Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Гударенко Раиса Федоровна

Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа
<
Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гударенко Раиса Федоровна. Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Москва, 2005 145 c. РГБ ОД, 61:05-23/146

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ 1. Теоретика-методологические основы исследования социально-политической роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа 10

РАЗДЕЛ 11. Семья и проблемы этносоциальной динамики в регионах Северного Кавказа 54

РАЗДЕЛ 111. Семья как фактор этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

ПРИМЕЧАНИЯ ПО

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

Введение к работе

Анализ эволюции роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности важен и своевременен в силу ряда причин. Во - первых, будучи важнейшей социально-психологической группой, она выступает основной социальной ячейкой общества, заменить которую не может ни один социальный институт. Во - вторых, в семье происходит социализация человека как индивида и его приобщение к этнокультурным ценностям всех поколений людей. В - третьих, в семье формируются ценностно-мировоззренческие установки и социально-правовые ориентации личности, проявляются ее сущностные силы и способности. В семье складываются отношения особого характера -отношения равенства, толерантности и взаимопонимания. В - четвертых, как сложное социальное образование и своеобразное сосредоточение всей совокупности общественных отношений семья отражает в себе противоречия и конфликты, происходящие в развитии общества. Подчеркивая эту особенность семьи как феномена, Ф. Энгельс отмечал, что семья дает нам в миниатюре картину тех противоположностей и противоречий, в которых движется общество.

В - пятых, сформировавшись на заре человеческой культуры, семья оказалась наиболее устойчивым социальным институтом, ставшим свидетелем разрушения одних, возникновения других цивилизаций, победы одних и поражения других систем общественных отношений. Она сохранилась как важнейший социальный институт, выполняющий свои основные функции - физическое и духовное воспроизводство общества. Из поколения в поколение через семью транслируются этнокультурные ценности народов, играющие огромную роль в этносоциальной стабилизации их взаимоотношений.

В - шестых, в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе, когда становление рыночной экономики сопровождается ухудшением материального положения граждан, резким обострением этнополитической ситуации и усилением миграционного процесса, значение семьи как фактора этносоциальной стабильности возрастает. Все это обуславливает актуальность избранной автором темы диссертационного исследования.

В настоящее время в сфере социально - политических проблем на Северном Кавказе на одно из первых мест выдвигается необходимость анализа роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности при помощи механизмов реализации социальной политики и государственной семейной политики, средств массовой коммуникации. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является анализ социально - политической эволюции роли семьи в течение советского периода и после.

Степень научной разработанности проблемы. Выявление особенностей роли семьи и семейных отношений в жизни общества всегда занимали большое место в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: философов, педагогов, социологов, психологов, историков, политологов. Теоретико-методологическая основа данной проблемы освещалась в трудах: М. Вебера, М. Дюверже, Э. Дюркгейма, Г Д. Гелбрейта,. Зиммеля, Г. Моски, Р. Михельса, У. Митчелл, Р. Миллса, В.Ф. Миллер1, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.ЙЛенина2, Д. Лукача, С. Липсета,, К. Керкпатрика, М. Нимкоффа, В. Парето, П. Сорокина и др

Так как процессы анализа эволюции предполагают наличие результата, отслеживаемого в течении более или менее длительного времени, работа подготовлена на стыке гуманитарных наук и влечет выполнение дескриптивной и сравнительной функций, в процессе ее написания были изучены многочисленные подходы к трактовке отечественной философии, социологии, истории разноплановыми по оценкам прошлого российских ученых,

В дореволюционной русской философской и социологической мысли к этой проблеме обращались Н.А. Бердяев, А.И. Введенский, Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский3, А.М. Коллонтай4, Л.И. Шестов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский, М.М. Троицкий, С.Л. Франк и др.

Среди современных отечественных социологов, философов и политологов, непосредственно рассматривающих проблему семьи и семейных отношений, выделяются А.А. Антонов, А.Г. Волков , А-Г.Вишневский, СИ. Голод6, Л.Н. Гумилев7, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, AT, Здравомыслов, О.Д. Захарова, В.ММедков, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, А.К. Уледов, З.А. Янкова и др.

В аспекте рассматриваемой диссертационной проблемы, особо следует отметить труды Г.И. Климантовой, в которых изложены результаты анализа социально - экономического потенциала российских семей последнего десятилетия и их адаптации к условиям социально-политической трансформации российского общества, рыночной экономики, программ партий и общественно-политических движений на предмет отражения в них проблем семьи и государственной семейной политики; приведены характеристики основных направлений укрепления института семьи и формирования семейной политики, рассмотрено влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику .

Проблемы семьи, государственной семейной политики являются частью государственной социальной политики, этнополитики. В связи с этим необходимо назвать ученых, которые опосредованно, но довольно значимо для нас исследовали проблему. Это: Р.Г. Абдулатипов, ПИ. Авцинова, О.А. Бельков, Ю.В.Бромлей, В.И. Жуков, Л.МДробижева, СВ. Устименко, В.А-Тишков, Г.Т.Тавадов9 и др.

Большой вклад в исследование семьи и семейно-брачных отношений народов Северного Кавказа, их общественного и семейного уклада жизни, материальной и духовной культуры внесли в своих работах Б.Х. Бгажноков,. СШ. Гаджиев К.И. Гостиев, А. Гарданов, А. Гагстгаузен, Н.Ф. Дубровин, Х.В. Дзуцев, К.С Дзагкоев, М.О. Косвен, М.М. Ковалевский, А.Ю.

Коркмазов, А.А. Магомедов, А.Х. Магометов, М.А. Мисиков, В.В. Миллер, СВ. Лавров10, Ф.И. Леонтович, Ш.К. Ногмов, В.П. Невская, Т.Б. Савина, Я.С. Смирнова, Ф.Ф. Торнау, Хан-Гирей, Т.Б. Шаманов, и др.

Однако обобщающие работы, построенные на комплексном, а именно социально-философском, этнополитическом, междисциплинарном изучении вопросов семейно-брачных отношений у народов Северного Кавказа, встречается редко.

В связи с этим автор делает попытку восполнить пробел в научных исследованиях и дать теоретико-методологическое обоснование специфике процессов и явлений в северокавказской семье. Этим и определяется значимость и востребованность данной диссертационной работы по рассматриваемой проблеме.

Настоящее научное исследование проводилось в двух основных направлениях: это отношения «семья - этносоциальная стабильность», осуществляемые посредством механизмов реализации социальной политики, этнополитики и сфера региональной семейной политики. Поскольку политология является междисциплинарной областью знаний, весьма конструктивной является рассмотрение поставленной проблемы с политологических позиций.

Теоретико-методологическую основу диссертации Теоретическую основу исследования составили положения и концепции классических, неклассических и постнеклассических работ по философии, политологии, социологии, социальной психологии. Методологическую базу исследования определяет ряд подходов: системный, структурно-функциональный, социально-информациологический, нормативный, сравнительно исторический, социологический и др.

В диссертации были использованы такие методы исследования, как диалектический, дискриптивно-описательный, контент-анализ документов и материалов СМИ, а также метод включенного наблюдения.

Эти методологические подходы и методы исследования в совокупности позволили рассмотреть процессы социально-политической эволюции роли семьи и семейных отношений в сохранении этносоциальной стабильности как сложную структуру во взаимодействии всех ее элементов в рамках единого целого с учетом региональных особенностей. Информационно-эмпирическая база для авторских оценок и обобщений представлена помимо указанных выше работ, архивными материалами, законодательными актами, концепциями комитетов Государственной Думы, Федеральными целевыми программами, материалами, опубликованными в периодических изданиях Северокавказского региона и целым рядом других источников.

Объект исследования - этносоциальная стабильность в регионах Северного Кавказа.

Предмет исследования - социально-политическая эволюция роли семьи и семейных отношений и тенденции в сохранении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе.

Цель исследования состоит в выявлении общего и особенного в развитии семьи и семейных отношений на Северном Кавказе, в раскрытии природы (сущности и ценностного гуманистического потенциала) северокавказской семьи, ее значения как фактора этносоциальной стабилизации в этом сложном полиэтничном регионе; выявить динамику и характер тенденций социально - политической эволюции.

На основе поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи исследования:

- выявить общее и особенное в формировании и развитии семьи как социального института на Северном Кавказе;

- установить характерные особенности этнокультурной и нравственно-политической социализации личности в северокавказской семье;

- раскрыть традиции, преемственность и гуманистическую направленность этнокультурных ценностей в северокавказской семье и их роль в этносоциальной стабилизации в регионе;

- раскрыть механизм формирования феномена маргинализма в семье и семейно-брачных отношениях и определить его место в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе;

исследовать состояние и тенденции развития института межнациональной семьи на Северном Кавказе и показать его значение в этносоциальной стабилизации в регионе.

Научная новизна исследования. В исследованиях по философии, социологии, истории, политологии до сих пор нет специальных работ о роли семьи и семейных отношений по вопросу сохранения этносоциальной стабильности.

В диссертации:

- сделана попытка раскрыть эволюцию северокавказской семьи в системе общественно- политических отношений, ее значение в этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе;

- показано место семьи как уникальной социо- и этнокультурной ценности, детерминирующей состояние и поведение социальной группы и человека в системе социально-политических отношений;

- раскрывается феномен маргинальной личности, ее «самость» и «самочувствование» в северокавказской социокультурной среде. 

- показывается огромное значение духовно-нравственного потенциала этнокультурных ценностей северокавказской семьи в воспитании молодежи, в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Семья представляет собой сложный социальный институт, характеризующийся полифункциональностью и определенной структурой, разнообразием типов и форм, выступающим важнейшей социокультурной ценностью. Она прошла вместе с обществом длительную эволюцию, испытала на себе все социальные катаклизмы и сохранила свое «лицо», проявляясь по разному в различных культурах.

2. Функции семьи по сути своей носят универсальный характер. Однако они проявляют себя специфически в зависимости от этносоциальных, региональных условий жизнедеятельности людей, от их этнокультурных, политических традиций и конфессиональной принадлежности.

3. Семья у народов Северного Кавказа, как и у большинства этносов, в своем развитии претерпела значительную типологическую и структурную трансформацию. Она из большой патриархальной семьи на современном этапе превратилась в простую супружескую, то есть нуклеарную семью. У народов полиэтничного региона ныне господствующим принципом формирования семьи становится принцип экзогамии. Вместе с тем, среди части населения культивируются еще отношения эндогамии, все более отвергаемые в современных условиях. Здесь внутрисемейные отношения можно характеризовать как авторитарно-демократические.

4. Происходящие сегодня в стране демократические преобразования не могут автоматически решить все накопившиеся проблемы в семейных отношениях на Северном Кавказе. Их решение возможно лишь на основе научно продуманной семейной политики на государственном уровне

5. В условиях, когда малодетная семья становится реальностью на современном этапе, все другие же социальные институты пытаются «перехватить» семейные функции, северокавказской семье нужна не благотворительная помощь, а радикальное изменение ее места и роли в этносоциальных отношениях. Возможно, это потребует новой системы поощрения семейного образа жизни и семейственности, исключающей какое-либо принуждение в перспективе.

6. Семья как социальный институт, оказавшись ныне в сложных этносоциальных условиях на Северном Кавказе, переживает трудные времена. Возникшие в этой связи проблемы в семейных отношениях во многом зависят от решения социально-экономических, политических8 и этнокультурных задач, от этносоциальной стабильности в регионе. Сложные и этнополитические противоречия и территориальные конфликты, массовая миграция населения и другие подобные явления только обостряют сложившуюся этносоциальную ситуацию.

7. Здесь большое значение имеет этнокультурная преемственность в северокавказской семье. Духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в ее содержательной основе, концентрируют в себе нормы межличностных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом, на котором решаются важнейшие проблемы этносоциальной стабильности в регионе.

8. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан, их этнокультурные ценности. Через институт семьи транслируются непреходящие гуманистические ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические знания могут быть использованы при разработке концепции государственной и региональной семейной политики в стране, в процессе формирования социально-правовой базы для эффективного регулирования семейных и этносоциальных отношений на Северном Кавказе. Выводы, содержащиеся в работе, могут способствовать выбору адекватных форм и методов в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества в регионе.

Результаты исследования могут быть также использованы при подготовке теоретико-методологических и методических разработок, при чтении дисциплин «Социальная политика» «Семьеведение», «Социальная работа» и спецкурсов для студентов вузов и учащихся средних учебных заведений по рассматриваемой проблематике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на международной и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры политологии Северо-Кавказского государственного технического университета. Они нашли свое отражение и в средствах массовой информации. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедрах семьеведения и феминологии, политологии и политической психологии Российского государственного социального университета. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ, общим объемом 3 п.л. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и приложения. В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 140 источников. 

Теоретика-методологические основы исследования социально-политической роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа

Семья представляет собой, с одно стороны, универсальное состояние значительного числа людей, с другой - особую общность, представление интересов которой опосредуются другими социальными группами и институтами.

Для нашего исследования исключительно значимым является выяснение сущности проблемы семьи и семейных отношений. Семья -сложный и своеобразный социальный институт, на который замыкаются многие общественные, групповые и индивидуальные интересы. Это один из наиболее древних социальных институтов.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись, прежде всего, под воздействием господствующих в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, улучшением условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Семья является базовой основой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в жизни общества. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.

Благополучие России не мыслимо без благополучия каждой семьи, 11 каждого населяющего Россию народа. Ведь семья - прежде всего живая клеточка народного организма. От её здоровья зависит и судьба всего отечества. В семье, а не в отдельной личности, пусть самой гениальной, рождается народ. В семье он и умирает. Семья хранит родной язык, здоровье, культуру, традиции, дух и душу нации, которые умом не понять, аршином общим не измерить. Семья обеспечивает государство и экономику человеческим ресурсом, производителем и потребителем - даёт всё самое главное для конкретного государства и общества, всё, что не восполнить никаким импортом, никакими миграционными потоками. Семья - это внутренняя государственная граница, которую надо охранять так же зорко, как и внешнюю.

Анализ реально складывающейся ситуации в семье как базовом социальном институте показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Жизнь семьи как важнейшего социального института характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от экономических и этносоциальных отношений в целом, а также от уровня этнокультурного развития народов. Следовательно, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, социальной группы, входит в предмет изучения социальной философии и политологии, воспитания и социализации личности. Она позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений.

В определении семьи должны сочетаться разнокачественные проявления семейной универсальности: именно в определении должны сочетаться, а не противопоставляться признаки семьи как социального института и социальной группы.

За последнее десятилетие в России был разработан и принят целый ряд основополагающих документов: Указ Президента России «Основные направления государственной семейной политики». Основные направления государственной и социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации и так далее.

Эти документы составляли основу работы с семьей. В них отражаются и проблемы, и реалии того времени, времени перехода к рыночной экономике.

Тем не менее, в науке нет единого определения семьи, как феномена и социально-духовной ценности. Одно из наиболее удачных в отечественной науке определение семьи дано профессором А.Г.Харчевым: «...семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»[1]. Из данного положения следует, что семья определяется отношением родители - дети, а брак представляет собой легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду ее пространственную локализацию - жилище, дом, собственность - и общесемейную деятельность родителей и детей.

Американский социолог К. Керкпатрик в работе «Семья как процесс и институт» определяет семью как «группу из двух или нескольких лиц, связанных между собой по крови, браку или адопции и живущих вместе»[2]. Другой исследователь семьи М.Нимкофф в объемном труде «Брак и семья» характеризует семью как «более или менее длительную ассоциацию (association) мужа и жены, с детьми или без них, или одинокого мужчину, или женщину с детьми». «Эта дефиниция, - отмечает автор, подчеркивает сексуальную и парентальную функции, которые являются решающими (are crucial) для этого института. Эти первичные функции существенны для сохранения (contiance) семьи. Эта дефиниция указывает также на минимальную структуру семьи, состоящую из двух партнеров или из родителя и ребенка»[3].

Таким образом, лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших семьями прежде (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, развода и т.п.), либо не ставших еще семьями (семьи молодоженов).

При определении логики формирования семьи и ее функционирования надо иметь в виду, что семья в «чистом» виде действительно включает людей, ее образующих, - супругов, супругов - родителей (или одного из них) и детей. В другом случае к ним присоединяются родственники, которые составляют с супругами, родителями и детьми единое целое (например, родители супругов, братья и сестры, внуки). В более ранний период развития общества семья, кроме ближайших родственников, связанных кровнородственными отношениями, включала и других людей.

На это акцентирует внимание историк М.М. Ковалевский. Он пишет: «Семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браком или кровным родством; это община, члены которой живут под одной кровлей. В число их входят не только свободные, но все находящиеся в какой бы то ни было зависимости от главы общины, то есть рабы и вольноотпущенники. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки»[6]. Характеристика семьи М.М. Ковалевским предполагает не родовые семьи, а семьи, активно привлекающие (содержащие) людей, не связанных кровнородственными отношениями, но без которых сохранить статус таких семей было практически невозможно. Ныне при характеристике объединения людей, связанных одним жильем, единым хозяйством, в том числе и отношениями зависимости (ядро такого объединения могут составлять родственники, даже супруги и дети, но могут и не составлять) используется понятие «домохозяйство». Домохозяйство -социально-экономическая ячейка, объединяющая людей с совместными доходами, ведущих совместное хозяйство, состоящих в родстве или не состоящих, или тех и других. В отличие от семьи, отношения супружества или родства между членами одного домохозяйства не обязательны: оно может включать жильцов, пенсионеров, прислугу и других, а также состоять из одного человека, живущего самостоятельно, либо нескольких лиц, даже нескольких семей.

Семья и проблемы этносоциальной динамики в регионах Северного Кавказа

Определение положения и роли семьи в сфере этносоциальных отношений на Северном Кавказе - настоятельное требование времени, необходимое условие мирной жизни в этом сложном полиэтничном регионе. Для решения проблем этносоциального развития в условиях социализма не было заранее проверенных образцов, приходилось искать новые решения, зачастую путем проб и ошибок. Теоретически можно было предугадать только общее направление этносоциального развития, определить основные его тенденции.

В период социалистического строительства стране произошли коренные изменения в общественных, в том числе и этносоциальных отношениях. Было ликвидировано фактическое неравенство народов: они получили свою этнополитическую субъектность в форме автономной республики, области и национального округа. Была создана социалистическая система хозяйства, осуществлялась «культурная революция», укреплялась дружба и сотрудничество наций и народностей. В первые послереволюционные годы были созданы научно-практические службы в бывшем СССР по национальным проблемам.

Однако социалистическое строительство не обошлось без ошибок, искажения законности в общественной жизни, произвола по отношению к различным народам.

Коллективизация, по существу становится неотделима от «раскулачивания» и отчуждения крестьян от средств производства и результатов собственного труда [33], что приводит к полному обобществлению, а точнее, огосударствлению средств производства и жесткой государственной централизации управления экономикой, падению личной заинтересованности труженика в реализации своей творческой сущности. [34].

Все эти процессы, казалось бы, имевшие примерно одинаково негативное воздействие на судьбы всех народов бывшего СССР, по разному влияли на жизнь этносов Северного Кавказа, что обусловливалось целым рядом факторов, в том числе особенностями их психологии, традиционной культуры и трудовой этики, исторически сложившимися спецификой землепользования и нормами права, особенностями формирования семейных отношений. Следовательно, существенно различавшимися у них представлениями и восприятиями социальных картин и явлений мира[35].

Сложная система формирования семьи и семейных отношений народов Северного Кавказа имела в этот период свой механизм, и таким механизмом являлись национальные обычаи и традиции, часть из которых, как и у всех этносов, имеет универсальный характер, в той или иной степени наблюдающийся или наблюдавшийся у всех народов на тех или иных этапах исторического развития. Часть этих обычаев и традиций имеет общекавказский или региональный, северокавказский характер, и, наконец, еще некоторая часть - специфический, свойственный лишь тому или иному этносу. Сочетание этих нескольких уровней национальных обычаев и традиций, формировавшихся и закреплявшихся веками, составляли основу организации этносоциальной жизни на Северном Кавказе и во многом определяли состояние семьи и семейных отношений народов региона.

Обычаи, традиции, как известно, фактически выступают трансляторами этничности, передают ее от одного поколения к другому поколению, выполняя этим самым этноохранительную функцию. Обычаи, традиции - это своеобразные гены этничности, и их неожиданное и быстрое изменение всегда представляет угрозу для дальнейшего развития и самого существования этноса. Как и в любой системе, в этнической системе также существуют различные механизмы противодействия резким изменениям тех элементов, которые обеспечивают устойчивость системы, и лишь очень сильное воздействие извне может в исторически ограниченные сроки изменить этот механизм. Именно такие процессы стали происходить с 1930-х гг. с народами Северного Кавказа. Если в первые годы советской власти на Северном Кавказе уделялось немало внимания состоянию этносоциальной жизни народов и их культурному развитию (формировались различные формы автономии, шла работа по созданию письменности на ранее бесписьменных языках, складывалась система национального образования, куда вовлекались наравне с мужчинами и женщины, готовились национальные кадры и т.д.), то со второй половины 1930-х гг., особенно с 1938 года, начинается обратный процесс. Резко сократилось внимание к изучению этнодуховного развития народов, состоянию их семейных отношений в регионе.

В этот период происходит аккультурация народов Северного Кавказа, т.е. процесс усвоения ими некоторых сторон культуры русского этноса, с которым происходит их тесное взаимодействие. Этот процесс действительно имел место у народов Северного Кавказа (как и у других этносов СССР). Однако аккультурация не означала смены этнической идентичности, этнического самосознания народов. Неизбежное функционирование какого-либо одного языка в качестве языка межнационального общения в полиэтничном государстве (независимо от того, каким образом юридически оформляется статус этого языка), так же естественно приводит к тому, что другими народами в определенной степени усваиваются этнокультурные нормы и ценности народа-носителя языка межнационального общения. Эффект аккультурации испытали на себе многие народы мира, если не сказать, что подавляющее большинство, при этом они сохранились как этносы.

Процессы аккультурации народов Северного Кавказа, как и других этносов бывшего СССР, с конца 1930-х гг. приобретают несколько иной характер. При этом их нельзя назвать ни аккультурацией, ни ассимиляцией, ибо тогдашнее руководство страны отнюдь не стремилось сделать нерусские народы русскими. Реальные процессы так складывались вокруг концепции нового советского человека, что подразумевало принципиально новую этносоциально-политическую идентичность. Этничность в этой концепции рассматривалась как некая помеха на пути строительства нового общества[36]. Поэтому не случайно неотъемлемым элементом идеологии большевизма был переход к безэтничности в коммунистическом будущем. Нельзя сказать, что эти идеи в последующие годы потерпели полную неудачу. Тезис, сформулированный уже в 1960-1970-е гт. о том, что сформировалась в Союзе ССР новая историческая общность людей -советский народ, был бы неправильно рассматривать как абсолютный нонсенс. Процесс становления новой идентичности в нашем обществе действительно шел. Причем эта идентичность, не являясь новой этнической идентичностью, была призвана заменить, вытеснить этническую идентичность из сферы социальной идентификации человека. Это положение было неотъемлемой частью идеологии советского человека в тех условиях. [37].

Трудности современного социально-экономического развития России и многих регионов бывшего СССР во многом порождены сложившимися еще в 40-е гг. командно-административными методами управления без учета национальной специфики, уважения к этнодуховным ценностям народов, в том числе национальным традициям, нуждам той или иной нации и народности.

С 1957 года калмыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы, депаритированные в годы ВОВ, стали возвращаться в родные места. Этот год стал годом важных изменений в этносоциальных процессах на Северном Кавказе. С одной стороны, это был период восторжествования правовой и нравственной справедливости. С целых народов было снято клеимо предателей. Это был, безусловно, огромный гуманистический акт в жизни этих народов.

Семья как фактор этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа

Сегодня в Российской Федерации, на наш взгляд, нет другого региона, который бы представлял столь большой интерес для государства с многих точек зрения - политической, экономической, этносоциальной, культурной, экологической, стратегической и т.д. Этот полиэтничный регион - узел наиболее острых этносоциальных проблем, национальных и межнациональных конфликтов и противоречий. По мере дальнейшего изучения происходивших в прошлом и происходящих в настоящее время явлений и процессов в жизни Северного Кавказа, в частности, их теоретического осмысления, наука все активнее формирует универсальные категории и их дефиниции, отражающие регион в целом, процессы его экономического, этносоциального и этнокультурного развития. В общественно-политическом лексиконе сегодня весьма активно употребляются понятия: «кавказская цивилизация» (Р.Г. Абдулатипов), «кавказский суперэтнос» (Т. У. Кцоева), «северокавказская культура», «северокавказская ментальность» (Р. А. Ханаху), «адыгский суперэтнос» (Э. Т. Майборода), «северокавказская семья» (А.А. Магомедов)[49] и другие. Кроме того, в Карачаево-Черкесии компактно живут абазины и кубанские ногайцы. Семейный быт каждого из этих народов, как и весь их культурно-бытовой уклад вообще, обладает национальной спецификой, которая, естественно, затрудняет обобщенную региональную характеристику. Но эту трудность не следует переоценивать. Аналогичен подход Я.С. Смирновой к рассматриваемому вопросу в работе «Народы Северного Кавказа», включенной разделом в монографию «Семейный быт народов СССР» под ред. Т.А. Жданко. В ней известный этнограф пишет: «Северный Кавказ -один из наиболее многонациональных регионов СССР. Здесь обитает 10 коренных народов: чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, адыгейцы. Восемь из них, наиболее крупные, имеют свою государственность или автономию в пределах Чечено 79 Ингушской, Северо-Осетинской и Кабардино-Балкарской автономных республик, Карачаево-Черкесской и Адыгейской автономных областей» [50].

Многие народы (или по крайней мере некоторые из них) развивались вне единообразных природных и хозяйственных условий, в результате чего достигли неодинакового социально-экономического и культурного уровня развития, испытали разные влияния в своем развития и выработали различные этнокультурные традиции. Данный фактор в значительной степени явился детерминирующим при формировании семьи у народов Северного Кавказа..

Семья на Северном Кавказе традиционно рассматривается как жизненно важное явление. Общечеловеческие мотивы в семье усиливаются укоренившимися, особенно в сельской среде, традициями межполового разделения труда и желанием обязательно иметь наследника - продолжателя рода (бездетный брак у северокавказцев, за редким исключением, обречен на распад). Однако теперь эта традиция в какой-то мере ослаблена (особенно в городах) такими современными явлениями, как бытовые и психологические последствия урбанизации, сексуальной революции и т.п.

Заключение брака, как известно, не является самоцелью. Как правило, за ним следует деторождение, в котором здоровые дети составляют цель брака. Для здоровья будущего ребенка определенное значение имеет возраст рожающей женщины. Оптимальный возраст первородящей - 20-25 лет.

Значительное сокращение брачности по всему Северо-Кавказскому региону в 1990-х гг. обусловлено, на наш взгляд, ухудшением материального благосостояния населения, особенно молодежи, которая зачастую, не имея собственного жилья, средств к существованию и работы, не решается на столь серьезный шаг, как женитьба. Объясняется это и обострением здесь этносоциальной ситуации. В этих условиях значительные группы молодежи мужского пола, не решившись создать семьи у себя дома, выезжают из республик региона в поисках работы, часть из которых пытается обустроить свою личную жизнь, вступив в неоформленные брачные (сожительские) отношения с женщинами по месту работы, и тем самым создают проблемы с женской частью населения республик. В связи с сокращением общего коэффициента брачности во всех районах Северного Кавказа наметились тенденции к некоторому повышению брачного возраста как женихов, так и невест.

На демографическом пространстве Российской Федерации, в том числе и рассматриваемого нами региона, претерпевшего существенную экономическую и социально-политическую трансформацию, с начала 1990-х гг. сформировалось демографическое неблагополучие - идут активные депопуляционные процессы. Число умерших превышает число родившихся. В 1996 году, например, величина естественной убыли населения страны составила по стране почти 800 тысяч человек. Число умерших до одного года в стране за 1990-е гг. относительно стабилизировалось. Оно составило 17-18 человек на 1000 родившихся. Все же цифра эта весьма внушительная по сравнению с показателями высокоразвитых стран[51].

Депопуляционные процессы последних лет весьма характерны и для Северного Кавказа. Однако этими явлениями, в первую очередь, охвачены четыре района региона - Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край и Республика Адыгея, где в абсолютном большинстве своем проживает славянское население, В этих районах после 1990 года произошел активный демографический спад. Это привело к резкому изменению соотношений рождений и смертей. В 1990, 1995, 1999 годах они представляли следующую картину: в Ростовской области в 1990 году родился 54021 человек, умерли 53992 человека. Естественный прирост составили 29 человек. В 1995 и 1996 годах соответственно родилось 40676 и 38807 и умерло 70041 и 65692 человека. Величина естественной убыли составила 29365 и 28885 человек. На каждые 1000 человек населения в Ростовской области рождалось в 1990 году - 12,5, в 1995 - 9,2, в 2001 -8,8 человек, умирало соответственно 12,5; 15,8, 14,9человек[52].

Аналогичную картину представляли соотношения рождений и смертей и в трех вышеназванных районах. Правда, в Краснодарском крае еще в 1990 году показатели смертей были выше рождений. Тогда родилось 61663, умерло 62031 - на 368 человек больше. В 1995 и 1996 годах смертей оказалось значительно больше рождений: родилось соответственно 50489 и 47530 человек, умерло 77460 и 74460 человек. Разница со знаком минус соответственно по годам выглядела так: 26511 и 26930 человек. В Ставропольском крае в 1990 году родилось 36374 человека, умерло 28590. Естественный прирост составили 7784 человека. Однако через пять лет в крае умерло на 7618 человек больше, чем родилось (родилось 28404, умерло 36022 человека)[53].

Похожие диссертации на Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа