Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности современной политической и электоральной культуры России Широбоков Сергей Александрович

Особенности современной политической и электоральной культуры России
<
Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России Особенности современной политической и электоральной культуры России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Широбоков Сергей Александрович. Особенности современной политической и электоральной культуры России : Дис. ... канд. филос. наук : 23.00.03 Москва, 2000 169 с. РГБ ОД, 61:01-9/42-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Характерные черты и особенности российской политической культуры 14

1. Теоретико-методологические аспекты изучения политической культуры 14

2, Доминанты и характеристики политической культуры российского общества 33

3. Региональные особенности политической культуры Российской Федерации 67

Глава II. Современные политические ориентации россиян 91

1. Основные ценности современной политической культуры россиян 91

2- Особенности современной электоральной культуры России 120

Заключение 151

Литература 158

Введение к работе

Актуальность и значимость проблемы.

Важную роль в политическом развитии общества играет его политическая культура. Она представляет собой составную часть общей культуры общества, непосредственно связанной с политикой. Политическая культура включает в себя основные политико-мировоззренческие ценности и характер представлений людей о власти, их политические ориентации, направленность и стиль поведения и участия в политике, а также накопленный политический опыт. Традиционно в структуру политическую культуру включаются ' 'политические потребности tr интересы, знания о политике, убеждения, ориентации, ценностные суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политической деятельности, умения и опыт" \

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опыта, образцов поведения осуществляется через политическую культуру. Она выступает способом воспроизводства политических характеристик социального субъекта. Политическая культура - это системное духовно-практическое качество социального субъекта, формирующееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во-миогом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно-

Пояитология на российском фоне/П.И.Симуш. - М.: "Луч", 1995. - С. 143.

политической жизни. Политическая культура оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества, существенно влияет на избирательные процессы и итоги выборов.

Политическая культура тесно связана с участием людей в политике. Степень активности и направленность политического поведения и деятельности людей во-многом зависят от характера их представлений о политике и накопленного ими политического опыта. В свою очередь политическое бытие, результаты политической практики воздействуют на развитие и соответствующие изменения политической культуры общества и его индивидов. Известный индийский исследователь П. Шаран отмечал, что "политическая культура - это набор подходов, чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу и обеспечивающих основополагающие, исходные предположения и правила, которые определяют поведение в политической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического

устройства .

Весьма актуален вопрос об исследовании современной политической и электоральной культуры современного российского общества. Это связано с рядом следующих факторов:

Во-первых, политическая культура общества является относительно новой категорией политической науки и в целом изучена пока недостаточно;

- Во-вторых, современная политическая и электоральная культура российского общества в своих основных чертах сформировалась сравнительно недавно (конец XX - начало XXI века), в силу чего перед

2 Шаран 77. Сравнительная политология. В 2-х частях. Ч. П. / Пер. с англ. - М.: Российская академия управления. 1992.- С. 153.

политической наукой стоит задача углубленного анализа этого нового феномена;

- В-третьих, парламентские (1999 г.) и президентские (2000 г.)
выборы в Российской Федерации показали возросшее значение
воздействия политике-культурных факторов на политическое развитие
общества, что вызывает необходимость дальнейшего изучения характера и
особенностей электоральной культуры россиян и ее роли в судьбоносных
или важных политических событиях;

В-четвертых, изучение современной политической и электоральной культуры россиян предполагает выявление не только ее общероссийских, но и региональных особенностей, что может иметь важное теоретическое и прикладное значение;

В пятых, исследование ценностных установок, лежащих в основе политико-культурной традиции России и исследование изменений в ценностных приоритетах россиян в связи с особенностями развития российского общества па рубеже третьего тысячелетия, позволит уточнить политическое прогнозирование электоральных процессов.

Состояние научной разработанности проблемы.

Традиция изучения влияния культуры на политику и их взаимосвязи давно существует в политической науке и нисходит к трудам Конфуция, Платона, Аристотеля, Ш.-Л. Монтескье, Токвилля, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, Н.А, Ильина, А, Тойнби и многих других известных представителей политической философии и теории.

С введением американскими учеными (Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.) в начале 50-х годов XX в, в широкий научный оборот категории "политическая культура", исследования в этом направлении стали проводиться постоянно. Общие проблемы политической культуры рассматриваются в трудах многих известных западных политологов.

Среди них: Г, Алмонд, Р. Арон, М Бринт, С, Верба, Е. Вятр, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Лассуэл, Д. Лестер, Д. Каванах, А. Милбрет, Л, Пай, В. Розенбаум, Р. Такер, Л. Халман, С, Хантингтон, Д. Хелд, П. Шаран, Р.-Ж. Шварценберг, В. Шляппентох, Р. Эстер и другие исследователи3.

Вопросы политической культурьї России также рассматриваются в политологических трудах западных исследователей. Характерной чертой большинства работ западных исследователей (3. Бжезинского, Дж. Лестера, В. Шляппентоха, Р. Такера и др,) по этой проблематике является то, что они обычно пытаются оценивать российскую политическую и электоральную культуру, ориентируясь на образцы западной политико-культурной традиции, игнорируя цивилизационную специфику России. Такой подход ведет к недооценке политико-культурного созидательного потенциала россиян.

Различные аспекты политической культуры и политического участия рассматриваются в трудах ряда российских исследователей. Среди них необходимо выделить работы Т.А. Алексиной, MX. Анохина, Г 1С Ашина, А.Г. Белова, Ф.М. Бурлацкого, П. К. Гречко, В.В. Ильина, Ю.В, Ирхина, А.В. Кортунова, B.C. Комаровского, Н.Д. Косухина, АЛ. Кочеткова, М.П. Мчедлова, Е.В. Морозовой, А,А, Нуруллаева, А.С. Панарина, Ю.С.

3 The Civic Culture Revisited // Almond G., Verba S.- Boston, Toronto, 1980; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. - Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture arid Political Development // Pye L. - Princeton, 1965; Aron R. Democratie et totalitarisme. - P., 1965; Brini M, A Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado, USA, 1991; Ester P., Halman L, Rukavishnikov V.O. From Cold War to Cold Peace? A Comparative Empirical Study Of Russian And Western Political Cultures. Tilburg: Tilburg University Press, 1997; Huntington S. The Clash of Civilization? // Foreign Affairs, summer, 1993; Lasswell G. The Analysis of Political Behavior. - L., 1947; Lester J. Feudalism^ Revenge: The Inverse Dialectics of Time in Russia // Contemporary Politics. 1998, Vol.4, № 2,; McQuail D., Milbruih L., Coel hi Political Participation. Chicago. - 1977; Rosenbaum W. A Political Culture. - N.Y.> 1975; Sharan P. Theory of Comparative Politics, - New Delhi, 1984; Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. - P., 1988; Shlapentokh V, Early Feudalism - The Best Parallel for Contemporary Russia // Europe-Asia Studies. Formerly Soviet Studies. 1996, Vol. 48. - № 3.

Пивоварова, А.И. Подберезкина, О.В. Рукавишникова, А.И. Соловьева, А.М. Ушкова, КБ. Шестопал, Г,В. Шешуковой, В.А. Щегорцева и др4.

Несмотря на наличие научной литературы по общим проблемам развития политической культуры, специальных работ по комплексному анализу современной политической и электоральной культуре России пока практически нет, недостаточно разработана и методология содания таких работ. Данная диссертация представляет одну из первых попыток комплексного исследования политической и электоральной культуры российского и общества.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ сущностных черт и особенностей политической и электоральной культуры современного российского общества.

Исходя из этой установки были определены следующие задачи:

- проанализировать содержание понятия "политическая культура России", рассмотреть основные научные трактовки этого понятия;

Запад-Россия: Культурная традиция и модели поведения / А.Б.Богатуров, А.В.Коргунов. - М.: Московский научн. обществ, фонд, 1998: Новая Россия: Становление правовой и политической культуры / А.Д.Богатуров, А.В,Кортунов. - М. 1998; Обновление политической системы России / М.Г.Анохин, В. С. Комарове кий. Ю.И.Матвиенко. - М., 1996; Политическая культура: теория и национальные модели / К.С.Гаджиев. - М: Интерпракс, 1994; Российская политология / П.И.Симуш, - М.: РАГС, 1995; Российская цивилизация / МХГоршков, Э.Г.Филимонов, Е.С.Элбакян. -М: РНИСиНП, 1998; Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. - М: РУДН: І99І; Галагаиова С.Г.У Ушков A.M., Фролова М.А. Сравнительная политология; Запад -Восток - Россия. - М.: МГТУ, 1994; Косухин Н.Д. Современные идеологические системы. - М., 1999; Морозова Е.В. Региональная политическая культура. - Краснодар, 1998; Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. - М., 1995; Пивоваров Ю.С. Политическая культура. - М., 1996; Подберезкин A.M., Макаров В.В. Стратегия для будушего президента России: Русский Путь. - М.: РАУ-Университет, 2000: Рукавишников В.О., Хапман Л, Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. - М.: '"Совпадение", 1998; Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. - М.: Юрид. лит-ра, 1996; Соловьев А.И. Политическая культура и модернизация российского общества. - М: МГУ, 1992; Шестопал Е,Ь. Личность и политика. - М.: Мысль, 1988; Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. - М, ] 992 и др.

- раскрыть сущность основных теоретико-методологических
подходов к анализу политической культуры России, показать их
достоинства и проблемные стороны;

- выявить характерные особенности и ценностные доминанты
российской политической культуры, показать их трансформацию в
современный период;

- раскрыть характерные черты и особенности российской
электоральной политической культуры.

Объектом исследования является цившшзационный,

социокультурный и политический генезис российского общества.

Предметом исследования является политическая и электоральная культура современной России,

Теоретико-методологическую я основу исследования составили принципы диалектики, системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический и другие общие методы политологии, труды российских, западноевропейских и американских ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии российского общества.

Эмпирическую базу исследования составили документы и материалы органов государственной власти Российской Федерации, материалы избирательных комиссий, программные документы основных политических партий и движений России, труды и заявления российских политических лидеров, исследования российских и зарубежных ученых 5.

5 См.: Выборы в Шестую Государственную Думу: Итоги и выводы. - М,, 1996; Российские политические партии и общественные объединения на выборах в Государственную Думу-95 / В.А.Логинов. - М.: "Юридическая литература", 1996; Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов / М.НТрачев. - М., 2000; От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным / Н.Геворкян и др. - М., 2000; Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям //"Известия", 25 февраля 2000 и др.

В диссертации широко использованы и обобщены результаты социологических исследований по парламентским и президентским выборам в России, другие социологические материалы, опросы общественного мнения, российская периодическая печать, материалы "Интернета"6.

Научная новизна.

Новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе политической и электоральной культуры России. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

в диссертационном исследовании уточнена общеметодшогическая трактовка понятия "политическая культура России" через сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы;

раскрыты характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры, показана их трансформация в современный период;

на основе комплексного подхода показано общее и особенное в развитии и генезисе политической культуры России, специфика региональной российской политической культуры;

- исследованы основные черты современной электоральной
российской культуры на примере последних по времени парламентских
(1999 г.) и президентских (2000 г.) выборов в Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения и выводы: 1, Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, выступает в качестве важного системообразующего

Использовались основные российские политологические сайты "Интернета": NNS.RU; GOV.RU, IZBIRCOMRU, POLIT.RU, персональные сайты политических лидеров России и др.

фактора политической жизни общества, его политической системы, При изучении политической культуры общества используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. На наш взгляд необходимо комплексное использование всех этих трех базовых подходов, при особом учете социально-классовых и цивилизационных характеристик рассматриваемых обществ. Мы полагаем, что по своим характеристикам, Россия относится к своеобразной цивилизационной общности. В силу этого ее политическая культура имеет существенные отличия. В диссертации проанализировано и выделено пятнадцать основных цивилизационных характеристик политической культуры россиян.

  1. Изучение политической культуры России предполагает особое внимание к анализу ее цивилизационных и социокультурных основ. Некритическое заимствование ценностей западных политических культур и их прямое, неадаптированное применение в российских условиях, может привести и приводит к дестабилизации политического развития.

  2. Современная российская политическая культура может быть охарактеризована как смешанная, сложносоставная: в качестве основных, она включает авторитарно-этатистскую, "подданическо-партисипаторную" политическую субкультуру и демократическую, гражданскую политическую субкультуру, а также иные, менее значимые субкультурые. Она носит переходный и фрагментарный характер, отличается наличием множества различных политических субкультур (прежде всего национальных - в субъектах Российской Федерации), плюрализмом взглядов, важной ролью державнических и лево-центристских ориентации российских граждан и как следствие, соответствующих политических организаций.

Для политической культуры Российской Федерации характерны: менталитет державносте патриотизма, коллективизма и православия; политическая заинтересованность большинства граждан, их сложившиеся

политические ориентации; активное участие граждан в судьбоносных выборах при слабом повседневном участии в политике, недоверии к властям, разочаровании в результатах реформ 90-х годов, особый интерес к партии власти и комформность по отношении к ней на выборах и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость работы.

Теоретическая и прикладная значимость диссертации состоит в том, что предложенный комплексный подход анализа политической и электоральной культуры России имеет важное теоретико-методологическое значение для развития политологического знания и может быть положен в основу научно-прикладных исследований, связанных с изучением характера участия людей в политике в Российской Федерации.

Раскрытые в диссертации сущностные черты и особенности политической культуры российского общества помогают лучше понять его политический генезис, специфику воздействия политической культуры на развитие российских политических процессов, творчески использовать эти знания при анализе современной политической ситуации в России, а также в политической прогностике.

Материалы, положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов, текстов политологических лекций и научных работ по политической и электоральной культуре России Они будут полезны для государственных органов и общественно-политических организаций, связанных с обеспечением или анализом электорального процесса.

Результаты исследований могут быть использованы в процессе подготовки политических и государственных работников, специалистов в

области социальной философии, теоретической и прикладной политологии, политической социологии.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук Российского университета дружбы народов 28 марта 2000 г, и рекомендована к защите.

Основные положения диссертационного исследования

докладывались в виде научных сообщений на заседаниях кафедры политических наук Российского университета дружбы народов; на методологическом семинаре кафедры политических наук Российского университета дружбы пародов; на научных конференциях аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН; на "круглом столе" "Политика и политолог в современном мире", проведенном в мае 1999 г. редакцией журнала "Вестник Российского Университета дружбы народов, серия "Политология; на Первой Международной научно-практической конференции "Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы'1 (19-20 октября 1999 г.); на 4-ом международном философском симпозиуме "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" (Москва, Российский Университет дружбы народов, 10-14 ноября 1999 г.).

Основные положения диссертации Широбокова С.А. изложены в следующих опубликованных автором научных работах по проблемам политической и электоральной культуре России в российской научной печати:

1. Широбоков С.А, Роль электоральной культуры в российской политике // Материалы "круглого стола" "Политика и политолог в современном мире".// "Вестник Российского Университета дружбы народов, серия "Политология", №1, 1999. - С. 126-127,

2, Широбоков С.А. Вузовское телевидение на пороге XXI века /У
Вузовские и студенческие средства массовой информации; возможности,
задачи, перспективы. Материалы Первой Международной научно-
практической конференции. Москва,, РУДН, 19-20 октября 1999 г.
Доклады и сообщения. - М,: Изд-во Российского ун-та дружбы народов,
1999. - С. 27-29. (в соавт. с А.Н.Широбоковым).

3, Широбоков СА. Цивилизационные факторы и современная
политическая культура России // Четвертый международный философский
симпозиум "Диалог цивилизаций; Восток-Запад". Вып. 2. Материалы
"круглого стола" "Толерантность и демократия: политическое основание и
будущее гражданского общества". Москва. РУДН, 10-14 ноября 1999 г. -
М.: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 2000. - С, 143-147.

4, Широбоков С.А. Доминанты российской политической культуры
// Сравнительный анализ политических культур: парадигмы и перспективы
// ".// "Вестник Российского Университета дружбы народов, серия
"Политология", №2, 2000. - С 125-127.

Доминанты и характеристики политической культуры российского общества

"Евразийцы" (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривали и анализировали Россию, как Евразию, особое географическое и культурное пространство. "Весь смысл и пафос наших утверждений, - отмечали они, - сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности" . Возможно, российские "евразийцы" и переоценивали особенности развития России и ее культуры по сравнению с другими странами, но они были безусловно правы в том, что ее культурно-политическая традиция имеет свою специфику, свои доминанты, свою особую систему ценностей, которые необходимо изучать и знать. Целесообразно выделить наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из евро-азийских культурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития Российской Федерации. L Базисные характеристики российской политической культуры во-многом определяются тем, что она формировалась в географических и исторических условиях России, значительно отличающихся, как от Западной Европы, так и от Южной Азии. Своеобразие российского политического развития и исторического пути развития России во-многом определяются тем, что она является евро-азийской ("православное христианское общество") цивилизацией. Об этом написаны фундаментальные исследования известным английским историком Арнольдом Тойнби , выдающимся современным американским политологом Самуэлем Хантингтоном 7 многими российскими учеными, включая НА. Бердяева и Н.Я. Данилевского и др. 34. Российская цивилизация является индо-европейской цивилизацией и по ее древне-историческим, лингвистическим и религиозным (языческим) корням.

В тоже время не следует и переоценивать специфические иивилизащюнные аспекты российского общества, которое на две трети (по количеству населения) находится, все-таки в Европе, а по территории - на две трети - в Азии. Второй президент России - В.В. Путин отмечал: "Конечно, Россия более чем разнообразная страна, но мы - часть западноевропейской культуры" , Эта точка зрения имеет хорошее историческое обоснование и традицию. Известно, что еще Петр Великий заложил основы европеизации" России. Эту традицию продолжили и другие великие российские правители. Исходя из того, что законы должны соответствовать "общему умствованию" народа, т.е. его менталитету, Екатерина II в самом начале своего знаменитого "Наказа" ставила принципиальный вопрос: насколько полезными могут быть выводы, сделанные европейской общественной мыслью, для русского народа? Ее ответ был однозначен: "Россия есть держава европейская, русский народ есть народ европейский"36. 2. Российская цивилизионная общность раскинулась на огромных территориях, с суровым климатом, в особых социально-экономических условиях ("азиатский способ производства", представлявший по К. Марксу симбиоз общин и деспотического государства), состояла из множества народов и этносов, с собственными культурами и в силу всего этого с присущими ей своеобразными политическими и духовными традициями, российским менталитетом. Российский историк СМ. Соловьев писал, что "Россия есть громадное континентальное просіранство, не защищенное природными границами, открытое с Востока, Юга и Запада, Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную тяжелую изнурительную борьбу с жителями степей... Бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы сохранить главное благо - народную независимость 3 .

Широта российских просторов влияла и на остроту социальной напряженности, которая снижалась в России за счет миграции наиболее активных элементов. Неудовлетворенная общественная энергия направлялась в русло военной политики. Это препятствовало оформлению и консолидации социально-политических сил, формированию плюралистической политической системы, содержащей сколько-нибудь влиятельные оппозиционные к власти структуры.

Экстенсивная экономика с относительно слабым рынком, территориальная рассредоточенность населения, постоянная военная готовность требовали для мобилизации ресурсов сильной государственной власти.

Политико-культурный генотип россиян во-многом определялся тем, что в России сформировался особый Мобилизационный тип развития", для которого было характерно использование в различные исторические периоды, чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм: либо для сохранения существования самой российской цивилизации, либо для обеспечения "догоняющего развития", на которое Россия была обречена после трехсотлетнего татаро-монгольского ига и других нашествий. В результате функционирование общества во-многом было "подчинено задачам достижения этой главной цели" .

Русская нация отличается огромной жизнеспособностью и замечательным упорством. Готовность ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения стала следствием специфики социального и культурного развития страны. На формирование характера русского человека большое влияние оказала географическая среда, С момента зарождения российского государства его территория постоянно расширялась за счет освоения все новых и новых земель. Это выработало в русских легкость к перемене мест, быстрое привыкание к этнически чуждой среде.

Региональные особенности политической культуры Российской Федерации

В современных условиях наблюдается повышение роли различных территориальных общностей людей, в частности, регионов, на мировой арене. Соответственно, возрастает значение воздействия региональной политической культуры на мировой политический процесс. Такая культура, являясь воплощением политического опыта регионов, выражением ценностей регионального политического процесса, играет существенную роль в формировании региональной политической идентичности, в политической мобилизации населения; региональное самосознание становится важным мотивационным фактором участия в политике, как внутри государства, так и в мировой политике.

Региональные политические культуры как горизонтальные (территориальные) субкультуры национальных политических культур наиболее выражены в странах, образовавшихся путем объединения субъектов с разным историческим опытом и социокультурной спецификой. Взаимозависимость национальной и региональной политических культур может реализовываться в различных формах и не предполагает обязательного противостояния.

Одной из важнейших характеристик современной политической жизни является утверждение ценностей "нового регионализма". Региональные отличия воспринимаются не с позиций иерархии, а с точки зрения непреходящего и самоценного многообразия. На рубеже тысячелетий культурно исторические структуры становятся паритетными с прежде доминировавшими социально экономическими структурами. Политические процессы в значительной степени приобретают характер социокультурных.

Регионализм в России впитал в себя как исторические особенности становления государства, так и разноплановость, масштабность региональных отличий. Противоречия центр периферийных отношений проявлялись в различных формах в ходе эволюции политической системы российского общества72.

Процессы демократизации в 1980-1990-х годов обусловили их обострение. Политический регионализм в современной России как проявление глобальной тенденции одновременно детерминируется кризисным состоянием общества, усилением роли регионов в период ослабления общегосударственной власти.

Исследования политического регионализма позволяют избежать односторонних оценок, увидеть в регионализации не только борьбу региональных элит и потенциал сепаратизма, но и удивительную способность регионального социума к самоорганизации в кризисных условиях. При разработке и реализации эффективной региональной политики регионализм может стать определяющим фактором формирования гражданского общества в стране.

Регионализм предполагает и культурную неоднородность, развитое региональное самосознание, различающиеся приоритеты в системах ценностей. Региональный фактор лежит в основе неоднородности современной российской политической культуры. Попытки политического реформирования без учёта многообразия региональных политических культур бесперспективны. Если социально экономические исследования регионов представлены в отечественной литературе достаточно широко, то политическая регионалистика как самостоятельная субдисциплина политической науки только начинает складываться. Одна из актуальных проблем этого направления - региональная "топография" российской политической культуры.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств. По официальным данным в России проживают свыше 100 национальностей и народностей - от более чем 100 -миллионной русской нации до небольших северных народов и малых этнических групп, численность которых в ряде случаев не превышает нескольких сотен человек.

В процентном соотношении в Российской Федерации проживают: русские - 81,5%, татары - 3,8%, украинцы - 3%, чуваши - 1,2%, башкиры -0,9%, белорусы - 0,8%, мордва - 0,7%, немцы - 0,6%, чеченцы - около 0,6%, аварцы, армяне евреи - по 0,4% и т. д .

Русский народ был главным, но не единственным строителем российского государства. Его строили все народы и народности России - Другие субъекты Российской Федерации принимают уставы. Например, Устав города Москвы принят Московской городской Думой в 1995 г.

Известный западный политолог Г. Веттиг обращал внимание на важную роль "национатьного" (национализма) в политической культуре России, Он подчеркивал, что прежде под покровом советского тоталитаризма скрывалось национальное, которое представляло собой антиимперскую, партикулярную тенденцию. После распада СССР и всего социалистического лагеря национальное вышло наружу, на поверхность, стало во многих отношениях господствующим. Согласно Г. Веттигу, между национализмами западноевропейским и восточноевропейским имеется существенное различие. И различие это состоит в следующем.

Основные ценности современной политической культуры россиян

Современная политическая культура России в основном сформировалась в 90-е годы. По своей общей направленности она является переходной: от коллективистко-авторитарной к демократической. Политическая культура россиян носит сложный (сложно-составной) характер, представляет собой совокупность различных, в том числе противоречивых политических ценностей и ориентации: демократических, авторитарных, коллективистских, индивидуалистских, национально-патриотических и других. Что касается собственно идейно-политических ориентации, то здесь явственно просматривается отход от архаичной по своей сути самоидентификации по линии "коммунисты-демократы1 к политическому плюрализму: в российском обществе есть приверженцы всего спектра основных политических идей: - "левых" (лево-центристских) - многие сторонники Трудовой России, КПРФ и др.; - центристских - разделяющие программы ряда социалистических партий, Аграрной партии, части "Яблока" и др.; - центристско-правых (право-центристских) - многие сторонники "Единства", "Нашего дома России", "Отечества - Вся Россия" и др.; - правых - многие сторонники "Союза правых сил" и др; - преимущественно патриотических, националистических или монархических идеалов и ориентации .

Важную роль в формировании политического плюрализма в российском обществе сыграли следующие факторы: 1. Различные по своей политической направленности средства массовой информации (телевидение, радио, газеты); 2. Многопартийность (в Российской Федерации ныне действует около 100 политических партий); 3. Многопартийные выборы в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. и представительные органы власти 89 субъектов Российской Федерации, демократические выборы Президента России в 1991, 1996 и 2000 гг. (в 1996 г. участвовало десять кандидатов: Б.Н.Ельцин., Г.А.Зюганов, А.И.Лебедь, Г.АЛвлинский, В.Ф.Жириновский, С.Н.Федоров, М.С.Горбачев, М.Л.Шаккум, Ю.П.Власов и В.А.Брынцалов; в 2000 г. в президентских выборах в России участвовало одиннадцать кандидатов: В.В.Путин, Г.А.Зюганов, Г.А.Явлинский, А.М.Тулеев, В.В.Жириновский, К.А.Титов, Э.А.Памфилова, С.С.Говорухин, Ю.И.Скуратов, А.И.Подберезкин, У.А.Джабраилов 2); 4. Внешне - информационная открытость" общества и др. Существует дифференциация преобладающих политических ориентации по регионам России: "красного пояса" - большинство избирателей - сторонники "левых" или традиционалистских взглядов и идей, "демократического ареала", "центристского", "национально-протестного" и т.д. Сохраняются различия в политических приоритетах горожан - более "рыночные" и крестьян - более традиционные взгляды. Существенное влияние на растущую дифференциацию политических ориентации оказывает социальное, профессиональное и возрастное положение граждан, а также их национальность.

Учитывая все это политическая культура России может быть, определена и как фрагментарная, обладающая следующими признаками: наличием широкого спектра политических ценностей и взглядов, полюсов с различающимися, иногда - противоположными ценностными ориентациями; противостоянием и расколом между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората; серьезными различиями в политических приоритетах и ориентациях макрорегионов и всех субъектов Российской Федерации; противоречием между элитарной и массовой культурой; высокой местной и региональной лояльностью избирателей.

Авторы работы Технологии в политике и политическом управлении" в целом верно замечают, что "Скорее всего, в России преобладают смешанные типы политической культуры: патриархально-подданическая, поддан ическо-активистская и патриархально-активистская"

Для перехода от интегративной политической культуры советского образца к сложно-составной, фрагментарной культуре современной России потребовалось немного времени: с конца 80-х до середины 90-х годов. Для перехода от современной фрагментарной политической культуры к преимущественно демократической, интегративной потребуется более длительный исторический период, на протяжении которого в процессе политической социализации, население должно усвоить новые ценности и модели поведения в политики. Успех этого процесса во многом будет зависеть от способности российской власти преодолеть социальный и экономический кризис. В противном случае возможно возвращение к старой, интегративной политической культуре советского образца в рамках авторитарного политического режима.

Для современной политической культуры большинства россиян характерны такие черты, как стабильный интерес к политике во время выборов (ею интересуются около 70% населения) и пассивный (просто интересуются) в обычное время, хорошее по цивилизованным нормам участие в выборах центральных органов власти: президента, парламента, референдумах (участвуют от 60 до 75% всех зарегистрированных избирателей) , слабое участие (если нет политически обостренной ситуации) - в локальных и региональных выборах (от 20 до 40% избирателей).

В то же время в промежутках между выборами, россияне участвуют в политике в целом меньше, чем это принято на Западе. Однако, это не относится ко временам обострения политической ситуации, когда в течении одного дня в массовых движениях протеста могут участвовать сотни тысяч человек.

Вообще, для России - страны, находящейся в переходном состоянии, более характерны эпизодические массовые всплески или "взрывы" политической активности, чем постоянное широкое участие граждан в политических структурах, организациях и движениях. Они больше интересуются политикой, чем профессионально участвуют в ней. Так, в соответствии с результатами одного из опросов 69% жителей Москвы и Подмосковья проявляют постоянный интерес к политике. В то же время, согласно ВЦИОМ доля россиян "немного интересующихся политикой" и "не интересующихся политикой вовсе" составляла 32%. Всплески интереса к политике были зафиксированы в связи с парламентскими и президентскими выборами в 1995, 1996, 1999 и 2000 годах 5.

По данным Отдела социальной динамики Института социальнополитических иследований Российской Академии наук из 1657 опрошенных в середине 90-х годов только 7% горожан назвали себя "политически активными людьми", т.е. посещающими собрания политических пртий и движений, участвующими в организации и проведении выборных кампаний и т.п. Около трех четвертей (72%)охарактеризовали себя, как "пассивных наблюдателей за политической жизнью", 13% "не интересующихся политикой", 8% -"абсолютно не интересующихс яполитикой" .

Особенности современной электоральной культуры России

Неотъемлемой составной частью политической культуры общества является его электоральная культура. Она представляет собой сравнительно новую политологическую категорию и исследована в целом пока недостаточно. Электоральная культура - понятие более узкое, чем политическая культура избирателей. Если политическая культура избирателей включает в себя весь комплекс субъективных ориентации в отношении политики, то электоральная культура, как часть политической, включает в себя только те ориентации, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе. К ним могут быть отнесены: отношение к выборам, как форме политического поведения; партийную идентификацию; идентификация по отношению к лидерам и кандидатам; исходные или тематические ориентации (оценка политических событий).

Электоральная культура - это как бы пульсирующая часть политической культуры. Длительное время она находится в латентном, спящем состоянии и актуализируется в периоды избирательных кампаний. Важно подчеркнуть, что в электоральных ориентапиях и электоральном поведении проявляется политическая культура и её особенности, как национальное, так и региональные. Можно предположить, что в период избирательных кампаний политическая культура проявляется преимущественно как электоральная, но полностью они не совпадают. Политическая культура электората является структурным свойством политической системы, т.к. она структурирует и воспроизводит эту систему.

С другой стороны, политическая культура выступает как результат влияния политической и социальной системы на индивида или группу. Как часть общей культуры, она обеспечивает воспроизводство института выборов, который, в свою очередь, стандартизирует способы электорального поведения. Политическую культуру электората следует рассматривать в ее связях: - во-первых, с политической культурой общества, часть которой она является; - во-вторых, с политической системой, которая в пределах политико-правового пространства очерчивает соответствующие условия функционирования института выборов; - в-третьих, с институализацией выборов, т,к. на этот процесс оказывает особенное воздействие политическая культура электората; - в-четвертых, с деятельностью политических сил и их агентов, разрабатывающих избирательные и информационные технологии, а также с функционированием массовой коммуникации; - в-пятых, с политическим сознанием общества, политическими ориентациями и политическим поведением индивидов, т.к. политическая культура электората, являясь обобщающей характеристикой совокупности избирателей (включая и тех, кто претендует на выборах быть избранным), проявляется и в единичном - на уровне волеизъявления и политического выбора индивида.

Формирование ответственного отношения человека к политической деятельности возможно только при условии ввода его в ситуацию социального и жизненного выбора, но не наступает автоматически, более того, уже имеющееся ответственное отношение человека к политической деятельности может быть заглушено стечением неблагоприятных обстоятельств. Центральной проблемой электоральной культуры является анализ причин поведения ("голосования") электората. Рациональный избиратель (к числу нерациональных избирателей относится до 30% голосующих, определяющих свои позиции непосредственно перед голосованием) обычно преследует цель - достижение личного благополучия или выражения своей устоявшейся позиции. Он может выбирать между альтернативными средствами; например: 1,Участие в выборах с целью избрания эффективного правительства, что позволит создать условия (законодательные) для достижения личного благополучия; 2.Не участвовать в выборах, т.к. личное благополучие не зависит от их исхода; 3.Участвуя в выборах голосовать за партию или кандидата "А", "В", "С" и т.д., так как приход к власти кого-то из них создаёт более благоприятные условия для достижения личного благополучия.

В условиях переходного, транзитного периода, который переживает в настоящее время Россия, возможности рационального поведения избирателей резко ограничены, прежде всего, в связи с неспособностью власти обеспечить стабильный политический и общественный порядок. На альтернативный электоральный выбор россиян деформирующие влияние оказывает фрагментарный неравновесный характер политической культуры и кризисное состояние общественной ситуации. Кроме того, для рационального определения средств электорального поведения избиратели в процессе политической социализации должны приобрести навыки поиска и усвоения политической информации.

Американский политолог Ф, Конверс обращал внимание на то, что информированность населения относительно общественных дел во многих странах мира удивительно низкая. Существуют большие расхождения между содержанием информации, которую предлагают масс-медиа и тем, что усваивает общественное мнение. В ходе социологических опросов мотивация респондентов нередко направлена на то, чтобы скрыть невежество. Причем многие избиратели мучительно осознают свои информационные пробелы, тогда когда нужно высказать своё мнение по каким-то общественным вопросам.

Ещё хуже обстоит дело со способностью избирателей проявить сложившуюся концептуальную позицию по таким проблемам, как "свобода", "демократия", "равенство1 , "власть". Это объясняется тем, что политика находиться на периферии интересов многих людей, а также ограничениями, которые устанавливает уровень образования.

Похожие диссертации на Особенности современной политической и электоральной культуры России