Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Баженова Евгения Александровна

Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение"
<
Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение"
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баженова Евгения Александровна. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чебоксары, 2003 201 c. РГБ ОД, 61:03-13/2179-3

Содержание к диссертации

Введение

1. Общие основы проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»

1.1. Сущность профессиональной готовности учителя музыки 16-28

1.2. Из истории профессиональной подготовки учителей музыки в России в 19-20 вв 29-57

1.3. Анализ состояния профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах 58-72

2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»

2.1. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы 73-127

2.2. Педагогические условия совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение» 128-140

Заключение 141-143

Библиография ...144-165

Приложения 166-201

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные тенденции в развитии общества (демократизация, экономические реформы, возрождение национальных традиций, обращение к культурным и духовным ценностям) предполагают создание общегосударственной системы образования, основанной, в соответствии с «Законом об образовании», на «гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей»/81/.

В качестве одного из механизмов гуманизации общества и гуманистически ориентированного образования может выступать содержательная, опирающаяся на культурные и духовные ценности, подготовка учебными заведениями педагогических кадров, вследствие чего проблема профессиональной подготовки учителей и, в частности, учителя музыки, приобретает все большую актуальность. Именно учителю музыки в силу специфики своей профессиональной деятельности принадлежит одна из ведущих ролей в формировании духовной культуры, мировоззрения подрастающего поколения, поскольку «... школа должна воспитывать не только цифрой, буквой, но и нотой» /64/. Следовательно, одной из ведущих задач подготовки учителей музыки является «приобщение всех слоев народа к культуре и, в частности, к образованности как высшему ее проявлению» /103/ .

Успешная реализация системой образования ставящихся перед ней задач в высшей степени зависит от учителя, стремящегося осознать себя носителем духовных и культурных ценностей, формирующего в процессе обучения мировоззрение будущего поколения, что обусловливает необходимость повышения качества подготовки будущих специалистов, воспитания у них творческого подхода к образовательному процессу.

В национальной доктрине развития Российского образования до 2025 года особо отмечается, что «для создания необходимых условий

достижения нового, современного качества образования следует более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» /147/. В этой связи особая роль принадлежит учителям музыки, перед которыми в качестве основной ставится задача по воспитанию учащихся на мировых культурных и духовных традициях.

Вопросы профессиональной подготовки учителя находятся в русле
проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. Несмотря на то, что
высшее профессиональное музыкально-педагогическое образование —
достаточная молодая отрасль педагогики высшей школы, к настоящему
времени накоплен значительный опыт по формированию
профессиональных знаний, умений и навыков будущего специалиста.
Большой вклад в разработку вопросов, связанных с подготовкой учителя к
учебно-воспитательной работе, изучению содержания высшего
педагогического образования, внесли исследования О.А. Абдуллиной, В.И.
Андреева, Т.И. Бабаевой, Е.П. Белозерцева, В.П. Беспалько,
Т.А. Ильиной, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, В.П. Ковалева,
И.Б. Котовой, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, В.Г. Максимова,

А.И. Мищенко, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, С.А. Смирнова, Л.Ф. Спирина, И.Ф. Харламова, Т. И. Шаимовой, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др.

Содержание и методы подготовки учителей музыки имеют многолетнюю историю и длительный путь развития. В дореволюционное время проблемой музыкального образования педагогических кадров занимались такие известные педагоги-музыканты, как А.Д. Городцов, Е.Э. Линева, СВ. Смоленский, СИ. Танеев, а так же чувашский просветитель И.Я. Яковлев и др.

В послеоктябрьский период большой вклад в становление теории и практики советской музыкальной педагогики, в частности, подготовки учителей музыки, внесли крупные деятели культуры, музыканты-просветители: Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, М.А. Румер, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.

Проблему подготовки будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, формирования его творческой самостоятельности, интеллектуальной активности исследовали Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Г.И.. Батюнина, Н.Н. Белая, Т.Л. Беркман, Л.Б. Михайлова, В.И. Муцмахер, И.Н. Немыкина, Н.Н. Прушковская, Л.А. Рапацкая, Л.Л. Романова, З.В. Румянцева, Э.К. Сэт, Г.Г. Тенюкова и

др.

Подготовке будущего учителя к использованию национальной музыки посвящены исследования Ю.А. Дмитриевой, А.В. Ивановой, Л.В. Кузнецовой, Ю.Д. Кулакова, В.А. Телепова и др.

Совершенствованию подготовки специалиста к нравственно-эстетическому воспитанию школьников, вопросам формирования его художественно-творческих функций, развитию самообразования, формированию индивидуально-творческого стиля деятельности посвящены исследования А.А. Абдуллиной, О.А. Апраксина, Т.Н. Вороновой, Е.П. Дышлевской, Л.П. Илларионовой, Г.Б. Сабировой, Л.Т. Файзрахмановой, Б.Н. Целковникова, В.И. Шарабурова и др.

Вопросы исполнительской практики в профессиональной подготовке учителя музыки раскрыты в работах СВ. Егоровой, А.А. Ильченко, З.С. Квасница, Т.П. Королевой, П.Ф. Круль, Е.В. Курышева, А.Ф. Назарова, П.М. Николаенко, Г.Н. Падалка, Л.Л. Радомской, Г.М. Цыпина и др.

Сольному пению как отдельному виду музыкального исполнительства посвящен целый ряд научно-теоретических и практических исследований Аспелунда Д., Багадурова В.А., Васиной-Гроссман В.В., Дмитриева Л.Б.,

Менабени А.Г., Мордвинова В.И., Морозова В.П., Назаренко И.К., Тимохина В.В., Юдина С.А., Ярославцевой Л.К. и др., в которых раскрываются проблемы, связанные с историей вокальной педагогики, методикой обучения сольному пению, вокальной речью, вокальным слухом и голосом, формированием голоса певца и др. Основные положения и рекомендации, изложенные в работах указанных авторов, используются в учебном процессе в классе сольного пения. Однако недостаточно научных работ, рассматривающих дисциплину «Сольное пение» с учетом специфики музыкально-педагогического факультета, его профессиональной направленности на школу как важнейшего компонента профессиограммы учителя музыки, как самого органичного и востребованного практикой исполнительского вида деятельности будущих специалистов.

Исследования вышеперечисленных педагогов-вокалистов мало затрагивают вопросы, непосредственно касающиеся подготовки учителя музыки, направленные на более углубленное восприятие будущими специалистами программных произведений, изучаемых ими в классе сольного пения, а также привитие соответствующих знаний и практических умений по использованию данных произведений в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Учебная дисциплина «Сольное пение» предоставляет широкие возможности для приобретения студентами певческих умений и навыков именно на программных произведениях как основе подготовки учителя музыки. Так, анализ программных произведений, рекомендованных к изучению в классе сольного пения, учебной документации преподавателей кафедры сольного пения музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева показывают, что в работе более всего используются произведения А.Алябьева, П. Булахова, Л. Бетховена, А.Варламова, А.Гурилева, М. Глинки, Э.Грига, А. Даргомыжского, В. Моцарта, Л. Монюшко, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского,

Ф. Шуберта, Р. Шумана и ряда других выдающихся композиторов, чье творчество отличается мелодичностью и красочностью образов. Эти произведения являются не только учебным материалом для овладения певческими навыками, развития голосов студентов, формирования их певческой культуры, но и представляют собой художественную и практическую ценность, техническую доступность при использовании их в практической работе учителя-музыканта. Использование данных произведений в профессиональной деятельности будущего специалиста успешно способствует реализации основных целей и задач, стоящих перед современной системой образования:

разностороннее развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

формирование у детей, молодежи активной жизненной и профессиональной позиции;

подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту, творческой

самореализации и профессиональной мобильности в условиях

информатизации общества;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному
наследию народов России.

Вместе с тем, анализ специальной литературы, наблюдения за сложившейся практикой подготовки специалистов к профессиональной деятельности на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и послевузовская учительская практика показывают, что образовательные и воспитательные возможности изучаемых в классе сольного пения произведений используются не в полной мере. Несомненно, данное обстоятельство выступает как следствие давно сложившейся практики

профессиональной подготовки будущих учителей-музыкантов с преобладанием традиционного взгляда на дисциплину «Сольное пение» как локальную со всеми вытекающими из этого задачами, а так же недостаточной разработанностью проблемы использования изученных в классе сольного пения произведений в теоретическом, методическом и практическом аспектах. Следует особо отметить, что именно программные произведения составляют дидактический фонд, формирующий специалиста - учителя музыки.

В этой связи первостепенное значение приобретает решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»

Таким образом, историко-педагогический анализ традиций профессионально-певческого воспитания учителя музыки в России, анализ теоретико-методических подходов к исполнительской подготовке учителя музыки, реальной профессиональной практики позволили нам выявить целый ряд противоречий, особо актуализирующих тему исследования. Среди основных противоречий выделим:

в современной социокультурной ситуации наблюдается подмена культурно-ценностных ориентиров, потребительское отношение к музыкальному искусству, несмотря на богатейший историко-культурный опыт России;

недостаточна теоретико-методическая разработанность предметного содержания дисциплины «Сольное пение» на музыкально-педагогическом факультете при существующей потребности школы в учителе музыки, профессионально подготовленном к комплексной музыкально-певческой деятельности;

программный материал по предмету «Сольное пение» не актуализирован для школьной практики, вследствие чего студенты, владеющие программным вокальным репертуаром, не готовы к его использованию на практике: учебные навыки не переходят в практические.

Из названных противоречий вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Предмет исследования - педагогические условия

совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

В основу исследования нами положена гипотеза, согласно которой процесс совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение» будет эффективнее при следующих условиях:

введение в учебный план музыкально-педагогических факультетов спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»;

создание индивидуальных исполнительских и дидактических фондов из произведений, изученных в классе сольного пения (музыкально-теоретическое, вокально-техническое, методическое обеспечение репертуара).

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность понятий «профессиональная подготовка» и «профессиональная готовность» учителя музыки;

рассмотреть основные этапы подготовки учителей музыки в России в 19-20 вв. для обоснования теоретико-методических основ исследования;

проанализировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом

факультете на современном этапе в контексте проблемы

исследования;

разработать, экспериментально обосновать и внедрить в учебный

процесс программу совершенствования профессиональной

подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины

«Сольное пение», представленной в виде спецкурса;

выявить, теоретически и экспериментально обосновать

педагогические условия, при которых процесс совершенствования

профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе

дисциплины «Сольное пение» будет наиболее эффективным.

разработать основные показатели и уровни профессиональной

готовности будущих учителей музыки основе дисциплины «Сольное

пение».

Общую методологию исследования составили:

идеи о творческом развитии личности (В.И. Андреев,

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

концепции системного, деятельностного подходов в подготовке

будущих специалистов (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий,

В.В. Медушевский, Э.С. Юдин и др.);

общенаучные положения о становлении и формировании

личности в процессе познавательной деятельности и общения

(В.И. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Частнометодологическую базу исследования составили:

фундаментальные исследования в области искусствоведения и

музыкознания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Дмитриев, Е.В. Назайкинский,

А.Н. Сохор и др.);

концепции истории, теории, психологии и социологии

музыкального искусства (В.В. Медушевский, А.Н. Сохор, В.Н. Петрушин

и др.);

теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр и др.);

- теория формирования личности учителя, его мотивационно-ценностное отношение к профессии (О.А. Абдуллина, И.Ф. Исаев, В.П. Ковалев, В.Г. Максимов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.);

научные работы по музыкальной педагогике и музыкальному исполнительству (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, моделирование;

анализ нормативных документов, журналов преподавателей кафедры сольного пения музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, учебных планов, курсовых журналов;

изучение и обобщение педагогического опыта;

методы опроса: анкетирование, блиц-опросы, беседы со студентами и преподавателями музыкально-педагогического факультета, учителями музыки общеобразовательных школ Чувашской республики;

обобщение независимых характеристик, коллективная экспертная оценка;

прямое, косвенное и включенные наблюдения;

анализ продуктов деятельности студентов музыкально-педагогического факультета;

педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и обобщающего этапов;

методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Исследование

осуществлялось на базе музыкально-педагогического факультета

Чувашского государственного педагогического университета

им. И.Я. Яковлева, общеобразовательных школ №9,10,16,42,54,59 г. Чебоксары. На констатирующем этапе эксперимента в исследовании приняли участие студенты и преподаватели музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, преподаватели музыкальных дисциплин педколледжей гг. Чебоксары, Канаш, школ-гимназий №1, №40, №61 г.Чебоксары, СОШ №2г.Урмары, СОШ №6 г.Владикавказ, СОШ №5 г.Канаш, ДШИ №2, №4, ДМШ №2 г. Новочебоксарск.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе (2000 — 2002гг.) проводились теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение массового и передового музыкально-педагогического опыта, связанного с подготовкой учителя музыки к профессиональной деятельности, выявлялись возможности ее совершенствования; изучался опыт работы преподавателей кафедры сольного пения музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; проведено анкетирование учителей музыки, выпускников музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с целью выявления фактического положения дел, связанного с наибольшими затруднениями в аспектах деятельности учителя-музыканта; проведен анализ состояния предмета исследования на начальном этапе опытно-экспериментальной работы. Данный этап исследовательской работы завершился определением гипотезы, задач исследования, разработкой модели системы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение», уровней и показателей профессиональной готовности, разработкой программы формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

На втором этапе (2002 г.) осуществлялся формирующий этап эксперимента, в процессе которого происходило создание контрольной и

экспериментальной групп из студентов третьего курса музыкально-
педагогического факультета им. И.Я. Яковлева; проводилась диагностика
профессиональной готовности студентов контрольной и

экспериментальной групп в соответствии с разработанными уровнями и показателями; внедрение в учебный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение», чтение его в экспериментальной группе; экспериментально обосновывались педагогические условия эффективности разработанной модели совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

На третьем этапе (2003 г.) был проведен анализ полученных в ходе эксперимента данных об уровне профессиональной готовности будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение» в контрольной и экспериментальной группах, соотношение их с заявленными целью и гипотезой; осуществлены обработка и обобщение полученных данных опытно-экспериментальной работы; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. уточнено понятие «профессиональная подготовка учителя музыки»;

  2. определен и обеспечен музыковедческий подход к изучению вокальных произведений как основы совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов;

*

  1. выявлены показатели и уровни профессиональной готовности будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»;

  2. определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

  1. оно дополняет теорию профессионального музыкально-педагогического образования, раскрывая сущность и содержание процесса профессиональной подготовки учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»;

  2. выявленные в ходе теоретического анализа и экспериментально обоснованные педагогические условия совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение» способствуют обогащению теории профессиональной подготовки учителей музыки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что

  1. разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете программа спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение», обеспечивающего эффективность процесса совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов;

  2. внедренный в педагогическую практику спецкурс обеспечил непрерывность музыкально-педагогического образования в системе: педколледж - музыкально-педагогический факультет - система повышения квалификации учителей музыки.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; методологической

« <

обоснованностью исходных позиций; использованием

взаимодополняющих методов исследования; качественным анализом результатов эксперимента; практическим опытом работы диссертанта в качестве преподавателя музыкальных дисциплин (сольного пения) в Чебоксарском педагогическом колледже, на кафедре сольного пения музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика системы совершенствования профессиональной
подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное
пение», включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные цель,
задачи, принципы, основные направления подготовки студентов,
содержание, формы организации учебного процесса, средства, результат.

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность
реализации системы совершенствования профессиональной подготовки
будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»:

введение в учебный план музыкально-педагогических факультетов спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»;

создание индивидуальных исполнительских и дидактических фондов из произведений, изученных в классе сольного пения (музыкально-теоретическое, вокально-техническое, методическое обеспечение репертуара).

3. Показатели профессиональной готовности будущего учителя
музыки на основе дисциплины «Сольное пение»:

-знания исторической эпохи и творческого направления композиторов, изучаемых в классе сольного пения произведений

знания основных вокальных жанров и форм;

исполнительские навыки;

профессионально-педагогические умения.

Апробация работы и внедрение результатов исследования обсуждались на научных сессиях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, на заседаниях кафедр педагогики начального обучения, сольного пения ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, путем внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс на музыкально-педагогическом факультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 8 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 1 схемы, 6 таблиц, 7 рисунков, списка литературы (239 источников), 13 приложений.

Сущность профессиональной готовности учителя музыки

В современных социально-экономических условиях развитие культуры и образования происходит в сложнейшей ситуации. Учитывая, насколько остро ставится вопрос нравственного и духовного возрождения общества, проблема профессиональной подготовки учителей и учителей музыки, в частности, приобретает все большую актуальность. Именно учителю музыки в силу специфики его профессиональной деятельности принадлежит одна из ведущих ролей в формировании духовной и нравственной культуры учащихся.

В исследовании содержания профессиональной подготовки учителей музыки к настоящему времени определилось несколько направлений.

Первое направление характеризуется разработкой профессиограммы и квалификационных характеристик, в которых определяется содержание и система теоретических знаний учителя, а также перечень педагогических и специальных умений и навыков, необходимых для учебно-воспитательных функций учителя музыки. Здесь наиболее известными являются работы Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Половниковой, А.И. Щербакова.

Второе направление, имеющее многолетнюю историю и длительный путь развития, характеризуется исследованием содержания и методов подготовки учителей музыки. В дореволюционное время проблемой музыкального образования педагогических кадров занимались такие известные педагоги-музыканты, как А.Д. Городцов, Е.Э. Линева, СВ. Смоленский, Т.И. Танеев, а также чувашский просветитель И.Я. Яковлев и др. В послеоктябрьский период большой вклад в становление теории и практики советской музыкальной педагогики, в частности, подготовки учителей музыки, внесли крупные деятели культуры, музыканты-просветители: Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, М.А. Румер, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.

Третье направление характеризуется исследованием проблемы подготовки будущего учителя музыки к профессионально-педагогической деятельности, формирования его творческой самостоятельности, интеллектуальной активности. Наиболее известными здесь являются работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Г.И. Батюниной, Н.Н. Белой, Т.Л. Беркмана, Л.Б. Михайловой, В.И. Муцмахер, И.Н. Немыкиной, Н.Н. Прушковской, Л.А. Рапацкой, Л.Л. Романовой, З.В. Румянцевой, Э.К. Сэт, Г.Г. Тенюковой и др.

Четвертое направление посвящено вопросам подготовки будущих учителей-музыкантов к использованию национальной музыки. Это работы Ю.А. Дмитриевой, А.В. Ивановой, Л.В. Кузнецовой, Ю.Д. Кулакова, В.А. Телепова и др.

Пятое направление объединило в себе работы, направленные на совершенствование подготовки специалиста к нравственно-эстетическому воспитанию школьников, раскрытие вопросов формирования его художественно-творческих функций, развитие самообразования, формирование индивидуально-творческого стиля деятельности. Наиболее значимыми здесь, на наш взгляд, являются исследования А.А. Абдуллиной, О.А. Апраксиной, Т.Н. Вороновой, Е.П. Дышлевской, Л.П. Илларионовой, Г.Б. Сабировой, Л.Т. Файзрахмановой, Б.Н. Целковникова, В.И. Шарабурова и др.

Вопросы исполнительской практики, представляющие шестое направление в профессиональной подготовке учителя музыки, раскрыты в работах СВ. Егоровой, А.А. Ильченко, З.С. Квасница, Т.П. Королевой, П.Ф. Круль, Е.В.Курышева, А.Ф. Назарова, П.М. Николаенко, Г.Н. Падалка, Л.Л. Радомской, Г.М. Цыпина и др.

Как показал анализ исследований, понятие профессиональной подготовки употребляется в нескольких значениях, а подчас отождествляется с профессиональной готовностью. Мы предприняли попытку проанализировать значение понятий «профессиональная готовность» и «профессиональная подготовка» специалиста.

Из истории профессиональной подготовки учителей музыки в России в 19-20 вв

Приступая к исследованию, мы сочли необходимым рассмотреть проблему подготовки учителя музыки в историческом аспекте. Мы полагаем, что знание истоков, которые питали музыкально-педагогическую мысль на протяжении десятилетий, чрезвычайно важно для более четкого видения сегодняшних задач исследуемой проблемы и для определения перспектив ее дальнейшего развития.

Проблема профессиональной готовности учителя стала рассматриваться педагогами-исследователями сравнительно недавно. Предпосылки к научной постановке рассматриваемой проблемы связывают с именем Я.А.Коменского, который одним из первых высказал мысль о необходимости специальной подготовки учителей.

Проблема подготовки учителей появилась в России в 18 веке после значительных преобразований в области просвещения Петром 1.

В начале 19 века Россия принимает устав, провозглашающий право каждого гражданина России на всеобщее образование. Была предпринята попытка создания единой системы образования, но в то же время, заботясь о сохранении за дворянством его привилегированного положения, крепостническое правительство стремилось всячески ограничить распространение образования в широких массах. Школьная система дореволюционной школы России, отличаясь крайней пестротой, сохраняла вплоть до октябрьской революции остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.). Существовали не одна система, а две: одна система элементарного образования для широких масс трудящихся, не дававшая возможности детям трудящихся получать среднее и высшее образование. Вторая система - среднего и высшего образования предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две: одна для мальчиков (реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии), другая, с пониженным объемом знаний, для девочек (женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища). Что же касается музыкальных занятий, то уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана, тем самым оставляя их в каждой отдельной школе целиком в зависимости от «усмотрения начальства» 191. Иными словами, художественное и, в частности, музыкальное воспитание вводилось в зависимости от того, к какому социальному "профилю" относилось данное учебное заведение, то есть каков был классовый состав его учащихся.

В школах второй "системы" — гимназиях, лицеях, женских институтах и т.п. - музыка так же не входила в число обязательных дисциплин, оставаясь зависимой от "усмотрения начальства". Тем не менее, была большая разница между отношением властей к делу музыкального воспитания в школах первой и второй "систем". В частности, в последних большого размаха достигли рекомендуемые уставами занятия музыкой "вне классного времени", "в свободное от учения время", вводимые частью за особую плату, частью в порядке самодеятельности учащихся.

Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Остается несомненным, что музыкальное обучение в школах второй "системы" - "для имущих", при всех своих достоинствах и недостатках, было поставлено заметно шире и лучше, чем в школах первой "системы" — "для народа". Это становится особенно заметным, если учесть еще один, на наш взгляд, решающий фактор в музыкальном воспитании многих русских молодых людей 19 и начала 20 века. Мы имеем в виду внешкольное, домашнее обучение игре на фортепиано или на каком-либо другом музыкальном инструменте. Обучение это имело место почти в каждой интеллигентной семье; оно начиналось обычно еще до поступления ребенка в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям.

Отмена в России крепостного права в 1861 году требовала коренных реформ по всем областям внутренней и внешней политики государства. В этой связи 60-е годы 19 века имели важное значение для реформирования народного образования и подготовки учителей для народной школы.

Впервые проблема организации народного образования была осознана как важнейшая государственная проблема и как насущная проблема самого народа. Поэтому не случайно, что именно после отмены крепостного права в России начинается быстрое развитие народного образования, разрабатывается новое положение о школах. Середина 19 века не без основания считается периодом начала систематического профессионально-педагогического образования.

Много сил в развитии сути профессиональной подготовки педагога вложил К.Д. Ушинский, считавший, что общее образование будущих учителей не решает проблемы, необходима специальная подготовка, связанная как со знанием психолого-педагогических особенностей ребенка, так и собственно педагогического дела 191. Выдающийся педагог, осознавая, что существующие кадры учителей не отвечают их высокому назначению, настоятельно требовал создания широкой сети учительских семинарий и организации педагогических факультетов при университетах

Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что он не только выдвинул проблему систематического педагогического образования в России, но и разработал как в научно-педагогических работах, так и в ряде специальных документов и положений научно обоснованную теорию подготовки учителя.

Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы

С целью проверки рабочей гипотезы, обоснования педагогических условий, позволяющих совершенствовать профессиональную подготовку будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение», на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета и общеобразовательных школах города Чебоксары № 9, 16, 54, где будущие учителя музыки проходили практику, а так же средней общеобразовательной школы №10 города Чебоксары, в которой участниками экспериментальной группы по окончании чтения спецкурса «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение» проводилось итоговое мероприятие, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Проводимый нами педагогический эксперимент проходил с 2000 по 2003 год и состоял из трех этапов: 1 этап - констатирующий (2000 — 2002 гг.), 2 этап - формирующий (2002 г.), 3 этап - обобщающий (2003 г.).

В состав участников нашего эксперимента входили: преподаватели кафедры сольного пения, кафедры хорового дирижирования, кафедры методики музыкального воспитания музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева - 9 человек, учителя музыки школ Чувашской республики - 106 человек, 56 студентов выпускных курсов музыкально-педагогического факультета, 30 участников эксперимента (контрольная и экспериментальная группы) студентов третьего курса музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Их функциональные обязанности распределялись следующим образом: преподаватели кафедр сольного пения, хорового дирижирования, методики музыкального воспитания явились участниками проводимого в рамках констатирующего эксперимента опроса, членами экспертной комиссии; учителя музыки школ Чувашской республики - участники констатирующего эксперимента, исследующего их профессиональную компетентность с целью нахождения «слабых» мест в музыковедческой, дирижерско-хоровой, вокальной, исполнительской, инструментальной видах деятельности учителя музыки и определения способов их коррекции; 56 студентов выпускных курсов музыкально-педагогического факультета - участники проводимых исследователем блиц-опросов, анкетирований, бесед, педагогических наблюдений за учебной и практической деятельностью будущих специалистов с целью заключения выводов и планирования направлений исследовательской и опытно экспериментальной работы по выделенным нами наиболее значимым аспектам музыковедческой, дирижерско-хоровой, вокальной, исполнительской, инструментальной деятельности учителя-музыканта для использования изученных в классе сольного пения произведений в профессионально-педагогической деятельности; 30 студентов третьего курса музыкально-педагогического факультета — участники формирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп, проводимого исследователем по использованию изученных в классе сольного пения произведений в профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.

Вначале данного эксперимента была создана его программа. При ее разработке мы опирались на структуру, предложенную А.С. Сиденко (Приложение №2 ) /188/.

Идея. Изучаемые в классе сольного пения произведения, являющиеся яркими образцами вокальной миниатюры русских и зарубежных композиторов, обработок песен народов мира, не должны оставаться невостребованными в профессиональной деятельности учителя музыки. В этой связи возникла необходимость в корректировке содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов. Это обстоятельство и подтолкнуло нас к идее проведения педагогического эксперимента на тему «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

Замысел эксперимента. Воплощение идеи эксперимента на практике включает в себя разработку и внедрение модели системы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение», составными элементами которой являются актуальность, цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства обучения. Использование данной модели в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического факультета позволит повысить его эффективность.

Объект экспериментирования — система профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Предмет экспериментирования — педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

Педагогическая цель. Обоснование педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

Цель эксперимента. 1) апробировать модель системы совершействования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»;

2) экспериментально обосновать педагогические условия эффективности использования разработанной системы совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение».

Похожие диссертации на Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины "Сольное пение"