Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Маркова Елена Александровна

Толерантность в политическом процессе : региональный аспект
<
Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект Толерантность в политическом процессе : региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Елена Александровна. Толерантность в политическом процессе : региональный аспект : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Маркова Елена Александровна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2007.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/456

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ 12

1.1. Политико-философские обоснования толерантности 12

1.2. Политические процессы России в контексте проблем толерантности 36

1.3. Особенности формирования толерантных политических отношений: региональный аспект 58

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРИНЦИПА ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЗАБАЙКАЛЬЕ 85

2.1. Региональный политический процесс в единстве формирования и функционирования властных структур на основе толерантных отношений 85

2.2. Взаимодействие политических партий и движений как фактор консолидации демократических политических процессов региона 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149

Введение к работе

Особенность современного российского политического процесса определяется теми задачами, которые стоят перед страной, задачами выхода из кризиса и перехода к этапу устойчивого поступательного развития в условиях включения России в процесс глобализации.

Внутриполитическое развитие России характеризуется укоренением в политической жизни либеральных и демократических ценностей и постепенным преодолением элементов тоталитарного мышления и авторитаризма. Однако этот процесс в условиях наличия многопартийной системы, представленной политическими партиями, формировавшимися в сложнейших условиях бескомпромиссной внутриполитической борьбы начала 90-х гг. XX в., требует упрочения в политическом процессе принципа политической толерантности. Вступление в силу в 2003-2005 гг. нового федерального законодательства о выборах и политических партиях стало качественно новым этапом развития политической системы России.

Конституционное закрепление многопартийности и основных принципов деятельности политических партий в соответствующих законах является исходным пунктом дальнейшей работы по осмыслению реальных механизмов взаимодействия различных политических сил, путей формирования соответствующей политической культуры. Толерантность, как принцип политической деятельности, становится основным условием позитивной реализации планов национального возрождения. Несомненно, что в настоящее время решение этих задач определяет актуальность исследования роли толерантности в политическом процессе в региональном аспекте.

В современной России были сделаны важные шаги в плане развития демократии, одним из важнейших достижений которой стало функционирование новой избирательной системы, формирование политических партий, создание многопартийной системы.

Высокая степень актуальности и чрезвычайная сложность проблематики политической толерантности определяют необходимость обращения к истории методологии вопроса в тесной связи с развитием первоначально политико-философского знания, а затем и собственно политической теории.

Концептуальная разработка политической толерантности невозможна без обращения к политико-философским трудам таких мыслителей как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, которые первыми обозначили этическую проблематику в политической теории.

Проблемы толерантности в общеметодологическом плане в разных формах присутствуют в классических работах Ф. Аквинского, Д. Алигьери, М. Па-дуанского, У. Оккама, Н. Макиавелли, Г. Лейбница, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо.

Новый этап в подготовке методологических основ концепции толерантности связан с четким выделением проблематики гражданского общества (И. Кант и Г.В.Ф. Гегель).

Выделение политической теории в самостоятельную область исследования, институционализация науки о политике определили достаточно жесткое противопоставление позиций по вопросу политической толерантности марксизма и либерального направления, прежде всего, В. Ленина, с одной стороны, и М. Вебера - с другой.

Для российской общественной мысли второй половины XIX и начала XX вв. также характерен интерес к данной проблематике, что подтверждается анализом творчества Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Ключевского, В. Соловьева и целой плеяды русских философов начала XX в., среди которых Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, П. Новгородцев, И. Ильин.

Новый этап развития политической философии как методологической основы политической теории, так и самой политической теории во второй половине XX в. обусловил качественно новый уровень разработки проблем политической толерантности, проявившийся в работах Ю. Хабермаса, Ж. Деррида, М.

Фуко, Д. Пассоса , И. Берлина , Л. Страуса и др., в которых акцентировался человеческий аспект политики.

Для исследования политической толерантности, несомненно, велико значение работ классиков западной политологической мысли Г. Алмонда, X. Арендта, Р. Даля, Р. Дарендорфа, М. Дюверже, М. Липсета, Дж. Сартори, Р. Таа-гепера, М. Уоллерстайна, М. Щугарта, в которых проблема политической толерантности ставится в тесной связи с разработкой вопросов политического процесса, становления и развития современных политических и избирательных систем, в том числе и российских модификаций.

В нашей стране феномен толерантности систематизировано и интенсивно начал исследоваться с середины 90-х гг. XX в., с окончательной институциона-лизацией политической науки. В настоящее время в философском, общеметодологическом аспекте проблема толерантности представлена в работах P.P. Вали-товой, Е.В. Магомедовой, В.В. Шалина, Е.Л. Дубко и др.4. При этом толерантность рассматривается многосторонне: как ценность (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский), осмысливается с социально-политической точки зрения как социальное явление, определяющее межгосударственные, межгрупповые взаимоотношения (В.В. Шалин и др.).

К проблеме толерантности в разных аспектах обращались такие российские политологи, как А. Панарин (сравнительный аспект), Н. Поляков, И. Ильин (ценностный аспект), А. Цыганков, П. Цыганков, (международный аспект) С. Хенкин, В. Соргин (либеральный аспект) и др. Новые аспекты исследования толерантности обнаруживаются в публикациях, посвященных проблемам политической антропологии (Н. Крадин, Л. Сморгунов, А. Садохин).

При исследовании феномена политической толерантности необходимо учитывать наличие большого количества публикаций, посвященных анализу тен-

1 Dos Passos, John. A Collection of Critical Essays. New York, 1974. P. 23.

2 Берлин, И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 19-43. Берлин И. Два понимания
свободы // В кн. Его же: Философия свободы. Европа. М. Новое литературное обозрение. 2001, с. 127.

3 Strauss, L. What is political philisophy? Glencoe, 111, 1959.

4 Валитова, P.P. Толерантность как этическая проблема: Автореферат дис. канд.фил. наук. - М., 1997. - 15с.
Магомедова, Е.В. Толерантность как принцип культуры: Автореферат дисс. кан. филос. наук.- Ростов-на-Дону,
2000. - 133с. Шалин, В.В.Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Автореферат дисс.
док. фил. наук. - Ростов-на-Дону — 2000. - 35с. Дубко, Е.Л. Анализ фундаментальных этических идей: Авто-
реф. дисс. док. филос. наук. - M., 1989. - 35с.

денций политического процесса современной России. Это труды А.А. Галкина, В.И. Жукова, Б.Ю. Кагарлицкого, Ю.А. Красина, И.М. Кривогуза, Г.Ю. Семиги-на. Существует ряд фундаментальных работ, в которых предпринимались попытки выявить тенденции, закономерности, сущность, специфику российского политического процесса в единстве с проблемой политической толерантности. Это работы А.С. Ахиезера, В.В. Ильина, А.С. Панарина, В.М. Розина, О.Н. Смолина, Н. Эйдельмана, В.Г. Федотова.

Начало XXI в. ознаменовалось появлением значительного количества исследований по педагогике, психологии, социологии и политике, в которых толерантность становится основным предметом исследования (П.Ф. Комогоров, В.П. Комаров, Г.Г. Абдулкаримов, В.М. Гришук, НЛО. Кудзиева, И.Г. Пчелипцева, О.Б. Скрябина, М.М. Гаджимирзаев, И.В. Конопелько,. А.А. Темерьян, А.С. Тру-хин, А.В. Оноприенко, И.И. Белашов, А.В. Гайсина, К.В. Дюков и др.)5.

В исследованиях забайкальских ученых также затрагивались различные аспекты проблемы толерантности: методологический - в связи разработкой проблем регионалистики, безопасности (Ю.Ф. Абрамов, Т.Е. Бейдина, Е.И. Касьянова,); специфики политического процесса региона на отдельных его этапах (B.C. Дробышевский, Ю.В. Рогов); социологического анализа политических процессов

Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. диск, пед наук. - Курган, 2000. - 23с. Комаров, В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дис. д-р. пед. наук. - М, 1996. - 20с. Абдулкаримов, Г.Г. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ. //Автореферат к. социол. наук. - Екатеринбург. 2004. - 23с. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: Автореф. д-р. пед. наук. - Киров, 2005. - 35с. Кудзиева, Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования .Автореф. д-р. пед. наук. - М. 2003, - 20 с. Пчелипцева, И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения. //Автореф. д-р. пед. наук. - СПб. 2006. - 24с. Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореф. дис. к. пед. наук. - Кострома, 2000. - 17 с. Гаджимирзаев, М. М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на северном Кавказе. Автореф. дис. к. полит, наук. - Ставрополь, 2003.-25 с. Конопелько, И.В. Демократическая консолидация в условиях современного политического процесса. Автореф. дис. к. полит, наук. - Ставрополь 2004. - 26 с. Темерьян, А.А. Политическая социализация в трасформирующемся российском обществе. Автореф. дис. к. полит, наук. - Ставрополь, 2005. - 27 с. Трухин, А. С. Политические партии в избирательных процессах современной России (федеральный и региональный аспекты). Автореф. дис. к. полит, наук. - Екатеринбург, 2005. - 26 с. Оноприенко, А. В. Российский политический процесс: мировые тенденции и региональная специфика. Автореф. дис. к. полит, наук. - Ставрополь, 2006. - 27 с. Белашов, И. И. Геополитические интересы в структуре современного политического процесса. Автореф. дис. к. полит, наук. - Ставрополь, 2004. - 25 с. Гайсина, А.В. Система зашиты прав человека в современной России. Автореф. дис. к. полит, наук. - Екатеринбург, 2004. - 26 с. Дюков, К.В. Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России. Автореф. дис. к. полит, наук. - Москва. 2005. - 28 с.

и мониторинга (Г.И. Зимирев, А.Г. Янков) и т.д. Отдельно следует упомянуть разработку проблем толерантности в ее цивилизационном и философско-мировоззренческом аспектах, намеченную в работах Н.А. Абрамовой, посвященных исследованию Китая6.

Положительно оценивая вклад ученых в разработку теоретических и прикладных аспектов феномена политической толерантности, необходимо отметить, что региональные особенности данной проблемы остаются недостаточно изученными.

Таким образом, анализ источников, послуживших основой для рассмотрения темы диссертационного исследования, позволяет прийти к выводу: познание политической толерантности в ее региональном аспекте в единстве политико-философских установок и анализ ее роли в политическом процессе региона продолжает оставаться открытым вопросом.

Теоретико-методологическая незавершенность указанных проблем послужила определению целей и задач исследования.

Объект исследования - толерантность в политическом процессе современного мира.

Предметом исследования является региональная специфика реализации принципа политической толерантности в политическом процессе России.

На основе комплексного анализа изученных материалов по проблематике диссертационного исследования была сформулирована следующая рабочая гипотеза:

-дальнейшее развитие демократических политических процессов в России на региональном уровне настоятельно требует наиболее полной реализации в политической жизни принципа толерантности. При этом приоритетным направлением его реализации является развитие межпартийного сотрудничества по вопросам решения задач развития региона, являющихся составной частью комплекса национальных проектов.

6 Абрамова, Н.А Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития / Н. А. Абрамова, Е. А.Юйшина. - Чита, 2005. Абрамова, Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность / Н.А. Абрамова. - Чита: Изд-во Муравей, 2001. - 320 с. Абрамова, Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие / Н.А. Абрамова. - Чита: ЧитГТУ, 1998. - 258 с.

Цель исследования заключается в концептуализации проблемы политической толерантности в региональном политическом процессе на основе анализа методологии исследования толерантности как принципа политической жизни.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

исследовать методологические основы развития принципа толерантности политических учений и обосновать ее консолидирующую, миротворческую роль в достижении терпимости и согласия между различными политическими субъектами;

выделить специфику политического процесса современной России в контексте проблем толерантности;

выявить особенности места и роли толерантности в региональном политическом процессе;

раскрыть механизм регионального политического процесса в единстве формирования и функционирования властных структур на основе толерантных отношений;

проанализировать взаимодействие политических партий и движений как фактора консолидации демократических политических процессов региона.

Методологической и теоретической базой исследования являются работы зарубежных и отечественных ученых, в которых анализируются особенности современного политического процесса и политической толерантности.

В диссертации использовался комплексный методологический подход, включающий достижения и научное наследие классиков политической науки, политэкономии, современной политологии, этнополитической конфликтологии и социологии, опыт философии культуры, философской антропологии, культурологии, научные исследования ведущих отечественных и зарубежных учёных по проблемам толерантности, ненасилия и согласия в контексте обеспечения мира и безопасности.

В процессе исследования были использованы историко-сравнительный, компаративистский, аналитико-обобщающий методы, а также логико-

философский метод получения истинного знания, наглядно-образного изложения и аргументации. Кроме того, использовались общефилософские принципы и методы исследования: всесторонности, историзма, принципы дополнительности и преемственности, а также такие методы исследования как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и ряд других.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе рассмотрения политического процесса как взаимодействия основных политических субъектов, а либерализма и демократии как процесса:

уточнен методологический инструментарий исследования политической толерантности, способствующий адекватному выражению проблемы толерантности в сознании современных участников политического процесса;

концептуализирован опыт репрезентации принципа толерантности в политических процессах в современной России;

определено место и значение проблемы политической толерантности в региональном политическом процессе;

раскрыт механизм регионального политического процесса в единстве формирования и функционирования властных структур на основе толерантных отношений;

выработаны рекомендации взаимодействия политических субъектов в политических процессах и технологиях; конкретизированы понятия «толерантность», «политическая толерантность» и «политический процесс» в аспекте политической стратегии.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованием их общими положениями теории политической науки, сопоставлением результатов с данными, полученными другими исследователями, широким использованием практического опыта формирования и функционирования властных структур на основе толерантных отношений, а также новизной методологии исследования.

Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из главной цели, задач и научной новизны диссертации, определены следующие защищаемые положения.

1. Современный уровень развития российского общества предполагает переход от политических процессов, характеризовавшихся конфликтностью, непредсказуемостью и широким применением различных форм насилия, к обеспечению безопасности российского социума и стабильности политического процесса, основанной на толерантности. Политическая толерантность, как разновидность и высшая форма в историческом развитии толерантности вообще, выступает наиболее перспективным путем перехода к долгосрочной безопасности и стабильности общества.

Толерантность, как фактор обеспечения политической стабильности, координации усилий всех политических сил на решении общенациональных задач, решении региональных проблем - есть феномен, отражающий новый характер взаимоотношений и социально-политической деятельности субъектов политики, в том числе социальных, этнических, конфессиональных групп и отдельных граждан, выражающийся в их терпимости, взаимопонимании и согласии, оказывающих существенное воздействие на состояние защищенности личности, общества, государства и его регионов от внешних и внутренних угроз.

  1. В современных условиях политическая толерантность выступает как важнейший морально-политический принцип активной деятельности субъектов политики. Его можно определить как совокупность основополагающих положений, определяющих характер требований к деятельности субъектов политики по формированию отношений между политическими партиями, движениями, социальными и другими группами людей, соблюдение которых способствует предупреждению насильственных конфликтов и обеспечению мира и безопасности.

  2. Сформировавшийся в главных чертах в рамках западного либерализма, принцип политической толерантности, как принцип, обеспечивающий активное взаимодействие конкретных субъектов при решении вполне определенных задач, не может являться универсальным принципом для всех субъектов политики без учета условий и специфики региона их деятельности. Поэтому в деятельности социально-политических институтов по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе необходимо учитывать особен-

ности и специфику конкретного региона.

  1. Для Читинской области - региона России, характеризующегося наличием исторически недавно сформировавшихся политических партий и, соответственно, острой борьбой политических течений, толерантность может явиться действенным фактором в налаживании отношений и политического взаимодействия субъектов политики в регионе.

  2. Для сложных в социально-экономическом плане (дотационных) регионов, каким является Читинская область, среди основных задач можно выделить следующие: а) конструктивный диалог различных политических сил и координация их совместной деятельности в решении как собственно социально-экономических и политических задач, так и предотвращении развития тенденций различного рода политического экстремизма; б) развитие политической толерантности как элемента политической культуры населения региона; в) формирование соответствующей нормативной базы в местном законодательстве, обеспечивающей решение вышеперечисленных задач.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в качестве элективных курсов по проблемам политологии, этнополитической конфликтологии, философии, социологии, культурологии, социальной психологии и т.д., а также обучающим материалом для проведения политзанятий. Представленная работа позволяет по-новому взглянуть на проблемы толерантности в условиях современного мира.

Апробация результатов работы. Выводы и результаты исследования в виде докладов излагались на политсовете Читинского регионального отделения партии «Единая Россия», а также проводились учебные мероприятия среди членов партии, научно-практических конференциях Читинского государственного университета: «Кулагинские чтения», «Третьи социологические чтения», «Неделя науки», в ЗабГГПУ им. Чернышевского на Всероссийской научно-практической конференции «Гражданское общество: история и современность», обсуждались на заседаниях кафедры социологии и философии права, на учебно-методических советах института социально-политических систем и т.д. Результаты диссертационного исследования отражены в 11 статьях.

Политико-философские обоснования толерантности

Возникновение самого слова «толерантность» относится к периоду Средневековья. Согласно словарю Ларусса, слово tolerance впервые упоминается в 1361 г. .Оксфордский словарь английской этимологии возникновение понятия «tolerance» относит к XV в., а понятия «toleration» - к XVI в. Если в XV в. оно использовалось в значении «выносливость», «способность переносить боль», то в XVI в. добавляются значения: «позволение», «сдержанность», «воздержанность» 8.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу «tolero» - «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Из латинского этот термин перешел и в другие языки.

Уже в XIX в. глагол «терпеть» в русском языке насчитывал более 20 лексем (26) и имел несколько значений: выносить, страдать, крепиться, стоять, не изнемогая, выжидать чего-либо, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. 9 Несмотря на многозначность, категория «терпимость» имеет в этом толковании явную пассивную направленность.

В словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона дано расширенное определение терпимости: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного пони мания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения...».10 Неоспоримым достоинством данного определения, на наш взгляд, является наличие в нем моральной основы толерантного отношения к представителям иных наций, народностей и религий.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, «толерантность» - производное от французского «tolerant» - терпимый. В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожде-нию». Подобным же образом рассматривает данное понятие и большинство современных словарей. Так, например, «Советский энциклопедический словарь» под редакцией A.M. Прохорова трактует «толерантность» как «... терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «...терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо».

Как справедливо отмечает А.П. Садохин, понимание толерантности разными народами, в зависимости от их исторического опыта, различно, и выражает различные типы отношений и настроений. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».

В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение то-му, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

В русской культуре XIX в. (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки толерантности как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей.

Данный подход в известной мере противоположен подходу к толерантности, сложившемуся в рамках западной философской традиции в целом. Здесь смысловой акцент категории «толерантности» концентрируется на идее меры, границы, до которой можно терпеть другого.

В «Философском энциклопедическом словаре» говорится: «толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Методологические аспекты исследования феномена «политической толерантности» могут быть поняты лишь в тесной связи с выделяемыми в политологической литературе этапами развития политической философии и теории политики, начиная от их истоков в Древнем мире, формирования основ и окончательной институционализацией.

Идея толерантности восходит к истории философской и политико-философской мысли.

Особенности формирования толерантных политических отношений: региональный аспект

Забайкалье является полиэтническим, поликонфессиональным регионом России, расположенным- на контакте европейской и азиатской этнической, социальной и политической истории. С середины XVII в. оно развивается в составе российской государственности и цивилизации. В современных условиях геостратегическое положение Забайкалья может сыграть значимую роль в экономическом подъеме территории при усилении экономических, политических и культурных связей России со странами АТР. Как полиэтнический регион Забайкалье представляет уникальный исторический пример сосуществования и взаимодействия культур больших и малых народов. В Забайкалье проживает более 130 этнических групп. Опыт 350-летнего сосуществования на территории Забайкалья различных народов имеет важное значение в практике межкультурного диалога, а его анализ позволяет уяснить специфику формирования политической толерантности в регионе.

11 марта 2007 г. произошло объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в единый Забайкальский край. Референдум по объединению завершился успехом при явке населения 80 %, «За» проголосовали 90 %. 1 марта 2008 г. Читинская область приобретает статус Забайкальского края. Указом Президента будет назначен глава края и избрано новое законодательное собрание. Сейчас депутатами областной Думы разработан новый конституционный закон Забайкальского края, который был принят депутатами на весенней сессии политсовета 2007 г.

Политическая жизнь российского общества не замыкается в столице. Современная российская политика - это не только продукт технологий и схем, разработанных в кабинетах федеральной власти. Реальные процессы, оказывающие существенное влияние на судьбы народа, активно протекают в регионах, субъектах Российской Федерации.

Региональные особенности политического процесса связаны с закономерностями становления и развития политической власти в регионе, взаимовлиянием государственной политики на регион и региональной политики на государство в целом, закономерностями функционирования политической сферы жизни региональной общности.

Среди акторов региональной политической жизни можно найти практически все те же номинации, что и на общефедеральном уровне, только с тем отличием, что на уровне региона политические институты приобретают еще более значимый характер в виду значительного сокращения дистанции между властью и человеком, и увеличения возможностей практически влиять на поведение людей.

Центральное место в региональной политике занимают государственные органы власти, которые в своей совокупности представляют государство в субъекте Федерации. В 90-е гг. XX в. в регионах сформировались разные политические режимы и модели реализации власти. Однако общей чертой, объединяющей различные региональные политические системы, является сильная, доминирующая над другими ветвями власти исполнительная власть.

Важнейшая особенность посткоммунистической истории заключается в том, что традиционно сильная центральная власть стала «перетекать» в нижние горизонты управления. Число участников политического процесса при этом резко возросло. На фоне упадка государственных ценностей 90-х гг. и ослабления созидательной политической воли Центра региональная элита начала завоевывать значительную автономию и усиливать свою опеку над обществом. По приблизительной оценке Сергея Павленко, к осени 1993 г. они сосредоточили в своих руках около 60 % полномочий федеральной власти58.

На наш взгляд, наблюдался процесс перемещения государства в провинцию, и трансформации местных правящих элит - в центр общероссийской политики. Такой характер эволюции был задан, помимо всего прочего, самоутверждением провинциальных элит, которые стремились чувствовать себя независимо. Они выступают в роли правящих меньшинств, играющих стратегическую роль в принятии решений на местном уровне. Их ценности, идеологические позиции и взгляды по существенным политическим вопросам решающим образом влияют на нормы поведения в региональных политических системах.

Нынешний взлет российского регионализма - следствие драматических изменений в советском обществе, относящихся к рубежу 80-90-х гг. Перестройка и последовавший за ней распад СССР дали толчок к развитию м ножества кризисных явлений. Провозглашение суверенитета России не остановило дальнейшей фрагментации общества. Более того, начало рыночных реформ в 1992 г. ознаменовало собой новый этап регионализации государства Провинциальные руководители начинали действовать самостоятельно перед лицом экономического, политического, социального хаоса.

Такие исторические события, как распад СССР, драма «шоковой терапии», попытки разрыва с прошлым, вызвали у людей тревогу и смятение. Страна оказалась в ситуации нарастающего идеологического хаоса и распада.

Чтобы преодолеть коллективный стресс, провинция начала самопроизвольно создавать собственные идеологические центры. Различные концепции регионализма обретали значение именно на фоне этого глубинного политико -мировоззренческого кризиса.

В условиях нараставшего регионализма локальные правящие группы стремились придать своему статусу законный характер. Наиболее активные и дальновидные местные лидеры пошли по пути не усвоения рыночных моделей через столицу, а выработки опережающей реформаторской стратегии. Так появились на свет знаменитые варианты регионального развития: «нижегородский», «татарстанский», «калмыцкий» и др.

Региональный политический процесс в единстве формирования и функционирования властных структур на основе толерантных отношений

Одним из наиболее существенных преимуществ реализации принципа терпимости в политической жизни следует считать возможность образования коалиций на разных уровнях политического поля. Важность этого обстоятельства подчеркивал еще такой проницательный исследователь, как А. Токвиль: «В демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

Действительно, для проведения в жизнь некоторой программы обычно бывает недостаточно сил отдельно взятой подсистемы политического поля: партии, парламентской фракции или даже правительства: требуются поиск союзников и их поддержка. Но для договоренности с потенциальными союзниками необходимо учитывать и уважать их интересы и ценности, а следовательно, проявлять терпимость.

В свою очередь, отказ от толерантности и попытка бескомпромиссного отстаивания своей точки зрения любой ценой неизбежно ведут к конфликтным ситуациям, разрешение которых возможно либо опять-таки на основе толерантности, либо путем полного разгрома одной из противоборствующих сторон. Возможна, конечно, и «патовая» ситуация, при которой противостояние участников конфликта затягивается на неопределенно долгое время, а решение проблемы откладывается.

Мнение о том, что в сложноорганизованном обществе трудно обеспечить устойчивое демократическое правление, прочно утвердилось в политологии со времен Аристотеля: «Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы».67 Концепция со-общественной (consociational) демократии вносит в сформулированное положение следующую поправку: «достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях многосоставного общества хотя и трудно, но отнюдь не невозможно».

Исследования многосоставных обществ подтверждается следующими данными Р. Даля: при изучении 114 политий он обнаружил, что из политий с низким уровнем субкультурного многообразия 58 % являются полиархиями или близки к ним, среди политий со средним уровнем многообразия к полиар-хиям относятся уже 36 %, а среди политий с высоким уровнем многообразия только 15 %. Несомненно, Россия относится к последней группе политических систем.

В самом общем виде со-общественная демократия определяется как «сегментарный плюрализм (при условии включения в него всех возможных в многосоставном обществе водоразделов), сочетающийся с демократией согласия». В свою очередь, демократия согласия определяется как стратегия урегулирования конфликтов путем сотрудничества и договоренностей между различными элитами, а не путем борьбы за власть и решений большинства, то есть фактически на основе принципа терпимости.

Co-общественная демократия характеризуется четырьмя основными чертами, дающими в совокупности ее определение:

1) осуществление власти «большой коалицией» политических лидеров всех значительных сегментов многосоставного общества;

2) взаимное вето, или правило «совпадающего большинства»;

3) пропорциональность как главный принцип политического представительства;

4) высокая степень автономности каждого сегмента в осуществлении своих внутренних дел.

Главная характерная черта со-общественной демократии заключается в том, что политические лидеры, представляющие интересы всех значительных сегментов общества, совместно управляют страной в рамках «большой коалиции». Этот принцип противоположен классической (британской) модели демократии, основанной на отношениях правящей партии и оппозиции. Таким образом, при со-общественной демократии принцип терпимости выражен более ярко: если в классической модели мнение меньшинства лишь выслушивается, но всегда может быть преодолено волей правящего большинства, то здесь все мнения учитываются явно в рамках «большой коалиции».

Перспектива реализации властных намерений и повышение социального статуса распространено среди членов партий - госслужащих и чиновников, которые составляют элиту партий. Культура политической толерантности учит не подчинять, а соучаствовать, на деле этого не хватает.

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в политических кругах Забайкалья вызвало бурное обсуждение политиков, как изменится отношение забайкальцев к политической деятельности партий после объединения.

Похожие диссертации на Толерантность в политическом процессе : региональный аспект