Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан Одинаев Мирзодавлат Сатторович

Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан
<
Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одинаев Мирзодавлат Сатторович. Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Одинаев Мирзодавлат Сатторович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/236

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретический и методологический анализ проблем становления демократического, правового, светского государст ва

1. Понятие демократического, правового, светского государства и его место в политической системе общества 16

2. Особенности становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане 37

3. Противоречия и конфликтные ситуации, препятствующие становлению демократического, правового, светского государства 66

Глава II. Социально-политические факторы укрепления демократического, правового, светского государства в Таджикистане

1. Основные предпосылки функционирования демократического, правового, светского государства в Республике Таджикистан 93

2. Процессы демократизации общества и их влияние на укрепление демократического, правового, светского государства 100

3. Возрастание роли государственных и общественных организаций в укрепление демократического, правового, светского государства 116

Заключение 137

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Современный период мирового общественного развития человечества характеризуется возросшей ролью политики в жизни общества. Политика пронизывает сегодня все сферы общества, оказывая при этом огромное влияние на их функционирование и развитие. Постсоветская реальность выступает как новый этап мирового развития, на котором качественное изменение характера отношений и связей внутри политических систем государств, а также качественные отношения межгосударственных взаимоотношений в мире, в целом, обнаруживают тенденцию к формированию некой новой системы мировых отношений, системы нового мирового порядка. Для анализа реалий постсоветских государств имеет значение рассмотрение этих процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего.

Став суверенными, государства постсоветского пространства унаследовали не только политические, экономические трудности текущего момента, но и трудности принципиального характера, детерминированные политическими и идеологическими традициями.

В переходное для Таджикистана время ещё робко внедряются необходимые принципы государственного устройства и управления.

Коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными, обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Принятие 6-ноября 1994 года Конституции Республики Таджикистан ознаменовало собой важный шаг в определении приоритетов таджикского государства.

Одним из основополагающих положений, нашедших своё отражение в тексте Конституции, было утверждение, что «Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство».1

Практически до этого момента термин «светское

Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, J995. -с. 2 8

государство» почти не использовался ни в практике политической жизни, ни в теоретических научных дискуссиях. Вместо него для обозначения аналогичного социально-политического феномена употреблялся термин «государство благосостояния», «государство всеобщего благосостояния», «советское государство» и др. Следовательно, термин «демократическое, правовое, светское государство» в Таджикистане появился с момента принятия новой Конституции.

В тексте Конституции Республики Таджикистан даны
самые общие характеристики целей, задач и функции демокра
тического, правового, светского государства без какой-либо
детальной характеристики, что, естественно, порождает необ
ходимость более внимательного изучения данного социально-
политического феномена, тем более, что это затрагивает наи
более острые и злободневные проблемы таджикской действи
тельности. Разрушение устоявшихся социально-
экономических связей, либерализация цен, безработица приво
дят к ухудшению положения пенсионеров, инвалидов, молодё
жи и других категорий граждан, к росту социальной напря
жённости в целом. При этом, привыкшие к доминирующей
роли государства, граждане Таджикистана именно от него, в
первую очередь, ждут решения^воих проблем.

Укрепление и развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане осуществляется путём выявления и преодоления противоречий, возникающих в деятельности государственных органов, институтов, в процессе функционирования и развития политической системы общества целом. Становление Президентской республики в Таджикистане открыло широкую возможность в исторически короткие сроки создания нового политического поля, насыщенного качественно иными, по сравнению с историческим прошлым, принципами и нормами деятельности таджикского юсударст-ва.

Среди политических институтов особое значение для эволюции демократического, правового, светского государства приобретает институт демократических выборов, призванный обеспечить легитимизацию власти - преемственность, властных отношений. В свою очередь, политические институты оказывают глубокое воздействие на характер функционирования выборов государства, а следовательно, и на устойчивость политической системы общества в целом.

Институционализация выборов проходит в контексте демократического, правового государства, содержательного и структурного оформления нового политического пространства. Поэтому формирование политического идеала у каждого человека в духе демократического, правового, светского общества, повышение социальной и политической активности людей в создании гуманного, демократического, правового, светского общества - это сегодня один из основных факторов в переходе к качественно новому состоянию таджикского общества. Вышеизложенное, несомненно, придаёт исследуемой проблеме актуальность и практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы.

Избранная для изучения проблема носит междисциплинарный характер. Её раскрытие вряд ли возможно без обращения к исследованиям в области философии, истории, права, култу-рологии, социологии, политологии, социальной психологии. Многоаспектность проблематики диссертации побуждает к учёту достижений, содержащихся в работах учёных зарубежных стран, СНГ и Таджикистана.

В последние годы вопросам теории и практики государства было посвящено большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, в которых исследуются социально-политические и духовные факторы становления демократического, правового, светского государства. Особое внимание уделяется раскрытию роли демократического, правового, светского государства в политической жизни общества. В трудах таких ученных стран СНГ, как О.В.Сальковского, М.В. Баглая, Е.П.Касырова, А.Д.Гусева, и других, рассматриваются социальная сущность, функции и задачи социального государства, уделяется особое внимание её философским и политическим аспектам .

В работах Е.М.Бабосова, В.Н.Амелина, Ф.М.Бурлацкого, А.А.Баталова, и др., рассматриваются социально-политические, нравственно-эстетические, национальные и духовные факторы формирования и функционирования демократического государства.

Определённый вклад в исследование политической жизни общества на развитие демократического, правового, светского государства внесли известные учёные С.Ю.Данилов, М.И.Одинцов, А.К.Пономарёв, Л.Р.Полонская и ряд других

авторов.1 Они не только раскрыли сложную взаимосвязь политической жизни и светского государства, но и также научно обосновали влияние политического процесса на становление, развитие и функционирование демократического, правового, светского государства в современных условиях.

Вопросы культурного прогресса, идеологические основы демократического, правового государства рассматриваются в трудах В.В. Клочкова, И.К. Галко. Е.Н.Космач, О.Г.Копелева, Н.В. Савелева, В.А. Щегорцева. Л. С. Мамута, В.Е.Чиркина, Д. А. Ковачева2 и др.

При всей содержательности этих исследований слабой стороной, с нашей точки зрения, является недостаточное раскрытие влияния идеологических средств. Некоторые проблемы влияния политического сознания и политической просвещённости на становление, развитие и функционирование демократического, правового, светского государства исследуются в работах А. В. Гадунова, Б.Орлова. В. С. Комаровского,

Данилов СЮ. -"Правовые демократические государства: Очерки истории.-М, 1997; Одинцов ММ. -Россия строит светское государство (1985-1977).// Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом.-М., 1997; Пономарёв А. К. -К вопросу о конституционной модели государственного суверенитета. Право и жизнь. -М.,/998; Полонская Л.Р. -Мусульманские республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама с государством. //Россия и современность. -М.: Мир, 1995. №1.

2 Клочков ВВ. -Религия. Государство. Право. —М, 1978; Галко И.К., Космач /:.//., Копелев О.Г. —Демократнча/цш и борьба идей. -Минск, 1989; Савельев Н.В. -Свобода совести. История и теория .-М.. 1991; Щегорцеа В.А. -Политическая культура и социалистическое самоуправление >шродов.-М.,1988; Мамут Л. С. -Политическая культура и политическое сознание. —М.,1978; Чиркни В.Е. - Государствоведе-ние М, 2000; Ковачев ДА. - Новое в новых Конституциях государств Восточной Европии и Азии . Вестник, МГУ, Серия право. М., 1997.

А.К. Уледова, Эрмэ Г.И. и др1. Однако и здесь отсутствует какое-либо сравнение с ситуацией в бывшем Советском Союзе и современных странах СНГ. В результате, процессы, происходящие в странах СНГ, оказываются как бы за пределами общечеловеческого общества, его быта.

Определённый вклад в исследование становления и развития демократического, правового, светского государства в современных условиях внесли учёные Таджикистана. Весьма ценными являются работы Б.Г.Гафурова, А. Имомова, Т.Назарова, Э.Ш. Рахмонова, Ф.Т. Тахирова, М.К.Гафаровой, К.Р.Расулова, М.Г. Гулахмедова, Р.Г. Гуломова, Г.Н Зокиро-ва, СИ. Шарипова и др2.

Однако, во всех работах указанных выше авторов, анализируются вопросы становления демократического, правового, светского государства в целом, следовательно, вопросы данной проблемы освещаются в общих чертах. Анализ литературы показывает, что всё ещё остаётся много нерешённых проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий становления, функционирования и развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане, которые требуют дальнейшего исследования и освещения.

Годунов А.В. - Эволюция политической культуры как фактора
модернизации современной российской государственности.-^.,
1997; Орлов Б.- политическая культура и становление демократии
современного российского общего. // Политология: взгляды на совре
менность, - М., 1995; №5; У ледов А. К. -Духовное обновление обще
ства. -М., 1990: Эрме Ги. -Культура компании в системе институ
тов
демократии современного российского общества. //
Политология: взгляды на современность. - М., 1995; №5.

Гафуров Б.Г. -Таджики: Древнейшая, древняя, средневековая, и новейшая история. Душанбе. 1998: Имамов А.Н.- Конституционно-правовые пробелы развития Республики Гсн).>кикистан, Душанбе. 1998; Назаров Т.Н.- Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего- Нью-Йорк, 1999; Рахманов Э.Ш. -Таджики в зеркале истории: Первая книга: От арийцев до Самани-дов.- Душанбе- Лондон. 1999; Тахиров Ф. Т.- История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2001: Гафарова М.К.- Духовный облик -женщин Советского Востока. -Душанбе, 1987; Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г. - Национальные и политические процессы независимости Таджикистан, Душанбе, 2001; Гул омов Р.Г. - Суверенный Таджикистан на пути демократизации общества. Душанбе, 2001.

Исходя из этого, полное рассмотрение сложного комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями становления и функционирования демократического, правового, светского государства на примере Таджикистана в рамках одной работы не представляется возможным. Понимая все сложности исследуемой проблемы, автор не претендует на исчерпывающее раскрытие этой проблемы. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных наук, целых научных коллективов.

На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в совокупности источников, автор предпринял попытку исследовать особенности становления, функционирования и развития демократического, светского государства на примере Республики Таджикистан.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Исходя из вышеизложенного, диссертантом были намечены следующие цели:

на основе комплексного анализа современных политических процессов раскрыть сущность демократического, правового, светского государства, и показать социально-политические и духовные предпосылки его функционирования и развития в Таджикистане;

показать влияние политического процесса на развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане;

охарактеризовать основные направления разработки современной таджикской концепции демократического, правового, советского государства с учётом исторического развития таджикской государственности;

- исследовать место и роль демократического,
правового, светского государства в общественной и политиче
ской системе таджикского общества, показать воздействие
общечеловеческого идеала политических институтов на об
щественные процессы.

Поставленные в исследовании цели способствовали решению следующих задач:

-определить соотношение понятий: «государство благосостояния», «социальное государство», «демократическое государство», «правовое государство», «светское государство»;

-обобщить и систематизировать различные научные
подходы и методы, касающиеся исследования развития

демократического, правового, светского государства в Таджикистане, условия его формирования и взаимосвязи с функционированием политической системы общества;

-проанализировать особенности генезиса социальных функций демократического, правового, светского государства в Таджикистане, связанных со спецификой общественного развития;

-исследовать программных установок основных политических сил современного Таджикистана в сфере социальной политики современного таджикского государства, сопоставив их со стереотипами общественного сознания и культуры ожидания и признаниями большинства граждан республики;

-выявить наиболее принципиальные проблемы, являющиеся ключевыми для проведения социальных реформ и вызывающие острую дискуссию в обществе , как на уровне политических элит, так и среди конкретных социальных групп, интеллигенции, показав возможные пути их решения, с учётом опыта развития демократии.

Объектом исследования послужили процессы назревания, становления демократического правового, светского государства в Таджикистане как социально-политического феномен.

Предметом исследования является научный анализ социально-политических основ и факторов возникновения, исторические условия становления и конкретные этапы развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Важным моментом исследования является прослеживание особенностей становления демократической государственности таджикского народа.

Научная новизна исследования. Диссертация является специальным исследованием, посвященным социально-политическим основам становления демократического, правового, светского государства в условиях Таджикистана. В исследовании предпринята попытка выявить общие закономерности и специфические особенности строительства демократического, правого, светского государства в Таджикистане и показать влияние политического процесса на его развитие.

Научная новизна диссертации исходит из того, что в и обоснованы тенденции: чем вней на основе анализа сово-

купности взглядов представителей различных политико-идеологических направлений осуществлена попытка определить сущность и закономерности становления и развития, объективные и субъективные противоречия, связанные с функционированием и развитием демократического, правого, светского государства. При этом процесс становления и развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане рассматривается в общем контексте развития человеческой цивилизации, что позволит заложить основу для прогнозирования возможных последствий тех или иных предлагаемых решений в рамках таджикской концепции демократического, правого, светского государства.

Новизна исследования определяется ещё и тем, что в ней:

проанализирован уровень развития политического сознания членов общества, выявлены основные социально-политические и духовные предпосылки формирования правового, светского государства в суверенном Таджикистане;

показаны уровень и содержание политической культуры, политического сознания, основных классов и социальных групп Таджикистана, место и роль каждого из них в процессе развития демократического, правового, светского государства;

- приведён научный анализ социально-политических
экономических и духовных факторов становления и функцио
нирования демократического, правового, светского государст
ва в суверенном Таджикистане;

определены границы демократического, правового, светского государства, политических институтов, показаны основные тенденции их развития в условиях демократизации общества;

- определён ряд зависимостей ыше уровень политической культуры и политического сознания членов общества. тем больше вероятность упрочнения института выборов; чем выше степень институционализации выборов, тем надёжной -и более предсказуем исход выборов с точки зрения признания обществом их результатов и фактов легитимации избранных органов власти; чем прочнее, в аспекте легитимность новых органов власти, результаты выборов, тем более вероятно становление и развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

В данной работе также даётся комплексный анализ процесса формирования политической культуры и политического сознания и их влияние на ход развития демократического, правового, светского государства.

Основные положения, выносимые на защиту, связаны с поставленной целью и решения задач исследования. При исследовании проблемы социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства эти положения формируются следующим образом:

Идеи национальной независимости и государственного суверенитета таджикского народа возникли еще до появления государства Саманидов. Эпоха Саманидов создала прочные социально-политические предпосылки и способствовала становлению государства таджикского народа.

Становление и развитие правового государства, начавшееся сто лет назад, явилось результатом взаимовлияния целого ряда факторов, важнейшими из которых были: переход к индустриальному обществу, развитие демократии, усиление борьбы трудящихся за свои права, расширение возможностей аппарата государственного управления. Появление такой политики-социального и правового феномена как правовое государство, является закономерным этапом в развитии цивилизации, знаменующим собой не'просто расширение социально-правовых функций государства, но и принятие современным государством на себя ответственности за благополучие своих граждан, осознание обществом необходимости обеспечения конституции прав граждан. В основе идеи демократического, правового государства, лежат принципы социальной справедливости, социального равенства и обеспечения социальных гарантий.

Правовое государство - это тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой.

Современный период мирового общественного развития характеризуется возросшей ролью демократического, правового, светского государства в политической жизни общества. Государство пронизывает сегодня все сферы общества, оказывает огромное влияние на их функционирование и развитие. Постсоветская реаль-

ность выступает как новый этап мирового развития, на котором качественные изменения характера отношений и связей внутри политических систем государств, а также качественные изменения в межгосударственных взаимоотношений в мире, в целом, обнаруживает тенденцию к формирования новой государственной системы. Для анализа реалии постсоветских государств имеет значение рассмотрение этих процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего.

Демократическое, правовое, светское государство в политической системе общества занимает центральное место. Оно регулирует всё социально-политическое, экономическое движение и показывает дальнейшего пути их развития. Главное, демократическое, правовое, светское государство не даёт возможности в нарушении закона и порядка, как во внутренней, так и во внешней жизни страны. Из анализа философских и политических источников и литературы можно сделать следующий вывод, что ведущим институтом политической системы, сосредотачивающей максимальную политическую власть, является государство. Особое место политической системы общества демократического, правового, светского государства заключается в том, что именно вокруг него группируются остальные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается, прежде всего, за завоевание государственной власти и 'рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой демократического, правового, светского государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия, существа. Более того, это государство - есть в некотором роде наиболее высокоорганизованная форма политического сообщества.

В качестве методологической основы исследования использованы: системный, социологический и структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа. В работе над диссертацией автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах российских, таджикских и западных ученых, исследующих данную проблему.

Эмпирической основой диссертации явились результаты ознакомления автора с общечеловеческим процессом -влияние политической культуры на развитие демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Вместе

с тем, автор в ходе исследования провёл собеседование со многими представителями различных слоев населения. Все эти материалы дали возможность автору связать теоретические положения с практическим с целью развития демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Использованы также документы и текущие архивы, материалы периодической печати.

Практическая значимость исследования. Основные результаты диссертационного исследования имеют определенную практическую значимость, так как они могут быть использованы для объективного исследования и прогнозирования процессов, происходящих в демократическом преобразовании всех государств СНГ и мира, в целом

Практическая ценность исследования имеет принципиальное значение в формировании политической культуры, политической сознании людей как основной предпосылки функционирования демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы: в работе органов государственной власти при разработке и реализации социальной политики; при осуществлении пропагандистского сопровождения социальных реформ. Полученные результаты могут быть использованы при чтении соответствующих курсов, спецкурсов и семинаров по философии, истории, государственного права, политологии и других предметов в вузах Республики Таджикистан.

Апробация полученных результатов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им.С.Айни. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по соответствующим гуманитарным наукам в вузах Таджикистана.

Материалы исследования неоднократного докладывались на международных и республиканских научно-практических конференциях в гг. Душанбе и Москве, а также заслушивались на заседаниях кафедры политологи ТГПУ имени С. Айни. По результатам исследования автором опубликованы брошюры, научные статьи и тезисы докладов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политических процессов Таджикского национального университета.

Особенности становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане

Исследование проблемы демократического, правового, светского государства в условиях суверенного Таджикистана имеет важное значение. Эта проблема всё ещё недостаточно разработана в отечественной и зарубежной науке и требует всестороннего исследования в современных условиях.

В задачу исследования входило изучение и обобщение исторического и практического опыта суверенного Таджикистана. На основе имеющихся источников необходимо было показать основные социально-политические и экономические предпосылки становления демократического, правового, светского государства в Республике Таджикистан. Главное внимание уделялось анализу особенностей процесса становления демократического, правового, светского таджикского государства. Конечно, было бы теоретически неверно и практически недостойно преувеличивать и абсолютизировать специфические моменты демократического, правового, светского государства в той или иной нации и народности. Истина состоит в том, что специфические особенности становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане есть результат конкретно-исторических условий общих закономерностей развития человеческого общества. Но не менее опасно игнорирование специфических особенностей, поскольку оно может привести к серьёзным трудностям укрепления и развития демократического, правового государства и оживлению националистических тенденций.

В последние годы в научной и массово-политической литературе1 рассматривались социально-политические, экономические, нравственные, духовные и другие аспекты демократического, правового, светского государства той или иной национальности и народностей Средней Азии. Но несколько в тени остаётся анализ особенностей возникновения и становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Исходя из этого, была намечена задача выяснения на каких исторических, политических, экономических и духовных предпосылках формировалось демократическое, правовое, светское государство Таджикистан.

Одной из главных социально-политических предпосылок возникновения и становления таджикского государства является опыт тысячелетней истории. Исторический опыт утверждает, что таджикский народ приобрёл национальную независимость и суверенитет более тысячи лет назад. Глава государства Э.Рахмон подчёркивал, что «...в IX-X веков династия Саманидов сыграла решающую роль в централизации государственной власти. Для истории таджикского народа она выполнила задачу, сравнимую с образованием российского централизованного государства. Этот процесс характеризуется рядом крупнейших историчесішх итогов. Прежде всего, завершился долговременный процесс формирования таджиков в единый народ, в котором основную роль сыграли таджико-язычные народности и их территориальные образования».

Окончательно сформировался и получил широкое распространение таджикский литературный язык. А ведь, как известно, ученые считают общность языка одним из факторов национальной ступени социальной интеграции.1

Анализ имеющихся источников свидетельствует, что первое централизованное образование таджикского народа освободило его от внешнего господства Арабского Халифата, обеспечило возможность для самостоятельного экономического, политического и культурного развития народа. Многие авторы показывают, что в результате избавленный на длительное время от внешних нашествий и разорения таджикский народ получил возможность для свободного проявления необыкновенного творческого потенциала, соединившего не только прошлое с настоящим и будущим, но ставшего мостом между Востоком и Западом. Оценивая значение эпохи Саманидов, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон подчеркивает, «...что ни одна нация, ни один народ без приобщения к совместной цивилизации человечества не способны подняться до высоких культур, и сохранит себя на протяжении тысячелетий. И величие таджикской нации я вижу в том, что на протяжении тысячелетий она не раз смогла мужественно выдержать натиск чужеземных завоевателей и в то же время, осуществить синтез чужой цивилизации с бессмертными достижениями своей культуры, каждый раз подымаясь на качественно новый уровень развития». Исходя из этого утверждения Э.Рахмона, следует отметить, что эпоха Саманидов и централизованность её государственности создавало социально-политические и духовные предпосылки для возникновения и становления государственного суверенитета таджикского народа.

Согласно этому, возникновение и становление государства таджикского народа, это не только реальная возможность, которую открывает эпоха Саманидов, но историческая необходимость, диктуемая всей практикой общечеловеческой истории.

В ходе исследования данного вопроса использованы подсказки самих исторических условий, поскольку проблемы государственного образования таджикского народа складывались в различных условиях, мы с начала выделили две задачи:

-во-первых, выявить общие специфические закономерности перехода наций и народов от одной к другой степени исторического развития;

-во-вторых, рассмотреть специфические особенности возникновения, становления, развития и условия образования государства, нации и народов. По этому поводу В.И. Ленин писал: «Исследовать, изучить, отыскать, угадать, охватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению интернациональной задачи...».2 Здесь мы попытаемся показать только лишь некоторые специфические особенности возникновения.

Противоречия и конфликтные ситуации, препятствующие становлению демократического, правового, светского государства

Из вышеизложенного анализа мы выяснили, что становлению демократического, правового, светского, государства в Таджикистане препятствуют противоречия и конфликтные ситуации. Поэтому исследование совокупности объективных и субъективных факторов, идей разумного компромисса и концепции устойчивого развития, влияющих на смягчение и разрешение конфликтов, сегодня имеет важное значение. Одно из ведущих мест в преодолении конфликтных ситуаций занимает политическое сознание. Это вытекает из того, что переломный характер времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношение человека к миру, значительно повышают социальный статус политического сознания, усиливают его роль в жизни демократического, правового светского государства. Опыт противоречия, катаклизмы, столкновения и жесточайшие войны XX столетия, которые по-прежнему в последнее время имеют место в обществе, поставили на повестку дня истории вопрос об осознанной необходимости перехода к качественно новому типу общественного и мирового, глобального цивилизованного развития. Среди этих проблем важное место занимает анализ проблемы конфликтных социально-политических и духовно-нравственных процессов, поиск их решения, выхода из них посредством достижения компромиссов и согласия.

Раскрыть социальную сущность конфликтов, их диалектическую связь и противоречия невозможно без культурного образования, без политического сознания и твёрдого мировоззрения человека. Политический опыт показывает, что важным фактором преодоления конфликтных ситуаций является политическое сознание. Поэтому в данном параграфе мы предприняли попытку исследовать роль и значение политического сознания в преодолении конфликтных ситуаций. Политическое сознание человеку дает возможность правильно осознать конфликтную ситуацию, достижение согласия и выработать научно-обоснованную теорию.

Многочисленные источники в научной литературе показывают, что разработка теории конфликта имеет древнюю традицию. Духовным отцом теорий конфликта считают Гераклита. В соответствующей литературе встречаются ссылки на Сократа и Платона. Часто идейным родоначальником теории конфликта называют Томаса Гоббса. В своем тезисе «О войне всех против всех», сформулированном в работе «Левиафан», главной причиной конфликта он считает стремление к равенству, приводящему к возникновению у людей одинаковых надежд, желаний завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, что превращает людей во врагов. О конфликте как о социальном явлении впервые было сказано в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». По его мнению, в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. В своей работе «Очерки философии права» Гегель считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано решать конфликты.

Известно, что понятия «борьба», «конфликты», «угрозы», «насилие» использовались многими авторами в разные исторические эпохи. Например, в таджикско-персидской философии и литературе затрагивались большие человеческие проблемы, в том числе и проблемы конфликта и его урегулирования. Всё это можно встретить в таких известных источниках, как "Шахнаме" Абдулкасыма Фирдоуси, "Сиёсатнаме» Низам-аль-мулька, «Этика Мухсина» Хусейна Воизи Кошифи и многих других. Но, однако, это ещё не даёт основания рассматривать их как идейных основоположников теории конфликта.

Конфликтология на Западе, в том числе, этническая конфликтология расовых отношений - «старая наука». Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена таких родоначальников теории конфликта, как Г.Зиммеля, М.Гумпловича, Г.Раценгофера, Г.Спенсера, В.Г.Сацнера, К.Боулдинга, Л.Козера, Д.Дарендорфа, Д.Локвуда и многих других. К проблемам конфликтологии относятся вопросы национальной принадлежности, исторических претензий, недоверия, враждебности, что глубоко запечатлено в индивидуальном восприятии и опыте. Изменение отношений между участниками конфликта может быть достигнуто только работой на самом глубоком человеческом уровне. И именно в общественной сфере, а не только за столом официальных переговоров эти проблемы могут быть переосмыслены, признаны, интересны, устранены опасения и найден выбор в пользу изменения отношений.

В советском обществоведении теория конфликта не разрабатывалась по ряду причин. Среди них следует выделить то обстоятельство, что изымалась сама проблема власти из теоретического анализа, связанного с противоречиями общества. В таких условиях тезис об обострении классовой борьбы, характерный для 30-40-х годов, переносил конфликты на групповой и личный уровень (народ и враги народа). «Враги народа» - это отдельные группы, личности, но не большие социальные группы. На уровне общества конфликтов быть не должно, а акции протестов охаивались и скрывались.

Исторический опыт свидетельствует, что с 50-х годов была выдвинута «теория бесконфликтности», в том числе в литературе, искусстве, духовной сфере общества. Конфликт мог быть между «хорошим» и «лучшим». Эта теория критиковалась как антидиалектическая, чуждая идеологии марксизма-ленинизма, маскирующая действительные трудности социалистического общества. Но в жизни почти до 80-х годов «теория бесконфликтности» была частью идеологии и психологии периода «застоя». Таким образом, в нашем обществоведении не была выработана методология и методика исследования конфликтов.

Процессы демократизации общества и их влияние на укрепление демократического, правового, светского государства

Правительство республики с момента возникновения и становления демократического, правового и светского государства укреплению демократизации в стране уделяло постоянное внимание и принимало конкретные меры. В связи с этим, речь пойдёт о процессе демократизации общества и его влиянии на укрепление и развитие демократического государства таджикского народа.

Прежде чем перейти к исследованию социально-политических и экономических основ укрепления суверенитета Таджикистана, на наш взгляд, было бы целесообразно вкратце дать пояснение: «Что такое демократия?». «Демократия (греческое демос - народ, кратос - власть) — означает народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования»." Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источника власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

Путь демократизации - это процесс осознания и реализации на практике сути и принципов демократизации, их ограниченного временем и пространства механизма действенности; свободное компромиссное сотрудничество различных политических сил, настойчиво, законно, культурно добивающихся становления и развития демократических основ общественной и политической жизни общества и государства.

Исходя из этого, следует подчеркнуть, что процессы демократизации общества и их влияние на ход дальнейшего укрепления государства и особенно на развитие суверенитета нации и народов очень велики. Поэтому исследование социально-политических, экономических и духовных основ укрепления демократического, правового, светского государства возможно только в условиях демократических процессов. Закономерности процессов демократизации общества и их влияние на укрепление суверенитета Республики Таджикистан даёт возможность широкой перспективы таджикского народа в строительстве демократического, светского, правового государства.

Анализ социально-политических, экономических и духовных факторов показывает, что для суверенного Таджикистана, в первую очередь, представляются необходимыми такие демократические принципы, которые бы обеспечивали упрочение общенационального единства. Сегодняшний Таджикистан нуждается в таком плюрализме мнений, который способствовал бы укреплению в обществе духа и сущности созидания и единства суверенного государства. Демократия всегда являлась серьезным испытанием для сохранения целостности вновь возникающих государств. Ведь именно в молодых государствах определённые силы, организации и группировки приводят в движение народные массы, а отсутствие опыта демократических структур приводят в итоге к драматическим последствиям.

Согласно историческому опыту в условиях неразвитости политической культуры, твёрдого мировоззрения, политического сознания, недостатка чувства гражданственности и незрелости демократии государственные институты нуждаются в дальнейшем укреплении. Это должны осознать все, кому дороги интересы Родины. С другой стороны, все должны понять: те движения, которые ослабляют устой государственности и основы Конституции, представляют угрозу государственности. Критика и свобода мнений весьма необходимы, но они не должны выходить за рамки закона и конституционного устройства общества.

Для укрепления закономерного процесса демократического, правового, светского государства потребовались сильные социально-политические, экономические и духовные основы. Одним из важнейших факторов в основе укрепления демократического, правового, светского государства являются политические отношения. Анализ сущности, важнейших черт политический отношений в условиях суверенного Таджикистана показал, что данная проблема пока недостаточно изучена и исследована. Прежде всего отметим, что политические отношения наряду с экономическими являются основными, определяющими качество всех других видов общественных отношений. Они являются необходимостью и одновременно потребностью людей, поскольку определяют не только многообразие их различных действий, но и выступают в роли ограничителей этих действий. Политическое отношение-это регуляторы человеческой жизнедеятельности. Иными словами, сфера политических отношений - это совокупная деятельность политических объектов и субъектов.

Анализ компонентов и структуры политических отношений общества показывает, что методологической основой выявления системообразующих факторов выступает трактовка сущности политики государства, их действенная природа. С одной стороны, политика направлена на выполнение общих дел, вытекающих из природы функционирования общества, с другой стороны, на гармонизацию интересов различных групп, преодоление конфликтов, достижение консенсуса на основе возможных, достижимых соглашений.

За последние годы анализ социально-политических отношений общества нашёл своё отражение в работах Н.И.Азорова, С.С.Андреева, В.Л.Алтухова, М.Вебера, А.А.Дягтерева, Н.С.Федоркина, А.П.Федотова1 и др. В этих работах рассматривается анализ взаимоотношений объектов и субъектов политической жизни общества; даются определения и понятия политических отношений общества.

Из различных многовариантных определений понятия данной проблемы, на наш взгляд, наиболее чёткой и подробной является точка зрения В.А.Мальцева, где он пишет: «Основополагающим системообразующим критерием политических отношений выступает формирование и последующее воспроизведение таких социально-классовых отношений, которые бы открывали широкий простор развитию эксплуатация и отчуждения».2 Исходя из этого, можно считать, что сегодня политически значимым является, прежде всего, динамизм развития всех общественных отношений, в первую очередь, экономически высокая социальная активность всех трудовых коллективов, гуманизм, интернационализм, преодоление пессимизма и апатии.

Возрастание роли государственных и общественных организаций в укрепление демократического, правового, светского государства

На основе Конституции Республики Таджикистан государственные и общественные организации занимают особое место в политической системе общества. В этой связи в 10 статье Конституции Республики Таджикистан подчеркивается, что «государство и все его органы, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы республики».1 Исходя из этого конституционного требования, сегодня осуществляется дальнейшее возрастание места и роли государственных и общественных организаций в политической жизни суверенного Таджикистана. В данном параграфе осуществлена попытка исследовать и изучить деятельность этих организаций.

Процесс демократизации общества настоятельно требует объединения всех политических систем, государственных, общественных и религиозных организаций в мобилизации народных масс в управлении обществом. Следовательно, изучение и анализ данной проблемы является очень трудным, сложным и противоречивым процессом.

Сложность его заключается в том, что взаимоотношение государственных, общественных и религиозных организаций в развитии демократического, правового, светского государства в контексте приоритета общечеловеческих ценностей в значительной степени обусловлено их многогранностью. В этой связи изучение и исследование закономерностей данной проблемы требует совместных усилий специалистов различных областей знаний - философов, историков, правоведов, этнографов, политологов, психологов и т.д.

В последние годы появилось немало исследований и научно-популярных работ, посвященных анализу политической системы общества, социальной сущности государства и его роли в урегулировании общественного процесса. В качестве примера можно назвать работы таких известных ученых стран СНГ, как А.П.Бутенко, М.Калныжникова, А.Николаева, Б.И.Краснова, М.Х.Фарукшина, М.И.Васильева, М.И.Одинцова, А.Д.Криндача и др.

Анализ этих работ показывает, что вопрос взаимоотношений государственных, общественных и религиозных организаций рассматривается в общих чертах, еще не достаточно обоснован механизм регулирования закономерного процесса демократизации общества и роли этих организаций в развитии демократического, правового, светского государства.

Немаловажное значение имеет исследование проблем места и роли государственных, общественных и религиозных организаций в условиях Суверенных Независимых Государств. Эта проблема недостаточно изучена и разработана в суверенном Таджикистане. Пока еще нет конкретных работ, которые бы охватили сущность, основные функции и диалектику развития демократического, правового светского государства.

Демократическое, правовое, светское государство Таджикистан, которое недавно образовалось и сейчас нуждается в укреплении, в мобилизации всех необходимых средств для своего всестороннего развития. А в этом вопросе укрепления и развития светского государства в Таджикистане большую роль играют государственные, общественные и религиозные организации. Прежде всего, следует отметить, что укрепление и развитие демократического, правового, светского государства нуждается в научно-обоснованной теории.

Только за последние годы появился ряд работ,1 хотя специально и не посвященных анализу проблемы взаимоотношений государственных, общественных и религиозных организаций в развитии демократического, правового, светского государства, но авторы этих работ по мере возможности конкретно рассматривают данную проблему в условиях Таджикистана. Сегодня, когда в Таджикистане идет процесс строительства демократического, правового, светского государства, каждый человек, каждый трудовой коллектив, каждая организация и общественное движение должны принимать активное участие в решении этой благородной задачи.

Теоретическое осмысление дальнейшего развития государственных, общественных и религиозных организаций, обобщение опыта их работы представляют собой важное звено исследования светской государственной и политической системы общества в целом, т.к. эти важные каналы соединяют многомиллионные народные массы со светским государством. Следовательно, политической системой таджикского общества является демократическое, с его неизбежным и необходимым спутниками -массовым общественным организациями.

Исторический опыт свидетельствует, что каждое общество имеет свои сложности, охватывает комплекс социально-политических, экономических и духовных отношений, но среди этих отношений главную роль играет человек. «Общество, - подчеркивал К.Маркс, - это сам человек и его общественные отношения». Общество существует и функционирует благодаря общественным отношениям: они составляют его основное содержание, определяют характер, интегрируют общество в целостную систему. Без общественных отношений нет и самого общества.

Исходя из вышеизложенного обстоятельства, можно утверждать, что наряду с экономическими, политическими, социальными, нравственными, правовыми, эстетическими отношениями выделяются еще отношения между людьми и между всеми элементами политической системы общества.

Как известно, каждый из них выражает определённую структурную характеристику общества, связанную с определенным видом деятельности особым социальным предметом и проявляется через особые общественные интересы. Подробный анализ всех отношений общества в целом является задачей других исследований. Поэтому мы предприняли попытку показать особенности взаимоотношения государственных, общественных и религиозных организаций в развитии демократического, правового, светского государства. Тем более, данная проблема не в полной мере изучена и практически не исследована в условиях суверенного Таджикистана.

Демократические нормы, принципы и ценности, безусловно, нуждаются в сильном государстве. Без активных действий государства невозможно обеспечить правопорядок в обществе и добиться соблюдения законов всеми гражданами без исключения. Демократии, отнюдь, не противоречат решительные действия властей, предусматривающие, в случае необходимости, и законные меры против преступников, экстремистов и других элементов, угрожающих благополучию и стабильности демократического общества. При возникновении особо острых социально экономических или политических многочисленных ситуаций государство вправе, оставаясь в рамках законности, пойти на временные ограничения тех или иных норм. Таким образом, сильная государственная власть жизненно необходима для оперативного разрешения социально-экономических и политических проблем, обострение которых может создать угрозу для демократии. Этому примеру свидетельствует государственная власть суверенного Таджикистана.

Похожие диссертации на Социально-политические основы становления демократического, правового, светского государства : на материалах Республики Таджикистан