Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Зияд Захер Един

Исламская концепция борьбы с международным терроризмом
<
Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом Исламская концепция борьбы с международным терроризмом
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зияд Захер Един. Исламская концепция борьбы с международным терроризмом : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Зияд Захер Един; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/622

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ» 13

1.1. Определения понятия «международный терроризм» в универсальных источниках международного права 13

1.2. Исламская концепция определения международного терроризма 39

1.3. Понятие терроризма в учениях исламских богословских течений и в трактовке современных ученых-богословов 62

ГЛАВА II. ТЕРРОРИЗМ КАК ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ С ПОЗИЦИЙ ИСЛАМА 80

2.1. Терроризм как преступное деяние, квалифицируемое в конвенциях ОИК, ЛАГ и по национальному законодательству арабских государств 81

2.2. Анализ национального законодательства арабских государств по борьбе с терроризмом 92

ГЛАВА III. СФЕРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ 98

3.1. Исламский подход к дифференциации вооруженной борьбы за осуществление права на самоопределение и против международного терроризма 98

3.2. Сферы сотрудничества исламских государств, направленного на предотвращение и борьбу с террористическими актами, в соответствии с конвенциями ОИК и ЛАГ ПО

3.3. Национально-правовые средства арабских государств по борьбе с терроризмом 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. На

современном этапе развития цивилизации терроризм по-прежнему является одной из самых серьезных угроз миропорядку и международной безопасности . Мировое сообщество решительно осуждает эту «социальную чуму» XXI века во всех ее формах и проявлениях. На Всемирном саммите 2005 г. государства-члены Организации Объединенных Наций впервые объединились, чтобы решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он бы не осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.

Как было подчеркнуто в Заявлении по борьбе с терроризмом на Встрече глав государств и правительств «G 8» (8 — 10 июля 2009 г., Италия, Аквила), любые террористические акты, где бы и кем бы они ни совершались, носят преступный, негуманный характер и не имеют никакого оправдания, независимо от мотивов, в особенности, когда они беспорядочно поражают и наносят вред мирному населению. В частности, вызывают отвращение взрывы бомб террористами-смертниками, в том числе вербовка молодежи и неимущих для осуществления этих преступных акций, а также похищение людей и взятие их в заложники. Лидеры ведущих держав мира уверены в том, что действительно искоренить международный терроризм можно только на основе многоплановых, коллективных и согласованных усилий как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, особенно в сферах обмена информацией и наращивания потенциала. В этом деле ключевую роль должна сыграть ООН, обладающая уникальными возможностями для формирования всеобщего консенсуса в сфере борьбы с терроризмом. Подчеркивая огромную важность уголовного преследования террористов, участники Встречи выразили свое твердое убеждение в том, что в долгосрочной перспективе наиболее эффективным ответом на преступную стратегию террористических организаций остается поощрение демократии, основных прав и свобод человека, верховенства права и равноправных социальных условий. Необходимо и впредь пропагандировать культуру диалога цивилизаций, активное участие и уважение разнообразия, особенно среди поколения молодежи, что представляет собой наиболее эффективные

1 См.: Резолюция 1373, принятая Советом Безопасности ООН на его 4385-м заседании, 28 сентября 2001 г.

ответные меры по противодействию тем, кто разжигает ненависть, преследуя насильственные цели2.

В рамках фундаментального изучения явления международного терроризма и в связи с возникающими нередко неясностями, приводящими к искажению его сущности3, а также глубокой заинтересованностью мирового сообщества в полной и скорейшей ликвидации этого крайне опасного социального зла современности, были разработаны и приняты универсальные и региональные соглашения, внутригосударственные законодательные акты, направленные на борьбу против терроризма во всех его проявлениях.

Ислам как мировая религия был и остается заинтересованным в разъяснении своей, казалось бы, четко выраженной позиции в осуждении терроризма, а также в поиске действенных механизмов, способных эффективно бороться с ним. Согласно исламской доктрине (при проведении соответствующих исследований в целях написания фундаментальных и объективных научных работ в этой сфере) необходимо четкое и ясное освещение истинной исламской позиции по отношению к терроризму, а также к принятию тех решений и соответствующих мер, которые должны ему противостоять, содействовать его изоляции и ликвидации его катастрофических последствий.

Такая позиция, однако, не ограничивается тем, чтобы только развеять сомнения, подозрения и лживые инсинуации вокруг ислама. Она также должна содействовать разъяснению позиции и объяснению правды и миссии мирной и толерантной исламской религии.

Под эгидой ООН предпринимаются различные инициативы в целях поощрения диалога, терпимости и понимания между цивилизациями, культурами, религиями, а также взаимного уважения и предотвращения дефомации религии, религиозных ценностей, убеждений и культур. По инициативе Генерального секретаря ООН на повестке дня стоит задача создать Альянс цивилизаций.

Автор настоящего диссертационного исследования стремился руководствоваться теми критериями, которые позволяют отчетливо устанавливать не только причины появления международного терроризма, но и определять факторы, препятствующие международному сообществу вести консолидированную и эффективную борьбу с ним.

2 См.: Встреча глав государств и правительств «Группы восьми». Италия, Аквила. 8 — 10 июля 2009 г.
Заявление по борьбе с терроризмом (перевод с английского) // (по состоянию на 15 июля
2009 г.).

3 В качестве яркого примера справедливости данного тезиса можно привести статью российского правоведа
М. Куршева. См.: Куршев М. Стратегия борьбы против международного исламского терроризма //
Уголовное право. 2007. № 3. С. 132 - 136.

Сложная ситуация в рассматриваемом вопросе усугубляется тем обстоятельством, что в последнее время некоторыми радикальными движениями был осуществлен ряд террористических актов, которые сопровождались попыткой связать их реализацию с мусульманской верой. При этом некоторые арабские государства были объектами так называемых «упреждающих войн» под предлогом борьбы с терроризмом. Кроме того, все отчетливее проявилась неспособность или нежелание ряда ведущих государств мира активно участвовать в процессе выработки согласованного универсального определения понятия «международный терроризм».

Любые попытки увязать терроризм с какой-либо религией, культурой или этнической группой должны быть отвергнуты, поскольку не существует религий или признанной религиозной доктрины, которые бы поощряли или вдохновляли терроризм.

В последние годы арабские и другие исламские государства принимают заинтересованное и активное участие в процессе консолидации усилий мирового сообщества, направленных на борьбу с международным терроризмом. Ими заключен ряд соответствующих соглашений в данной области, приняты региональные конвенции и национальные законы, а также внесены надлежащие изменения в свои внутригосударственные законодательства в целях ужесточения наказания за террористические преступления.

В 2005 году постоянный представитель Египта при ООН выступил с инициативой созыва международной конференции высокого уровня для разработки совместной стратегии мирового сообщества в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Данная инициатива была поддержана Организацией Исламская конференция и Лигой Арабских государств.

Сложившаяся ситуация в данной сфере позволяет исламским правоведам утверждать, что беспристрастное раскрытие точки зрения, отражающей концептуальную направленность исламской религии, реально будет

4 Как отмечает в данной связи И.В. Рыжов, «Наибольшую угрозу сегодня представляют
террористические течения радикального ислама. Во-первых, террористические организации этого
направления превосходят по численности все другие организации, во-вторых, они чаще, чем другие
кооперируют свою деятельность, в-третьих, их действия отличаются особой жестокостью и
хладнокровностью. Это в достаточной степени подтверждают всем известные события в США 11
сентября 2001 г., в Беслане в начале сентября 2004 г., серии терактов на Ближнем Востоке (Израиль,
Саудовская Аравия, Иордания, Ливан, Ирак) и в Европе (Великобритания, Испания). См.: Рыжов В.И.
Некоторые особенности антитеррористической деятельности государства Израиль // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения. Политология.
Регионоведение. 2007. № 2. С. 273.

5 Россия в этом отношении занимает активную позицию. По ее предложению была принята Конвенция по
борьбе с ядерным терроризмом 2005 г.

содействовать сближению цивилизаций по этой сложной проблематике. Такая точка зрения отражает желание продемонстрировать, что это преступное явление в современном мире является объектом совместной борьбы всех людей, консенсусом доброй воли на Земле6.

Резкое учащение террористических актов и их катастрофические последствия в мировом масштабе ставят перед международным сообществом ряд весьма важных и принципиальных вопросов:

- есть ли строго научное определение понятия «терроризм»?

соответствует ли лингвистическая семантика этого понятия его терминологическому смыслу?

в каких случаях терроризм приобретает международный характер, и, следовательно, становится объектом борьбы мирового сообщества, в том числе при помощи международного права?

С точки зрения автора настоящего диссертационного исследования, приведенные вопросы, в принципе, являются основными вопросами доктрины международного права в части, касающейся международного терроризма. Кроме того, они должны быть постоянно в фокусе внимания ООН, призванной быть центром консолидации и координации усилий государств-членов Организации, направленных на борьбу с международным терроризмом.

В этом контексте исследование исламской концепции борьбы с международным терроризмом, по мнению диссертанта, приобретает важное теоретическое и практическое значение для современного международного права, призванного адекватно противостоять международному терроризму.

Степень научной разработанности темы. Поскольку на исламский подход к пониманию борьбы с международным терроризмом в определенной степени оказало влияние современное международное право, в настоящей диссертации учитывались работы, посвященные общим международно-правовым проблемам предотвращения и борьбы с международным терроризмом7.

В концептуальном плане содержание диссертации опирается на доктринальные подходы, разработанные в научных трудах советских/российских, арабских и западных ученых-правоведов. Среди отечественных исследователей в первую очередь следует назвать таких,

6См.: Абдуррахман ибн Муалла Аллуагаек. Экстремизм в религии. Эр-Рияд: Издательство «Эр-Рияд», 2002 (на араб.).

7 Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002; Саркисян М.А. Международный терроризм как преступное деяние по международному праву. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2003; Мардоян А.В. Терроризм как международное преступление. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2007.

как: К.А. Бекяшев, И.П. Блищенко, А.Г. Волеводз, Л.Н. Галенская, Г.П. Жуков, Р.А. Каламкарян, А.Я. Капустин, И.И. Карпец, Ю.М. Колосов, Н.И. Костенко, И.И. Лукашук, Е.Г. Ляхов, А.В. Мардоян, А.Б. Мезяев, Л.А. Моджорян, А.А. Моисеев, Г.И. Муромцев, К.С. Родионов, А.Н. Трайнин, И.Л. Трунов, К.П. Ольховский, СВ. Черниченко и др.

Весьма полезными для диссертанта оказались работы российских ученых Н.В. Жданова и А.В. Малашенко, посвященные раскрытию исламской концепции и альтернативы миропорядка, в которых определенное внимание уделено проблеме исламского понимания сущности международного

терроризма и борьбы с ним .

Среди западных авторов, специализирующихся в рассматриваемой тематике, следует, прежде всего, назвать К. Амбоса (К. Ambos), Ф. Аттари (F. Attari), М. Шерифа Бассуани (М. Cherif Bassiouni), Л. Гордоцки (Gordotski), И. Мейо (І. Меуо), Й. Фровейна (I. Frowayn), А. Кассесе (А. Cassese), Я. Динштейна (J. Dinstain), Р. Янга (R. Young), М. Шарфа (М. Scharf) и др.

Говоря о работах исламских, включая и арабских, правоведов, посвященных проблематике международного терроризма, необходимо отметить, что в них рассматривались отдельные аспекты, такие, как:

терроризм в контексте арабских международных отношений ; экстремизм и

ю ^ и

религия ; психологическая воина и начала ислама ; различные вопросы,

связанные с вооруженным насилием и его юридической оценкой с позиций

мусульманского права, в том числе, исследование пределов обвинения между

шариатом и законом12 и др.

Вместе с тем, не только в российской и западной, но и в арабской

доктрине международного права отсутствует комплексный и всесторонний

анализ исламской концепции борьбы с международным терроризмом, что

придает особую актуальность теме настоящего диссертационного

исследования.

8 См. подробнее: Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Междунар. отношения, 2003;
Малашенко А.В. Исламская альтернативам исламистский проект. М.: Изд-во «Весь Мир», 2006.

9 Мохаимед Хафез Ганем. Арабские международные отношения. Каир: Египетская библиотека, 1997 (на
араб.).

10 Абдуррахмаи ибн Муалла Аллуайхек. Экстремизм и религия. Эр-Рияд, 2002 (на араб.).

11 Мохаимед Аль-Мухаллаф. Психологическая война и начала ислама. Эр-Рияд: Издательство «Мир книг»,
1997 (на араб.).

12 Шейх Мохаимед Махди Шаисуддин. Правоведение вооруженного насилия в исламе. Багдад: Центр
исследований «Философия религии», 2004 (на араб.); Абдуль Ваххаб Аль-Харари. Предел обвинения между
шариатом и законом. Триполи: Издательство «Аль-Джамахирия», 2003 (на араб.); Хасан Аль-Бадрави.
Борьба между законом силы и силой закона. Каир: Библиотека «Аль-Ахрам», 1998 (на араб.).

Объектом диссертационного исследования выступает исламская концепция борьбы с международным терроризмом, находящая свое выражение в национальных законодательствах арабских и других исламских государств, богословских и доктринальных учениях, государственной политике ряда арабских стран и в международно-правовых актах регионального характера.

Предметом исследования настоящей диссертации являются доктринальные подходы исламских (включая арабских) правоведов к пониманию международного терроризма и борьбы с ним; мусульманское право, опирающиеся на каноны исламского шариата, зафиксированные в Коране и Сунне, а также законодательство и национально-правовые средства ряда арабских стран (Туниса, Сирии, Египта, Иордании, Алжира), специально выработанные для борьбы с терроризмом.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем исследовании проблем, связанных со спецификой понимания борьбы против международного терроризма с позиций ислама, а также с выработкой универсального и общепринятого определения понятия «терроризм».

Такая цель предопределяет решение следующих задач:

- подвергнуть анализу отдельные элементы дефиниций международного
терроризма, зафиксированные в универсальных международных конвенциях
и актах международных межправительственных организаций, в целях
установления общих черт для последующей типизации;

- изучить доктринальные подходы советских/российских и западных ученых-правоведов к этой проблематике в целях сравнения их с подходом исламских правоведов;

выявить и исследовать теоретические основы и ключевые составляющие исламской концепции определения международного терроризма;

установить сущностные черты исламского подхода к дифференциации вооруженной борьбы за осуществление права народов на самоопределение и против международного терроризма;

выделить и дать правовую характеристику сферам сотрудничества исламских (включая арабских) государств, направленного на предотвращение и борьбу с террористическими актами, в соответствии с конвенциями ОИК и ЛАГ;

проанализировать национальные законодательства и национально-правовые средства исламских (включая арабских) государств, направленные на борьбу с террористическими актами;

- исследовать обязательства исламских, прежде всего, арабских
государств, взятых ими на себя, в сфере борьбы с терроризмом в рамках
конвенций ОИК И ЛАГ;

выявить возможные направления для решения проблемы выработки и принятия мировым сообществом универсального (общепризнанного) определения понятия «международный терроризм», включая разработку (наряду с индийским проектом Конвенции) Всеобщей конвенции по борьбе с международным терроризмом;

установить основные признаки, характеризующие терроризм в качестве международного преступления, подпадающего под юрисдикцию международного органа уголовного правосудия.

Методология диссертационного исследования. В процессе написания
диссертации были применены диалектический, логический,

функциональный, системный, исторический и другие общенаучные методы познания.

Нормативные акты и иные источники, использованные при написании диссертации. Нормативную базу диссертации составили Устав ООН, соответствующие резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, универсальные и региональные международные договоры (главным образом, антитеррористические конвенции ОИК И ЛАГ), материалы Специального комитета ООН по вопросам международного терроризма, Статут Международного Уголовного Суда (МУС), материалы Комиссии международного права и договорных органов по правам человека системы ООН.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым комплексным исследованием проблемы понимания борьбы с международным терроризмом с позиций ислама в российской, западной и арабской доктринах международного права.

Впервые исследованы доктринальные подходы исламских (включая арабских) правоведов к пониманию международного терроризма и борьбы с ним, составляющие теоретические основы исламской концепции, органично включающей в себя определения понятия «терроризм», которые содержатся в учениях исламских богословских течений, антитеррористических конвенциях ОИК и ЛАГ, законодательных актах арабских государств.

Впервые в российской правовой доктрине проведен комплексный и сравнительный анализ законодательства и национально-правовых средств Туниса, Сирии, Египта, Иордании, Алжира, направленных на борьбу с международным терроризмом.

В научный оборот российской международно-правовой науки вводятся новые работы ведущих арабских ученых, посвященных различным вопросам и проблемам исследования международного терроризма, среди которых, прежде всего, следует назвать таких, как: Мохаммед Азиз Шукри13; Абдуль-Азизи Мохаммед Мухаймер Абдуль-Хади14; Мохаммед Муунес Мухиб Аддин15; Хайсам Ахмед Аннасери16 и др.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Научно обосновывается необходимость завершения процесса
выработки в рамках ООН Всеобщей конвенции по борьбе с международным
терроризмом. По мнению автора, существующий индийский проект
Конвенции в целом является хорошей основой для выработки
окончательного варианта (за исключением некоторых принципиальных
вопросов в подходах западных и исламских, включая арабских, государств).

2. На основе анализа положений Устава ООН (прежде всего, глав VI, VII
и VIII) выдвигается тезис, согласно которому Организация Объединенных
Наций должна рассматриваться в качестве единственного форума, под
эгидой которого должна вестись разработка Всеобщей конвенции по борьбе с
международным терроризмом. Данный тезис, по убеждению автора,
полностью укладывается в рамки исламской концепции борьбы с
международным терроризмом.

  1. Хотя военные преступления охватывают и террористические акты, совершенные во время вооруженных конфликтов, и, следовательно, подпадают под юрисдикцию МУС, тем не менее, автор считает необходимым квалифицировать этот вид преступлений в качестве особого вида международного преступления и подумать о модели, которая позволила бы органам международного уголовного правосудия охватить все акты международного терроризма, совершенные как в мирное, так и в военное время, и тем самым обеспечить соблюдение принципа неотвратимости наказания за такие международные террористические акты.

  2. Автором показано, что многие наработки российских и западных авторов по теме настоящей диссертации совпадают с исследовательским

13 Мохаммед Азиз Шукри. Международный терроризм. Действующее юридическое исследование. Бейрут:
Издательство «Аль-Ильм лильмалаиин», 1991 (на араб.).

14 Абдуль-Азизи Мохаммед Мухаймер Абдуль-Хади. Международный терроризм. Каир: Издательство
«Аннахда Аль-Арабие», 2002 (на араб.).

15 Мохаммед Муунес Мухиб Аддин. Терроризм в уголовном кодексе. Каир: Факультет права Университета
Аль-Мансура, 1993 (на араб.).

16 Хайсам Ахмед Аннасери. Похищение самолетов. Исследование международного права. Бейрут., 1998 (на
араб.).

подходом исламских (включая арабских) правоведов, что, по его мнению, в значительной степени облегчает выработку Всеобщей конвенции по борьбе с международным терроризмом.

5. Тем не менее, выявленный автором исламский подход к этой
проблематике, позволяет показать специфику исламской концепции борьбы с
международным терроризмом, выражающуюся, главным образом:

а) в дифференциации различных видов терроризма:

международный терроризм;

государственный терроризм;

политический терроризм;

б) в том, что национально-освободительные движения категорически
исключаются из перечня преступлений международного терроризма (с точки
зрения исламского подхода, это считается правомерным применением силы).

6. По убеждению автора, исламский подход является своеобразным
«тормозом» в процессе выработки Всеобщей конвенции по борьбе с
международным терроризмом и может быть серьезным препятствием в
данном деле до тех пор, пока не будут преодолены принципиальные
разногласия по основным концептуальным аспектам предмета исследования.
В этой связи диссертант предлагает созвать под эгидой Специального
комитета ООН по вопросам международного терроризма и Совета
Безопасности ООН представительную международную научную
конференцию по согласованию концептуальных подходов (в контексте
диалога цивилизаций) для преодоления принципиальных разногласий по
ключевым аспектам борьбы с международным терроризмом.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре международного права Российского университета дружбы народов. Основные положения исследования нашли отражение в научных работах, опубликованных автором.

Практическая значимость результатов диссертационного
исследования
определяется существенной актуальностью поднятых проблем
и заключается, по мнению диссертанта, в том, что материалы настоящей
работы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения
вопросов, связанных с международным терроризмом, повышением
эффективности борьбы государств, направленной против этого

социального зла. Кроме того, результаты исследования могут быть весьма полезными в контексте разработки Всеобщей конвенции о запрещении всех форм терроризма.

Содержащиеся в диссертации научные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании международного законодательства (в процессе подготовки или пересмотра соответствующих антитеррористических международных соглашений). Они также представляют определенный интерес для практических работников внешнеполитических министерств и ведомств, и могут быть использованы, в частности, в деятельности МИД Сирии, а также в целях совершенствования действующего уголовного законодательства арабских государств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, библиографии.

Определения понятия «международный терроризм» в универсальных источниках международного права

Известно, что проблема международного терроризма вызывала озабоченность многих государств еще во времена Лиги Наций. В 1937 году под эгидой Лиги Наций была предпринята первая масштабная многосторонняя попытка выработки и принятия международного документа: была подготовлена Конвенция о пресечении терроризма и наказания за него. Однако указанная Конвенция так и не вступила в силу, и лишь после создания ООН были опять активизированы усилия мирового сообщества, ориентированные на то, чтобы поставить эффективный правовой барьер на пути расползания этого зля по планете17.

Необходимо подчеркнуть, что вопросам разработки и реализации мер по борьбе с международным терроризмом ООН, в особенности ее Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, постоянно уделяла (и уделяет) пристальное и неослабное внимание18.

На первоначальной стадии предметом международных документов, принятых под эгидой ООН, стали следующие вопросы:

- террористические акты, направленные против конкретной категории лиц;

- захват заложников;

- использование определенных веществ или устройств для террористических целей;

- недопущение финансовой и другой подпитки террористической деятельности19.

В настоящее время видение всего спектра проблем, связанных с борьбой против международного терроризма, расширено. В докладе Генерального секретаря ООН «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» выделены ключевые элементы такой стратегии: убеждать людей в необходимости отказаться от терроризма или его поддержки; лишить террористов доступа к средствам для совершения нападения; предотвратить поддержку терроризма государствами; укреплять возможности государств по искоренению терроризма; и защищать права человека20.

Следует подчеркнуть, что понятие международного терроризма пытались (и пытаются) выработать российские и зарубежные ученые и специалисты. Существуют несколько подходов. Первый подход состоит в применении строго юридических критериев в процессе разработки определения терроризма как международного преступления. Зарубежные правоведы, обычно, делают акцент на политической составляющей терроризма. Безусловно, такая составляющая важна и она требует постоянного учета и должной оценки. Но в условиях отсутствия в международном уголовном праве универсального (общепризнанного) понятия политического преступления политизированный подход ведет к затемнению уголовно-правовой сущности деяния. Убийство одиннадцати израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде в сентябре того же года заставили Генеральную Ассамблею ООН впервые более внимательно заняться проблемой терроризма22. Консенсус в отношении этого вопроса не был достигнут в силу того, что ряд государств поддерживали идею возможности использовании терроризма для достижения политических целей23. Кроме того, ООН на институциональном уровне поддерживала право народов на самоопределение, что несколько затрудняло всесторонний подход к терроризму: государства, заинтересованные в национально-освободительных движениях, стремились исключить деяния, совершаемые в их ходе, из совокупности составляющих понятия «терроризм» . Свою лепту в клубок противоречий, сопряженных с проблемой выработки универсального определения терроризма внесла общая поляризация мира на Запад, Восточный блок и не связанные с ними государства.

Другие попытки найти консолидированный и ясный подход в рассматриваемой сфере также не увенчались успехом. В 1972 г. Генеральная Ассамблея создала ad hoc Комитет по терроризму, но проводимые в его рамках дебаты не привели к существенному прогрессу. Работа этого Комитета была приостановлена в период с 1973 по 1976 г., в течение которого ответственность за деятельность по проблемам терроризма была возложена на Комитет по правовым вопросам (6-й комитет Генеральной Ассамблеи ООН).

Следует отметить, что недостатка в проектах соответствующих конвенций антитеррористической направленности в рамках Генеральной Ассамблее ООН не было. Так, например, США предложили проект Конвенции о предотвращении и наказании некоторых актов международного терроризма. Однако она не содержала в себе определение терроризма и при этом обязывала государства квалифицировать в качестве преступлений террористические деяния «международного значения»25. Последние характеризовались как деяния, совершенные в целях «нанести вред интересам или приобрести привилегии от государства или международной организации», включавшие неправомерное убийство, нанесение серьезных телесных повреждений, или похищение лица, которые «совершены не со стороны и не в отношении члена вооруженных сил государства в ходе военных действий», и носят умышленный характер .

Исключительная важность национально-освободительных движений и солидарность с ними относительно недавно обретших свободу государств в значительной степени оказали влияние на процесс разработки и принятия аналогичных конвенций.

Терроризм как преступное деяние, квалифицируемое в конвенциях ОИК, ЛАГ и по национальному законодательству арабских государств

Конвенция ОИК состоит из 42 статьей в четырех частях, а сам текст исходит из настоящей конвенции и ее основ, заключающихся в соблюдении указания исламского шариата, которые отрицают все формы насилия, террора и экстремизма, и призывает к защите прав человека и соблюдения религиозных принципов и высокой морали, в особенности положения исламского шариата и человеческого наследия исламской нации, а также принципов международного права и Устав ООН и ее решения, связанные с мероприятиями, имеющими цели ликвидации международного терроризма во всех его формах и проявлениях и уничтожить его цели и причины, направленные против жизни людей и их имущества.

Исламские страны, желая укрепить взаимное сотрудничество для борьбы с этим явлением, угрожающим безопасности исламских государств, их стабильности и жизненных интересов, и, веря в то, что террор является опасным нарушением прав человека, в особенности право на жизнь и право на свободу и безопасность, его нельзя оправдать никаким образом, утверждая в то же самое время, законное право народов в борьбе против иностранной оккупации, против империализма и расизма различными способами, в том числе вооруженной борьбой ради освобождения, получения права на самоопределение и независимости, в соответствии с принципами международного права и Устава ООН. Указанная Конвенция исходит из записанных положений норм международного поведения членов Организации Исламской Конференции для борьбы с международным терроризмом .

Первая часть Конвенции содержит определения и общие положения. Статья содержит дефиниции понятий «террор» и «террористическое преступление», а также некоторые цитаты из международных соглашений, в которых указываются некоторые террористические преступления.

Статья 2 исключает случаи борьбы народов, в том числе, вооруженную борьбу против оккупации, из числа террористических преступлений, а также считает что, некоторые преступления, указанные во второй статье, являются террористическими преступлениями, даже если их мотивы были политическими.

Вторая часть Конвенции посвящена исламскому сотрудничеству в судебных и безопасных сферах, для борьбы с терроризмом. В сфере безопасности, государства обязались не проводить, или начинать или участвовать в любой форме в организации или финансировании, или совершении, или подстрекательстве к совершению террористических актов или их поддержку прямо или косвенно (Ст. 2). Конвенция ОИК для борьбы с терроризмом - вторая статья. Вторая часть конвенции содержит также, некоторые мероприятия, которые можно проводить для предотвращения совершения террористических преступлений, такие как не превращение территории стран в театр планирования, или организации, или исполнения, а также запрет на проникновение террористических элементов, их прием и проживание на своей территории, или их тренировку, обучение и тому подобное.

Исламский подход к дифференциации вооруженной борьбы за осуществление права на самоопределение и против международного терроризма

По мнению исламских правоведов, право народов на самоопределение означает суверенную власть каждого народа в выборе пути собственного развития без внешнего вмешательства170.

История становления данного права относится к далеким временам, когда оно стало злободневной темой в речах мыслителей и одним из важнейших лозунгов французской революции в конце XVIII века. Лидеры французской революции объявляли о готовности поддерживать народы, устремленные к приобретению своего права на самоопределение .

Право на самоопределение получило свое отражение в известных 14 пунктах президента США Вудро Вильсона, которые содержали планы мирового устройства после окончания Первой мировой войны. Большевистское правительство России закрепило данное право на уровне Декрета о мире (1917 г.), а лидер Советской власти В. Ленин провозгласил его в отношении всех освободительных движений. Тем менее, в учредительном акте международной организации, в Статуте Лиги Наций, право на самоопределение не получило отражение .

Право на самоопределение стало объектом внимания многих форумов, проведенных во время Второй мировой войны. Оно нашло, в частности, отражение в Атлантической хартии, подписанной 14 августа 1941 г. лидерами США и Великобритании.

В первый раз принцип самоопределения народов упоминается в контексте целей ООН. В пункте 2 ст. 1 Устава ООН зафиксировано: «Развивать дружественные отношения между нациями и на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира». Другой раз оно упоминается в ст. 55 Устава ООН, которая, в частности, гласит: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов», ООН содействует: повышению условия жизни населения, разрешению международных проблем и всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Глава XI («Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий»), гл. XII («Международная система опеки») и гл. XIII («Совет по опеке») проникнуты духом права на самоопределение несамоуправляющих территорий, подпадающих под системы опеки. Например, ст. 76 Устава ООН гласит, что основные задачи системы опеки состоят в том, чтобы «способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территории под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея ввиду свободно выраженное желание этих народов».

Основываясь на этих уставных положениях, ООН сыграла решающую роль в ликвидации колониализма, заботясь о независимости подопечных территорий. 14 декабря 1960 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила знаменитую Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой была подтверждена необходимость скорейшей ликвидации колониализма во всех его формах и проявлениях. Хотя данная Декларация была принята на уровне резолюции ГА ООН, и, следовательно, она не имела обязательной силы, тем не менее, данный документ имел большую политическую силу. Более того, некоторые специалисты считают, что ее положения детализируют положения Устава ООН применительно к целям системы опеки. Впоследствии, 27 ноября 1961 г. был создан Комитет ООН о предоставлении независимости колониальных стран и народов, который непосредственно следил за процессом деколонизации.

К десятой годовщине Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Генеральная Ассамблея ООН приняла Программу действий, по осуществлению целей Декларации, считая продолжение колонизации со всеми его формами и проявлениями международным преступлением, подрывающим основы современного международного права. 1 Данная Декларация призвала государства индивидуально и совместно добиваться осуществления принципа равноправия и права на самоопределение в соответствии с Уставом ООН. В обязанности государств вменялось содействие ООН для выполнения положений системы опеки. Декларация также призывала государства отказаться от использования силы в отношении народов, находящихся под их контролем, осуществляющих право на самоопределение, в том числе в виде достижения независимости. При этом государства обязаны оказывать помощь народам, добивающимся независимости на основе права на самоопределение.2

12 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию (№ 3013), закрепляющую основные принципы, регулирующие поведение освободительных движений против колониального и иностранного господства и расистских режимов.

В ней, в частности, подчеркивалось, что любые действия со стороны наемников колониальных и расистских режимов против национально-освободительных действий, борющихся за свою свободу и независимость от колониального ига и иностранного господства, квалифицируются в качестве преступных и наказуемых деяний.

Похожие диссертации на Исламская концепция борьбы с международным терроризмом