Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Булах Сергей Иванович

Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации
<
Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Булах Сергей Иванович. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Барнаул, 2002 198 c. РГБ ОД, 61:02-13/1811-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования нравственного сознания личности

1. Понятие и структура нравственного сознания личности в философской и психолого-педагогической литературе 21

2. Основные показатели и уровни сформированности нравственного сознания личности 47

ГЛАВА 2. Средства массовой информации в формировании нравственного сознания личности курсанта вуза МВД как педагогическая проблема

1 Средства массовой информации, участвующие в формировании нравственного сознания личности курсанта 67

2. Формы и методы, используемые средствами массовой информации в формировании нравственного сознания личности курсанта 90

ГЛАВА 3. Организация и технология формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД средствами массовой информации

1. Опыт моделирования процесса формирования нравственного сознания личности курсанта средствами массовой ин формации 112

2. Апробация результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственного сознания личности курсанта средствами массовой информации 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 167

ПРИЛОЖЕНИЯ , 182

Введение к работе

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, обострила многие нравственные проблемы, поставила их в разряд первоочередных наряду с вопросами экономического, социального, политического, культурного характера.

Ни для кого не секрет, что сегодня мораль нашего общества переживает жестокий и затянувшийся кризис. В реальной жизни наблюдается девальвация нравственных ценностей и смена системы ценностей в целом, снижение регулирующей функции моральных норм и рост преступности (особенно в молодежной среде), утрата подлинно нравственного смысла многих понятий (достоинство, честь, благородство, доброта, милосердие, долг, ответственность и др.) и отсутствие четких нравственных позиций в повседневных отношениях людей. Эти явления не без основания позволяют говорить о нарастании бездуховности, постепенной нравственной деградации общества.

Процесс нравственного упадка, прогрессирующий в нашем обществе, закономерно коснулся также системы правоохранительных органов в целом и Министерства внутренних дел в частности. Являясь силовой структурой, призванной служить защите законных прав и свобод граждан страны, МВД как никакое другое ведомство должно руководствоваться моральными нормами и устоями российского общества. Однако пренебрежительное отношение к законам, бездуховность, черствость и равнодушие к людям все чаще проявляются со стороны сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и вызывают оправданные нарекания граждан.

О том, что нравственная ситуация в этой области действительно сложна, кроме всего прочего, свидетельствует целый ряд объективных данных, то есть то, что можно назвать моральной статистикой.

В последние годы наметилась негативная тенденция - из общего числа уволенных сотрудников ОВД ежегодно около 11% освобождаются от должностей по отрицательным мотивам. Снижается уровень морально-психологической устойчивости личного состава ОВД, что проявляется в первую очередь в увеличении числа нарушений дисциплины и законности, совершении сотрудниками преступлений. За 9 месяцев 1998 года количество нарушений дисциплины составило 118,5 тыс., а число сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушения

законности и преступления за 11 месяцев того же года достигло 11,6 тыс. (+ 27,3 %), из них около 3,2 тыс. - к уголовной [154].

Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, призванные охранять и защищать законные интересы и права граждан нашего общества, в результате ряда причин, и в том числе низких моральных качеств, все чаще сами оказываются в роли нарушителей законности и правопорядка. Данные факты свидетельствует о слабой воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел, о-разрыве поведения сотрудников с их правовыми, моральными знаниями в результате не-сформированности прежде всего их нравственного сознания.

Во многом данная ситуация стала возможной благодаря тем нравственным знаниям, установкам и опыту, которые получили сотрудники ОВД в подростковом и юношеском возрасте, во время обучения в школе и высших учебных заведениях, в том числе - в вузах системы МВД России. Недоработки нравственного воспитания, полученного при обучении в вузе, несформированность нравственного сознания бывших курсантов (студентов) зачастую приводят сотрудников правоохранительных органов к взяточничеству, коррупции, совершению уголовных преступлений и пр.

Несмотря на то, что проблема воспитания и подготовки кадров для органов внутренних дел признается сегодня одной из приоритетных в деятельности учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации [36; 54; 149; 150; 151; 170; 188; 213 и др.] система высшего образования МВД, являясь отражением сложившихся в современном обществе моральных отношений, не смогла избежать многих нравственных пороков, присущих обществу в целом.

Статистика показывает [129, С.6], что в 1998 г. из образовательных учреждений МВД России по отрицательным мотивам отчислен 371 курсант / слушатель (всего отчислено 1794 человека), что составляет 20,6 % от общего числа отчисленных. В 1999 г. эта цифра составила 400 курсантов и слушателей (всего отчислено 1934 человека) - 20,6 %. В 2000 г. - 373 курсанта и слушателя (всего отчислено 1940 человек) - 19,2 %. Настораживает и такой факт: на протяжении 1998 -1999 гг. отчисление переменного состава по отрицательным мотивам стабильно держалось на 3-м месте, после академической неуспеваемости и увольнения по собственному желанию (всего отмечено 6 причин), в 2000 г., несмотря на некото-

рое уменьшение общего числа отчисленных по отрицательным мотивам, данный показатель уже на 2-м месте, опередив, таким образом, академическую неуспеваемость (Приложение 1). Практика свидетельствует, что в основном отчисление курсантов и слушателей по отрицательным мотивам происходит из-за низкого уровня сформированности их нравственного сознания, что в свою очередь негативно отражается на поступках и действиях последних.

Динамика отчисления курсантов и слушателей из образовательных учреждений МВД России в 1998-2000 гг. [129, С.6] показывает, что, как правило, кризисным периодом учебы в вузах системы МВД РФ является 1-й год обучения, на котором зарегистрировано наибольшее количество отчисленных - 1980 человек (34,9 % от общего числа отчисленных). 2-й год обучения также имеет высокий процент отчисленных - 1844 человека (32,5 % от общего числа отчисленных за 1998-2000 гг.), на 3-м году обучения отчислено 1144 человека (20,2 % от общего числа отчисленных за 1998-2000 гг.), на 4-м - 641 человек (11,3 % от общего числа отчисленных за 1998-2000 гг.) и на 5-м году обучения - 59 (1 % от общего числа отчисленных за 1998-2000 гг,). Данные цифры наглядно представлены в Приложении 2.

Между тем статистика показывает, что воспитательная работа с личным составом как направление научных исследований [152], проводимых в вузах системы МВД России в период с 1995 по 2000 гг., пока еще не получило приоритетного направления и занимает лишь 8-е место среди прочих научных направлений, составляя 5,16 % от общего числа проведенных научных исследований (Приложение 3). Также сравнительно не велико и число защищенных в вузах МВД России за 1996 - 1-е полугодие 2000 г. кандидатских и докторских диссертаций по проблемам воспитательной работы, которое составляет соответственно 4 % (8-е место среди прочих направлений научных исследований в вузах системы МВД РФ) и 4,4 % (7-е место среди прочих направлений научных исследований в вузах системы МВД РФ) от общего числа защищенных диссертаций [171, С. 20].

Очевидно, что традиционных форм и методов воспитания (в том числе нравственного воспитания) сотрудников органов внутренних дел сегодня ока-

б зывается недостаточно. Этот факт признается и самим руководством МВД России [188, С. 32].

Министерство ищет новые пути и способы воспитательной работы с личным составом. С этой целью в августе 1996 года подписано Соглашение о сотрудничестве между МВД и Русской Православной церковью, что послужило налаживанию духовных, нравственных связей и просвещению сотрудников ОВД на местах [205].

Анализ практики воспитательной работы в учебных заведениях МВД России показывает, что воспитание курсантов не носит пока комплексного характера - различные виды воспитательной деятельности не всегда координируются и часто функционируют как "параллельные ряды", переплетаясь стихийно, они ослабляют силу и эффективность воспитательных воздействий на сознание, чувства и поведение курсантов. Случается, что содержание и характер одних видов деятельности вступает в противоречие с другими элементами воспитательной деятельности как целостной системы.

Так, концентрация внимания исследователей на поиске путей усиления воспитывающего влияния обучения оставляет вне поля зрения возможности процесса воспитания курсантов во внеаудиторной работе педагогических коллективов учебных заведений МВД. Это приводит к тому, что воспитательный потенциал внеаудиторной работы факультетов и кафедр раскрыт пока недостаточно и еще слабо используется в практике воспитательной работы учебных заведений МВД.

Изучение практики работы вузов МВД показывает, что сложная внутренняя структура того или иного качества личности, взаимосвязь и взаимообусловленность всех качественных характеристик личности, их целеустремленность, предполагает при их развитии разнообразную целенаправленную организацию всех сфер деятельности курсантов: учения, несения службы, досуга, просмотра телепередач и пр. Это обуславливает организацию такого подхода, который обеспечивал последовательность и непрерывность воспитательного процесса, взаимосвязь всех его сторон. Таким требованием к воспитанию курсантов в современных условиях отвечает комплексный подход - в этом случае возможно создание условий

по развитию личности каждого курсанта в отдельности и коллектива в целом на протяжении всего рабочего дня - от подъема до отбоя,

Одной из форм такой работы является целенаправленная деятельность педагогов и воспитателей во внеаудиторное время. Средства нравственного воспитания в этом случае могут быть различны. Одним из таковых являются средства массовой информации, о которых педагоги зачастую забывают вследствие их доступности и отношению к ним прежде всего как к развлечению.

Между тем, возникнув с целью удовлетворения познавательных интересов людей, передачи информации, сообщения определенных знаний и в качестве развлечений, средства массовой информации приобрели в наши дни огромную воспитательную силу.

В отличие от системы образования, воспитательной работы, средства массовой информации являются "неконтактными" информационными средствами, в которых взаимоотношения источника информации и аудитории опосредованы техническими средствами - печатными, звуковыми, видео и т.д. Информация адресуется одновременно массе индивидов и каждому из них в отдельности, в определенной степени носит анонимный, безличностный характер и содержит те общие знания, установки, нормы и образцы, которые необходимы для нормального функционирования любому человеку независимо от его социальной, профессиональной, демографической и иной принадлежности.

Средства массовой информации, под влиянием которых находится, развивается и формируется личность курсанта вуза МВД, их систематическое и целенаправленное использование воспитателями имеют важное педагогическое значение в работе по нравственному воспитанию будущих сотрудников ОВД.

Проблема воспитания учащихся с помощью СМИ начинает интересовать ученых в 20-30 гг. прошлого столетия и находит свое отражение в целом ряде социологических, психологических и педагогических исследований, касающихся: детского восприятия кино, его воздействия на детей, мотивов посещения кино, состава киноаудитории (A.M. Гельмонт, Н.А. Лебедев, П.И. Люблинский, В.К. Правдолюбов, В.Б. Шкловский и др.); роли и места кинематографа в формировании личности школьника, исследований кино как средства нравственно-эстетического воспитания (О.А. Баранов, А. Вахеметса, И.С. Левшина,

Л.Р. Кабо, Л.Н. Коган, А.С. Строева и др.); исследований радио, как среды, влияющей на формирование личности учащихся, вопросов использования радиовещания в учебно-воспитательном процессе (В.В. Лизанчук, А.А. Меньшикова, Д.И. Полторак, Л.П. Прессман, В.И. Саперов и др.).

Работы философов, педагогов, психологов, социологов, искусствоведов подробно исследовали пути целенаправленного исследования телевидения как средства воспитательного воздействия на детей и подростков. Ученые отмечали, что существует определенное взаимовлияние кино и телевидения на некоторые аудитории. Сложность проблемы требовала системного подхода, изучения коммуникативного поведения человека, мотивов обращения к кино и телевидению [14, С. 78].

По данным отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Зазноби-на, ИХ. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Г. Харчев и др.), учащаяся молодежь большую часть своего свободного времени проводит у экрана телевизора, который внес определенные изменения в структуру досуга современного человека.

Сегодня наукой доказано, что телевидение - это средство, дающее возможность расширить внеаудиторную воспитательную работу, гражданское, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Кино по-прежнему продолжает оставаться важным инструментом влияния на молодежь, не смотря на то, что кинотеатр в большинстве случаев заменился на домашний теле - и видео просмотр художественных и документальных фильмов.

Пройдя определенный путь своего развития, пресса, радио, кино и телевидение существенно расширили возможности влияния на формирование личности. С развитием науки и техники к перечисленным СМИ добавилась его новая разновидность - Интернет. Все они являются вспомогательными средствами в обучении и занимают определенное место в системе воспитывающих влияний, воздействующих на развитие личности учащегося.

В условиях вузов МВД России воспитательные возможности средств массовой информации практически не используются, а проводимые на курсах политинформации ориентируют курсантов сугубо в событийной и политической жизни страны. Заместитель начальника ГУКиКП МВД РФ А. Прощин отмечает, что пропаганда и общественно-государственная подготовка нуждаются в серьезной активизации [170, С. 35].

Использование средств массовой информации в практике формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД предполагает учет и использование в воспитательном процессе как целенаправленного, так и стихий-

* ного воздействия общества на моральное становление личности курсанта, по
скольку "оба процесса, оказывающие формирующее воздействие на нравствен
ное сознание человека, осуществляются одновременно и взаимовлияют друг на
друга" [223, С. 34].

Формирование нравственного сознания учащихся как системы нравственных представлений и понятий, посредством которой регулируется нравственная деятельность, признается одной из важнейших проблем в теории и практике нравственного воспитания.

Целенаправленная работа по формированию нравственного сознания индивида приобретает особо важное значение начиная с периода достижения им совершеннолетия, периода становления человека как личности. Старший юношеский или студенческий (курсантский) возраст (18-25 лет) выделен как спе-

* циальный объект психолого-педагогических исследований сравнительно не
давно. Данный период в жизни человека как любая другая стадия жизненного
цикла имеет свою специфику. Еще К.Д. Ушинский считал период от 16 до 22-
23 лет "самым решительным", указывая, что именно здесь определяется на
правление в образе мыслей человека и в его характере" [209]. По мнению Б.Г.
Ананьева "преобразование мотиваций, всей системы ценностных ориентации, с
одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи
с профориентацией, с другой - выделяют этот возраст в качестве центрального
периода становления характера и интеллекта" [5, С. 123]. Огромное значение
старшего юношеского возраста для становления личности отмечает В. Шубкин.
"Возраст от 17 до 25 назвал бы судьбоносным периодом в жизни человека. Ин
тенсивные поиски призвания, выбор профессии, переход от книжных романти
ческих представлений к столкновению с реальными институтами, профессио
нальное самоопределение, трудоустройство, любовь, становление семьи. Все
это связано с такой остротой эмоциональных переживаний, с таким количест
вом решений, которые нужно принять в кратчайший период и которые в ог
ромной мере определяют судьбу человека, что в другие жизненные циклы, по-

жалуй, никогда не повторяются" [235, С.96]. Старший юношеский возраст представляет собой период наиболее интенсивного созревания личности. Именно на этот период приходится достижение стабильности большинства психических функций. Поэтому задачу изучения личности юношеского возраста большинство специалистов считают центральной [6; 71; 85; 12]; 122; 157; 158; 163; 174; 186; 211].

Подготовка курсанта к работе в органах внутренних дел, к вхождению в жизнь в качестве труженика и гражданина включает в себя целый ряд компонентов. Среди них важнейшее место принадлежит овладению глубокими и прочными знаниями (прежде всего юридических наук), практическими умениями и навыками, формированию научного мировоззрения, физическому и эстетическому развитию. Однако в разрешении конкретных проблем, возникающих в связи с осуществлением служебной деятельности, учебой, выбором жизненных ценностей, образа жизни личности курсанта, ведущая роль принадлежит ее нравственному сознанию как совокупности усвоенных личностью моральных понятий, принципов, сформированных на их основе нравственных взглядов, убеждений, позволяющих будущему сотруднику органов внутренних дел сознательно и творчески следовать общественным требованиям, свободно и самостоятельно осуществлять выбор линии и способов поведения в соответствии с принятой Присягой, Кодексом чести рудового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел и нравственно должным,

Предпосылки построения необходимой педагогам целостной теории формирования нравственного сознания личности в школьном и студенческом возрасте создаются развитием всего комплекса наук о человеке.

Фундаментальные исходные положения методологии исследования этой проблемы содержатся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. На основе диалектического и исторического материализма в работах отечественных философов достаточно полно освещены общие теоретические вопросы взаимосвязи процессов формирования общественного и индивидуального сознания, раскрыта роль в этих процессах общественного и индивидуального бытия, микросреды человека, раскрыты факторы, формирующие сознание личности, жизненные ценности индивида (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, В.В. Журавлев, В.Ж.

1] Келле, Т.Я. Нестеренко, А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, В.Н. Филиппов и др.).

Специальному исследованию структуры и выявлению закономерностей функционирования морали посвящены работы Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, Н.Н. Крутова, О.Н. Круговой, В. Момова (Болгария), А.И. Тита-ренко, А.Г. Харчева и др. Структурные особенности нравственного сознания рассматриваются в работах О.Г. Дробницкого "Понятие морали", "Проблемы нравственности" и А.И. Титаренко "Структуры нравственного сознания". Разработкой проблемы формирования нравственного сознания занимались Р.Д.-К. Азимова, Л.М. Архангельский, В.И. Бакштановский, А.А. Гусейнов, А.Н. Леонтьев, В.М. Соколов и др.

Всестороннему изучению сознания содействовали исследования психологов, которые значительно обогатили научные представления о развитии сознания человека, особенностях его функционирования и проявления в детском и подростковом возрасте. Работы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна по общей психологии, Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, Л. Кольберга, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона по детской и педагогической психологии широко используются педагогами в проводимых исследованиях.

Начиная с 50-60-х годов проблема изучения нравственного сознания учащихся вызывает в педагогике огромный интерес и рассматривается как важнейшая задача воспитания. Она находит свое отражение в работах Н.И. Болдырева, Д.И. Водзинского, Л.А. Высотиной, Н.К. Гончарова, Д.М. Гришина, И.М. Красно-баева, Е.В. Ковтуновой, Т.Е. Конниковой, О.И. Руты, И.Ф. Свадковского, В.А. Су-хомлинского и др. В 70-80-е годы проблема формирования нравственного сознания личности выделяется в педагогике в самостоятельный объект исследования.

Анализ диссертационных работ показывает, что наибольший интерес к проблеме формирования нравственного сознания личности проявляют философы: Т.Г. Аболина, Р.Д.-К. Азимова, И.М. Бормотова, С. Грушевская, К.Л. Ерофеева, М.Ю. Иванов, Е.Л. Иголь, С.Л. Калинников, И.Н. Кудинов, СИ. Рагимо-ва, М.В. Ротарь, Н.А. Темнюк, Л.И. Федотова и др., хотя со стороны педагогов проделана немалая исследовательская работа по уточнению и изучению неко-

торых положений проблемы: Д.И. Бородин, Л.М. Истлентьева, Т.И. Когачев-ская, А.Ш. Ногинская, В.И. Петрова и др.

Анализ психолого-педагогической, философской и специальной литературы, а также диссертационных исследований показывает, что применительно к курсантам вузов МВД России изучение нравственного сознания, особенностей и специфики его формирования не проводилось. В научной литературе не опубликовано ни одной фундаментальной разработки по указанной проблематике, хотя вопросы воспитания личности курсанта, ее нравственных качеств и характеристик получили достаточно серьезное освещение [64; 81; 109; 110; 131; 182; 183; 211; 229; 245].

Следует отметить в этой связи, что в военной педагогике исследователи обратились к проблеме формирования нравственного сознания военнослужащих около 20 лет назад, что способствовало созданию более дисциплинированного и морально выдержанного личного состава, носителя лучших традиций российского офицерства. [4; 19; 108; 164; 192; 198]. Наша работа по изучению формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации является многоаспектным исследованием в этой области, попыткой поиска новых форм и методов воспитательной работы с курсантами вузов системы МВД РФ, призванной устранить наметившееся противоречие между необходимостью формирования нравственного сознания курсантов вуза МВД России и недостаточной разработанностью технологии его формирования средствами массовой информации. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации.

Целью исследования явилась разработка технологии формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации.

Объект исследования составил процесс формирования нравственного сознания личности курсанта в образовательной деятельности.

Предметом исследования являются средства массовой информации, детерминирующие формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы формирования нравственного сознания личности курсанта в теории и практике нравственного воспитания,

  2. Дать характеристику особенностей нравственного сознания курсанта вуза МВД России.

  3. Выявить роль средств массовой информации в процессе формирования нравственного сознания личности курсанта.

  4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия оптимизации процесса формирования нравственного сознания курсантов средствами массовой информации.

  5. Выявить уровни сформированности нравственного сознания личности курсанта.

  6. Опираясь на результаты исследования, разработать рекомендации по формированию нравственного сознания курсантов средствами массовой информации, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса учебного заведения МВД РФ.

Гипотеза исследования строилась на предположении, что эффективность формирования нравственного сознания личности курсанта зависит от целенаправленного использования средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе вуза МВД во внеаудиторное время. При этом успешное формирование нравственного сознания личности курсанта обеспечивается созданием целостной технологии, включающей: комплексный подход к воспитанию молодых сотрудников ОВД; разработку и проведение занятий спецкурса, их программно-методическое обеспечение; систематическое использование продукции СМИ на основе их координации; педагогическое руководство процессом формирования нравственного сознания.

Методологическую основу исследования составили:

)4

7.на_общенаучном уровне: положения о человеке как о сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям, о деятельностном и личностном подходе к процессу формирования профессионала, о диалектике превращения научного знания в фактор преобразования действительности (Б.Г. Ананьев, Л,И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.И. Ленин, К. Маркс, К.К. Платонов, С,Л. Рубинштейн, Ф. Энгельс и др.); системный подход (В.М. Короткое, Г.С. Костюк, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.);

частнонаучную методологическую базу исследования составили концепции философской, педагогической и психологической наук о природе нравственного сознания учащихся (Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, Н.Н. Кругова, В. Момов, А.И. Титаренко, А.Г. Харчев и др.), принцип диалектического единства общего, особенного и единичного, соотношения общественного и индивидуального в нравственном сознании (Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, В.В. Журавлев, В.Ж. Келле, Т.Я. Нестеренко, А.Г. Спиркин, А.К. Уледов и др.); концепция структурных особенностей развития нравственного сознания личности (Р.Д.-К. Азимова, Л.М. Архангельский, В.И. Бакштановский, А.А. Гусейнов, Н.Н. Кругов, О.Н. Кругова, А.Н. Леонтьев, В.М. Соколов, А.И. Титаренко и др.); концепция многоуровневого развития нравственного сознания индивида (Л.М. Архангельский, Е,М. Бабосов, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, Л. Кольбер г, Е.Р. Мкртчян, Н.Ф. Наумова и др.).

специальные исследования: обучения и воспитания курсантов и слушателей учебных заведений МВД России (А.Л. Денисова, М.Б. Иванова, А.В. Пище-лко, А.Д. Кузнецова, И.О. Кулиев, Н.А. Миджанов, Б.А. Федулов и др.); положения о специфике нравственного сознания военнослужащих (В.Л. Басов, Д.А. Вол-когонов, И.Н. Кудинов, М.Г. Поливара, Г.В. Средин, Н.А. Темнюк и др.).

Методы исследования:

1. Философские: восхождение от абстрактного к конкретному (от общей теории к конкретному практическому применению), метод философского анализа и синтеза, структурно-организационный подход.

  1. Общенаучные: качественные (содержательные) методы, качественно-количественные (содержательно-формализованные) методы.

  2. Конкретно-научные: эмпирические методы (эксперимент, описание, наблюдение, анкетирование, опрос), методы систематизации и математической обработки эмпирических данных.

Реализация задач исследования и проверка ее гипотезы осуществлялась с 1997 по 2002 гг. в четыре этапа.

Первый этап (1997 - 1998 гг.) - подготовительный: в ходе анализа научных источников и опыта работы вузов МВД России выявлено состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; осмыслены методологические и теоретические основы исследования; определены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, система теоретических положений.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) - поисково-экспериментальный - предусматривал: уточнение теоретических положений, сформулированных на первом этапе; поиск и отбор оптимальных форм, методов и педагогических условий формирования нравственного сознания курсантов посредством СМИ; срез исходного уровня нравственного сознания курсантов 1-го года обучения; разработку спецкурса "Мораль и СМИ"; выявление наиболее значимых каналов получения информации, средств массовой коммуникации, лидеров-ретрансляторов.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) - формирующий, в ходе которого разработано содержание и организация учебно-воспитательного процесса с учетом внеаудиторного времени; разработана методика эксперимента посредством организации спецкурса "Мораль и СМИ"; проведен формирующий эксперимент; определены условия эффективности формирования нравственного сознания курсантов средствами массовой информации; произведен конечный срез уровня сформированное нравственного сознания курсантов.

Четвертый этап (2001 - 2002 гг.) - обобщающий: проведен качественный и количественный анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной про-

16 верки; сформулированы основные выводы и рекомендации, нашедшие воплощение в диссертационном оформлении работы.

Опытно-экспериментальная база исследования

Исследование проводилось в Барнаульском юридическим институте МВД России. В ходе работы изучено и проанализировано свыше 200 философских, социологических, педагогических и психологических научных публикаций, более 100 документов-планов работы руководящего состава курсов, отделения по работе с личным составом отдела кадров, отделения психологического обеспечения учебного процесса отдела кадров Барнаульского юридического института МВД РФ, отчетных материалов по воспитательной работе и психологическому сопровождению курсантов, отзывов на выпускников вуза.

Проанализировано более 30 плановых учебных занятий по общественно-государственной подготовке, изучен опыт работы 36 кураторов учебных групп, проведено 93 групповых и 38 индивидуальных занятий спецкурса, 69 индивидуальных бесед с курсовыми офицерами, преподавателями, представителями воспитательного аппарата, сотрудниками ГУВД Алтайского края, курсантами и слушателями вуза. Отобраны средства массовой информации, их рубрики, программы, фильмы и сайты, поднимающие нравственные проблемы общества. В ходе исследования экспериментальной работой было охвачено более 400 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - проведено всестороннее исследование проблемы формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации;

раскрыт характер изменений и тенденций формирования нравственного сознания курсантов вуза МВД средствами массовой информации;

проведен анализ типологических черт самого содержания нравственного сознания курсантов с учетом новых подходов к функционированию средств массовой информации в современных условиях;

выявлены педагогические условия, обеспечивающие механизм формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации;

осуществлено экспериментальное формирование нравственного сознания курсантов вуза МВД России с помощью средств массовой информации;

- выявлены воспитательные возможности ресурсов сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлен

комплексный подход к осмыслению сущности понятия нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России; его результаты обогащают теоретический фонд современного педагогического знания в аспекте совершенствования учебно-воспитательного процесса вузов МВД с помощью целенаправленного использования СМИ; получили дальнейшую разработку теоретические основы нравственного воспитания будущих сотрудников ОВД средствами массовой информации.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее выводы и рекомендации являются одним из направлений совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях МВД РФ. Они позволяют стабилизировать негативные тенденции дисциплинарной практики образовательных учреждений МВД и, следовательно, подразделений ОВД на местах. Исследование вооружает профессорско-преподавательский состав (воспитателей) знаниями о том, что такое нравственное сознание курсанта вуза МВД, как оно осуществляется (его технология, педагогические условия, общая логическая структура), каковы уровни его сформированности, условия и пути оптимизации средствами массовой информации.

Разработанные в диссертации рекомендации направлены на повышение качества и эффективности воспитания и решения служебных задач, укрепление служебной дисциплины и законности.

Кроме того, представленная в диссертации характеристика нравственного сознания курсантов вуза МВД России может служить методологической основой для дальнейшего изучения этого сложного образования.

Достоверность и обоснованность полученных научно-

экспериментальным путем результатов обеспечивается использованием методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования; достаточно большим количеством изученных разноаспектных литературных источников по проблеме; научно обоснованным подходом к организации опытно-экспериментальной работы; комплексным характером методики исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нравственное сознание личности курсанта вуза МВД России - это добровольное и свободное выполнение требований служебного долга на основе отражения и усвоения личностью принципов нравственности, норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу и к обществу, и выработка на их базе системы моральных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве личностных критериев нравственно-волевой оценки, самооценки и механизмов саморегуляции поведения.

  2. Специфика нравственного сознания курсанта вуза МВД России обусловлена сложной диалектикой общего и особенного. С одной стороны, курсант как гражданин общества в процессе развития, социализации формирует в своем сознании представления, знания, чувства, убеждения, связанные с его отношением к обществу, к людям. С другой - на особенности функционирования и развития его нравственного сознания накладывают отпечаток факторы, обусловленные социальным характером и предназначением органов внутренних дел, содержанием требований служебного долга, Присяги, уставов, Кодекса чести рядового и начальствующего состава, укладом курсантской жизнедеятельности и закрытости вузов системы МВД, отношениями внутри курсантского коллектива.

Структурными элементами нравственного сознания личности курсанта являются нравственные установки и знания, нравственные взгляды, чувства, мнения, суждения, оценки, понятия, представления и идеалы, нравственные убеждения, нравственные привычки и предрассудки, ценностные ориентации, моральные нормы (нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы) и волевой компонент.

  1. Диагностика сформированности нравственного сознания курсантов вуза МВД возможна на 3 уровнях: донравственном, конвенционном и автономном, включающих 6 стадий развития личности.

  2. Целенаправленное использование в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России средств массовой информации способствует формированию нравственного сознания личности курсанта. Технология данного процесса предполагает реализацию следующих педагогических условий: комплексного подхода к организации воспитательной работы, внеучебной педагогической деятельности, организации спецкурса "Мораль и СМИ", использование индивидуально-групповых форм проведения занятий, привлечение к организации подобной работы опытных педагогов (кураторов учебных групп), включение курсантов в деятельность средств массовой информации.

Формирующее воздействие средств массовой информации на нравственное сознание личности курсанта осуществляется первоначально на чувственно-эмоциональном уровне сознания в виде различных установок, затем закрепляется на рациональном уровне и таким образом предвосхищает нравственные действия и поступки человека, придавая им осознанно-целенаправленный характер.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях.

Ряд положений диссертации докладывались и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи" (Барнаул, 2000); межвузовских и региональных научных и научно-практических конференциях, в том числе системы МВД России: "Молодежь - Барнаулу" (Барнаул, 2000 - 2001), "Актуальные проблемы совершенствования деятельности ОВД в современных условиях" (Барнаул, 2000).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Барнаульского и Сибирского юридических институтов, Омской академии МВД России. Основные практические положения исследования отражены в методических рекомендациях: "Использование средств

массовой информации в практике формирования нравственного сознания курсантов и слушателей вузов МВД России" и рабочей программе занятий "Мораль и СМИ".

Структура и содержание диссертационного исследования определены его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Понятие и структура нравственного сознания личности в философской и психолого-педагогической литературе

Формирование нравственного сознания молодежи как системы нравственных представлений и понятий, посредством которых регулируется нравственная деятельность, признается одной из важнейших проблем в современной теории и практике нравственного воспитания.

Как правило, когда сознание оказывается в фокусе внимания исследователей, принадлежащих к тем областям знаний, которые носят пограничный характер, либо представляют собой сравнительно недавно отпочковавшееся от базовой науки самостоятельное направление, они, вынужденные переосмысливать существующие методологические аксиомы, сталкиваются с тем, "что понятие "сознание" в разных гуманитарных науках имеет несколько различный смысл, в зависимости от понятийного тезауруса, в котором оно используется" [159, С. 4].

Вместе с тем базовыми для всех гуманитарных наук являются известные формулы:

-"сознание ... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием ..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни" [128, С. 25].

-" сознание вообще отражает бытие - это общее положение всего материализма. Не видеть его прямой и неразрывной связи с положением исторического материализма: общественное сознание отражает общественное бытие -невозможно" [127, С. 343].

Нравственное сознание, являясь одной из форм общественного сознания, характеризуется и как особое, специфическое отражение субъектом всей его реальной жизнедеятельности, фиксирующее сложившиеся в обществе нравственные отно шения. Нравственное сознание является сложным образованием, в котором следует вычленить общественную и индивидуальную формы его проявления.

Одной из распространенных ошибок при рассмотрении этих понятий оказывается непонимание того, что понятие общественного сознания является предельно широкой философской абстракцией. Так же как при решении основного вопроса философии понятия материи и сознания охватывают собой всю совокупность реально существующих явлений мира, точно так же и понятие общественного сознания оказывается предельно широкой категорией, охватывающей весь комплекс идеологических явлений общества, гносеологически противопоставленных бытию. Этот первый и обязательный смысл понятия общественного сознания является специфической особенностью человеческого сознания вообще, которое по замечанию К. Маркса " с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди" [128, С. 29]. Поэтому индивидуальное сознание в своем основном философском смысле генетически является сознанием общественным; оно не может быть рассматриваемо как результат усилий одного человека и обобщения его единичного опыта, оно в полном смысле общественный продукт и с точки зрения обобщаемого опыта многих поколений и как результат интеллектуальных усилий многих миллионов, живущих в условиях социального объединения.

Вместе с тем, общественное сознание знает лишь одну форму своего конкретного существования. Вопреки идеалистическим конструкциям типа: божественное провидение, мировой разум или абсолютный дух - материалистическая теория признает лишь одну реальную форму существования общественного сознания - индивидуальное сознание конкретных людей, живущих в обществе.

Любой набор правил и норм поведения становится общественным сознанием лишь трансформируясь в индивидуальное сознание каждого члена общества. В этом случае степень распространения норм и правил в сознании людей определяет насколько данная система моральных предписаний действительно стала общественной формой сознания.

Индивидуальное и общественное в нравственном сознании с самого начала выступают как две стороны, существующие и утверждающие себя одна посредством другой. Нравственное сознание драматично по своей сущности. При всем различии, даже взаимоисключении нравственных правил и предписаний, единственный способ обнаружения нравственного сознания - это диалектическое единство и противоречие между индивидуальным и общественным в любой форме его проявления.

Основные методологические положения теории классиков марксизма о происхождении и сущности сознания, об источниках его формирования, о диалектической связи индивидуального сознания с общественным бытием и общественным сознанием, о конкретно-исторической и классовой природе морали легли в основу исследований сознания человека (в т.ч. и нравственного) отечественными учеными Работы философов С.Ф. Анисимова, Л.И. Буевой, В.В. Журавлева, В.Ж. Келле, Т.Я. Нестеренко, А.Г. Спиркина, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова, В.Н. Филиппова и др. продолжили изучение сущности сознания как высшей и качественно своеобразной ступени развития человеческой психики, ее обусловленности общественными отношениями и природными факторами, в том числе и наследственными. Указывалось, что отражение реальной действительности происходит в форме чувствительных и умственных образов, предвосхищающих действия человека. Во внутреннем плане сознание находит свое выражение в виде представлений и понятий, мыслей, идей, идеалов и других духовных феноменов, которые образуют его содержание.

Средства массовой информации, участвующие в формировании нравственного сознания личности курсанта

Процесс формирования нравственного сознания личности является сложным системно-структурным образованием, функционирующим на нескольких уровнях:

-на уровне воздействия общественного бытия и общественного сознания на личность и ее индивидуальное нравственное сознание;

-на уровне организованного учебно-воспитательного процесса;

-на уровне собственного нравственного опыта личности, её нравственного самовоспитания [32, С. 15].

В условиях социального и научно-технического прогресса возникает новая система социализирующих личность и формирующих её нравственное сознание факторов. В процессе формирования нравственного сознания курсантов участвуют механизмы социальные, психологические и педагогические, и успешность педагогического руководства этим процессом зависит от того, насколько профессорско-преподавательскому составу вуза МВД (воспитателям) удается установить взаимосвязи между ними, "включить" действие социальных и психологических механизмов в организованный процесс воспитания.

Наиболее существенные для формирования нравственного сознания направления воздействия научно-технического прогресса на личность курсанта состоит в следующем:

-фундаментальные научные открытия, социальные преобразования, свидетелями которых являются курсанты вузов МВД, наполняют новым, высоким

содержанием традиционные морально-эстетические проблемы молодежи: про блему самоопределения, смысла жизни, идеала, нравственного самосовершенствования, взаимосвязи поколений и т.п.

-развитие нравственных отношений, повышение роли моральных факторов в жизни современного общества актуализируют моральные возможности учащихся;

-изменение содержания обучения, углубление его научности, усиление мировоззренческого характера преподаваемых знаний, ставит курсантов перед необходимостью овладения сложными нравственными понятиями, моральными категориями и тем самым создает необходимые идейные предпосылки для усвоения общественного нравственного опыта;

-средства массовой информации расширяют морально-этический кругозор курсанта, значительно повышают уровень его информированности, вводят в круг актуальных морально-политических и этических проблем современности:

-в связи с научно-техническим прогрессом перед курсантами вузов МВД с особой остротой встает проблема всестороннего развития, формирования моральных способностей в сочетании с творческой индивидуальностью как необходимого условия, обеспечивающего успешное вхождение молодого сотрудника органов внутренних дел по выходу из стен учебного заведения в жизнь современного общества.

Таким образом, вследствие усиливающегося воздействия объективных социальных процессов на духовную жизнь курсантов закономерно возрастают их возможности в овладении об ще культурным и нравственным опытом старших поколений. " Печать, радиовещание, телевидение, художественная литература, кино, театр ... в огромной мере расширяют сферу воспитательного воздействия на детей, подростков и молодёжь" [175, С. 127].

Способность средств массовой информации влиять на формирование нравственного сознания определяется их возможностями как фактора воздействия на личность и общество. Этот вывод следует из анализа цели функционирования СМИ, а именно: утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм, оказание идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и поведение значительных масс людей вообще и отдельных личностей [189, С.319]. И если примерно три с половиной десятилетия назад к радио, кино и телевидению как к средству воспитательного воздействия педагоги и родители относились недоверчиво, то сейчас СМИ широко используются на научной основе и находят применение во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в педагогической практике. Научно-техническая революция поставила радио, кино и телевидение в ряд важных педагогических средств, способствующих развитию подрастающего поколения.

Выступая в качестве аккумулятора общественного опыта, средства массовой информации способствуют распространению социально-политических, эстетических и этических ценностей [208, С. 14], способствующих осуществлению нравственного воспитания в коллективе курсантов.

Социология рассматривает СМИ как некую систему, которая осуществляет единый процесс распространения идей, учений, теорий, общественно значимой информации и воспитывает социальные чувства, привычки, побуждения, намерения. Элементами этой системы являются источник информации (коммуникатор), сама информация (сообщения), канал ее передачи (средства информации), аудитория (реципиент). При этом источник должен иметь непрерывно пополняемый запас сведений из своих собственных источников (в виде функционирующей корреспондентской сети, информационной продукции телеграфных агентств, возможностей обращения к архивам, справочным материалам и экспертам), а получатель испытывает потребность в получении информации, движение которой от источника посредством канала к реципиенту рассматривается как общение.

Опыт моделирования процесса формирования нравственного сознания личности курсанта средствами массовой ин формации

Основное значение в формировании нравственного сознания личности имеет воздействие общественного бытия, реальных нравственных отношений, моральной практики общества, субъектом которой становится курсант. Однако не стоит забывать, что носителем нравственного сознания в курсантском возрасте является формирующаяся личность, специфика которой состоит в ее направленности на учение, усвоение опыта и традиций органов внутренних дел, опыта старших поколений в целом. Поэтому ведущая роль в формировании нравственного сознания личности курсанта принадлежит организованному учебно-воспитательному процессу. Учитывая это, мы представляем процесс формирования нравственного сознания курсанта как педагогически управляемое взаимодействие между общесоциальными факторами, в первую очередь СМИ, воздействующими на нравственное сознание личности, организованным педагогическим влиянием и ее собственной активностью в овладении нравственным опытом и регуляции своего поведения, в результате которого (взаимодействия) у курсанта формируются внутренние механизмы нравственной саморегуляции поведения.

Педагогическое руководство этим процессом предполагает учет того, что он приводится в движение социальными, психологическими и педагогическими механизмами.

Социальный механизм - это механизм воздействия общественного бытия и общественного нравственного сознания на нравственное сознание личности, осуществляемого с помощью СМИ. Основная его функция состоит в том, чтобы обеспечить как можно более полное воздействие на курсанта объективных нравственных отношений и системы общественных нравственных требований к личности, моральных норм и тем самым привести в движение внутренние механизмы усвоения его нравственного опыта российского общества, его идеологии и морали.

Психологический механизм - это механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Психологический механизм обеспечивает активность личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формировании собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение курсанта в моральную деятельность.

Педагогический механизм - это механизм педагогического управления учебно-воспитательным процессом и внеучебным временем, формирующими нравственное сознание курсантов. Его действие направлено на обеспечение правильности разрешения курсантом, его сознанием противоречий, возникающих в нравственном опыте между объективной и субъективной сторонами нравственности, на формирование единства нравственного сознания и поведения во всех сферах деятельности (учебе, службе, труде, отдыхе, общественной работе и т.д.) посредством высоко развитых мотивов общественного и служебного долга, а также моральной ответственности. Действием педагогического механизма устанавливаются динамические связи между всеми компонентами организованного педагогического процесса (его целями, средствами, состоянием коллектива, деятельностью курсанта и т.д.) и действием социального и психологического механизмов. Успешность педагогического руководства процессом формирования нравственного сознания личности курсанта вуза МВД зависит от их взаимосвязи, от того, насколько педагогу удается "включить" действие социального (в первую очередь СМИ) и психологического механизмов в организованный процесс вузовского воспитания.

Прежде чем остановиться на опыте воздействия на нравственное сознание курсантов вузов МВД общественного бытия и общественного сознания, реализуемого посредством СМИ, следует оговориться и дать некоторую характеристику учебно-воспитательному процессу - одного из факторов способствующих формированию нравственного сознания личности.

Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях любой профессиональной направленности и ведомственной принадлежности является основополагающим в деятельности образовательных учреждений.

Обучение и воспитание - единый процесс, обеспечивающий развитие человека как самоорганизованной системы в саморазвивающуюся. Саморазвитие осуществляется за счет приобретения двух свойств, первое - гуманистического субъекта, которое дает возможность человеку самому определять цели совершенствования себя и одновременно окружающего мира, обеспечивая при этом понижение энтропии метасистемы человек-общество-природа. Вторым свойством является индивидуальность, которая характеризуется опытом и способностями и реализуется в общественно-полезной практической деятельности. Процесс развития личности курсанта обеспечивается в общей системе руководства педагогической деятельностью, включающей различные воздействия на личность и коллективы. Это возможно при соответствующем руководстве в целом учебно-воспитательным процессом, которое в совокупности с методами воспитания обеспечивает реализацию цели развития нравственного сознания личности. Для преобразования из объекта в субъект, и индивида в индивидуальность, прежде всего необходимы принципиально новые условия педагогического общения и взаимодействия, основанные на личностно ориентированном подходе и реализуемые как в процессе проведения занятий, так и во внеучебное время. Поэтому необходимо осуществлять педагогические мероприятия по управлению процессами восприятия и усвоения информации, адаптации курсантов к условиям жизни в вузе и службе в ОВД, формированию служебных коллективов и развитию нравственного сознания курсантов.

Похожие диссертации на Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации