Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Германова Ольга Викторовна

Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования
<
Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Германова Ольга Викторовна. Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006 235 с. РГБ ОД, 61:06-13/2742

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования

1.1. Анализ современного состояния профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования 18-37

1.2. Содержание профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже в контексте модернизации образования 38-63

1.3. Критерии профессиональной готовности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже 64-83

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования

2.1. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже 84 -102

2.2. Планирование и ход опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже 103 - 130

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже 131 -147

Заключение 148-151

Библиографический список 152 -170

Приложения 171 - 23 5

Введение к работе

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, вызвали к жизни необходимость повышения роли и качества образования, которые являются определяющими факторами эффективности не только экономики, но и культуры. Это привело к изменению требований к качеству подготовки специалиста, а именно к уровню его профессионализма. Если до недавнего времени основной целью профессионального образования считалось формирование систематизированных знаний, умений, навыков, то в настоящее время реализуется практикоориен-тированный подход к профессиональному образованию.

Учеными отмечается, что в нынешних реалиях цель среднего профессионального образования зависит не только от профиля будущего специалиста, но и от более широкого контекста, выходящего на рефлексию современных социально-государственных и духовно-культурных основ.

Одной из задач Федеральной программы «Развитие образования в России» (1996 г.) в области среднего профессионального образования является достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. В Концепции инновационного развития Чувашской Республики говорится, что «инновационное развитие отрасли культуры означает, прежде всего, оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур». В этом процессе, несомненно, учителя музыки и музыкальные руководители занимают важное звено, ибо они являются исследователями традиций, аккумуляторами и «ретрансляторами» культуры народа. В данном контексте тема настоящего диссертационного исследования особо актуализируется в условиях Чувашской Республики.

В Концепции среднего специального образования (1991 г.), в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (2002 г.) отмечается, что современным образовательным учреждениям нужен педагог, обладающий высочайшей профессиональной компетенцией, емко-

стью педагогического мышления, способный творчески, неординарно подходить к решению сложных психолого-педагогических проблем и находить оптимальные пути их решения. Вышеперечисленные требования в полной мере относятся к подготовке учителя музыки, музыкального руководителя. В век информационных технологий будущий специалист - это прежде всего личность, образованная, яркая, многогранная, активно действующая, творчески универсальная, сочетающая в себе качества педагога и музыканта.

Подготовка специалиста такого уровня является приоритетной задачей профессионального музыкально-педагогического образования как высшего, так и среднего. Перспективы современного образования сегодня связываются с реализацией государственной программы - Национального проекта, в целом направленного на улучшение качества образования, его модернизацию. На пути его реализации особую важность приобретает объективная оценка ситуации в образовании, в частности среднем профессиональном, характеризуемая такими показателями, как низкий социальный статус педагога, неуклонно влекущий за собой падение авторитета учительской профессии; отсутствие конкурса на педагогические специальности (в частности учителя музыки, музыкального руководителя) и как следствие - снижение общекультурного и интеллектуального уровня абитуриентов. В связи с этим актуализируются вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, связанные с качественным обновлением содержания среднего профессионального образования.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки, музыкального руководителя в Чебоксарском педагогическом колледже им. Н.В. Никольского обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. К наиболее существенным относятся: разноуровневый (нередко полярный) контингент обучаемых (около 80% не имеют начального музыкального образования) и недостаточные в связи с этим сроки обучения (2 года 10 месяцев, регламентируемые Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования) для подготовки высо-

^квалифицированных специалистов широкого музыкального профиля с учетом реально существующей практики; доминирование творческого характера профессии, обусловливающий активную реализацию индивидуально-личностного подхода к обучению; трудности социально-психологической адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже; преодоление языкового барьера учащимися-билингвами.

Именно эти факторы определили особенности подготовки учителей музыки, музыкальных руководителей в педагогическом колледже и обусловили поиск эффективных путей организации всего учебно-воспитательного процесса (внедрение новых организационных форм, технологий, методической поддержки и институциональных механизмов повышения качества подготовки на всех уровнях). Таким образом, совершенствование в контексте нашего исследования мы рассматриваем как процесс достижения высоких учебно-практических результатов обучения студентов на основе контекстного, интегративного, личностно-индивидуализированного подходов за короткое время обучения.

Проблему совершенствования учебно-воспитательного процесса исследовали такие ученые, как В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и другие.

Идеи оптимизации содержания, форм и методов в свое время получили научное обоснование в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Т.А. Ильиной, Н.Ф. Талызиной и др.

В ряде диссертационных исследований последних лет отражены различные аспекты совершенствования процесса профессиональной подготовки: в системе высшего профессионального образования (А.А. Ахматгатин, С.А. Голов, Ю.К. Итин, В.И. Каган, В.Н. Кострова, И.В. Лопаткова, И.А. Сычени-ков, К.Р. Четыркинн и др.); в системе среднего профессионального образования (А.Н. Журавлев, Т.Н. Князева, В.И. Лесин, И.И. Тубер).

Особого внимания в контексте исследуемой нами темы заслуживает научно обоснованная модель оптимизации учебного процесса в средних специальных учебных заведениях, разработанная авторским коллективом в составе: СВ. Васильевой, Г.Г. Городничевой, З.А. Зайцевой, Л.А. Ненашевой, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко.

Методологическим основам подготовки современного учителя к профессионально-педагогической и творческой деятельности посвящены научные труды О.А. Абдуллиной, Ш.А. Амонашвили, СИ. Архангельского, Ф.Н. Гоноблина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Ку-люткина, Ю.Л. Львовой, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, П.Е. Решетникова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и других.

В теории музыкального образования различные аспекты совершенствования процесса обучения раскрыты в работах Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Л.Г. Дмитриевой, Г.М. Цыпина, Н.М. Черноиваненко, Т.В. Челышевой, В.А. Школяр, Л.С. Сизовой и др.

Проблемам формирования личности будущего учителя музыки посвящены научные и педагогические труды Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковои, Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, В.М. Целковникова, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр; личность музыкального руководителя в ДОУ исследовали Н.А. Ветлугина, Л.В. Куцакова СИ. Мерзлякова, О.П. Радынова.

Различные аспекты профессиональной музыкально-педагогической подготовки учителя музыки в Чувашии отражены в диссертационных работах Г.И. Батюниной, В.Л. Галкиной, Т.В. Давыдовой, А.В. Ивановой, Е.В. Павловой, А.В. Савадеровой, В.А. Телепова, Т.В Фуртас и др.

Анализ изученной литературы показал, что проблемы среднего профессионального музыкально-педагогического образования, стоящие перед педагогическими колледжами (училищами), как общие, так и специфические, недостаточно широко представлены в педагогической науке. Проблема совершенствования подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования требует нового осмысления, необходимости ее практиче-

ской реализации в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения его максимальной эффективности.

Таким образом, возникают противоречия:

  1. между потребностью общества в подготовленных учителях музыки и музыкальных руководителях, ориентированных на широкий спектр педагогической деятельности, конкурентоспособных на рынке труда и недостаточной теоретико-методической разработанностью данной проблемы в системе СПО;

  1. в несоответствии нормативных знаний, практических умений и навыков, заложенных в требованиях Государственного образовательного стандарта по специальности «Музыкальное образование», реальной практике профессиональной подготовки специалистов в педагогических колледжах.

Выявленные противоречия определили проблему настоящего исследо
вания: при каких педагогических условиях процесс совершенствования под
готовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего
профессионального образования будет осуществляться наиболее эффектив
но?

Целью настоящего исследования является научно-экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования - система подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в среднем профессиональном образовании.

Предмет исследования - педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования основана на том, что совершенствованию подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования способствуют следующие педагогические условия:

актуализация принципа профессиональной направленности обучения в условиях модернизации образования, ориентирующего будущих специалистов на широкий спектр педагогической деятельности;

реализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин;

разработка и внедрение авторской программы «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности посредством внедрения активных форм и методов (моделирование уроков и музыкальных занятий на основе создания проблемно-поисковой ситуации с элементами эвристического диалога, разработка бесед-аннотаций на музыкальное произведение для детей различного возраста; комплексные творческие зачеты, региональные музыкально-исполнительские конкурсы «Педагог - мое призвание») как важнейшего фактора творческой самореализации студентов и преподавателей;

оптимальное использование возможностей педагогической практики, проводимой в разнотипных образовательных учреждениях (ДОУ, СОШ) в целях профессиональной подготовки будущих специалистов;

создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества учителя и ученика в профессиональной адаптации студентов.

В соответствии с выявленными противоречиями, обозначенной проблемой, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

осуществить анализ современного состояния профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования;

определить содержание и раскрыть специфику профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже в контексте модернизации образования;

определить критерии и уровни готовности учителей музыки и музыкальных руководителей к будущей профессиональной деятельности;

разработать и внедрить программу «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.

Методологическую основу исследования составили важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; диалектическое учение о единстве общего, особенного и единичного; теория системного и целостного подхода к общественным явлениям; современные научные теории деятельности и познания; аксиологический подход; диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активный творческий процесс; концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к профессиональной подготовке; принцип единства теории и практики.

Теоретическую основу исследования составили концепции развития среднего профессионального образования (В.И. Байденко, Н.А. Морева, Г.В. Мухаметзянова, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко и др.); научные труды по проблеме профессиональной направленности обучения и формирования профессионально направленной личности, обусловленной развитием ее мотивационно-ценностной сферы и интереса (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.Г. Максимов, И.Т. Огородников, В.А. Сухомлинский и др.); проблемы технологий в обучении (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев и др.); концепции развития личности учителя (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, О.Г. Максимова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); фундаментальные исследования в области общей и музыкальной психологии (Л.С. Выготский, А.Л.

Готсдинер, В.В. Медушевский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теп-лов и др.); исследования, посвященные проблемам совершенствования профессиональной музыкально-педагогической подготовки учителей музыки, музыкальных руководителей и их профессионально-личностного развития (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, В.Л. Галкина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Кузнецова, И.А. Медведева, СИ. Мерзлякова, А.В. Савадерова, Г.Д. Суслова, О.П. Радынова, Г.Г. Тенюкова, В.Н. Шацкая, В.М. Целковни-ков и др.).

В процессе работы над темой для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследова-ния:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, науч
но-методической и специальной литературы в целях разработки основных
положений исследования;

анализ передового педагогического опыта и обобщение опыта работы * региональных педагогических колледжей;

ретроспективный анализ своего опыта работы;

анализ нормативных документов среднего профессионального образования (Закон об образовании РФ, Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, учебные планы, рабочие программы);

сравнительный анализ действующих учебных планов педагогического колледжа и музыкально-педагогического факультета университета, региональных рабочих программ по фортепиано;

анализ результатов учебной и внеучебной деятельности студентов;

анализ результатов педагогической практики;

педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос;

педагогический эксперимент;

математическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского. Кроме того, в эксперименте также приняли участие преподаватели и студенты Канашского педагогического колледжа им. Н.А. Добролюбова, Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища (Татарстан), Набережночелнин-ского педагогического колледжа (Татарстан), музыкальные руководители ДОУ №№ 5, 9, 65, 82, 143, 182, учителя музыки общеобразовательных школ №№ 54, 9, 39, 2, 31, 62 г. Чебоксары и СОШ № 42 пос. Лапсары Чебоксарского района. Экспериментальным исследованием было охвачено свыше 300 человек: 180 студентов различных специальностей (в том числе 95 студентов-музыкантов) и 35 преподавателей Чебоксарского педагогического колледжа, 20 студентов музыкального отделения Канашского педагогического колледжа, 50 студентов и преподавателей региональных педагогических колледжей Татарстана, Марий Эл, 25 учителей музыки общеобразовательных школ и музыкальные руководители ДОУ г. Чебоксары и Чебоксарского района.

Организация и этапы исследования.

Первый (подготовительный) этап (1997 - 2003 гг.) включал изучение и анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, особенностей профессиональной подготовки будущих специалистов в системе педагогических колледжей; обобщение собственного педагогического опыта; определение темы исследования, его цели, объекта, предмета, гипотезы и задач; анкетирование в целях выявления проблемы профессионально направленного инструментального обучения; разработку программы «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования».

Второй этап (2003 - 2004 гг.) был посвящен проведению констатирующего этапа эксперимента, в котором анализировалась система подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в условиях среднего профессионального образования на современном этапе; изучение и обобщение

педагогического опыта учителей музыки общеобразовательных школ и музыкальных руководителей ДОУ; анализу нормативных документов, регламентирующих процесс профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей; анкетированию студентов-выпускников всех специальностей Чебоксарского педколледжа по результатам преддипломной практики в целях определения обобщенного уровня профессиональной направленности обучения; выявлению педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже; разработке критериев, позволяющих выявить уровни готовности студентов к профессиональной деятельности; анализу рабочих программ всех учебных дисциплин по специальности 0310 «Музыкальное образование»; сравнительному анализу рабочих программ по основному музыкальному инструменту региональных педагогических колледжей.

Третий этап (2003 - 2005 гг.) включал формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в котором осуществлялось целенаправленное планирование и обеспечение неразрывной связи экспериментальной работы с собственной педагогической практикой; анкетирование студентов-выпускников всех специальностей по результатам преддипломной практики в целях определения уровня профессиональной направленности обучения в педагогическом колледже в динамике; экспериментальная проверка внедрения комплекса педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже; проверку эффективности внедрения авторской программы.

На четвертом этапе (2005 - 2006 гг.) был проведен анализ результатов всей опытно-экспериментальной работы в целях подтверждения эффективности выявленных нами педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже; формулировались научные выводы и оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Определено содержание и раскрыта специфика профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования в контексте его модернизации;

  2. Определены основные критерии и уровни готовности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже, обусловленные широким спектром профессиональной деятельности;

  3. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже;

  4. Разработана и внедрена в учебный процесс педагогического колледжа авторская программа «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

  5. Внедрены и апробированы новые активные формы проведения контрольно-отчетных мероприятий (творческие комплексные зачеты по моделированию уроков музыки и музыкальных занятий, межрегиональные музыкально-исполнительские конкурсы «Педагог - мое призвание» среди студентов, творческое аннотирование музыкальных произведений для детей различного возраста, технический музыкально-исполнительский зачет по моделированию гамм, коллоквиум) в целях выявления у студентов уровня сформированное профессионально-педагогического комплекса по всем критериям (личностный, теоретический, методический и практический аспекты).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику среднего профессионального педагогического образования научным обоснованием педагогических условий совершенствования процесса обучения; в нем осуществлен анализ современного состояния подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования; обоснованы критерии

профессиональной готовности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.

Практическое значение определяется тем, что использование разработанных автором программы «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования», учебных пособий, имеющих гриф Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики («Беседы о музыке для детей дошкольного возраста» и «Беседы о музыке для детей школьного возраста»), а также содержащихся в приложении к диссертации дидактические материалы и методические разработки способствует совершенствованию процесса профессиональной подготовки специалистов на музыкальных отделениях педагогических колледжей (училищ).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений; разнообразием применявшихся методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, многолетним (17 лет) опытом работы диссертанта в системе среднего профессионального образования в качестве заведующего школьным отделением, председателя предметно-цикловой комиссии музыкальных инструментов, преподавателя специальных и музыкально-теоретических дисциплин в Чебоксарском педагогическом колледже им. Н.В. Никольского.

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

организация экспериментальной работы как в предметном цикле музыкального отделения Чебоксарского педагогического колледжа ми. Н.В. Никольского, так и в целостном учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа;

выступления диссертанта с докладами на I Республиканском методическом семинаре «Профессиональная направленность обучения в классе

фортепиано в системе среднего музыкально-педагогического образования» (Чебоксары, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» (Чебоксары, 2003 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Актуализация профессиональной направленности инструментального обучения в системе среднего профессионального образования» (Чебоксары, 2004 г.), ежегодных методических семинарах и сессиях аспирантов кафедры теории и методики музыки ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, научно-практических конференциях Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского и ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; проведение открытого урока по предмету «Отечественная музыка XX века» на семинаре-совещании Совета директоров Волго-Вятского региона (Чебоксары, 2003 г.);

-организация межрегиональных конкурсов по профессии «Педагог -мое призвание» среди студентов-инструменталистов педагогических колледжей (Чебоксарский педагогический колледж, 2001 - 2004 гг.);

- участие в работе Республиканской аттестационной комиссии учителей музыки Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2002 - 2006 гг.);

-подготовка лауреатов и дипломантов всероссийских, межрегиональных, республиканских профессиональных конкурсов «Учитель музыки», «Педагог - мое призвание» (2001 - 2005 гг.);

-публикация научных статей, материалов исследования; издание двух учебных пособий (с грифом МО и МП Чувашской Республики), авторской программы (всего 20 работ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования обусловливается спецификой профессиональной деятельности педагога-музыканта, которая включает широкий спектр специальностей (учитель музыки в общеобразовательной школе, музыкальный руководитель

в детском саду, социальный педагог, руководитель кружков и студий эстетического направления, педагог дополнительного образования, гувернер и др.). Она обеспечивает реализацию задачи повышения качества подготовки специалистов, способных самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за ее результаты, готовых к самообразованию, мобильных и коммуникабельных, владеющих современными музыкально-педагогическими и информаци-оннными технологиями, что соотносится с основными положениями программы модернизации российского образования. Анализ существующей практики и выявленные трудности (разноуровневый контингент, недостаточная базовое музыкальное образование, соцально-пихологическая адаптация и др.) в подготовке учителей музыки и музыкальных руководителей в условиях педколледжей требуют совершенствования содержания, форм и методов данной подготовки на основе контекстного, интегративного и личностно индивидуализированного подходов.

2. Процессу совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования способствуют следующие педагогические условия:

актуализация принципа профессиональной направленности обучения в условиях модернизации образования, ориентирующего будущих специалистов (учителей музыки и музыкальных руководителей) на широкий спектр педагогической деятельности;

реализация комплексного подхода к обучению, основанного на межпредметных связях всех учебных дисциплин;

разработка и внедрение авторской программы «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности посредством внедрения активных форм и методов (моделирование уроков и музыкальных занятий на основе создания проблемно-поисковой ситуации с элементами эври-

стического диалога, разработка бесед-аннотаций на музыкальное произведение для детей различного возраста; творческие комплексные зачеты, региональные музыкально-исполнительские конкурсы «Педагог - мое призвание») как важнейшего фактора творческой самореализации студентов и преподавателей;

оптимальное использование возможностей педагогической практики, проводимой в разнотипных образовательных учреждениях (ДОУ, СОШ) в целях профессиональной подготовки будущих специалистов;

создание атмосферы психологического комфорта, сотрудничества учителя и ученика в профессиональной адаптации студентов.

3. Критериями готовности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей к профессиональной деятельности являются:

- наличие знаний в области психолого-педагогических, медико-
биологических, общекультурных и музыкально-теоретических дисциплин
(теоретический аспект);

« - наличие знаний методики музыкального образования детей различно-

го возраста (методический);

- сформированность специальных музыкально-исполнительских и об
щих профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для
прохождения педагогической практики (практический аспект);

- наличие положительной мотивации студентов к будущей профессио-
' нальной деятельности в качестве учителей музыки и музыкальных руководи
телей и комплекса профессионально-личностных качеств (мотивационно-
личностный).

Логика научного исследования определила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В текст диссертации включены таблицы, диаграммы, схе-

Щ МЫ

Анализ современного состояния профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования

Смена доминирующей целевой установки профессионального образования, смена образовательной парадигмы, направленной, прежде всего, на раскрытие личности, требует кардинального пересмотра стратегических задач подготовки специалиста.

Современный специалист должен обладать знаниями и умениями, соответствующими мировому уровню образования, мировым стандартам. В первую очередь, это:

- высокий уровень общего образования;

- широкая общеобразовательная, общетехническая, психологическая, педагогическая, экономическая, правовая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными знаниями;

- профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство, качество труда;

- способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, особенно с использованием современной вычислительной и информационной техники;

- умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности; готовность к переучиванию, самообразованию;

- мобильность, коммуникабельность;

- умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены [121].

Сегодня подготовка специалиста должна быть развивающейся и адаптируемой к объективным и субъективным условиям осуществления профессиональной (трудовой) деятельности. На это должны быть направлены все компоненты профессионального образования - содержание, методы, формы и средства.

В связи с этим, в современной педагогической науке (в частности музыкальной педагогике) особо актуализируются вопросы совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

Федеральный закон «Об образовании» (гл. I, ст. 23) определяет основную цель среднего профессионального образования - подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Проблема цели образования всегда была актуальной для педагогики, т. к. цель - определяющий, пронизывающий весь педагогический процесс стержень. Она определяет как содержательный компонент данного процесса, так и выбор методов, средств, форм обучения, а также является решающим критерием для измерения эффективности педагогических действий. «Цель имеет две взаимосвязанные стороны: обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности специалиста и духовное развитие личности. Всякая попытка свести профессиональное образование только к профессиональному научению, в ущерб духовному развитию личности, есть не что иное, как технократия в педагогике» [169, 25].

Многими исследователями отмечается, что в настоящее время цели, возникающие перед средним профессиональным образованием, существенно более многомерны, содержательны и конкретны, более привязаны к текущим реалиям, нежели, скажем глобальная цель формирования всестороннего и гармонично развитого человека.

«Цель среднего профессионального образования зависит, по большому счету, не только от модели (профиля) будущего специалиста, а от более широкого контекста, выходящего на рефлексию современных, социально-политических, духовно-культурных условий. Важной целью СПО, как это не парадоксально звучит, является формирование особых ЗУН и качеств лично сти, не связанных с профессиональным образованием. Образование такого плана, назовем его «бытийным (онтологическим) образованием» или «экзистенциальным образованием» («образованием существования»), призвано помочь человеку полноценно жить в условиях отсутствия работы» [137, 108].

Структура целей подготовки специалиста в педагогической системе (как и в других непедагогических системах) среднего профессионального образования представляет собой иерархию целей: с одной стороны, главная общегосударственная цель - «социальный заказ» общества, с другой - цели самого образовательного учреждения и с третьей, - цели обучения по конкретной специальности.

Мы уже отмечали, что реконструкция целей образования на современном этапе предполагает коренные изменения в самой образовательной системе. Общеизвестно, что педагогическая образовательная система является составной частью всей социальной системы, более того, она становится ее точным отражением. «Все преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются теми задачами, которые стоят перед социумом на определенных этапах его развития» [129, 13].

Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже

Обновление содержания музыкально-педагогического образования в системе СПО связано сегодня с задачами повышения культуры, формирования творческой, активной, развивающейся личности, поиском эффективных путей организации и планирования целостного учебно-образовательного процесса, применение новых активных форм и методов обучения, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Особо следует отметить, что в процессе модернизации образования система СПО (педагогические колледжи, училища, техникумы) сталкивается с серьезными препятствиями, для преодоления которых необходим поиск новых путей повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.

Анализ теоретических и практических аспектов по проблеме подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе педагогических колледжей показал, что ее составляющие - учебная деятельность (содержание основной образовательной программы по специальности «Музыкальное образование») и внеучебная (организационные формы) - требуют существенной корректировки с учетом реальной практики. Это привело к выводу о необходимости выявления и экспериментальной проверки педагогических условий совершенствования процесса подготовки (от планирования до содержания).

За последние десятилетия учеными, изучающими различные аспекты профессиональной подготовки педагогов-музыкантов как в системе высшего, так и среднего профессионального образования, рассматривались разнообразные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих эффективности учебного процесса.

Сущность педагогических условий («педагогические условия» по СИ.

Ожегову) - обстоятельства, требования, из которых следует исходить; правила; обстановка - рассматривается в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязин ского, И.Я. Лернера, В.Г. Максимова, Н.М. Яковлевой и др. Так, Ю.К. Бабан ский определяет педагогические условия обучения как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимоотношении, которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [16, 61]. И.Я. Лернер трактует педагогические условия как «факторы, обеспечивающие успешное обучение» [98, 83]. Е.Г. Максимов рассматривает педагогические условия как объективные и субъективные факторы, необходимые для эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы [106].

В контексте исследуемой нами темы мы рассматриваем педагогические условия как комплекс факторов (обстоятельства, предпосылки, необходимые средства), способствующие совершенствованию процесса подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе педагогических колледжей, а также проявлению творческих возможностей в преподавании и учении. В качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что ео 1 вершенствование подготовки учителей музыки и музыкальных руководите лей в системе среднего профессионального образования будет успешным при реализации следующих педагогических условий:

- актуализации принципа профессиональной направленности обучения, ориентирующего будущих специалистов (учителей музыки и музыкальных руководителей) на широкий спектр педагогической деятельности;

- реализации комплексного подхода к обучению, основанного на меж

предметных связях всех учебных дисциплин; - разработки и внедрения авторской программы «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

- взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности на основе внедрения активных форм (моделирование уроков и музыкальных занятий, комплексные творческие зачеты, региональные конкурсы «Педагог - мое призвание») как важнейшего фактора творческой самореализации студентов и преподавателей;

- оптимального использования возможностей педагогической практики с учетом прохождения ее в разнотипных образовательных учреждениях (ДОУ, СОШ);

- создания атмосферы психологического комфорта, сотрудничества учителя и ученика в профессиональной адаптации студентов.

Считаем целесообразным, дать характеристику каждому из вышеназванных педагогических условий.

Планирование и ход опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже

С целью проверки рабочей гипотезы (экспериментального подтверждения выявленных педагогических условий), проверки эффективности разработанной нами программы по основному музыкальному инструменту (фортепиано) нами был проведен педагогический эксперимент.

Для реализации поставленной цели нами были определена программа эксперимента и соответствующие ей задачи:

- провести ряд организационно-педагогических мероприятий: внесение корректив в содержание учебных дисциплин для специальности «Музыкальное образование», интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей (проведение методических семинаров, научно-практических конференций по проблемам исследования, апробация инновационных форм отчетности студентов, выявление творческого потенциала студентов и преподавателей в ходе проведения исполнительских конкурсов педагогического мастерства, выявление соответствия теоретической и практической подготовки студентов в ходе прохождения ими различных этапов практик и др.);

- проверить критерии готовности будущих учителей музыки и музыкальных руководителей к будущей профессиональной деятельности

- показать эффективность внедрения авторской программы по фортепиано «Совершенствование инструментальной подготовки специалистов в системе среднего профессионального музыкально-педагогического образования»;

- проверить эффективность педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в педагогическом колледже.

Поставленные задачи решались через организацию как учебной, так и внеучебной (творческой) деятельности студентов на всех этапах обучения в колледже. В ходе эксперимента необходимо было проследить, как изменится соотношение между контрольной и экспериментальной группами по критериям готовности учителей музыки и музыкальных руководителей к будущей профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы педагогической диагностики:

наблюдение за исполнительской деятельностью студентов и педагогической деятельностью преподавателей региональных педколледжей (на примере их выступлений в профессионально-исполнительских педагогических конкурсах);

анализ учебно-нормативной документации (ГОС СПО, учебные планы, рабочие программы);

анализ республиканских и региональных рабочих программ по основному инструменту;

анализ учебно-исполнительской деятельности студентов по результатам прохождения ими различных видов педагогической практики;

тестирование и анкетирование студентов с целью выявления профессионально-исполнительских проблем и профессиональной направленности обучения;

беседы с преподавателями специальных дисциплин педагогических колледжей Чувашии, Татарии, Марий Эл, г. Н. Новгорода по проблеме исследования, проведение совместных научно-практических конференций;

беседы с учителями СОШ и музыкальными руководителями в ДОУ по вопросам профессиональной направленности обучения в подготовке будущих специалистов.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования явился Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского. В эксперименте также приняли участие преподаватели и студенты Канашского педагогического колледжа им. Н.А. Добролюбова, Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища (Татарстан), Набережночелнинского педагогического колледжа (Татарстан), Оршанского педагогического колледжа (Марий Эл), Нижегородского педагогического колледжа, а также учителя музыки общеобразовательных школ №№ 54, 9, 39, 2, 31 г. Чебоксары, № 42 пос. Лапсары Чебоксарского района и музыкальные руководители ДОУ №№ 5, 9, 65, 82, 143, 182 г. Чебоксары. Экспериментальным исследованием было охвачено свыше 300 человек: 180 студентов различных специальностей Чебоксарского педагогического колледжа (в том числе 95 студентов-музыкантов), 35 преподавателей педагогического колледжа, 20 студентов музыкального отделения Канашского педагогического колледжа, 50 студентов и преподавателей региональных педагогических колледжей Татарстана (г. Лениногорск, г. Набережные Челны, г. Тетюши), Марий Эл (пос. Оршан-ка), г. Нижнего Новгорода, а также 25 учителей музыки общеобразовательных школ и музыкальных руководителей в ДОУ г. Чебоксары и Чебоксарского района.

Похожие диссертации на Педагогические условия совершенствования подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей в системе среднего профессионального образования