Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Сеначин Павел Витальевич

Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов
<
Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сеначин Павел Витальевич. Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Челябинск, 2005. - 196 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1. Состояние проблемы формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов в теории и практике педагогики 13

1.2. Модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов 48

1.3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов 77

Выводы по первой главе 107

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ 110

2.1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики степени сформированности педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов 110

2.2. Педагогические условия реализации модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов 126

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 154

Выводы по второй главе 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

БИБЛИОГРАФИЯ 176

Введение к работе

В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к современному специалисту, а это, в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в вузе в аспекте формирования профессиональной культуры специалистов.

Необходимость обращения к разработке проблемы формирования педагогической культуры будущих специалистов обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нацелен на поиск новых путей решения проблемы повышения уровня профессиональной подготовки специалистов.

Во-вторых, введение новых специальностей, таких, как художественный руководитель хореографических коллективов, выделение основных и дополнительных специальностей и специализаций, установленных государственным стандартом, разработка и внедрение в образовательную практику программ Министерства культуры РФ по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различных методических разработок для хореографических кружков предъявляют повышенные требования к специалистам в области культуры. Все это определяет значимость педагогической подготовки выпускников вуза. Однако формированию педагогической культуры художественных руководителей хореографических коллективов на практике уделяется недостаточно внимания, что настоятельно выдвигает на первый план разработку механизма реализации процесса формирования педагогической культуры в практике работы высших учебных заведений. Это положение предъявляет особые требования к преподаванию психолого-педагогических дисциплин,

составляющих основу личностного развития и целенаправленной подготовки молодого специалиста к будущей профессионально-педагогической деятельности (В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Б.П.Битинас, М.И.Дьяченко, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина и др.).

В-третьих, в существующей учебной и учебно-методической литературе недостаточно отражен аспект профессиональной подготовки специалистов в области народного творчества, в частности, художественных руководителей хореографических коллективов.

В-четвертых, недостаточным остается программно-методическое обеспечение формирования профессиональной культуры художественных руководителей хореографических коллективов, особенно вариативная составляющая профессиональной подготовки, направленная на формирование педагогической культуры специалистов.

Педагогическая культура профессионалов сферы «человек-человек» интенсивно изучается в последние десятилетия как в целом (В.Л.Бенин, И.Б.Котова, В.В.Кузнецов, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов и др.), так и в отдельных аспектах: гуманитарном (Г.И. Гайсина, С.А. Днепров, Ю.В.Сенько и др.); профессионально-педагогическом (Э.Ф.Зеер, И.Ф.Исаев, Г.М.Коджаспирова и др.); методологическом (Г.Х.Валеев, С.В.Кульневич, Л.В.Моисеева, В.А.Мосолов, В.А.Сластенин, К.Е.Шишов и др.); правовом (А.С.Соломаткин, Ю.И.Юричка и др.); коммуникативном (А.М.Баскаков, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик и др.); этическом (Е.Н.Богданов, Э.А.Гришин, Н.Е.Юшманова, Д.С.Яковлева и др.).

Однако констатируя активную разработку различных аспектов педагогической культуры, мы можем видеть, что проблема формирования педагогической культуры художественных руководителей хореографических коллективов пока не стала предметом специального исследования, хотя практика показывает, что понять чувства другого человека, его возможности, способности может лишь специалист, который умеет устанавливать прочные контакты с людьми, организовать эффективное взаимодействие с ними. В то

же время низкий уровень педагогической культуры нередко становится причиной конфликтов между художественным руководителем и коллективом, приводит к неудовлетворенности и разочарованию в собственной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает объективное противоречие между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем педагогической культуры, и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания и методики формирования педагогической культуры, а также условий, обеспечивающих эффективность ее формирования у будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена не
только названными выше факторами, но и необходимостью разрешить
данное противоречие, лежащее в основе центральной для нашего
исследования проблемы повышения эффективности процесса формирования
педагогической культуры будущих художественных руководителей
хореографических коллективов, что нашло отражение в теме нашей
диссертационной работы: «Формирование педагогической культуры
будущих художественных руководителей хореографических

коллективов».

Цель данного исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов и комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих художественных руководителей хореографических коллективов в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов в вузе.

Гипотеза исследования: формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов может быть эффективным, если:

-разработана и внедрена модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов на основе культурологического подхода;

-определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и на этой основе определить особенности педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов на современном этапе модернизации образования.

  2. Разработать и внедрить модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов на основе культурологического подхода и реализовать ее в ходе опытно-экспериментального исследования.

  3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

  4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- фундаментальные положения диалектико-материалистической

теории познания и теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и

целостности явлений;

- теория развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
А.Н.Леонтьев и др.), а также идеи об интегральных характеристиках
личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.П.Буева,
Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- психолого-педагогические положения о механизмах
самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации личности
(В.И.Андреев, ДБ.Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.);

- исследования, посвященные различным аспектам проблемы
профессионально-педагогической подготовки студентов (А.А.Вербицкий,
А.Г.Гостев, Р.А.Литвак, Е.Ю.Никитина и др.).

Помимо работ общего характера мы в своем исследовании опирались на труды, посвященные частным вопросам. Так, достаточно важными для нас были идеи по проблемам культуры специалистов изложенные в публикациях А.М.Баскакова, Е.В.Бондаревской, М.Е.Дуранова, Н.В.Иванова, М.М.Князева, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич и др. Кроме того, мы учитывали современные достижения в области поиска новых форм и приемов формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

Большое значение для нашей работы имели и идеи организации образовательного процесса в высшей школе с позиций следующих подходов: культурологического (В.С.Библер, С.И.Гессен, Л.Н.Коган, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.), системного (Б.С.Гершунский, Т.А.Ильина, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, Э.Г.Юдин и др.), личностно-центрированного (Л.С.Братченко, Т.Горзон, Э.Н.Гусинский, А.Маслоу, К.Роджерс, Ю.И. Турчанинова, О.Л.Подлиняева и др.), деятельностного (В.А.Беликов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), контекстного (А.А.Вербицкий, Б.Ф.Ломова, Е.Н.Суркова, О.К.Тихомиров и др.), рефлексивного (Ю.Н.Кулюткин, В.А.Петровский, Н.Ю.Посталюк, Н.Я.Сайгушев и др.), междисциплинарного (И.Д.Зверев, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.Н.Келбакиани, Ю.А.Кустов, Ю.А.Самарин и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Челябинского государственного педагогического университета, отдельные направления методики апробировались в Шадринском государственном педагогическом институте и Челябинской государственной академии культуры и искусств. Всего в эксперименте участвовало 104 студента и 34 художественных руководителя хореографических коллективов. Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2005 год. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2001-2003гг.) проводился теоретический анализ проблемы формирования педагогической культуры будущих специалистов культуры, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по рассматриваемой проблеме, обобщался собственный опыт деятельности в качестве художественного руководителя хореографических коллективов. Все это позволило, наметив исходные позиции исследования, уточнить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения, разработать модель формирования педагогической культуры художественных руководителей хореографических коллективов. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования и проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент); методы математической статистики.

На втором этапе (2003-2004гг.) уточнялся комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов, разрабатывалась методика их реализации, анализировались ход и результаты обучающего эксперимента,

осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс Челябинского государственного педагогического университета. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент); методы математической статистики.

На третьем этапе (2004-2005гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация); методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия «педагогическая культура будущих
художественных руководителей хореографических коллективов», которое
рассматривается как интегративное качество личности будущего
художественного руководителя хореографических коллективов,
обеспечивающее эффективность педагогической деятельности и включающее
в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты
(аксиологический, технологический и личностно-творческий);

- разработана модель формирования педагогической культуры будущих
художественных руковрдителей хореографических коллективов на основе
культурологического подхода;

- теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс
педагогических условий, способствующий эффективному
функционированию модели формирования педагогической культуры
будущих художественных руководителей хореографических коллективов в
системе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) расширено представление о сущности педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов на современном этапе модернизации образования; б) выявлены особенности организации процесса формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по формированию педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов служат совершенствованию профессиональной подготовки студентов вузов. Разработано научно-методическое обеспечение данного процесса: программа факультативных занятий «Педагогическая культура будущих художественных руководителей хореографических коллективов»; оценочно-критериальный инструментарий мониторинга уровней сформированности педагогической культуры будущих специалистов культуры.

Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих художественных руководителей хореографических коллективов, педагогами высших учебных заведений при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в системе повышения квалификации работников культуры.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных студентов и специалистов культуры; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательную практику вуза.

-11-На защиту выносятся:

1.Содержание понятия «педагогическая культура будущих художественных руководителей хореографических коллективов» на современном этапе модернизации образования, которое мы рассматриваем как интегративное качество личности педагога-профессионала, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы: педагогическое сознание (аксиологический и технологический компоненты), педагогическое отношение (аксиологический и личностно-творческий компоненты) и педагогическое поведение (технологический и личностно-творческий компоненты).

2.Модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов в вузе, включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки целеполагания, содержания, функционирования, организации, оценки.

3.Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов, включающий в себя: оптимизацию программно-содержательного обеспечения образовательного процесса; развитие профессионально-рефлексивных качеств будущих специалистов; мониторинг уровней педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати; выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧГАКИ, 41 НУ, ШГПИ, выступлений на методологических семинарах факультета хореографии, отчетов на заседаниях кафедр педагогики и психологии ЧГАКИ, выступлений на методических семинарах и курсах повышения квалификации работников дополнительного образования, методологических семинарах аспирантов и соискателей ЧГАКИ и ЧГПУ, выступлений на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы

детства» (Челябинск, 2003). Основные результаты исследования используются при подготовке будущих художественных руководителей хореографических коллективов в вузах г.Челябинска, в практической деятельности автора исследования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Состояние проблемы формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов в теории и практике педагогики

Понятие «педагогическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, но смысл его зачастую меняется в зависимости от контекста, так как процесс его научного осмысления только начинается. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал субъектов образования. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

К сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования, позитивный педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования профессионально-педагогической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути педагогической культуры будущего специалиста, недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспитательного процесса в вузе.

Необходимость повышения педагогической культуры художественных руководителей хореографических коллективов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки будущих специалистов; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства [55] определяет для выпускников отделения «Народное художественное творчество» следующие виды деятельности: художественно-творческую, педагогическую, научно-методическую, организационно-управленческую, экспертно-консультационную. Среди основных задач ГОС определяет такие как: художественно-эстетическое воспитание детей, подростков, развитие у них художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентации; разработка, апробация и внедрение новых моделей, программ и методик этнохудожественного и этнокультурного образования в системе «Дошкольные учреждения - школы - учреждения дополнительного образования»; разрабатываются и внедряются в образовательную практику программы Министерства культуры по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различные методические разработки для хореографических кружков. Все это определяет значимость педагогической подготовки выпускников вуза, но, как правило, формированию педагогической культуры художественных руководителей хореографических коллективов на практике уделяют недостаточно внимания. Данное положение определило необходимость обращения к теоретической и методической разработке проблемы.

Существенную трудность представляет отсутствие единого понимания и общепризнанного определения категории «педагогическая культура». Рассмотрим её в контексте нашего исследования. Для этого нам необходимо изначально определиться с понятием «культура».

Существует несколько подходов к изучению феномена культуры, сложившихся в современной науке в различных областях знания. Наиболее значительные труды в области философии принадлежат Э.А. Баллеру, Л.Н.Когану, B.C. Соловьёву, А. Швейцеру и др.; в области культурологии -B.C. Библеру, В.Е. Давидовичу, Э.С. Маркаряну и др.; в области педагогики -Н.В.Кузьминой, В.А. Сластёнину, А.И. Щербакову и др.; в области психологии - Б.Г. Ананьеву, Б.Ф. Ломову, А.В. Петровскому и др.

Разнообразие позиций по вопросам культуры столь велико, что уже сама классификация различных трактовок культуры становится самостоятельной и весьма сложной задачей. Еще в 1952 г. американские «культурные антропологи» А. Кребер и К. Клакхон собрали 164 формальных определения культуры и свыше сотни попыток объяснить это понятие описательно. К изданию 1964 г. количество собранных ими дефиниций достигло 257, и с тех пор оно возросло не менее чем вдвое, причем растет и количество определений, даваемых отечественными и зарубежными учеными. [107]

По словам Л.Н. Когана [119] , глубокий философский анализ категории «культура» в отечественной литературе начался сравнительно недавно: с середины 60-х годов XX столетия, когда был предложен подход, согласно которому культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зворыкин, Г.Г. Карпов, Г.П. Францев и др.).

Модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов

На основе теоретического анализа и опыта практической деятельности нами разработана модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов в процессе вузовского профессионального образования.

Моделирование - это один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом идеальном объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью. При этом заметим, что оптимальным условием любой деятельности является представление об её исходном и конечном результате. Изучая проблему формирования педагогической культуры студентов, нам необходимо было разработать модель данного процесса, поэтому мы обратились к методу моделирования.

В самом общем смысле модель - такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [241, с.382]. Как видим, исследователь рассматривает построение модели, с одной стороны, как важную ступень к созданию теории, а с другой - как одно из средств экспериментального исследования.

В науке уже доказано, что грамотно построенная модель обладает крайне притягательным свойством: ее изучение дает некоторые новые знания об объекте-оригинале. Это играет важную роль при изучении моделей. В этом аспекте, как отмечает А.Б. Горстко, модель нужна, для того чтобы: понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект. [52, с. 12].

В.А. Штофф понимает под моделью «мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [251, с. 19]. В соответствии с этим модель означает конечную систему, некоторый единичный объект независимо от того, существует ли он реально или в воображении. Общее свойство этих моделей, по мнению В.А. Штоффа, их способность, так или иначе отображать действительность [251, с.22-25]. Модель в эксперименте выполняет двоякую роль: она одновременно и объект изучения (поскольку она замещает другой, подобный ей объект), и экспериментальное средство (поскольку она является средством познания этого объекта).

В науке (Б.С. Гершунский, А.Б. Горстко, И.С. Ладенко, В.А. Штофф и др.) установлено, что модель выполняет свою функцию в процессе познания лишь благодаря тому значению, которое она получает как заместитель исследуемого объекта. Соотнесенность модели оригиналу конкретизируется как соотнесенность некоторых свойств и отношений модели непосредственно интересующими исследователя свойствами и отношениями оригинала. В связи с этим под оригиналом следует понимать не целостный объект в его качественно-количественной специфике, во всем богатстве его разнообразных свойств, связей и отношений, а лишь некоторый ограниченный комплекс этих свойств, связей, отношений, именно тех, которые непосредственно интересуют исследователя. Моделью в этом случае считается соответственно не весь целостный объект, замещающий оригинал в процессе исследования, но лишь тот комплекс свойств, связей и отношений этого объекта, который сходен с соответствующим комплексом, называемым оригиналом.

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики степени сформированности педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов

В первой главе настоящего исследования мы разработали теоретическую модель формирования педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов. Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования педагогической культуры будущих специалистов. В экспериментальной работе по реализации модели формирования педагогической культуры студентов - будущих художественных руководителей хореографических коллективов ставились и решались следующие задачи:

1) разработка программы диагностики педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов;

2) подбор и обоснование статистических критериев оценки результатов эксперимента;

3) обоснование репрезентативности выборки.

Разработка диагностической программы осуществлялась в три этапа. На первом этапе решались две задачи: а) теоретический анализ объекта измерения; б) выбор критериев, показателей и методов их диагностики, которые дают возможность судить о состоянии данного объекта. На втором этапе решалась задача поиска протяженности выделенных в качественном анализе критериев и показателей. На третьем этапе обосновывался перевод качественных критериев и показателей в количественные эквиваленты, -которые позволяют использовать математический аппарат для статистического анализа полученной педагогической информации. Рассмотрим данные этапы.

Первый этап. Решая первую задачу данного этапа, мы разработали структурно-функциональную модель формирования педагогической культуры будущего художественного руководителя хореографических коллективов и представили ее в первой главе диссертационного исследования (см. п. 1.2). При решении второй задачи нам пришлось четко обозначить понятия критериев и показателей, поскольку в их определении имеются значительные расхождения в научно-педагогической литературе. На основе анализа различных точек зрения (В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, Т.Е. Климова и др.) мы определяем критерий как качество, свойство изучаемого объекта, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. При выборе критериев мы опирались на принцип адекватности, суть которого в том, что доверять полученной информации можно только в том случае, если она адекватна объекту измерения [19; 80; 114]. Опираясь на данный принцип, мы для каждого компонента педагогической культуры определили критерий, наиболее четко его характеризующий:

- для аксиологического компонента - педагогическая направленность будущего специалиста;

- для технологического компонента - педагогическая компетентность;

- для личностно-творческого компонента - профессионально значимые качества личности;

Выделенные критерии отражают абстрактный (теоретический) уровень описания объекта измерения - педагогической культуры будущего специалиста. Тем не менее, результаты, которые мы хотим получить в ходе эксперимента, носят конкретный характер. Переход от абстрактного уровня к конкретным наблюдениям осуществляется с помощью эмпирических индикаторов, которые обеспечивают операционализацию теоретических понятий. Эмпирический индикатор - это внешне хорошо различимый показатель измеряемого критерия. Показатель — это количественная или качественная характеристика выбранного критерия изучаемого объекта. Количественными называют показатели, значения которых выражаются числами. Качественные - это описательные показатели, значения которых выражаются не числовой, а словесной характеристикой [114].

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных, полученных нами на констатирующем этапе педагогического эксперимента, были выделены показатели критериев педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов и методы их диагностики.

Похожие диссертации на Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов