Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Коваль Татьяна Ивановна

Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения
<
Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коваль Татьяна Ивановна. Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Краснодар, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:07-13/53

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 15-90

1.1. Диалог как феномен культуры и жизнедеятельности человека: методологический анализ 15-36

1.2. Статус и функции диалога в гуманитарном образовательном процессе 36-57

1.3. Культура диалога как качество личности и профессиональной деятельности военного инженера: сущность, структура и механизмы реализации 57-90

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 91-157

2.1. Теоретико-методические основы организации процесса формирования культуры диалога специалиста в гуманитарном аспекте профессионального военного образования 91 -121

2.2. Задачи, содержание и результаты констатирующего этана опытно-экспериментального исследования 121 - 133

2.3. Задачи, содержание и результаты формирующего этапа опытно - экспериментального исследования 133-157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162-181

ПРИЛОЖЕНИЯ 181-187

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях высшая профессиональная школа поставлена перед проблемой подготовки такого специалиста, который обладал бы не только глубокими научными знаниями, профессиональным мастерством, но и особой культурой диалога, обеспечивающей его открытое, личностно-ценностное, творческое взаимодействие с различными аспектами жизненного и профессионального бытия.

Важность и актуальность этой проблемы обусловливается прежде всего универсальной природой диалога, его ролью в организации жизнедеятельности людей. Выступая определенной формой общения и выполняя все его функции, диалог имеет более широкий смысл, поскольку пронизывает весь круг отношений и проявлений человеческой жизни. К числу факторов, указывающих на необходимость формирования культуры диалога, следует отнести возрастающее в обществе требование к уровню коммуникативной компетенции специалиста любой квалификации.

Сказанное в полной мере относится и к профессиональной деятельности военного инженера-авиадиспетчера, связанной не только с решением сложных технических задач, но и с выполнением особых социально-коммуникативных функций. Ведь именно через диалог специалист данного профиля может достичь открытых, наполненных духовно-ценностным содержанием взаимоотношений с окружающими. Самой жизнью доказано, что в области управления воздушным движением авиации готовность специалиста к установлению таких отношений, его умение к оперативному, адекватному пониманию чувств и мыслей «другого» приобретают особое значение, во многих случаях даже большее, чем «контакт» с техникой.

Необходимость формирования культуры диалога у будущих военных инженеров в период их обучения в вузе признается многими специалистами (А. А. Ворона, Д. В. Гандер, А. К. Кротов, О. П. Пронина, А. Н. Рябинов и

4 др.), обусловливается требованиями, которые изложены в квалификационной характеристике выпускника по направлению «Аэронавигация».

Культура диалога как качество личности и профессиональной деятельности военного инженера специальному научному осмыслению еще не подвергалась. По этой причине отсутствуют достаточно четкие и глубокие представления о сущности культуры диалога, ее структурно-содержательных и функциональных особенностях, о педагогических условиях и путях ее формирования у специалистов данной квалификации в процессе их вузовского обучения. Потребность в решении этих вопросов в условиях возрастающих требований к уровню специальной и общекультурной подготовки выпускников военных вузов стимулирует научный поиск путей удовлетворения данной потребности применительно к конкретному профилю избранной деятельности и средствам различных учебных предметов, в том числе при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».

Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования культуры диалога у будущих офицеров-инженеров как профессионально значимого качества личности и необходимости ее теоретического и практического решения.

Степень научной разработанности проблемы. Исторические корни педагогики диалога (смысловое значение которой совпадает с платоновским определением особого искусства в сфере разума - с «майевтикой») уходят в далекое прошлое. В свое время еще Сократ разработал особую систему постановки вопросов, которые приводили собеседника (обучающегося) не только к усвоению нового знания, но и к обнаружению тех или иных противоречий, служащих действенной силой по пути продвижения к истине.

В работах многих отечественных и зарубежных мыслителей (Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, А. Ф. Лосев, С. Л. Франк и др.) диалогизм в отличие от монологизма признается неизменной основой воплощения сущностной потребности человека - его стремления к самовыражению, самореализации, его желания быть услышанным и понятым Другим.

Серьезными достижениями в осмыслении сущности и функций диалога ознаменовался XX век - период, в который возникла диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина - В. С. Библера. Согласно исходным положениям данной концепции, культура существует как общение, как диалог людей различных культур, как форма свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой выбор. На этой основе гуманитарное мышление реализуется в идее диалога с основной установкой не столько на познание «объекта» (произведения, явления, процесса), сколько на общение, взаимопонимание, обмен смыслами. Отметим, что такие базисные категории концепции М. М. Бахтина (в интерпретации В. С. Библера), как «культура», «личность», «диалог» в их взаимосвязи и легли в основу нашего подхода к осмыслению сущности культуры диалога и путей ее формирования у будущих военных инженеров.

Все возникшие за последний период развития отечественной педагогики концепции признают диалог как особую ценность (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. С. Сухомлинский и др.). В контексте гуманистического подхода к образованию и воспитанию педагогика диалога выполняет основополагающую функцию - служит достижению истинного сотворчества, установлению толерантных отношений между субъектами учебно-педагогического процесса, о чем неоднократно говорится в работах современных педагогов-исследователей (Е. Л. Богданова, В. В. Горшкова, А. Б. Добрович, Г. М. Кучинский, Н. Н. Саяпина и др.). Во многих научно-педагогических исследованиях диалог рассматривается прежде всего как формоорганизующий принцип творческого самостановления, саморазвития личности обучаемого. Реализация данного принципа в учебно-педагогическом процессе требует равенства психологических позиций взаимодействующих сторон. Основанные на диалоге сотрудничество и сотворчество, как показано во многих работах (В. М. Агаиисьян, Т. П. Дикун, В. И. Кудашов и др.), предполагают отказ от менторского диктата и утверждение иного типа отношений: совместного поиска; принципиального,

но доброжелательного совместного анализа результатов; проявления непредвзятости и терпимости к контраргументации и т.д.

Особое значение в осмыслении избранной нами проблемы имеют современные взгляды и подходы философско-психологической и педагогической направленности, связанные с развитием диалогового мышления, с организацией обучения на основе диалога (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. А. Куштым, М В. Носков, И. А. Полушкин, В. А. Сластёнин и др.). По мнению специалистов, развертывание учебно-педагогического процесса в диалоге способно гуманизировать этот процесс, внести в него гуманитарные, то есть человеческие отношения. При этом воздействие педагога на обучаемого и обратно замещается их личностным (и в этом смысле равноправным) взаимодействием.

В работах современных психологов и педагогов предлагаются различные дефиниции исследуемого феномена, в частности, он понимается как составляющий компонент сотрудничества (Е. И. Радунина), условие возникновения «мы-реакции», «мы-решения» (А. К. Болотова), «очеловечивания» учебно-педагогического процесса, расширения свободы его субъектов (В. И. Кудашов, Е. Н. Шиянов) и т.д.

В последнее время со стороны ученых - педагогов, философов, психологов проявляется повышенное внимание к проблеме формирования коммуникативной компетентности, коммуникативных умений будущего специалиста в различных сферах профессиональной деятельности (С. Н. Афанасьев, Н. Ф, Горбунова, В. В. Соколова, А. У. Хараш и др.). Основой реализации этой проблемы признается полноценное включение личности будущего специалиста в широкий диалог с духовными и культурными ценностями, в ходе которого формируется и развивается способность последнего к адекватному (эмпатическому, «ответному») восприятию и переживанию других людей, окружающей действительности в целом.

К сожалению, как показал проведенный нами анализ, сложившийся к настоящему времени научно-исследовательский и педагогический опыт

7 осмысления и использования диалога в различных сферах образовании еще слабо задействован в сфере профессионального обучения военных инженеров. Как следствие этого, сущность и ценностное значение культуры диалога специалиста данного профиля, педагогические условия и пути ее формирования еще не имеют глубокого научного обоснования.

В этой связи можно констатировать противоречие между признанием особой роли культуры диалога в личностно-профессиональном опыте курсантов, потребностями современной профессиональной военной практики в таких специалистах и отсутствием научно обоснованных и экспериментально подтвержденных педагогических путей формирования культуры диалога у будущих военных специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении и научном обосновании педагогических условий эффективного формирования культуры диалога у курсантов в процессе их вузовского профессионального образования.

Объект исследования: целостный процесс профессионального обучения военных инженеров в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия организации процесса формирования культуры диалога у курсантов в период их вузовского профессионального обучения (при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи»).

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения.

В основу исследования положена гипотеза о том, что успешность и эффективность процесса формирования культуры диалога будущего военного инженера возрастает, если данный процесс осуществляется в контексте гуманистической парадигмы образования и обеспечивается следующими педагогическими условиями:

пониманием культуры диалога как важного атрибутивного качества личности и профессиональной деятельности военного инженера;

включением в содержание профессионального обучения военных инженеров теоретических знаний о диалоге и способах его применения в профессионально-творческой практике;

опорой на специальные педагогические принципы, методы и формы организации диалогического взаимодействия в исследуемом процессе, которые отвечают его специфике и направлены на целостное духовно-творческое развитие личности будущих специалистов.

Задачи исследования;

1. Изучить и систематизировать теоретико-методологические и
научно-педагогические основания проблемы формирования культуры
диалога военного инженера в процессе вузовского обучения.

  1. Уточнить сущность понятия «культура диалога», выделить его структурные компоненты.

  2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры диалога будущего военного инженера на занятиях по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи».

4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке
эффективности основных теоретических и методических положений
исследования.

Методологические основы исследования. Исследование осуществлялось в контексте принятой нами гуманистической позиции, которая служила критерием выбора философских и общенаучных оснований диссертации.

Философским основанием исследования послужили: идеи о диалогическом единстве мира и человека (Платон, Сократ, Н. А. Бердяев, Н.О. Лосский); концепция диалога культур М. М. Бахтина ~ В. С. Библера; положение о диалогической природе человеческого сознания (М. К. Мамардашвили, Л. А. Радзиховский, С. Л. Франк).

Общенаучной основой исследования явились: учение А. А. Ухтомского о доминанте; идеи философии образования о демократизации, гуманизации и гуманитаризации учебно-педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, С. И. Гессен, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко); психолого-педагогическая интерпретация диалога как специфической, смыслопоисковой деятельности, как формы взаимодействия субъектов, в которой проявляются содействие, согласие, сопереживание (А. А. Бодалев, М. Бубер, Т. А. Флоренская).

Теоретической основой исследования явились: системно-целостный, деятельностный, культурологический, феноменологический подходы к изучению духовно-творческой практики взаимодействия человека с окружающим миром (Б. Г. Ананьев, Г. Я. Буш, П. С. Гуревич, А. Т. Тименецки, Г. П. ЩедровицкиЙ); концептуальные идеи о диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности языка и мышления (Н. Д. Арутюнова, Л. С. Выготский, Ю. М. Лотман, С. Л. Рубинштейн, Н. Хомский); научные трактовки языковой личности и подходы к ее воспитанию в условиях высшего профессионального (в том числе военного) образования (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Ю. Н. Караулов, Е. И. Мычко, В. А. Пономаренко); теоретические и методические выводы о роли, сущности и функциях диалогического общения в профессиональной деятельности (А. Г. Афанасьев, А. А. Ворожбитова, Д. И. Изаренков, Г. М. Кучинский, В. А. Сластенин, Л. П. Траилина, Н. С. Шаталова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические (анализ литературы по философии, психологии, педагогике, языкознанию, литературоведению, связанной с темой исследования; анализ специальных исследований по проблеме профессиональной культуры);

- эмпирические (анализ учебных планов и программы изучения
дисциплины «Русский язык и культура речи», наблюдение, анкетирование,
собеседование, педагогический эксперимент).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова (ЕВВАУ (Вй). За весь период опытно-экспериментальной работы было задействовано 125 человек, обучающихся на различных курсах Ейского ВВАУ (ВИ).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006 гг. и включало в себя следующие этапы:

Первый этап (2002 - 2003 гг.) предусматривал теоретическое изучение состояния избранной проблемы, определение темы, цели и задач исследования, его объекта и предмета. Был осуществлен анализ различных научных исследований и работ, связанных с темой диссертации и сущностью изучаемых в ней категорий.

На втором этапе (2003 - 2005 гг.) разрабатывались и в ходе опытно-экспериментальной работы (на констатирующем и формирующем ее этапах) проверялись концептуальные положения и организационно-методические основы формирования культуры диалога будущего инженера в процессе его обучения в вузе.

Третий этап (2005 - 2006 гг.) был посвящен выявлению, анализу и оформлению полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования результатов, их внедрению в практику профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- сформулирована и научно обоснована позиция, согласно которой
культура диалога выступает важнейшим сущностным качеством личности и
профессиональной деятельности будущего специалиста, основой его
целостного духовно-творческого развития в период профессиональной
подготовки;

уточнено содержание понятия «культура диалога» в соотнесении с особенностями профессиональной деятельности военного инженера;

выявлены организационно-методические основы, обеспечивающие эффективное формирование исследуемого феномена у будущих военных специалистов;

- разработаны критерии и уровни развития культуры диалога у
будущих офицеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены знания о культуре диалога военного инженера как интегральной характеристике его личности и профессиональной деятельности; раскрыты структурно - содержательные особенности и функциональное значение исследуемого феномена; определены и обоснованы педагогические принципы (гуманистической направленности; диалогического, ценностно -смыслового взаимодействия; личностно - творческой активности), методы и формы (дискуссия, спор, полемика, диспут, солилоквиум), выступающие теоретико-методической основой эффективной организации процесса формирования культуры диалога у будущих специалистов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты содействуют внедрению диалога в качестве теоретико-методологической и организационно-методической основы в содержание вузовского профессионального обучения военных инженеров. Представленные в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации могут стать основанием дальнейшей гуманизации и гуманитаризации учебно-педагогического процесса в военном вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемы, применением исследовательских методов и процедур, адекватных предмету, цели и задачам исследования; опорой на данные разных отраслей современной науки (философии, культурологии, лингвистики, психологии,

12 педагогики); опытно - экспериментальной работой, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культура диалога является важным качеством личности и профессиональной деятельности военного специалиста, на основе которой любые формы его взаимодействия с окружающей действительностью обретают гуманистический, смыслопоисковый, личностно - творческий характер.

  2. Структурными компонентами культуры диалога являются; когнитивная составляющая, или освоение системы знаний о диалоге, диалогическом общении, военном профессиональном общении; практически - деятельностиая составляющая, или усвоение ценностно - значимых умений самореализации и самосовершенствования; эмоционально - ценностная составляющая, или система отношений к культуре диалога как ценности и осознание культуры диалога как личностно профессионально значимой.

  3. По сущности культура диалога курсанта предстает как интегративное, духовно-психологическое образование его личности, заключающее в своей структуре следующие компоненты: ориентационно -ценностный, связанный с мотивационно - потребностными установками и отношением будущего специалиста к Другому, к окружающей действительности, включая сферу его профессиональной деятельности; содержательно - смысловой, включающий знания и представления будущего специалиста о сущности, функциях и способах диалогического взаимодействия; коммуникативно - деятельностный, свидетельствующий о наличии в опыте специалиста диалогических умений и готовности к практическому их использованию в различных аспектах профессионально-коммуникативной деятельности.

4. Эффективность формирования культуры диалога как важнейшего и
неотъемлемого качества личности и профессиональной деятельности
военного инженера обеспечивается при выполнении следующих

13
педагогических условий: осознании будущими специалистами ценностно-
смыслового значения культуры диалога для успешного осуществления
межличностного взаимодействия в сфере профессиональной деятельности;
овладении будущими военными инженерами знаниями о сущности диалога,
диалогического взаимодействия и практическими способами их применения
в профессионально - значимой сфере общения; использовании совокупности
педагогических принципов (гуманистической направленности;

диалогического, ценностно - смыслового взаимодействия; личностно -творческой активности), методов и формы (дискуссия, спор, полемика, диспут, солилоквиум) организации исследуемого процесса, отвечающих сущностной природе диалога и диалогического взаимодействия, служащих целостному, духовно - творческому развитию будущего военного инженера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научного поиска по нескольким направлениям: в ходе проведения автором диссертации занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в Ейском ВВАУ (ВИ), в содержание и организацию которых вносились некоторые изменения, обусловленные целью и задачами данного исследования; при обсуждении результатов диссертации на совместном заседании кафедры педагогики и психологии, кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования КГУКИ; через выступления с докладами на различных по уровню научно-практических конференциях, в том числе: Южнороссийской научно-практической конференции «Интеграция наук и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар - Анапа, 2003 г.); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы высшего военного образования» (Ейск, 2004 - 2006 гг.); Южнороссийской научно-практической конференции молодых ученых «Художник и время: феномен восприятия и интерпретации в искусстве» (Краснодар, 2004 г.); Южнороссийской научно-практической конференции «Многоуровневая система профессионального художественного образования: традиции и современность» (Краснодар, 2004

14 г.); межвузовских научно-практических конференциях «Теория и практика преподавания иностранного языка» (Краснодар, 2003 - 2006 гг.), «Обучение иностранному языку в системе дополнительного образования неязыкового вуза» (Новочеркасск, 2006 г.); Всероссийских научно-практических конференциях «Педагогические проблемы высшей школы» (Димитровград, 2005), «Преподавание и изучение иностранных языков: традиции и новации» (Тольятти, 2005) и др.; путем публикации материалов по теме диссертационного исследования. Всего по материалам исследования опубликовано 13 работ.

Объем и структура диссертации. Структура диссертации подчинена логике проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Диалог как феномен культуры и жизнедеятельности человека: методологический анализ

Проведенный нами анализ показывает, что в самом широком смысле понятие «диалог» (от греческого Dialogos, dia - через, logos - речь), трактуется как «особый вид философской литературы, раскрывающий философскую тему в инсценированной беседе нескольких лиц» [189,С. 135].

Осмысление данного феномена началось еще со времен античности, где суть его раскрывалась как способ изложения философской мысли (Протагор), как способ интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей. Согласно такому пониманию, диалог - это не простая последовательность аргументов, сообщений, но и средство нахождения истины на основе нравственности и справедливости, способ проникновения людей друг в друга через познание предмета (Сократ).

Существующие в современной научной литературе интерпретации диалога охватывают различный круг значений. В «широком» смысле диалог трактуется как «встреча двух сознаний» (М. М. Бахтин), приводящая к познанию «чужого Я» и себя через «Другого» (А. А. Ухтомский). Данной категорией определяется произведение культуры, взятое в его соотнесенности со всем контекстом и с личностью (В. С. Библер). В «узком» значении диалог выступает как простой обмен репликами (в виде действия, жеста, мимики), как термин частного значения (например, в лингвистике, в теории драматического искусства и т. д.).

В работах М. М. Бахтина характеризуемый феномен раскрывается в философско - антропологическом плане, в силу чего проблема диалога становится проблемой отношения к Другому. М. М. Бахтин именно в диалоге находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности: «...Овладеть внутренним человеком и понять его ... заставить его самого раскрыться можно лишь путем общения с ним, диалогически...» [15,С293 - 294 ]. У С. Л. Франка диалог выступает не только как категория личного («Я - Ты»), но и как категория социального бытия («Я-Мы») [195].

Пронизывая все сферы человеческой культуры, диалог выступает в качестве особой ее духовной ценности [ 1 ], всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре [80]. Этим определяется гуманистическая направленность диалога, поскольку в нем воплощаются идеи добра и справедливости, свободы и равенства, открытости и соучастия, дружбы и любви.

Справедливо утверждение Г. Я. Буша о том, что решение проблем диалога - это решение проблем человеческого бытия: «Человеческий мир диалогичен. Диалогичны слово, мысль, деятельность и общение человека. Диалогичен сам процесс становления человека, диалогична его сущность. Кто изучает диалог, тот изучает человека!» [44,С. 16].

Диалог лежит в основе духовного творчества как высшей формы активности человека, рождающей «со-бытие» (М. М. Бахтин) человека с миром. В этом случае индивидуальное сознание выходит за пределы «своего» представления о мире, временно переходит на точку зрения Другого. Особой сферой, позволяющей такой переход из одного субъективного мира в другой, является искусство, в том числе - литература.

Искусство есть особая форма организации отношений человека с миром, особый способ творческого диалога с ним. Способность человека к художественному творчеству, является не только способом проникновения в мир, по и выступает условием становления и развития самого мира.

К этому следует добавить, что научное исследование диалога как способа взаимодействия «созерцателя» с произведением искусства и его «творцом» осложнено еще и тем, что в самой психологической науке факт философского понимания диалога как особой формы духовной жизни человека пока еще надет своего осмысления.

Психологи рассматривают диалог только в плане его реального межличностного взаимодействия, использования в различных аспектах коммуникативной деятельности. Между тем, следует иметь в виду и «монологическую» форму функционирования диалога. В связи с этим нам представляется важным уточнить особенности понятий «диалог» и «монолог».

Заметим, что во второй половине XX века с появлением работ М. М. Бахтина сама монологическая речь стала рассматриваться как производная от речи диалогической. Согласно представлениям исследователей, всякий монолог представляет собой часть какого-то диалога, а Диалогическое общение и есть подлинная сфера жизни языка. [62].

Теоретико-методические основы организации процесса формирования культуры диалога специалиста в гуманитарном аспекте профессионального военного образования

Разработка теоретико-методического обеспечения исследуемого процесса основывалась на теоретических и методических идеях, выводах и положениях, которые получены в различных областях современной философии образования, педагогики и психологии высшей (в том числе военной) школы.

Изучение теоретического и методического опыта современного профессионального образования (в том числе собственного) с позиции темы исследования позволило нам определить ряд исходных моментов в организации процесса формирования культуры диалога у будущих военных инженеров. В ходе разработки педагогических условий формирования культуры диалога будущих военных инженеров мы опирались на общедидактическое представление о современном вузовском процессе как сотворчестве преподавателя и обучающегося, в данном случае - будущего военного инженера. Важным для нас явилось положение о том, что исследуемый процесс сам должен строиться на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода. Однако, для того, чтобы данный процесс стал истинным сотворчеством, основой для обретения и выражения каждым его участником своей уникальной индивидуальности, необходимо предусмотреть и выполнить в его организации определенные требования, обеспечить адекватными для этой цели педагогическими средствами.

В основу организации исследуемого процесса, который в содержательном плане был представлен дисциплиной «Русский язык и культура речи», нами были положены специальные педагогические принципы - те исходные положения, опора на которые обеспечивает эффективное формирование культуры диалога будущего специалиста. В соответствии со спецификой реализуемых в данном процессе задач в число ведущих педагогических принципов нами были включены:

- принцип гуманистической направленности;

- принцип диалогического, ценностно - смыслового взаимодействия;

- принцип личностно - творческой активности.

Каждый из указанных принципов находится во взаимосвязи, обусловливает деятельность и поведение субъектов реального педагогического процесса, стратегию и тактику функционирующих между ними диалогических отношений.

Сущность и функции первого из них сопряжены по смыслу с принципом гуманизма, который в современной педагогике занимает основополагающее место (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гернгунский). В соответствии с данным принципом исследуемый процесс должен быть осмыслен в координатах гуманистических ценностей, в соотнесении с понятием гуманность, которое означает проявление человеколюбия, включает такие ценности, как доброта, духовность, достоинство, изысканность речи (в широком понимании этого слова), готовность оказать помощь и поддержку Другому, проявлять по отношению к нему уважение, соучастие. Именно в гуманных отношениях находят отражения духовные потребности личности, ее стремление к творческой самореализации «во благо всех» [37].

Гуманистическая направленность педагогического процесса в ходе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» выражается прежде всего в том, что все получаемые будущими специалистами знания и умения должны быть «очеловечены», должны помочь прояснить последним самое главное - нерасторжимую связь языка, речи, художественных средств литературы с социокультурной и внутренней духовной практикой человека, общества. Эта задача тем более актуальна, что и в настоящее время происходит разрушение целостности личности, ее сознания [57].

Задачи, содержание и результаты констатирующего этана опытно-экспериментального исследования

Исходными предпосылками проведения опытно экспериментального исследования послужили полученные в предыдущих разделах диссертации научно - теоретические знания и представления: а) о диалоге, диалогическом взаимодействии, сложившиеся в различных областях человеческого знания (философии, культурологии, психологии, лингвистике, педагогике и т.д.); б) о сущности, структуре и механизмах реализации культуры диалога в профессиональной деятельности специалиста данного профиля; в) о содержании и роли педагогических принципов, форм и методов организации процесса формирования культуры диалога будущих военных инженеров в гуманитарном аспекте их обучения в военном вузе.

В соответствии с этим при проведении опытно - экспериментального исследования была поставлена задача: проверить на практике эффективность разработанных в диссертации теоретико - методических основ организации процесса формирования культуры диалога будущих военных инженеров в условиях гуманитарного вузовского обучения,

В реализации этой задачи нами особо учитывалось требование о приоритете гуманистического, личностно - ориентированного подхода в организации и проведении опытно - экспериментального исследования, которое осуществлялось в период с 2002 по 2006 год в ходе проведения занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в Ейском ВВАУ (ВИ). Опытно - экспериментальное исследование включало два основных этапа: констатирующий и формирующий.

На первом из них - констатирующем - решалась двуединая задача: выявлялся исходный уровень культуры диалога у будущих военных инженеров; осуществлялась разработка критериев (показателей) для изучения исследуемого феномена у будущих специалистов, привлечение необходимых исследовательских процедур, с помощью которых можно было бы получить представления об исходном и последующем уровнях проявления будущими специалистами культуры диалога в учебно -профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленными на данном этапе задачами было проведено обследование будущих специалистов по определению исходного уровня культуры диалога в их личностно - профессиональном опыте. В обследовании приняло участие 125 человек, из которых: I курс - 25 чел.; II курс - 26 чел.; III курс - 26 чел.; IV курс - 25 чел.; V курс - 23 чел.

В соответствии с ранее полученным представлением о содержательной структуре исследуемого феномена нами были выделены показатели (критерии), позволяющие качественно и количественно измерить имеющийся у будущих военных инженеров исходный уровень культуры диалога, который может быть высоким (оптимальным или достаточным), средним (несовершенным или допустимым) или низким (номинальным или недопустимым).

Ведущим обобщенным показателем, отражающим наличие того или иного уровня культуры диалога у будущего специалиста в ориентационно -ценностном компоненте, является степень эмоциональной активности, вовлеченности в диалог, потребность в установлении открытых доверительных, личностно - ценностных отношений с Другим. По данному компоненту уровень готовности будущего военного инженера к исследуемому феномену профессиональной деятельности может характеризоваться как:

Похожие диссертации на Формирование культуры диалога у курсантов в процессе вузовского профессионального обучения