Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки Камнева, Светлана Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камнева, Светлана Юрьевна. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Камнева Светлана Юрьевна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств].- Санкт-Петербург, 2013.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/362

Введение к работе

Актуальность исследования. Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области. В настоящее время, в период модернизации высшей профессиональной школы, встает проблема подготовки будущих художников к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления, и как результат, формирования проектной культуры и создания на ее основе востребованных высокопрофессиональных изделий художественной вышивки.

Работа современного художника представляет собой конструктивную, художественную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только владение различными техниками и технологиями выполнения художественной вышивки, но и овладение теорией и практикой проектирования конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций, осознанием современного состояния и восприятия этого вида традиционного прикладного искусства. Единственным из специальных предметов профессионального обучения в высшей школе, отражающих эту проблему, является «Проектирование художественной вышивки».

Однако по данным нашего исследования преподаватели вуза не владеют педагогическими технологиями обучения проектированию, в том числе и потому, что до настоящего времени вопросы формирования проектной культуры студентов не рассматривались ни методически, ни теоретически не только в области художественной вышивки, но и в других видах традиционного прикладного искусства. А образовательные программы средних профессиональных учебных заведений вообще не предусматривают обучение этой дисциплине, что не способствует преемственности в системе непрерывного профессионального образования в этой области. В то же время все преподаватели считают необходимым формирование проектной культуры студентов и научного обеспечения проектной деятельности. Таким образом, существует актуальная практическая проблема формирования проектной культуры у студентов через совершенствование содержания и методов обучения в высшей школе с учетом специфического характера проектно-творческой деятельности в традиционном прикладном искусстве.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке высший уровень развития способности к проектной деятельности получил название «проектной культуры» (Дж. Джонс, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллинз и др.), в отечественной проектная деятельность отражена в работах И.В. Бестужева-Лады, В.П. Беспалько, О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, К.М. Кантора, В.С. Лазарева, В.М. Розина. Роль проектной культуры исследовалась Т.В. Селивановой, О.А. Ческидовой, Н.А. Масюковой, Ю.А. Фильчаковой, Т.М. Кауда и т.д. Большое внимание исследователей уделено изучению вопросов теории искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области (И.Я. Богуславская, Е. И. Васильева, Н.М. Ведерникова, В. Ф. Максимович, Т.М. Носань, М.А. Некрасова, Т.М. Разина А.В. Красикова, П.Е. Серов, Т.В. Толбузина). Однако ни в одном из исследований проблема формирования проектной культуры в профессиональном образовании в области художественной вышивки не рассматривалась, что определило научную проблему данного исследования.

Решение указанных проблем состоит в исключении противоречия между отсутствием педагогических условий и способов формирования проектной культуры студентов в процессе профессионального образования в области художественной вышивки, недостаточностью теоретических наработок в этой области и необходимостью выстраивания проектно-творческой деятельности будущего художника как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций, и как результат, создания высокохудожественных работ, востребованных в современном мире. Необходимость решения проблем обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.

Объект исследования – содержание высшего профессионального образования студентов в области художественной вышивки.

Предмет исследования – современные условия и способы формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что качественные изменения в формировании у студентов проектной культуры в области художественной вышивки будут происходить, если:

- процесс профессионального обучения будет отражать и учитывать исторические особенности искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области;

- определена сущность проектной культуры обучающихся – будущих художников искусства вышивки, а также условия и способы её формирования;

- на базе системного, деятельностного, интегрированного подходов и исторической реконструкции искусства художественной вышивки будет теоретически обоснована, разработана и внедрена модель формирования проектной культуры, отражающая содержание и средства обучения, обеспечивающие её реализацию в целостном творческом образовательном пространстве;

- основой преподавания специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки» будет являться интегративная методика, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих художников как создателей высокохудожественных проектов и их реализацию.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Изучить сущность и тенденции становления проектной культуры в России и за рубежом и обосновать исторические предпосылки профессионального обучения студентов художественной вышивке, выявить условия и способы формирования проектной культуры.

2.Выявить и определить сущность проектной культуры студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки.

3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.

4. Разработать интегративную методику формирования проектной культуры будущих художников и обосновать ее применение в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».

5. Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов.

Методологической основой исследования являются системный подход (Л. Берталанфи, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); историческая реконструкция (И. Кант); деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин); интегрированный подход (А.Д. Урсул); общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К.Бабанский, В.И. Загвягинский).

Теоретическую основу исследования составили: теория творчества в ее различных аспектах: (в философском понимании И. Кант, Д.С. Лихачев, М.С. Каган); в педагогическом (В.В. Краевский, И.Я. Лернер); в аспектах психологии (В.П. Зинченко, В.С. Лазарев, В.И. Панов, В.И. Слободчиков); теория и методика художественного образования (Н.И. Дружкова, В.Ф. Зива, С.П. Ломов, В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов); исследования вопросов по истории народного прикладного искусства и профессионального образования (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.), теория креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи и др.); теория и история профессионального образования (Н.М. Александрова, С.Я. Батышев, А.М. Новиков, Н.Н. Шамрай и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение архивных материалов и документов, учебной документации; анализ исторической, философской, искусствоведческой, научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение состояния профессиональной подготовки в сфере традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ педагогического опыта, практики проектной деятельности; эмпирические - педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, комплексный анализ творческих работ студентов; анализ деятельности выпускников, статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальная база. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». В эксперименте участвовало 80 студентов (из них 60 входили в экспериментальные группы, 20 - в контрольную) и 6 преподавателей.

Основные этапы исследования:

I этап (2005-2007 гг.) – включал целенаправленное изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта и архивных материалов; обоснование актуальности темы, формулировку гипотезы, разработку методики экспериментальной работы.

II этап (2008-2012гг.) - диагностический - определение исходного уровня владения студентами приемов графического моделирования и проектирования формы объекта; разработка модели; проведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, корректировка методик, проверка достоверности рабочей гипотезы.

В процессе III этапа (2012 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования. В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе базовых дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформированность собственно мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки.

На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания проектирования в области художественной вышивки разработана модель формирования проектной культуры студентов на базе исторической реконструкции, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также принципов профессионального обучения художественной вышивке и соответствия учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности именно в художественной вышивке, которая способствует развитию творческого потенциала, мотивационно-творческой направленности, ориентации в видах проектно-творческой деятельности, ценностного отношения к профессии, способности предвидеть результат проектной работы, решать с поэтапной корректировкой проектно-творческие задачи.

Определено, что формирование проектной культуры студентов базируется на создании творческого образовательного пространства, включающего мотивационно-личностный, креативный и практико-прикладной компоненты, которые отражают выразительные художественно-изобразительные средства искусства художественной вышивки в процессе проектирования изделий и способствуют формированию мировоззрения студентов, пониманию их сопричастности к развитию и функциональной ценности произведений вышивки, и как результат, современной востребованности искусства художественной вышивки на основе исторических художественных традиций и творческой интерпретации художественных образов с использованием оригинальных композиционных (конструктивных, колористических, технологических) решений в трактовке современных моделей.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, креативного и практико-прикладного компонентов художественно- творческого образовательного пространства, обоснованы условия и способы формирования проектной культуры студентов и их реализация в рамках учебно-методического комплекса «Проектирование художественной вышивки», применение метода алгоритмического и корректирующего действия, а также метода анализа поэтапного решения проектно-творческой задачи и, как результат, правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческих проектов художественной вышивки. Установлены причинно-следственные связи между требованиями к проектной культуре будущих художников и условиями и способами ее формирования в процессе профессионального образования. Обоснованы особенности реализации разработанной интегративной методики формирования проектной культуры студентов, имеющей строение и сущность метаметодики, позволяющей повысить уровень проектно-творческой деятельности, проявляющийся в преобразующей и постадийной активно-созидательной работе студентов при руководящей роли преподавателя по реализации индивидуальных проектных художественно-творческих учебных заданий.

Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов.

Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, словарь терминов, наглядные дидактические материалы, интегрированное пособие, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы.

Результаты данного исследования имеют значение для всех уровней профессионального образования в различных видах традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей и профессиональной переподготовке.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Согласно формуле специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты исследования соответствуют таким пунктам специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; методология и методика профессионального образования; непрерывное профессиональное образование; учебно-воспитательный процесс в учреждениях.

Достоверность исследования обусловлена методологическими принципами, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом работы соискателя в должности доцента в Московском филиале Высшей школы народных искусств.

Апробация и внедрение теоретических положений. Направление исследования и отдельные его результаты обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования, научных чтениях и Ученом совете ВШНИ (института) в г. Москве, г. Санкт-Петербурге (2007-2012 гг.), а также в докладах и выступлениях на международных научно–практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.); на международной научно-практической конференции г. Улан-Удэ (2011 г.); на Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Народные художественные промыслы: педагогика, экономика, политика и мораль». Результаты исследования внедрены в Суздальском филиале «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки требует: определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой области; исторической реконструкции как условия развития и современной востребованности этого вида искусства; исследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой деятельности студентов, направленной на созидание в области художественной вышивки.

2. Содержание понятия «проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки» представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе знаний базовых дисциплин (материаловедения, технологии и производственного обучения; основ композиции; технического рисунка; моделирования и конструирования), выражающаяся в сформированности мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла в проектировании изделий, соотнесённых с мировой высокой модой.

3. Модель формирования проектной культуры будущих художников разработана при полном соответствии учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности в области искусства художественной вышивки с учетом особенностей и специфических принципов профессионального обучения и включает творческое образовательное пространство как необходимое условие, учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры, проектно-творческую деятельность студентов и показатели сформированности проектной культуры (творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, направленность на развитие желания и умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи); критерии оценки сформированности проектной культуры - умение выполнять проект на бумажном носителе и видеть перспективы его материализации.

4. Процесс профессионального обучения по формированию проектной культуры студентов в области художественной вышивки, учитывающий дифференциацию двух задач; стороннего потребителя-заказчика, определяющего основные условия и желаемый результат выполняемой работы, и особенности и возможности свободной от заказчика собственно-творческой работы художника, включает:

- поиск вариантов и последующий выбор идеи проекта (варианты художественной вышивки, формы и конструкции модели, форэскизирование);

- выбор идеи как принятие решения (конкретный вид вышивки и изделия, виды ткани и нитей);

- итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов в трактовке современных моделей;

- анализ возможностей материализации проекта, его технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации эскизных вариантов;

- создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;

- собственная оценка проекта студентом-исполнителем, его презентация, оценка студентами-сокурсниками и итоговая оценка преподавателем.

5. Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся, раскрывает закономерности как самостоятельной работы, так и под руководством преподавателя и способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе.

Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, пяти приложений. Список используемой литературы включает 198 наименований. Объем диссертации 148 страниц, 8 таблиц, 12 рисунков.

Похожие диссертации на Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки