Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств Попова Марина Викторовна

Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств
<
Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Марина Викторовна. Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Попова Марина Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1602

Введение к работе

Актуальность исследования связана с тем, что в современных условиях ведущее место среди закономерностей процесса профессионального обучения занимает принцип единства воспитания, обучения и психологической подготовки. Изменение основной парадигмы современного образования, заключающейся в приоритетном значении личности учащегося, подразумевает учет его интересов, способностей, склонностей, характерологических особенностей, определяет острую необходимость разработки новых, личностно ориентированных методических установок в теории и практике профессионального обучения. Педагогический опыт многих музыкантов показывает, что чрезмерный универсализм в практике обучения вокальному искусству, а также узкоспециальное развитие учащихся достаточно часто не приводит к высокому уровню исполнительского мастерства. Как отмечает ряд авторов, в музыкальной педагогике, и в частности вокальной, нередко во время занятий по специальности на второй план отодвигаются вопросы, связанные с художественно-интеллектуальным и эмоциональным развитием молодых музыкантов, а также формированием творческих способностей ученика (А.Л. Готсдинер, В.М. По-дуровский, Н.В. Суслова). Вместе с тем, во многих современных исследованиях установлено, что именно оптимальное индивидуальное соотношение эмоционально-образного, логического и творческого компонентов мышления музыканта является одним из важных факторов, обуславливающих реализацию его профессиональных умений и навыков. Кроме того, замечено, что большое количество педагогических ошибок в процессе подготовки музыканта-исполнителя связано с отсутствием у преподавателя адекватных представлений о сущности личностных характеристик, образующих структуру профессионально важных качеств будущего специалиста и их учете в процессе профессионального обучения (Ю.А. Цагарелли, В.И. Петрушин, Л.Л. Бочкарев).

Исследование автора в рамках системы профессионального вокального образования позволило выявить основные противоречия в организации процесса профессиональной подготовки студентов-вокалистов:

между современными представлениями о профессионально значимых личностных качествах певца и возможностями их развития в процессе профессионального обучения вокальному искусству;

между современными исследованиями в области психологии, педагогики, исполнительской педагогики и применением этих знаний в практике профессионального обучения вокальному искусству.

Эти противоречия свидетельствуют о недостаточном изучении проблемы развития личностных качеств будущих вокалистов в условиях их профессионального становления в вузах. В связи с этим проблема нашего исследования заключается в разработке теоретико-методологических и методических основ развития личностных качеств студентов-вокалистов и в экспериментальной апробации авторской методики. Таким образом, недостаточная разработанность современных, научно обоснованных методик формирования личностных ка-

честв студентов-вокалистов в профессиональном вокальном обучении послужила основанием выбора темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В историко-философских источниках для создания теоретической модели личностно ориентированного обучения студентов-вокалистов являются продуктивными позиции духовного развития человека (Августин, Фома Аквинский), постижения общечеловеческих ценностей и свободы (Г. Гегель, И. Кант, И.Фихте, Ф. Шеллинг), с акцентом на интеллектуальные и волевые основания (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), взгляд на внутренние источники жизни и саморазвития личности (творческая самореализация, духовная сущность) (B.C. Соловьев, С.Л. Франк), идея жизненного самоопределения (М.М. Бахтин, М. Шелер). Рассматривая проблему с исторических позиций, нельзя не обратить внимания на имена отечественных и зарубежных композиторов, оказавших огромное влияние на развитие профессиональной вокальной школы: Дж. Каччини, К.Монтеверди, К. Глюк, Дж. Пер-голези, Дж.Верди, Дж. Пуччини, М.И. Глинка, А.Е. Варламов, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, С.С. Прокофьев, а также на имена певцов, представителей российской и зарубежной вокальных школ прошлого и настоящего: Ф.И. Шаляпин, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Н.А. Обухова, Г.П. Вишневская, И.К. Архипова, Е.В. Образцова, Г.П.Писаренко, З.Л. Сотки-лава, В.Н. Левко, В.А. Атлантов, П.Г. Лисициан, М.Л. Биешу, Л.В. Собинов, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти, Р. Тебальди, Р. Флеминг, Дж. Норман, Д.А. Хворостовский, О.В. Бородина, М. Домашенко, А.Ю. Нетребко.

Анализ вокально-методической литературы по теме исследования свидетельствует о значительном интересе специалистов к техническим вопросам певческого голосообразования (И.П. Прянишников, СМ. Сонки, Ф.Ф. Заседа-телев, Р. Юссон, Д.Л. Аспелунд, Н.М. Мальцева, И.К. Назаренко, СП. Юдин, К.И. Плужников, Г.П. Стулова, М.И. Демченко, И.Ю. Мерная, Л.К. Овчинникова, М.С Агин, Э.В. Талаквадзе, Е.И. Шевелева), а также к вопросам художественно-творческого развития профессионального певца (В.Ф Жданов, И.Е. Гер-самия, Б.А. Покровский, Г.И. Миценко, Е.В. Круглова, Л.К. Ярославцева, СВ. Шишова, А.Г. Менабени). Наряду с этим, во многих современных исследованиях заметна тенденция к изучению особенностей личности певца (Л.Б. Дмитриев, В.И. Юшманов, D. Yampolsky, R.M. Mori, Дж. Лаури-Вольпи, О.В. Далец-кий, ВЛ. Морозов). Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы, в которых музыкальная деятельность, музыкальные способности рассматриваются во взаимодействии с личностными характеристиками индивида (Б.М. Теплов, Л.В.Благонадежина, СН. Беляева-Экземплярская, А.Л.Готсдинер, Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, М.С. Старчеус, Э.А. Голубева, Ю.А. Цагарелли, В.П. Морозов, К.В.Тарасова, Л.Л. Сабанеев, В.Г. Ражников), а также исследования, рассматривающие психолого-педагогические проблемы развития творческого потенциала личности, творческих потребностей, мотивов, интересов (Б.Г. Ананьев, В.Г.Асеев, Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н.Мясищев, А.М.Матюшкин, Н.Ф. Вишнякова). Для нашего исследования представляли интерес научные труды Л.С Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я.Гальперина, В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконина, И.А. Зимней, А.А. Бодалева,

В.Д. Шадрикова, A.M. Столяренко, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, С.А. Изюмовой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, Л.П. Лосевой, А.А.Аронова, Л.С. Жарковой, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова. В новейшей педагогической науке проблема совершенствования музыкального и вокального образования представлена в трудах М.С. Агина, Н.И. Ефимовой, В.И. Закутского, Э.Б. Абдулли-на, Ю.Б. Алиева, Г.М. Цыпина, Р.Н. Гржибовской, Е.В.Николаевой, И.Ю. Алиева, В.И. Муцмахера, Д.К. Кирнарской, Т.И.Баклановой, М.В. Медведевой, Л.С. Зориловой, О.А. Блоха, А.С.Базикова, В.Г. Кузнецова, А.И. Щербаковой, Е.И. Максимова, Л.С.Майковской, в диссертационных исследованиях М.В. Жижиной, О.Е.Шиловой, М.В.Пазовниковой, М.Т. Картавцевой, М.Б. Сидоровой, Л.В.Кравчук, Е.И. Коротковой, О.Г. Ланщиковой, Т.И. Стражниковой, Н.В.Петрова, И.В.Сахновой, Р.В. Сладкопевца.

Однако в работах указанных авторов недостаточно полно представлена проблема развития личностных качеств у вокалистов, обучающихся в вузах культуры и искусств.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования — процесс формирования личностных качеств студентов-вокалистов в профессиональном обучении вокальному искусству.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических основ формирования личностных качеств студентов-вокалистов и разработке методики, направленной на их совершенствование.

Задачи исследования:

- определить сущность и содержание личностных качеств студентов-
вокалистов на основе историко-теоретического анализа проблемы;

- выявить психолого-педагогические особенности формирования личност
ных качеств студентов-вокалистов;

провести анализ современного учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств, определить педагогические условия, способствующие результативности формирования личностных качеств будущих вокалистов;

разработать экспериментальную методику формирования личностных качеств студентов-вокалистов при профессиональной подготовке;

подтвердить эффективность экспериментальной методики формирования личностных качеств студентов-вокалистов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности студентов-вокалистов будет более эффективным, если, опираясь на изучение их индивидуальных особенностей, глубокий теоретико-методологический анализ будет разработана комплексная система творческих, индивидуально-адресных занятий, направленных на активизацию личностной сферы студентов-вокалистов.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения отечественных философов о человеке, способном к саморазвитию, самореализации в субъект-субъектных отношениях (B.C. Библер, М.М. Бахтин), об объективной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев., А. Мас-

лоу), о диалектическом единстве теории и практики (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), о деятельностно-творческом подходе в образовании (В.В. Давыдов, Б.ДЗльконин); труды ученых, посвященные необходимости формирования структурных и сущностных преобразований в системе профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.В. Петровский, Г.П. Стулова, Д.К. Кирнарская).

Теоретическую основу исследования составили отечественные концепции: деятельностная (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), субъектно-деятельностная (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), индивидуальных различий (В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, Э.А Голубева), подчеркивающие ведущее значение целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений; исследования по актуальным вопросам теории и методики личностно ориентированного профессионального обучения И.А. Зимней, А.А. Бодалева, В.Д. Шадрикова, А.М.Столяренко, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, С.А. Изюмовой, А.Г. Казаковой; теоретико- методологические концепции вокального обучения Дж. Церлино, Л. Цаккони, Дж. Каччини, Дж. Манчини, П. Този, М. Гарсия, Ф. Ламперти, Э. Карузо, М.И. Глинки, А.Е. Варламова, К.М. Мазурина, В.Л.Прянишникова, СМ. Сонки, Л.В. Работнова, Д.Л. Аспелунда, В.А. Богадурова, И.И. Левидова, К. Эверарди, У. Мазетти, Е. Джи-ральдони.

Особое внимание уделялось педагогическим исследованиям в области теории и методики музыкального образования Г.М. Цыпина, О.Ф. Шульпякова, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, СИ. Савшинского, В.И. Муцмахера, Р.Н. Гржи-бовской, К.А. Мартинсена, В.И. Закутского, О.А. Блоха, Е.И. Максимова.

В соответствии с характером поставленных задач в программу исследования включен комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:

- теоретические методы исследования: анализ и синтез педагогической,
психологической, методической, искусствоведческой литературы, обобщение
методических материалов;

эмпирические методы исследования: наблюдение (косвенное и вклю
ченное); анкетирование студентов-вокалистов, профессиональных певцов, пе
дагогов вокала; сравнительный анализ профессиональной подготовки студен
тов-вокалистов в условиях современного вуза; эксперимент, направленный на
проверку эффективности авторской методики формирования личностных ка
честв студентов-вокалистов; статистические методы исследования (обработка и
обобщение экспериментальных данных).

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2005 по 2009 гг. в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (2005-2006 гг.) - организационно-подготовительный был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы. Осуществлялся теоретический анализ отечественной и зарубежной вокально-методической литературы в исторической ретроспективе. Изучалась специальная литература, посвященная проблемам развития профессионально-значимых качеств вокалиста, относящихся к интеллектуальной сфере (аналитичность, креативность, сосредоточенность), волевой сфере (целеустремленность, ответственность, настойчивость), эмоциональной сфере (эмоциональная активность, впечатлительность). В данный период были уточнены цели, задачи, гипотеза исследования, методическое направление исследования.

Второй этап (2006-2007 гг.) - констатирующий, в ходе которого осуществлялся анализ применяемых сегодня на практике педагогических приемов по учету, коррекции, формированию личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств. Нами было проведено анкетирование преподавателей вокала, студентов-вокалистов, профессиональных певцов. В исследовании приняли участие 190 человек. Это педагоги вокала, студенты-вокалисты Московского государственного университета культуры и искусств, Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, Московского педагогического государственного университета, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Среди респондентов были также профессиональные певцы Московского музыкального театра «Геликон-опера», Московского камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского, Санкт-Петербургской государственной филармонии.

В педагогическом эксперименте были задействованы 50 студентов-вокалистов Московского государственного университета культуры и искусств, Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполито-ва-Иванова. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, беседы, опроса, изучения передового опыта творческой работы со студентами-вокалистами во время индивидуальных занятий в классе, публичных выступлений. В данный период были определены критерии и показатели, направленные на выявление уровня развития личностных качеств студентов-вокалистов на всех базах исследования. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы педагогического эксперимента. На данном этапе проведен констатирующий этап эксперимента, на котором был определен исходный уровень развития интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, разработана экспериментальная методика формирования личностных качеств студентов-вокалистов.

Третий этап (2007-2008 гг.) — формирующий этап педагогического эксперимента, в процессе которого апробирована на практике разработанная нами экспериментальная методика формирования личностных качеств студентов-вокалистов. В ее основе лежала комплексная программа, объединяющая творческие задания, выполнение которых стимулировало и корректировало развитие интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств студентов-вокалистов в экспериментальной группе. Процесс развития осуществлялся в сопровожде-

ний творческих занятий, прослушиваний, показов, всестороннего анализа музыкально-исполнительской деятельности. Методика включала в себя оригинальный специальный курс «Психолого-педагогические особенности профессионального обучения певца» (М.В. Попова, 2009) и разработанное автором содержание индивидуальных занятий, основанное на учете особенностей личности и природных возможностей студентов-вокалистов. В ходе эксперимента были внедрены в учебный процесс экспериментальные приемы обучения, осуществлен сравнительный анализ эффективности методики обучения, проанализированы промежуточные и итоговые результаты психолого-педагогического эксперимента, характеризующие изменения уровней развития личностных качеств студентов-вокалистов экспериментальной и контрольной групп. На данном этапе использовались методы анализа и оценки полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования.

Четвертый этап (2008-2009 гг.) - заключительный, в ходе которого подведены итоги проведенного педагогического эксперимента, уточнены выводы исследования, обоснованы психолого-педагогические особенности совершенствования личностных качеств студентов-вокалистов, оформлены теоретические выводы и практические рекомендации. На основе результатов исследования подготовлена и внедрена в педагогическую практику учебная программа для вокальных отделений музыкальных вузов по специальности «Вокальное искусство», специализации «Академическое пение». Результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что - уточнены профессионально значимые «личностные качества студентов-вокалистов»: интеллектуальные (аналитичность, креативность, сосредоточенность), волевые (целеустремленность, ответственность, настойчивость), эмоциональные (эмоциональная активность, впечатлительность), теснейшим образом связанные с общей музыкальной и вокальной одаренностью;

определены психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств студентов-вокалистов, заключающиеся в специальном изучении комплекса индивидуальных особенностей, учете, коррекции личностных характеристик студентов в процессе постановки голоса, работы над музыкальным произведением, его восприятием, изучением и исполнением на публике;

на основе анализа современного учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личностных качеств студентов-вокалистов, определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности будущих вокалистов: а) анализ и учет специальных способностей и личностных качеств студентов-вокалистов в рамках специальных дисциплин; б) целенаправленная, дидактически продуманная работа над личностными качествами студентов-вокалистов в процессе индивидуальных занятий;

разработана авторская экспериментальная методика формирования личностных качеств студентов-вокалистов, включающая оригинальный специальный курс «Психолого-педагогические особенности профессионального обучения певца» и разработанные автором индивидуальные занятия. Практические

занятия специального курса и индивидуальные занятия состоят из системы творческих, индивидуальных коррекционно-развивающих заданий (всесторонний самостоятельный анализ студентами исполняемых произведений, анализ собственных мышечных ощущений, звуковых результатов во время занятий в классе и публичных выступлений, постановка и обязательное решение учебных и исполнительских задач, анализ потенциальных вокальных возможностей и планирование четко организованной работы для их максимального развития, эмоциональная инверсия, придумывание студентами собственных ассоциаций, мимическое выражение разных эмоциональных состояний, выражение голосом различных эмоций и др.), способствующих развитию интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности исходя из индивидуальных особенностей и природных возможностей студентов-вокалистов;

— доказана эффективность авторской методики, применение которой в реальном учебном процессе позволило развить интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества студентов-вокалистов. Экспериментальная работа над личностными качествами студентов-вокалистов способствовала также и оптимизации общей познавательной, музыкально-исполнительской деятельности будущих вокалистов.

Теоретическая значимость исследования. Исторически рассматривая и анализируя сущность и содержание проблемы формирования личностных качеств вокалистов, можно сделать следующий вывод: интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества студентов-вокалистов формируются в условиях активной познавательной деятельности, музыкальной практики, толкования музыкальных и художественных ценностей. Личностные качества развиваются в процессе различных видов музыкально-познавательной деятельности студентов-вокалистов, предполагающей восприятие музыки и ее исполнение. Основой экспериментальной методики исследования является комплексная программа, объединяющая творческие задания, направленные на развитие интеллектуальных качеств (аналитичность, сосредоточенность, креативность), волевых качеств (целеустремленность, ответственность, настойчивость), эмоциональных качеств (эмоциональная активность, впечатлительность); Такой подход наряду с активацией личностных качеств студентов-вокалистов позволяет активизировать их музыкально-исполнительскую деятельность, разнообразить ее творческими заданиями, что, в свою очередь, способствует комплексному развитию профессиональных возможностей будущих вокалистов. В результате проведенного исследования, исходя из комплексной программы, определилась система творческих, индивидуальных коррекционно-развивающих заданий. При этом отслеживалось, чтобы задания не дублировали друг друга и были согласованы по целям, задачам, содержанию, методам и средствам педагогического воздействия. Их эффективность проверялась как в ходе эксперимента, так и после его завершения путем проведения контрольной диагностики уровней развития личностных качеств студентов-вокалистов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе с дальнейшим сравнением полученных результатов. Экспериментальная методика формирования личностных качеств студентов-вокалистов включает оригинальный специальный курс «Психолого-

педагогические особенности профессионального певца» и индивидуальные занятия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная в диссертации методика формирования личностных качеств студентов-вокалистов, подразумевающая, наряду с традиционными методами обучения, специальную работу по учету, развитию, коррекции интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств студентов-вокалистов, способствует максимальному раскрытию вокальных способностей каждого ученика, расширяет спектр профессиональных возможностей будущего специалиста в области вокального искусства. Авторский специальный курс опубликован в качестве учебной программы (М.В. Попова, 2009). По разработанной в процессе исследования методике нами проведены практические и теоретические занятия в вузах культуры и искусств, что подтверждено актами о внедрении. Теоретические выводы и практические рекомендации диссертации нашли отражение в содержании дисциплин «Сольное пение» и «Вокальный ансамбль» Московского государственного университета культуры и искусств и Московского государственного педагогического университета, материалы диссертации используются также при чтении лекций и проведении практических занятий на кафедре психологической адаптации и профессионального развития Государственной классической академии имени Маймонида.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на педагогические и психологические основы профессионального образования; всесторонним анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта вокальной педагогики, в соответствии с которыми было организовано и проведено экспериментальное исследование, включающее три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; репрезентативностью экспериментальной и контрольной выборок, длительностью самого эксперимента и возможностью его повтора, а также применением как качественного, так и статистического видов анализа полученных результатов.

Апробация работы проходила в процессе собственной педагогической практики, а также в процессе экспериментальных исследований в Московском государственном университете культуры и искусств, Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. На основе материалов проведенного исследования осуществлялись доклады на Международных научно-практических конференциях «Роль комплексного изучения и учета личности ученика как необходимое условие в организации эффективного профессионального обучения» (Москва, 2008), «Индивидуально-личностный подход при формировании вокального мастерства в профессиональном обучении вокальному искусству» (Рязань, 2009), «Роль личностных качеств студентов в профессиональном обучении вокальному искусству» (Москва, 2010), «Особенности взаимосвязи специальных способностей и психологических характеристик личности в процессе профессионально-

го обучения вокальному искусству» (Москва, 2010), «Значение эмоциональных качеств личности в профессиональном обучении вокальному искусству» (Москва 2010).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Личностные качества вокалистов представляют собой сложный комплекс, среди которых интеллектуальные (аналитичность, сосредоточенность, креативность), волевые (целеустремленность, ответственность, настойчивость) и эмоциональные (эмоциональная активность, впечатлительность), дополняя друг друга, имеют особую профессиональную значимость, поскольку связаны с основными компонентами музыкальной и вокальной одаренности, и в значительной степени могут определять возможности будущей реализации личности в условиях самостоятельной созидательной деятельности.

  2. Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств студентов-вокалистов заключаются в специальном изучении, учете природных возможностей, коррекции и развитии личностных характеристик студентов в процессе профессиональной подготовки. Развитие личностных качеств вокалистов представляет собой динамический процесс, опирающийся на индивидуально-психологические особенности личности, зависящий от организации познавательной и исполнительской деятельности студентов-вокалистов.

  3. Результативность процесса формирования личностных качеств студентов-вокалистов достигается при соблюдении следующих педагогических условий: комплексного анализа и учета специальных способностей и личностных качеств студентов-вокалистов в рамках специальных дисциплин, разработки специальных групповых и индивидуальных занятий с педагогом, самостоятельных занятий студентов, направленных на формирование интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств студентов-вокалистов.

  4. Экспериментальная авторская методика формирования личностных качеств студентов - вокалистов, разработанная в исследовании, представляет собой комплексную программу, которая, в свою очередь, объединяет систему творческих заданий общих (оригинальный специальный курс) и индивидуальных, коррекционно-развивающих, оптимизирующих развитие интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности студентов-вокалистов.

  5. Эффективность экспериментальной методики подтверждена в реальном учебном процессе студентов-вокалистов. Применение методики в практике профессиональной подготовки студентов-вокалистов наряду с формированием личностных качеств способствовало также активизации самостоятельного творческого поиска студентов-вокалистов, более успешному преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения вокальному искусству.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертации на Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств