Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Алдошина Марина Ивановна

Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета
<
Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алдошина Марина Ивановна. Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Алдошина Марина Ивановна; [Место защиты: ГОУВПО "Курский государственный университет"]. - Курск, 2008. - 440 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете 21

1.1. Культурологические основы современного университетского образования: состояние, тенденции, противоречия 21

1.2.Традиционная национальная эстетическая культура как фактор профессионально-педагогического образования 56

1.3 Взаимосвязь этноэстетического и педагогического аспектов в средствах традиционной национальной культуры 90

1.4.Методологические подходы и принципы изучения этноэстетической культуры будущих преподавателей в отечественной и зарубежной философско-педагогической мысли 126

Выводы по 1 главе 172

2.Конценция формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете 177

2.1. Сущность этноэстетической культуры будущих преподавателей 177

2.2. Содержание и структура этноэстетической культуры будущих преподавателей, критерии и уровни ее сформированности 212

2.3.Модель поэтапного формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете 23 8

Выводы по 2 главе 276

3.Опытно-экспериментальная проверка модели формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете...279

3.1. Содержательные основы процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете 280

3.2. Методика формирования этноэстетической культуры будугцих преподавателей в университете 313

3.3.Динамика результатов процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете (опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент) 343

Выводы по 3 главе 385

Заключение 3 89

Библиографический список 400

Введение к работе

Актуальность исследования Образование выступает ведущим культурным институтом развития российского общества и российской цивилизации, определяющим качество главного в XXI веке геостратегического ресурса - духовного потенциала страны и общественного интеллекта. Усиление роли образования в ряду механизмов устойчивого развития осложняет глобализационные и евроцентристские тенденции, ведущие к демонтажу самобытных цивилизационных структур, унификации культур, этносов, наций, что нарушает культурно-историческое разнообразие образовательных систем и снижает возможности их развития. В этих условиях актуализируется значение образования как базы сохранения культурной, исторической и национально-этнической самоидентификации русского народа, его «мировоззренческой матрицы» - складывавшейся веками целостной совокупности главных представлений о мире и человеке, ценностей и смыслов, которые составляют ядро русской национальной культуры, цементирующей российский социум.

Рубеж двух столетий ознаменовался созданием национальной доктрины образования Российской Федерации, где обозначены его стратегические цели и основные направления, реализация которых будет способствовать воспроизводству науки и культуры, интеллектуального базиса современной экономики. Существенно повысилась социальная роль образования, что определяется пониманием наиважнейшей ценности и основного капитала современного общества - личности, способной к поиску и освоению новой информации и принятию нестандартных творческих решений. Образование должно переориентироваться на систему традиционных национальных ценностей, обеспечивать укорененность обучающихся в национальной культуре и традициях. Национальная культура как гарант сохранения традиционных устоев общества, культуры и образования (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, М.В.Захарченко, К.Касьянова, А.А.Корольков, А.С.Панарин, В.К.Трофимов), противодействуя своим

образным рядом и педагогическим потенциалом кризисным явлениям
современного общества и массовой культуры (В.Ф.Взятышев,
Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, О.В.Долженко, Ю.В.Крупнов,

Л.Д.Кудрявцев, Л.И.Романова, В.Е.Шукшунов), способствует становлению основ ментальносте русских (Б.С.Гершунский, М.В.Захарченко, А.А.Корольков, В.Ю.Троицкий, С.Л.Франк). Сложившаяся ситуация требует сохранения феномена «университета» как механизма аккумуляции и трансляции культуры и исторического опыта через содержание образования, обеспечение его «эталонности» (Е.П.Белозерцев, О.В.Долженко, И.В.Захаров, Е.С.Ляхович, Е.Карье, Н.С.Ладыжец, В.А.Сластенин). Как эталонные научно-образовательные центры университеты не исчерпывают свое назначение в категориях полезности и способствуют целенаправленному воздействию на личность формирующегося специалиста посредством традиционных культурных ценностей (Е.П.Белозерцев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, М.В.Захарченко, Т.С.Комарова, В.А.Сластенин).

Не вызывает сомнения значимость эстетического компонента
национальной культуры как воспитательного инварианта, выступающего
ценностно-смысловой основой формирования личности. Национальная
эстетическая культура представлена относительно самостоятельными
подсистемами, которые реализуют мощный спектр воздействий на личность:
игра, труд, занятия искусствами, а также произведения фольклора, традиции,
народные праздники, природа (В.А.Адрианова - Перетц, А.Ф.Афанасьев,
Г.Н.Волков, И.Ф.Гончаров, М.М.Громыко, Н.П.Колпакова, Ю.Г.Круглов,
Б.Т.Лихачев, М.А.Некрасова, И.А.Панкеев, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков,
И.П.Сахаров, В.К.Трофимов, Т.А.Устинова, А.Я. Эсалнек и др.). «Язык»
человеческих чувств, его сложность и утонченность выражения напрямую
связан с развитием личности. Особенностью русской культуры выступает то,
что ее язык имеет не только формальные проявления (плавность линий в
танце, ритмичность, аккумуляция средств воздействия), но и
непосредственные содержательные акценты: логичность.

последовательность в рассуждениях, т.е. плавность мышления и изложения, ритм и необходимость проявления от одной ступени восприятия к другой, от явных к высшим эстетическим чувствам, соединение образного, тактильного, вербального, музыкального и иных средств проявления прекрасного для усиления его действенности. Воспитать спектр ценностей и отношений на основе этнокультуры может только специалист, являющийся их носителем.

Педагогические взгляды на вопросы эстетического развития
личности базируются на психологических исследованиях (Б.Г.Ананьев,
Н.Н.Волкова, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Люблинская,
Б.М.Теплов, П.М.Якобсон). Определяя эстетическую культуру как цель
эстетического воспитания (В.П.Большаков, Г.Я.Василеску, И.А.Жукова,
В.П.Матонис, П.А.Трапезников) и характеризуя особое место
индивидуальной эстетической культуры (Г.З.Апресян, А.Г.Егоров,
В.К.Скатерщиков, Ю.А.Лукин, А.В.Пирадов, Т.М.Сурина) в духовном
облике человека, исследователихарактеризуют последнюю как

суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры (И.А.Коников, Н.И.Киященко).

Эстетическая культура представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство эстетических чувств, знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения (А.П.Белик, И.А.Джидарьян, Е.В.Квятковский, О.В.Лармин, М.Ф.Овсянников, С.Н.Плотников, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, Ю.У.Фохт - Бабушкин, Г.И.Щукина). Общественно значимым результатом системы высшего профессионального образования является формирование личности специалиста, его профессиональной культуры в университете. Эстетическая культура личности является важной составной частью профессиональной культуры педагога (М.А.Верб, Л.Е.Дементьева, Н.Б.Крылова, Г.А.Петрова, Л.П.Печко, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский). Традиционно в научном аспекте вопросы формирования эстетической культуры студентов на материале народной культуры рассматривались в разных направлениях: в контексте

усиления значимости в содержании вузовского образования и влияния на
эстетическую культуру личности предметов эстетического цикла (на
материале культурологии - И.В.Арябкина, фольклора - Я.И.Родь,
филологических дисциплин -Л.В.Поселягина); воспитательной деятельности
в вузе - В.Д.Гатальский, С.В.Мухина; потенциала педагогической практики -
Н.И.Фатеева. Исследователями выделяются системообразующие средства
этноэстетического формирования личности студента: устное народное
творчество - (И.Ю.Павлова ), музыка - (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Рапацкая,
Г.Д.Суслова] декоративно-прикладное искусство (Г.Н.Казилов,

Т.С.Комарова). Эстетическое формирование личности студента на
этнокультурных традициях региона анализируют М.Ю.Айбазова,
Г.Н.Казилов, А.С.Киракосян, М.А.Налбандьян (Кавказ), а также

П.В.Макарова, Е.Г.Трудкова (народы русского Севера). Разные аспекты
формирования этноэстетической культуры личности педагога

рассматривают М.В.Чернова (педагога дошкольного образования), З.Ф.Исламова и Г.Н.Казилов (учителя начальных классов).

Таким образом, освещение проблемы формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в вузе как интегративной характеристики личности и важной составляющей ее общей культуры, системообразующими элементами которой выступают эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей, имеет свои исторические корни, теоретико-методологические предпосылки, практический опыт и является предметом исследования современных педагогов. В то же время целостной концепции формирования этноэстетической культуры будущих специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих в университете дополнительную квалификацию «Преподаватель», в педагогической науке не разработано. Сложившаяся ситуация в теории и практике университетского образования позволяет сформулировать ряд противоречий, требующих разрешения:

между тенденцией информатизации и технологизации образования постиндустриального (информационного) общества и необходимостью воспроизводства «человека культуры и истории», сохранения культуроориентированности современного образования;

между глобализацией современного мира, вызывающей демонтаж самобытных цивилизационных структур и утрату национального самосознания, и объективной значимостью сохранения социокультурной преемственности в развитии общества и сферы образования, национальных культур, этнотипов личности со сформированными чертами национального характера, менталитета;

между предметно-ориентированной, функциональной и знаниевой направленностью образовательного процесса в университете и требованиями личностно-ориентированного, фундаментального образования с акцентами на формировании ментальности, патриотизма и духовности как основ личной культуры будущих преподавателей;

между педагогическими технологиями репродуктивного вида в практике университетского образования и продуктивно-творческими технологиями и методиками, основанными на диалоге личностей и культур, разрабатываемыми современной педагогической теорией;

между различными подходами этноэстетического образования в педагогической практике и отставанием развития их теоретических и методологических основ.

С учетом научно-практических потребностей и выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы сущность этноэстетической культуры будущих преподавателей, методологическая и теоретическая база,содержательное, методическое обеспечение и педагогические условия ее формирования в современном университете.

Объект исследования - профессиональное образование будущих преподавателей в современном классическом университете.

Предмет исследования - процесс формирования этноэстетической культуры личности будущих преподавателей.

Цель исследования заключается в разработке концепции формирования этноэстетической культуры личности будущих преподавателей и научно-методических основ ее реализации в образовательном процессе университета.

Гипотеза исследования. В нашем исследовании мы исходили из
предположения о том, что традиционная этноэстетическая культура русского
народа может выступать педагогическим фактором, способствующим
формированию культурно-исторической идентичности будущих

преподавателей, их патриотизма и духовной открытости к взаимодействию с другими культурами, принятию ценностей философии любви, солидарности и сотрудничества. Формирование этноэстетической культуры будущих специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих в университете дополнительную квалификацию «Преподаватель», будет успешным, если

создается возможность реализации основных функций университетского
образования (личностнообразующей, культуросозидающей и
профессиональной в контексте его эталонности) на культурологических
методологических основаниях;

определено содержание понятия «этноэстетическая культура личности
будущего преподавателя»;

разработана и реализуется теоретическая модель формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя в университете, способствующая усилению культуросообразности университетского образования, этнической идентификации и творческой реализации личности вместе с развитием ее профессиональной компетентности;

содержательное и методическое обеспечение реализации модели поэтапного формирования этноэстетической культуры личности будущего

преподавателя в университете способствует субъектному освоению и личностному развитию специалиста;

выявлены социально-педагогические, организационно-педагогические и психолого-педагогические условия и факторы (общекультурные, социальные, личностные и психологические) этноэстетического развития личности специалиста социального и гуманитарного профиля, получающего дополнительную квалификацию «Преподаватель» в университете.

Исходя и проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить и обосновать теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей.

  2. Раскрыть сущностные характеристики традиционной национальной эстетической культуры как фактора профессионально-педагогического образования в университете.

  3. Определить содержание и структуру этноэстетической культуры личности будущего преподавателя, критерии и уровни ее сформированности в целостном педагогическом процессе университета.

  4. Разработать и экспериментально проверить теоретическую модель формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета.

5. Обосновать и апробировать методику формирования этноэстетической
культуры будущих преподавателей в университете.

6. Определить условия, способствующие успешной реализации модели
формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей.

Общей философской основой исследования являются законы и категории диалектики, теории познания, философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности; диалектический метод познания, который требует всестороннего изучения явления; положения о развитии личности

как субъекта познания, деятельности и общения, ее роли в преобразовании собственной природы и окружающей действительности, о взаимосвязи закономерностей развития и условий их проявления.

Общенаучная методология исследования представлена

культурологическим, системным и личностно-деятельностным подходами, а также опорой на научные идеи аксиологического, синергетического и цивилизационного подходов.

Конкретно-научная методология представлена совокупностью исследовательских идей, концепций, закономерностей, принципов, методов, процедур, применяемых в дидактике университетского образования (В.Гумбольдт, О.В.Долженко, О.В.Зотов, Г.Карье, Г.Б.Корнетов, Н.С.Ладыжец, Дж.Ньюмен, Х.Ортега-и-Гассет, Н.С.Розов, Л.А.Степашко); основами теории культуросообразности образования (М.М.Бахтин, М.В. Богуславский, И.Е.Видт, Б.С.Гершунский, П.С.Гуревич, Э.Н.Гусинский, М.В.Захарченко, И.А.Ильин, А.А.Корольков, Д.С.Лихачев, А.Н.Панарин, В.К.Трофимов, С.Л.Франк, А.Н.Ходусов и др.), этнофункциональной теории (Н.М.Лебедева, А.В.Сухарев), теории формирования эстетической культуры личности (Г.З.Апресян, Ш.М.Герман, А.Г.Егоров, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Е.В.Квятковский, О.В.Лармин, Ю.А.Лукин, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков и др.) и специалиста (А.В.Барабанщиков, М.А.Верб, М.Я.Виленский, Л.Е.Дементьева, Н.Б.Крылова, Г.А.Петрова, Л.П.Печко, А.В. Репринцев, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Т.Д.Суслова и др.)

Теоретической базой разработки общей концепции исследования послужили:

-теория культуры в ее общечеловеческом понимании
(А.И.Арнольдов, Ю.Л.Афанасьев, М.М.Бахтин, В.С.Библер,

Е.В.Бондаревская, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, К.Леви - Стросс, З.С.Маркарян, Н.К. Рерих, В.С.Семенов, Э.В.Соколов,

-теории, рассматривающие различные аспекты исторического и
культурного развития этносов (Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев,

А.А.Деревянченко, Б.С.Ерасов, С.Н.Еремин, С.Г.Ларченко и др.), а также аналогичные работы зарубежных авторов: Д.Бэнкса, Х.Жиру, Р.Люсиера, Сузуки, Г.Хофстеде и др.

-положения культурологических концепций об эстетической культуре как составляющей духовной культуры личности (А.И.Буров, И.Ф.Гончаров, Н.И.Киященко, Е.В.Квятковский, Л.Н.Коган, О.В.Лармин, Ю.А.Лукин, В.К.Скатерщиков, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный и др.);

-диалектика национального и общечеловеческого в образовании в истории педагогики (С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский и др.) и современности (В.С.Библер, Г.Н.Волков, Э.Д.Днепров, С.В.Кульневич, Г.В.Мухамедзянова и др.);

-философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социума (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, О.В.Долженко, В.И.Загвязинский, В.С.Леднев и др.);

-положение о целостности педагогического процесса (А.В.Брушлинский, В.А.Сластенин, А.И.Мищенко, В.Д.Шадриков, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев и др);

-исследования по вопросам профессионального становления педагога (О.А.Абдуллина, Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, А.А.Вербицкий, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, А.Г.Пашков, Л.С.Подымова, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.);

-теория развития человека как субъекта культурно-образовательного процесса (В.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, В.В.Давыдов, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик и др.).

Методы и база исследования. Для решения поставленных в
исследовании задач был использован комплекс методов, дополняющих и
взаимопроверяющих друг друга: методы теоретического анализа
(исторический, логический, сравнительно-сопоставительный,

ретроспективный, моделирование), социологические методы (контент-
анализ, анкетирование, интервьюирование и т.п.), опытно-

экспериментальное изучение и обобщение педагогического опыта, методы математической статистики.

Личное участие автора состоит в разработке и научном обосновании теоретических основ исследования, определении его логики и методов, создании «исследовательской команды» и ее научно-методическом консультировании, непосредственном участии в организации и проведении опытно-экспериментальной работы (разработке авторских учебных курсов и программ, их практической реализации, деятельности Научно-методического Совета университета, культурно-просветительской социально-значимой работе) и выражается в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных работах.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 580 студентов философского, исторического факультетов и факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета, факультета социальной работы Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, юридического факультета Вологодского государственного института экономики и права и института гуманитарных технологий Московского государственного университета сервиса.

Этапы исследования:

Первый этап (1997-1999гг.) - определение научной проблемы, методологических и теоретических предпосылок исследования, наработка эмпирических материалов, выявление степени изученности проблемы, разработка концепции формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя.

Второй этап (1999-2005гг.) — организация опытно-экспериментальной работы по формированию этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете, теоретическое осмысление хода и результатов исследования, обобщение данных, их анализ и систематизация.

Третий этап (2005-2007гг.) - систематизация и обобщение результатов проведенного исследования, формулировка выводов, подготовка и издание результатов исследования, литературное оформление рукописи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Усиление культурологической направленности современного
образования, его роли в культурно-исторической и этнической
идентификации молодежи, а также внимания к культурообразующей и
личностно образующей функциям современного университета влечет за
собой разработку основ этноэстетического развития личности будущего
преподавателя в университете, что способствует актуализации
этнокультурной направленности содержания и организационно-

методического обеспечения образовательного процесса в университете.

Взаимосвязь и взаимозависимость общей, профессиональной и этноэстетической культуры будущих преподавателей проявляются в гуманистической и личностно-ориентированной направленности профессионально-педагогической культуры, обращенности образовательного процесса университета к усвоению национальных ценностей культуры и использовании эстетических оценочных критериев; в признании в ценностно-целевых установках университетского образования определенного равновесия социально-целого (общемирового), единично-группового (национального) и индивидуально-конкретного (личностного) аспектов, объединяющих личность с другими и выделяющих ее уникальность; в повышении культуросообразности высшего профессионального образования, реализуемого через различные средства и формы этноэстетичекого образования и этноэстетического воспитания, в которых эстетизация выступает принципом университетского образования; в особенностях восприятия этнокультуры через созерцание, переживание, понимание, воображение художественного образа, интерпретацию и эстетическое переживание как основу движения личности к творчеству; в развитии и формировании творческого потенциала личности.

2.Сущность этноэстетической культуры рассматривается в двух сферах, социальной и личностной, и на двух уровнях - как характеристика общей и профессионально-педагогической культуры личности специалиста, формируемая в университете (уровень практической реализации), и как показатель устремленности личностного и профессионального роста преподавателя (идеальный уровень). Этноэстетическая культура - это интегративная характеристика личности, часть ее общей культуры, системообразующими элементами которой выступают усвоенные эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей. Формирование этноэстетической культуры личности будущего специалиста социального и гуманитарного профиля в классическом университете, получающего дополнительную специальность «Преподаватель», является идеальной целью и осуществляется в процессе целенаправленных, специально организованных этноэстетического воспитания и этноэстетического образования. Структуру этноэстетической культуры личности будущего преподавателя составляют аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий компоненты. В процессе университетского образования, целенаправленно обогащенного ценностями и технологиями этнокультурной направленности, происходит заметный рост количественных и качественных показателей по предлагаемым уровням этноэстетического развития личности в соответствии с выработанными критериями (культуросообразиости университетского образования, этнической идентификации личности, этноэстетической компетентности специалиста и продуктивно-творческой направленности личности).

3.Теоретическая модель формирования в университете этноэстетической культуры будущего преподавателя включает в себя целевой, содержательный, процессуально-управленческий и оценочно-результативный компоненты. Целью реализации данной модели выступает создание условий, способствующих проявлению и востребованности

элементов национальной культуры в образовательном пространстве университета, что оптимизирует этнокультурное развитие личности, формирование основ ее ментальности, творческой направленности и профессионально-педагогической компетентности. Динамика процесса формирования этноэстетическои культуры будущих преподавателей включает следующие этапы: адаптации, становления, проявления, актуализации, индивидуализации и предполагает осуществление целенаправленной деятельности в виде трех модулей: аудиторное этноэстетическое образование, внеаудиторная образовательная деятельность этноэстетическои направленности, этноэстетическое воспитание. Успешная реализация модели обеспечивается совокупностью педагогических условий и факторов. В рамках нашего исследования выделены четыре группы: факторы общекультурного, социального, личностного и психологического порядка Всю совокупность факторов формирования этноэстетическои культуры будущего преподавателя можно объединить в четыре группы: факторы общекультурного (социокультурная ситуация в стране, регионе, университете, субкультура, социальное положение личности), социального (референтные группы, семья, роли и статусы личности), личностного (пол и возраст, вид полученного образования, тип личности и ее представление о себе) и психологического порядка (мотивация, восприятие и отношение к профессиональной деятельности).

4.Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы содержательно-методические основы формирования этноэстетическои культуры будущих преподавателей опирались на современные положения педагогической теории и практики университетского образования. Основу содержания процесса формирования этноэстетическои культуры будущих преподавателей составляют дисциплины общекультурной подготовки, психолого-педагогического блока и курсы по выбору; а также содержание производственных педагогических практик и научно-исследовательской работы студентов.

элементов национальной культуры в образовательном пространстве
университета, что оптимизирует этнокультурное развитие личности,
формирование основ ее ментальности, творческой направленности и
профессионально-педагогической компетентности. Динамика процесса
формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей
включает следующие этапы: адаптации, становления, проявления,
актуализации, индивидуализации и предполагает осуществление
целенаправленной деятельности в виде трех модулей: аудиторное
этноэстетическое образование, внеаудиторная образовательная деятельность
этноэстетической направленности, этноэстетическое воспитание. Успешная
реализация модели обеспечивается совокупностью педагогических условий
и факторов. Всю совокупность факторов формирования

этноэстетической культуры будущего преподавателя в университете можно
объединить в четыре группы: факторы общекультурного (социокультурная
ситуация в стране, регионе, университете, субкультура, социальное
положение личности), социального (референтные группы, семья, роли и
статусы личности), личностного (пол и возраст, вид полученного
образования, тип личности и ее представление о себе) и

психологического порядка (мотивация, восприятие и отношение к профессиональной деятельности).

4.Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы содержательно-методические основы формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей опирались на современные положения педагогической теории и практики университетского образования. Основу содержания процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей составляют дисциплины общекультурной подготовки, психолого-педагогического блока и курсы по выбору; а также содержание производственных педагогических практик и научно-исследовательской работы студентов.

Методика формирования этноэстетической культуры будущих
преподавателей в университете основывается на следующих приоритетах:
понимания над знанием, образа над информацией и диалога над дискуссией.
Смысловое своеобразие русской культуры (интонирование, позиционность,
образность, эмоциональность и импровизационность) выступает основой
культурно-диалоговых методических приемов: иллюстрации,

персонификации, драматизации. Основными формальными блоками этноэстетического развития личности будущего преподавателя в университете выступают лекционный, семинарский, практический и исследовательский. Выделение структурных единиц в рамках процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете позволило разработать методическую карту данного процесса, что обеспечивает его более полную практическую реализацию.

5.Результативность предлагаемой модели обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: социально-педагогических (внешней среды)-гуманизации образовательного пространства университета, реальной модернизации педагогического процесса в университете за счет актуализации потенциала этноультуры; расширения практического применения этноэстетического опыта студентов и др., организационно-педагогических (внутренней среды) — единства методологических позиций в рассмотрении вопросов формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей; включения в научно-исследовательскую деятельность, & самостоятельную работу студентов, различных видов учебных и производственных практик заданий этноэстетической направленности и др. и психолого-педагогических (личностных)-наличиа установки и положительной мотивации на включение элементов этнокультуры в образовательный процесс; опора на диалог и сотрудничество в межличностном взаимодействии и т.п.

Основные результаты, полученные исследователем, их научная новизна заключаются в разработке концепции формирования

этноэстетической культуры личности будущего преподавателя в образовательном процессе классического университета, в рамках которой:

-определены содержание и структура этноэстетической культуры будущих специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель»;

-разработана теоретическая модель поэтапного формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета;

-обосновано содержание учебной и воспитательной деятельности, ориентированное на формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей;

-предложена и апробирована методика формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете;

-установлены критерии, уровни и показатели результативности процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей;

-выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие успешную реализацию теоретической модели формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

-педагогическая теория обогащается знанием о сущностных характеристиках феномена этноэстетической культуры будущих преподавателей, о факторах (общекультурных, социальных, личностных и психологических), тенденциях и принципах, определяющих возможности формирования этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе современного классического университета;

-разработанная модель формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете служит теоретической основой для дальнейшего исследования проблем профессионально-личностного развития

специалистов на ценностном базисе этнокультуры, вносит вклад в теорию формирования профессиональной культуры будущего преподавателя;

-введены в научный оборот понятия, дополняющие педагогику высшей школы и теорию профессионального воспитания: «этноэстетическая культура личности будущего преподавателя», «этноэстетическое воспитание», «этноэстетическое образование», «культурно-диалоговые методические приемы».

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, модель и методика поэтапного формирования этноэстетической культуры будущих специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», составляют научно-методическую основу совершенствования и модернизации воспитательной, ценностно-образующей функции современного университета.

В результате проведенного исследования появляется возможность переноса практического опыта формирования этноэстетической культуры личности преподавателя университета в практику деятельности других образовательных учреждений; прошедшие опытно-экспериментальную проверку содержательные и методические основы процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей применяются при разработке лекционных курсов, практических занятий, спецкурсов, практикумов, содержания педагогической практики, НИРС, программ по педагогике в университетах, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов; разработанная программа диагностики уровня сформированности этноэстетической культуры преподавателя может быть использована для экспертной оценки и совершенствования диагностической службы образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются определенностью исходных методологических позиций исследования; применением системы методов исследования, адекватных его

задачам и логике; репрезентативностью источниковой базы, разнообразием документальных и литературных данных, подтверждающих принципиальные положения и концептуальные выводы диссертации; сочетанием количественного и качественного анализа, использованием методов математической обработки и статистической значимости экспериментальных данных, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, широкой научной апробацией.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при разработке и реализации программ воспитания студенческой молодежи (социального факультета и факультета педагогики и психологии (2003-2005 гг.) Орловского государственного университета, Института гуманитарных технологий Московского государственного университета сервиса (2006г.), Мценского агролицея (2005г.), при чтении спецкурсов на базах Орловского государственного университета, Орловского юридического института МВД России, Московского государственного университета сервиса, Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, при научном консультировании руководителей баз педагогической практики, научных студенческих обществ и лабораторий. Материалы исследования применялись в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов при разработке лекционных курсов и практических занятий. Текущие результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедр общей педагогики, методики и технологии социальной педагогики и социальной работы ОГУ. По теме исследования опубликованы монографии, пособия, статьи, доклады и тезисы, общий объем которых составляет 75 печатных листов. Материалы обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях, семинарах, чтениях (Москва- 1998, 2000-2002, 2005-2007; Орел -1998 - 2007; Курск - 2004; Белгород - 1998, 2000, 2001; Брянск - 1999, Рязань - 1995, 1998, 2007; Новосибирск -2005; Челябинск - 2005, 2007; Казань - 2005; Тамбов -2006; Липецк -2006; Барнаул-2006).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете» на основе изучения истории университетского образования анализируется феномен культуры, выявляется потенциал этнокультуры как фактора профессионально-педагогического образования, взаимосвязь этноэстетического и педагогического аспектов, характеризуются методологические подходы и принципы исследования.

Во второй главе «Концепция формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете» раскрывается сущность, содержание и структура этноэстетической культуры будущих преподавателей, критерии и уровни ее сформированности, обосновывается модель ее поэтапного формирования в образовательном процессе университета.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка модели формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете» обосновываются содержательные основы и методика процесса ее формирования в университете, раскрываются программа, ход и результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется эффективность предлагаемой модели.

В заключении обобщаются результаты исследования и его основные выводы, определяются направления дальнейших исследований.

Прилооїсения содержат методические и статистические материалы исследования.

Культурологические основы современного университетского образования: состояние, тенденции, противоречия

Сложившаяся современная ситуация требует осмысления сущности и роли университетского образования в обществе, определения соотношения образования и общества, образования и культуры, взаимовлияния этих институтов на личность для наиболее полного ее раскрытия и самореализации. Наблюдающаяся тенденция увеличения числа университетов в нашей стране, стремление российского образования соответствовать мировым стандартам ставит вопрос, с одной стороны, о сущностной значимости феномена «университета» как механизма сохранения культуры и исторического опыта через содержание и процесс образования, его «эталонное», а, с другой стороны - о сохранении традиционных основ общества, самобытности народа и его культурно-исторической неповторимости.

Образование реализует свои функции - личностно образующую, культурообразующую и профессиональную - в специфической соцокультурной ситуации. К середине 60-х годов XX века передовые страны пришли к пониманию того, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния основной массы населения; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания и самого человека как вида; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в бездуховное существо. Это обусловлено глобальными изменениями, произошедшими в жизни и требующими адекватных реакций системы образования на них. В их числе: императив выживания, стимулируемый техногенными и социогенными катастрофами; новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта востребовали человеческие качества как самый важный ресурс развития и умения ими пользоваться; демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования); отсутствие в прежнем виде социального заказа на воспитательный идеал и результаты образования (отсюда определенная реальная свобода, данная образовательным учреждениям); стандарт и вариативность в образовании (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты учебного плана); плюрализм политический, культурологический, религиозный, педагогический; развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического); возвращение религиозности, церковности; расширение круга потребителей педагогического знания, возникновение общественно педагогического движения, пока слабого, неоформленного; противоречивость образовательного процесса - востребованность научных достижений и эмпиризм большинства учителей, некомпетентность, научный нигилизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, иногда и предметно; кризисное состояние семьи (невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье (педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей); противоречивость воспитательной ситуации: личность живет в мире все больших возможностей (развития физического, психического и социального) и, с другой стороны, нарастание источников ранней деградации (быстро меняющиеся факторы рассогласования человека с природой и социумом, алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, речевая агрессия, терроризм СМИ, акультуры, рекламы). Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации» (В.Даниленко, А.Панарин). Особенно ярко «варваризация» культуры заявила о себе на рубеже веков: откат в прошлое и упрощение традиций (особенно норм морали); внедрение в культуру ее мифологизации; стремление общественной элиты подавить подчинить низшие слои общества; откровенная пропаганда насилия, жестокости, культа физической силы.

Сущность этноэстетической культуры будущих преподавателей

Решаемая нами проблема формирования этноэстетической культуры личности преподавателя в университете вызвала необходимость исследовать определенный круг литературы, в результате анализа которой выяснилось, что в ней отсутствуют номинальные дефиниции необходимых для автора понятий. Исходя из требований формальной логики, следует определить, в первую очередь, ближайшие родовые категории «культура», «этническая культура», «эстетическая культура» и их взаимозависимости. Нам представляется необходимым раскрыть сущность центральных понятий, входящих в тезаурус основного категориального аппарата настоящего исследования, а именно - «этноэстетическая культура преподавателя», «этноэстетическое воспитание», «этноэстетическое обучение», «этноэстетическое развитие».

Присоединяясь к высказанной точке зрения, что «культура - не что иное, как сложнейшая, удивительно многоликая, специфически характерная для людей система средств, благодаря которой осуществляется их коллективная и индивидуальная деятельность, где система средств стимулируется, мотивируется, программируется, координируется, исполняется, физически обеспечивается, социально воспроизводится активностью людей, организуются, функционируют и развиваются человеческие объединения любого уровня.» (Э.С. Маркарян), следует отметить многогранность и векторность рассмотрения данного феномена.

Культура является совокупным коллективным достоянием народа, раскрывающим родовое свойство человека, одновременно являясь процессом становления и развития данного сообщества. Под этнической культурой (Ю.В.Арутюнян, Д.К.Биллингтон, Ю.В.Бромлей, М.М.Громыко, С.К.Иванов, К.Касьянова, И.А.Панкеев, Трофимов В.К., Эсалнек А.Я.) понимается историческая совокупность материальных, общественно-политических, технологических, научных, философских, правовых, этических, эстетических, религиозных и прочих ценностей, созданных народом непосредственно в ходе его жизнедеятельности, а также ценностей, полученных им в результате взаимодействия с другими народами и творчески используемых в своем поступательном развитии во всех сферах общественной жизни. Это позволяет также рассматривать ее как интегральное явление, совокупность мировоззренческих идей, взглядов и представлений конкретного этноса, систему его ценностей, мотивирующую деятельность и поведение людей в их взаимоотношениях с другими культурами в целях обеспечения надежного, гарантированного и одухотворенного бытия, гармоничного общения с окружающим миром.

Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, в рамках которого оформился особый тип культурных связей и отношений между различными этническими культурами, построенный на своеобразных нравственно-этических и эстетических основаниях, признающих ценность и значимость диалога различных культур как источника и основы материального и духовного бытия этноса.

«Этнос (народ, этническая общность) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущей ей образной и ценностной системами, общностью языка, психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхождении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего» (Концепция национальной образовательной политики РФ,56).

Этническая культура является итогом материальной и духовной деятельности человека (этноса) по преобразованию окружающего мира и обогащает накопленный опыт общекультурного наследия. Этническая культура не столько связывает формы взаимодействия человека с окружающим его миром, сколько формирует философию, этику, стиль отношения к миру и себе как неразрывной его части. Этническая культура несет в себе механизмы, настраивающие человека на активное творчество материальных и духовных ценностей своего народа и их использование в жизнедеятельности, а также, взаимодействуя с другими народами, творчески использовать это взаимодействие в своем поступательном развитии во всех сферах общественной жизни. С другой стороны, этническая культура является мощным фактором сохранения особенностей исходной психологии, духовного строя, ментальности, традиций и культурных символов народа.

Содержательные основы процесса формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете

Формирование этноэстетической культуры специалистов социального и гуманитарного профиля, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», имеет свое содержательное наполнение в рамках образовательного процесса современного университета. Для анализа данной составляющей необходимо выявить возможности каждого блока учебных дисциплин ГОС ВПО и определить основные пути реализации содержания в процессе этноэстетического образования и этноэстетического воспитания в университете.

В рамках нашего исследования мы будем опираться на русскую этнокультуру по трем причинам. Во-первых, для Орловского региона это наиболее актуально, учитывая национальный состав нашей области, в котором русские, по данным Статистического управления (2005) составляют около 96% от общей численности населения, т.е. учет в диссертационном исследовании особенностей региональной специфики проживания этнических общностей требует обратить особое внимание именно на русскую народную педагогику и этнокультурное развитие русских. Во-вторых, привлекательна сама русская народная педагогика тем, что одной из отличительных черт данной системы воспитания является культивирование уважительного отношения к другим народам и культурам. Кроме русских, наиболее значительные этнические группы, проживающие на территории Орловской области это: украинцы, белорусы, азербайджанцы и чеченцы. Что касается миграционных процессов, то основной поток беженцев и вынужденных переселенцев в Орловскую область осуществлялся из Средней Азии, причем, основную часть мигрантов составляли русские. В-третьих, Орловский государственный университет относится к традиционным провинциальным вузам (его история насчитывает 75 лет). С одной стороны, сказывается довольно близкое расположение столицы, как положительно (близость очагов культуры, развитость контактов), так и отрицательно («вестернизация, гедонизация, стратификация социальных и культурных процессов, отток экономически активного населения), а, с другой, традиционны связи с корнями, аграрный характер хозяйствования и сохранение (в какой-то мере) села как духовного центра русской жизни, регулятора поведения, центра трансляции и развития национальных традиций и основ воспитания.

Формирование этноэстетической культуры личности будущего преподавателя осуществляется в рамках высшего профессионального образования с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель». В рамках нашего исследования мы ориентируемся на студентов специальностей социального и гуманитарного профиля. По «Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОК 009-2003) (2003,9-14) специальности 040200 Социология и 040102 Социальная антропология относятся к группе специальностей «Социальные науки», а специальности 030100 Философия, 030200 Политология, 030300 Психология, 030400 История, 031400 Культурология, 031800 Религиоведение и 031900 Теология - к группе специальностей «Гуманитарные науки».

Подготовка преподавателей в непедагогических вузах (в контексте нашего исследования в классическом университете) в настоящее время предстает довольно распространенным явлением для российского образования. Получение дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальностям высшего образования введено в 1997г. «в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров в университетах страны, более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников высших учебных заведений» (Приказ №163 от 31.01.97).

Похожие диссертации на Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в образовательном процессе университета