Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Попова Лариса Геннадьевна

Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации
<
Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Лариса Геннадьевна. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2003 209 c. РГБ ОД, 61:04-13/909

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы как педагогическая проблема

1. Сущность, структура и функции имиджа специалиста социально- культурной сферы 23

2. Роль и значение духовной составляющей при формировании имиджа специалиста социально-культурной сферы 61

Глава II. Организационно-педагогическое сопровождение процесса формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации

1. Модель формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы 104

2. Методика формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации 123

Заключение 150

Список литературы 156

Приложения 178

Введение к работе

Современный период социокультурного развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе

профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы. Новая концепция высшего образования сместила акцент с узкопрофильного подхода в подготовке будущих специалистов на его личностное развитие с учетом многообразных профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе.

Но вместе с тем, анализ социально-культурных процессов в российском обществе указывает на определенные негативные явления, такие как утрата идеалов, девальвация ценностей, бездуховность, ориентация на духовное и материальное потребительство, что обуславливает необходимость активизации усилий, направленных на возрождение духовности и традиций, сохранение созданных человечеством культурных ценностей и передачу их через систему образования новым поколениям.

Сложившаяся социально - экономическая ситуация в значительной мере по-новому поставила проблему подготовки специалистов для сферы культуры, потребовала научного обоснования целостной системы профессионального образования, актуализировала вопросы поиска оптимальных условий для профессионального становления. «На повестку дня нашей жизни остро поставлен вопрос взаимозависимости культуры и духовности, осмысления роли и значения традиций, культурных норм и ценностей, с которыми люди соотносят свои поступки и которые в значительной степени регулируют социально-культурные процессы в обществе. Многополярность современного культурного пространства, разнообразие культурных запросов и интересов людей сегодня все больше требуют высокоорганизованной социокультурной среды, создать которую по силам лишь хорошо подготовленным специалистам.

Деятельность специалиста социально-культурной сферы особенно

трудна в условиях смены ценностных ориентации, когда многие люди лишены идеалов, надежды на будущее. По словам А.И. Арнольдова, учитывая сложную социально-культурную ситуацию, специалист социально-культурной сферы «призван отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности. С помощью культуры он получает широкие возможности интегрировать процесс общекультурного и социально-нравственного развития человека. Да и сама культура является для него инструментом совершенствования собственных профессиональных навыков».1

Пришедшая с перестройкой определенная открытость гуманитарного знания через публикацию недоступных прежде произведений философии, социологии, литературы позволило перейти от технократической логики социального развития к его гуманистическому осмыслению с позиции мировой истории и культуры. Экстенсивное освоение, несомненно, сыграло свою роль в формировании общественного сознания, привело к возрастанию интереса к гуманитарным наукам и образованию. Значительно расширился спектр профессий, напрямую связанных с человеком: социальные психологи, социальные педагоги, менеджеры, имиджмейкеры и др., но расширение гуманитарного образования не могло решить всех проблем образовательного характера. Возникла потребность вычленения ценностей и приоритетов, на которых может базироваться социальное обновление, в том числе и профессиональная подготовка людей, руководствующихся в своей деятельности новой стратегией социально-культурной работы, технологиями самоформирования и саморазвития.

Деятельность специалиста социально-культурной сферы — «нечто большее, чем набор технических навыков и умений, потребность нести культуру. Главное в

том внутреннем духовном заряде, что несет в себе человек, в его призвании

служить людям. Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям, которые обеспечивают его целостность, гармонию, его включенность в социум»2.

Таким образом, правомерно рассмотрение процесса профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в широком смысле не только и не столько как воспитание профессионала, но как становление личности, обладающей специфическими знаниями, умениями и навыками, обращенными в социум. В процессе подготовки на первый план выступает личностный рост, подкрепленный целями профессионального саморазвития. При личностно ориентированной парадигме, когда человек рассматривается как субъект социальной деятельности, личность специалиста социально-культурной сферы как проводника современной социальной политики тоже становится объектом серьезнейшего научного изучения. Большинство специалистов признает невозможность и неэффективность копирования зарубежного опыта без учета национальных, региональных, экономических и политических особенностей нашей страны.

Нельзя не учитывать также трансформацию технологий образовательной деятельности, обусловленную, прежде всего, информационной революцией, изменившей формы и технологии обучения, критерии оценки качества образования, характер ее организации.

При формировании информационного общества реформирование образования приобретает особую актуальность, поскольку образованность и интеллект становятся национальным богатством. В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, соответствующей целям человечества XXI века, ключевой идеей которой является непрерывное образование в течение всей жизни. Концепция непрерывного образования социально оправдана, поскольку специалист, работающий в социальном

пространстве, вынужден не только чутко улавливать все изменения, но и реагировать на них посредством профессионально-личностной самокоррекции.

Формирующаяся образовательная парадигма в России, ориентированная на гуманизм, социальную ответственность, культурное самоопределение, вероятностный тип мышления, интеллектуальное и методологическое развитие, предполагает новые средства и условия: гуманизацию, гуманитаризацию, информатизацию и технологизацию образования. Закономерно встает вопрос о теоретико-методологическом основании анализа существующих и зарождающихся технологий образования. Осмысление образования как формы социокультурного бытия, способа самореализации личности мы можем встретить в трудах А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, И.В. Бестужева-Лады и др.3

Задачи ценностного проектирования и организационного моделирования успешно решает А.Г. Асмолов и др.4 Уместно сказать и о вкладе практической вузовской педагогики в этот процесс, связанный со сложным и длительным путем формирования социально-образовательной среды и индивидуального образовательного пространства каждого обучаемого.

Таким образом, реализовать себя в профессии, выполнить высокую миссию сохранения и развития культуры в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях, может только профессионал, обладающий предприимчивостью, креативностью, развитыми духовно-нравственными и творческими качествами.

Формирование такой личности, будущего профессионала - задача

профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы. Ее

решение связано не только с разработкой новых образовательных технологий,

внедрением форм и методов, способствующих развитию социальной

активности, направленных на профессиональное и духовно-творческое

развитие, формирование профессиональной коммуникативной компетенции и

самосовершенствование будущих специалистов, их самостоятельности, но и на

воспитание личности будущего специалиста, который будет способен

выполнять гуманистическую миссию, а именно - устранить дефицит культуры

в человеческих отношениях, отношении к природе, окружающему миру

вообще.

В новых социально-культурных условиях становится актуальной способность специалиста адаптироваться к социальным переменам. Особую значимость в этих условиях приобретает имидж как важное профессиональное качество, складывающееся в результате целостного подхода к личности специалиста социально-культурной сферы. Кроме того, изменения в системе эстетических и нравственных ценностей вызывают необходимость в разработке прикладных аспектов новой области научного знания - имиджелогии, которую понимают как «науку о путях и средствах формирования имиджа» (А.Ю. Панасюк).

Понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал элементом теории и практики PR, прочно вошел в политическую и общественную жизнь. Первые работы в 70-е годы рассматривали имидж на примере США как средство манипулирования массовым сознанием. С 90-х годов «имидж» (от aHr.image — «образ») стал предметом повышенного общественного внимания в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. В русском языке понятие «имидж» распространено в двух основных значениях: как внешний образ и как образ-представление-репутация. Справочные издания

трактуют имидж как «целенаправленно формируемый

(СМИ, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления,

призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое

воздействие с целью рекламы, популяризации и т.д.»5

Американский экономист Болдуинг предлагал учредить новое направление в

науке - «имиджеведение». В отечественной науке категория «имиджелогия»

была предложена и введена В.М. Шепелем, который в течение ряда лет

обосновывал ее как философско-эстетическую дисциплину технологического

приложения человековедения..

Имиджелогия, интегрирующая на основе антропологической составляющей

знания философии, психологии, педагогики, культурологии, политологии, а

также прикладные отрасли: стилистику внешности и одежды, физиогномику,

кинесику, этикет, голосо-речевую технику, активно развивается в настоящее

время в стране благодаря актуальности для людей, рассматривающих свой

образ и способы самопрезентации как инструмент саморазвития, как средство

решения личностных и профессиональных проблем.

Переход отрасли культуры на новые условия хозяйствования выявил

потребность в специалистах, обладающих не только творческим потенциалом,

но и прагматическим мышлением. В результате изменения государственной

политики в сфере культуры значительная часть моделей существующих

специалистов стала неадекватна условиям быстро меняющихся потребностей

рынка. В сложившейся социально-экономической ситуации, когда частный

сектор социально-культурной сферы расширяется, естественно возникает

конкуренция на рынке социально-культурных услуг. Рыночная экономика

актуализирует спрос на реализованную личность, обладающую

характеристиками лидера: психологической устойчивостью,

профессиональными знаниями, адаптированными к рыночным условиям,

коммуникабельностью, творческой активностью, уверенностью в себе,

презентабельной внешностью. Имидж в этом случае выступает как достойная

форма проявления своей внутренней сути. Профессиональный имидж

специалиста социально-культурной сферы как составная часть его деловой

культуры становится востребованным профессиональным качеством, оказывает

решающее воздействие на потребителей.

Формирование имиджа современного специалиста социально-культурной сферы в процессе профессионализации — актуальнейшая проблема специального среднего и высшего образования. Поскольку непрерывное и опережающее образование составляют основу системной подготовки профессионалов, процесс формирования имиджа также представляется нам непрерывным и направленным к достижению профессионального мастерства и высокого социально-личностного статуса. Во многом этот процесс обусловлен осознанием особой миссии специалиста социально-культурной сферы в обществе и важной роли в возрождении национальной культуры России.

Традиционные методики подготовки специалистов, успешно функционировавшие при бюджетном финансировании, в условиях рыночной экономики оказались не готовы предложить новые образовательные услуги. Устаревшие программы с неактуальным содержанием привели к падению социальной значимости учреждений дополнительного профессионального образования. Между тем, изучение рынка позволило выявить, что специалисты социально-культурной сферы входят в число наиболее нужных профессий, рейтинг этих специалистов колеблется от 16 до 25%. Анализ образовательных услуг по переподготовке кадров социально-культурной сферы, проведенный Институтом дополнительного профессионального образования МГУКИ,

показал, что государственные учебные заведения выполняют этот заказ лишь

на 30%.6

В целях совершенствования системы дополнительного

профессионального образования на федеральном и региональном уровне ИДПО МГУКИ была разработана программа «Инновационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы (1999-2001гг.)», которая предлагает педагогические подходы и принципы организации переподготовки специалистов социально-культурной сферы, модель функционирования дополнительного профессионального образования и авторские программы образовательных модулей. Логичным является и введение в содержательные блоки программы модуля «Имиджелогия». Знание имиджелогии сегодня является обязательным составным компонентом образования специалиста социально-культурной сферы, намеревающегося работать в системе «человек - человек», будь то коммерческая фирма или государственное учреждение. Несмотря на высокую востребованность знаний имиджелогии во всех сферах человеческой деятельности, опыт преподавания такого курса не нашел достаточно глубокого освещения в учебных пособиях, программах. Именно поэтому разработка методики формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы является сегодня очень актуальной.

Имидж профессионала как социально-психологический феномен напрямую связан с духовным миром, нравственными ценностями, профессиональной этикой и этикетом, который является частью деловой культуры работника социокультурной сферы, поэтому трудно переоценить значение целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного пространства в личностно-профессиональном развитии специалиста. Недостаточная разработанность научной и экспериментально проверенной концепции формирования имиджа, недостаточность определения

компонентов и важнейших составляющих имиджа определяют

необходимость глубокого рассмотрения проблемы.

Актуальность исследования определяется и логикой теоретического анализа проблем профессионального развития специалистов социально-культурной сферы в современной науке, которая осуществлялась через изучение вопросов организации и управления процессом профессионального становления специалиста.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема функционирования имиджа начала разрабатываться в науке относительно недавно. Поэтому часто наблюдается неудачное копирование западных способов ее решения при совершенном игнорировании российского менталитета, особенностей традиций и национальной культуры российского народа.

Наибольший интерес к проблеме формирования имиджа проявляют политологи и социологи. Проблемы имиджа и технологии его формирования рассматриваются в работах Шепеля В.М., Почепцова Г.Г., Ф.А. Кузина и др. Научные разработки, выполненные с использованием категории «имидж», в отечественной литературе связаны с проблемой лидерства и преимущественно ориентированы на изучение имиджа политиков. В настоящее время расширяется круг изучаемых вопросов, о чем свидетельствует рост публикаций, появление кафедр и факультетов имиджелогии, в 2003 году создана Академия имиджелогии.

В научных разработках сделана попытка обосновать приоритетные условия направленного формирования имиджа, разработать технологию конструирования индивидуального имиджа работника социально-культурной сферы: Братышев Д.Е создает технологию моделирования персонифицированного образа телеведущего; Фуре Р.Ф. рассматривает

психологическую структуру и пути оптимизации имиджа политического

лидера; проблему формирования профессионального имиджа учителя

рассматривает В.М. Шепель, Ананьева СЕ. обосновывает методологические и

методические подходы к формированию имиджа руководителя в

государственной службе; Черепанова В.Н. разрабатывает методику

формирования и использования позитивного имиджа педагога; Апраксина М.В.

обосновывает приоритетные условия направленного формирования имиджа

дошкольного воспитателя; Орлова Е.А. обобщает социально-психологические

методы формирования и оптимизации позитивного имиджа государственного

деятеля; Санатулова А. Ш. проводит анализ отношений к профсоюзному

руководителю со стороны его ближайшего социального партнера на основе

разработанной ею методики формирования имиджа.8 Однако в отечественных

источниках нет работ, посвященных формированию имиджа специалиста

социально-культурной сферы в процессе профессиональной подготовки.

Но несмотря на определенно сложившуюся систему профессионального

обучения и повышения квалификации специалистов для социально-культурной

сферы в России, наработанный отечественный и зарубежный опыт,

проведенные исследования в данной области, современная социокультурная

обстановка вносит свои коррективы и требует дальнейшего

совершенствования образовательного процесса, поиска методов и технологий,

.

способствующих повышению эффективности и качества

профессиональной подготовки.

Всё вышеизложенное делает проблему формирования имиджа

своевременной, требующей научно обоснованных поисков путей ее решения, и подтверждает актуальность нашего исследования: "Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации"

Объект исследования: профессиональная подготовка специалиста социально-культурной сферы

Предмет исследования: педагогический процесс формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка педагогической технологии формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы, соответствующего требованиям современного социума.

Для реализации цели исследования, в соответствии с объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и функции имиджа специалиста социокультурной сферы, его духовно-нравственную основу.

2. Выявить позитивные изменения профессионально-личностных качеств специалиста социально-культурной сферы в процессе формирования имиджа в ходе формирующего эксперимента

3. Создать методическую модель формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы на основе духовно-нравственного компонента.

4. Разработать учебно-методический комплекс формирования имиджа в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы.

Гипотеза исследования основывается на предположении о

том, что процесс формирования имиджа будет невозможным без развития

духовной составляющей, а сформированный имидж станет условием успешной

профессионализации специалиста социально-культурной сферы, если

творческая деятельность по его созданию будет осуществляться поэтапно от

самопознания через саморазвитие и самосовершенствование в ходе

непрерывного повышения квалификации.

Методологической основой исследования послужили философские представления о гармоничной личности Платона и Лейбница, идеи о социальной обусловленности развития человека как личности (Д. Локк,., К. Маркс, Ф. Энгельс и др.),9 концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека в его личностном саморазвитии (И.Г. Песталоцци, Д.Дидро),10 идеи которых продолжили А. Маслоу, К Роджерс,11 и др., идеи гуманистической педагогики (Я.А. Коменский, Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) , психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)13, согласно которой все психологические свойства формируются в процессе деятельности человека. Основной характеристикой деятельности является предметность, каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций — в соответствии с этим строился формирующий эксперимент и определялась методика

формирования имиджа. Принцип анализа «по единицам» (Л.С.

Выготский) лег в основу структурно-функционального расмотрения нами

построения имиджа, в котором мы выделили следующие действия: 1)

эмоциональное переживание, 2) пробуждение деятельности, 3) конкретизация и

детализация представлений, 4) определение своего отношения, 5) поиск средств

для воплощения представлений, 6) перевод во внешний план.

Теоретическим фундаментом исследования послужили положения концепции имиджелогии Г.Г. Почепцова, Ф.А. Кузина, В.М. Шепеля,, в основе которой лежит гуманистическая идея создания привлекательного имиджа человека путем высвечивания его лучших личностных качеств и презентации их через внешность и поведение; теории и методики профессионального образования, идеи педагогики социально-культурной деятельности, теоретические обоснования профессионального мастерства специалиста в сфере культуры Н.К. Баклановой;14 теория и методика формирования духовных идеалов личности Л.С. Зориловой,15 концепция дополнительного профессионального образования B.C. Садовской,16 акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Н.В. Кузьминой, андрагогическая модель СИ. Змеева.18

Философский, исторический, социологический, педагогический, психологический, методический аспекты профессионализации специалиста социально-культурной сферы рассматривались в трудах отечественных ученых А.И. Арнольдова, П.П. Блонского , В.Г. Бочаровой, В.И. Загвязинского, Т.Г. Киселевой, А.В. Мудрика, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Н.Ф. Талызиной,

В.М. Шепеля, В.И. Черниченко, Г.Н. Филонова, Л.Б. Филатовой, Т.Ф Яркиной и др.19

Основные положения по исследованию проблем эффективности обучающей деятельности преподавателей и активизации самостоятельной работы студентов посвятили свои работы Л.Г. Арчажникова, А.Д. Жарков, Л.С. Зорилова, Н.П. Лапшин, B.C. Леднев и др.

Проблемам профессионализации посвящено немало теоретических и прикладных исследований в рамках теории анализа деятельности (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, М.Ю. Забродин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); психологической теории профессионального становления (Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.А. Федоришин и др.); исследования процесса формирования профессионально важных личностных качеств специалиста (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Чистякова и др.), теории о непрерывном послевузовском образовании (Б.С. Гершунского).

База исследования. Исследование проводилось на базе Филиала

Московского государственного университета культуры и искусств в г. Норильске, Филиала Красноярского государственного педагогического университета в г. Норильске, Норильского центра повышения квалификации специалистов социальной сферы, Комплексного центра социальной защиты, Центральной библиотеки г. Норильска, культурно-досугового учреждения «Родина».

В данном исследовании принимали участие более 200 слушателей курсов повышения квалификации, руководители учреждений социально-культурной сферы региона, преподаватели Филиала МГУКИ в г. Норильске.

Методы исследования определялись целями и задачами исследования. Общенаучные методы: сравнение и противопоставление, индукция и дедукция, анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по теме диссертации; теоретические (анализ, синтез, моделирование, прогнозирование) и эмпирические (анализ и обобщение содержания профессиональной подготовки специалистов социально- культурной сферы, отечественного и регионального опыта, анализ состояния сферы культуры Норильского промышленного района), констатирующий эксперимент в группах повышения квалификации, формирующий эксперимент в группах, состоящих из различных категорий специалистов социально- культурной сферы с целью апробации экспериментальной методики и оценки полученных результатов; а также педагогическое наблюдение, в том числе

и включенное, устные и письменные опросы (интервью, социально-психологическое тестирование, анкетирование).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет и включало 3 этапа.

На I этапе (1997 - 1998 гг) осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, формулировка рабочей гипотезы, сбор и фиксация

фактологического материала по теме исследования. Изучался и

анализировался теоретический и научно-методический материал по исследованию сущностных характеристик профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы, изучался отечественный и региональный опыт организации профессиональной подготовки специалистов, в частности формирование имиджа специалистов социально-культурной сферы. На II этапе (1999 - 2001 гг.) осуществлялось исследование проблем формирования имиджа специалистов, состояние социально-культурной сферы НПР, востребованность специалистов данного профиля, проводился констатирующий эксперимент, выявивший по методике В. Столина реальный уровень самоотношений слушателей, разрабатывалась и апробировалась программа «Имидж специалиста социально-культурной сферы», где использовались методы и технологии формирования имиджа на базе Филиала МГУКИ в г. Норильске и Центра повышения квалификации специалистов социальной сферы.

На III этапе (2002 - 2003 гг.) обобщались результаты исследования, проводился формирующий эксперимент, выявивший позитивные изменения самоотношений у слушателей курсов; обработка и интерпретация полученных результатов позволила сформулировать рекомендации по формированию имиджа специалистов, с целью повышения качества их профессиональной подготовки.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: -уточнено содержания понятия «имидж специалиста социально-культурной сферы», органично сочетающий личностные и профессиональные качества и выявлена как необходимая его духовно-нравственная составляющая;

- определены структура, функции имиджа, связанные с деятельностью специалиста;

- разработана методическая модель формирования имиджа в системе повышения квалификации, включающая психолого-педагогические условия

активизации процесса обучения (формирование алгоритмов на

технологическом уровне, ориентация слушателей на развитие личной

ответственности за успешность своей карьеры, нацеленность на

удовлетворение высших потребностей личности: обретение авторитета в

профессиональной среде, самореализация); наиболее эффективные методы

обучения (лекция-диалог, имидж-диагностика, ситуационные и ролевые игры,

имидж-проектирование, педагогическая импровизация) и определенные

требования к преподавателю курсов по формированию имиджа (наличие не

только профессионализма, но и социально-психологической зрелости, умение

презентовать успешность в своем облике и поведении, а также владение

системными знаниями о человеке и рядом прикладных технологий: этикет,

актерское мастерство, стилистика моды и др.).

- разработана и экспериментально апробирована педагогическая технология формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации, включающая комплекс педагогических принципов, основные из которых — направленность учебно-воспитательного процесса на непрерывное саморазвитие и самопроектирование, ориентация на решение задач индивидуальной деятельности слушателя.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении теоретических подходов к рассмотрению формирования имиджа в процессе повышения квалификации специалиста социально-культурной сферы; выявлении степени рефлексивности по отношению к процессу самопроектирования имиджа специалиста; определении сущности формирования профессионального имиджа на основе духовной составляющей, личностного стремления к позитивным изменениям.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении методической модели формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы через спецкурс «Имидж специалиста социально-культурной сферы», сопровождаемый учебно-методическим комплексом программ и

методических рекомендаций «10 шагов к себе» для преподавателей

курсов повышения квалификации по исследуемой проблеме. Внедрение данных

разработок позволило сформировать потребность в самопроектировании и

самосовершенствовании у слушателей курсов повышения квалификации.

материалы диссертационного исследования могут выступать основой курса по

«Имиджелогии», «Деловой культуре специалиста», «Коммуникационному

менеджменту» для слушателей повышения квалификации специалистов

социально-культурной сферы

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялось посредством собственной педагогической деятельности в Норильском центре повышения квалификации, Филиале МГУКИ в г. Норильске, а также внедрением результатов в практику ряда образовательных учреждений Норильского промышленного района (СШ-47, СШ-41, ЦО №2 г. Талнаха,), учреждений культуры (культурно-досуговое учреждение «Родина», Центральная библиотека), Комплексного центра социальной защиты г. Талнаха.

Материалы исследования использовались в выступлениях автора на региональных научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах», в выступлении на 1 Всероссийском научном семинаре «Тенденции развития и технологии преподавания имиджелогии в России» (Москва, 19-20 апреля 2003), 2 Сибирском фестивале образования взрослых (Новокузнецк, 13-17 октября 2003г.), нашли свое отражение в публикациях, внедрялись в социально-педагогическую практику через курсы повышения квалификации при Центре развития образования г. Норильска, через руководство дипломными работами выпускников Филиала МГУКИ в г. Норильске.

Личное участие автора в получении результатов исследования заключается в непосредственном участии и организации диагностических исследований, формирующего эксперимента, в программировании координации и проведении опытно-экспериментальной работы, консультировании участников эксперимента.

Обоснованность и достоверность результатов

исследования обеспечивается тем, что работа опирается на достижения философии, социологии, педагогики, психологии, теории и методики профессионального образования; сопоставлением данных полученных совокупностью различных исследовательских методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования, разносторонним анализом эмпирических данных, результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, соответствием результатов профессиональным ожиданиям слушателей курсов повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Имидж специалиста социально-культурной сферы - это целенаправленно сформированный, интегральный, динамичный, эмоционально-окрашенный и социально-желаемый образ, обусловленный соответствием внутренних и внешних качеств, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с окружающим миром. Имидж выполняет функции психологической защиты, инструментально-коммуникативную, социально-опознавательную, культуроформирующую и статусную, являясь в то же время средством решения личностных и профессиональных проблем, обеспечивая конкурентоспособность, психологическую устойчивость и профессиональный успех в условиях рыночных отношений.

Структура имиджа представляет собой систему взаимосвязанных характеристик: внешнюю привлекательность, профессиональную компетентность, вербальный и невербальный элементы, стиль общения, сформированную среду жизнедеятельности. Уровень сформированности имиджа может служить и критерием оценки профессиональной компетентности.

2. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы невозможно без развития духовно-нравственной составляющей, которая является основой имиджа и предполагает работу с профессиональным мировоззрением специалиста.

3. Модель формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы предполагает непрерывный процесс самопроектирования, включающий самоопределение и целеполагание, поиск собственного визуального образа и профессионального стиля, самопрезентацию, коррекцию на основе экспертной оценки профессионального сообщества и поиск новых форм самовыражения, адекватных современной социально-культурной ситуации. Вся деятельность осуществляется с учетом внутренних ресурсов индивида на основе развития духовного потенциала личности. Основу педагогической технологии формирования имиджа составляют методы, направленные на возникновение потребности и готовности к самопроектированию, обеспечивающих при формировании внешнего облика появление стимула к дальнейшему самосовершенствованию специалиста.

Сущность, структура и функции имиджа специалиста социально- культурной сферы

Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы на современном этапе становится неотъемлемым условием его профессионализации. При этом мы понимаем имидж ( от анг. image- «образ») как интегральное явление, основными характеристиками которого являются целостность, гармоничность, управляемость, индивидуальность, подвижность и специфичность, обусловленные профессиональной деятельностью.

Являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, менталитет.

В России, начиная с 90-х годов складываются различные подходы к изучению проблемы формирования и функционирования имиджа в различных сферах деятельности. В развитие современной имиджелогии внесли вклад такие специалисты, как В.М. Шепель, П. Гуревич, Г.Г. Почепцов, А.Ю. Панасюк, Л. Бенедиктова, А. Пелих, Т. Кизилова, А. Пронченко и др.

Для глубокого понимания проблемы формирования имиджа значимы научные положения П.П. Блонского о технике воспитания применительно к индивидуальным условиям личности воспитанника, Л.В. Выготского о функции педагога как «регулятора воспитательной среды», исследования В.А. Сухомлинского о воспитании нравственности и широких коммуникативных умений и навыков.

Зарубежная традиция исследования проблемы образа заключается в том, что вопросы создания имиджа наиболее подробно разработаны в когнитивной психологии (М. Айзенк, Дж. Келли). В настоящем исследовании использовались психологические теории и концепции, раскрывающие природу человека и поведение в обществе (М. Люшер, А. Пиз, Ф. Фридман). В отечественной психологии интерес в свете рассматриваемой проблемы представляют работы А. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова как методологической основы изучения психических процессов и явлений.

Понятие «имидж» широко используется в работах психологов и социологов. Анализ литературы позволяет констатировать, что единое понимание его содержательной основы только складывается. Однако можно выделить некоторые общие признаки этого понятия:21

1.Имидж рассматривается как образ объекта, который сам становится объективным предметом в социальной среде.

2. Имидж рассматривается как мнение, впечатление, признание, которое выражает социальные ожидания определенных групп, оценочное отношение людей к объекту.

3. Имидж не зафиксированный образ, а подвижный. Необходима специальная работа по его созданию.

Так, В.М. Шепель считает имидж собирательным понятием. С его точки зрения, «...это облик, т.е. форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики»22.

А. Пелих, Т.Кизилова, А. Пронченко понимают имидж как «оценку морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми». Имидж - это самопрезентация, конструирование собственного образа для других.

П. Гуревич понимает имидж как «персонификацию», включающую не только естественные свойства личности, но и специальные, выработанные, созданные».24

Шепель В.М. разделяет понятия образа и имиджа. Имидж, по его мнению, фасадная часть образа, в «которой манеры и мимика выступают в качестве наиболее впечатляющих архитектурных элементов». Образ - это «обобщающая характеристика личности, ее устойчивые индивидуальные качества, обусловленные историческим периодом времени, принадлежностью к определенному слою людей, типичными условиями жизнедеятельности.25

Американский ученый-политолог Р. Дентол определяет имидж как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью».

Мы согласимся с точкой зрения Т. Гринберг, что имидж - это «наглядное проявление того или иного фрагмента реальности, воплощающей рекламную идею в выразительной, запоминающейся, нередко символической форме». С ней близок Почепцов Г.Г., который утверждает, что «имидж инструментально-знаковая характеристика, где присутствует форма и содержание», это «новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории».26

Рассматривает человека как сложный знак-сигнал или текст и автор семиосоциопсихологической парадигмы Т.М. Дридзе . Образ человека она рассматривает как текст, который представляет собой «особым образом организованную содержательно-смысловую целостность и может быть определен как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных в единую содержательно-смысловую структуру общей концепцией или замыслом». Е.А. Петрова выделяет следующие знаковые компоненты имиджа:

1 .Знаки голоса (вербальный и невербальный аспект).

2.Знаки экспрессивного поведения (жесты, походка, мимика и др.).

3.Знаки телосложения (габитус).

4. Знаки социального оформления личности (одежда и аксессуары)

5. Знаки запахов, исходящих от человека (естественные и искусственные).

6. Знаки предметной среды (обстановка, на фоне которой происходит восприятие человека).

Все эти знаки несут информацию о половозрастных особенностях человека, его национальности, физических особенностях, виде деятельности, его намерениях, действиях, эмоциональном состоянии, психическом и физическом здоровье, об отношении к чему-либо, социальном статусе и т.д.

В результате социализации человек познает совокупность знаков, присущую данному обществу, усваивает их значение и условия употребления. Специфика имиджа состоит в том, что он формируется на основе восприятия человека. Имидж - средовое понятие и выступает как людское признание, как оценочное отношение социальной группы, как ожидание. Главное в имидже связано не столько с природными данными человека, сколько с их видением другими людьми. Для формирования имиджа, согласно ожиданиям социума, человек должен «высветить» свои лучшие качества, необходимые для социально-желаемого образа и нейтрализовать те, которые отрицательно воздействуют на восприятие данного образа.

Когда речь идет о формировании имиджа, надо понимать, что идет двусторонний процесс. С одной стороны - это создаваемое представление о себе у окружающих. С другой — это процесс восприятия человека человеком. Посредством слов, которыми обозначают специалиста: учитель, врач, режиссер, библиотекарь, в его образ включается обобщенное знание о данной категории людей.

Роль и значение духовной составляющей при формировании имиджа специалиста социально-культурной сферы

Профессиональная деятельность специалиста социально-культурной сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятельности, побуждения специалиста социально-культурной сферы представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено, во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда, во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радостью успеха и оценки людей, в- третьих, психологическими свойствами специалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе деятельности, занимать лидирующее положение среди людей вне их трудовой деятельности, осознавать себя нужным людям. Мотивация профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы не ограничивается перечисленным. Но объективность перечисленных мотивов безусловна, так как один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность - в данном случае сведен к минимуму.

Цель профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в непростых социально-экономических условиях.

Взгляды практических работников и исследователей на эту проблему зачастую диаметрально противоположны. Одни считают, что успех профессиональной деятельности всецело определяется личностными качествами специалиста социально-культурной сферы, причем используемая им методика не имеет особого значения. Другие же, апеллируя к достижениям научно-технической революции, утверждают обратное. По их мнению, специалист лишь проводник тех или иных идей, и поэтому решающее значение в его работе имеют лишь качество используемых им методик и точность их выполнения. Сторонники этой точки зрения считают, что личностные качества специалиста не имеют определяющего значения, так как остаются за порогом обучения, особенно если речь идет о компьютерах или других средствах электронной связи.

Позволим себе не согласиться с этими диаметрально противоположными взглядами. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые личностные качества специалиста являются в той или иной мере предпосылками для выбора и успешного использования наработанных методик, во-вторых, тем, что по мере овладения методикой могут в значительной мере меняться и некоторые личностные и профессиональные особенности специалиста.

Специалист социально-культурной сферы — человек особого профиля. По словам А.И. Арнольдова, «его профессиональное мастерство начинается со специфических умений в различных областях культуры и искусства и, что особенно важно, определяется мерой его человечности. Его индивидуальные особенности, включая и качества души и ума - необходимые профессиональные качества...для специалиста необходимо выработать целостный культурный образ человека, памятуя, что именно человек выступает творцом и носителем культуры, но в то же время и формируется ею».66

Общественное предназначение российского специалиста социально-культурной сферы - возрождение, сохранение, развитие культуры, ее национальных традиций, духовно-нравственное совершенствование общества -обуславливают важнейшее требование к человеку, творящему культуру, -требование духовного самосовершенствования личности.

Понятие «духовность» в настоящее время не имеет однозначного определения, как научная категория она беспредельна и многогранна в своем определении. Если раньше духовность связывалась с религией, с идеологией, то в последние годы стало широко применяться в концепциях «духовного возрождения России», в исследованиях процессов «духовного производства» и «духовной культуры и ее видов» и т.д. Духовность, на наш взгляд, есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Сферой бытия, где происходит «работа» души, ее самовоспитание, постижение единения мыслей и чувств «Я» и «Ты», обращение к миру добра, красоты и истины, является человеческое общение. Это отмечают в своих работах М. Бахтин, Н. Бердяев, М. Бубер, К. Маркс, П. Марсель, Вл. Соловьёв, А. Ухтомский, Л. Фейербах.

Путь духовного освоения интерпретируется, как восхождение по пути обретения истины, добра и красоты и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности мыслить и действовать не только «приземленно», узко-утилитарно, механически функционально, но и соотносить свои действия и ценности с нравственными и эстетическими критериями.

Л.С. Зорилова рассматривает духовность как «сущность человека, свободный и углубленный поиск смысла жизни, общечеловеческих ценностей и идеалов, который проявляется в творчестве как конкретной личности, так и общества в целом.

Духовная культура - познавательная и интеллектуальная сфера, отражающая мировоззрение, устойчивые нравственно-этические убеждения, взгляды и представления, постоянно изменяющиеся в процессе жизнедеятельности. Для специалиста социально-культурной сферы духовная культура составляет содержание его профессиональной деятельности. Духовная культура — это отраженная в гуманистических идеях причастность личности к миру во всех его проявлениях. Эта причастность проявляет себя в сопереживании миру как таковому, в попытках найти ответы на жизненно важные вопросы, в ответственности, которую человек принимает на себя за события окружающей действительности, а также в создании, активном утверждении гуманистических идеалов. Духовная жизнь не создается в практической жизни, она ею лишь пробуждается и опосредуется, получая силу и глубину.68

Решающее воздействие на систему отношений, которую формирует специалист социокультурной сферы, оказывает его сформированный имидж, обусловленный совокупностью не только его личностных качеств, но и его ценностными ориентациями, интересами, стилем поведения.

Модель формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы

Мы считаем целесообразным рассматривать процесс формирования имиджа специалиста социально-культурной сферы в течение всего профессионального развития. Под профессиональным развитием мы понимаем не ограниченный временными рамками процесс формирования и обогащения знаний, навыков, установок, требуемых для профессиональной деятельности, а также закрепления и накопления прежнего опыта, в связи с чем возникает некоторая заданность, направленность последующих изменений относительно предыдущих.86 Этот процесс будет эффективен при соблюдении следующих принципов: принцип направленной социализации: самоопределение обучающихся в социокультурной среде, приобретение социального опыта путем включения в широкие, в том числе специально организуемые социальные связи, принятия на себя различных социальных ролей; принцип индивидуализации: учет индивидуальных и возрастных особенностей личности с выбором специальных форм и методов работы; психолого-педагогическая диагностика, позволяющая обучающемуся, при поддержки педагога, находить выход их сложных жизненных и профессиональных ситуаций, корректировать план профессионального самоопределения с учетом темпов формирования необходимых качеств, навыков, умений, выбирать влияние обучающихся на ход учебно-воспитательного процесса в целях достижения максимально возможного приближения его результатов к своим потребностям; разработка индивидуального учебного плана, требующего выработки чувства ответственности за свои действия; принцип открытости: открытость инновационным процессам в социальной жизни общества; ориентированность на меняющиеся социальные потребности региона и территории; принцип интеграции: единство общекультурного развития, заложенного в дидактически обоснованном учебном плане, и профессионального ориентирования личности; принцип добровольности и сознательности выбора профессии социальной сферы: целенаправленное обогащение жизненного опыта обучающихся и получение всесторонней информации о профессии принцип единства исследования, обучения и практики, как в организации учебной деятельности, так и в целенаправленном развитии социального опыта. Развитие профессиональной компетентности как общая цель системы повышения квалификации заключается в создании условий для его профессионального развития. Решение такой задачи невозможно без учета следующих факторов:

- на практике система повышения квалификации часто рассматривается как узкопрофессиональное образование

- система повышения квалификации требует дифференцированного учета ценностных ориентации, потребностей, запросов различных групп при структурировании процесса повышения квалификации

- современная образовательная ситуация требует значительного развития способностей к профессиональной мобильности, творческому росту в условиях применения новых педагогических технологий. Система повышения квалификации призвана формировать готовность к инновационной проектной деятельности

- сложившаяся ситуация в обществе требует значительного увеличения роли социокультурного аспекта системы повышения квалификации.

Это говорит о том, что повышение квалификации специалиста социально-культурной сферы требует перехода от функционально-ориентированной к гуманистической, ценностно-ориентированной. Современные проблемы требуют от специалиста социально-культурной сферы новых профессиональных и личностных качеств: творческого мышления, коммуникативной и информационной культуры, конкурентоспособности, жизненного оптимизма, лидерских качеств, стрессоустоичивости, умения создавать свой положительный имидж. Профессиональный имидж

Ильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации. Методист,2002, №5. специалиста социально-культурной сферы рассматривается нами как интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств, совокупности знаний, умений, опыта в развивающейся системе его профессиональной деятельности.

Сегодня в системе повышения квалификации в общем виде выделяют следующие функции: компенсаторную (связанную с ликвидацией пробелов в базовом образовании специалиста), развивающую (способствующую духовно-творческому развитию специалиста) и адаптивную (связана с учетом изменений, происходящих в обществе и системе образования в целом). Профессиональное развитие специалиста зависит от эффективности организации курсов повышения квалификации с учетом конкретных данных об уровне профессиональной подготовленности, запросов и потребностей.

Повышение квалификации и переподготовка кадров в Норильском центре повышения квалификации специалистов социальной сферы включают в себя: совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональную переориентацию и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт работы в других отраслях; освоение профессиональных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки.

Учебный процесс на курсах повышения квалификации в Норильском центре повышения квалификации специалистов социальной сферы направлен на решение следующих задач:

- углубление профессиональных знаний;

- развитие творческого мышления в решении профессиональных вопросов;

- освоение передовых методов и форм социально-культурной деятельности;

- распространение новых научных знаний, передового опыта в массовой практике.

Исходя, из этого учебные планы обновляются и совершенствуются в соответствии с современными требованиями, в них с опережением закладываются новейшие достижения теории и практики социально-культурной деятельности.

Учебный процесс в системе повышения квалификации имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:

- разноплановом составе обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовленности, условиям работы и др.);

- методике преподавания (акцент на активные формы обучения);

- привлечении для проведения занятий опытных практических работников;

- актуальности учебных планов и программ.

Похожие диссертации на Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации