Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета "Музыка" Павкина Наталья Витальевна

Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета
<
Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павкина Наталья Витальевна. Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета "Музыка" : 13.00.08 Павкина, Наталья Витальевна Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета "Музыка" (В условиях системы повышения квалификации) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2004 212 с. РГБ ОД, 61:04-13/2469

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Исторические и теоретико-педагогические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» - 12

1.1. Исторические предпосылки использования музыкально-краеведческого материала в процессе совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки 12

1.2. Анализ исследований по изучению музыкальной культуры родного края как основа моделирования учителем музыки процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 42

1.3. Научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 70

1.4. Теоретические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 109

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по совершенствованию профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 122

2.1. Состояние процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (на основе собранного материала по общеобразовательным школам Тверской области) 124

2.2. Констатирующее обследование уровня профессиональной подготовки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 130

2.3. Содержание и методика совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 138

2.4. Результаты процесса совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» 155

Заключение 165

Список литературы 168

Приложение 181

Введение к работе

Значительное изменение общей ситуации функционирования современного общества максимально актуализирует поиск оптимальных путей в сфере совершенствования профессиональной деятельности учителя музыки.

Важным аспектом совершенствования профессиональной подготовки учителей является система повышения квалификации, которая, продолжая линию фундаментальной базовой подготовки, направлена на развитие профессионального мастерства и имеет специфику: непосредственную взаимосвязь с практикой, мобильный отклик на изменение образовательных тенденций, возможность принимать участие в инновационных разработках и проявлять свое отношение к ним и т.д. (А.М.Новиков).

В новых условиях социального заказа проводить музыкальное воспитание унифицировано, без учета национальных и региональных особенностей невозможно. Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, статья 29 Закона «Об образовании» предусматривают введение регионального компонента Государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в ВУЗах. Одним из средств обновления содержания музыкального образования может стать введение музыкального краеведения в уроки музыки. Значимость использования музыкально-краеведческого материала в учебных заведениях отмечали Б.В.Асафьев, Л.А.Тарасова, М.А.Этингер и

др.

Региональный характер развития образования в нашей стране повышает значение музыкально-педагогического краеведения и способствует его дальнейшему развитию. В контексте данной работы, под музыкально-педагогическим краеведением понимается исследование музыкальной культуры родного края - профессиональной и народной (музыка композиторов, фольклор края, сведения о жизни и творчестве известных

5 композиторов и исполнителей, об учреждениях музыкального образования и культуры края) и применение этих материалов в учебных заведениях.

Успешность проведения музыкально-краеведческой работы в школе во многом зависит от организации подготовки к ней учителей в ВУЗе, системе повышения квалификации, в плане самообразования. Музыкально-краеведческая подготовка учителей приобретает особую актуальность в последнее время, в связи с тенденцией регионализации образования. Важную роль в послебазовом образовании педагогов, которые не изучали в ВУЗе и в колледжах основ музыкально-педагогического краеведения и музыки родного края, должны сыграть различные учреждения повышения квалификации. Следует отметить, что литературное, историческое, географическое, художественное и другие направления учебного краеведения с успехом применяются в ВУЗе, а также общеобразовательной школе, входят в программы уроков и внеклассных занятий. Музыкальное краеведение не находит достаточного применения в школьной практике, а также в подготовке учителя.

Предложенные в концепции современного музыкального образования методологический, творческий и личностный подходы к школьным программам и методическому обеспечению, дают право учителю музыки на введение музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Уроки, включающие музыку родного края, должны стать одним из важнейших средств воспитания национальной гордости и самосознания личности, приобщения ее к родной культуре.

Профессиональная подготовка работающих учителей к музыкально-краеведческой работе в школе, в частности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», встречает серьезные затруднения, связанные с неразработанностью данного вопроса, как в теоретическом, так и в методическом отношении. При этом сам музыкальный материал многих регионов России остается неисследованным. Поэтому, в настоящее время музыкально-краеведческая деятельность

учителя музыки (целесообразность которой обусловлена тенденциями регионализации общества) становится актуальной сферой для совершенствования профессиональной деятельности педагога, в том числе в системе повышения квалификации (ПК).

Таким образом, сложившаяся противоречивая ситуация в музыкальном образовательном процессе школы и в системе подготовки учителя послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.

Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки в системе повышения квалификации.

Предмет исследования - процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения в содержание образования музыкально-краеведческого материала.

Цель исследования - разработать теоретические и практические основы совершенствования профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

Задачи исследования:

  1. Провести ретроспективный анализ процесса зарождения и развития идеи применения музыкально-краеведческого материала в совершенствовании профессиональной подготовки учителя музыки, начиная с XIX в.

  2. Разработать модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

  1. Разработать содержание учебного материала для проведения экспериментальной работы.

  2. Проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.

7 Гипотеза исследования. Эффективность совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе введения музыкально-краеведческого материала в содержание образования может быть достигнута при условиях:

создания модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»;

разработки теоретических и практических основ подготовки учителя к музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыки;

применения предложенной в диссертации комплексной методики совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки;

разработки содержания проблемных курсов для учителей на основе музыкального краеведения.

Методологической основой исследования явились идеи системно-целостного и деятельностного подходов как принципов исследования музыкально-краеведческой подготовки учителя.

Принципиально важное значение имели труды: по педагогике
(В.В.Краевский, Г.М.Коджаспирова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.);
психологии (В.В.Давыдов, Б.М.Теплов и др.); теории эстетического
воспитания (Н.И.Киященко, Л.П.Печко, В.К.Скатерщиков); музыкознанию
(Б.В.Асафьев, Л.З.Корабельникова, В.Н.Холопова); теории краеведения
(П.В.Иванов, Д.В.Кацюба, Д.С.Лихачев); музыкального краеведения
(Л.А.Тарасова, М.А.Этингер); теории и методике музыкального образования
(Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, Б.А.Бодина, Д.Б.Кабалевский,

А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин, Л.В .Школяр и др.); этнографии (Г.Н.Волков, Л.Н.Гумилев, Н.К.Рерих и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыковедение, этнография, эстетика, музыкальное краеведение, и др.); моделирование процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»; анализ и систематизация педагогического опыта музыкально-краеведческой работы

8 учителей музыки, в том числе собственной; использование комплекса методов эмпирического уровня - педагогических наблюдений, анкетирования и др. в рамках констатирующего и формирующего экспериментов; математико-статистический анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования.

1. Охарактеризована история зарождения и развития идеи применения
музыкально-краеведческого материала в совершенствовании

профессиональной подготовки учителей музыки.

2.Проведен анализ исследований по изучению музыкально-краеведческого материала родного края (в частности Тверского) XIX - XX вв.

3.Разработаны научно-педагогические основы процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

4. Сконструированная автором модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» апробирована в условиях ФПК.

Теоретическая значимость работы.

Разработаны теоретические основы проектирования модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»; комплексная методика совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки в условиях системы повышения квалификации.

Практическая значимость исследования. Разработанные автором проблемные курсы для учителей по теме «Музыкальное краеведение на уроках музыки» внедрены в практику работы в ТОИУУ. Предложенная в диссертации модель процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» внедряется в практику работы учителей Тверской области.

Собраны ценные материалы по музыкальной культуре края для экспозиции в музее музыкального краеведения ТвГУ (фотодокументы

9 учебных заведений Х1Х-ХХ веков, переписка с краеведами Тверской области, материалы об исследовании Феноменовых М.Я. и В.А. «Современная деревня» и др.).

Результаты исследования могут быть применены в системе ПК, практике преподавания предмета «Музыка» в школах разных регионов РФ.

Объективность, достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются выбором методологических и теоретических позиций; анализом научных источников по данной проблеме; использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положение психолого-педагогической методической и искусствоведческой литературы; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.

Основные этапы исследования:

1 этап П. 993 - 1999) - музыкально-краеведческая опытно-педагогическая работа в школах Тверской области; 2 этап (1999 - 2001) -анализ литературы и определение концепции исследования; констатирующее обследование состояния процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области; 3 этап (2001-2002) - формирующий эксперимент; проектирование и экспериментальная реализация модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «музыка», направленной на совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки; 4 этап (2002- 2004) - контрольный эксперимент; систематизация и оформление результатов педагогического эксперимента. Внедрение методических рекомендаций в практику учителей музыки по введению музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на: второй межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы музыкознания и

10 музыкальной педагогики» (декабрь 2000) в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М.Ипполитова-Иванова; научно-практической конференции «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ССУЗе в свете национальной доктрины образования РФ (март 2000) в Тверском областном институте усовершенствования учителей; научно-практической конференции «Личностно-деятельностное и социально-ориентированное образование в ССУЗе» (апрель 2001) в ТОИУУ.

Выводы исследования обсуждались и были одобрены на кафедре музыкального образования и в лаборатории музыкального краеведения Тверского государственного университета.

Работа над диссертацией проводилась на экспериментальной базе: учебно-исследовательской лаборатории «Методология и методика музыкального и художественного образования» Тверского областного института усовершенствования учителей (1999-2000); кабинета музыкального образования ТОИУУ (2001-2003); общеобразовательных школ Тверской области (1993-2003). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 180 учителей музыки Тверской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Введение музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» является весомым средством обновления содержания музыкального образования в школе. Поэтому, моделирование процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» должно стать важной предпосылкой совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки, в частности в системе ПК.

2.Важным показателем эффективности совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки является формирование готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», которая складывается из следующих компонентов: когнитивный, мотивационный, организационный, гностический.

Щ]

З.На формирование готовности педагога к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в условиях системы повышения квалификации влияют:

- использование разработанных в диссертации содержания и структуры модели процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»;

предложенное автором содержание проблемных курсов «Музыкальное краеведение на уроках музыки»;

- применение комплексной методики, основанной на системе методов, предложенной М.Я.Лернером, а также на разработанных Л.А.Тарасовой методологических основах научного и учебного музыкального краеведения.

Исторические предпосылки использования музыкально-краеведческого материала в процессе совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки

Мы считаем, что состояние процесса использования музыкально-краеведческого материала в сфере совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки необходимо рассматривать, анализируя историю становления школьного музыкального воспитания в России (на примере Тверского края).

Большое значение изучению истории музыкального воспитания придавала О.А.Апраксина. Она считала, что «знание истории музыкального воспитания оберегает от ошибок прошлого» (11, с. 35).

Смирнов В.Г. отмечает, что «дифференциация краеведческой деятельности по различным предметным направлениям осуществлялась постепенно, в тесной связи с закономерностями и потребностями изучения тех или иных явлений общественной жизни и истории».

Использованию краеведения в учебном процессе школы способствовала выдвинутая в ХУ111 веке проблема всестороннего обследования страны при помощи местного населения. Изучение многих краев Российского государства диктовалось требованиями преобразований политических, экономических, государственных основ, начатых Петром 1.

В течение последующего времени связь между интересом к своему краю и педагогическими целями постепенно углублялись.

Одним из результатов работы центра движения отечествоведения, Русского географического общества, созданного в 1845 году, было введение в школы курсов отечествоведения и родиноведения. В это же время заметно повысился интерес к искусству, к вопросам эстетического воспитания учащихся средствами литературы и искусства.

На развитие эстетического начала в краеведении оказали влияние философские, эстетические труды - В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского.

Так, В. Г.Белинский писал: «для полного понимания, истинного постижения искусства, а, следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение и развитие...» (30).

Н.Г.Чернышевский указывал на особую педагогическую, воспитательную роль искусства, которое должно быть «учебником жизни». Он отмечал проявления интереса в народе «к произведениям искусства: они -произведения человека, они свидетельствуют об уме человека, о его силе и потому дороги для нас» (255).

Проблемы воспитания подрастающего поколения средствами искусства рассматривались Л.Н.Толстым. Он писал: «Каждое дитя народа имеет большие права на наслаждение искусством, чем мы, дети счастливого сословия...» (236).

Существенный шаг в педагогике по вопросам краеведения сделал К.Д.Ушинский. Он считал, что осуществление в педагогике принципа народности обязывает учителя обратиться в процессе обучения, особенно родному языку, прежде всего к «конкретному окружающему материалу».

Вопросы использования краеведческого материала в целях эстетического воспитания школьников обсуждались на страницах журналов краеведческого направления («Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник») и в педагогических журналах того времени («Журнал для воспитания», «Учитель»).

Тенденция к изучению окружающей действительности в школах России во второй половине XIX века сказалась в активном использовании дидактического принципа наглядности обучения, что обеспечило введение в школьную программу изучение местного элемента. Примерные программы предметов, преподаваемых в начальном училище при постоянных педагогических курсах Тверского Губернского Земства являются подтверждением тому, что местный элемент в обучении, прежде всего, использовался в преподавании географии, истории, русского языка.

Так из программы мы узнаем, что с первых же дней поступления детей в школу, русский язык велся предметными беседами. Целью бесед было « приведение в систему тех наблюдений из окружающей жизни, какая у детей имеется, научить их пользоваться своими внешними чувствами, развивать наблюдательность» (172, с.9). Предметом таких бесед в младшем отделении служили семья, игры, игрушки, двор и т.д. На географии одним из средств знакомств учащихся с родным городом была « экскурсия с планом в руках на набережную» (172, с. 15).

Однако в тех учебных заведениях, где имелись предметы эстетической направленности - рисование, пение, музыка также были предприняты попытки систематического ознакомления с местным элементом — произведениями искусства.

Состояние процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (на основе собранного материала по общеобразовательным школам Тверской области)

Для того чтобы определить наиболее эффективные пути профессиональной подготовки на основе процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», необходимо было изучить состояние использования музыкально-краеведческого материала в программе предмета «Музыка» в школах Тверской области, ценный педагогический опыт внедрения.

С этой целью было проведено констатирующее обследование процесса использования музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области.

В своем исследовании мы ставили следующие задачи:

1. Определить условия и возможности школ Тверской области для введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

2. Выявить проблемы учителей музыки в процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

3. Выявить наиболее употребляемые виды музыкально-краеведческого материала в процессе его введения в программу предмета «Музыка».

При этом использовались методы экспериментального исследования: беседы, анкетирование, изучение учебно-тематических планов, педагогической литературы и периодических изданий.

В соответствии с поставленными задачами были составлены анкета 1 и анкета 2 для учителей музыки (см. Приложение 2 и 3). Анкета 1 содержала 11 вопросов была составлена с целью получить информацию о возможностях введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» в школах Тверской области, о том какие формы, методы, приемы введения музыкально-краеведческого материала в программу используются учителями музыки (информация о состоянии интересуемого нас процесса содержалась в вопросах № 1, 3, 10, 11). С помощью этой анкеты были получены данные о процессе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» учителями музыки Тверской области.

Анкетирование учителей музыки городских и сельских школ проходило как в стенах школ в процессе командировок автора в рамках курсов повышения квалификации, так и путем рассылки анкет в соответствии с разрешениями на анкетирование, полученными от начальника Департамента образования администрации Тверской области Е.М.Муравьева.

Анкетирование проводилось в 2000-2001 годах и проходило в 140 школах Тверской области, относящихся к Оленинскому, Краснохолмскому, Сонковскому, Бологовскому, Вышневолоцкому, Фировскому, Сандовскому, Калининскому, Бежецкому, Весьегонскому, Кашинскому, Калязинскому, Удомельскому, Осташковскому, Торжокскому, Торопецкому, Ржевскому, Спировскому, Старицкому, Нелидовскому, Рамешковскому, Кимрскому, Вельскому районным отделам народного образования. Анкетирование проходило также в общеобразовательных школах № 9, 7, 36, 10, 44, 27, 1, 6, 14, 22 г. Твери.

Анализ собранного материала показал (цифровые данные приводятся в Таблице 1. См. Приложение 5), что для процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» во многих школах (70% всех обследованных школ) есть те или иные условия для процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка». Лучшие условия (наличие специалиста с музыкальным образованием, школа с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла) есть в школах городских и школах районного центров. Хуже условия в сельских и деревенских.

Анализ результатов ответов на 1-й вопрос анкеты (статистические данные обработки ответов на этот вопрос приведены в 1-м пункте Таблицы 1, см. в Приложении 5), показал что у 30 % обследуемых школ отсутствует специалист со специальным музыкально-педагогическим образованием. В более выгодном положении в комплектовании школ специалистами с музыкальным образованием оказались городские школы и школы районных центров (84 %).

На вопрос использования во внеклассной работе музыкально-краеведческого материала положительный ответ дали 58 % учителей музыки.

И только 48 % учителей музыки Тверского края вводят музыкально-краеведческий материала в урок музыки. Аргументируя свои ответы, учителя справедливо отмечают отсутствие методических материалов по введению музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», а учителя отдаленных районов - не возможность получить консультацию у методиста в связи с отдаленностью населенного пункта от областного центра.

Анализ ответов на 10-й вопрос анкеты о применении различных видов музыкально-краеведческого материала в программе предмета «Музыка» показал, что наиболее применимы учителями музыки материалы о музыкантах, творчество которых связано с Тверским краем (47 %). Реже вводится учителями музыки такой вид музыкально-краеведческого материала как фольклор родного края (9 %), музыкальные произведения, связанные с краем - 25 %.

Констатирующее обследование уровня профессиональной подготовки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»

1.Определить исходный уровень профессиональной готовности учителей музыки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

2. Выявить затруднения учителей музыки, возникшие при моделировании процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка».

На основе этих задач была составлена анкета 3 (см. Приложение 4), предназначенная для учителей музыки, повышающих квалификацию в ТОИУУ.

Анкетированием было охвачено 40 учителей (20 учителей экспериментальной и контрольной группы) музыки Тверской области. В целях объективности получаемой информации, для анкетирования и выполнения творческого задания подбирались учителя городских и сельских, средних и восьмилетних, а также из разных районов области.

При анализе результатов использовалась уровневая структура профессиональной готовности педагога к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», разработанная в теоретической части.

Готовность к совершенствованию профессиональной подготовки педагога на основе процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» складывается из наличия следующих сформированных компонентов: когнитивного мотивационного; процессуального (гностического); организационного.

Были разработаны следующие критерии профессиональной готовности учителей музыки к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка»:

- Когнитивный компонент, который определяется наличием достаточных профессиональных знаний и умений, в том числе и в области музыкально-педагогического краеведения;

- мотивационный: осознание значимости послебазового музыкально-краеведческого образования, наличие интереса к музыкальной культуре родного края;

- процессуальный (гностический) , развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, формирование операций умственной деятельности, умений самоанализа;

- организационный: наличие умений выбрать источники процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка», планировать музыкально-краеведческую деятельность, самоанализировать свою деятельность.

Каждый содержательный компонент готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» может находиться на различных уровнях сформированное: на низком, среднем и высоком уровне.

Низкий уровень характеризуется:

- отсутствием знаний в области музыкально-педагогического краеведения (когнитивный компонент): не знают или называют 1-2 вида музыкально-краеведческого материала (0-1 балл); не знают или знакомы с одним - двумя методами музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыке (0-1 балл); отсутствием интереса к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (0 баллов); к музыкальной культуре родного края (мотивационный компонент) (0-1 балл);

- отсутствием умений самостоятельно моделировать процесс введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (гностический компонент): затруднения в самоопределении системы методов музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыке (0-1 балл); затруднения в моделировании урока музыки на основе музыкально краеведческого материала (0-1 балл); затруднения в моделировании процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (0 баллов); - отсутствием умений выбирать источники для моделирования процесса (0-1 балл), планировать музыкально-краеведческую деятельность в школе (организационный компонент); Для среднего уровня характерно: - хорошие знания в области музыкально-педагогического краеведения (когнитивный компонент): знают несколько видов музыкально краеведческого материала (1 балл); называют несколько методов музыкально-краеведческой деятельности на уроке музыке (1 балл); - умение работать в модуле введения музыкально-краеведческого материала в урок музыки (2 балла), в модуле методов, форм, приемов (гностический компонент) (2 балла); в самостоятельном моделировании процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» встречают серьезные затруднения: при моделировании процесса пользуются методическими рекомендациями, консультациями методистов (1 балл); - проявление интереса к исследуемому процессу (1 балл), к музыкальной культуре родного края в рамках курсов повышения квалификации (мотивационный компонент) (1 балл); 133 - умением выбирать некоторые источники для процесса (1 балл); планируют музыкально-краеведческую деятельность в школе с помощью коллег и методистов (организационный компонент) (1 балл). Для высокого уровня готовности к процессу введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» характерно: - отличные знания в области музыкально-педагогического краеведения: знают все виды музыкально-краеведческого материала (2 балла); называют не только отдельные методы обучения, но и классификацию или систему методов (2 балла); - интерес к процессу и музыкальной культуре родного края проявляется на уровне учебно-воспитательного процесса школы, дальнейшего самообразования педагога (мотивационный компонент) (2 и 2 балла); - самостоятельное моделирование урока музыки на основе музыкально краеведческого материала (2 балла); самостоятельное моделирование процесса введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета «Музыка» (2 балла) (гностический компонент); - умение выбирать источники для процесса в их совокупности (2 балла); самостоятельное планирование музыкально-краеведческой деятельности в школе, умение анализировать собственную деятельность (2 балла).

Похожие диссертации на Совершенствование профессиональной подготовки учителя на основе введения музыкально-краеведческого материала в программу предмета "Музыка"