этой страны. К большому сожалению, народы Афганистана платили за это дорогой ценой - людских, материальных и моральных потер.

Американский ученый Джон Магнер и англичанин К. Голдич считали Афганистан «воротами Индии», завоевание которого имело крупное значение на пути покорения этой сказочной страны и выхода к индийскому океану. Наполеон Бонапарт—император Франции, после заключения перемирия с Россией в 1796 году, совместно с Павлом 1- Императором России, разработал план вторжения в Индию, через Иран и Афганистан, как главного стратегического плацдарма. Смерть Павла 1 помешала осуществлению этого плана.

Есть предположение, что еще раньше царь Петр 1 после прихода к власти в 1689 провел ряд совещаний для обсуждения вопроса о выходе к Индийскому океану. В одном из совещаний, Афганистан рассматривался как плацдарм на пути достижения этой цели. Вооруженные инциденты, произошедшие в районе Пэндэ в 1885 году при царе Александре III, и в 1892 году на Памире во главе с полковником Ионовым, три англо-афганские войны, предпринятые Британией с целью захвата этого ключевого региона, приезд военной делегации Германии в Афганистан в 1914 году, вооруженное вторжение Советского Союза в Афганистан в

декабре 1979 года, нелегальное военное вмешательство Пакистана с 1992 года до конца 2001 года, нежелание этой страны сотрудничать с мировым сообществом в борьба с остатками талибов и международных террористов, военное присутствие США и Великобритании под предлогом борьбы с международным терроризмом, ввод в Афганистан военного контингента НАТО в современных условиях — все это свидетельствует о чрезвычайном значении Афганистана в качестве важного геополитического региона.

Если смотреть на Афганистан с точки зрения соприкосновения цивилизаций, можно утверждать, что страна также находилась под серьезным вниманием колониальной политики крупных стран мира. Известный английский историк Арнольд Тойнби считал Афганистан—перекрестом встреч цивилизаций (Gross Road of Civilization), что свидетельствует о важном значении Афганистана и с этой точки зрения.

Поэтому правители и завоеватели в целях проникновения в сопредельные с Афганистаном страны, больше стремились изучить этот регион, который был ключом для понимания культуры и цивилизации соседних стран. Таким путем они могли усилить свое влияние в страны этого региона.

С другой стороны изучение истории и культуры Афганистана учеными востоковедами западных стран, особенно крупных колониальных держав, имело другое значение. Культура арийских народов, а Афганистан был частью этой культуры, с древних времен препятствовали проникновению в этот регион других «чужих» цивилизаций. В случае проникновения других культур эта цивилизация поглощала их и растворяла в себе.

Именно устойчивость этой культуры позволило народам Афганистана сохранять свою самобытность, даже в условиях широкого проникновения западной цивилизации и колониальной экспансии.

Крупные колониальные страны в целях упрочения своего присутствия и осуществления своих планов стремились приобщтть народ Афганистана к своей культуре и цивилизации. Иранский исследователь Чингиз Пахлаван по этому поводу отмечает: «Афганистан может быть примером для всех поклонников

нашей общей культуры... Афганистан является родиной многих племен и народов и имеет богатую культуру... Некоторые страны региона и крупные страны хотят отделить Афганистан от нашей общей культуры и выдумывать для него новую чужую культуру»1.

Афганистан в последней четверти XX века пережил страшную и кровавую войну. Война, имевшая затяжной характер, унесла жизнь 1,5 млн. человек, миллионы получили увечья, стали вдовами, десять миллионов людей были вынуждены покинуть пределы страны и стать беженцами. Наряду с этим война нанесла народам Афганистана не только колоссальный материальный урон, но и стала причиной падения нравственных ценностей общества, кризиса в сфере культурной жизни общества.

Актуальность темы исследования в основном заключается в следующем:

1. В разрозненном войной Афганистане, социальные и политические потрясения коснулись всех сфер жизни общества, страна переживает глубокий нравственный кризис. В таких условиях одним из главных и первоочередных задач, стоящих перед афганским обществом является возрождение национальной культуры, национального самосознания и самобытности народа. Понятно, что груз исторической ответственности выполнения этой задачи лежит на плечах интеллигенции. Трезвый и научно - обоснованный взгляд интеллигенции на реальность сегодняшнего общества, на основные проблемы, стоящие перед афганским обществом, могут оказать неоценимую помощь народам страны в деле преодоления трудностей в жизни общества, перехода к нормальной мирной жизни. Интеллигенция Афганистана сможет выполнить возложенную на ее плечи задачу.

2. В определении места и роли и место афганской интеллигенции в обществе, к сожалению, предательство некоторых представителей интеллигенции, пренебрежение национальных традиций и обычаев, преклонение перед чужой идеологией и культурой части интеллигенции привело в итоге к тому, что в афганском обществе сложилось устойчивое мнение об интеллигенции как разрушительной силы. Все потрясения, война и вражда, постигшие афганское общество считается делом

Пахлаван Ч. Афганистан. Асри мучохидин ва баромад-е Толибон. Тегеран: "Каїра". 1378(1999).-С.11.

рук интеллигенции. Такое утверждение не соответствует действительности и в работе показано, что истинные и верные своему делу представители интеллигенции являются проводниками мира.

  1. В недавней истории Афганистана господствовало утверждение о том, что только человек, поддерживающий идеологию марксизма, может быть интеллигентом, интеллигент не может быть вне идеологии марксизма.

  2. Актуальность избранной темы заключается еще и в необходимости освещения связи интеллигенции с процессом миростроительства в Афганистане. До сих пор в научных кругах Афганистана этому вопросу не придавали значения. В диссертации автор доказывает, что интеллигенция Афганистана неустанно боролась за установление мира, пропагандировала и распространяла среди населения культуру мира и толерантность, поскольку только в условиях установления мира и стабильности, интеллигенция может выполнить возложенную на нее миссию — творить и возрождать духовную культуру народа.

Степень научной разработанности темы. Вопрос о роли и об участии интеллигенции в установлении мира, борьбе за мир и миростроительство, до сегодняшнего дня не стал предметом отдельного научного исследования, не считая отдельные статьи, опубликованные в Афганистане.

Известные исследователи истории Афганистана- Абдулхай Хабиби, Мир Гулям Мухаммад Губар, Ахмад Али Кухзад, Мир Мухаммад Сиддик Фарханг, Сейид Масрур Пуханяр (Донишпур), Сейид Касим Риштия и другие в своих работах придавали важное значение месту и роли интеллигенции в происходивших в Афганистане политических процессах. Особенно велика заслуга известного ученного М. Г. М. Губара в исследовании истории Афганистана. Его двухтомная работа по истории Афганистана открыла новую страницу в исследовании истории нашей страны.1 В своей книги Дастагири Панджшери «Зухур ва завол-е хизби Демократик-е Халк-е Афганистан» («Возникновение и падение Народно-демократической партии Афганистана») даёт подробной анализ социальной,

Губар Мир Гулам Мухаммад. Афганистан дар масире торих. Т.1. 2 Панджшири Д. Зухур ва завале Хебе демократеке халке Афганистон.-Пешавар, 1999.

экономической и политической структуры афганского общества, с момента возникновения афганской государственности в середине XVI11 века до конца XX столетия, успехах и провалах движения прогрессивной интеллигенции Афганистана.

Работа Людвига Адамека «История политических отношений в Афганистане», переведенная на дари профессором Али Мухаммадом Захма, охватывает историю Афганистана с периода правления Абдурахман-хана до приобретении независимости в 1919 году. Важность работы заключается в том, что автор обращает внимание на подписанные афганскими правителями с Великобританией и Царской Россией договоры и соглашения, протоколы секретного характера, подписанных за этот период, на цели великих держав по отношение к Афганистану.

Книга Губара написана на основе достоверных источников, воспоминаний непосредственных участников событий, виднейших представителей просветительского движения интеллигенции. Любой исследователь истории последнего столетия Афганистана обращается к этой работе, как к самой достоверной. Диссертант в ходе подготовки работы часто ссылался на работу Сеида Касима Риштия «Афганистан в XIX веке», фундаментальный двухтомный труд академика Б.Г. Гафурова «Таджики», работу Сардара Мухаммада Рахима «Страницы из истории современного Афганистана», а также работу Сеида Мехди Фарруха «Властители Кабула», в которых освещены различные периоды истории Афганистана.

В работах этих авторов главное внимание уделено освещению исторических событий, политики правящих режимов, влияния исторических и политических факторов на развитие страны, причин отставания Афганистана от других стран. Что касается процесса зарождения движения прогрессивной интеллигенции, то исследователи главное внимание уделяли историческим аспектам формирования интеллигенции как социальной группы, исторической роли интеллигенции в борьбе против реакционной политики правящих классов, колониальной политики западных стран не обращая внимание политологичекому анализу роли интеллигенции, что актуализирует тему нашего исследования.

Проблемы установления мира в Афганистане отражены также в ряде интервью, выступлений и книг Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова3,что отражает неразрывную связь не только истории наших государств, но и наше безопасность и будущее.

Необходимо отметить, что ряд таджикских ученых проблемам афганской интеллигенции, ее роли место в установлении мира и стабильности уделяли особое внимание. В работах Т.Назарова, Х.Назарова, А.Сатторзода, К.Искандарова, Ш.Имомова, Д.Латифова, С.Шохуморова, И.Рахматова, С.Сафарова4,А.Махмадова также ряд номеров журналов как «Паёми сулхи Осиё»(№ 1,2001), «Фонус» (№ 7,2003), в статьях специалистов по Афганистану указывается на сложности ситуации в Афганистане, роль интеллигенции в формировании национального самосознании, проблемы войны и мира, пути урегулирования афганского кризиса, роль политических партий и движений в общественно-политической жизни Афганистана,что оказали нам неоценимую помощь в анализе и определении роли афганской интеллигенции в процессе миротворчества и миростроительства.

Специфика настоящей диссертации заключается в том, что она посвящена истории формирования интеллигенции и вклада этой социальной группы в установлении и укреплении мира в Афганистане. Работа по своему содержанию отличается от других работ по ряду причин:

Рахмонов Э.Ш.НезависимостьТаджикистана и возрождение нации. Многотомное издание, т.1-5,Душанбе,2006

2.Назаров Т. Таджикистан:экономика,политика,международное сотрудничество.Душанбе,2001; Назаров X. Омол ва афкори Сайд Чамолиддини Афгони. Душанбе, 1982; Он же. Накши Эрониён-точикон дар таърих ва фарханги чахон.Душанбе, 2005; Искандаров К.Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. - Душанбе, 2004; Сафаров С. Бухрони Афгонистон,асароти ногувори минтакави ва роххои берунрафт аз он»//Паёми сулхи Осиё. (Вестник мира в Азии),№1,2001(Душанбе);Афганистан:возрождение и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции в Центре стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, 29 апреля 2005г. -Душанбе,2005;Махмадов А.Н.Минтакаи осиёи Маркази-мехвари манфиатхои геополитики./ЛЗестник ЦСИ при Президенте РТ»Таджикистан и современный мир.№2.2003.

-во-первых, в настоящей работе анализируется роль и место интеллигенции как активной социальной группы в условиях Афганистана;

-во вторых, автор изучал весь спектр мнений, взглядов и теорий левого и правого направления, с критической точки зрения подходил к различным концепциям и на основе анализа широкого спектра мнений, предложил свое видение проблемы;

-в третьих, работа отличается от других работ тем, что наряду с анализом деятельности интеллигенции Афганистана в последнем столетии, главное внимание уделено определению исторической миссии интеллигенции в целом, поскольку определение круга задач, стоящих перед интеллигенцией позволяет нам возможность оценить роль и место интеллигенции в обществе, ее вклад и участие в деле совершенствования общества, распространение передовых идей и т.д.

-в четвертых, если в других работах опубликованных в Афганистане обращается внимание только на роль и место интеллигенции в политических процессах, происходивших в Афганистане в XX веке, в настоящей работе впервые высказывается мысль о том, почему движение афганской интеллигенции не получило массовый характер, не превратилось в мощное социальное течение. Другими словами в работе обращено внимание на ошибки и просчеты движение прогрессивной интеллигенции с точки зрения социальной практики.

- в пятых, автор не ограничился критикой деятельности интеллигенции, показав ошибки и недостатки этого движение, но также обратил внимание на предложения отдельных представителей движения афганской интеллигенции по решению проблем внутренней жизни Афганистана, другими словами, автор разработал историческое послание афганской интеллигенции нынешнему и будущим поколениям Афганистана.

Более глубокий анализ процесса зарождения и развития движения прогрессивной интеллигенции Афганистана дается в работе известного российского афгановеда В. Коргуна «Интеллигенция в политической жизни Афганистана» . Автор подробно останавливается на особенностях зарождения движения прогрес-

1 Коргун В.Г. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. М.: "Наука".1983.

сивной интеллигенции, основных этапах развития этого течения, тщательно исследует деятельность основных политических течений второй половины XX века. Исторические рамки работы Коргуна В. охватывают события с начала прошлого столетия до 1978 года, до прихода к власти Народно-Демократической партии Афганистана. Работа В. Коргуна была написана в период, когда идеология марксизма-ленинизма была господствующей, согласно которой быть интеллигентом означало быть марксистом.Настоящим интеллигентом считался тот, кто подходил к любому явлению социально-экономической жизни общества только с точки зрения марксизма - ленинизма.

Последующий ход развития страны показал, что эта партия не только не смогла сыграть свою роль в истории Афганистана, но и полностью подчинила интересы Афганистана Советскому Союзу. Полная политическая и идеологическая зависимость вовлекла страну в кровавую войну, которая привела в свою очередь к глубокому кризису всех сфер жизни общества, последствия которого до сих пор ощущает страна.

Вопрос о роли и месте интеллигенции в жизни афганского общества рассмат-ривается и в исследовании таджикских ученых М. Диноршоева и М. Гоибова . Заслуживает особое внимание исследование таджикского ученого Ш. Имомова5. Работа написана на основе использования достоверных афганских и зарубежных источников. Автор всестороннее анализирует политическую жизнь Афганистана, освещает историю зарождения и развития движения прогрессивной интеллигенции, других политических течений страны.

Несмотря на близость темы исследования, тем не менее, настоящая диссертация отличается от вышеназванных работ своеобразной постановкой вопроса — участие интеллигенции в установлении мира, ее вклад в процессе миростроитель-ства в Афганистане. Именно с этой точки зрения никто еще не рассматривал историю движения прогрессивной интеллигенции.

Диноршоев М. и Гоибов М. Из истории движения просветительства в Таджикистане и в Афганистане.

5 Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX—первой половине XX века.Москва-Душанбе, 1998.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования является политологический анализ роли и место интеллигенции в истории афганского общества, в социально политической жизни,в установлении мира и строительстве будущего Афганистана. Исходя из этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

во-первых, изучение различных подходов, взглядов и мнений об интеллигенции, ее места и роли в обществе, ее исторической миссии. Каждый из изложенных в диссертации подходов, по-своему рассматривал роль интеллигенции, разрабатывал свое определение и давал свою оценку. Например, левый взгляд к проблеме о месте интеллигенции включает в себе три подхода: ортодоксальный, традиционный и новый. Такая ситуация существует и в религиозном взгляде, третий подход которого является критическим подходом. Критический подход религии к проблеме стала предметом внимания и левых и правых. Такие противоречивые и взаимосвязанные взгляды стали предметом анализа в настоящей диссертации;

во-вторых, на основе анализа различных определений места и роли интеллигенции и разработки единого понимания этой проблемы, с тем чтобы интеллигенция Афганистана смогла лучше осознать свое место и почувствовать свою ответственность в условиях сегодняшней жизни;

в третьих, автор ставить перед собой главную цель — обратить внимание интеллигенции Афганистана на важнейшую задачу, стоящую перед ней и перед страной. Какие задачи стоят перед страной, в которой три десятилетия продолжалась война, существуют многочисленные нерешенные проблемы, не преодолены многие факторы, приводящие к кризису, и все еще существует нестабильная ситуация. Какая важнейшая ответственность стоит перед интеллигенцией? Как интеллигенция понимает сложившуюся ситуацию, находит свое место в обществе, может ли более успешно выполнить возложенную на него миссию?

в четвертых, диссертант попытался определить место и роль интеллигенции в деле установления и укрепления прочного мира в стране на современном этапе и в будущем, и уверен, что интеллигенция может сыграть большую положительную роль в этом процессе;

в пятых, другой немаловажной задачей работы является показать деятельность интеллигенции Афганистана, доказать, что деятельность интеллигенции заключается не только в выявление недостатков, но и в критическом подходе к любым явлениям общественной жизни. Перед интеллигенцией стоит ответственная задача — оказать помощь народу в преодолении любых кризисных явлений, указать путь дальнейшего развития, установление мира и спокойствия, разработка предложений по обновлению и совершенствованию общества;

в шестых, мы поставили перед собой цель — показать истинное лицо интеллигенции Афганистана и несостоятельность утверждения о том, что интеллигенция Афганистана представляет собой разрушительную силу, ее активная деятельность наносит вред обществу.

Научная новизна работы. Работа является комплексным исследованием проблемы, новым шагом в ее изучении:

  1. Особое место в работе занимает исследование различных определений понятия «интеллигенция», ее места и роли в обществе, левого и правого подхода к проблеме в целом. Некоторые из этих определений не соответствуют нашему мировоззрению, нашим представлениям и убеждениям. В изучении этих взглядов был соблюден принцип толерантного отношения.

  1. Впервые проблемы мира и миростроительства стали предметом исследования как составной части культуры и мировоззрения интеллигенции Афганистана.

  2. В прежних исследованиях интеллигенция и интеллигентность рассматривались как социальная группа недовольная положением вещей, как борющаяся и революционная сила. В нашем исследовании главное внимание обращено на интеллигенцию как реформаторскую силу, как силу, выступающую за укрепление законности и правопорядка, как созидательную, а не разрушающую силу.

  3. Автор стремился преодолеть искусственные барьеры на пути изучения вопроса, имеющие в основном идеологический характер. Главной особенностью идеологических искажений было однобокое понимание сущности понятий «интеллигенция» и «интеллигентность». В диссертации сделана попытка доказать, что интеллигент это человек с новым взглядом, новым пониманием, объективно

смотрящий на все явления и события, играющий важную роль в жизни общества, имеющее высокое положение в обществе.

Новые подходы, использованные автором в изучении вопроса, выводы сделанные в ходе изложении материала основываются в целом на следующие обстоя-тельства:Автор является свидетелем и участником многих исторических процессов современного Афганистана, в том числе непосредственное участие в переговорных процессах в 1994—1996 годах, частично до 2000 года. Поэтому, участвуя непосредственно в процессе установления мира в Афганистане, автор накопил большой опыт практической работы, который был использован в ходе подготовки диссертации. С мая 1999 года до момента завершения работы над диссертацией, автор работал в «Международном центре защиты мира в Азии», принимал активное участие в организации работы печатных органов центра —еженедельного издания «Сулхи Осиё» («Мир в Азии») и квартального издания «Паям-и сулх-и Осиё» («Вестник мира в Азии»). Центр принимал активное участие в установлении и укреплении мира в Афганистане, пропаганде культуры мира среди населения Таджикистана и Афганистана Автор был редактором персидского отдела газеты «Мир в Азии» на персидском языке, редакировал газету афганских женщин-беженок г.Душанбе «Нидои зан»(«Голос женщин» издававшейся в г. Душанбе в течение нескольких лет.

После того, когда началось открытое вмешательство Пакистана в делах Афганистане и движение «Талибан», с помощью международных террористических организаций установило свою власть над территорией Афганистана, автор диссертации совместно с известными политическими деятелями и деятелями культуры Афганистана, проживающих в Средней Азии организовал научно-практической конференции на тему: " Поиск путей установления мира и создания правительства национального согласия в Афганистане". Инициативу конференции по содействию мира в Афганистане и пропаганде демократических идей поддержали как внутри Афганистана, так и за ее пределами.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1 .Новое интерпретации понятие «интеллигенции», место и роль интеллигенции в афганском обществе;

  1. Особенности философии интеллигентности, зарождение и развитие движения прогрессивной интеллигенции в Афганистане;

  2. Достижения, недостатки и проблемы развития движения интеллигенции в Афганистане за мир и стабильность.

  3. Демократия, гражданское общество и законность как факторы межнациональных согласия и укрепления мира в Афганистане;

  4. Философия мира, необходимость мира и ее социальная база в трансформирующемся Афганистане;

  5. Новые факторы, способствующие упрочению мира в Афганистане (многопартийность, президентские выборы, референдумы, свобода слова и печати), или угрожающей этому процессу (коррупция, регионализм, шовинизм, национализм, экстремизм);

7. Роль мирового сообщества в установлении мира в Афганистане
Объектом исследования является роль и место интеллигенции в социально-
политической жизни афганского общества, особенно в миротворческом и миро-
строительном процессе..

Предметом исследования, является роль и место интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира в Афганистане, которая разделена на две части. В первой части освещаются вопросы, касающиеся определения понятия «интеллигенция», теоретический анализ ее места в обществе, задачах, стоящих перед ней.

Вторая часть посвящена вопросам возникновения, формирования и развития движения прогрессивной интеллигенции в Афганистане за последние сто лет, роли интеллигенции в установлении и укреплении мира, методах и путях участия интеллигенции в миротворческом и миростроительном процессе

Методологическую основу диссертации составляют диалектические принципы и законы, взаимосвязь и взаимообусловленность социально-политических процессов.

В процессе исследования были использованы, сравнительные и логические методы анализа общественных явлений.что позволило диссертанту придти к новым выводам и результатам.Эти результаты могут быть использованы в разработке программ и новых сценариев укрепления мира и стабильности не только в Афганистане но и в других регионах мира.

Практическое значимоть работы. Настоящее исследование имеет важное научное и практическое значение.

Практическая ценность исследования состоит в том,что в ней использованы материалы непосредственной работы диссертанта в переговорных процессах между различными политическими силами Афганистана и обобщение опыта переговорного процесса в различных психологических ситуациях,что может быть исползованно в работе дипломатов,конфликтологов,социологов.политологов при анализе этнополитических конфликтов в других странах.

Вместе с тем, полученные диссертантом результаты,могут быть использованы в процессе чтения лекций,спецкурсов по конфликтологии.социологии и политологии в высших средных учебных заведений.

работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева.отдельные материалы и выводы диссертационной работы отражены в публикациях автора(книгах и научных статьях )в Таджикистане, Иране, Афганистане, на таджикском, дари, персидском и русском языках. Некотрые аспекты исследования изложены в докладах, прочитанных на республиканских и международных конференциях, симпозиумах, круглых столах и семинарах, в опубликованных работах, многочисленных научных статьях автора, опубликованных в Душанбе, Кабуле, Тегеране и других городах на таджикском, дари, персидском и русском языках. Некоторые аспекты исследования изложены в докладах, прочитанных на республиканских и международных конференциях, симпозиумах, круглых столах, семинарах:

-Международная научно-практическая конференция «Афганский кризис и его влияние на Центральную Азию» - г. Душанбе, 8 сентября 2000 года;

-Международная конференция «Поиск путей достижения мира в Афганистане 9 и создания правительства национального согласия» - г. Душанбе, 29 сентября 2000 года;

-Круглый стол: «Афганистан: проблемы и перспективы». Институт востоковедения и письменного наследия АН РТ, 1 ноября 2001 года;

-Круглый стол: «Многонациональный Афганистан и его будущее политическое устройство». Институт востоковедения и письменного наследия АН РТ, 11 ноября 2001 года.

Международная научная конференция «Миростроительство в Таджикистане и Афганистане». Центр стратегических исследований при Президенте РТ.

На 1-м Межафганском диалоге, проведенном Душанбе Международным центром защиты мира вАзии, Международные организации Центр стратегических и политических исследований Российской Федерации и Фонд имени Розы Люксембург (ФРГ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Философско-политологическое определение понятии «интеллигенция»

Одна из основных проблем, которая на современном этапе стала объектом изучения ученых политологов, социологов и аналитиков в слаборазвитых странах, в частности нашего политико-географического региона, является проблема изучения роли интеллигенции в установлении прочного мира, которая в свою очередь связана с проблемой изучения места и роли интеллигенции в обществе.

Это означает, что, прежде всего интеллигенция должна имеет четкое представление о силе своего духовного воздействия и своего созидательного влияния, осознать и определить свое место и роль в обществе, определить свое отношение к существующим правилам и нормам, затем понимать время и отправную точку своей деятельности.

Прежде чем говорить о месте и роли интеллигенции в обществе, её положительного и созидательного влияния в деле сохранения и укрепления мира считаем необходимым, обратить внимание на изучение вопроса возникновения и становления такого взгляда на проблему значения места и роли интеллигенции в обществе, особенно в нашей политической и социальной среде.

Несмотря на то, что необходимость изучения вопроса об интеллигенции как «истинных посланцев мира» и созидания возникла давно, и она берет свое начало в средние века, особенно в эпоху «Ренессанса». Этот вопрос, в очередной раз стал объектом пристального изучения исследователей и ученых, политиков и социологов, когда изменилось логическое соотношение между личностью и обществом. Это происходило в условиях, когда значение разумности как определителя общественного сознания ослабла и деспотическая власть однопартийнойсистемы (идеологии), не признающая другие взгляды и идеологии, на своей родине, в лагере социализма, исчерпав все возможности развития и совершенствования, столкнулась с кризисом.

К сожалению, несмотря на то, что эта идеология исчерпала свои возможности для дальнейшего совершенствования, и не имела былую власть и влияние, в странах с отстающей экономикой она опиралась на диктаторские методы, которые не имели отношение к такому способу мышления. В результате изжившая идеология стала причиной кризиса в политической, социальной, экономической и культурной жизни. В итоге кризис привёл к человеческим трагедиям. Примером этой трагедии и краха может стать распад прокоммунистических властей в Кампучии, Эфиопии, Никарагуа, Афганистане и в других странах.

С другой стороны, не научный подход и религиозная ненависть активных левых течений в некоторых исламских странах, которые не имели никакой связи с национальной культурой, традициями и верой народа стали причиной возникновения распространения и победы фундаменталистов в регионе. Все это в итоге способствовало углублению кризиса в этих странах. Эта проблема наряду с другими существующими проблемами стала причиной пересмотра точки зрения и необходимости замены системы однопартийной идеологии и перехода к плюрализму и демократии.

Известно, что волна освобождения от власти системы идеологии левых и правых к плюрализму и демократии в странах переживших острые кризисы и войны, началась с распада СССР в начале 90-х годах. Но твердая необходимость перехода к политическим и демократическим изменениям больше всего ощущалось после того, когда Афганистан под властью талибов превратился в центр подготовки радикальных фундаменталистов и международных террористов, выращивания, производства и контрабанды наркотиков.

Именно поэтому роль личности интеллигента в деле возрождения гуманного строя и укрепления мира, в защите безопасности более чем, когда-либо становится необходимой. Поскольку активистами всемирного движения перехода к гражданскому обществу, законности и гуманизма являются интеллигенция и деятели культуры, то они должны знать силу своих знаний, влияния и воздействия своих идей в процесс проведения последовательных социальных созидитель-ных преобразований.

Моральное влияние интеллигенции, и ее историческое постоянство в обществе намного больше, чем они представляют.

Для истинного познания роли и положения интеллигенции в обществе и ее способности к строительству прочного мира, нужно иметь четкое представление об интеллигенции и интеллигентности. Только после этого становится возможным оценить деятельность интеллигенции нашего геополитического региона в деле обеспечения и восстановления мира. Какую роль и миссию выполнила интеллигенция, и в будущем сможет ли что-либо сделать, для того чтобы защитить и упрочить мир? И, наконец, ответить на вопрос: есть ли связь между истинным понятием о мире и реальным представлением об интеллигенции. Термин «интеллигент» впервые был использован во Франции во время прохождения процесса против еврейского офицера Альфреда Дрифуса и получил свое сегодняшнее понимание. В июне 1898 года французский писатель Эмиль Золя написал открытое письмо-обращение к президенту Франции. Письмо было напечатано в одной из французских газет и называлось «Я обвиняю». В этом письме Золя считал приговор военного суда незаконным. Суд приговорил полковника Дрифуса к пожизненному заключению, обвиняя его в шпионаже в пользу Германии.

Через день после опубликования открытого письма Золя в газете, сотни знаменитые ученые и писатели выразили свое несогласие с приговором. Ученые и писатели считали незаконным действие суда. Заявление, известное как «Манифест интеллигенции» очень скоро было опубликовано в европейских газетах, оно оказало сильное влияние на общественное мнение Франции. Заявление стало причиной внутреннего кризиса, который потряс всю Францию. В результате решительной борьбы интеллигенции и общественности Дрифус, которого суд незаконно приговорил к пожизненному заключению, был освобожден. Успех французской интеллигенции в деле Дрифуса помог спасти Францию от бонапартизма и поднял роль интеллигенции в обществе на более высокий уровнь в общественном понимании.

3арождение просветительство и формирование интеллигенции

История интеллигенции и просветительства в Афганистане пережило многих трагических и тяжелых периодов. С самого начала зарождения и развития движения просветительства, как проявление составной части культурной жизни страны, как самостоятельное движение, процесс зарождения национальной буржуазии, это движение почти всегда находилось под сильным давлением правящих кругов страны. Основы зарождения и распространения первого просветительского движения в Афганистане связаны с именем выдающейся личности, неутомимого борьбы Сайда Джамолиддина Афгани. С первых дней зарождения и до сегодняшнего дня это движение, которое проявилось в различных формах и течениях, имеет горькую историю. Это означает, что личность интеллигента во всей истории Афганистана носила на своих плечах и постоянно ощущала неимоверный груз давления со стороны властвующих кругов (экономической и политической) и находилась в постоянной зависимости от них. Такое положение по своей природе основывалось на экономическом строе и существующих традициях в жизни общества.

Если зависимость просветителей от правящих кругов была незначительной в период первого конституционного движения, то в последующих периодах она была ярко выраженной. Другими словами, экономические порядки, существующие в Афганистане, не давали просветительству возможность проявить себя как самостоятельное движение. Истина заключалась в том, что в силу ряда обстоятельств, движение просветительства было вынуждено подходить к решению важнейших проблем общества с позиций власти или традиций общества. Такой взгляд был главной причиной многочисленных провалов и слабого участия интеллигенции в решении важнейших проблем развития страны. Ярким приме-и ром такого положения было то, что Сайд Джамолиддин, будучи выдающимся деятелем своего времени (премьер - министр во дворе эмира Мухаммад Аъзам -хана) был вынужден, покинут свою родину, поскольку его взгляды не совпадали с интересами правящих кругов. Всю отставшую жизнь он провел на чужбине, в лишениях и скитаниях. Несмотря на это С. Дж. Афгани прославился на весь мир и стал знаменитым.

В другое время, особенно в период проявления эмира Хабибулла-хана (1901-1919) многие представители движение просветительства, выступающие за развитие культуры и прогресса общества, в частности активные деятели первого конституционного движения и члены «Сазмане сирре милле» («Общество национальной тайны») поставили перед собой цель — участвовать в переустройстве общества. В силу ряда причин — веры в личность эмира и надежды на то, что эмир Хабибулла-хан под влиянием их взглядов приступит к проведению реформ, это движение не превратилось в открытое организованное и широкое просветительское движение. Именно поэтому просветители начала прошлого столетия не смогли выполнить возложенную на них миссию.

В последующем в результате предательства некоторых членов этого движе- ния, эмир Хабибулла-хан жестоко расправился с лидерами первого конституционного движения в Афганистане. Правда, первое конституционное движение заложило основу для возникновения последующих движений. Представители второго конституционного движения приняли активное участие в создании нового режима, который провел страну к свободе и установлению независимости. В другой период политической истории нашей страны, известный как десятилетье демократии, интеллигенция Афганистана почувствовала дыхание свободы. К сожалению, в результате широкой экспансии чуждой нашей культуре и традициям идеологии, которая охватила умы и сердца большинства представителей интеллигенции и просветительского движения, слепая вера и следование за чуждой идеологией привела страну к новому периоду, которого можно назвать периодом огня и крови.

После падания республиканского режима М. Дауда и победы Народно-Демократической Партии Афганистана (НДПА) в 1357 году хиджры (1978), положение коренным образом изменилось. Судьба интеллигенции стала более трагичной. Многие представители интеллигенции под различным предлогом стали объектом преследований и гонений со стороны власти, огромная часть образованных людей была уничтожена, некоторая часть в тюремных застенках содержалась в невыносимых условиях медленной смерти, другая часть была вынуждена покинуть Афганистан и переселиться за рубежом в качестве беженцев и мигрантов.

Для понимания положения интеллигенции, ее трагической судьбы достаточно взглянуть на первые полтора года правления НДПА (1978-1979), которая правила страной из здания Министерства внутренних дел. Результатом неслыханных преступлений режима было уничтожение 100 тысяч граждан Афганистана.

Другая беда интеллигенции заключалась в том, что в силу уничтожения одной части и миграции другой части интеллигенции и сокращения численности образованных специалистов, остальная часть интеллигенции, участвовавшая в управлении обществом, столкнулась с кризисом в вопросах понимания проблем общества и перспектив ее развития. Эта часть интеллигенция была вынуждена стоять на позициях защиты власти, постоянно отходить от позиций защиты национальных интересов, приносила себя в жертву чужим интересам, признавала только свою господствующую власть и идеологию.

В результате, нереалистический подход к интересам политических противников и другой идеологии оказал негативное влияние на них. Такой подход не давал возможность противной стороне участвовать в решении проблем общества. Интеллигенция, стоящая на противоположных позициях также была поражена болезнью непонимания проблем и трудностей общества и одностороннего подхода к их решению. Вместо того, чтобы взят на себя историческую миссию и ответственность за руководством движения сопротивления (вопрос вокруг которого также много споров) интеллигенция слепо последовала за событиями и щ невольно стала участником вовлечения страны в пучину войны. Эта трагедия в первую очередь ударила по интеллигенции и по центрам воспитания интеллигенции, тысячи представителей интеллигенции и образованных людей стали жертвой этой трагедии, были разрушены школы и учебные заведения. Страшная трагедия привела к кризису общественных ценностей в целом и к кризису интеллигенции в частности.

В настоящее время огромное количество представителей интеллигенции и образованных людей были вынуждены покинуть Афганистан и в течение долгого времени жить в других странах, образ жизни и традиции которых коренным образом отличаются от условий нашей страны. Жизнь на чужбине подавляет личность интеллигента, заставляет его приспособить себя к другим условиям, нужда и постоянная зависимость человека становится причиной кризиса личности, отхода от традиционных ценностей нашего общества.

Вклад интеллигенции в решение конфликта в Афганистане

Установление прочного и реального мира в любой стране связано с двумя факторами: внутренней и внешней. Что касается Афганистана, то перед интеллигенцией страны всегда стояла проблема — какие ключевые вопросы могут возникнуть в процессе строительства мира в Афганистане, что может помочь реше-; нию существующих проблем, что может способствовать установлению мира в стране? Корни прочного мира связаны с практическим решением экономических, политических, социальных, культурных, религиозных, этнических и прочих противоречий в жизни афганского общества. Другими словами, пока остаются нерешенными противоречия, существуют факторы, угрожающие миру, невозможно установить прочный мир. Афганистан является многонациональной страной, местом соприкосновения геополитических и иных интересов крупных стран и мировых цивилизаций. Ее т, геополитическое, геоэкономическое и геостратегическое положение были причиной того, что крупные страны мира, великие державы всегда считали своей стратегической целью захват Афганистана, ее подчинение, хотят использовать эту страну для решения своих задач в регионе. Именно по этой причине, уже на протяжении многих столетий крупные колониальные державы совершали вооруженные нападение на Афганистан и вели продолжительные войны. История свидетельствует, что великие державы одновременно с военно-политическим наступлением (присутствием) вели культурную экспансию, поскольку известно, что любую страну невозможно захватить военными и политическими методами, пока не побеждена ее культура. В результате военная экспансия становилась причиной продолжения общенациональной войны против захватчиков, которая продолжалась до тех пор, пока «победители» не осознали угрозы своей безопасности и были вынуждены покинуть предели Афганистана. Правдивость такого « утверждения потвреждает многовековая история Афганистана. Великие державы всегда использовали слабость Афганистана — политические, социальные, экономические, религиозные и прочие противоречия существующие в афганском обществе. Поэтому они опирались на одну из этнических групп, лишая другие этнические группы право участвовать в управлении государства, разделяли одни этнические группы на большинство, а другие на меньшинство. Представляя большие льготы одной нации, сохраняли внутреннюю напряженность в отношениях между этническими группами страны. Этот фактор должен был способствовать захватническим планам агрессоров. Продолжавшаяся около трех десятилетий кровавая война в Афганистане является ярким свидетельством такого утверждения. Если первые десять лет войны были результатом военно-политического присутствия Советского Союза в Афганистане, то другие два десятилетие были результатом использования этнических противоречий, существующих внутри афганского общества, самый кровавый период этой войны имел только этническую окраску. То, что этнические противоречия проявились более ярко, чем другие противоречия внутренней жизни страны и они сыграли более важную роль чем в соседних с Афганистаном странах, связано с теми факторами, которые влияли на политиче ское положение в Афганистане в последние два столетия. После смерти Надир-шаха, его военачальнику Ахмад-шаху Дуррани в 1747 году удалось при поддержке афганских племен создать новое государство в восточной части распавшеи империи Надир-шаха, с центром в Кандагаре. Джирга пуштунских племен признала Ахмад-шаха падишахом. С первых дней образования государства Ахмад-шаха Дуррани в 1747 году и до падения республиканского режима М. Дауда верховная власть в Афганистане принадлежала пуштунским племенам, за исключение периода правления Хабибулла-хана Калакани (1929). Монопольное владение власти со стороны одной из народностей противоречило историческим интересам страны в целом, в котором проживало более 20 народностей и этнических групп и лишение остальных этнических групп права участвовать в управление государством, представление политических, социальных и экономических льгот только пуштунским племенам, стало главным фактором возникновения межэтнических противоречий, постепенно создало предпосылки для образования кризисной ситуации в политической и социальной жизни общества. В обществе, в которой более 70% населения лишены элементарных государственных гарантий и льгот, и выплачивают различные налоги, исполняют военную повинность, лишены своих исторических земель, отнятые государством и представленные в распоряжении переселенных пуштунских племен, естественно возникают факторы, способствующие сохранению кризисной ситуаций. Господство реакционной средневековой системы, недоступность для большинства населения воспользоваться основными правами и свободами — слова, печати, было другим фактором усиления напряженности в обществе. Падение государственной системы, основанной на монопольном господстве родоплемен-ных отношений, привело к развалу всего социально-политического строя государства, усилило кризис всей системы государства. Именно поэтому этнические противоречия глубоко укоренились в жизни афганского общества. В области политики государства в сфере культурной жизни также были предприняты шаги, которые также способствовали сохранению напряженности в межэтнических отношениях. В течение последних ста лет государство планомерно проводило политику вытеснения языка дари из сфер государственного делопроизводства и внедрения языка пушту. Язык дари, традиционно в течение многих столетий, применялся во всех сферах государственной жизни страны, на этом языке была создана многовековая культура народов Афганистана. Политика насильственной пуштунизации также усиливала вражду и ненависть между народами страны, ускорила кризисные процессы в афганском обществе.

Похожие диссертации на Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане