Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Сердюкова Людмила Васильевна

Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование")
<
Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сердюкова Людмила Васильевна. Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Воронеж, 2002 206 c. РГБ ОД, 61:03-13/586-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки

1.1 Ценностное отношение как научная проблема С. 14-41

1.2 Особенности формирования ценностного отношения к музыкальному произведению (на основе использования личностной ситуации) в процессе дирижерской подготовки будущего учителя музыки С. 42-69

Выводы по Главе I С. 69-70

Глава II. Опытно - экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки

2.1 Диагностика сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки С. 71-97

2.2 Педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущего учителя музыки в процессе его дирижерской подготовки

2.3 Опытно - экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки С. 131-163

Выводы по главе II С. 163-164

Заключение С. 165-169

Литература С. 170-187

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования

Формирование ценностных отношений в подготовке современного учителя, в частности учителя музыки, является наиболее актуальной среди проблем, стоящих перед обществом и высшей школой. Музыка как вид искусства способна приносить радость, эстетическое наслаждение, а также является способом духовного обогащения личности, так как охватывает широкий круг духовных ценностей, это - добро, красота, истина. Искусство не только раскрывает для человека всю гамму общечеловеческих ценностей, но и помогает выстраивать свою собственную систему ценностей, о чем свидетельствуют исследовательские работы Г. А. Брандт, Г. А. Быстрова, Е. В. Волковой, Л. М. Кун-чевой, В. Ш. Маслениковой, О. И. Олексюк, И. И. Пушковской, В. А. Разумного, Г. Б. Рубцовой, О. П. Рудницкой и др., рассматривающие музыкальную культуру как одно из наиболее действенных средств нравственного и эстетического воспитания. Процесс формирования ценностного отношения к музыке и, в частности к музыкальному произведению является одним из важнейших аспектов развития общей нравственно - эстетической культуры выпускников вуза (Т. Л. Берклан, Б. А. Петрова, Т. С. Ригина), между тем, в настоящее время в системе ценностных приоритетов личности искусство часто отходит на второй план, уступая место другим интересам и потребностям.

Нельзя не отметить, что ослабление престижа, приоритета духовной культуры, вследствие изменения социально- экономических и политических условий в современном обществе в обязательном порядке должно было привести ( и привело) к равнодушному, а нередко и негативному отношению учащейся молодежи к классической музыке. Такая тенденция прослеживается даже у студентов музыкально- педагогического факультета, будущих учителей музыки, не говоря уже об остальных учащихся педвуза.

4 Опыт практической работы показывает, что предметы дирижерско-

хорового цикла и, в частности курс «Дирижирование» не раскрывает в полной мере свой воспитательный потенциал по многим причинам. Во- первых, образовательный процесс чаще всего сводится к усовершенствованию владения дирижерской техникой, изучению различных теоретических положений по проблемам музыкознания; во- вторых, занятия лишены личностного смысла, не уделяется должного внимания критериям нравственной, эстетической оценки изучаемых музыкальных произведений, ориентации на личностный опыт и развитие смысловой сферы личности студентов; в- третьих, программа не нацелена на формирование внутреннего мира студента, его ценностных представлений, идеалов.

Проблема формирования ценностных отношений учащихся не случайно заняла особое место в современной концепции содержания образования. Отмечая важность и специфический характер норм отношений к миру, М. Н. Скат-кин отмечал, что «пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя человек и обладает знаниями, умениями и творческими способностями» [183]. К. И. Абульханова - Славская напрямую связывает вопрос о качестве развития субъекта со становлением его отношений к миру.

В общении человека с искусством именно отношение имеет решающее, ключевое значение, тончайшим образом регулируя всю систему их взаимоотношения, стимулируя познавательные и творческие мотивы, превращая интерес в потребность. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства способствует формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности, так как основой данного отношения являются эстетические и нравственные ценности. Вследствие этого, возникает проблема формирования ценностного отношения у будущих учителей музыки к произведениям музыкального искусства не только как фактора профессиональной компетентности, но и как важного условия развития их нравственно - эстетической сферы.

5 Формирование системы ценностных отношений человека происходит в течение всей его жизни, но наиболее сензитивным периодом в восприятии ценностей является студенческий возраст. Изучение трудов Б. Г. Ананьева, И. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Е. М. Никиреева, П. А. Просецкого, А. А. Реана, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Е. И. Степанова, рассматривающих студенчество как особую социально - психологическую и возрастную категорию, позволило нам обосновать целесообразность выбора данного возрастного периода человека. Исследователи отмечают, что студенческий возраст является центральным в становлении личности, так как связан с профессиональной подготовкой, в ходе которой происходит развитие мировоззрения, сознания, самосознания; студенчество характеризуется высоким образовательным уровнем, социальной активностью, что делает этот возраст наиболее сензитивным к освоению новых ценностных ориентации.

Понятие «отношение» выступает в качестве фундаментальной категории в ряде наук: философии, эстетике, психологии, социологии, педагогике и др. Проблеме отношений, ценностей, взаимосвязи ценности и оценки посвящены работы: в философии - С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, А. М. Воронина, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, В. А. Малахова, О. М. Панфилова, Л. Н. Столовича, В. П. Тугаринова, Н. 3. Чавчавадзе; в психологии - Б. С. Братусь, Б. И. Додонова, Д. А. Леонтьева, А. Ф. Лазурского, В. И. Мя-сищева, С. Л. Рубинштейна; в педагогике - Е. В. Бондаревской, Н. Г. Казаки-ной, А. В. Кирьяковой, М. Б. Крылова, Н. В. Коноплиной, В. С. Лазарева, Б. Н. Йеменского, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой и др.; в области музыкознания работы Б. Ф. Асафьева, В. В. Медушевского, В. И. Холоповой, Г. М. Цыпина, Т. В. Чередниченко и др. Проблеме формирования ценностных отношений посвящены исследования Р. Ф. Ахмадеевой, А. Н. Малюкова, Н. Б. Нестеровой, Л. А. Реут, С. В. Яковлева. Анализ литературы показал, что специального изучения вопроса формирования ценностного отношения к музыкальному произведению У будущих учителей музыки в процессе их дирижерской подготовки в педагогических исследованиях не проводилось.

Современные тенденции развития общества и его педагогического сознания дают основания по-новому взглянуть на сложившиеся нормы и эталоны построения высшего профессионального образования, что предполагает формирование не только предметных знаний, умений и навыков, но и полноценное развитие личности. Это обуславливает необходимость переориентации профессионального образования на личностную направленность, на обращение к мо-тивационно-ценностным структурам личности будущего учителя музыки, включение его личностного опыта в структуру учебной деятельности; создание условий для развития нравственно-эстетической культуры учащегося.

В связи с этим, новая социокультурная личностно ориентированная парадигма образования позволяет иначе подойти к рассмотрению проблемы формирования ценностного отношения к музыкальному произведению как нравственно-эстетической ценности с учетом того, что эффективность профессиональной подготовки во многом определяется степенью его сформированности. Содержание предметов музыкально - исполнительского цикла и, в частности, предмета «Дирижирование» заключает в себе необходимый потенциал для формирования у студентов ценностного отношения к музыкальному произведению, однако, в современной вузовской практике его использование осуществляется спонтанно, что негативно отражается на уровне сформированности у учащихся необходимого личностного образования.

Таким образом, актуальность выбранного направления нашего исследования определяется рядом следующих противоречий:

1) между слабой сформированностью ценностного отношения к музыкальному произведению у многих выпускников педвуза и значением его (ценностного отношения) как фактора нравственно - эстетического развития личности, определяющего качественный уровень профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

2) между значительным потенциалом курса «Дирижирование» в форми
ровании ценностного отношения к музыкальному произведению и его узко
профессиональной трактовкой в практике обучения будущего учителя музыки;
V 3) между необходимостью формирования ценностного отношения у сту-

дентов музыкально — педагогического факультета к музыкальному произведению и недостаточной разработанностью педагогических условий его формирования в курсе предмета «Дирижирование».

Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии научного обоснования процесса формирования у будущего учителя музыки ценно-стного отношения к музыкальному произведению в процессе его дирижерской подготовки.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы определили тему исследова
ния: « Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у
будущих учителей музыки (на основе использования личностной ситуации в
курсе «Дирижирование»)».
- Объект исследования: профессиональная подготовка учителя музыки в

педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки в процессе их дирижерской подготовки в вузе.

Цель исследования: на основе теоретического обоснования процесса
^ формирования ценностного отношения к музыкальному произведению разра-

ботать и экспериментально проверить педагогические условия его формирования у будущих учителей музыки средствами личностно-ориентированной ситуации.

В соответствии с-целью были поставлены следующие задачи исследова-
( ния:

1) уточнить сущность и структуру понятия ценностного отношения к музыкальному произведению;

2) определить критерии и выявить уровни сформированности ценностного

отношения к музыкальному произведению;

  1. раскрыть специфику и возможности личностной ситуации как средства формирования ценностного отношения к музыкальному произведению;

  2. разработать педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению на индивидуальных занятиях по дирижированию средствами личностной ситуации;

  3. экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки.

Исследование исходило из гипотезы, что формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у студентов будет наиболее эффективным, если:

ценностное отношение к музыкальному произведению является одной из ведущих целей процесса обучения дирижированию будущего учителя музыки и рассматривается как одно из важных условий их личностного и профессионального самоопределения;

логика процесса формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущего учителя музыки будет обусловлена востребованием таких его личностных функций как оценивание, осмысливание, рефлексия, способствующих наделению личностным смыслом ценностного содержания произведений музыкального искусства, что, в свою очередь, будет способствовать структурированию формируемого отношения;

в процессе дирижерской подготовки будущих учителей музыки будут использованы педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации нравственно - эстетического характера в последовательности «этапов»: ситуация «оценивания», ситуация «осмысливания», ситуация «рефлексии».

содержание этапов моделируемого процесса будет определяться

уровнем сформированности у студентов ценностного отношения и ценностным потенциалом произведений музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии, социологии, психологии и педагогики об отношении человека к явлениям действительности и к искусству, о взаимосвязи ценности и оценки ( В. Брожик, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. К. Крупская, Б. Г. Лихачев, А. Ф. Лазурский, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Столович, А. В. Толстых, В. П. Тугаринов, С. Т. Шацкий, В. Я. Ядов и др.); об основных категориях эстетики (Ю. Борев, А. И. Буров, А. Ф. Лосев, М. Ф. Овсянников и др.); механизма воздействия искусства в целом и музыки, в частности, на личность; слиянии нравственного и эстетического в психологическом аспекте ( О. А. Бодина, Г. А. Брандт, Л. С. Выготский, Е. П. Дышлевская, И. И. Карпушин, В. В. Медушевский, Л. М. Сохор, Г. С. Тарасов и др.); идеи целостного педагогического процесса (В. С. Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. К. Сергеев); концепция личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, С. В. Кульневич, Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский, В. В. Сериков); аксиологический ( Е. В. Бондаревская, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов) и деятельностный подходы ( В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и

ДР-)-

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические: анализ литературы по проблемам исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование формирующего эксперимента;

экспериментальные: диагностирующий эксперимент, включающий в себя анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы с учащимися и педагога-

10 ми; формирующий эксперимент, апробирующий педагогические условия

формирования ценностного отношения к музыкальному произведению сред
ствами личностной ситуации; математические методы обработки результа-
тГ тов.

Объективность, достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно - экспериментальной работы; применением адекватных предмету методов исследования и обра-ботки, полученных в ходе эксперимента данных.

Степень новизны исследования состоит в том, что впервые формиро
вание ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учи
телей музыки рассмотрено комплексно: с позиций личностно-
ориентированного, ценностного и деятельностного подходов. Ценностное от
ношение к музыкальному произведению характеризуется как осознание уча
щимися общечеловеческой значимости и личностного смысла ценностного по-
' тенциала музыкальных произведений в контексте своего духовного и профес
сионального развития. В работе выявлены и обоснованы педагогические усло
вия формирования ценностного отношения средствами личностной ситуации
нравственно - эстетического характера, в последовательности ее «этапов»:
«оценивания», «осмысливания», «рефлексии», соотнесенных с механизмом
осознания и принятия личностного смысла ценностного потенциала музыкаль-
ного произведения, а также динамикой развития формируемого личностного
образования.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в
разработку педагогических основ формирования ценностного отношения к
произведениям музыкального искусства. Раскрыты специфика и значимость
щ^ ценностного отношения к музыкальному произведению как одного из приори-

тетных личностных образований студентов педвуза. Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования специфики формиро-

вания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на различных этапах онтогенеза; для разработки научных основ использования ценностного потенциала музыкального произведения.

Практическая значимость исследования определяется разработкой диагностического инструментария по определению уровней сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки; определением средства формирования данного личностного образования в процессе дирижерской подготовки будущего учителя музыки; разработкой педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации, которые могут быть использованы в цикле предметов специальной подготовки будущего учителя музыки.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов; обсуждались на научно - практической конференции «Личностно ориентированный подход в процессе преподавания дирижерско - хоровых дисциплин» (Воронеж, 2001); международной научно -практической конференции «Народно - певческая культура: Региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Тамбов, 2002); научно — практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи - в XXI век» (Кострома, 2002); аспирантских семинарах ВГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1)Ценностное отношение к музыкальному произведению - это инте-гративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о ценностях нравственно-эстетического характера и в области музыкознания; осознанием общечеловеческой значимости и принятием личностного смысла ценностей музыкального произведения в контексте личностного и профессионального самоопределения; это умение чувствовать, понимать, оценивать доброе и красивое в произведении музыкального искусства и

12 испытывать потребность в общении с ним. Содержательное наполнение

когнитивно - оценочного, мотивационно - ценностного и рефлексивно -

смыслового компонентов ценностного отношения к музыкальному произ-

% ведению обусловлено спецификой ценностного содержания произведений

музыкального искусства, а также познавательными и эмоционально - мо-

тивационными проявлениями учащихся педвуза.

2)Показатели критериальных оснований уровней сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки включают в себя:

степень информированности в области знаний о нравственно - эстетических ценностях;

степень потребности в общении с произведением музыкального искусства, наличие к нему интереса;

степень развитости и взаимодействия личностных структур, их корреляции в жизнедеятельности;

степень осознания и принятия ценностей музыкального произведения на уровне личностного смысла, способности ценностного целеобразования.

Уровневые проявления ценностного отношения к музыкальному произ
ведению выступают показателями его сформированности у будущего учителя
- музыки.

3)Для формирования ценностного отношения у студентов к музыкально
му произведению в качестве средства выбрана личностная ситуация нравствен
но - эстетического характера, способствующая формированию данного отно
шения путем актуализации таких личностных качеств как оценивание, осмыс
ливание, рефлексия, объединяющих в себе всю личностную действенно -
V функциональную сферу и способствующих наделению личностным смыслом

ценностного содержания произведений музыкального искусства. Функции, способствующие наделению личностным смыслом ценностного содержания

13 музыкального произведения определяют условные «этапы» нравственно - эстетической ситуации, среди которых выделены: ситуация «оценивания», ситуация «осмысливания», ситуация «рефлексии».

4)Для формирования ценностного отношения к музыкальному произве
дению у будущих учителей музыки в качестве педагогических условий его
формирования использовались: диалогическое взаимодействие, обеспечение
психологического комфорта на занятиях и активизация личностных структур,
способствующие эффективности функционирования личностной ситуации
( нравственно - эстетического характера.

5)Процесс формирования у будущих учителей музыки ценностного от
ношения к музыкальному произведению включает в себя три этапа. В ходе эта
пов (когнитивно - оценочного, смыслопоискового и принятия личностного
смысла) происходит последовательное формирование исследуемого личностно
го образования, соответственно уровням его сформированности. Логика про
цесса заключается в поэтапном развертывании личностной нравственно - эсте-
t^ тической ситуации, обеспечивающей последовательность действий оценивания,

осмысливания, рефлексии, способствующих восхождению личности к принятию личностного смысла ценностного потенциала музыкального произведения. Педагогическими условиями формирования данного отношения средствами личностной нравственно - эстетической ситуации были: диалогическое взаимо-

/ действие и создание положительной атмосферы на занятиях, методы целостно-

го анализа музыкального произведения и проблемно - творческих задач оценочно — рефлексивного, ценностно-смыслового и рефлексивно-личностного характера.

Базой исследования являлся музыкально - педагогический факультет
Воронежского Государственного педагогического университета. Исследование
|к проводилось в ходе преподавания курса «Дирижирование».

Исследование выполнялось в несколько этапов:

14 На первом этапе (1997 - 1999 г. г.) - изучалась философская, социологическая, психолого - педагогическая литература по теме исследования.

На втором этапе (1999 - 2001 г. г.) осуществлялась опытно - экспериментальная работа по конструированию процесса формирования ценностного отношения у студентов к музыкальному произведению на занятиях по дирижированию; выявлялись наиболее эффективные условия и средства, обеспечивающие действенность формирования данного отношения.

На третьем этапе (2001 - 2002 г. г.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось оформление диссертационного материала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст включает в себя 169 страниц, содержит 20 таблиц, 3 схемы, 6 приложений, литература представлена 235 наименованием.

Ценностное отношение как научная проблема

В основе проблемы ценностного отношения личности лежат разработанные в философии, социологии, психологии и педагогике теории: отношения, ценности и оценки.

В философии категория «отношение» характеризуется как взаимосвязь элементов определенной системы. В некоторых философских исследованиях «отношение» рассматривается с двух точек зрения, одна из которых содержит характеристику объективной, реально существующей связи между явлениями действительности - естественнонаучный подход, другая вскрывает особенности субъективной, личностной позиции индивида, его понимания данной связи -ценностный подход (О. Г. Дробницкий [60], А. Г. Здравомыслов [69], В. П. Тугаринов [200]). К предмету нашего исследования ближе вторая точка зрения.

Категория «ценность», будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли используется в философии, педагогике, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей. Содержание понятия "ценность" большинство ученых (С. Ф. Анисимов [9], Л. П. Буева [32], В. О. Василенко [35], А. Г. Здравомыслов [69], М. С. Каган [76], В. П. Тугаринов [200], 3. И. Чавчавадзе [216], В. А. Ядов [230]) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворить потребности общества, человека. С другой - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета или явления человеком, обществом. Явления окружающей действительности становятся «ценностью» для индивида в зависимости от того, удовлетворяют ли они определенные потребности [35]. Следовательно, никакая деятельность человека как социального суще щ ства невозможна вне ценностного подхода к анализу явлений действительно сти. При этом ценностью для человека может быть как явление внешнего мира (событие, поступок, предмет, вещь), так и продукт человеческого мышления(идея, цель, образ и т. д.).

По своей сущности ценность объективна, хотя вне связи явления с потребностями, интересами, желаниями личности ценности не может быть. Раз - ные науки при изучении проблемы ценностей по - разному расставляют акцен ты, выделяют те или иные моменты.

О. Г. Дробницкий отмечает, что ценным объект выступает лишь как еще нереализованная потребность, как внешний предмет, который еще должен быть освоен. Хотя превращение ценности в нечто зависимое от сознания личности, ее полная субъективация не оправданы [60]. Объективность ценности как ее свойство проявляется в предметно - практической деятельности субъекта. Как отмечает Л. Н. Столович, « .любая ценность обусловливается практикой и практика выступает как объективный определитель ценности» [191, с. 71].

Социологи рассматривают ценности как некоторые компоненты социальной системы, часто относя их к элементам культуры [9,114,127,225,230]. Иногда к ценностям относят и другие детерминанты поведения: нормы [9,59,141,155,200] , цели [9,146, 147, 217], идеалы [47, 60, 65, 141, 225, 226].

В социологической литературе нет еще достаточно четкого разграничения понятий «ценностного» и «нормативного». Поэтому социологи, пользуясь понятием «ценностные ориентации», вкладывают в него, с одной стороны, чисто «ценностный» смысл, а, с другой, чисто « нормативный», а иногда объединяют эти понятия. Они считают, что нормы не идентичны ценностям, они го-раздо более узки, чем ценности и не приравниваются к последним. Социальные ценности содержат в себе более общие принципы, определяют большую свободу выбора поведения, а нормативная система более жестко регламентирует по 17 ведение и более связана с когнитивной структурой личности, нежели с аффективной.

Отношение между понятиями «ценности» и «цели» также весьма сложно. Некоторая часть ценностей могут трактоваться как цели. Поэтому, как считает Ю. М. Жуков, сами цели являются в некотором роде «продуктами ценностей», т. е. ценности могут играть роль целепобудителей [65].

Не менее важной характеристикой ценности является их связь с идеалами. Последние иногда даже включаются в определение ценностей [138, 139,146, 147, 222]. В своем исследовании А. В. Кирьякова рассматривает три формы существования подобной связи [84].

Во-первых, ценность может выступать как ценностный идеал, выработанный общественным сознанием и содержащий представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими (истина, добро, красота), так и конкретно историческими (монархия, гражданственность и т. д.).

Во- вторых, ценность предстает в объективированной форме либо в виде произведений материальной и духовной культуры, либо в форме человеческих поступков, являющихся конкретным воплощением общественных идеалов.

В- третьих, социально - значимые ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации ее поведения.

Для некоторых зарубежных авторов, в частности, Р.Кэмпбэлла, С. Джо-унда, Ф. Джерарда и др., ценность является синонимом аттитьюдов (социальной установки) [143]. Исходя из их точки зрения, у личности может быть столько ценностей, сколько имеется валентных объектов аттитьюдов.

Особенности формирования ценностного отношения к музыкальному произведению (на основе использования личностной ситуации) в процессе дирижерской подготовки будущего учителя музыки

Задачей данного раздела исследования является рассмотрение личностно ориентированной учебной ситуации как действенного средства, способствующего формированию ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки.

Прогрессивная педагогика прошлого и современная отечественная педа гогическая теория всегда придерживались и придерживаются той позиции, что обучение всегда является воспитывающим. Музыкальное обучение должно быть организовано таким образом, чтобы преподаватель использовал все возможности, представляемые музыкой для воздействия на ум и сердце студента, для пробуждения положительных нравственно - эстетических чувств, эмоций, мыслей, убеждений. Такие возможности возникают на протяжении всего пе риода обучения музыкальным дисциплинам.

В ряду дисциплин музыкально - педагогического факультета одно из главных мест занимают предметы музыкально - исполнительского цикла, к их числу относится и предмет "Дирижирование".

Проведенные нами наблюдения показали, что учителя зачастую не ис пользуют богатые возможности музыкальных предметов для формирования ценностного отношения. Кроме того, данный процесс осуществляется не всегда методологически грамотно и эффективно. В ряде случаев, музыкальные произведения остаются лишь средством в процессе решения определенных специфических задач исполнительской подготовки учителя музыки. Такой подход не позволяет актуализировать нравственно - эстетические способности учащегося, удовлетворить их эстетические потребности и т. д.

Учащиеся не принимают предложенные ценности как личностно значимые. В современном вузовском образовании ценностный потенциал музыкальных предметов и, в частности, предмета "Дирижирование" для формирования рассматриваемого отношения востребован далеко не полностью, хотя данный предмет обладает огромными возможностями в этом направлении, ввиду индивидуальной формы обучения. Это, прежде всего, узкопрофессиональный подход в преподавании этого предмета, недооценка его значимости и колоссальных возможностей, а также недооценивание возможностей учащихся в его творческом освоении. Это и статус данного предмета как второстепенного, и соответствующее отношение учащихся к "урокам искусства" и к самому музыкальному искусству, и небрежное отношение к формированию ценностного отношения со стороны преподавателей. Все это приводит, по нашим наблюдениям, к растрате воспитательного потенциала предмета "Дирижирование", разрыву огромных возможностей и ничтожных результатов в отношении формирования ценностного отношения к музыке, которая, в свою очередь, способствует развитию его нравственно - эстетической сферы будущего учителя музыки.

А между тем, едва ли не все явления нашей жизни, которые принято объединять под понятием "бездуховность", - эмоциональная черствость, отсутствие милосердия, утилитарное отношение к жизни и т. д. и т. п. в значительной степени связаны с тем, что студенты в годы обучения не получают полноценного нравственно - эстетического развития и даже не подозревают о степени своей обделенности.

Основная работа, составляющая процесс обучения в классе дирижирования связана с изучением и исполнением хоровых произведений. Данный процесс осуществляется в четыре этапа работы студента над хоровой партитурой, которые органично связаны между собой. Первый этап - инструментальный, включающий в себя проигрывание партитуры на фортепиано с последующим заучиванием ее наизусть; второй этап - вокальный, который включает в себя пропевание голосов партитуры по вертикали и горизонтали для более полного ее изучения; третий этап, занимающий большую часть времени в процессе исполнительской подготовки будущего учителя музыки, это - дирижерский, включающий в себя изучение различных типов размеров, "ауфтактов", элемен 44 тов звуковедения, характера атаки звука, динамических нюансов, агогики и т. д.

И, наконец, четвертый этап - аналитический, необходимый для создания общего представления о произведении путем словесного и письменного анализа. Главное содержание этого процесса познания - проникновение в образный строй музыкального произведения, в его сущность, в художественную идею; выделение ценностного аспекта хорового произведения (нравственного и эстетического) для рассмотрения. С этим этапом связан процесс оценки и осмысления музыкального произведения с позиций нравственности и эстетики, способствующего выработке определенного отношения к объекту исполнительской деятельности.

Отмечая важную роль анализа и детального осмысления конструктивных и фактурных особенностей нотного текста, Г. Г. Нейгауз всегда подчеркивал, что конечной целью такого анализа должно стать глубокое постижение истинного смысла музыки, ее образно - эмоционального и ценностного содержания [126]. Поэтому, одним из важнейших направлений содержания дирижерской подготовки будущего учителя музыки является организация процесса постижения, понимания музыкального произведения, овладение его эмоционально -смысловым содержанием, что играет важную роль в процессе становления ценностного отношения. Сюда входят и особенности анализа музыкально - поэтической формы, где важным становится выявление диалектического взаимодействия музыкальных и поэтических элементов, что также будет способствовать становлению формируемого отношения, так как в процессе выявления смысла, общей идеи, отраженной в обобщенном музыкальном образе, учащимся осознается его собственное отношение к содержанию и форме музыкального произведения; сопоставляются, сравниваются с авторскими его нравственные и эстетические представления и на основе анализа студент высказывает свое мнение о ценности произведения.

Диагностика сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки

Для решения задач данного исследования представляется целесообразным выделение критериев и уровней сформированности рассматриваемого ценностного отношения студентов.

? Степень развитости и взаимодействия личностных структур, их корреляции в жизнедеятельности;

? Степень осознания и принятия ценностей музыкального произведения на уровне смысла, способности ценностного целеобразования.

На основании данных критериев нами разработана шкала уровней сфор-мированности ценностного отношения к музыкальному произведению у студентов музыкально - педагогического факультета. Содержание уровней сфор 72 мированности данного отношения представлены в следующей таблице (Таблица 2.1.1.):

Таким образом, синтез трех компонентов ценностного отношения (когнитивно - оценочного, мотивационно - ценностного и рефлексивно - смыслового) на высоком уровне и будет качественным показателем сформированности дан f" ного отношения в структуре личности учащегося.

Диагностический эксперимент проводился на базе музыкально - педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета. В ходе эксперимента было задействовано 24 студента. Сразу оговоримся, что такое количество студентов обусловлено спецификой предмета "Дирижирование", имеющего индивидуальную форму обучения, ввиду чего не может быть задействовано в опытно - экспериментальной работе большее ко личество студентов.

Диагностическое исследование в констатирующем эксперименте было направлено на выявление ярко выраженных противоречий в процессе формирования ценностного отношения к музыкальному произведению в ходе дирижерской подготовки будущего учителя музыки. Вследствие этого, констатирующий эксперимент проводился по нескольким направлениям:

1) Выявлялся характер и степень эффективности реализации процесса формирования ценностного отношения у будущих учителей музыки в ходе их исполнительской подготовки;

2) Диагностировалась степень сформированности у учащихся ценностного отношения к музыкальному произведению в ходе их музыкально ч исполнительской подготовки.

Для решения задач констатирующего эксперимента нами был использован комплекс диагностических методик, включающий: беседы, наблюдение, анкетирование, тестирование. Диагностический комплекс включал в себя методики, направленные на:

выявление полноты знаний нравственно - эстетического характера, знание законов музыкального искусства; умение аргументировать, рефлексировать свою оценку музыкального произведения, что позволяет проанализировать уровни сформированности когнитивно - оценочного компонента ценностного отношения;

выявление мотивационной стороны отношения к музыкальному произведению ( потребности в общении с ним, сфере нравственно - эстетических интересов), значимости ценностного потенциала произведений классического музыкального искусства для нравственно - эстетического самоопределения учащегося, что позволяет определить степень сформированности мотиваци онно - ценностного компонента ценностного отношения;

выявление степени сформированности умений творческой деятельности, степени осознанности и принятия ценностей музыкального произведения на

смысла; уровня развития способности ценностного целеобразования, что позволяет проанализировать уровни сформированности рефлексивно -смыслового компонента ценностного отношения к музыкальному произведению.

Следует отметить, что ценностное отношение к музыкальному произведению лишь условно делится на компоненты (как мы уже отмечали в параграфе

1.1) и проявляются в тесной взаимосвязи. Поэтому данное отношение не может быть рассмотрено как механическая совокупность его компонентов. Остановимся на описании основных методик.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование")