Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий Емельянова, Людмила Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Емельянова, Людмила Николаевна. Формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Емельянова Людмила Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Коломна, 2012.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1219

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий

1.1. Состояние проблемы формирования художественно- 18

образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий в педагогической теории и практике

1.2. Специфика дизайн-проектной деятельности по созданию костюма и ее роль в формировании художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологи и предпринимательства

1.3. Возможности компьютерных технологий в обучении дизайн-проектированию и формировании творческо-конструк торских умений

1.4. Модель формирования художественно-образной направ- 74

ленности профессиональной компетентности студентов технологического факультета на основе дизайн-проекти рования швейных изделий

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн -проектирования швейных изделий

2.1. Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы з по формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов технологического факультета на основе дизайн-проектирования швейных изделий

2.2. Организация, методика и ход проведения опытно-экспериментальной работы по проверке методической системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов на основе дизайн-проектирования швейных изделий

Заключение 140

Литература 145

Введение к работе

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в общественно-экономической жизни страны, выдвигают приоритетные направления развития творческого потенциала школьников в процессе технологической подготовки, имеющей различную направленность, отвечающей потребностям инновационного общества. Учитель технологии и предпринимательства призван формировать не только систему знаний, умении и навыков, но и систему культурных ценностей, соответствующую отечественным традициям и мировому опыту, через взаимосвязь трудового обучения и приобщения учащихся к различным видам творческой деятельности, обеспечивая более органичный их процесс социализации, существенное снижение социальной и межнациональной напряжённости в различных сферах культурной деятельности.

Необходимость формирования творческой личности школьников ставит, в свою очередь, задачу формирования в вузе художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий. Это важно для обучения молодого поколения дизайн-проектированию, классическим и современным технологиям изготовления швейных изделий, в частности, для спектаклей, массовых гуляний, фести-валей, театральных постановок, показов мод.

Современная высшая профессиональная школа, обладая значительным образовательным и культурным потенциалом, имеет все возможности максимального раскрытия художественно-творческого потенциала личности будущего учителя технологии в профессиональной подготовке в вузе на основе компетентностного и деятельностного подходов, что будет спо-собствовать развитию их личностных качеств, связанного с профес-сиональной компетентностью и необходимого для адекватного решения профессиональных задач по сохранению социально-культурной стабиль-ности, толерантности в диалоге культур и самобытности современного общества. Образовательный уровень будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий определяет особые требования к профессиональному мастерству, выделяя необходимость овладения профессиональными знаниями и умениями.

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий должно осуществляться путем решения новых педагогических задач, отражающих возрастающее значение, конструкторской, художественно-образной, культурно-исторической, исследовательской подготовки, направленной на развитие творческой проектной деятельности, существенно повышающей профессионализм выпускников вуза в обучении технологиям швейных изделий, а также - их творческие возможности участия в современной российской и международной жизни модной индустрии (конкурсы, практики, выставки, презентации, стажировки).

Большую роль в подготовке конкурентоспособных выпускников играет то, как построен целостный педагогический процесс в вузе, каковы педагогические условия выбора методов, форм обучения, какова последо-вательность этапов педагогического процесса, в ходе которого усиливается значимость важнейшего элемента учебного процесса - решения студентами творческих задач поиска оригинальных способов воплощения своих идей средствами дизайн-проектирования и собственноручного изготовления авторских моделей одежды.

На сегодняшний день система профессионального образования в полной мере не обеспечивает реализацию социального заказа в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства, способных к активному участию в различный видах профессиональной деятельности, базирующейся на профессиональной компетентности, имеющей художественно-образную направленность, связанную с дизайн-проектированием швейных изделий.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства противоречий:

- между задачами сохранения и развития традиций отечественной культуры, воспитания эстетических идеалов молодежи в условиях модернизации высшей школы и недостаточно изученным процессом формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии, способных успешно решать творческие задачи по дизайн-проектированию и созданию одежды;

- между признанием эффективности использования дизайн-проекти-рования швейных изделий как основы формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, имеющей художественно-образную направленность, связанную с творчес-кой деятельностью по их созданию и отсутствием системной организации данной деятельности в профессиональной подготовке в вузе;

- между необходимостью формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий в период вузовской подготовки и отсутствием теоретико-методических основ, конкретизирующих методы, приемы, средства и формы организации данного процесса в системе их профессиональной подготовки.

Преодоление указанных противоречий возможно на основе анализа достижений психолого-педагогических наук, разработки и реализации системы формирования художественно-образной направленности профес-сиональной компетентности выпускников вуза на основе дизайн-проектирования швейных изделий, ориентированных на развитие этого интегрального качества личности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии развития направленности личности заложен в трудах Л.И. Божовича, И.М. Сеченова, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, Э.Б. Ильенкова, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе и др. Основам развития творческого потенциала посвящены работы Н.Д.Никандрова, В.Г.Рындак, Л.В. Мещеряковой; формированию профессиональной направленности личности посвящены исследования Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, М.И. Дьяченко, Н.И. Калугина, Л.А. Кандыбовича, А. К. Марковой. Изучению традиций отечественной школы художественного воспитания в области изобразительного искусства были посвящены работы С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, В.В.Корешкова, С.П.Ломова, В.С.Мурзаева, Н. Н. Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.И.Савенкова, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, в технологической подготовке были посвящены исследования Т.В.Диковой, Е.С.Ершовой, И.Ю.Игнатьевой, Е.А.Смирновой. Вопросам взаимодействия художественно-образного мышления и поиска методов решения творческих задач и проектирования объектов дизайна были посвящены работы Н.В.Брызгалова, Т.Ю.Воробьевой, А.И.Ковешникова, Т.В.Литвиной, Г.Б.Минервина, В.Ф.Рунге, В.Ф.Сидоренко, Ю.С.Сомова, Л.М.Холмянского и др.

Но в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос о формировании художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии, связанной с дизайн-проектированием швейных изделий, обладающих индивидуальностью, образностью и художественной ценностью.

Это позволило нам сформулировать проблему исследования: разработка научно-методических подходов к формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий, обеспечивающих достижение высокого уровня профессиональной подготовки и развитие профессионально важных качеств личности выпускника вуза. Стремление решить данную научную проблему побудило избрать следующую тему исследования: «Формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий.

Объектом исследования выступает процесс формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе.

Предмет исследования - методическая система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что процесс формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий будет эффективным, если:

дизайн-проектная деятельность по созданию одежды, обладающий художественно-образной или культурно-исторической ценностью, является доминантой в системе профессиональной подготовки студентов;

формирование названной направленности профессиональной компе-тентности студентов осуществляется в методической системе, предпола-гающей освоение и накопление опыта дизайн-проектной деятельности, максимально приближенной к их будущей профессиональной деятельности;

используются разнообразные методы, средства и формы дизайн-проектирования швейных изделий, активизирующие познавательный интерес к культурному наследию общества, к изобразительной деятель-ности, к технологиям создания костюма, художественной обработке тканей и деталей сценического и исторического костюма, к особенностям одежды народов России для достижения высокого уровня самостоятельности в проектной деятельности и пошива оригинальных швейных изделий;

используются разнообразные творческие задачи, ориентированные на изучение художественного или культурно-исторического наследия народов России, на создание костюма, несущего в себе определенный художес-твенный образ, на поиск разнообразных способов воплощения своих идей средствами дизайн-проектирования и собственноручного изготовления авторских моделей одежды.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы определяем следующие задачи:

  1. Выполнить анализ состояния проблемы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий в практике высшей школы.

  2. Выявить содержание и сущностные характеристики понятия формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий.

  3. Определить теоретико-методические основы, конкретизирующие
    педагогические условия формирования художественно-образной направлен-ности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий.

  4. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в педагогическом процессе методическую систему формирования у студентов технологического факультета художественно-образной направленности профессиональной компетентности на основе дизайн-проектирования швейных изделий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теория организации и проведения научно-педагогического исследо-
вания (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др.);

- теория деятельностного подхода (П. К. Анохин, Л. И. Анциферова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. И. Земцова, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. А. Конопкин, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Э. Д. Телегина, А. И. Уёмов, А. С. Шаров, Д. Б. Эльконин, и др.);

- теория компетентностного подхода в различных аспектах подготовки учителя технологии и предпринимательства в системе высшего профес-сионального образования (Л. Н. Анисимова, С. Я. Батышев, А. А. Деркач, Д. Ц. Дугарова, Э. Ф. Зеер, В. В. Кузнецов, Н.Н.Лавров, Э.Д.Новожилов, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Г. Д. Хорошавина, И. Д. Чечель и др.);

теория развития творческой личности, творческого мышления (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.П.Калошина, Я.А.Пономарев и др.);

- теория и методика художественного образования (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, С.Е. Игнатьев, В.В.Корешков, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др.)

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы, учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам предметной и методической подготовки студентов технологического факультета; изучение нормативных документов по вопросам развития высшего профессионального образования в России; анализ и обобщение опыта подготовки учителей технологии, обучающих студентов проектированию и пошиву швейных изделий с целью выявления состояния тенденций и условий повышения качества их профессиональной подготовки) и эмпирические (наблюдение за процессом преподавания спецдисциплин и деятельностью студентов технологического факультета; анкетирование; тестирование; метод экспертных оценок; статистическая обработка результатов педагогического эксперимента; графическое представление материала).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Обоснованы ведущая роль и значение дизайн-проектной деятель-
    ности в процессе формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в системе их профессиональной подготовки Выявлены и конкретизированы содержание и сущностные характеристики процесса формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий в практике высшей школы, включающие: мотивационный, гностический, деятельностный компоненты.

  2. Разработана научно обоснованная методическая система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий, в соответствии с основными аспектами творческого развития личности студентов, целостности педагогического процесса в единстве с развитием традиций отечественной культуры, воспитанием эстетических идеалов молодежи в контексте деятельностного и компетентностного подходов к обучению.

4. Раскрыты структурные элементы системы формирования художес-твенно-образной направленности профессиональной компетентности буду-щих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проек-тирования швейных изделий (цель; задачи; принципы, педагогические усло-вия, методы, средства; контроль и диагностика результатов этого процесса).

Определены концептуальные положения данной системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов, обеспечивающие оптимальное развитие этого процесса:

- опора на изучение опыта старейшей российской дизайнерской школы, ориентированной на сильную графическую проработку эскизов, художественно-образное решение костюма, опора на изучение практики зарубежных школ дизайна;

- развитие творческого проектного мышления и индивидуального творческого потенциала студентов через овладение ими дизайн-проектирования швейных изделий на основе применения знаний основных категорий композиции костюма;

- изучение исторической, технологической и творческой составляющих процесса создания современного и исторического костюма, выражающего эстетический идеал соответствующей эпохи;

- интеграция художественно-технологических умений: разбираться в тканях, работать с фактурой, линией и формой швейных изделий, применять элементы компьютерного проектирования, использовать различные технологии пошива, применить различные приемы художественной росписи тканей, выполнять декоративные элементы костюма;

- художественно-образная направленность творческих задач: по созданию костюма, несущего в себе художественный образ, на поиск разнообразных способов воплощения креативных идей средствами дизайн-проектирования и изготовления авторских моделей одежды.

5. В рамках методической системы разработана и экспериментально проверена методика формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий, обладающих индивидуальностью, образностью и художественной ценностью, на материале спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий деятельности» и активной работы студенческого театра моды технологического факультета Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломны Московской области).

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости ведущей роли и значения дизайн-проектной деятельности в формировании художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий; выявлении сущности, содержания и структурных компонентов этой направленности; в разработке научно обоснованной методической системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий; в определении принципов развития этого качества личности в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства.

Практическая значимость исследования. Разработана методическая система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий, позволяющая обеспечить успешность решения творческих задач, ориентированных на создание оригинальных костюмов, несущих задуманный художественный образ, на поиск различных способов воплощения интересных авторских идей средствами дизайн-проектирования и собственноручного изготовления моделей одежды, обладающих художественно-образной или культурно-исторической ценностью.

Предложены критерии и уровни формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий

Внедрен в процесс подготовки студентов технологического факультета специальный курс «Основы дизайн-проектирования швейных изделий» и действующий в рамках внеаудиторных занятий студенческий театр моды, способствующие формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности (профессиональных знаний и умений, познавательного интереса, самостоятельности и продуктивности создания театрального и исторического костюма, художественной обработке тканей и деталей сценического костюма, пошива оригинальных швейных изделий), повышению уровня профессиональной подготовки, ориентированной на потребности современных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: - опорой на методологическую обоснованность теоретических положений и исходных параметров исследования, на положения компетентностного и деятельностного подходов, с соблюдением логики процессного подхода при проектировании системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий; - внедрением разработанной методи-ческой системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности на основе дизайн-проектирования швейных изделий в образовательный процесс в вузе; - положительной динамикой результатов педагогического эксперимента; статистической значимостью полученных данных, их количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования; - использованием результатов при разработке учебно-методических материалов для формирования рассматриваемой направленности профессиональной компетентности выпускников вуза.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе технологического факультета Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломны МО), а также ПУ-30 г. Коломны МО. В исследовании приняли участие 263 студента 4 - 5 курсов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2012 г.

На первом этапе (2004-2005гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проведены беседы, наблюдения, изучен и обобщен передовой опыт работы преподавателей вузов; определен понятийный аппарат исследования. Разработана система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006-2011 гг.) проводились констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты, в ходе которых проходила корректировка разработанной методической системы, обобщались результаты исследования.

На третьем этапе (2011-2012 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теорети-ческих выводов и положений, внедрение результатов эксперимента, оформление исследования в виде диссертации.

На защиту выносятся положения:

1. Дизайн-проектная деятельность студентов технологического факультета является доминантой формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности в системе их профессиональной подготовки, она способствует овладению методами дизайн-проектной деятельности, применению их в будущей професси-ональной деятельности в образовательных учреждениях по обучению учащихся технологиям швейных изделий, а также – расширению и реализации творческих возможностей участия выпускников вуза в современной российской и международной жизни модной индустрии.

2.Художественно-образная направленность профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий представляет собой динамичное структурно-уровневое образование, отражающее меру возможностей реализации творческих сил личности учителя-предметника в профессиональной педагогической деятельности, выступающее как единство и взаимосвязь мотивационного, гностического, деятельностного компонентов.

3.Процесс формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий наиболее эффективно осуществляется через реализацию методической системы, обеспечивающей систематичность овладения методами дизайн-проектирования и опытом этой работы по созданию оригинальных художественно-образных костюмов в контексте деятельностного и компетентностного подходов обучения.

Апробация и внедрение результатов. Основные положение и выводы по результатам исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы Московского государственного областного социально-гуманитарного института (2005 - 2012 гг.) (г.Коломна МО), на научно-методических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета (2009 - 2012 гг.) (г.Москва); на международных научно-практических конференциях, состоявшихся в РГСУ (2010-2012 гг.) (г.Москва).

Материалы исследования внедрены в практику лекционных и лабораторных занятий МГОСГИ (г.Коломна МО), МГОУ (г. Москва) в виде методических рекомендаций, учебных авторских разработок, научных статей, составивших основу для специальных курсов подготовки студентов, в частности, спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий» и студенческого театра моды «Флер». Результаты экспериментального дизайн-проектирования швейных изделий получили высокую оценку на различных конкурсах, фестивалях, праздниках.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Специфика дизайн-проектной деятельности по созданию костюма и ее роль в формировании художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологи и предпринимательства

Необходимый образовательный уровень будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий определяет особые требования к профессиональному мастерству выпускников вуза, выделяя необходимость овладения профессиональными знаниями и умениями решать в совокупности и практические и художественные задачи, принадлежащие одновременно к сферам создания и материальных, и художественных ценностей.

Следует подчеркнуть, что профессиональные умения выполнять дизайн-проекты являются синтетическим свойством личности, определяющим собой продуктивность и оригинальность, качество и скорость овладения дизайн-проектной деятельностью, оно не только проявляется, но и формируется в деятельности. О профессиональной компетентности можно судить по степени овладения деятельностью, по мастерству, быстроте и легкости, с которой достигается поставленная цель. По нашему мнению, владение студентами швейного профиля профессиональной компетентностью представляет собой своеобразный синтез — структурный ансамбль врожденных свойств и качеств личности (творческий потенциал, индивидуальные творческие способности, художественный вкус) и приобретенных профессионально важных качеств личности, поэтому для каждой профессиональной компетентности в том или ином виде деятельности свойственна определенная структура личностных профессионально важных качеств и свойств личности. Освоение и дальнейшее функционирование всех профессиональных умений студентов швейного профиля осуществляется на основе активного, сознательного, целенаправленного практического использования полученных знаний в дизайн-проектировании костюма, в накоплении опыта этой деятельности. Этот опыт служит основой для организации определенной системы умственных и практических действий, саморазвития личности будущего учителя технологии и предпринимательства, он обеспечивает успешное достижение заранее поставленных художественно-творческих задач по созданию костюма.

Практика профессиональной подготовки студентов швейного профиля показала, что, в условиях творческой дизайн-проектной деятельности по созданию костюма, когда начинается творческий поиск художественного образа костюма, предъявляя к студенту более сложные требования, профессиональные умения совершенствуются, становясь средством достижения новых целей, дальнейшего развития творческих способностей в области дизайна костюма, и в целом личность студента обогащается новым опытом. И. соответственно, в процессе формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности творческий потенциал студента находит свою реализацию, становясь важным средством индивидуального развития личности.

Формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности всегда затрагивает сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности, неизменно способствуя развитию личностных качеств будущего учителя технологии и предпринимательства, системы культурных ценностей, соответствующих отечественным традициям дизайна одежды и мировому опыту развития дизайна, через приобщение студентов технологического факультета к различным видам творческой деятельности, в дальнейшем обеспечивая существенное снижение социальной и межнациональной напряжённости в различных сферах культурной деятельности средствами изучения материальной культуры одежды, создания художественных образов в костюмах, изготовления швейных изделий, в частности, для спектаклей, массовых гуляний, фестивалей, театральных постановок, показов мод, конкурсов.

Таким образом, в процессе формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности у студентов технологического факультета поднимается на более высокий качественный уровень профессиональный интерес к дизайну костюма, настойчивость в достижении цели, инициативность в поиске новых оригинальных решений творческих задач, креативность мышления, и другие профессионально важные качества личности, такие как внимательность, наблюдательность, трудолюбие. Формирование этих личностных качеств является важным фактором, положительно влияющим на целостное формирование личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Важным методологическим принципом формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности на основе дизайн-проектирования швейных изделий у студентов технологического факультета является вариативность условий обучения, последовательное усложнение художественно-творческих задач. Планомерные упражнения с усложнением требований и условий творческой дизайн-проектной деятельности необходимы для того, чтобы студенты швейного профиля смогли сознательно учесть влияние разнообразных требований и факторов, приобрести чувственный опыт творческой деятельности, необходимый для успешного применения профессиональных знаний и умений в решении художественно-творческих задач в условиях органического соединения теории и практики обучения [109, 125, 124].

Возможности компьютерных технологий в обучении дизайн-проектированию и формировании творческо-конструк торских умений

Нами выяснено, что традиционное выполнение лабораторных работ не в полной мере способствует формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов (от 28% до 85% по указанным критериям), тогда как включение в содержание лабораторных работ дизайн-проектирования швейных изделий в наибольшей степени способствует интенсивному формированию у будущих учителей технологии мотивации и познавательного интереса (82%), овладению профессиональными знаниями (79%) и умениями (83%), формированию самостоятельности (85%), продуктивности и оригинальности творческих работ (81%).

В целом, серьезный интерес вызывает проектная деятельность, которая в силу специфики технологического факультета способствуют проявлению творческой активности в области технологической и методической подготовки, и формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов: кружки по истории развития техники, дизайна, декоративно-прикладного искусства, по дизайн-проектированию, теории и истории дизайна костюма, по компьютерному проектированию в дизайне одежды, по истории костюма и кроя; по созданию художественных образов в костюме на основе моделирования природных образов; по эвристическим методам в дизайне одежды.

В процессе исследования была построена модель формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов технологического факультета на основе дизайн-проектирования швейных изделий, в которой выделены структурные компоненты процесса: (мотивационный, гностический, деятельностный). Эти компоненты определены нами как основные критерии формирования художественно-образной направленности профессиональной компетен 95 тности, позволяющие выявить происходящие изменения в качестве профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Мотивационный критерий - показателями этого критерия являются: проявление мотивации и интереса к будущей профессиональной деятельности в области дизайна костюма, к изучению процесса создания авторских моделей костюма, к дизайн-проектированию швейных изделий; сформированность художественных и культурно-исторических ценностных ориентаций в дизайне одежды.

Гностический критерий - система показателей этого критерия раскрывается через: сформированность профессиональных знаний и умений по созданию современного и исторического костюма; актуализацию в профессиональной деятельности по созданию костюма профессионально-важных личностных качеств учителя технологии.

Деятельностный критерий - показателями этого критерия являются: сформированность системы необходимых знаний, умений, способов выполнения творческих заданий, направленных: - на изучение художественного или культурно-исторического наследия народов нашей страны; - на историческое моделирование и реконструкцию старинной одежды; - на поиск художественного образа современного или исторического костюма; - на создание костюма, несущего в себе художественный образ; - на изучение и освоение технологий декоративного оформления костюма (художественная роспись тканей, аппликация, кружева, вышивка и др.); - на поиск разнообразных способов воплощения своих идей средствами дизайн-проектирования (включая автоматизацию проектирования швейных изделий, применение элементов компьютерного проектирования и графики); на собственноручное изготовление авторских моделей одежды.

В соответствии с основными аспектами целостности педагогического процесса нами разработана методическая система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетен 96 тности студентов на основе дизайн-проектирования швейных изделий, которая создает педагогические условия, позитивно влияющие на формирование названной направленности, как основного профессионально важного качества личности, и на проявление творческой активности в этой деятельности. Эта методическая система формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов швейного профиля предусматривает: - отражение в цели и содержании системы профессиональных знаний и умений, накопление опыта дизайн-проектной деятельности во взаимосвязи с мотивацией и познавательным интересом, с овладением профессиональными знаниями и умениями, с высокой степенью активности и самостоятельности, продуктивности и оригинальности работы, творческого мышления; - обеспечение единства процесса творческого взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов в решении проблем профессиональной подготовки и вопросов трудового воспитания школьников, а также процесса освоения студентами деятельности по дизайн-проектированию швейных изделий ( см. схему № 1).

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы з по формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов технологического факультета на основе дизайн-проектирования швейных изделий

Согласно теоретическим исследованиям процесса формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии на основе дизайн проектирования швейных изделий нами показано, что решение задачи подготовки будущих учителей технологии к профессиональному творчеству на высоком уровне связано с осуществлением ими деятельности художественно-творческого характера, создающей условия для проявления их творчества в области дизайна одежды. Тенденция включения конкретных методов формообразования (комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных), дизайнерского анализа и синтеза, носящего системный характер (аналоговый, комбинаторный), либо интуитивный (ассоциативный), в систему профессиональной подготовки студентов швейного профиля, способствует формированию художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов и их готовности к будущей педагогической деятельности в школе, связанной с дизайном костюма.

Формирующий эксперимент проводился в течение 2006 - 2011 гг.

Целью формирующего эксперимента явилась проверка эффективности разработанной системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий, разработанного спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий», а также - проверка опытно-экспериментальной работы на основе данной методической системы действующего в рамках внеаудиторных занятий студенческого театра моды «Флер».

В ходе формирующего эксперимента применялись методы исследования: - проведение беседы, устного опроса, методы самооценки и экспертной оценки; проведение статистической обработки полученных данных исследования для определения эффективности педагогического эксперимента, целесообразности методической системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии на основе дизайн проектирования швейных изделий, спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий», студенческого театра моды «Флер». Задачи работы исследователя: проверка эффективности предложенной методической системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии; внедрение в практику обучения спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий»; качественная и количественная обработка полученных результатов исследования, уточнение отдельных выводов теории, проверка гипотезы исследования, формулировка заключительных выводов.

Основная цель спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий», а также работы студенческого театра моды «Флер» -формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии, формирование профессиональных знаний и умений, познавательного интереса, самостоятельности и продуктивности создания современного и исторического костюма, пошива оригинальных швейных изделий

Учебно-информационное обеспечение спецкурса «Основы дизайн-проектирования швейных изделий», а также работы студенческого театра моды «Флер» связано со сбором, систематизацией и анализом узко специальных сведений о дизайне костюма, моде, стилях, истории развития дизайна одежды, отбором информации по технологиям пошива, разработкой творческих заданий по созданию костюма. Учебно-информационное обеспечение данного спецкурса и студенческого театра моды удовлетворяет таким требованиям как: прикладная направленность, художественно-образная направленность процесса создания современного и исторического костюма, взаимосвязанность всего комплекса учебного материала.

В экспериментальных группах, в отличие от контрольных, формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии на основе дизайн проектирования швейных изделий предусматривало введение инновационных форм, методов и приемов изучения теоретического учебного материала по созданию костюма, обеспечивающих формирование всех компонентов рассматриваемой художественно-образной направленности профессиональной компетентности.

Организация, методика и ход проведения опытно-экспериментальной работы по проверке методической системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов на основе дизайн-проектирования швейных изделий

Следует отметить, что для студентов экспериментальных групп дизайн-проектная деятельность была менее регламентированной, а задания более сложными и разноплановыми, это объясняется тем, что дизайн является. несомненно, инновационной деятельностью. Это содействовало проявлению системы формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности на основе дизайн-проектирования швейных изделий. В экспериментальных группах эта деятельность была ориентирована: на более полную реализацию творческого потенциала студентов; на формирование их мотивации и познавательного интереса к творческой деятельности по созданию костюма; на проявление индивидуального стиля в поиске художественного образа костюма, освоение методов и приемов эвристической и исследовательской работы; освоение специальных методов: изучения отечественного дизайна костюма и мирового опыта дизайн-проектной деятельности; эвристического решения творческих проблем в дизайн-проектировании; - ассоциативно-образного метода проектирования костюма; использования аналогий и бионических принципов формообразования костюма; самостоятельного выбора планов и стратегий этой деятельности. Все это повышало значимость дизайн-проектной деятельности студентов по созданию костюма. А также, в отличие от контрольных, в экспериментальных группах в контексте поставленной проблемы исследования, наряду с задачей формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности на основе дизайн-проектирования швейных изделий, решалась и задача формирования творческого потенциала студентов и их продуктивной личной позиции по отношению к профессии учителя технологии и предпринимательства.

Характеризуя студентов экспериментальных групп, было отмечено, что выполняемые ими творческие работы по дизайн-проектированию костюма отличаются неординарностью художественного образа швейного изделия, творческим подходом к созданию исторического или современного костюма, использованием природных образов и аналогий пропорций в природе, решением композиции исторического костюма с тщательным отбором художественных признаков эпохи, отличающихся своими выразительными средствами.

Творческие задачи решались студентами экспериментальных групп в соответствии со структурой процесса выполнения задания: анализируются понятия, включенные в условие задачи, выявляются и анализируются учебные проблемы, анализируется найденная информация по созданию исторического или современного костюма, в соответствии с учебной проблемой; обосновывается идея решения задачи; составляется и осуществляется план решения творческой задачи. Затем осуществляется дизайн-проектирование исторического костюма или современной оригинальной одежды, обладающей художественной ценностью, нацеленное на достижение наиболее полного соответствия создаваемых моделей одежды эстетическим и утилитарным потребностям самих студентов.

Организация учебной деятельности в контрольных группах осуществлялась в соответствии с традиционным обучением спецдисциплинам, тогда как в экспериментальных группах применялись специальные формы организации учебной деятельности по выполнению швейных изделий. Студенты решали творческие задачи по созданию коллекции костюмов по тематике. Задачи для студентов экспериментальной группы предлагались более сложные и разноплановые, и решались в соответствии со структурой процесса творческой деятельности по дизайн-проектированию: начиная с анализа условия решения и заканчивая количественным и качественным исследованием решения (включая, ретроспективный анализ творческой деятельности). Предлагались различные темы, такие как: «Сказочная Русь», «Вальс цветов», «Современные амазонки», «Шедевры портного», «Дети большого города», «Татьянин день» и др. Коллекции моделей по названным темам демонстрировались на различных городских мероприятиях, фестивалях-конкурсах и награждены дипломами.

На основе полученных результатов второго этапа формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, нами определена эффективность развития профессиональной направленности студентов на основе исследовательской деятельности, что отражено в таблице №9.

Эффективность формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов на основе дизайн-проектирования швейных изделий (организационный этап 2006-2008 учебные года)

Уровни: 1- низкий (поисковый) 2 - средний (преобразующий) 3-высокий (созидающий) гРУ пп ы Критерии формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов на оенове дизайн-проектирования швейных изделий (сводные результаты)

Мотивация ипознавательныйинтересв% Владение профессиональными знаниями в% Владение профессиональными умениями в% Самостоятельностьв% Продуктивность и оригинальность в%

Сравнивая результаты творческой деятельности по созданию костюма, полученные в экспериментальных и контрольных группах, мы пришли к выводу, что студенты экспериментальных групп проявляли более высокий по сравнению со студентами контрольных групп уровень профессиональных (творческо-конструкторских, дизайн-проектных, технологических) знаний и умений. В частности, успешно формировались творческо-конструкторские умения будущего учителя технологии в области проектирования швейных изделий, такие как: визуально-графические; аналитико-синтетические; организационно-управленческие; координационно-пространственного преобразования; теоретического моделирования.

Кроме того, они продемонстрировали владение элементами техники исследования истории развития костюма - умение сформулировать проблему, определить пути ее решения, высокую степень самостоятельности и продуктивности при выполнении творческих работ, связанных с изучением исторического наследия народов нашей страны, изучения старинных технологий декоративного оформления одежды, изучения народных художественных промыслов с этим связанных. Основными мотивами исследовательской деятельности в этом направлении были названы внутренние мотивы, характеризующие уровень сформированности мотивации и познавательного интереса.

Изучение данных эффективности формирования художественно-образной направленности профессиональной компетентности студентов контрольных и экспериментальных групп на организационном этапе определило проблемы дальнейшего исследования.

В процессе поиска художественно-образного решения дизайнерских задач по созданию одежды, обладающей художественно или культурно-исторической ценностью, мы применяли логические и эвристические методы решения проблемных ситуаций («мозгового штурма», эвристических вопросов, личной аналогии и т.д.). Эти методы не только привлекли внимание и пробудили интерес к способам их разрешения, но и сделали процесс профессиональной подготовки студентов швейного профиля экспериментальных групп мотивированным и целенаправленным. Процесс усвоения знаний в ходе разрешения художественно-творческих и дизайнерских проблем, решения творческих

Похожие диссертации на Формирование художественно-образной направленности профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на основе дизайн-проектирования швейных изделий