Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Ежов Константин Анатольевич

Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре
<
Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ежов Константин Анатольевич. Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ежов Константин Анатольевич; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/357

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические предпосылки формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре

1.1. Профессиональные основы формирования готовности к деятельности в области музыкальной звукорежиссуры у будущих специалистов

1.2. Профессиональная готовность как ведущее качество профессиональной личности специалиста по музыкальной звукорежиссуре

1.3. Культурно-образовательная среда вуза как пространство формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре

ВЫВОДЫ по первой главе

ГЛАВА II. Совершенствование профессиональной подготовки будущих музыкальных звукорежиссеров с целью формирования профессионально-личностной готовности

II.1. Моделирование процесса формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров в образовательном пространстве вуза

II.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров

II.3. Основные результаты опытно-экспериментального формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров

ВЫВОДЫ по второй главе 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153~

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК І55"

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема выявления сущности профессиональной деятельности специалистов разных областей с целью определения главного направления их подготовки в системе образования неоднократно привлекала внимание исследователей. Ее решение особенно актуально для успешной подготовки специалистов в области бурно развивающихся в последние годы профессий, к группе которых относится профессия музыкального звукорежиссера.

Вопросы профессионализма специалистов в области музыкальной звукорежиссуры выходят на первый план при оценке их работы, рассматриваются в научных публикациях исследователей, музыкантов и композиторов, известных звукорежиссеров (Ю.И.Аниканова, И.П.Вепринцев, И.Н.Дворко, Н.Н.Ефимова, А.П.Загуменов, В.П.Леонтьев, Б.Я.Меерзон, А.Нисбетт, А.Н.Пахмутова, А.В.Севашко и др.). Авторы отмечают целый ряд недостатков, которые имеют место в деятельности звукорежиссеров -выпускников музыкальных вузов, среди которых на первом месте стоят следующие: низкий уровень музыкального вкуса и общего художественно-эстетического развития в области музыкального искусства; недостаточно развитый музыкальный слух; неумение ориентироваться в оркестровой партитуре музыкального произведения; отсутствие чувства динамики развития музыкальной фонограммы; в целом небрежное отношение к деятельности и отсутствие стремления повышать свою квалификацию во всех аспектах профессии, причем не только с целью получить необходимую новую информацию, но и с целью развития собственного творческого потенциала. Эти недостатки, по мнению абсолютного большинства авторов, вызваны как причинами социально-экономического и технологического характера (коммерциализацией профессиональной деятельности; глобальными процессами, приводящими к значительному расширению музыкального пространства; постоянной модернизацией студийного

оборудования и т.п.), так и определенными «пробелами» в профессиональной подготовке специалистов данного профиля, что приводит к недостаточной художественно-эстетической и технологической «мобильности» личности специалиста; неразвитости необходимой ему способности чувствовать, «видеть» художественный образ музыкального произведения во всем многообразии его выразительных свойств и полноценно понимать его влияние на аудиторию и другим негативным последствиям, непосредственно отражающимся на качестве профессиональной деятельности. Это говорит о том, что устранение недостатков в подготовке современного специалиста в области музыкальной звукорежиссуры связано с педагогическим обеспечением развития его профессиональной личности.

Обоснованная в современной науке базовая модель личности профессионала (А.Д.Глоточкин, Ю.М.Забродин, Б.А.Сосновский и др.) в качестве главной задачи указывает на необходимость формирования его целостной личности во всем многообразии потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей человека, что актуализирует обращение к проблеме формирования профессионально-личностной готовности как важнейшего качества специалиста.

Обращение к разноплановым научно-педагогическим источникам показало, что специальных педагогических исследований проблемы формирования профессиональной готовности у специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в процессе их подготовки в вузе, не обнаруживается. Анализ сложившейся практики обучения специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в вузе свидетельствует, что формирование у них профессиональной готовности как ведущего качества профессиональной личности не стало важной задачей их подготовки. В то же время, труды в области изучения феномена готовности, а также - готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности создают необходимую теоретическую основу для научной разработки данной

проблемы применительно к профессиональной подготовке специалистов в области музыкальной звукорежиссуры.

Таким образом, в существующей практике профессиональной подготовки специалистов в области музыкальной звукорежиссуры обнаруживаются противоречия между:

объективной потребностью в научном осмыслении профессионально-личностной готовности как важнейшего качества специалистов в области музыкальной звукорежиссуры и отсутствием специальных исследований в этой области применительно к названным специалистам;

необходимостью целенаправленного формирования

профессионально-личностной готовности будущих звукорежиссеров, диктуемой спецификой этой деятельности, и неразработанностью целостной системы педагогических условий решения этой задачи.

На теоретическом уровне данные противоречия отражаются в форме педагогической проблемы настоящего диссертационного исследования: каковы педагогические условия формирования профессионально-личностной готовности у студентов - будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре?

Цель исследования: разработать модель формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре и выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в вузе.

Предмет исследования: формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в период их обучения в вузе.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре будет эффективным, если:

- разработана и внедрена модель формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов указанного профиля с учетом специфики их профессиональной деятельности;

определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования профессионально-личностной готовности в образовательном процессе вуза.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и специфику профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной звукорежиссуры.

  2. Уточнить сущность, структуру и раскрыть содержание понятия «профессионально-личностная готовность» специалиста по музыкальной звукорежиссуре.

3. Разработать модель формирования профессионально-личностной
готовности у студентов вуза - будущих специалистов по музыкальной
звукорежиссуре.

  1. Выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий эффективного формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре.

  2. Выявить динамику формирования профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре в процессе их подготовки в вузе.

Методологические основы исследования составили: системный подход к профессиональной подготовке специалистов в вузе, основанный на положениях общей теории систем; положения аксиологического и акмеологического подходов

Теоретические основы исследования: положения теории
профессионального образования и моделирования в процессе
профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, С.М.Маркова,
Н.Ф.Талызина); научные исследования, раскрывающие положения
системного подхода к решению социальных и педагогических задач
(В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, Э.Н.Гусинский, И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин);
труды, раскрывающие специфику профессиональной деятельности
специалиста в области музыкальной звукорежиссуры (И.П.Вепринцев,
И.Н.Дворко Б.Я.Меерзон и др.); научные положения о психологической
готовности человека к деятельности и, в частности, к профессиональной
деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Д.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн);
теоретические положения деятельностного, личностно-ориентированного,
средового, контекстного подходов к профессиональной подготовке
специалистов (К.А.Абульханова-Славская, Е.В.Бондаревская,

А.А.Вербицкий, М.А.Викулина, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьев, Ю.С.Мануйлов, В.В.Сериков, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн); положения педагогической теории о формировании профессиональной готовности в образовательном процессе (В.А.Сластенин); труды Б.Г.Ананьева, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова, В.Т.Степанова, посвященные проблемам восприятия и формирования художественного образа.

Методы исследования: Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовался комплекс методов: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы; теоретический анализ состояния изучаемой проблемы; диагностические методы (анкетирование, самооценка, экспертная оценка и др.); моделирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования. Исследование проводилось в Нижегородской государственной консерватории.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2009 г.г. Первый этап (2001-2002 г.г.) был посвящен изучению научных источников по проблемам музыкальной звукорежиссуры и профессиональной деятельности специалистов в этой области, научные публикации, раскрывающие проблему готовности специалистов к деятельности; анализу состояния практики подготовки специалистов и выявлению основных противоречий. Осуществлялось формулирование проблемы и рабочей гипотезы, определение цели, объекта, предмета и задач исследования. На втором этапе (2002-2007г.г.) осуществлялась разработка модели формирования готовности будущих специалистов в указной области, ее педагогическое обеспечение и опытная верификация. Происходило внедрение и апробация материалов исследования. Третий этап (2007-2008г.г.) был посвящен уточнению отдельных положений исследования, обработке полученных результатов, обобщению и систематизации материалов исследования. На четвертом этапе (2008-2009 г.г.) осуществлялось формулирование общих выводов, оформление рукописи диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования:

разработана научно обоснованная модель формирования профессионально-личностной готовности у музыкальных звукорежиссеров в процессе их подготовки в вузе;

выявлены педагогические условия формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров;

разработано программно-дидактическое обеспечение формирования профессионально-личностной готовности у названных специалистов;

выявлены уровни профессионально-личностной готовности на основе анализа показателей художественно-коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие
профессионально-личностной готовности применительно к

профессиональной деятельности музыкального звукорежиссера; обоснована совокупность теоретических положений моделирования процесса формирования профессионально-личностной готовности будущего звукорежиссера.

Практическая значимость исследования: разработано и внедрено программно-методическое обеспечение формирования профессионально-личностной готовности у будущего звукорежиссера.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в области психологии, педагогики, культурологи, теории профессиональной подготовки, опытно-экспериментальной проверкой разработанной модели формирования профессиональной готовности будущих специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование сущностного содержания понятия «профессионально-
личностная готовность» будущих специалистов в области музыкальной
звукорежиссуры, которая рассматривается в исследовании как интегративное
качество профессиональной личности, включающее в себя взаимосвязанные
и взаимообусловленные компоненты: профессиональное сознание
(аксиологический аспект); профессиональное отношение (акмеологический и
личностно-творческий аспекты); профессиональное поведение и
деятельность (личностно-творческий и технологический аспекты).

2. Модель формирования профессионально-личностной готовности
будущих специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в вузе,
включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки:
целеполагания, содержания, функционирования, организации, оценки.

3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования
модели формирования профессионально-личностной готовности будущих

специалистов в области музыкальной звукорежиссуры, включающий в себя: оптимизацию программно-содержательного обеспечения подготовки студентов; развитие профессионально-рефлексивных качеств будущих специалистов; мониторинг уровней профессионально-личностной готовности будущих специалистов названного профиля.

Апробация исследования. Материалы исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова (г.Нижний Новгород)на заседаниях кафедры педагогики и психологии; на заседаниях ученого совета Нижегородской государственной консерватории (2003 - 2009 г.г.). Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы опубликованы в форме статей в сборниках научных трудов.

Разработанная в процессе исследования модель формирования профессиональной готовности и педагогические условия ее эффективного функционирования внедрены в образовательный процесс подготовки специалистов в области музыкальной звукорежиссуры в Нижегородской государственной консерватории.

Структура диссертации включает: введение, две главы, выводы по главам, библиографический список, приложения.

Профессиональные основы формирования готовности к деятельности в области музыкальной звукорежиссуры у будущих специалистов

Система высшего профессионального образования звукорежиссеров не имеет в нашей стране длительной истории, хотя деятельность в этой области стала востребована достаточно давно - с возникновением записи звука на звуконоситель. Понятие «звукорежиссура» в настоящее время достаточно подробно определено в словарях и энциклопедиях. Так, Большая Советская Энциклопедия трактует звукорежиссуру в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи как творческое руководство и организацию процесса записи на звуконоситель музыкального, литературного, драматургического произведения, документального, учебного и другого материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. Звукорежиссура включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных электроакустическими системами. Не случайно в ряде стран (США, Франции и др.) функции звукорежиссера выполняет не один специалист, а несколько — звукоинженер и музыкальный режиссер, которые при необходимости могут еще иметь несколько ассистентов.

По энциклопедическим данным, звукорежиссура как самостоятельная профессия зародилась в нашей стране середине XX в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустической аппаратуры и магнитной записи. Современное вещание и звукозапись требуют от звукорежиссера не только знания аппаратуры, законов акустики и проч., но и развитой общей культуры, широкой эрудиции во всех областях искусства, специфического слуха, высокоразвитого эстетического вкуса. По мнению многих авторов (И.П. Вепринцева, И.Н.Дворко, В.Г.Динева, Н.Н.Ефимовой, Ю.А. Кубицкого, С.Г. Шугаля и др.), звукорежиссура подразумевает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (пьесы, партитуры и т.п.); разработку совместно с исполнителем, если это возможно, дирижером, режиссером акустической интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия, то есть, представления о том, где и как развертываются события, о мизансценах, действиях актеров, исполнителей и др. При записи музыкального произведения решаются задачи сохранения и передачи естественного тембра инструментов, музыкального равновесия между группами оркестра, оркестром и солистом, нюансов и общего эмоционального накала исполнения.

Для того чтобы создать звуковой образ, передать слушателям все краски «живого» исполнения в ряде случаев требуется подчеркнуть детали, которые неизбежно теряются в концертном зале. Для этого звукорежиссер выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны, с помощью электроакустических устройств подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Современная стереофоническая запись позволяет достаточно точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию от слушателя), но и по фронту (от центра, слева, справа...). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссер становится для него идеальным слушателем, но вместе с тем - и соавтором в создании звучащего музыкального произведения. Звукорежиссура включает в профессиональные функции специалиста также руководство монтажом, когда произведение создается из наиболее удачных фрагментов нескольких записанных вариантов.

Таким образом, звукорежиссер - это, прежде всего режиссер, который, приступая к звукопостановке того или иного произведения, должен понять, прочувствовать и всю партитуру в целом, и роль каждого голоса и инструмента в отдельности.

По общему мнению, большое значение в профессиональной деятельности звукорежиссера имеют вопросы звукотехники: методы обработки звука, форматы записи, акустические особенности зала и т.п. Не менее (а, возможно, и более) важно наличие умения слушать и слышать, а также - умение найти творческий контакт с композитором, исполнителем, дирижером. Последнее не всегда возможно. Однако обязательной является способность звукорежиссера проникнуться идеей произведения, не исказить ее в процессе воспроизведения звука. Это требует широты культурного образования звукорежиссера, развития творческих качеств личности, способности к со-переживанию композитору и музыканту.

Профессиональная готовность как ведущее качество профессиональной личности специалиста по музыкальной звукорежиссуре

Исходя из представления о значимости готовности в профессиональной деятельности специалиста в области музыкальной звукорежиссуры, мы рассматриваем понятие готовности как главное в характеристике конечной цели профессиональной подготовки данного специалиста. Рассмотрение категории готовность на основании научных публикаций обеспечило выявление ее структуры и сущности. Так, Б.Г.Ананьев [4] определяет готовность к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда и общественной жизни как проявление способностей. К.К.Платонов, в соответствии с выдвинутой им концепцией о подструктурах личности, в структуре готовности выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную готовность, психологическую и профессиональную [152]. Качества, определяющие моральную готовность, он относит к социально обусловленной стороне личности, психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную — к опыту личности.

Теоретический анализ, проделанный в процессе исследования, позволил обнаружить, что готовность толкуется как состояние и как качество личности.

В психологии существует понятие временной готовности, которая характеризует готовность как состояние личности [107]. Она определяет продуктивность профессиональной деятельности в конкретный момент времени, в конкретных условиях. Помимо готовности как психического (временного) состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности (ее качество). М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович [77] определяют ее как длительную готовность. В нее входят: а) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; б) черты характера, мотивы, адекватные требованиям трудовой деятельности, профессии; в) необходимые знания, навыки, умения, устойчивые, профессионально значимые процессы восприятия, внимание, мышление, эмоциональные и волевые проявления. Очевидно, что длительная готовность выступает устойчивой характеристикой личности профессионала. Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, в отечественной психологии она понимается как особое, длительное или кратковременное состояние человека, его личности.

Для раскрытия сущности природы готовности к трудовой деятельности важное значение имеют проводимые в отечественной психологии исследования по профессиографическому изучению различных профессий, профессиональной пригодности к деятельности, профессиональному самоопределению и готовности к конкретным аспектам профессиональной деятельности (Л.А.Захарова, Е.А.Климов, Г.А.Кручинина, Т.В.Машарова и др.). Профессиональная готовность рассматривается как система профессионально важных качеств и свойств личности, необходимых и достаточных для эффективности профессиональной деятельности [105]. В эту систему входят как устойчивые качества профессиональной личности, так и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношению к которой складывается такая готовность.

Содержание и структура готовности обусловливаются не только задачей, обстановкой и прочими внешними факторами, но и фазами, этапами ее формирования. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.

Моделирование процесса формирования профессионально-личностной готовности у будущих музыкальных звукорежиссеров в образовательном пространстве вуза

Процесс моделирования педагогической системы включает в себя формулирование замысла, разработку исходной концепции, анализ ранее сложившегося близкого к замыслу опыта и создание научного описания строящейся системы. Моделирование применяется, как известно, в двух случаях: когда следует выяснить закономерности функционирования и развития такого объекта, который нельзя «пощупать», познакомиться с ним непосредственно (такая модель является объектом в процессе последующего анализа); когда объект надо создавать заново, конструировать его в реальной действительности. Второй случай особенно распространен в связи с потребностями педагогической практики.

В современных условиях более приемлем следующий путь построения педагогических систем — от освоения теоретических концепций (или совокупности педагогических идей, на базе которых строится модель педагогической системы) к построению моделей, где модель рассматривается как любой мысленный или знаковый образ создаваемой педагогической системы. Данный путь мы применяем в настоящем исследовании. В теории воспитательных систем модель бывает представлена в виде научного описания реально существующей системы (модель настоящего) или создаваемой (модель будущего) (Л.И.Новикова). В настоящее время исследования в области педагогического моделирования позволяют говорить о том, что сложилась научная концепция педагогического моделирования. Методология моделирования основывается на идеях целостности, непротиворечивости, полноты и адекватности описания известных педагогических явлений в условиях неопределенности. При этом неопределенность трактуется как закономерность гуманитарных систем, к разряду которых относится и образовательная система, и связанных с наличием субъектов как существенных ее элементов с их изменчивостью, эмоциями и способностью к качественному преобразованию (развитию) своего сознания и деятельности.

Важнейшей характеристикой педагогической модели выступает ее открытость, которая рассматривается в научной литературе в двух основных аспектах: внутренняя и внешняя открытость. Внутренняя открытость подразумевает гибкое, оптимальное сочетание в процессе обучения и воспитания всех существующих педагогических систем, технологий, моделей, ни одна из которых не может претендовать на абсолютную завершенность. Необходимым условием открытости является «мирное» сосуществование в образовательном пространстве разных педагогических концепций. Внешняя открытость обеспечивается быстрым реагированием образовательной системы на меняющиеся социально-экономические и социокультурные условия, своевременным выполнением социального заказа общества и потребностей личности. В нашем случае внешняя открытость обеспечивается социальным заказом на музыкального звукорежиссера, в полной мере обладающего готовностью к данной профессиональной деятельности, владеющего необходимыми качествами профессиональной личности для ее успешного осуществления.

При определении концептуальных оснований построения педагогической модели процесса формирования профессионально-личностной готовности у студентов вуза - будущих музыкальных звукорежиссеров, мы опирались на приоритетные в современных условиях психолого-педагогические подходы в образовании:

Антропологический подход: студент является одновременно и объектом и субъектом культуры.

Культурологический подход: в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности человека являются не столько специальные знания или освоенные технологии, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Похожие диссертации на Формирование профессионально-личностной готовности у будущих специалистов по музыкальной звукорежиссуре