Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Щедрина Ольга Валерьевна

Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах
<
Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щедрина Ольга Валерьевна. Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах : Дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02 : М., 2005 173 c. РГБ ОД, 61:05-22/321

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мультикультурализм как подход к снятию напряженности в полиэтничной среде 29

1. Дискурсы и основные принципы мультикультурализма 30

2. Трансформация подходов к интеграции полиэтничного населения: ассимиляционная и мультикультурная модели 51

3. Выбор модели интеграции в условиях России 65

Глава II. Применимость элементов мультикультурализма в деятельности органов внутренних дел в условиях полиэтничных городов 79

1. Трансформация подходов к поддержанию правопорядка в условиях мультикультурализма (опыт США и Канады) 80

2. Возможности мультикультурного подхода в деятельности российской милиции 101

3. Практики органов милиции в мультикультурной городской среде 130

Заключение 144

Введение к работе

В период социально-политических трансформаций в полиэтничных странах, как правило, актуализируются проблемы межэтнических отношений. В России, так же как в других государствах, в условиях глобализации активизировались миграционные перемещения, изменяющие социальный и этнокультурный облик населения регионов. В конце XX в. Россия стала третьей страной мира по числу прибывающих мигрантов. При увеличении миграционных потоков этнокультурная мозаика населения становится более очевидной. В связи с этим возрастает актуальность поиска путей интеграции этнически разнообразного населения.

Перед Россией, как и перед другими полиэтничными странами, встала проблема нахождения варианта интеграции, устраивающего как доминирующее большинство, так и этнокультурные меньшинства. Процесс признания, включения национальностей в гражданское сообщество может сопровождаться конфликтностью даже в экономически благополучных демократических странах. Для России проблема интеграции усложняется тем, что она затрагивает народы, исконно проживающие на ее территории. Это делает проблему изучения путей минимизации напряжений при интеграции чрезвычайно сложной, а попытку ее решения - несомненно актуальной задачей науки.

Быстрые изменения этнокультурной и демографической композиции населения требуют от общества более гибкой политики, нацеленной на предотвращение возможных негативных последствий и поддержание правопорядка в обществе. Однако, это не в достаточной мере учитывается при разработке государственных подходов к решению проблемы. Концепция государственной национальной политики, принятая в 1996 г., требует согласования с региональной социальной практикой, актуализируя проблему изучения такой практики.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, наблюдается рост обеспокоенности этнического большинства своим положением, связанный в первую очередь с возрастанием вследствие миграции доли этнических меньшинств, отличающихся по культурным, религиозным, языковым признакам. Этническое большинство, особенно в условиях идущих трансформационных процессов, начинает ощущать угрозу своему чувству идентичности, самоопределения и этнонациональной целостности, своей культуре. В России негативные ощущения большинства выражаются в росте этнических предубеждений, ксенофобий и экстремизма среди русского населения как на уровне дискурса и отдельных действий администраций в некоторых регионах (например, в Краснодарском крае), так и на уровне повседневных социальных практик.

Особенно остро противоречия, связанные с интеграцией иноэтничного населения, ощущаются в городской среде, в городах-мегаполисах, которые стали местом «столпотворения культур». Так, по результатам опросов фонда «Экспертиза» в Москве ситуация с распространением ксенофобии еще более напряженная, чем в других частях страны - две трети населения относятся откровенно враждебно к мигрантам. Поэтому конкретное рассмотрение возможностей использования мультикультурных принципов проведено в данной работе на примере г. Москвы.

Потенциальная напряженность в межэтнических отношениях обуславливается также тем, как происходит процесс российского нацие-строительства и каким образом конструируется общероссийская идентичность. Ассимиляционный или учитывающий этнокультурные различия проект интеграции - дилемма современного российского общества. Выбор будет осознанным, если он осуществится с опорой на

1 Аналитический доклад Московского бюро по правам человека "Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация и антисемитизм в регионах РФ (январь - июнь 2004 г.)". http: //www, antirasizm. ru/publ_02 0. php.

конкретные исследования. Это делает проблематику данной диссертационной работы важной не только для теоретических дискуссий, но и для принятия управленческих решений.

Интенсификация миграции не только актуализировала необходимость разработки «российского проекта» интеграции, но и изменила проблемный ракурс. Важным стало не только облегчить процесс адаптации прибывающего иноэтничного населения к местным нормам повседневного поведения, но и ориентировать принимающее население на жизнь в условиях «признания культурных отличий». Способом, с помощью которого возможно осуществление компромиссного варианта интеграции, в мировой социально-политической практике является мультикультурализм.

Одним из главных принципов политики мультикультурализма является трансформация государственных институтов для обеспечения реального равенства всех граждан, защиты их прав и предотвращения любой дискриминации. Это выражается в изменении практик повседневного взаимодействия с населением представителей конкретных институтов государства, которые таким образом делают привычными и институциализируют мультикультурные практики, способствуя конструированию мультикультурной реальности, обеспечивающей толерантное межгрупповое взаимодействие.

Институтом государства, принципы деятельности которого в условиях мультикультурализма подвергаются наибольшим изменениям, является, прежде всего, полиция (в российском варианте - органы внутренних дел, далее ОВД).

Особое внимание именно к этому институту в условиях мультикультурализма обусловлено несколькими важными причинами:

полиция воспринимается населением любой страны как олицетворение государства и власти;

данный институт государства, в силу своих функций, должен взаимодействовать со всем населением страны, и в первую очередь, с наиболее социально проблемными группами.

в условиях мультикультурализма одной из главных задач для органов поддержания правопорядка является установление доверительных и партнерских отношений с населением.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. и нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел на федеральном и региональном уровнях3, зафиксированы нормы, обеспечивающие защиту прав индивида вне зависимости от его групповой принадлежности. Так, в решении Коллегии МВД РФ от 13 февраля 2004 г. было обращено внимание на необходимость усиления воспитательной работы с личным составом, гарантии соблюдения сотрудниками ОВД законности и «вежливого обращения с гражданами».4 Однако, действия отдельных сотрудников ОВД, даже в соответствии с этими нормами, не всегда способствуют сглаживанию противоречий, а наоборот, ведут к усилению напряженности в обществе, и в первую очередь, в сфере межэтнических отношений.

Именно поэтому проблемная ситуация состоит в поиске баланса интересов государства, этнокультурных меньшинств и доминирующего большинства в интеграционном процессе.

В зарубежной практике это доверие обеспечивается переходом полиции от так называемого традиционного подхода поддержания порядка к подходу, условно называемому «общественно-ориентированный», при котором общество выступает равным партнером.

3 Например, Закон о милиции, приказ МВД России № 170 ДСП от 07.03.1998 г. «О
предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и
военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их
деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам», приказ начальника
ГУВД г. Москвы № 98 от 22.02.2003 «О мерах по усилению контроля за соблюдением
сотрудниками профессиональной культуры, вежливом и внимательном обращении с
гражданами» и др.

4 Решение Коллегии МВД РФ «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов
внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ в 2003 г. и
задачах на 2004 г.» от 13 февраля 2004 г.

Такое видение проблемы определило постановку целей и задач исследования, выбор его объекта, а также теоретико-методологическую базу исследования.

Научная разработанность проблемы

Особенностью мультикультурализма, отражающей его

относительную молодость как концепции, является разнообразие его
определений и дискурсов, затрудняющее анализ его разработанности в
науке. Так, автор одной из первых публикаций о мультикультурализме на
русском языке А.И. Куропятник выделяет следующие уровни понимания
мультикультурализма: демографический (описание изменений

демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как вследствие внутренних, так и внешних причин); идеологический (обсуждение концепций национальных идеологий, например, культурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собой этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства); политический (практическое решение вопросов политического и культурного равноправия национального меньшинства и большинства, реализация программ поддержки и социальной защиты меньшинств. В этом случае мультикультурализм объединяет ряд государственных политик, преследующих целью сохранение гармонии между различными этническими группами и структурирование отношений между государством и этническими и культурными меньшинствами).5

Г. Тернборн предлагает более простую классификацию дискурсов мультикультурализма : во-первых, это политический дискурс, в рамках которого приводятся аргументы «за» и «против» политики

5 Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических

обществ. СПб., 2000. С. 8.

6Терборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. Том 1. №1. 2001. с.

51.

мультикультурализма и соответствующего способа управления; во-вторых, это - дискурс социальной и политической философии, вопросов социального и политического порядка и прав человека в условиях неоднородности культуры того или иного общества.

Мультикультурализм в разных дискурсах, или на разных уровнях понимания, требует подходов различных наук. Социологический подход к мультикультурализму направлен на выявление механизма функционирования мультикультурного общества - воспроизводства, восприятия и сосуществования культурных различий. Для социологического ракурса мультикультурализм представляет собой проблему культурного многообразия как на микро- (повседневное взаимодействие людей разной этнокультурной принадлежности), так и на макроуровне (образование устойчивого, единого общества).

Вопросы мультикультурности и мультикультурализма в настоящее
время рассматриваются во многих научных дисциплинах, а число
публикаций по данной проблеме весьма велико. В российской научной
литературе одним из первых исследований по проблеме
мультикультурализма была работа А.И. Куропятника

«Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности

полиэтнических обществ».8 В данной монографии практика мультикультурализма рассматривается как «ответ» на вызов иммиграции в рамках национального государства. Особенно важно, что подходы к решению проблем интеграции рассматриваются в сравнении между странами Старого и Нового света. Этот ракурс исследования и сравнительный подход позволил автору сделать вывод, что «мультикультурализм не совпадет по своему содержанию с культурным

7 Существуют и другие классификации дискурса мультикультурализма. Например, см. Малахов
B.C. Культурный плюрализм versus мультикультурализм.
. С.2.: В.А. Тишков. Реквием по этносу. М.,
2003.С. 235.

8 Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических
обществ. СПб., 2000.

плюрализмом. Его сущность состоит не в описании или констатации факта культурного или этнического многообразия, а в определении, выработке важнейших принципов социального, этнического, культурного сосуществования различных групп населения в полиэтнических и полинациональных обществах. ... Взаимное признание и уважение взаимодействующих этнических и культурных сообществ в границах национального государства предполагает не только формирование новой морали, но и в первую очередь выведение всех социальных противоречий, конфликтных ситуаций в правовое поле. Эффективное функционирование правовой системы, права, равного для всех членов и групп национального общества, позволит достичь действительного политического, культурного, социального равноправия и равенства различных групп населения».9

К числу наиболее известных и последовательных мультикультуралистов принадлежит канадский исследователь У. Кимлика (W. Kymlicka). Фокус его мультикультурной концепции сосредоточен на правах аборигенных народов, в частности, на их праве на территориальную автономию, которая является естественным удовлетворением их потребностей как группы. Из триединства территории, языка и истории вырастает тот культурно-ценностной контекст, который в свою очередь формирует индивида.10 Для У. Кимлики также характерно представление, что разные этнокультурные группы имеют разные интересы и потребности. От осознания группами своих интересов и потребностей зависит их стратегия интеграции. Различия в потребностях обуславливают необходимость дифференцированной политики в отношении различных этнокультурных групп.11 В целом, мультикультурализм видится У. Кимликой как возможный «ответ» на

9 Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических
обществ. СПб., 2000. С. 188.

10 Kymlicka W. Multicultural citizenship, Oxford, 1995, P. 18.

11 Kymlicka W. Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. In Can Liberal
Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe.
Oxford,
2001, P. 22.

неизбежные противоречия, возникающие при включении этнокультурного многообразия в процесс нацие-строительства: «... В демократических обществах, большинство будет использовать свою власть для укрепления положения своего языка, культуры и идентичности, а также определять политическую систему в терминах и понятиях, свойственных своей культуре - культуре большинства. Ответом меньшинств на такую политику будет требование определенных прав, защищающих их от потенциальной несправедливости, заложенной в самом процессе нацие-строительства, осуществляемого доминирующим большинством».12 Процесс признания и включения этнокультурного многообразия -конфликтен по своей природе, независимо от демократичности общества, его экономического процветания и личной толерантности его членов. Но лишь после признания этого факта в западных странах стала возможна разработка путей мирного и демократического снятия этой конфликтности. Отказ признать серьезность и важность этнокультурной идентичности не раз приводил к тяжелейшим политическим последствиям. 3

Другим ярким выразителем идей мультикультурности в зарубежной науке является Б. Парех (Bhikhu Parekh), рассматривающий культурную идентичность индивида не как следствие его свободного выбора, а как определенную заданность в духе эссенциализма - индивид рождается в культуре, которая лежит в основе групповой отличительности.14 Именно культура группы является основой контекста, в котором формируются индивидуальные идентичности. Культура, таким образом, неотделима от самой личности. Атака на культуру или отказ признать ее ценность

12 Kymlicka W. Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. In Can Liberal
Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. Oxford,
2001, P. 397.

13 Kymlicka W. Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe. In Can Liberal
Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe.
Oxford,
2001, P. 84.

14 Parekh B. The Logic of Intercultural Evaluation. In J. Horton and S. Mendus (eds) Toleration,
Identity and Difference.
1999. P. 163.

является также и атакой на индивида, являющегося членом данной культурной группы.

Из российских ученых концептуальные аспекты

мультикультурализма наиболее последовательно обсуждались в работах В.А. Тишкова и B.C. Малахова, которыми проблематика мультикультурализма рассматривается в связи с формированием общероссийской идентичности. В одной из последних работ, затрагивающих тему мультикультурализма, или «культурного многообразия», В.А. Тишков пишет, что «главное заключается не в самом факте наличия культурно сложного населения ...., а в том, какой смысл то или иное общество придает культурным (этническим, языковым, религиозным, расовым) различиям, как и в каких целях эти различия используются».15 Сутью культурного многообразия является признание культурной сложности на уровне отдельного человека, а не только группы. Для России одной из главных задач является преодоление «ментальносте группизма на основе культурных категорий».16 Инициаторам конфликта между большинством и меньшинствами являются именно меньшинства, настаивающие на сохранении, возрождении или защите своей культуры. Мультикультурализм может лишь снижать напряженность в данной сфере, но не решает проблему «насилия и обеспечения безопасности общества и государства».17 Принципиально важно для В.А. Тишкова, что культурное многообразие России - это не номенклатура проживающих на территории страны народов, а многообразные, в том числе, множественные и многоуровневые формы идентичности в рамках российского народа.18

Вопросы взаимосвязанности общероссийской идентичности и мультикультурализма («культурного плюрализма») занимают

Тишков В.А. Сущность и управление культурным многообразием / Право и этничность в субъектах Российской Федерации. М., 2004. С. 118.

16 Там же. С. 122.

17 Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003. С. 250.

18 Тишков В.А. Сущность и управление культурным многообразием / Право и этничность в
субъектах Российской Федерации. М., 2004. С. 124.

существенное место в исследованиях и B.C. Малахова. Как и В.А. Тишков, он скептически относится к необходимости защиты прав этнических групп. В первую очередь, из-за сложности самого феномена групповой идентичности: «культурные субгруппы (они же — субкультуры) формируются, как правило, по жизненно-стилевому критерию. Базисом групповой консолидации здесь выступают эстетические, идеологические, конфессиональные, региональные, языковые, этнические и прочие признаки, причем в весьма причудливых сочетаниях».19 Главная проблема, связанная с политикой культурного плюрализма - как сформировать единую гражданско-политическую лояльность в условиях серьезных различий в культурных идентичностях. В России, по мнению B.C. Малахова, главным препятствием для формирования общегражданской идентичности является институциализация этничности в форме этнического федерализма. Вследствие этого мультикультурализм в России предстает в этноцентристской трактовке, ведущей к этническому изоляционизму, добровольной геттоизации меньшинств, распаду общества на этноконфессиональные и этнокультурные ячейки. Однако, реальность культурно неоднородного общества в России и неудачи этнически индифферентных моделей интеграции в Европе побудили исследователя сделать следующий вывод: «Государство не может рассчитывать на превращение мигрантов в полноправных членов общества, если не признает за ними — хотя бы отчасти — права на различие. ... при всей неоднозначности западного опыта "мультикультурного общества" тенденция к пересмотру традиционной модели национальной

19 Малахов B.C. Осуществим ли в России Русский проект?
. С. 9.

20 Малахов B.C. Культурный плюрализм: благое пожелание или работающая модель? // Куда
идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002. С. 205 - 206.

идентичности наметилась вполне отчетливо». Но для B.C. Малахова культурный плюрализм возможен лишь в его гражданской трактовке.

Иной взгляд на этническую идентичность и права народов представлен в работах М.Н. Губогло. В частности, он пишет, что «Россия не сможет двигаться дальше без полнокровного участия всех ее народов в решении перечисленных задач. Символизирующий Россию орел не сможет лететь только на одном крыле. Только сочетание прав человека и их неотъемлемой составной части - прав народов может стать надежной правовой основой для солидарности и лояльности всех граждан единого государства». Если права групп, хотя бы этнических, не признаны, то равенство прав индивидов, в эти группы входящих, остается формальным. Стабильность общества и межнациональная солидарность достигаются путем «доверительного и компетентного диалога между государством и народами».24

Практические аспекты осуществления мультикультурализма как разновидности этнокультурной политики рассматриваются в работах В.Ю. Зорина, В.В. Амелина, У.А. Винокуровой, С.К. Смирновой и других, в первую очередь, региональных исследователей. В центре их внимания -сохранение культур и языков конкретных этнических групп, модели управления этнокультурным многообразием в конкретных регионах (в частности, проблемы языковой, этнообразовательной политики). Если

21 Малахов B.C. Осуществим ли в России Русский проект?
. С. 7.

22 Малахов B.C. Культурный плюрализм: благое пожелание или работающая модель? // Куда
идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002. С. 210.

23 Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о
законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2000. С. 339.

24 Там же. С. 319.

25 Амелин В.В. Этническое многобразие и власть в российском регионе. М., 2004; Винокурова
У.А. Формирование и изменение ценностных структур сознания народов Якутии. Диссертация
на соискание уч. степени доктора социологических наук. М.: ИС РАН, 1995; Зорин В.Ю.
Национальная политика в России. История, проблемы, перспектива. М., 2003; Мухарямова
Л.М., Моренков И.Б., Петрова Р.Г., Салахитдинова Л.Н. Проблема доступности высшего
образования для учащихся национальных школ: этносоциальные аспекты // Социологические
исследования. 2004. №3; Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане.
Махачкала, 2003; Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Парадоксы
этнополитической трансформации на исходе XX века. М., 2001 и др.

теоретические работы по мультикультурной тематике можно условно считать написанными с точки зрения доминирующего большинства, то в работах региональных авторов представлен взгляд меньшинств на проблемы интеграции и взаимодействия между большинством и меньшинствами. Так, У.А. Винокурова писала: «... В настоящее время завершается эпоха подражания русским и носителям западной цивилизации, односторонней адаптации к ценностям доминирующих культур и намечается переход к периоду поисков путей сохранения

О/л

национальной самобытности, новых ориентиров в сообществе народов». Ситуативное восприятие идей мультикультурализма отражено в статьях сборника «Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ»,27 где российские авторы настроены к мультикультурализму скептически, а русскоязычные авторы из Казахстана, Украины и Эстонии полагают, что он - единственная альтернатива этнократии.

Проблематика организации деятельности различных институтов по принципам мультикультурализма представлена значительно реже в российской науке. Так, в исследовании института государственной службы, проведенном В.К. Антоновой, рассматривается, как мультикультурализм может быть включен в контекст структуры, функций и принципов данного института, какие изменения происходят в самом институте государственной службы под воздействием мультикультурного фактора.2 Примечательно, что ресурс мультикультурализма в управлении рассматривается не на примере этнической группы, а на примере женщин как особой социальной группы.

Винокурова У.А. Формирование и изменение ценностных структур сознания народов Якутии. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. М.: ИС РАН, 1995. С. 212.

27 Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и
В.А. Тишкова. М., 2002.

28 Антонова В.К. Развитие института государственной службы в мультикультурном обществе
(на примере Канады, США и России). Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук. Саратов, 2002. С. 32.

В зарубежной литературе проблема взаимоотношений полиции и этнокультурных меньшинств выделена как особая, имеющая национальную специфику. Мультикультурализм в правоохранительной практике в российской социологической литературе специально не рассматривался. Проблеме взаимодействия правоохранительных органов и населения в многонациональной среде в последнее время было уделено определенное внимание лишь в научных изданиях МВД. В первую очередь, это работы, выполненные в Департаменте кадрового обеспечения ГУК МВД РФ.30 В данном исследовании взаимодействие милиции с населением рассмотрено с социологической точки зрения.

Объектом данного исследования являются сотрудники российской милиции, непосредственно взаимодействующие с полиэтничным населением в городской среде.

Предметом исследования являются практики и подходы сотрудников милиции к осуществлению взаимодействия с населением в полиэтничном городе и возможность использования ими зарубежного опыта в этой сфере.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является рассмотрение возможностей применения принципов мультикультурализма в деятельности ОВД для снижения межэтнической напряженности в городской среде.

Для достижения данной цели решались следующие задачи: показать возможности мультикультурализма в обеспечении интеграции и снятии напряженности в обществе;

29 См., например, специальный выпуск журнала Policing in Multicultural Society. Police and
Society.
Israel National Police, The Community and Civil Guard Department, 2003. Issue No. 7.

30 Полиция, милиция и национальные сообщества. Саратов, 2004; Шушкевич И.Ч., Ефремова
М.Ю.
Работа полиции с населением: учет этнических особенностей граждан в деятельности
полицейских ведомств (анализ опыта зарубежных стран). Ростов-на-Дону, 2004; Полиция в
многокультурном обществе / под ред. М. Галдиа. Ростов-на-Дону, 2004. См. также
Взаимодействие милиции и населения. К итогам харьковского эксперимента. Харьков:
Национальный университет МВД Украины, 2003.

охарактеризовать особенности перехода института правоохранительных органов на мультикультурные принципы (на примере опыта Канады и США);

выявить элементы мультикультурной политики, существующие в российском обществе;

показать степень готовности сотрудников ОВД к восприятию мультикультурных принципов как основы для организации их профессиональной деятельности;

выделить факторы, влияющие на возможность включения мультикультурных принципов в деятельность органов по поддержанию правопорядка.

рассмотреть и проанализировать конкретные практики сотрудников российских ОВД по осуществлению взаимодействия с населением с целью установления причин, затрудняющих восприятие этих практик как соответствующих мультикультурным принципам.

Теоретико-методологические подходы

Несколько положений И. Валлерстайна, изложенные им в книге с характерным названием «Конец знакомого мира»31 определили выбор теоретических подходов и сформировали концепцию данного диссертационного исследования. Первое положение заключается в том, что современная мировая система как историческая система, имеющая ограниченный срок жизни, вступила в стадию завершающего кризиса (стр. 5). Этот кризис, в первую очередь, является кризисом либерализма, который не выполнил своих обещаний сгладить «диспропорции, присущие данному миропорядку» и уменьшить «остроту поляризации». Второе положение: в социальных системах постоянно идет борьба за построение лучшего общества. Иллюзия достижимости этой цели является «мощнейшим стабилизирующим фактором» (стр. 6 - 8). Третье положение

31 Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2003.

можно сформулировать как демократию равенства: эгалитарная система всегда демократична, а демократическая система — всегда эгалитарна (стр. 10). Четвертое положение заключается в идее, что только через признание специфики чего-либо возможно преодоление ее последствий и приход к «более универсалистской трактовке человеческих возможностей, к трактовке, в рамках которой можно будет не уклоняться от решений сложной и противоречивой проблемы соподчинения стремлений к истине и благу» (стр. 247). Последнее, пятое положение связано с предыдущим и состоит в утверждении, что «проблема различий трансформируется в задачу снижения их остроты, что представляется нравственным благом» (стр. 156).

Исходя из вышеизложенного, мультикультурализм в данной диссертационной работе рассматривается как один из возможных путей адаптации существующей мировой системы к происходящим изменениям. В этом смысле он понимается как одна из форм стабильного, лучшего для жизни общества. Одновременно мультикультурализм является и способом построения такого общества.

В философском смысле концепцию мультикультурализма можно отнести к вечному поиску «хорошего общества». Отличительной чертой «хорошего общества» является справедливость его устройства для всех граждан. Понятие «справедливости» в данной диссертационной работе в основном соответствует концепции Дж. Роулза.33 Согласно этой классической либеральной теории необходимо оптимальное соотношение стремления к равенству возможностей и функционального неравенства. Между двумя принципами - равной свободы и дифференциации -находится принцип равенства возможностей, или выравнивания исходных стартов, когда каждый индивид должен иметь одинаковые шансы на доступ к социальным позициям и ресурсам общества. Принцип равенства

32 «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / Отв.
ред. В.Г. Федотова. М., 2003. С. 55.

33 Rawls J. A Theory of Justice. Oxford, 1971.

возможностей, таким образом, может быть сформулирован так: дать каждому, независимо от происхождения, возможность достигнуть позиции, больше всего отвечающей его потенциалу. Однако, концепция Дж. Роулза дополнялась и этической нормой: неравенство должно существовать только в том случае, если оно служит на пользу наиболее ущемленных групп. Принятие справедливости такого неравенства возможно, если каждый индивид хотя бы мысленно разделит судьбы другого (ведь в обществе все подвержены определенному риску - болезнь, потеря работы, авария).

Но обеспечения только равенства возможностей недостаточно для справедливого мультикультурного общества - необходимо и соблюдение равенства результатов. В качестве теории, соединяющей и равенство возможностей, и равенство результатов, можно рассматривать теорию равенства, предложенную Р. Тоуни (R.W. Tawney)34. С его точки зрения, справедливым обществом является открытое для всех общество социальной кооперации. Открытость общества достигается поддержанием равного статуса групп. Статус групп, и в первую очередь тех, что отличны от большинства по культурным маркерам, зависит от того, как эти группы воспринимаются в обществе. Именно это восприятие определяет неравенство социальных результатов групп. Систематические различия в статусе усиливают тенденцию к дискриминации одних групп и доминированию других. Неравенства в статусе, обусловленные культурными различиями групп, проявляются и в условиях общего экономического процветания общества.

Проблема регулирования межгруппового взаимодействия определила необходимость обращения к концепции толерантности. Данное исследование основывается на положении, сформулированном М. Уолцером о том, что различные группы и/или индивиды должны иметь возможность мирного сосуществования, которая обеспечивается

34 Tawney R.H. Equality, London, 1951.

толерантностью.35 Под толерантностью понимается готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия.36

При рассмотрении характера межгруппового взаимодействия применялись также социально-психологические теории. Это - теория социальной идентичности Г. Тэжфела. Также использовалась теория аккультурации Дж. Берри (J.W. Berry), в соответствии с которой члены групп могут демонстрировать разные типы установок в межгрупповом взаимодействии. В поликультурных обществах важно, какую установку демонстрируют члены доминирующей культурной группы, т.к. она определяет контекст и государственную политику межкультурного взаимодействия. В исследовании применялась и концепция «границы» группы, введенная в научный оборот Ф. Бартом.39 Границы группы определяются им как концепт разделения на «своих» и «чужих» на основе отличительных признаков групповой принадлежности.40

Данное диссертационное исследование выполнено в рамках нескольких теоретических подходов. Это конструктивистский подход, в котором социальная идентичность есть во многом результат

35 Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 20.

36 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской
России. М., 2003. С. 305.

37 Н. Tajfel. Differentiation Between Social Groups. London, 1978. Г. Тежфэл полагал, что
индивиды осуществляют социальную категоризацию, группируя людей важным для них
способом и сравнивая свои группы с другими по ценным для них критериям. Индивиды
формируют негативную социальную идентичность, когда их группа «проигрывает» по
сравнению с другими по значимым для них критериям.

38 Berry J.W., Kalin R. Multicultural and Ethnic Attitudes in Canada: An Overview of the 1991
National Survey. Canadian Journal of Behavioral Science, 1996, Vol.27 (3). P. 301 - 320.

39 Barth F. Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organizations of Cultural Difference. Oslo.
1969; Barth F. Enduring and Emerging issues in analysis of ethnicity. In
The Anthropology of
Ethnicity. Beyond "Ethnic Groups and Boundaries". Amsterdam, 1996, P. 12.

40 Альтернатива «Мы - Они» является психологическим механизмом организации культурного
пространства группы. Областью, в которой этническая и другие границы реально ощущаются и
переживаются людьми, является психологическая сфера. Социальная релевантность
«совокупных» культурных признаков группы значима в той мере, в какой они позволяют
обеспечивать устойчивость ее социальной, культурной и этнической границы.

конструирования, воображения. К известным выразителям этого подхода можно отнести Б. Андерсена, Э. Хобсбаума, Э. Геллнера41.

Еще одна теоретическая концепция, на которой базируется данная работа, - это подход, трактующий социальную реальность как непрерывно творимый продукт повседневных взаимодействий (драматургический подход И. Гофмана). Также используется разновидность феноменологического подхода П. Бергера и Т. Лукмана, согласно

которому «человеческое создание человеческого мира» происходит благодаря деятельности индивидов, которые обладают знаниями в виде субъективных значений или представлений. Все эти подходы объединяет убеждение, что человек - есть свободно действующий субъект, а всякая истина есть не нейтральное состояние сознания, а состояние бытия, формируемого людьми в соответствии с поставленными целями.43 В случае мультикультурализма усилия по конструированию реальности должны идти как «сверху» (через государственную идеологию), так и «снизу» (через изменение социальных практик).

Построение мультикультурной реальности по П. Бергеру и Т. Лукману44 проходит через четыре этапа. Первый - хабитуализация, или опривычнивание, превращение в повседневность. Вторым этапом является типизация, т.е. разделение объектов на группы. Совокупность типизации создает повторяющиеся образцы взаимодействия.45 Третий этап - это институциализация коллективных представлений, сложившихся в результате типизации. Особое внимание П. Бергер и Т. Лукман уделяют проблеме институциональной сегментации и преодолению ее последствий. Сегментация институционального порядка и сопутствующее ей

41 Андерсен Б. Воображаемые сообщества. М, 2001; Геллнер Э. Нации и национализм. М.,
1993;. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

42 Интервью с профессором Томасом Лукманом // Журнал социологии и социальной
антропологии. 2002. Том V. №4. С. 8.

43 Ковалев А. Книга И. Гофмана и социологическая традиция / Гофман И. Представления себя
другим в повседневной жизин. М., 2000. С. 6.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. 45 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С. 59.

распределение знания (существование обособленных смысловых универсумов) ведут к проблеме обеспечения интегративных значений, которые будут охватывать все общество и придавать всеохватывающий контекст объективного смысла фрагментарному социальному опыту и знанию индивида.4 Заключительный этап конструирования социальной реальности заключается в легитимации, т.е. передаче сложившихся институтов другим поколениям, не участвовавшим в их формировании.

Для рассмотрения конкретных социальных практик в исследовании применялся драматургический подход И. Гофмана, объединяющий «способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, которыми он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними».47 Понятие «исполнительской команды», введенное И. Гофманом, позволяет проанализировать горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, характерные для группы исполнителей и проявляющиеся во время непосредственного взаимодействия.

Метод исследования и анализа полученных данных

Данное диссертационное исследование являлось частью проекта «Разработка и апробация программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов», осуществлявшегося в Центре этнической социологии ИС РАН.48 Изучение международного опыта стало возможным благодаря материалам проекта

46 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 139.

47 Гофман И. Представления себя другим в повседневной жизни. М., 2000. С.30.

48 Проект был поддержан в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Участники проекта: Л.М. Дробижева (руководитель проекта), Д.В. Даен, Е.Ю. Загорулько, И.М.
Кузнецов, СВ. Рыжова, О.В. Щедрина.

«Формирование межэтнической толерантности в российском обществе», поддержанным Фондом Горбачева - Университет Калгари.49

Задачи и объект данного диссертационного исследования обусловили его реализацию в качественной парадигме. Выбор общей методики исследования определялся характерными особенностями объекта исследования - сотрудники органов внутренних дел, взаимодействующие с полиэтничным населением. Во-первых, данная профессиональная группа отличается высокой степенью закрытости. Во-вторых, она является высоко мифологизированной группой в обществе, причем мифологизация как позитивная (героическая профессия), так и негативная (все милиционеры -коррумпированы). Специфика деятельности респондентов, выраженность негативных стереотипов в отношении этой группы определили необходимость максимально приблизиться к объекту исследования за счет реализации «принципа индивидуальности»50 (это позволило также снизить вероятность заранее отработанных, стандартных ответов). Таким образом, основным методом, наиболее оптимально отвечающим целям и задачам исследования, а также отражающим специфику изучаемого объекта, стал метод полуструктурированного глубинного интервью.

Метод интервью в целом позволяет строить беседу, максимально учитывая не только цели проводимого исследования, но и приблизиться к системе смыслов и значений респондентов. Это особенно важно в том случае, если сами темы обсуждения провоцируют закрытость позиции, актуализируют потребность выстраивать систему психологической защиты, прибегая к стереотипным конструкциям и недомолвкам. Учитывая это обстоятельство, основной задачей для интервьюера в проведенном исследовании было вывести данные темы из контекста

Проект реализован в Институте социологии РАН совместно с Университетом Макмастер (Хамильтон, Канада). Автор данной работы была одним из участников проекта. 50 Чирикова А.Е. Количественная и качественная методология в социально-психологических исследованиях: схватка без права на поражение. Рукопись. С. 6.

«осуждения» в контекст «осмысления». Выявление системы смыслов респондентов обусловило также форму проведения интервью как «самокорректирующееся», т.е. предполагающее «непрерывную интерпретацию по ходу».52

Таким образом, эмпирической основой для данного диссертационного исследования стала серия глубинных интервью (17 интервью), проведенных с начальниками территориальных отделов внутренних дел ГУВД г. Москвы. Это группа внутри офицерского состава ОВД была выбрана после реализации ряда дополнительных исследовательских процедур сотрудниками Центра этнической социологии РАН. Во-первых, были проведены пилотажные анкетные опросы (по 100 человек опрошенных) среди слушателей Академии управления МВД РФ (высший командный состав) и студентов Казанского юридического института МВД РФ, целью которых была проверка первоначальных исследовательских гипотез. Во-вторых, по результатам опросов были проведены круглые столы (в формате фокус-групп по разработанному гайду) с начальниками региональных подразделений ОВД. Анализ этих исследований позволил выделить группу начальников территориальных отделов ГУВД г. Москвы как отвечающую следующим требованиям: они непосредственно осуществляют контакт как с населением, так и со своими сотрудниками, взаимодействующими с населением, в отношении которых они могли выступать экспертами, т.е. «осмыслить» проблемную ситуацию в диалоговом режиме.

Схема интервью была создана на основе анализа материалов исследований, поддержанных Департаментом юстиции США и опубликованных на сайте National Criminal Justice Reference Service (). отчетных материалов департаментов полиции США

Чирикова А.Е. Количественная и качественная методология в социально-психологических исследованиях: схватка без права на поражение. Рукопись. С. 15. 52 Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003. С. 189.

и Канады, в частности, городов Торонто и Чикаго и анализа литературы, использующейся при обучении полицейских Канады.

Интервью были разбиты на три серии53. Особенностью проведения данного исследования были временные ограничения, поэтому после каждой серии интервьюеры проводили предварительный анализ интервью и корректировали инструментарий. Целью корректировки было изменение не смысловой нагрузки вопроса, а его формулировки. Это было связано с тем, что группа респондентов также обсуждала исследование и готовилась к ответам на вопросы. Изменение формулировки вопроса заставляло респондента менять уже заготовленные ответы и способствовало преодолению их стандартизации.

При анализе данных интервью использовался метод аналитического сравнения и аналогии54, «образцы» для которых были выделены в результате интерпретации зарубежных теоретических и практических материалов.

Источники исследования

Эмпирической базой исследования являются глубинные интервью с начальниками территориальных отделов внутренних дел ГУВД г. Москвы (17 интервью), пилотажные анкетные опросы руководителей региональных подразделений ОВД и студентов Казанского юридического института МВД РФ, материалы круглых столов с руководителями подразделений ОВД различного уровня. Для вторичного анализа и сравнительных сопоставлений использовались данные репрезентативных исследований Аналитического центра Ю. Левады, фонда «Экспертиза», исследовательских проектов, проведенных под руководством Л.М. Дробижевой55, проекта Центра этнической социологии «Формирование

6 проведении интервью участвовали Е.Ю. Загорулько и О.В. Щедрина.

54 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М, 1998. С.
211

55 Репрезентативные исследования «Посткоммунистический национализм, этническая
идентичность и регулирование конфликтов» (1993 - 1996 гг.), «Этнические и
административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997, 1998 гг.),

толерантных установок по отношению к мигрантам в Москве», материалы сайтов правозащитных организаций (правозащитного Центра «Мемориал», Общественного комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» и др.), материалы российских СМИ о милиции, а также данные зарубежных опросов общественного мнения по проблеме отношения к полиции.

Новизна исследования

Новизна настоящего исследования заключается в:

раскрытии возможностей использования принципов мультикультурализма на уровне социальных практик;

анализе проблематики взаимодействия сотрудников ОВД с населением в контексте интеграции полиэтничного населения России;

рассмотрении перспектив включения принципов мультикультурализма в деятельность российской милиции в полиэтничнои среде;

оценке готовности сотрудников милиции к деятельности по мультикультурным принципам;

концептуальном расширении трактовки понятия «взаимодействия милиции с населением», применяемой в современной российской науке в ракурсе мультикультурализма.

Основные положения, выносимые на защиту:

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения:

1. Мультикультурная интеграция как проекция

мультикультурных подходов в область социальной практики - один из способов стабилизации полиэтничных государств. Она осуществляется в интересах всех групп населения, а не только в интересах этнических

«Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999-2001 гг.)

меньшинств. Мультикультурная интеграция - процесс двусторонний, требующий участия как доминирующего большинства, так и меньшинств.

  1. В зависимости от специфики общества, для регулирования отношений между этнокультурными группами в конкретной урбанизированной среде возможно использование в социальной практике отдельных элементов мультикультурализма, а не всей концепции в целом.

  2. Успешность процесса мультикультурной интеграции зависит от проникновения мультикультурных практик на уровень повседневности. Такое проникновение возможно за счет расширения мультикультурности институтов государства, в том числе института ОВД.

  3. Переход на общественно-ориентированный (мультикультурный) подход в деятельности ОВД будет способствовать нормализации взаимоотношений между правоохранительными органами и населением в целом.

  4. Существующие практики взаимодействия органов поддержания правопорядка с этническими мигрантами ведут к напряженности в сфере межэтнических отношений и требуют корректировки.

  5. Методы выполнения определенных процедур, воспринимаемые как ущемляющие права, «несправедливые», не являются следствием существования институционального предубеждения в отношении каких-то этнических групп как таковых. Они зависят от устоявшегося в обществе статуса группы и от индивидуальных установок сотрудников правоохранительных органов.

  6. Одним из основных факторов, влияющих на проникновение принципов мультикультурализма, является готовность сотрудников милиции к включению этих принципов в повседневную профессиональную деятельность.

Практическая значимость

Результаты исследования позволяют:

уточнить концептуальные подходы к проблеме интеграции полиэтничного населения;

дают материал для разработки практических рекомендаций по урегулированию конфликтных ситуаций, возникающих, в частности, между сотрудниками милиции и представителями различных национальностей, вокруг которых сложились негативные стереотипы;

глубже рассмотреть проблемы внутри самой группы сотрудников ОВД, отражающие противоречия российского общества.

Надежность и достоверность исследования

Надежность и достоверность исследования обусловлена:

поэтапным и комплексным подходом к разработке инструментария, с привлечением большого теоретического материала;

Материалы интервью выступали как базовый, но не единственный материал для анализа. Это позволило достичь определенной степени верификации субъективных оценок респондентов, полученных в ходе интервью.

Апробация и внедрение результатов

Результаты проведенных исследований были представлены в публикациях (см. список опубликованных статей по теме диссертации), а также в виде докладов, подготовленных для конференций «Формирование межэтнической толерантности в российском обществе» (Москва, октябрь 2004 г), «Толерантность, мультикультурализм и проблемы идентичности» (Екатеринбург, декабрь 2004 г.), и для круглого стола «Проблемы информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации в период реформирования МВД России (социологический аспект)» (Москва, ноябрь 2004 г.), организованном ИС

РАН совместно с отделом по изучению общественного мнения УИРОС МВД России.

Результаты исследования были изложены автором в публикациях и переводах по теме:

Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11 (1 п.л.);

Щедрина О.В. Трансформация института правоохранительных органов в условиях мультикультурализма (опыт США и Канады) // «Социология межэтнической толерантности»: Материалы к курсу / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2005 (0,5 п.л.);

Щедрина О.В. Введение // «Социология межэтнической толерантности»: Материалы к курсу / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2005 (в соавт., 0,2 п.л.);

Крайдерман Б., О'Тул К, Флерас О. От охраны порядка к оказанию правоохранительных услуг (опыт Канады) / пер. с анг. и ред. О.В. Щедриной // «Социология межэтнической толерантности»: Материалы к курсу. М.: ИС РАН, 2005. (0,5 п.л.);

Крайдерман Б., О'Тул К, Флерас О. Практикум взаимодействия полиции с расовыми и этническими меньшинствами в Канаде / пер. с анг. и ред. О.В. Щедриной // «Социология межэтнической толерантности»: Материалы к курсу. М.: ИС РАН, 2005. (0,8 п.л.).

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, двух приложений и библиографии.

Дискурсы и основные принципы мультикультурализма

Мультикультурализм представляет интерес для данного исследования с точки зрения концептуальной основы для нового представления о возможностях и принципах существования полиэтничных государств. Необходимо отметить, что некоторые черты мультикультурализма являются предметом широких дискуссий как в западной, так и в отечественной науке. К дискутируемым и неоднозначно воспринимаемым положениям следует отнести, в первую очередь, признание в обществе определенных, культурно отличных от большинства групп, наделение их особыми, в сравнении с большинством, правами, а также защита этих прав государством.

Появление концепции мультикультурализма связано с тем, что с 1960-х гг. начались поиски новых подходов к взаимодействию с иноэтничным населением - несмотря на большие усилия по снижению уровня материального неравенства в положении граждан разной этнической и расовой принадлежности, социальное напряжение в поликультурных государствах росло. Осью напряжения в обществе теперь могли быть не только «богатые - бедные», но и «новые - старые», «черные - белые». Противостоящие одна другой группы могли формироваться даже по отношению к основным ценностям общества, как это произошло с движением хиппи в США. Другими словами, с середины 1960-х гг., принимая различные формы, во многих странах развернулась настоящая борьба за право на отличие, за право быть другим и не испытывать при этом давления (дискриминации) со стороны общества. Для самих представителей иноэтничных групп, и в первую очередь, групп недавних мигрантов противоречивость ситуации состояла в том, что, с одной стороны, инструментально, для процветания в стране им требовалось влиться как можно полнее и быстрее в новую культуру. С другой стороны, деконструкция их старой идентичности, помимо социальных факторов, ограничивалась и тем, что для сохранения определенного психологического комфорта мигрантам необходимо было сохранять что-то из своей родной культуры.57

Существенной особенностью дискуссий о мультикультурализме является то, что их содержание неоднородно. Это обусловлено несколькими дискурсами понятия «мультикультурализм». Во-первых, это политический дискурс, в рамках которого приводятся аргументы «за» и «против» политики мультикультурализма и соответствующего способа управления. Во-вторых, это - дискурс социальной и политической философии, вопросов социального и политического порядка и прав человека в условиях неоднородности культуры того или иного общества.59 Необходимо отметить, что в российской и отчасти европейской литературе - это, в основном, обращение к мультикультурализму как к политике управления многообразием, своеобразной разновидности «национальной политики». На такое восприятие оказало влияние политическое зарождение мультикультурализма в Канаде как реакции на действия Королевской комиссии по билингвизму и бикультурализму (1963), пытавшейся найти компромисс между англо- и франкоязычными частями Канады и ликвидировать угрозу сепаратизма Квебека. В целях достижения урегулирования конфликта правительство П. Трюдо использовало общественные движения (в частности, канадцев украинского происхождения), добивавшихся признания этнической сложности Канады, не сводимой только к двум культурам англо- и франко-канадцев. В октябре 1971 г. канадское правительство сделало заявление о мультикультурализме как цели публичной политики. Акцент первоначально был сделан на сохранении культурного наследия меньшинств, улучшении и выравнивании межгрупповых отношений с помощью мер, направленных на искоренение расизма и других форм дискриминации, таким образом обеспечивая равные возможности для представителей всех этнокультурных групп.61

Трансформация подходов к поддержанию правопорядка в условиях мультикультурализма (опыт США и Канады)

Одной из характерных черт современного мира являются интенсивные перемещения большого количества населения, изменяющие этнокультурную картину отдельных территорий. В условиях глобальных изменений одним из главных вопросов становится: как эти процессы отразятся на институтах, главной функцией которых является сохранение порядка и стабильности, в первую очередь на институте правоохранительных органов. Основной функцией полиции во всех обществах является поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, другими словами, сохранение статус кво в обществе. Этим, во многом, объясняется консерватизм и определенная идеологическая заданность действий полиции. В силу этого в полиэтничных странах полиция, прежде всего, будет защищать интересы политически доминирующего этнокультурного большинства, или, по крайней мере, деятельность полиции будет восприниматься таким образом теми, кто недавно приехал в страну.167

Охрана правопорядка является и ареной своеобразной идеологической борьбы сторонников различных подходов к ее осуществлению. В условиях глобализации и быстрого изменения населения стран департаменты полиции по всему миру оказываются перед необходимостью принятия такой модели правоохранительной деятельности, которая была бы гибкой и могла бы сочетаться наилучшим образом с быстро меняющейся реальностью.

В условиях мультикультурализма, признающего право на отличие, правоохранительные органы должны в своей практической деятельности совместить два подхода: с одной стороны, сотрудники полиции обязаны относится ко всем гражданам страны одинаково, соблюдая принцип равенства их прав перед законом, с другой - учитывать при взаимодействии характерные особенности групп, т.е. в определенном смысле руководствоваться в своей деятельности этнокультурными отличиями. На практике это означает переход на принципы общественно-ориентированной деятельности, в парадигме которой главной задачей полиции становится налаживание конструктивного взаимодействия с населением и оказание ему правоохранительных услуг.

До середины 1980-х годов правоохранительные органы таких стран как США, Канада и многих других руководствовались в своей деятельности единственной «моделью профессиональной борьбы с преступностью» или как ее можно условно назвать «традиционной» моделью, которая пришла из Соединенных штатов Америки. Американские реформаторы полицейской деятельности начала XX в. выдвинули профессионализм как единственно возможный способ борьбы с коррупцией, широко распространенной среди полицейских того времени, недобросовестной службой и использованием полиции как средства силового давления в политической борьбе. Требование профессионализма определяло полицию как специально обученную силовую организацию, имеющую определенную идентичность и кодекс этических норм, позволяющий обеспечить контроль над преступностью и соблюдение законности.

Эффективность работы полиции в модели профессиональной борьбы с преступностью определялась и определяется до сих пор: системой случайного патрулирования районов с целью пресечения криминальной деятельности; быстротой реагирования на вызовы граждан всех полицейских служб, в первую очередь за счет совершенствование технологического оснащения полицейской службы; статистическими показателями арестов, осуждений и раскрытия дел; опросами гражданских лиц об их уровне удовлетворенности деятельностью полиции. В основе этой модели лежит принцип «реагирования на инцидент», т.е. раскрытие уже совершенного преступления.

Структурно полиция была организована по армейской модели, включающей строгое вертикальное подчинение низших чинов высшим, обеспечение законности на основе соблюдения норм уголовного права, строгое подчинение внутренним правилам и распоряжениям, всеобъемлющую систему проверок, созданную для предотвращения коррупции, а также для усиления контроля и наблюдения за деятельностью полицейских офицеров. Награждения и продвижения по службе определялись в основном уровнем «лова» преступников.

Возможности мультикультурного подхода в деятельности российской милиции

Переход на новые принципы деятельности правоохранительных органов в западных странах связан с определенным недовольством населения уровнем преступности и работой полиции. Однако, необходимо отметить, что в целом деятельность полиции оценивается положительно большинством населения этих стран. Так, в начале 2000-х гг. в США по данным опросов как The Gallup Organization, так и других организаций, с доверием к полиции относятся 64% опрошенных ; около 60% респондентов уверены, что полиция сможет предоставить им защиту от особо опасных преступлений203; не опасаются быть остановленными и арестованными на улице 78% опрошенных 204. Около 60% респондентов оценили сотрудников полиции как честных и следующих профессиональным этическим нормам.205

Российские органы внутренних дел, как показывают различные исследования, находятся в иной ситуации. Так, по результатам опросов, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады в мае 2004 г., с недоверием к милиции относятся 64% опрошенных, 46% - с опасением. 26% опрошенных испытали на себе «произвол милиции»: ущемление прав и законных интересов, грубость, волокиту и бездействие, вымогательство, неоправданное задержание, физическое насилие.206 Еще более остро проблема взаимоотношений с милицией стоит для иноэтничных мигрантов в мегаполисах России - 73,8% опрошенных часто сталкивались с произволом московской милиции. Для полиэтничной страны, какой является Россия, последнее обстоятельство имеет особую важность, так как часто, вследствие своей принадлежности к органам государственной власти, сотрудники органов внутренних дел отождествляются с государством и проводимой им политикой. Так, по данным исследования адаптационных установок мигрантов г. Москвы, проведенного в Центре этнической социологии ИС РАН208 в 2003 г., негативный образ принимающей стороны (существенно влияющий на желание мигрантов интегрироваться) формируется у них в основном за счет их негативного опыта взаимодействия с сотрудниками милиции.209 Таким образом, проблема налаживания неконфликтного взаимодействия с населением является одной из актуальнейших как для российского общества в целом, так и для сотрудников органов внутренних дел. Варианты ее разрешения, приемлемые для России, могут быть найдены, как показывает зарубежный опыт, в рамках мультикультурализма. В частности, они могут заключаться в переходе российских правоохранительных органов на новые, общественно-ориентированные принципы деятельности.

В исследовании, лежащем в основе данной диссертационной работы, ставилось целью рассмотреть, каковы возможности перехода российской милиции на общественно-ориентированные принципы и, соответственно, возможности для формирования более толерантных практик взаимодействия с населением. Одной из задач исследования (серии глубинных интервью с начальниками территориальных подразделений органов внутренних дел) было выявить, какая из двух моделей -традиционная или мультикультурная - ближе сотрудникам российских ОВД. Это исследование являлось этапом проекта «Разработка и апробация программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов», осуществлявшегося в Центре этнической социологии и поддержанного в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». В рамках реализации предыдущих этапов этого проекта был проведен анкетный опрос среди слушателей Академии управления МВД, являвшихся руководителями региональных подразделений ОВД РФ. Анализ данных этого опроса, а также анализ отечественных и зарубежных материалов позволили разработать инструментарий для проведения глубинных интервью (см. Приложения 1 и 2).

Приступая к анализу материалов интервью, необходимо дать представление о влиянии на правоохранительные органы и их практики трансформации общественно-экономического устройства страны, а также показать наследие и традиции советской правоохранительной системы в области организации взаимодействия с населением для сотрудников органов внутренних дел.

Похожие диссертации на Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах