Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО Жданов, Владимир Анатольевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданов, Владимир Анатольевич. Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Жданов Владимир Анатольевич; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина].- Москва, 2013.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-12/182

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Данная тема приобретает актуальность в связи с конкретными потребностями и масштабами современного экономического оборота: во Всемирной торговой организации (ВТО) 159 участников, в том числе с 22 августа 2012 года также и Российская Федерация. Стремительное развитие международной торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения, сформировавшейся в ХХ в. одновременно с появлением принципиально нового в истории человечества объекта, поставило перед участвующими сторонами – от частных лиц до целых государств – сложные и на сегодня далеко еще не решенные проблемы.

В середине XIX – начале ХХ веков результаты интеллектуального труда стали отвечать многим признакам обычных товаров. Технические средства использования произведений и область применения результатов интеллектуальной деятельности в промышленности перестали ограничиваться территориями отдельных стран, расширились коммерческие рынки. Возникла насущная необходимость в преодолении территориального характера и межгосударственном регулировании всей сферы использования и охраны исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

В настоящее время экономики всех развитых и многих развивающихся стран напрямую зависят от регулирования использования и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Значимость данной сферы торговли, а соответственно и ее правового регулирования, сегодня приобрела общенациональный и межнациональный, то есть международный масштаб. Например, в структуре экономики США те области, которые особенно зависят от данного регулирования (называемые IP-Intensive), занимают более 70%. А доход этой страны от внешней торговли только в сфере аудиовизуальных произведений ежегодно превышает десятки миллиардов долларов.

Таким образом, в современных условиях именно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию настоятельно требуется теоретический анализ не только юридического содержания и современного уровня регламентации использования аудиовизуальных произведений в странах-участницах ВТО, но и практика правоприменения соответствующих норм.

Для согласования имеющихся правовых основ регулирования международного сотрудничества в сфере торговли аудиовизуальными произведениями со сложившимися в пределах ВТО нормами (и, что не менее важно, практикой) Российская Федерация должна обладать четкой концепцией собственного дальнейшего развития в этой области. Внесение принципиальных изменений в законодательство, предназначенное для регламентации торговли правами на аудиовизуальные произведения и связанными с ними услугами, может базироваться лишь на фундаментальном изучении истории вопроса и объективной оценке сложившегося на сегодняшний день положения вещей, которое нельзя признать вполне удовлетворительным. Современная нормативная и теоретическая база в этой области правового регулирования достаточно основательна, однако не обладает всем потенциалом для решения многочисленных практических вопросов, составляющих смысл торговли правами именно на аудиовизуальные произведения в силу их специфики и особого места как среди других объектов авторского и смежных прав, так и среди прочих объектов международной торговли. В настоящее время даже в наиболее распространенных действующих международных договорах не существует единства в определении самого понятия «аудиовизуальное произведение».

Соответственно и способы использования аудиовизуальных произведений, то есть непосредственные рамки для конкретных международно-торговых сделок, не определяются исчерпывающим образом ни в национальном законодательстве отдельных стран, ни тем более в международных договорах. Нормы, закрепленные в международных актах, и в первую очередь в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г., относящиеся к основным имущественным правам на произведение, уже не могут охватить все многообразие технических возможностей использования произведений и, следовательно, прав на таковые. Очевидно, что благодаря техническому прогрессу число способов их использования будет увеличиваться, а за счет этого увеличится и разрыв между нормативной регламентацией и практикой торговли. Исходя из этого, необходимость систематизации накопленного государствами-участниками ВТО опыта в рамках процедур Органа по разрешению споров ВТО в исследуемой области и формулирование подходов для преодоления данных проблем представляются особенно актуальными.

Степень разработанности темы исследования. Общие и частные вопросы регулирования международной торговли, как и международно-правовые аспекты охраны авторских прав, рассматриваются и в фундаментальных трудах зарубежных и отечественных правоведов, и в научно-теоретических сборниках, и в профессиональных периодических изданиях. Учитывая вклад отечественной и зарубежной международно-правовой науки и признавая ее достижения, нужно отметить, что непосредственно проблемы, обусловленные темой диссертации, в центре внимания которой стоят аудиовизуальные произведения, затрагиваются исследователями лишь частично, к тому же только в некоторых работах.

Международно-правовой аспект представлен работами М.М. Богуславского, М.Н. Кузнецова, Ю.Г. Матвеева, В.П. Талимончик, В.П. Шатрова. Однако в силу объективных причин эти ученые не уделяли достаточно внимания конкретному направлению в исследовании проблемы – специфическому объекту интеллектуальной собственности и международной торговле в рамках системы ГАТТ/ВТО.

Работа «ВТО – торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность» под редакцией П.-Т. Штолля, Я. Буше и К. Аренд – представляет собой обширный и подробный комментарий Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПс). Исследование немецкого автора И. Нимана «Интеллектуальная собственность в конкурирующих положениях международных договоров. Соотношение ВОИС и ВТО/ТРИПС» (2006) характеризуется обилием фактов и научной точностью исследования, близкого к теме настоящей диссертации. В этом труде, однако, вопросы международной торговли в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются в общем плане, а описание конкретных объектов сознательно исключается из сферы внимания, что не дает возможности представить в полноте не только регулирование использования аудиовизуальных произведений, но и авторских прав в целом. Одним из основополагающих трудов о правах на аудиовизуальные произведения с учетом международного аспекта является книга финского ученого М. Салоканнеля «Права на объекты аудиовизуального производства. Сравнительное исследование», изданная в 1997 г.

Нельзя не упомянуть и ряд диссертаций, так или иначе связанных с отдельными сторонами предмета исследования. В частности, в диссертации Н.Г. Якубовой «Международно-правовое регулирование аудиовизуальных услуг связи в рамках ВТО» (2010) поставлен вопрос о регулировании особого подсектора услуг связи в праве ВТО. Однако в аналитической части работы не рассматривается его основа – аудиовизуальные произведения. Даже с учетом того, что автор ограничил тему своего исследования понятием «аудиовизуальные услуги связи», полноценное раскрытие данной проблемы с позиций права ВТО представляется неполным без анализа правовой природы аудиовизуальных произведений.

Исследования С.Е. Кружалова «Аудиовизуальное произведение как объект авторского права» (2002) и П.В. Фомичева «Основные авторские и смежные с ними правоотношения, возникающие при создании и использовании художественного фильма как частного случая аудиовизуального произведения» (2006) не касаются международно-правовых аспектов охраны, использования или обмена правами на аудиовизуальные произведения. Кроме того, внимание диссертантов сосредоточено исключительно на кино- и телефильмах. В диссертации А.В. Горчакова «Правовая природа формата аудиовизуального произведения» (2013) рассматривается принципиально новый, ранее неизвестный и сложный объект, а именно – формат аудиовизуального произведения и правоотношения, возникающие по поводу его создания и дальнейшего использования, но лишь в контексте национального законодательства Российской Федерации и без обращения к праву ВТО.

Таким образом, при всей очевидной актуальности проблемы, поставленной в предлагаемой диссертации, на сегодня можно констатировать ее недостаточную изученность в доктрине международного права.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является углубление разделов науки международного права, касающихся регулирования международной торговли и «права ВТО», на примере специфического объекта – торговли исключительными правами на аудиовизуальные произведения.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие непосредственные задачи диссертационного исследования:

- определение сущности, основных характеристик понятия «права ВТО» и оценка его современного состояния;

- анализ эволюции в становлении системы международно-правового регулирования международной торговли и системы международно-правового регулирования использования результатов творческой деятельности (с учетом различий подходов в рамках англо-саксонской и континентальной правовых систем);

- определение сущности, основных правовых характеристик аудиовизуального произведения и выявление коллизий и пробелов в системе международно-правового регулирования использования аудиовизуальных произведений в праве ВТО;

- анализ мер государств-участников ВТО в области охраны авторских прав и иных мер на предмет соответствия обязательствам, принятым в рамках права ВТО.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы, вынесенной в формулировку темы.

Впервые в российском правоведении в объеме диссертационного исследования предпринимается анализ международно-правового регулирования международной торговли в области исключительных прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО. Задача эта фактически не ставилась в исследованиях права ВТО, которые рассматривали регулирование международной торговли либо в контексте интеллектуальной собственности в целом, либо в контексте аудиовизуальных услуг. Многое нуждается в специальном анализе и в части практических аспектов регулирования международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения.

Впервые применен подход, при котором традиционно выделяемый в сфере интеллектуальной собственности (международного авторского права) объект рассмотрен комплексно и с точки зрения иных разделов права ВТО. Как правило, объекты международной торговли анализируются в рамках изучения какой-либо части международного торгового права (или чуть более узко – права ВТО). В настоящей работе используется иная модель: конкретный объект торговли рассматривается во всей полноте, без ограничения отдельным направлением в праве ВТО.

Для того чтобы сконцентрировать внимание на данном аспекте, который отличается принципиальной новизной, в диссертации совершена попытка решения целого ряда побочных по отношению к основному замыслу задач. Так, анализ, основанный на хронологических началах, и вытекающее из него сопоставление документов разных исторических периодов прояснили определенные закономерности, свойственные развитию правового регулирования международной торговли в целом. Ход исследования по принципу «от общего к частному» подсказал существенные выводы, непосредственно относящиеся к практике и, что еще важнее, перспективам регламентации торговли в изучаемой сфере.

Таким образом, в настоящей работе впервые проводится комплексный анализ международно-правового регулирования международной торговли правами на аудиовизуальные произведения с рассмотрением специфических норм по торговле товарами и услугами в контексте норм об авторских правах.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Теоретической основой настоящего исследования стала современная доктрина международного права – та, какой она складывается в трудах ведущих современных правоведов-международников. В процессе работы диссертант опирался на монографии, базовые исследования и учебники, в том числе и созданные коллективами авторов. В первую очередь следует назвать специалистов в общей теории и истории международного права: это Р.Л. Бобров, О.В. Буткевич, Л.Н. Галенская, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, С.А. Малинин, А.П. Мовчан, Г.И. Морозов, Т.Н. Нешатаева, О.И. Тиунов, Г.И. Тункин, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, С.В. Черниченко, Е.А. Шибаева и др.

Важнейшую часть теоретической основы диссертации составили труды по международному экономическому, международному торговому праву и праву ВТО: Л.П. Ануфриевой, М.М. Богуславского, Г.М. Вельяминова, И.И. Дюмулена, И.В. Зенкина, А.С. Смбатян, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилова; П. Босхе (Нидерланды), М. Бронкерса (Нидерланды), Й. Ваталя (Индия), Р.Н. Гарднера (Великобритания), В. Дэйви (США), Дж. Джексона (США), В. Дональдсон (Великобритания), П. Жюйара (Франция), В. Здука (Австрия), Д. Карро (Франция), К. Кеннеди (США), Т. Коттье (Швейцария), Дж. Крума (США), С. Лестера (США), П. Мавроидиса (Греция), Б. Меркурио (США), Й. Поуеляйна (Нидерланды), П. Сазерленда (Ирландия), Т.П. Стюарта (США), М. Хердегена (Германия), М.Е. Фоотер (Нидерланды), Р. Худека (США), К. Шухардт (Германия), а также самый объемный на данный момент труд о ВТО, который объединил наиболее значительных авторов из многих стран: «Всемирная торговая организация: правовой, экономический и политический анализ» под редакцией П.Ф.Дж. Маркори, А.Е. Апплтона, М.Г. Пламмера.

Исследования ученых США, европейских и иных стран позволили составить комплексное представление о современных подходах к проблемам регулирования использования объектов авторских прав и аудиовизуальных услуг именно с точки зрения международного права. Здесь следует выделить имена Л. Бентли (Великобритания), П. Голдстайна (США), К.Б. Гребёра (Швейцария), Й. Дрексля (Германия), К. Корреа (Аргентина), Т. Коттье (Швейцария), А. Кур (Германия), П. Мавроидиса (Греция), С. Рикетсона (Австралия) и др. Однако из трудов названных выше специалистов, а также многочисленных других проанализированных и учтенных в диссертации работ, разумеется, не складывается доктринальная система. При обращении к ним как к источнику ценной информации, а отчасти даже и признании выдвинутых концепций, тем не менее, всецело опираться на их выводы не представляется возможным.

Вместе с тем, необходимым фундаментом для разработки проблем регулирования международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО на современном уровне знания следует считать достижения исследователей значительно более раннего периода, среди которых в первую очередь надо упомянуть Я.А. Канторовича, Д.И. Мейера, А.А. Пиленко, И.А. Покровского, И.Г. Табашникова, Г.Ф. Шершеневича, а также опередивших их германских ученых К.Ф. Айзельрора, Р. Клостерманна и И.С. Пюттера.

В течение ХХ в. многие ученые, развивая опыт тех предшественников, которые исследовали права литераторов, писали и о правах кинематографистов, что учтено в настоящей диссертации. Общие вопросы авторского права, освещенные в трудах Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.И. Корецкого, Е.А. Моргуновой, В.И. Серебровского, А.П. Сергеева, также были учтены, несмотря на то, что проблему регулирования торговли правами следует понимать значительно более широко – как общую проблему, а проблему регулирования торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО – как специальную.

Нормативная база исследования. В качестве материала для исследования были использованы международные правовые акты в области торговли, а также интеллектуальной собственности, рассмотренные в их историческом развитии: это двусторонние и многосторонние соглашения, практика разрешения споров в системе ГАТТ/ВТО, национальные нормативно-правовые акты и судебная практика отдельных стран-участниц ВТО.

Из международных договоров, прекративших свое действие, использовались лишь те акты, которые демонстрируют зарождение основных принципов торговых отношений в международном праве: от договоров между городами Месопотамии Лагашем и Уммой, заключенных предположительно в период с 3100 по 2100 г. до н.э., до «зерновых» законов в Великобритании 1815–1846 гг., ибо именно с учетом этих актов впоследствии формулировались самые ранние документы по многостороннему регулированию международной торговли.

Нормативную базу для исследования составили ныне действующие международно-правовые соглашения «пакета ВТО», Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и иные договоры в области авторских и смежных прав, соглашения о свободной торговле (прежде всего США с иными странами ВТО), а также национально-правовые акты стран-участниц ВТО: Закон об авторских и смежных правах США 1976 г., Закон об авторском праве, дизайне и патентах Великобритании 1988 г., Закон об авторском праве и смежных правах Германии 1965 г., Кодекс интеллектуальной собственности Франции 1968 г. и другие источники (в том числе решения Органа по разрешению споров ВТО).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в диссертации, могут использоваться при проведении дальнейших –как научных, так и ориентированных на практику – исследований различных аспектов международно-правового регулирования использования аудиовизуальных произведений и в части охраны авторских прав, и в сфере торговли товарами и услугами, а особенно – в вопросах сближения данных областей регулирования.

Полученные автором результаты могут быть использованы в качестве:

- источника информации о результатах научно-теоретической деятельности на разных этапах правового регулирования международных отношений;

- основы для уточнения регулирования в области торговли правами на аудиовизуальные произведения как на международно-правовом уровне, так и на уровне национального законодательства;

- базы для оптимизации практической деятельности по реализации международной торговли в сфере прав на аудиовизуальные произведения.

Материалы диссертации могут быть применены в лекционных курсах и спецкурсах по предметам «Международное экономическое право», «Право международной торговли», «Право ВТО», «Право интеллектуальной собственности», «Международное авторское право».

Методология и методы исследования. В основу методологии исследования легли как общенаучные методы познания – диалектический и прогностический, системный анализ, классификация, дедукция, индукция, научное абстрагирование, аналогия, так и специальные – исторический, сравнительно-исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного научного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Международная торговля в области прав на такой объект интеллектуальной собственности, как аудиовизуальные произведения, в праве ВТО регулируется прежде всего нормами, которые непосредственно касаются интеллектуальной собственности, а во вторую очередь – правилами поведения, определяющими основы торговли услугами и товарами. С учетом этого необходимо ввести в научный оборот понятие «правовой режим использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО», которое охватывает все аспекты регулирования данного явления в праве ВТО. Это служит противовесом устоявшимся в науке тенденциям рассматривать объекты интеллектуальной собственности, включая аудиовизуальные произведения, преимущественно в контексте охраны прав на них, а аудиовизуальные услуги, наоборот – без анализа норм об охране прав на указанные произведения.

2. Существующее международно-правовое регулирование торговли в области прав на аудиовизуальные произведения характеризуется недостаточностью и несовершенством, поскольку в нем отсутствуют как многие базовые понятия, так и ряд специфических. Эта причина, а также территориальный характер указанных прав, до сих пор обусловливают сохранение значительного влияния национального права на режим использования аудиовизуального произведения в праве ВТО. Тем не менее, именно в данном случае механизм правового регулирования, сочетающего в себе международно-правовые и национально-правовые элементы, в перспективах развития имеет тенденцию к вытеснению последних первыми.

3. Объективно сложившиеся условия для выделения категории «правовой режим использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО» лежат в основе фрагментации норм права ВТО, которое в свою очередь является примером фрагментации норм международного экономического права. Это означает, что данное явление прогрессирует на разных уровнях развития международного права, выступая отражением современных потребностей и тенденций регулирования. В отечественной юридической науке имеет место оценка фрагментации международного права как негативного явления, дестабилизирующего основные элементы системы международного права и обусловливающего противоречия между его отраслями и институтами. Однако на самом деле фрагментация есть не что иное, как диверсификация и специализация норм, и это – объективный процесс, негативный только в том случае, когда он протекает бессистемно и неуправляем.

4. Совершенствование правового режима использования аудиовизуальных произведений согласно праву ВТО требует с одной стороны – изменения действующего в ВТО классификатора услуг (Списка секторальной классификации), который не соответствует современному этапу развития международной торговли, и особенно – в сфере аудиовизуальных услуг. Здесь не содержатся определения перечисленных видов услуг, аудиовизуальные услуги по формальным признакам с трудом можно отграничить от телекоммуникационных услуг и от некоторых видов товаров, а отдельные виды аудиовизуальных услуг – один от другого.

С другой стороны, требуется обновление перечня исключительных прав на произведения, содержащегося в ТРИПс («право на передачу в эфир», «право на воспроизведение», «право на переделку», «право переводить и разрешать перевод», «право на прокат»), который не позволяет в достаточной мере выделить и разграничить новейшие способы использования аудиовизуальных произведений (от видов носителей до технологических сред).

Совершенствование данных разделов права ВТО представляется наиболее целесообразным в унифицированной форме. Основанием для построения классификации аудиовизуальных услуг мог бы стать перечень способов (правомочий) по использованию аудиовизуальных произведений, содержащийся в ТРИПс.

5. Наличие определенных проблем в регулировании международной торговли в сфере прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО в немалой степени обусловлено давними концептуальными различиями в доктрине и материальной регламентации в странах англо-саксонских и романо-германских правовых традиций.

Среди них выделяется вопрос о так называемых «моральных» правах авторов (право признаваться автором произведения, право на целостность произведения и др.), непризнание которых допустимо по праву ВТО, отчего они до сих пор практически не известны в ряде стран с крупным объемом производства аудиовизуальных произведений, но воспринимаются в качестве неотъемлемых во множестве других стран. Вследствие этого своевременной представляется выработка единообразного подхода к решению данного вопроса всеми государствами-участниками ВТО. Закономерным выражением этой идеи стала бы отмена положения ст. 9 ТРИПс, которое разрешает государствам не брать на себя обязательства по соблюдению ст. 6 bis Бернской конвенции (обеспечению «моральных прав»).

Апробация исследования. Основные положения, полученные в результате работы над исследованием, были изложены автором в докладах на научно-практических конференциях, проводимых в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Российском университете дружбы народов. Выводы, сформулированные в процессе анализа, также отражены в семи публикациях по теме диссертации, в том числе в трех изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Результаты проведенного исследования используются в практике работы Дирекции международных отношений Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и филиала ВГТРК «Внешнеэкономическое объединение «Совтелеэкспорт».

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, четыре главы, состоящие из двенадцати параграфов, заключение и список использованных источников.

Похожие диссертации на Регулирование международной торговли в области прав на аудиовизуальные произведения по праву ВТО