Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Карпова Юлия Николаевна

Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка
<
Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карпова Юлия Николаевна. Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Н. Новгород, 2001 173 c. РГБ ОД, 61:02-13/574-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Профессиональная подготовка государственных служащих в контексте современных образовательных тенденций 13

1.1. Социально-экономические и социо-культурные изменения в обществе и их влияние на современные образовательные тенденции 13

1.2. Современные тенденции в профессиональном образовании 19

1.2.1. Гуманитаризация как средство гуманизации и одухотворения образовательного процесса 22

1.2.2. Личности о-ориентированнъш и личностио-деятельностныи подходы как средство гуманитаризации профессионального образования 28

1.3. Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка государственных служащих как объект моделирования 35

1.3.1. Педагогическая интеграция как средство гуманитаризации профессиональной подготовки государственных служащих 47

Глава II. Интегрирование религиоведения и иностранного языка как средство формирования духовной направленности образовательного процесса в системе профессиональной подготовки государственных служащих 58

2.1. Профессионально-образовательное основание выбора иностранного языка интегратором знаний в лингвообразовательном процессе в профессиональной подготовке государственных служащих 58

2.2. Интегративный подход в обучении иностранным языкам 69

2.2.1. Оптимальная входная информация как содержательный аспект гштегративного лингвообразовательного процесса 76

2.3. Религиоведение как источник входной информации в интегрированном лингвообразовательном процессе 78

2.3.1. Соотношение функций государственной службы, профессионального образования и религии 78

2.3.2. Профессионально-образовательные основания интегрирования религиоведческой компоненты в структуру профессиональной подготовки государственных служащих 85

2.3.3. Философское обоснование интегрирования иностранного языка и религиоведения 97

2.3.4. Психолингвистические основания интегрирования иностранного языка и религиоведения 102

Глава III. Апробация интегративной духовно-формирующей интеллектоемкой педагогической технологии в высшем профессиональном учебном заведении 116

3.1. Интегративные педагогические духовно-формирующие интеллектоемкие технологии в лингвообразовательном процессе 116

3.2. Интегрирование религиоведческого элемента в структуру содержания интегративных духовно-формирующих интел лектоемких педагогических технологий 123

3.3. Анализ педагогической эффективности внедрения интегративных педагогических духовно-формирующих интеллектоемких технологий в образовательный процесс в Волго-Вятской академии государственной службы 152

Заключение 162

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена целым рядом факторов, характерных для всей мировой цивилизации в целом.

В современных с о цио-культурных и социально-политических условиях ведущим фактором развития общества становится качество общественного интеллекта, а именно «совокупного интеллекта общества, определяющего его интеллектуальный и творческий потенциал и реализацию совокупно интеллектуальных функций в управлении обществом, в единстве с природой; планирования, прогнозирования, определения общественных потребностей и затрат» (Субетто А.И. Цивилизация образовательного общества как форма преодоления кризиса истории и начала нового неклассического цикла// Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия -.Спб.:ПАНИ,1999.-827с. ), а ведущей функцией - функция управления. В связи с этим становится очевидной зависимость развития общества от уровня профессиональной компетентности государственных служащих, так как именно они являются главными субъектами управления обществом

Сегодняшняя власть во многом основана на общественном статусе Эрих Фромм писал о такой власти, что она необязательно некомпетентна, просто компетентность не является ее неотъемлемым элементом. Во многич случаях категории общественного статуса и компетентности никак не связаны между собой, к власти часто приходят люди, обязанные своим избранием фотогеничной внешности или той сумме денег, которую они в состоянии потратить на предвыборную кампанию (Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: «Ника-Центр», 1998. - С.225)

Однако серьезные проблемы возникают и тогда, когда власть основана на компетентности. Компетентность, не направленная на благо общества, может быть опаснее некомпетентности. Подлинная профессиональная компетентность власти должна базироваться на рег\лятивах гуманизма и духовности. Согласно Д.Равену, природа компетентности такова, чго она может проявляться лишь в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности (Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: «Когито - Центр», 1999. - Сб.). Применительно к деятельности государственник служащих о компетентности можно говорить только при условии их глубокой личной заинтересованности в осуществлении своих профессиональных ф_\нкшій на благо общества, то есгь когда главной ценностной ориентацией является идея служения, а не привилегированности. При таком понимании компетентности безнравственная, бездуховная, негуманистичная власть не может быть признана компетентной.

Следовательно, духовное, гуманистическое воспитание, как средство развития госслужащих, должно стать, наряду с профессиональной подготовкой, интегральной частью их профессионального образования.

В таких условиях особую значимость приобретают исследования в области формирования духовной культуры управленческих кадров: оценка реального состояния и поиска оптимальных путей его реализации, в том числе средствами лингвистической и религиоведческой подготовки. "Сегодня преподавание иностранного языка почти целиком ориентировано на профессиональную подготовку и плохо, неполно обеспечивает реализацию своего культурного потенциала" (Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования. - Н.Н.: Изл-во Ннжегород. ун-та. 199>. - С.58.). Недостаточно полно реализуется и духовно-формирующий потенциал религиоведения, которое преподается как дискретная дисциплина в объеме 36 часов на первом курсе. Между тем. религиоведение способствует формированию духовности человека и должно занять особое место в системе базовой профессиональной подготовки госслужащих, поскольку именно им по долгу службы приходиться сталкиваться с решением различных конфессиональных проблем.

Применительно к деятельности госслужащего, работающего в системе Человек - Человек (Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 260 с). бездуховность особенно опасна. Важно, чтобы госслужащий видел в человеке его житейские потребности, умел сопереживать, выстраивая в своем сознании образ того человека, чьи проблемы он решает.

В последнее время особенно обострился интерес к теме формирования духовности, задания духовной направленности образовательному процессу. Однако, применительно к образованию госслужащих данный аспект не раскрывался.

Таким образом, возникает противоречие между: востребованностью духовной направленности личности современного госслужащего и не разработанностью педагогических основ формирования данной направленности в системе его профессионального образования.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы пути и средства формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

Объект исследования - профессиональное образование государственных служащих.

Предмет исследования - формирование духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих средствами интеграции религиоведения и иностранного языка.

Цель исследования. Выявить пути и средства формирования дучовпои направленности в профессиональном образовании госслужащих средствами интеграции гуманитарных дисциплин ( религиоведения и иностранного языка ).

Гипотеза исследования.

Формирование духовной направленности личности госслужащего в процессе его профессионапьной подготовки может быть обеспечено - если система обучения и воспитания в вузе, готовящем кадры для государственной службы, адекватна социально-экономической ситуации в обществе; - если выявлен духовно-формирующий потенциал базовых гуманитарных . дисциплин; - если разработаны педагогические условия для активного присвоения студентами духовно-формирующего содержания гуманитарных дисциплин в процессе профессиональной подготовки.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовали решения следующих задач:

Выявить социокультурные и социально-экономические предпосылки формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

Проанатизировать ведущие современные тенденции в профессиональном образовании как основу формирования духовной направленности личности будущих госслужащих.

Выявить духовно-формирующий потенциал содержания дисциплин гуманитарного цикла ( религиоведения и иностранного языка ) в профессиональной подготовке госслужащих.

Разработать и апробировать совокупность педагогических условий формирования духовной направленности профессионального образования госслужащих.

Теоретико-методологическую базу исследования составили социологическая и психологическая теория личности, положения философии. психологии, психолингвистики и педагогики о деятельности, как основе профессионального становления личности.

Базой исходных теоретических позиции являются;

1. Философские подходы к проблеме человека и образования (Буева Л.П., Вазина К.Я., і"ершунский Б С, Зинченко В.П., Субетго А.11): к проблеме соотношения языка и религии (Мечковская Н,Б.); к проблеме духовности (Бердяев Н.А., Мурашов В.Н.);

Теоретические основы гуманитарного образования (Буева Л.П., Вазина К.Я., Гордиенко А.А., Зинченко В.П., Олех Л.Г., Фромм Э.);

Лнчностно-деятельностнын подход к организации учебного процесса (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Сериков В.В.):

Элементы педагогической психологии (Зимняя И.А., Петривкяя

И.В.);

Интегративный подход к организации педагогического учебного процесса (Берулава М.И., Безрукова B.C., Беляева А.П., Васильева СВ., Надеева М.И.), теория интегративного подхода в преподавании иностранных языков (Зеня Л.Я., Клобукова Л.П., Мазунова Л.К., Шепель Э.Н.), а также положения теории профессионального лингвообразования (Уварова Н.Л.);

Методические основы профессионального образования (Климов Е.А., Новиков В.А., Сериков ВВ.); теория профессиональной подготовки государственных служащих (Калачева Т.Г., Мальцев В.А., Оболонский А.В.: Охотский Е.В.).

Методы исследования включали: методы теоретического анализа философской, педагогической, методической литературы; методы анализа законодательных и правовых актов регулирования профессиональной деятельности госслужащих, квалификационных характеристик, образовательных стандартов, уставов высших учебных заведений и др. документов; методы исследования педагогического опыта, опроса, анкетирования, наблюдения с целью изучения уровня лингвистической и религиоведческой компетенции госслужащих; методы количественного и качественного анализа результатов; опытно-экспериментальная работа.

Педагогический эксперимент проводился в течение 5 лет в период с 1997 по 2000 г.

Этапы исследования.

В исследовании можно условно выделить три этапа, основное содержание которых состоит в следующем;

Первый этап (1996-1997 г.г.).

На первом этапе проводится изучение философской, педагогической, психологической, психолингвистической и др. литературы с целью выработки теоретических основ исследуемой проблемы и определения предмета исследования.

На этом же этапе, в рамках констатирующего эксперимента, проводятся маркетинговые педагогические исследования с целью определения востребованного уровня лингвистической и религиоведческой компетентности специалистов в области государственного и муниципального управления. С этой целью проводится анкетирование студентов факультета "Государственное и муниципальное управление". Проводится анкетирование руководителей городских и областных администраций высшего звена (II чел.) и среднего эвена (20 чел.), а также интервьюирование руководителей основных религиозных конфессий, представленных в Нижегородском регионе (8 чел.).

Здесь же, начиная со второго семестра второго курса, постепенно вводятся тексты религиоведческого характера - в качестве предметного содержания в рамках курса "иностранный язык; начинается созидательно-преобразующий эксперимент, направленный на реализацию духовно-формирующего потенциала религиоведения и иностранного яїьікя. На данном этапе идет формирование понятийного аппарата и базовых положений исследования.

На втором этапе (1997-2000 г.г.).

Осуществляется теоретическое осмысление проблемы, уточняется гипотеза о задании духовной направленности процессу профессиональной подготовки государственных служащих. Разрабатываются основы интеграции учебных дисциплин. Производится опытно-экспериментальная апробация рабочей гипотезы и концепции духовно-ориентированного образования государственных служащих.

На третьем этапе (2000-2001 г.г.).

Происходит систематизация и оформление результатов исследования, формулирование выводов и заключении. Теоретическое обобщение результатов исследования излагается в статьях и тезисах, отражающих авторские подходы к решению проблемы духовного воспитания в процессе профессиональной подготовки государственных служащих. Подготовлен и обсужден текст диссертационного исследования. ч

Баш исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения в Волго-Вятской академии государственной службы в процессе становления и развития системы формирования духовности студентов средствами интеграции религиоведения и иностранного языка.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: выбором теоретических позиции, опирающихся на данные философской, психолого'-педагогической. социальной, психолингвистической и методической литературы; использованием разнообразных методов исследования; результатами многолетнего педагогического эксперимента автора, достоверность данных которого подтверждается опытной проверкой результатов гипотезы; - апробацией исследования, ход и результаты которого нашли отражение в научных публикациях, а также составили теоретико-методологическую основу для разработки методического обеспечения интегрированного курса религиоведения и английского языка как средства интегрирования духовно-формирующей компоненты в структуру профессиональной подготовки госслужащих; і 1 внедрением основных положений исследования в систему профессиональной подготовки специалистов в области госуправлеиия на базе Волго-Вятской академии государственной службы. Научная новизна исследования состоит в следующем:

Обоснована необходимость формирования духовной направленности личности госслужащего как обязательной компоненты его профессиональной подготовки.

Выявлен духовно-формирующий потенциал предметов "религиоведение" и "иностранный язык" в системе профессиональной подготовки государственных служащих.

Разработаны критерии определения уровня формирования духовной направленности в профессиональном образовании госслужащих.

Определены цели, принципы, методы, процедура отбора и структурирования содержания интегрированной религиоведческой и лингвистической подготовки. взаимосвязанной с базовым профессиональным образованием.

Теоретическая значимость исследования определяется тем. что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к решению проблемы формирования духовной направленности в высшем профессиональном образовании государственных служащих, которые могут быть перенесены на систем) высшего профессионального образования в целом.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том. что оно средствами религиоведения и иностранного языка способствует формированию духовной культуры государственных служащих. что соответствует требованиям постиндустриального цивнлизационного развития, тем самым вносит вклад в реализацию идеи духовности как стратегической цели и средства российской государственной политики нового столетия.

На материале исследования разработана и внедрена лингвообразовательная духовно-формирующая технология в подготовке специалиста; разработан и внедряется комплект методического обеспечения применения технологии (учебные планы, методические материалы, методическое пособие).

Положения выносимые на защиту:

1. Доказательство того, что формирование духовной направленности в профессиональном образовании предполагает специальную организацию образовательного процесса, основанную на использовании духовно- формирующего потен циана учебных дисциплин и активной деятельности по присвоению духовно-формирующего содержания.

2. Доказательство того. что интегрирование гуманитарных дисциплин (религиоведения и иностранного языка) в профессиональном образовании государственных служащих является эффективным средством актуализации духовно-формнр\ ющего потенциала личности.

3. інтегративная духовно-формируюшая технология.

Публикации

Основное содержание и результаты исследования опубликованы в статьях и тезисах <4п.л.>. методическом пособии (9 п.л.)

Гуманитаризация как средство гуманизации и одухотворения образовательного процесса

Гуманистическая концепция видит задачу образования в формировании личности во всей полноте ее интеллектуального, социокультурного, национально-исторического развития. Она нашла отражение в трудах Буевой Л.П. /16/, Вазиной К.Я. /17/, Гордиенко А.А. /22/, Зинченко В.П. /33/, Надеевой МИ. /57/, Олеха Л.Г. /61/, Петривней И.В./67/. Серикова В.В. /79/, Субетто А И. /84/, Уваровой Н.Л. /87/, и др.

Прежде всего, следует определиться в понимании терминов " гуманизация" и "гуманитаризация" Под "гуманизацией образования" понимается решение главной стратегической задачи - формирования у обучающегося подлинно человеческого отношения к миру, среде обитания, к обществу ,к другим людям /87/. Гуманитаризация образования - средство достижения этой цели.

Согласно Российской Педагогической Энциклопедии, гуманитаризация представляет собой систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучающихся /77/. Понятие гуманитаризации имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых - это усвоение собственно гуманитарных знаний в широком смысле слова, что обеспечивает общую культуру личности; во-вторых,- это формирование на основе этих знаний общечеловеческих ценностей,

В первоисточнике "гуманитарный" означает "свойственный человеческой природе". Таким образом, гуманитаризацию можно рассматривать в широком смысле, как "формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру, своей собственной деятельности в нем" /59, C.5I/. Сегодня в Российском образовательном пространстве идея культуросообразного образования приобретает доминирующий характер. Задача гуманитаризации видится в том, чтобы создать «человека культурного нового цивилизационного уровня, способного усваивать и представлять культуру всей цивилизации. Становление такого человека является образовательным императивом для постиндустриальной цивилизации, сфера образования которой призвана транслировать цивилизационный императив в личностный императив человека »,6L С.80/. Увеличение масштаба воздействия человеческой деятельности на природную среду его обитания ведет к вовлечению целостных природных систем в систему общественных связей, задачей которой становится организация деятельности общества на принципах природосообразности и антропоцентризма Новая социально-экономическая и социокультурная реальность, вызвавшая изменение статуса индивида в общественной жизнедеятельности, требует, чтобы и в своей профессиональной деятельности человек опирался на культуру, а не стандарты и стереотипы. Академик Скатов говорил: "Сделай из человека человека, а специалиста сделаешь всегда" 61, С.80/. В связи с этим, гуманитаризация образования специалиста понимается как система мер, направленных на развитие у него понимания как способа опережающей организации знаний, основанной на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности /61, С,80/. В отличие от индустриального общества, где образовательные структуры занимаются воспроизводством личности и деятельности под существующие функциональные места, образовательные институты постиндустриального общества обеспечивают воспроизводство личности, способной к самоопределению, т.е. способной руководствоваться не только и не столько ценностями, рождаемыми наличной обстановкой, но и ценностями культуры /22/. В формировании "базового фонда кл-льтуры" человека и состоит гуманитаризация образования. Формирование базового фонда культуры является «средством мобилизации телесно-природного потенциала индивида, представляющего собой сформировавшуюся в процессе филогенеза самобытную структуру подвижных схем содержания, предвосхищения, толкования, оценки мира, предзаданной всякому опыту и предназначенной для включения этого опыта в целостность личностного мира» /22, С.9/. Тогда понятие гуманитаризации приобретает дополнительный аспект. Гуманитаризация может рассматриваться как система мер, направленных на развитие способностей личности (т.е. телесно-природного потенциала), позволяющих осуществить формирование общечеловеческих ценностей через освоение культуры, "которая...(в собственно антропологическом контексте) есть форма и способ человеческого бытия, историческая мера и "границы" человеческого образа, его доминирующий облик Культура включает в себя исторически конкретную совокупность знаково-символических систем, аккумулирующих человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний. ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной деятельности к общественном и личном менталитете /16, С. 12/,

Это способности, направленные на развитие гибкости, инициативности, разносторонности, коммуникабельности, интеллектуальности для творческого освоения и преобразования реальности и себя как субъекта реальности на основе нравственности.

Применительно к профессиональному образованию гуманитаризация будет означать "формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле) и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства" /59, С.51/.

III съезд Петровской Академии наук и искусств отметил как-положительный фактор в современной образовательной политике курс на гуманизацию и гуманитаризацию профессионального образования в России. В материалах Съезда говориться, что "Гуманизм 21 века только тогда спасет человечество, если он повернется к чувству долга перед обществом, природой... к проблеме альтруизма, к ценностям добра, любви, общинности, коллективизма. Без духовности, без обращения к ценностям общинности и соборности, общего дела, общей русской идеи, любви к Родине гуманизация российской системы образования невозможна"/84, С.412/.

Съезд подчеркивает необходимость не противопоставлять гуманитарное образование техническому или какому-либо другому профессиональному образованию, потому, что это "тупиковая логика в подходе к содержанию образовательных программ. Важно осуществлять гуманитаризацию всех учебных дисциплин как необходимую компонент) ее фундаментализации и гуманизации" /84, С.412/,

Вот что писал Чичерин Б.Н. о необходимости гуманитарного образования в своей книге "Наука и религия": "Душа человека возвышается, когда он устремляет свои взоры на общее, всеобъемлющее, вечное: напротив, его кругозор сужается и душевные силы слабеют, когда он вращается исключительно в области частностей". Когда же человек низводится с неба, его умственный и нравственный уровень понижается, что и происходит в настоящее время. Результатом знания, дающего лишь частные решения по частным вопросам, является отсутствие всяких общих идей, а вследствие этого - хаотическое состояние умов. Современный образованный человек потерял свое равновесие, нигде он не находит твердой точки опоры. Среди бесконечного множества частностей у него исчез всякий общий взгляд. Никогда еще не было такого всеобщего шатания, такого умственного мрака, как именно теперь. Сильная мысль, крепкие убеждения, высокие характеры становятся редкостью Явным признаком низкого умственного состояния служит всеобщий упадок изящной литературы... Это- знак времени Современное русское общество превратилось в умственную пустыню, серьезное отношение к мысли, искреннее уважение к науке почти исчезли; всякий живой источник вдохновения иссяк...Мы, при скудности нашего образования, довольствуемся ожиданием чужих благ, а пока питаемся кое-где подобранными крохами, которые предоставляют посредники" /101, С.20/. Несмотря на то, что эти слова были написаны Чичериным Б.Н. в 1879 году, сегодня они звучат как никогда актуально.

Профессиональная деятельность и профессиональная подготовка государственных служащих как объект моделирования

В психологии труда выделяется пять типов профессий по признаку главного предмета труда. Работники профессий типа П заняты явлениями живой природы; типа і - -знаковыми системами, например, информационным обеспечением жизни общества; типа \ - художественными образами; типа Т -техническими проблемами, связанными с научно-техническими расчетами, автоматизацией и т.п. и наконец, работники типа Ч заняты социальными системами, людьми (с их созданием, поведением, областью духа) 39/.

Очевидно. что профессионально государственный служащий принадлежит к типу Ч. Однако, так ли это очевидно . Работая в системе человек-человек (Ч-Ч), государственный служащий через человека осуществляет управление системами Ч-П; 4-Х; Ч-З; Ч-Т. то есть его профессиональная деятельность непосредственно воздействует на эти системы и может быть представлена следующим образом: Профессиональная деятельность, по определению Каллчевой, ТТ., в такой ее сфере, как государственная служба - это "исполнение соответствующего регламента, которое включается в широкой социальный контекст через целостность деятельности соответствующего официального органа, приобретая тем самым статус ответственной социальной деятельности" /37, С.37/, и именно поэтому исследование проблем управления этой деятельностью и поиск путей повышения ее эффективности чрезвычайно важны.

Государственная служба представляет собой ".. дзрофессионатьную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов, а социальный процесс становления госслужбы и ее дальнейшего развития и совершенствования приобретает характер профессионализации этого особого вида управленческой деятельности"" /37, С.39/.

Профессионализм государственной службы является "взаимообусловленным процессом становления госслужбы, как определенного вида управленческой деятельности и как социального института, и, следовательно, выделения соответствующей социально-профессиональной группы государственных служащих. При этом речь идет о профессионализации, как содержательной принадлежности к определенного рода деятельности" /37. С.39/. ибо профессиональная деятельность может регламентироваться только группой достаточно близкой к самой профессии. чтобы чувствовать все ее потребности и иметь возможность следить за всеми изменениями. Такая группа была названа им "профессиональной группой"" /37, С. 39/.

Профессионализация самой деятельности госслужащих имеет в своей основе объективно развивающиеся процессы: изменение трудовых функций в государственной службе, обусловленных новыми отношениями власти и человека, государства и гражданина. Профессиональная деятельность госслужбы представляет собой объективно развивающийся комплекс гибких социальных технологий по управлению общественными процессами. В связи с этим наблюдается постоянное усложнение самого содержания труда госслужащего, появление новых профессиональных требований, специальностей, возрастание степени сложности форм труда - должностей, рабочих мест /23, С.326/. Для создания современной государственной службы, которая отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и, соответственно, потребностям формирующегося гражданского общества, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить условия для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знании и навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей. Подготовка и продвижение новых кадров являются критическим условием, без которого успех проводимых преобразований невозможен и любые правовые акты, регулирующие госслужбу, бессмысленны, если аппарат не будет стремиться ими руководствоваться. Однако, подготовка новых профессиональных кадров - это трудоемкая и длительная часть процесса преобразования системы профессиональной подготовки государственных служащих: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Только войдя "в практик) применения, преодолев давление со стороны прежних традиций и выстояв в борьбе с ними, эти нормы станут основой эффективной работы государственной рлужоы в гражданском обществе и могут привести к изменению ситуации в целом" 23, С.327, . Подготовка кадров для госслужоы должна опираться на определенные принципы и реализовываться с помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Характер и тип подготовки государственных служащих определяется тем. для какой системы госуправления они предназначены. В частности, "госслужба гражданского общества требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки госслужащих. Эти качества должны быть развиты и систематизированы, хотя их исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самом включенностью претендентов на должности в систем} госслужбы и госслужащих в общество" /23, С.328/. Естественно, что в гражданском обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы подготовки государственных служащих могут быть разделены на профессиональные и общегражданские (т.е. требуется формирование гражданских качеств, выраженных у госслужащих в более концентрированном виде, нежели у других граждан), на внутрикорпоративные и задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами: кроме того, выделяется группа принципов "объединения профессиональных приоритетов и волевых качеетв"72.\ C.-i28/.

По мнению Оболонского А.В. можно выделить следующие общегражданские и профессиональные принципы: общегражданские принципы предполагают: - развитие повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда специфических этических качеств таких, как гражданский долг; - внедрение в повеление навыков мотивирующего и мотивированного воздействия на окружающих: - честность и неподверженность коррупционным воздействиям; профессиональные принципы включают в себя; - наличие специальных знаний из областей политологии, экономики, социальной психологии, истории теории мирового и отечественного госуправления, социологии, права,религиоведения и др; - умение использовать эти знания: - стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень. Внутрикорпоративные принципы предполагают выработку стиля руководящей работы, в том числе лидерских качеств, а также умения соразмерять цели и способы их достижения.

Интегративный подход в обучении иностранным языкам

В нашей стране об ннтегратнвном подходе в обучении иностранным языкам заговорили, как и на Западе, в конце SO-х г,г. При этом ингегративность трактовалась по-разному. Одни исследователи рассматривали ее как реализацию межпредметных связен, другие исходили из интегративности самого учебного предмета "иностранный язык", третьи интегрировали знания из области психологических, педагогических, медицинских наук с целью интенсификации процесса обучения иностранным языкам и т.д. Мы позволим себе сослаться на некоторые работы, наиболее ярко отражающие подходы к лингвообразовательной интеграции и релевантные для целен нашего исследования.

Петривняя И.В. разработала и теоретически обосновала интенсивный пнтегратнвный курс иностранного языка для педагогических вузов, в котором осуществила интеграцию знаний наук о человеке, об учебной деятельности. основанном на бесконфликтном педагогическом взаимодействии и имеющую профессиональную направленность с целью создания принципиально нового курса иностранного языка для неязыковых педвузов. Центр тяжести был перенесен с совершенствования методических приемов и содержания учебного плана на формирование профессионально-значимых личностных качеств педагога в процессе обучения иностранному ЯЗЫКА 66/.

Интеграция знаний из области ряда наук (психологии, педагогики, медицины и др.) позволила автору разработать принципиально новую модель учебной деятельности при интенсивном обучении иностранному языку студентов в неязыковых вузах и вписать ее в модель будущей профессиональной деятельности студентов-педагогов. Базой интеграции была выбрана психология, являющаяся "интегратором" большинства научных дисциплин, объектом исследования которых является человек /66/. В работе показано, как в интегратпвном интенсивном курсе достигается оптимизация профессиональной подготовки будущего учителя, формируются его интеллектуальные способности, развиваются коммуникативные умения, осуществляется эстетическое развитие и др. Вряд ли можно усомниться в том. что профессиональная деятельность госслужащего сродни профессиональной деятельности педагога, и его подготовка требует оптимизации тех же умений и способностей. Исключительная важность работы для целен нашего исследования видится нам также в том, что модель учебной деятельности при обучении иностранному языку вписывается к модель будущей профессиональной деятельности, тем самым уста на вливается корреляция между профессиональной подготовкой специалиста, акцентируется профессионально-личностно-формирующее значение языковой компоненты профессионального образования. Теория интегративного подхода к обучению иностранному языку нашла применение в обучении русскому языку, как иностранному, и получила дальнейшее развитие в диссертационном исследовании Борисовой Ї-І.Ю. "Интегративный подход в обучении русскому языку иностранных студентов технического вуза" /15/. Согласно концепции автора мнтегративный подход должен обеспечить не только сам процесс обучения русскому языку как иностранному, но и "целесообразное объединение и синтез компонентов внутри их межпредметного характера, их обобщение на уровне фактов, понятий; теорий и идей, формирование целостной системы обобщенных знаний, способов и видов деятельности" -,; 15/. Важнейшей методологической функцией интегративного подхода, по мнению автора, является формирование целостности: целостного научного мировоззрения, целостной личности специалиста, системных знаний, обобщенных умений, таких иитегративных свойств личности, как готовность к производственно-техническому труду /15, С.32/. Основная образовательная функция интегративного подхода заключается в формировании у студентов-иностранцев целостной системы знанні) по русскому языку в тесной связи с культурологическими, страноведческими и профессионально-техническими знаниями. Гуманитаризация инженерно-технических дисциплин должна идти параллельно с технизацией гуманитарных предметов и курсов. Цель состоит в том, чтобы гуманитаризацию, как и технизацию обучения приспособить к конкретным условиям для достижения максимальной эффективности преподавания /47/,

Русский язык рассматривается как инструмент овладения специальностью и важнейшая форма гуманитарного образования студентов. Важным в вышеприведенной работе представляется также то, что в качестве материала, при помощи которого реализуется обучение иностранных студентов русской речи в аудитории, выбран текст. Текст как "сложное интегрируемое высказывание", "диалогическое высказывание", "речевое произведение".

На наш взгляд, необходимо отметить двойственную роль текста в интегративном учебном процессе. С одной стороны, текст является материальной основой формирования предметно-содержательного плана учебного интегративного процесса, с другой стороны, как "речевое произведение", он представляет собой учебно-речевое действие. От текста отталкиваются и к порождению текста приходят. Он является основой лингвообразовательного процесса. В докторской диссертации Клобуковой Л.П. "Лингвометодические основы обучения иностранных студентов - нефилологических гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темьГ" /40, С. 123/, тексты признаются не только средством обучения, но и высшей единицей обучения на продвинутом и завершающем этапах. По мнению Клобуковой Л. П., оптимальной теоретической базой построения системы обучения русскому языку как иностранному в целом и профессионально-ориентированному речевому общению, в частности, выступает личностно-деятельностный подход (коммуникативно деятельностный подход), обосновываемый в работах Зимней И.А. Данный подход "может быть определен как ситуативно-коммуникативно-личностно-деятельностный подход, где каждое звено определения соотносится с разным аспектом обучения: ситуативность - с характером организации учебного материала и условиями его усвоения; коммуникативность - с организацией общения; личностный - с апелляцией к субъекту обучения; деятельностный - с организацией обучения и определения объекта обучения" /31, 32/. Сильной стороной личностно-деятельностного подхода является пристальное внимание к формированию предметной компетенции учащихся, которая играет исключительно важную роль в обучении профессиональному общению. Предметный план речевой деятельности находится в центре внимания как учащихся, так и преподавателя /40, С.293-294/.

Акцентуация роли предметного содержания в обучении профессиональному общению на иностранном языке, а также, соединение общего, специального и специализированного в учебном материале представляется исключительно важным для целей лингвообразования.

Основополагающая роль мотивированного предметного содержания любого интегративного учебно-речевого процесса подчеркивается в диссертационной работе Мазуновой Л.К. /50/.

Предметность в учебном процессе не только обеспечивает содержательный план, но и служит мотивационной основой общения. Задача создания мотивированной основы интегрированного учебно-речевого процесса состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае, для каждой группы обучаемых разработать предметно-содержательный план, удовлетворяющий ее познавательно-прагматическим потребностям Предметно-содержательный план учебного общения должен содержать помимо нового, представляющего познавательную ценность, уже известное обучаемому по данной проблеме то, что вошло в мир его представлений, чувств, информационную систему, т.е. то, что стало частью концептуальной системы. Опора на содержание концептуальных систем обучаемых (важное условие для обучения любому предмету) имеет в изучении иностранного языка принципиальное значение: без опоры на нее, без постоянного ее обогащения невозможны процессы переориентации внутренней речи на новую языковую базу /50, С.54-55/.

Интегрирование религиоведческого элемента в структуру содержания интегративных духовно-формирующих интел лектоемких педагогических технологий

Анализ полученных данных позволил нам заключить, что несмотря на то, что студенты осознают узость своего религиоведческого кругозора, они не стремятся его расширить, а также, что у них отсутствует четкое представление о характере своей будущей деятельности, о тех функциях, которые им придется выполнять и о том, что им придется решать в том числе и проблемы взаимоотношений различных религиозных конфессий и, что решение этих проблем будет во многом зависеть от них.

Ответ на данный вопрос был, безусловно, предопределен результатами вышеизложенного опроса, однако, он позволил сделать еще один вывод: если студенты и проявляют заинтересованность к изучению религиоведения на английском языке, то это практическая заинтересованность, заинтересованность в научении действию, те, студенты не духовно, а инструментально мотивированы.

Все вышеизложенное убедило нас в правильности поставленной задачи -формирования духовной потребности обучающихся. Исходя из этого нами был разработан формирующий этап, целью которого стало создание условий для: 1. расширения религиоведческого кругозора через анализ и перевод текстов на религиоведческую тематику с английского языка на русский и с русского языка на английский, составления диалогических и монологических высказываний, ведения направленных дискуссий; 2. структурирования духовно-формирующей компоненты с целью повышения уровня интеллектуальности, разносторонности, веротерпимости и повышения уровня полемической культуры (что 127 реализуется через организацию дискуссий на различные темы религиоведческого характера, написание сочинений и др.); 3. углубления представления о существенной роли религиоведческих знаний: - для формирования профессиональной личности государственного служащего; для успешного осуществления государственными служащими интегрированной функции управления.

Поскольку лингвообразовательный процесс в Волго-Вятской академии государственной службы строится вокруг гипертем, то сначала следует остановиться на определении понятия "гипертема". «Гипертема - это "дидактическая единица, определяющая основное содержание дисциплины, выступающая интегратором тем - элементов787, С.38/. Лингвообразовательный процесс в ВВАГ С строится вокруг следующих гипертем: ПЕРВЫЙ КУРС - гипертема "Я и другие", где основными элементами являются характеристики личности, семейные и межличностные отношения. Пособие включает аутентичные тексты из журналов "Woman s Day", "New woman", "Cosmopolitan", где такие темы обсуждаются с точки зрения популярной психологии, где язык автора максимально приближен к разговорному языку, а сам текстовый материал часто представляет собой зафиксированный в письменном тексте поток речи взрослого образованного носителя языка, что позволяет естественным путем перейти от чтения к речи.

Речевые задания уже к первому курсу содержат элемент профессиональной направленности и интроспекции. "Развитие способностей к интроспеции является важным компонентом профессиональной деятельности госслужащего, так как если человек не может понять собственные ощущения и чувства, как он сможет работать с людьми" /87.С.325/ Вопросы и задания, составленные к текстам, носят личную направленность. Составляя диалоги, студенты обсуждают проблемы личности, межличностные, социальные, медицинские и профессиональные. По прочитанным текстам ведутся направленные дискуссии. Все тексты представленные в пособии, имеют выход в персонал истскую, общеобразовательную и профессиональную сферы общения /87, С.325/.

Интегрирование тем религиоведческого характера начинается с написания диктантов на английском языке, тексты которых отобраны из евангелийского издания Нового Завета и представляют собой завершенные в смысловом отношении краткие тексты. Рассказы о рождении Христа соотносятся с темой - «семья», различные притчи показывают оценку определенного поведения людей и событий и т.п. Уже во время написания диктантов студенты с удивлением узнают, что многие выражения и пословицы пришли к нам из Библии. Они все время порываются прокомментировать написанное, правда на русском языке, поскольку еще не умеют сделать этого на английском. Позволив высказаться на русском языке, преподаватель предлагает им перевести то, что они сказали на английский язык.

Здесь студенты обнаруживают как свое неумение выразить мысль на по английским, так и свое желание это сделать. Чем больше мы пишем таких диктантов, тем больше проявляют студенты желание к их написанию. Дома большинство из них обращаются к русскому изданию Библии в поисках адекватного перевода. Таким образом, стимулируется познавательная активность студентов.

Закрепление полученных знаний осуществляется через описание репродукций с картин на сюжеты, составившие предмет текстов для диктантов. Здесь помимо языковых целей - работа над временами, использование описательных конструкций и т.п.,- осуществляются цели эстетического, интеллектуального, коммуникативного развития обучающихся, что обогащает духовный мир личности. На достижение тех же результатов направлена и работа по аудированию, где в качестве учебного материала предлагается аутентичная аудиозапись «Библейские сказания». По мере усложнения материалов в пределах гипертемы «Я и другие» студентам предлагаются для написания более сложные в смысловом отношении тексты из Священного Писания, например, «Нагорная проповедь». Данный материал органически вплетается и естественным образом интегрируется в изучаемую гипертему. Изучение фрагментов Священного Писания на иностранном языке происходит одновременно с изучением студентами таких дисциплин, как религиоведение, психология и является источником дополнительной информации. Представление этой информации в языке позволяет лингвистически адекватно отразить в структуре языковой личности такие профессионально-релевантные знания, как знания в области психологии, социальной психологии, социологии, этики. ВТОРОЙ КУРС - гипертема - "Демократии". Материалом для изучения проблем демократии является пособие "Что такое демократия", охватывающий такие разделы, как определение демократии; права; верховенство закона; выборы; культура демократии; демократическое правительство; свобода совести и вероисповедания; экономика; политика и плюрализм. Материалом служат проблемные и обзорные публикации в журналах "Time", "Newsweek", "Forbers" и др. На втором курсе религиоведческая тематика представлена особенно широко.

Первый семестр второго курса. На уроках студентам в качестве диктантов предлагаются тексты из "Словаря религиозных верований" соотносящиеся с разделами пособия "Демократия". Так, например, тексты о Платоне и Сократе, в которых одновременно с их взглядами на жизнь, общество, демократию затрагиваются и вопросы их отношения к религии, вере, морали. В результате анализа данных текстов у студентов расширяются как собственно языковые, религиоведческие, так и общекультурные знания.

Поскольку на данном этапе студентами уже достигнут уровень относительной лексической насыщенности в речи (здесь мы имеем в виду лексику, в которой репрезентированы религиоведческие знания), то студентам после прочтения и анализа статей, в качестве задания предлагается не просто, как на первом курсе, описать репродукции с картин, а сопоставить трактовку сюжетов или образов у разных художников. Наряду с репродукциями картин зарубежных художников, используются репродукции с картин русских художников, искусствоведческий анализ которых представлен в работе Четиной ЕМ. "Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной литературе: проблемы иллюстрации», в аннотации к которой автор пишет, что особое внимание в книге уделяется рубежным художественным интерпретациям, где "изнутри размыкается структура евангельского сюжета, нарушаются иконографические каноны, предпринимается попытка рассмотреть эволюцию евангельских сюжетов, образов и мотивов в аспекте ценностно-смысловых ориентацией русской культуры 799/.

Данный вид учебной деятельности интегративен по своему характеру. Поскольку евангельские образы и сюжеты пронизывают художественный мир всей европейской культуры, ориентироваться в этом мире видеть тенденции развития необходимо уметь каждому образованному, разносторонне-развитому интеллигентному человеку. А так как уметь ориентироваться в мире искусства можно лишь узнавая героев Евангелия, зная основные художественные версии евангельских сюжетов, студенты, с целью получения информации по этому вопросу, читают соответствующие фрагменты из Нового Завета.

Такое знакомство с основными художественными версиями евангельских сюжетов, помогает повысить уровень художественной, а также языковой культуры, поскольку существенно расширяется словарный запас иностранного языка, т.к. в процессе занятий происходит активное усвоение лексики, в том числе и на религиозную тематику; пополняется и словарный запас русского языка, т.к. в процессе перевода студенты сталкиваются со словарными единицами ранее неизвестными.

Чтение и обсуждение публикаций, посвященных художественной интерпретации евангельских сюжетов и образов непосредственно связано с изучением студентами курса культурологии, в котором изучаются основные направления в развитии культуры, исторические, социально-политические, экономические факторы, влияющие на ее развитие; роль личности в развитии и распространении культуры, творчество выдающихся деятелей искусства различных эпох; вопросы взаимодействия и взаимовлияния культур; роль культуры в деле нравственного и духовного возрождения общества. Актуальность изучения данной темы состоит так же в том, что оно способствует расширению гуманитарной составляющей профессионального образования госслужащих и, тем самым, разрешению противоречия, существующих сейчас: 1. между требованиями современного общества к формированию полноценной личности с широким культурным кругозором и недостаточной разработанностью проблемы использования общественных ценностей в вузе; 2. между массовой бездуховностью и неиспользованностью возможностей вуза в приобщении будущих специалистов к высоким образцам культуры /70/. В первом семестре второго курса студенты также изучают раздел пособия "Демократия" под названием "Свобода религии и вероисповедания". Изучению данного раздела мы уделяем особое внимание, так как он непосредственно связан с курсом религиоведения. В разделе дано четкое толкование такого понятия, как "свобода вероисповедания" и того, как это понятие должно трактоваться властями и гражданами правового демократического общества.

В разделе говорится, что, несмотря на то, что многие демократические страны имеют официально установленную церковь, пользующуюся поддержкой государства, правительство обязано защищать свободу личностей, верования которых отличаются от данной официально санкционированной религии, что "свобода совести" означает, что ни один человек не может быть принужден исповедовать какую-либо религию или верование против своей воли; никто не может быть наказан или оштрафован, за то, что предпочитает ту или иную религию или не признает никакой

Это положения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники государственной службы и которые должны стать частью индивидуальной политической и национальной культуры будущих управленцев, а также культуры межнационального общения и культуры общения друг с другом. По материалам публикаций, представленных в разделе, проводятся ролевые игры, где анализируются такие вопросы: актуальна ли проблема свободы вероисповедания для нашей страны; какую позицию должна занять власть при решении каких-либо конфессиональных разногласий; что должен делать государственный служащий, сталкивающийся с решением подобных проблем, чтобы минимизировать возможность возникновения конфликтов на религиозной почве; имеет ли госслужащий право исповедовать ту или иную религию.

Во втором семестре второго курса наряду с гипертемой «Образование и бизнес-образование» изучается гипертема «Религия». В качестве учебного материала используется разработанное нами учебное пособие «Religious Issues in English» (О религии по-английски) /90/, которое представляет собой сердцевину интегрированного курса религиоведения и иностранного языка.

Похожие диссертации на Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка