Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования Шаклеина, Ирина Петровна

Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования
<
Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаклеина, Ирина Петровна. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шаклеина Ирина Петровна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2010.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/76

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переосмысление системы ценностей во всех областях общественной жизни, происходящее на протяжении последних нескольких десятилетий в нашей стране, требует принципиально
новых подходов к решению проблем педагогического образования.

В условиях современного духовно-идеологического кризиса педагоги, психологи, писатели, деятели культуры – Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева,
Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, И.Я. Медведева, прот. Б. Ничипоров,
А.И. Осипов, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Т.Л. Шишова, Д.В. Чернилевский и другие – не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения проблем образования в русле отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и актуальность задачи раскрытия педагогической ценности традиционного для России Православия
в качестве составляющей общенациональной концепции воспитания.

Приоритетной задачей высшего музыкально-педагогического образования в настоящее время является профессиональная подготовка учителя
музыки, ориентированного на воплощение в своей профессиональной деятельности духовных ценностей. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к русской православной музыке как к источнику огромной силы педагогического воздействия, содержащей нравственно-этические и эстетические идеалы, испокон веков присущие русской национальной культуре.

Проблема исследования различных аспектов ценностных отношений является актуальной для современной науки. Философская аксиология разрабатывалась М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Н. Гартманом,
А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, Н.О. Лосским, Н.С. Розовым,
Л.Н. Столовичем, В.П. Тугариновым, В. Франклом, М. Хайдеггером,
Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллером, Г. Шпетом и др. В психологии проблемой ценностных отношений занимались Л.С. Выготский, Б.И. Додонов,
Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. Педагогические основы формирования ценностных ориентаций разрабатывались А.И. Кирьяковой,
Л.П. Разбегаевой, А.И. Щербаковой. Проблемы формирования ценностного отношения личности к художественной культуре и к искусству раскрыты
в работах М.А. Верба, И.Ф. Гончарова, Г.А. Гуковского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Киреевой, Н.И. Коростелевой, B.C. Кузина, И.Е. Кулагиной,
Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Н. Неменского, Л.П. Печко,
Л.Г. Савенковой, Л.Н. Столовича, Н.А. Терентьевой, Е.И. Толокнеевой,
О.П. Хабибуллиной, Б.П. Юсова и др. Воспитательное значение произведений религиозного искусства в формировании ценностных отношений студентов раскрывается в работах Т.Ю. Артюгиной,
Л.А. Кузьмичева, Е.В. Самохваловой, П.А. Сергеевой, Л.Б. Симоновой,
Л.А. Чугуновой, С.М. Яковлюк и др. В трудах Э.Б. Абдуллина,
О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского,
В.В. Медушевского, Е.В. Николаевой, Б.М. Целковникова и других рассматривается проблема развития духовных ценностей будущих учителей через призму музыкальной деятельности. Вопросам освоения русской духовной музыки в процессе профессиональной подготовки студентов посвящены исследования таких авторов, как В.В. Богатов, Е.П. Кулинкович, К.Н. Никитин, Е.Н. Святозарова, А.А. Столица, О.К. Щеткина, Д.В. Щирин и др.

Особое значение для теории и практики педагогики музыкального образования имеет разработка И.В. Кошминой учебных программ для общеобразовательных школ по изучению русской духовной музыки. Однако, как свидетельствует современная музыкально-педагогическая практика, возможность включения в содержание общего музыкального образования образцов русской православной музыки крайне затрудняет неподготовленность учителей к использованию образовательных и воспитательных возможностей русской православной музыки на культурологической основе. В значительной мере это обусловлено тем, что в профессиональной подготовке будущих учителей формирование ценностного отношения к русской православной музыке как педагогическому феномену не выступает в качестве специальной задачи.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий между:

– высоким образовательным и воспитательным потенциалом русской православной музыки и его недостаточным раскрытием в педагогическом процессе современной общеобразовательной школы;

– социальным запросом на подготовку будущих учителей к преподаванию русской православной музыки в условиях светской государственной школы и теоретико-методической неразработанностью данной проблемы;

– потребностью в новых методических подходах к преподаванию музыкальных дисциплин в педагогическом вузе, способствующих формированию у будущих учителей ценностного отношения к русской православной музыке как к предмету изучения школьниками и отсутствием научно обоснованных программ, сориентированных на формирование такого отношения в контексте культурологического подхода.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы основные направления, содержание, способы и педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в системе вузовского музыкально-педагогического образования?

С учетом актуальности этой проблемы была избрана тема исследования: «Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования».

Цель исследования – научное обоснование и опытно-экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей.

Объект исследования – музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей музыки.

Предмет исследования – содержание и организация процесса формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в условиях музыкально-педагогической подготовки.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой процесс формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в условиях музыкально-педагогической подготовки будет эффективным, если:

- ценностное отношение к русской православной музыке будет рассматриваться как целостное интегративное образование в структуре личности будущего учителя, сущность которого состоит в осознании им личностной значимости русской православной музыки как феномена отечественной культуры, наличии интереса и осознанной потребности в общении с ним, а также профессиональной готовности к реализации его освоения школьниками на уроках музыки;

- ценностное отношение будущих учителей к русской православной музыке будет включать познавательный, эмоциональный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты, содержание которых обусловлено спецификой православной музыки и педагогической интерпретацией ее как предмета освоения школьниками на культурологической основе;

- процесс формирования ценностного отношения к русской православной музыке будет включать в себя этапы, основанные на логике движения от познания будущими учителями сущности русской православной музыки и накопление ими слухового опыта, через ценностное осмысление знаний о данном культурном феномене, к педагогической интерпретации исследуемого ценностного отношения в музыкально-педагогической практике;

- будут созданы необходимые педагогические условия, способствующие эффективности формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проследить эволюцию русской православной музыки в историко-педагогическом контексте.

  2. Обосновать сущность и структуру ценностного отношения будущих педагогов к русской православной музыке.

  3. Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

  4. Разработать структурно-динамическую модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

  5. Определить педагогические условия, необходимые для успешного формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей.

Теоретико-методологической базой данного исследования послужили: труды, посвященные проблемам ценности и ценностного отношения (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н. Гартман, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.О. Лосский, Н.С. Розов, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, В. Франкл,
М. Хайдеггер, Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллер); исследования, раскрывающие ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская,
А.В. Кирьякова); исследования, посвященные совершенствованию учебного процесса и профессиональной подготовки педагога
(Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Н.В. Мудрик, В.А. Сластенин); труды по организации учебного процесса в вузе с использованием методов активного обучения (С.И. Архангельский, М.В. Буланова-Топоркова, А.А. Вербицкий, Г.Е. Ковалева); исследования, раскрывающие роль педагогической рефлексии в профессиональной деятельности (С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе); исследования, посвященные изучению динамики и структуры профессиональной мотивации (В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, В.И Ковалев, Е.В. Маркова); целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования (Е.В. Николаева); культурологический подход к образованию
(В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова); исследование Б.М. Целковникова, посвященное становлению мировоззренческих убеждений будущих учителей музыки; аксиологический подход к музыкально-педагогическому образованию (А.И. Щербакова); исследования, посвященные теории диалога (Г.С. Абулкасова, М.М. Бахтин, В.С. Библер,
С.В. Белова), музыкально-педагогическому диалогу (О.В. Зимина); труды, посвящённые изучению древнерусского богослужебного пения, партесного многоголосия, русской духовной музыки XIX, XX и XXI столетий
(М.В. Бражников, Т.Ф. Владышевская, Н.А. Герасимова-Персидская,
И.А. Гарднер, Н.С. Гуляницкая, Н.В. Гурьева, Ю.В. Келдыш, Е.М. Левашов, В.И. Мартынов, В.В. Медушевский, В. Металлов, Г.В. Никишов, Б. Николаев, Ю.И. Паисов, Н.П. Парфентьев, В.В. Протопопов, С.С. Скребков, Н.Д. Успенский, Д.С. Шабалин).

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ и синтез философской, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы в аспекте проблемы настоящего исследования, моделирование, обобщение и анализ музыкально-педагогического опыта в области изучения русской православной музыки); эмпирических (беседы, индивидуальный и групповой опрос, анализ творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет». В опытно-экспериментальной работе участвовало 122 студента.

Организация и база исследования:

первый этап (2006-2007 г.г.) – ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования; изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта изучения русской православной музыки в общеобразовательных школах и вузах; определение базовых исходных положений для разработки структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке;

второй этап (2008-2009 г.г.) – основной: теоретическая разработка структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке и экспериментальная проверка целесообразности и эффективности ее внедрения в практику профессиональной вузовской подготовки учителей музыки;

третий этап (2010 г.) – завершающий: обобщение результатов проведенного исследования; уточнение выводов и рекомендаций по педагогическому руководству процессом формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в ходе их вузовской профессиональной подготовки.

Личный вклад автора заключается в изучении и анализе состояния исследуемой проблемы; в конструировании и опытно-экспериментальной проверке структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в процессе их профессиональной подготовки; в разработке курса «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки», направленного на реализацию разработанной педагогической модели; в разработке критериально-оценочного аппарата исследования; в проведении и описании опытно-экспериментальной работы, анализе ее результатов.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- определены сущность и структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке, включающая в себя познавательный, эмоциональный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности такого отношения;

- обоснованы педагогические возможности, основные направления, содержание, способы эффективного формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке;

- разработана и апробирована структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке;

- установлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию ценностного отношения студентов к православной музыке.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке вносит вклад в концепцию профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в системе вузовского музыкально-педагогического образования. Выявленные в исследовании теоретические аспекты формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке могут служить для дальнейшей разработки научных основ реализации ценностного потенциала русской православной музыки в системе профессионального и общего музыкального образования.

Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы: диагностический инструментарий по определению уровней сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке; дидактические и методические материалы, ориентированные на формирование данного личностного образования в практике профессионального образования учителей музыки; программа и содержание курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки». Материалы исследования могут быть использованы в высших музыкально-педагогических учебных заведениях для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей, а также для дальнейшей разработки проблемы применения аксиологического подхода к вопросам музыкально-педагогического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рассмотрение русской православной музыки в историко-педагогическом контексте дает основание выделить четыре этапа развития, отличающиеся ценностными установками на характер соотношения в ней религиозно-духовного и музыкального начала, влияющего на изменение содержания и методов православного музыкального образования на данных этапах: 1) становление и развитие исключительно религиозно-духовных воззрений в недрах знаменной системы пения в Древней Руси; 2) появление новых религиозно-духовных воззрений на сущность богослужебного пения с середины XVII столетия в свете развития партесного пения и возрастания роли музыкального начала при доминировании духовного; 3) сосуществование в XIX столетии различных воззрений на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала при сохранении приоритета религиозно-духовного в связи с усилением внимания к национальным истокам русской православной музыки; 4) сосуществование различных позиций на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала в православной музыке в зависимости от ориентации на знаменное или партесное пение.

2. Ценностное отношение студентов к русской православной музыке представляет собой целостное интегративное образование в структуре личности будущего учителя, сущность которого состоит в осознании им личностной значимости русской православной музыки как феномена отечественной культуры, наличии интереса и осознанной потребности в общении с ним, а также профессиональной готовности к реализации его освоения школьниками на уроках музыки.

3. Структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке обусловлена особенностями данного личностного образования и включает следующие компоненты: познавательный (совокупность музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических знаний студентов о русской православной музыке); эмоциональный (эмоционально-оценочное отношение будущих учителей к русской православной музыке); мотивационно-потребностный компонент (профессионально-ценностное отношение будущих учителей к русской православной музыке как к категории педагогики музыкального образования); деятельностно-творческий (умения применять музыкально-теоретические, музыкально-исторические и музыкально-педагогические знания о русской православной музыке в профессионально-педагогической деятельности).

4. Сформированность ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке оценивается с помощью следующих критериев и раскрывающих их показателей: полнота знаний о русской православной музыке как о феномене музыкальной культуры и категории педагогики музыкального образования (музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания студентов о русской православной музыке; музыкально-педагогические знания студентов, необходимые для решения педагогических задач, связанных с осуществлением процесса изучения русской православной музыки школьниками); оценочно-эмоциональный (эмоционально-ценностное отношение студентов к православной музыке); потребность познания русской православной музыки как категории педагогики музыкального образования и трансляции ее культурологической ценности (профессионально-ценностное отношение студентов к русской православной музыке); опыт творческой деятельности студентов по внедрению изучения русской православной музыки в содержание общего музыкального образования (степень сформированности творческих музыкально-педагогических умений и навыков, необходимых для организации процесса изучения русской православной музыки учащимся в общеобразовательной школе).

5. Музыкальный и музыкально-педагогический уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке характеризуются положительным или отрицательным отношением будущих учителей к одному или ко всем стилевым направлениям русской православной музыки как к музыкальной и педагогической ценности, умением аргументировать свои музыкальные и музыкально-педагогические ценностные предпочтения с собственных мировоззренческих позиций.

6. Структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей представляет собой схематическое описание двух последовательных этапов: первый этап – создание предпосылок для формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке путем актуализации полученных ранее и освоения новых музыкально-теоретических, музыкально-исторических, музыкально-педагогических знаний, накопления слушательского опыта и формирования эмоционального отношения; ценностное осмысление знаний, слушательского опыта и эмоционального отношения к русской православной музыке; второй этап – экстериоризация ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в музыкально-педагогической деятельности через освоение навыков педагогической интерпретации ценностного отношения к русской православной музыке, постижение принципов культурологического подхода к изучению русской православной музыки и концепции диалогического общения.

7. Успешному формированию ценностного отношения студентов к русской православной музыке в процессе их профессиональной подготовки способствует соблюдение следующих педагогических условий: учет и актуализация индивидуальных особенностей студентов (музыкальных способностей, жизненного опыта, мировоззренческой позиции по отношению к религиозному (православному) музыкальному искусству); стимулирование эмоционального постижения будущими учителями русской православной музыки в учебном процессе и во внеаудиторное время; применение методов активизации познавательной и творческой деятельности студентов: методы проблемного обучения, игровой метод (музыкально-педагогическая ролевая игра), дискуссионные методы (музыкально-педагогический диалог); организация проектировочной деятельности студентов, целью которой является создание будущими учителями творческого проекта – модели музыкально-педагогической деятельности будущих учителей по изучению русской православной музыки учащимися в общеобразовательной школе; формирование у будущих учителей толерантности и диалогичности, как основополагающих качеств, необходимых для трансляции ценности русской православной музыки в процессе общего музыкального образования школьников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются определенностью и непротиворечивостью исходных методологических позиций исследования; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам и логике исследования; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; преемственностью результатов, полученных на различных этапах исследования, их практическим подтверждением.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы исследования нашли отражение в авторских публикациях и выступлениях, были представлены на международных, всероссийской, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: III Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2007 г.); VIII Международная научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» (г. Липецк, 2010 г.); Всероссийская научная конференция «Наука и образование» (г. Белово, 2003 г.); II Межрегиональная научно-практическая конференция «Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования» (г. Липецк, 2005г.); Региональная научно-практическая конференция «Воспитание культуры личности современного школьника и студента в системе музыкально-эстетического образования» (г. Липецк, 2006 г.); I региональная научно-практическая конференция «Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях непрерывного музыкального образования» (г. Липецк, 2008 г). Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности диссертанта в ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» в процессе преподавания курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки», при руководстве курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов института культуры и искусства ЛГПУ по проблеме диссертационного исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы и формулируется проблема исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрываются методологическая основа, методы и основные этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава«Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования» – состоит из трех параграфов, в которых получают раскрытие основные этапы развития русской православной музыки в историко-педагогическом контексте; на основе анализа и обобщения философских, педагогических, психологических исследований раскрывается сущность и структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке; выделяются этапы процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке у студентов; формулируются критерии, показатели и уровни его сформированности; описывается структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к православной музыке.

Вторая глава – «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке в системе музыкально-педагогической подготовки будущих учителей» посвящена описанию хода, содержания и результатов констатирующего обследования будущих учителей по выявлению уровня сформированности их ценностного отношения к русской православной музыке; раскрытию особенностей реализации в вузовской подготовке будущих учителей процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке в ходе освоения ими курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки»; анализу результатов опытно-экспериментального исследования, а также характеристике условий, способствующие эффективному формированию ценностного отношения будущих учителей к русской православному музыке.

В заключении изложены основные выводы по диссертации.

Список литературы содержит 202 наименования источников.

В приложении помещен учебно-методический комплекс дисциплины «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки»; памятка для студентов.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования