Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Островая Елена Викторовна

Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии
<
Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Островая Елена Викторовна. Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Самара, 2004 224 c. РГБ ОД, 61:04-13/2343

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1. Философские и психолого-педагогические подходы к трактовке понятий «ценность», «духовная ценность» 13

1.2. Специфика духовных ценностей курсантов военного вуза 37

1.3 Теоретические основы формирования духовных ценностей 69

Выводы по первой главе 93

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 96

2.1. Определение исходного уровня сформированности духовных ценностей курсантов военного вуза 96

2.2 Организация экспериментальной работы по формированию духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии 112

2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию духовных ценностей курсантов военного вуза 145

Выводы по второй главе 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 166

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный военный вуз функционирует в условиях социально-экономических перемен, происходящих в нашем обществе и его Вооруженных Силах, затрагивающих все сферы материальной и духовной жизни, и влияющих на моральное пространство между людьми. Реалии жизни таковы, что социальная нестабильность в обществе, порожденная сложными перипетиями политических и идеологических баталий, поисками решения многообразных социально-политических проблем, обусловила нивелировку многих традиционных духовных ценностей, породила у людей чувство неопределенности и беззащитности, потерю смысла жизни. Стало очевидным, что без формирования системы ценностей, как интегративной основы индивида, не удастся осуществить реальный переход от абстрактного человеколюбия к признанию самоценности личности. В условиях переориентации общества на адекватные нравственные, общечеловеческие ценности, формирование духовных ценностей курсантов военного вуза приобретает чрезвычайное значение.

Специфика военных вузов заключается в том, что в процессе обучения и
воспитания у курсантов, наряду с общими качествами, присущими всем
специалистам высшей квалификации, должны быть выработаны высокие
морально-боевые качества, требуемые военной практикой, сформирована
устойчивая структура духовных ценностей, связанных с военно-
профессиональной деятельностью. В Концепции воспитания
военнослужащих Вооруженных Сил РФ, в Квалификационных требованиях к
военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов
отмечается, что «приоритетной целью воспитания личного состава является
формирование у него качеств и отношений гражданина - патриота».
Важнейшие составляющие духовного мира военнослужащего: патриотизм и
коллективизм, честь и достоинство, воинский долг и повышенная

ответственность за судьбу Родины, не являющиеся сегодня для многих курсантов глубоко осознанными убеждениями, становятся теми духовными ориентирами, на которые должен быть направлен процесс обучения в военном вузе.

Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования духовных ценностей личности в процессе обучения, связи духовного развития будущего специалиста с его профессиональным становлением в последнее время стала достаточно активно разрабатываться (Л.С. Зорилова, О.Н. Илюхина, Н.А. Коваль, О.О. Полякова, В.А. Пономаренко, Л.Г. Шеняк). В диссертационных исследованиях последних лет затрагиваются вопросы функционирования ценностей в условиях армии, анализируется содержание наиболее значимых духовных ценностей, оказывающих существенное влияние на формирование духовного облика российского воина (СП. Галченко, В. Карпов, В.Н. Козлов, В.И. Лутовинов, А.Н.Охлопков, С.С. Соловьев, С. Щелкунов, С. Яхновец).

В зависимости от того, как проблема духовных ценностей вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: систематизация факторов и условий, оказывающих влияние на формирование духовных ценностей курсантов (И.А. Ясеницкий), сущность и содержание духовных основ воинского воспитания (Н.Г. Мирошниченко, А.С. Сушанский, А.Г. Трофимчук), тенденции формирования духовных ценностей российских военнослужащих (П.В. Петрий).

Для дальнейшего углубления научных представлений о формировании духовных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе, среди многих проблем, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с конкретизацией содержания понятия «духовные ценности курсантов военного вуза», с выявлением их специфики, обоснованием модели формирования и критериев сформированности. Практически неизученной остается проблема выявления образовательного потенциала

культурологии в формировании духовных ценностей курсантов. Несмотря на значительный интерес специалистов к данной дисциплине мировоззренческого характера (Г. Белоконев, Г.В. Драч, А.Б. Есин, Л.С. Зорилова, Т.Г. Киселев, Ю.Д. Красильников, С.С. Минц, А.В. Хазова), осмысление значения и возможностей культурологии в системе военного образования, разработка программы курса, приоритетной задачей которой стало бы формирование духовных ценностей курсантов, остается настоятельной необходимостью и сегодня.

Таким образом, актуальность проблемы формирования духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии вытекает из ряда объективных противоречий: между необходимостью сформированное у выпускников военных вузов устойчивой структуры духовных ценностей, связанных с военно-профессиональной деятельностью и реальным состоянием практики; между потребностью теории в знаниях о формировании духовных ценностей личности курсанта в процессе обучения в военном вузе и отсутствием научно обоснованной модели формирования последней; между большими потенциальными возможностями культурологии в формировании духовных ценностей будущих офицеров и отсутствием специально разработанных содержания и методов для реализации этих возможностей.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема создания модели формирования духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии. В практическом плане — проблема определения содержания и методов формирования духовных ценностей курсантов в процессе преподавания данной дисциплины.

Объект исследования: процесс обучения курсантов в военном вузе.

Предмет исследования: формирование духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии как аспект процесса обучения в

военном вузе.

Цель исследования: создание модели формирования духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии и ее теоретико-методологическое обоснование.

Гипотеза исследования. Если духовные ценности курсантов военного вуза представляют собой осмысленные, значимые для духовного становления личности воина идеи, то их формирование в процессе преподавания культурологии будет успешным, когда:

создана модель формирования духовных ценностей курсантов на основе механизма перевода ценностей из объективной ценностной системы в субъективную;

разработана программа курса «Культурология», приоритетным направлением которой является формирование духовных ценностей курсантов военного вуза;

приобщение курсантов к духовным ценностям осуществляется в организуемой преподавателем ценностно-ориентационнои деятельности и в общении, базируется на принципах личностно-деятельностного и ценностно-ориентационного подходов к обучению;

выбор ценностей курсантами, а также проектирование действий и поступков в моделируемых ситуациях, носящих духовно-нравственный контекст будущей профессиональной деятельности, осуществляется посредством рефлексии;

овладение курсантами культурологическим знанием осуществляется в различных организационных формах обучения, с использованием проблемно-эвристических методов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие его задачи: 1) конкретизировать содержание понятия «духовные ценности курсантов военного вуза»; 2) выявить специфику духовных ценностей курсантов; 3) построить модель личности

выпускника военного вуза на основе духовных ценностей, имеющих главенствующее значение в профессиональном становлении будущего офицера; 4) обосновать критерии сформированности духовных ценностей личности; 5) определить содержание и методы формирования духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии; 6) определить результативность экспериментальной работы путем сравнительного анализа уровня сформированности духовных ценностей, лежащих в основе личностных качеств курсантов, до и после эксперимента. Новизна исследования:

конкретизировано содержание понятия «духовные ценности курсантов военного вуза», как осмысленных, значимых для духовного становления личности воина идей, функционирующих в системе общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений, выполняющих роль і мировоззренческих ориентиров, мотивов поведения и деятельности;

выявлена специфика духовных ценностей курсантов, оказывающих ^ существенное влияние на характер и направленность военно-профессиональной деятельности, заключающаяся в том, что ценностно-смысловые основы военной службы тесно переплетаются с ее императивным аспектом;

построена модель личности выпускника военного вуза как совокупность личностных качеств будущего офицера (любовь к Родине, профессии офицера, своей военной специальности; верность конституционному долгу, воинской присяге; осознанное чувство личной ответственности и др.), которые формируются и развиваются на базе адекватных им духовных ценностей (любовь к Родине - воинский патриотизм; верность конституционному долгу, воинской присяге - воинский долг и т.д.);

обоснованы критерии сформированности духовных ценностей личности («осознание ценностей», «отношение к ценностям», «мотивация деятельности - ценность как мотив») и их показатели;

- определены содержание и методы формирования духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии (содержание процесса формирования духовных ценностей курсантов образует система ценностных отношений: ценностно-ориентационная направленность учебного материала, направленность учебного материала на рефлексивную деятельность курсантов, направленность учебного материала на прогностическую деятельность; методы формирования — эвристическая беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра, аргументация ценностных проблем и др.)

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют научные представления о специфике духовных ценностей курсантов, обуславливающих социально значимые качества личности будущего офицера; будут способствовать теоретическому осмыслению и повышению эффективности дидактических возможностей культурологии в формировании духовных ценностей курсантов.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса подготовки курсантов военного вуза к будущей профессиональной деятельности; в создании системы занятий по культурологии, способствующих формированию духовных ценностей курсантов; в определении методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается сформированность духовных ценностей личности. Создание программы учебной дисциплины «Культурология» для курсантов военного вуза и ее апробация на основе рефлексивных технологий вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания военного образования.

Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы при составлении программ, разработке учебно-методических пособий не только по культурологии, но и по философии, психологии и педагогике, русскому языку и культуре речи, ряду других социально-гуманитарных дисциплин военного вуза, направленных на формирование духовных

ценностей курсантов.

Методологическую основу исследования составили труды
С.Ф.Анисимова, Л.М. Архангельского, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова,
О.Г. Дробницкого, А.Т. Здравомыслова, Е.В. Золотухиной-Аболиной,
М.С.Кагана, Д.А. Леонтьева, А.А. Ручки, В.Н. Сагатовского,

В.П. Тугаринова, В.Ф. Рябова, В.А. Ядова, внесших существенный вклад в
разработку теории ценностей; положения о механизме формирования
ценностной системы личности В.П. Бездухова, Б.С. Братуся,
Н.Н. Никитиной, Е.С. Сироткиной, А.К. Уледова, о единстве когнитивного и
эмотивного компонентов духовного развития личности Б.Г. Ананьева,
Н.Е. Андрюшиной, А.Н. Леонтьева, Н.М.Мухамеджановой, о роли
деятельностного компонента К.А. Абульхановой-Славской,

Л.И.Анцыферовой, В.Г.Асеева, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна; идеи формирования духовности и ее ценностного ядра в учебно-воспитательном процессе И.С.Артюховой, Т.И.Власовой, Н.Д.Никандрова, P.M. Роговой, концепции личностно-деятельностного и ценностно-ориентационного подходов в обучении, раскрытые Е.В. Бондаревской, Е.И. Казаковой, В.В. Сериковым, Т.А. Никитиным, Р.Л. Палтиевич, О.В. Правдиной; проблемно-эвристического обучения, отдельные стороны которого проанализированы в работах В.И. Андреева, В.М. Медведева, И.Я. Лернера, В.Н. Соколова; работы С.П.Галченко, В.И.Лутовинова, П.В.Петрия, А.Н. Охлопкова, С.С.Соловьева, И.А.Ясеницкого, посвященные анализу ценностной системы военнослужащих; В.Н.Козлова, А.С. Сушанского, А.Г.Трофимчука, обращенные к вопросам духовно-нравственного воспитания воинов.

База исследования: опыт социально-гуманитарной подготовки будущих офицеров в вузах страны; опыт организации процесса формирования компонентов духовного мира личности в процессе обучения; личный опыт работы в качестве преподавателя культурологии в военном вузе.

Работа выполнена на базе Сызранского военного авиационного института. Выборочная совокупность исследования составила 116 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999 - 2001 гг.). Анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение состояния практики работы военных и гражданских вузов по формированию духовного мира будущих специалистов, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось: определение методологии и методов исследования, разработка его программы.

Второй этап (2001 — 2003 гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались средства и методы, обеспечивающие формирование духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии, корректировались его содержание и формы, анализировались и систематизировались полученные . данные. Результатом этого этапа явились: построение модели личности выпускника военного вуза на основе духовных ценностей, имеющих главенствующее значение в профессиональном становлении будущего офицера; обоснование показателей для оценки сформированности духовных ценностей в структуре личности; разработка и апробация модели формирования духовных ценностей курсантов в процессе преподавания культурологии.

Третий этап (2003 — 2004 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для формирования духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов диссертационного исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы, посвященной различным аспектам изучаемой проблемы; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (анализ образовательных программ по культурологии, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование; методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью его методологии, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, в авторской программе учебной дисциплины «Культурология» и учебно-методическом пособии «Культурология: содержание и методика изучения в военном авиационном институте». Они обсуждались и получили одобрение на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Димитровград, Самара, Сызрань, Тверь, Тольятти). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя в Сызранском военном авиационном институте.

На защиту выносятся:

1. Формировавшаяся в течение последнего времени установка на организацию ценностно-ориентационной деятельности и общение курсантов, в процессе которых они созидают духовные ценности, не может быть просто

дополнена тезисом о важности осознания курсантами роли ценностей в военной службе. Требуется создание модели формирования духовных ценностей курсантов, базирующейся на механизме перевода ценностей из объективной ценностной системы в субъективную и включающей в себя взаимосвязанные, последовательно сменяющие друг друга три этапа, на каждом из которых определены цели, отобрано содержание, выбраны методы, средства и формы его организации.

  1. Стратегия деятельности преподавателя военного вуза по формированию духовных ценностей курсантов становится эффективной, когда он реализует образовательный потенциал учебной дисциплины «Культурология». Ведущими принципами реализации образовательного потенциала данной дисциплины являются принципы личностно-деятельностного и ценностно-ориентационного подходов к обучению.

  2. Помимо освоения курсантами культурологического знания требуется развитие у них способности к ценностному видению контекста военной службы, к рефлексии, как важнейшей составляющей процесса оценки и выбора духовных ценностей, проектирования действий в моделируемых ситуациях.

  3. Использование методов проблемно-эвристического обучения в формировании духовных ценностей курсантов способствует реализации поставленной цели - направить педагогический процесс не на обучение фактам, а на овладение смыслом.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Работа изложена на 224 страницах, содержит 11 таблиц, 5 рисунков. Библиографический список насчитывает 175 источников.

Философские и психолого-педагогические подходы к трактовке понятий «ценность», «духовная ценность»

Одной из наиболее важных и актуальных проблем, связанных с фундаментальными вопросами человеческого бытия является проблема ценностей. Сегодня ни у кого не вызывает сомнение то огромное значение, которое имеют ценности в жизни человека. В науке закрепилось понимание того, что ценности являются, своего рода, «интегративнои основой индивида» [97. С. 16], что человек «с помощью ценностей осуществляет выбор отношений к миру и к людям» [26. С. 3].

В последние годы внимание исследователей, занимающихся изучением специфики и структуры ценностей, их функций, акцентируется на механизме приобщения человека к ценностям, формировании у него субъективной ценностной системы. «Ценности», «ценностные ориентации» личности, «как направленность личности на ценности» [6. С. 146], «как упорядоченная система ценностей, иерархизированных по критерию их значимости для субъекта» [168. С. 15] все больше приобретают статус междисциплинарных понятий.

Представители философской науки анализируют саму сущность категории «ценность», исследуют структурные особенности данного феномена, разрабатывают принципы классификации и иерархии общечеловеческих ценностей.

В контексте культурологического знания решается вопрос о статусе ценности как аксиологической формы культуры (А.Г. Здравомыслов [69. С. 23], С.Л.Франк, Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов), выявляется отличие ценности от цели, оценки и идеала (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Психологический подход позволяет понять особую природу ценностей, выявить «механизм схватывания ценностей сознанием» [26. С. 21], присвоения их человеком (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев).

Педагогика, обращаясь к философии, психологии [83. С. 30; 131. С. 44; 132. С. 23] и культурологии, обосновывает способы и средства формирования у учащихся упорядоченной системы ценностей. В педагогической науке ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса. «Они его цель и основа, на которую опираются все методики» [10. С. 36]. Ценности регулируют и направляют деятельность педагога, его общение и взаимодействие с учащимися [24. С. 18].

Несмотря на то, что в настоящее время в научной литературе по ценностям, накоплено достаточно материала, считаем необходимым остановиться на трактовке данного понятия как базового в нашем исследовании.

Началом аксиологического этапа можно считать выход в свет в 60-е годы XIX века работы немецкого философа Г. Лотце «Микрокосм». В ней автором было введено в качестве самостоятельного понятие «значимость» [54. С. 88], а мир ценностных определений выделен в независимую сферу мироздания, наряду с царством всеобщих законов — истин и миром фактов, образов и вещей действительности.

В дальнейшем данная тенденция получила развитие в трудах представителей неокантианства В.Виндельбанда, Г. Когена, Г. Риккерта. Мыслителями помимо «значимости» используется термин «должествование» и вводится в научный оборот само понятие «ценность». Только благодаря этому понятию, по мнению Г. Риккерта, становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы. Ученый представляет «ценность» как «смысл, лежащий над всяким бытием», а мир, - «состоящий из действительностей и ценностей» [52. С. 10]. «Понятие бытия», - уверяет Г.Риккерт: «единственное понятие, под которое можно подвести «нечто», но наряду с понятием бытия, кроме «нечто», стоит — в качестве второго обширного понятия существующего, — понятие ценности» [52, 11].

Таким образом, по Риккерту, о ценности нельзя сказать, что она «есть», но и относить ее принадлежность к «ничто» будет неверным. Сам мыслитель не относит ценность ни к области объектов, ни к области субъектов. Сфера ценностей противопоставляется у него сфере бытия.

Иной, субъективный подход к трактовке понятия «ценность» мы находим в философии экзистенциализма (Ж. П. Сартр, К. Ясперс), где единственной основой ценностей является личная свобода. «Бытие ценностей держится на мне» [52. С. 55], - утверждает Сартр.

Существенный вклад в разработку теории ценностей на различном материале и с разных методологических позиций внесли Э. Кассирер, Ж.Маритен, Ф. Ницше, Б. Рассел. Ими были выявлены важные грани категории «ценность», показана структура ценностного отношения, сделана попытка осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочить их по рангам» (Ф.Ницше).

В отечественной литературе проблема общей теории ценностей стала объектом внимания ученых сравнительно недавно. Активизация теоретических и эмпирических исследований, в которых были обозначены основные черты ценностного подхода, приходится на 60-е годы XX столетия.

Наибольший вклад в изучение природы ценностей внесли В.А.Василенко, О.Г. Дробницкий [65. С. 63], И.С. Нарский, СИ. Попов, В.П. Тугаринов.

Затем ценностная проблема получила глубокое развитие в работах философов, психологов, педагогов: Е.В.Абульхановой-Славской, В.Г.Алексеевой, С.Ф.Анисимова, И.С.Артюховой, Л.М. Архангельского, М.М. Бахтина, В.П. Бездухова, Г.П. Выжлецова, А.Т.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.С. Кагана, Д.А.Леонтьева, Г.А. Нечаевой, О.М. Панфилова, Я.А.Розина, А.А. Ручки, В.Н. Сагатовского и др.

Специфика духовных ценностей курсантов военного вуза

Демократизация и реформирование Вооруженных Сил, гуманизация и гуманитаризация военного образования: уход в нем от технократического мышления и провозглашение приоритетов общечеловеческих ценностей, предполагает повышение качества подготовки будущих офицеров.

Определение требований к выпускнику военного вуза, его духовно-нравственным качествам со стороны самой личности, Вооруженных Сил, государства и общества - это определение того идеала, стремление к которому курсантов военных институтов позволило бы решить одну из основных задач - воспитание высоко духовного защитника Отечества.

Другими словами, речь идет, о создании модели военного специалиста, отвечающей требованиям социального заказа, и обладающего такими духовными качествами, которые имеют государственную и профессиональную значимость.

Реализация данного направления напрямую связана с определением содержания и методов процесса формирования у курсантов необходимых личностных качеств. На наш взгляд, комплексное решение поставленных задач - залог успеха в деле подготовки офицера — военного интеллигента.

Каким должен быть выпускник военного института? Ответ на этот вопрос следует искать не только в настоящем, но и обратиться к историческому прошлому.

Огромную роль в формировании представлений о защитниках Родины в общественном сознании всех времен играли образование и личная культура офицера. Российский офицерский корпус всегда отличал высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки. Стимулом к обучению военным наукам, повышению уровня знаний российских воинов послужило введенное Петром I положение, по которому продвижение по службе ставилось в зависимость «от образования и реальных заслуг офицера, а не от происхождения» [63. С. 12], как это было раньше.

Стержнем системы обучения и воспитания будущих офицеров была духовно-нравственная составляющая, направленная на всестороннее и гармоничное развитие личности воина, большое значение придавалось широкому приобщению к достижениям русской и мировой культуры, изучению нескольких иностранных языков. В военных училищах поощрялось увлечение слушателей литературной деятельностью, искусством, игрой на музыкальных инструментах.

Наряду с образованием, большую роль в становлении офицера как гражданина, активного члена общества играл непрерывный и целенаправленный процесс воспитания, формирования у него высоких морально-политических качеств, основу которых составляли патриотизм, державность и православие, верность воинскому долгу и героизм — своеобразные столпы становления и развития российской армии [63. С. 47].

Огромный вклад в отечественную систему подготовки офицерского корпуса внесли выдающиеся военные деятели и педагоги П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, СО. Макаров, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, М.Н.Тухачевский, А.А. Свечин, Г.К. Жуков и многие другие. Их труды содержали немало заслуживающих внимания идей по духовно-нравственному воспитанию личного состава, по укреплению морального духа войск. Так, в Наставлении г.г. офицерам 12-й пехотной дивизии говорилось: «Дух чести, благородства, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них другие качества ничтожны...» [47. С. 158].

Все сказанное актуально и сегодня.

Как отмечается в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, «приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина — патриота, военного профессионала и высоконравственной личности» [87. С. 33].

Опираясь на Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников вузов Военно-Воздушных Сил [82. С. 32], Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [62. С. 34], можно определить следующие общие требования к выпускнику военного вуза, который должен:

- иметь высокий уровень военного образования, включающего фундаментальную подготовку и подготовку по конкретной специальности; потребность в приобретении новых знаний, в постоянном духовном и физическом самосовершенствовании; достаточные навыки коллективной профессиональной деятельности;

- уметь критически оценивать исторические и современные процессы общественной жизни страны, в целом в мире; с достаточной степенью точности определять место и роль своей профессиональной деятельности; диалектически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- быть способным принимать профессионально грамотные решения с учетом их социальных, экономических и иных последствий, требований этики и права;

- владеть грамотной и развитой речью, основами мировой культуры;

- обладать высокой духовностью, развитым чувством любви и преданности к своему Отечеству, профессии офицера, твердой и непреклонной волей.

От выпускника военного института «требуются верность конституционному долгу и военной присяге, правовая культура, соблюдение моральных общечеловеческих заповедей, норм, юридически закрепленных в воинских уставах» [63. С. 38], а так же такие личностные качества как развитое чувство собственного достоинства, дисциплинированность, . стойкость, мужество, решительность, стремление к победе над противником, инициативность, самостоятельность в принятии решений и действиях при огромных психологических нагрузках, честность, высокое чувство коллективизма и товарищества, уважение боевых традиций, требовательность к себе и другим, умение обучать и воспитывать подчиненных.

Определение исходного уровня сформированности духовных ценностей курсантов военного вуза

Приоритетной задачей высшего образования вообще, и военного образования, в частности, является приобщение курсантов к культуре, формирование у них духовных ценностей, имеющих главенствующее значение в их будущей профессиональной деятельности. Отсюда, исследование качества образовательного процесса должно осуществляться, прежде всего, через исследование уровня усвоения личностью курсанта ценностей культуры, через определение уровня сформированности его духовных ценностей.

Закономерно возникает вопрос: каким образом можно провести подобное исследование в военном вузе, какие критерии сформированности брать за основу?

Формирование духовных ценностей личности ставит перед педагогической теорией и практикой проблему критериев ее сформированности. В.М. Медведев, Ю.Ф. Фоминых отмечают, что данная проблема неоднозначна [104. С. 73]. Дело в том, что критерии сформированности как «показатели, признаки, на основании которых формируется оценка качества объекта, процесса» (Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.- С. 144) сложно формализуемы, а зачастую ненадежны в отношении мировоззрения и его компонентов.

Тем не менее изучение эффективности того или иного педагогического воздействия вынуждает педагогов прибегать к оценкам как качественного, так и количественного характера.

Обращение к исследованиям, опубликованным Академией педагогических наук [105. С. 55], а так же диссертациям последних лет позволило выявить различные подходы к решению вышеуказанной проблемы.

Следует отметить, что исследование ценностных ориентации личности, системы ее духовных ценностей достаточно глубоко представлено в работах отечественных ученых: А.Г. Здравомыслова, В.Б. Ольшанского, П.В. Петрия, А.А. Ручки, А.Г. Трофимчука, В.А. Ядова и др.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют работы П.В.Петрия и А.Г. Трофимчука, занимающихся вопросами формирования личности воина на основе общечеловеческих духовных ценностей.

П.В. Петрий при изучении содержания и специфики духовных ценностей военнослужащих российской армии выделяет следующие критерии зрелых духовных ценностей воинов: «осознание каждым военнослужащим своей значимости как личности», «необходимости добросовестного выполнения воинского долга», а так же «закрепление данного осознания в социальных свойствах воина» [124. С. 48].

Выделенные автором критерии позволяют выявить когнитивную и эмоциональную сферы личности военнослужащего, однако критерий «закрепление данного осознания в социальных свойствах воина» не раскрывает в полной мере деятельностный компонент, являющийся на наш взгляд, основным в процессе формирования духовных ценностей личности, а значит не дает ответа на вопрос: «Является ли та или иная ценность мотивом поведения, поступков воина?».

Критерий «степень проявления данного качества в различных ситуациях», предложенный А.Г. Трофимчуком [156. С. 43] для определения числового значения уровней развития положительных моральных качеств военнослужащих в большей степени выявляет деятельностный компонент, но не дает информации о двух других: когнитивном и эмоциональном.

Возвращаясь к сказанному ранее (Глава I. параграф 1.З.), отметим, что формирование духовных ценностей должно охватывать все сферы личности курсанта: когнитивную, в которой он получает знания о содержании духовных ценностей как «аксиологической формы культуры», эмоциональную, где формируется его отношение к миру, к людям, к самому себе, происходит придание им личностного смысла, и деятельностную, предполагающую овладение основными способами и приемами поведения в соответствии с духовными ценностями.

В подтверждение сказанного приведем слова Д.Н. Узнадзе, полагавшего, что «комплекс действий может считаться поведением только в том случае, когда он переживается как носитель определенного смысла, значения, ценности. В поведение его превращает именно этот смысл, эта ценность, это -значение» [158. С. 73].

Итак, опираясь на тот факт, что формирование духовных ценностей охватывает последовательно все три компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностный, для определения уровней сформированности духовных ценностей в структуре личности нами предложены следующие критерии: «осознание ценностей», «отношение к ценностям», «мотивация деятельности» (ценность как мотив). Каждому из этих критериев соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированности духовных ценностей курсантов.

Так, показателями критерия «осознание ценностей» являются для высокого уровня «глубокое знание содержания», для среднего уровня «общее представление, схематичное знание», для низкого уровня «фрагментарное, противоречивое знание».

Показателями критерия «отношение к ценностям», соответственно, -«позитивное отношение, сопричастность», «в целом положительное, причастность», «равнодушие, безучастность».

Похожие диссертации на Формирование духовных ценностей курсантов военного вуза в процессе преподавания культурологии