Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Пайдуков, Павел Васильевич

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки
<
Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пайдуков, Павел Васильевич. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пайдуков Павел Васильевич; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2013.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/605

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки 14

1.1 Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства 14

1.2 Дисциплины предметной подготовки как средство формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства 28

Выводы по первой главе

Глава 2. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, их теоретическое и практическое обоснование 66

2.1 Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки 66

2.2 Организация и анализ результатов экспериментальной работы 98

Выводы по второй главе 124

Заключение 128

Библиографический список 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, выдвинули проблему качественной подготовки будущих учителей, обладающих компетентностью в области преподаваемого предмета, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях конкурентности, открытости, динамизма системы образования, ее направленности на выполнение социального заказа в интересах государства, общества, семьи, человека.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость «развития системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей», развития творческой среды «для выявления особо одаренных ребят в каждой образовательной школе», «создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности». В решении этих задач большая роль отводится учителям изобразительного искусства, готовым на высоком уровне осуществлять процесс обучения изобразительному искусству, художественного образования и эстетического воспитания школьников, «вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность» (Национальная доктрина образования в Российской Федерации). В этой связи становится актуальной проблема повышения уровня подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства происходит при изучении дисциплин всех циклов подготовки. Ведущая роль принадлежит дисциплинам предметной подготовки, которые обладают высоким потенциалом в решении данной задачи и выступают как средство развития профессиональной компетентности.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях проблемы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах

  1. И. Байденко, А. А. Бусыгиной, Н. П. Гришиной, Н. Н. Долгих, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, М. Д. Ильязовой, В. В. Косарева, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лобановой, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др.

Идеи формирования профессиональной компетентности у учителей изобразительного искусства отображены в научных трудах Н. А. Долгих,

  1. Н. Дорошенко, С. И. Мокроусова, Е. А. Пановой, М. Ф. Рудзика и др.

Различные аспекты формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в условиях вуза рассмотрены в научных трудах В. Н. Банникова, Н. В. Басаревой, А. А. Булкина, Л. Л. Малинской, Е. А. Пановой, Н. Б. Смирновой, А. Р. Хайруллина и др.

Изучение научных работ показало, что в настоящее время нет единых взглядов на понятие «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», недостаточно разработанной остается проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между стоящей перед педагогическими вузами задачей повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения ее решения.

Вышеизложенное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки?

Необходимость разрешения вышеуказанного противоречия обусловила выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

Гипотеза исследования - формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки будет эффективным, если:

уточнена сущность и обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства;

определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

последовательно реализуется совокупность педагогических условий: 1) внедрение в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; 2) обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в формировании профессиональной компетентности; 3) компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, обосновать содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства.

    1. Определить основные критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

    2. Теоретически обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

    3. Экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

    Методологической основой исследования явились: диалектическая теория, обосновывающая активность творческого процесса, единство актуального и потенциального в развитии личности и становлении ее творческой индивидуальности; идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов, Е. Н. Шиянов и др.); компетентностный (В. И. Байденко,

        1. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской и др.), системный (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.), дея- тельностный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

        2. Л. Рубинштейн и др.), контекстный (Г. М. Андреева, А. А. Вербицкий, Г. В. Лаврентьев, Л. В. Львов и др.), личностно ориентированный (Д. Б. Богоявленская, Б. С. Гершунский, А. М. Новиков, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и интегративный (В. С. Безрукова, Б. С. Гершунский, А. Я. Данилюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер и др.) подходы.

        Теоретическую основу исследования составили:

        1. исследования по формированию компетентностей и компетенций личности (В. А. Адольф, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова,

          1. Л. Морозова, В. А. Ситаров, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.);

          работы, посвященные проблеме формирования профессиональной компетентности (А. А. Бусыгина, Н. П. Гришина, М. В. Денисова, И. А. Зимняя, М. Д. Ильязова, А. В. Казаков, В. В. Косарев, Н. Н. Костина и др.);

          общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя (В. И. Андреев, В. В. Анисимов, В. Г. Каташев, В. Г. Максимов,

          А. Мижериков, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, С. Ю. Темина, А. В. Тутолмин и др.);

          1. идея развития профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства (В. Н. Банников, Н. В. Басарева, А. А. Булкин, Н. А. Долгих, Н. Н. Долгих, Л. Л. Малинская, С. И. Мокроусов, Е. А. Панова, Н. Б. Смирнова, А. Р. Хайруллин и др.);

          2. труды, посвященные подготовке учителя изобразительного искусства (И. Б. Ветрова, Н. Н. Волков, О. М. Гущина, В. С. Кузин, Т. К. Мусалимов, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, С. П. Рощин, И. Р. Селигеева, Н. М. Сокольникова, В. А. Шушкина и др.).

          Методы исследования:

          1. теоретические: изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, классификация полученной информации, обобщение, моделирование;

          2. эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта преподавателей, анкетирование и интервьюирование, тестирование, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент;

          3. статистические: методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования.

          Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», в нем приняли участие 162 студента по специальности 050602.65 - «Изобразительное искусство» и 20 преподавателей.

          Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2013 год в три этапа.

          На первом этапе (2006-2007 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование темы и выявление состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте; проводился анализ нормативных документов, учебных планов, рабочих программ, психолого-педагогической и научно- методической литературы, учебно-методических пособий по теме исследования, определялся научный аппарат исследования; проводился констатирующий этап эксперимента.

          На втором этапе (2007-2012 гг.) была разработана программа экспериментальной работы; проведен формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

          На третьем этапе (2012-2013 гг.) было осуществлено сопоставление результатов исследования, обобщены и систематизированы экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, литературно оформлен текст диссертационной работы.

          Научная новизна исследования заключается в следующем:

          1. уточнена сущность понятия «профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства», что дополняет рассмотренные Л. Л. Малинской, С. И. Мокроусовым, А. Р. Хайруллиным подходы к определению данного термина;

          2. обосновано содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, включающее следующие ведущие компетенции: педагогическую, изобразительную, проектную, научно- исследовательскую, рефлексивную;

          3. определены основные критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства;

          4. теоретически выявлена и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

          Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его научные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе рассмотрены теоретические представления о сущности и содержании профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства; разработаны критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства; обоснована совокупность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

          Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал по проблеме исследования (методические рекомендации «Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки», программа спецкурса «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства», учебно- методическое пособие «Керамика») позволяют совершенствовать формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

          Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

          Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих системный, компетентностный, деятельностный, контекстный, личностно ориентированный и интегративный подходы; анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; комплексным характером методики исследования; логикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследования; проведением констатирующего, формирующего, заключительного этапов эксперимента; апробацией и внедрением результатов исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, а также опорой на личный педагогический опыт диссертанта.

          Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

          Теоретические положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на международных научно- практических конференциях «Современная педагогика: методология, теория, практика» (Чебоксары, 2011 г.), «Информационное пространство современной науки» (Чебоксары, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация системы эстетического образования» (Чебоксары, 2009 г.); межвузовской научно-практической конференции «Инновационные подходы к модернизации современного общества» (Чебоксары, 2010 г.); Интернет- конференции «Развитие педагогической науки в современной России: результаты исследований аспирантских школ» (Санкт-Петербург, 2013 г.), а также обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и яковлевоведения, декоративно- прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Материалы исследования внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

          Основные положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора (всего 9 работ общим объемом 7,65 п.л., из которых 3 - в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.).

          На защиту выносятся следующие положения:

          Профессиональная компетентность будущего учителя изобразительного искусства - это интегративное профессионально-личностное образование субъекта, обеспечивающее его готовность к осознанному и качественному осуществлению педагогической и художественной деятельности, эффективной организации художественного образования учащихся. В содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства входят следующие ведущие компетенции: педагогическая, изобразительная, проектная, научно-исследовательская, рефлексивная.

          В качестве основных критериев и показателей сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства определены: мотивационный критерий (положительная мотивация к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства, осуществлению художественной деятельности; потребность в творческом самовыражении при создании проектов, в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников, проведении рефлексии в художественной и педагогической деятельности; устойчивый интерес к организации проектной деятельности учащихся); когнитивный критерий (знания по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников; знания теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики, проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе с использованием компьютерной графики; знания теории и методики организации проектной деятельности школьников, о методологии и методах научно-педагогического исследования, рефлексии, ее организации в профессиональной деятельности); практический критерий (педагогические, изобразительные, проектные, исследовательские, рефлексивные умения и навыки). Уровни (высокий, средний, низкий) отражают динамику развития профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

          3. Эффективному формированию профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки способствует реализация следующей совокупности педагогических условий:

          внедрения в образовательный процесс модели формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой является спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»;

          обеспечения междисциплинарной интеграции общепрофессиональных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки;

          компьютерного сопровождения самостоятельной работы будущих учителей изобразительного искусства.

          Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

          Сущность и содержание профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства

          При разработки понятийного аппарата исследования, обратимся к анализу таких понятий как «компетентность» и «компетенция», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность специалиста», «профессиональная компетентность будущего учителя», «профессиональная компетентность будущего учителя учителей изобразительного искусства».

          Рассмотрим понятие «компетентность». В научных исследованиях вопросы формирования компетентности нашли отражение в работах В. И. Байденко [14], А. А. Деркача [63], Н.А.Долгих [65], Э. Ф. Зеера [70], И. А. Зимней [75], Д.А.Иванова [78], М. Д. Ильязовой [81], Н.Б.Козловой [89], О.А.Козыревой [90], Т.А.Крюковой [95], С. И. Мокроусова [112], А.Л.Морозовой [113], Э. Ф. Насыровой [115], Ю. Г. Татура [181], А. В. Тутолмина [187], А. В. Хуторского [195] и др.

          В педагогическом словаре дается следующее определение понятия «компетентность» - это уровень «готовности в определенной сфере деятельности, обладающий знаниями, умениями и навыками для достижения правильных и результативных решений» [132].

          Компетентность - «совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности» [142, 67]. A. В. Хуторской определяет компетентность как «владение, обладание личностью определенной компетенцией, а также личное отношение к ней...» [195].

          Д. А. Иванов понимает под «компетентностью, характеристику, даваемую личности в результате оценивания его эффективных действий, которые способствуют решению важных задач, а также проблем для данного сообщества. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным» [78, 6].

          М. Д. Ильязова рассматривает компетентность как характеризующие профессионально-личностные качества выпускника вуза и определяющие качество профессиональной деятельности, как способность, реализованная на практике [81, 10].

          Л. Л. Малинская полагает, что компетентность - это личная способность решать различные виды задач в определенной деятельности, для учителя изобразительного искусства - это собственный уровень развития художественно-творческой деятельности, владение практическими навыками работы в каком-либо виде изобразительной деятельности.

          Компетенция - это «способность применять знания, умения, навыки в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, для учителя изобразительного искусства - это способность применять педагогические и художественные знания, умения, навыки при руководстве художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе» [107, 29]. Дадим характеристику понятию «компетенция».

          С. И. Ожегов понимает под компетенцией «такую область вопросов, в которых человек хорошо осведомлен» [122]. B. И. Загвязинский рассматривает компетенцию «как обладание зна ниями, умениями, навыками и опытом в определенной сфере деятельности» [132]. В словаре по педагогике указывается, что «компетенция представляет собой совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которой человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [142,67]. По мнению И. А. Зимней, «компетенция представляет собой психологическое, внутреннее, сокрытое новообразование, которое включает представления, знания, программы действий проявляющихся в компетентности человека» [75].

          Г. К. Селевко понимает под понятием «компетенция» - способность выпускника достигать поставленные задачи.. .»[164].

          По мнению В. И. Байденко, компетенция - это «умение выполнять любую деятельность результативно на высоком профессиональном уровне в соответствии потребности рынка труда» [14].

          Проблемы формирования профессиональной компетентности раскрыты в работах В.А.Адольфа [2], В.Н.Банникова [16], М.В.Денисовой [62], Н.Н.Долгих [66], И. А. Зимней [75], М. Д. Ильязовой [81], Н.Б.Козловой [89], Н.Н.Костиной [93], Т.А.Крюковой [95], С. И. Мокроусова [112], Э. Ф. Насыровой [115], А. В. Тутолмина [187] Н. Л. Чеглякова [197] и др.

          Профессиональная компетентность (лат. professio - официально указанное занятие - от profiteor - объявлять своим делом; лат. competo - добиваться, соответствовать, подходить) - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию [203, 383].

          Профессиональная компетентность - это «не просто овладение педагогом системой знаний, умений и навыков, но также и умелое использование системы дидактических методов и приемов работы, умений и навыков педагогического общения» [126, 33].

          Н. А. Долгих трактует профессиональную компетентность «как интегральное личностное качество, заключающееся в способности и готовности учителя выполнять свою функцию, т.е. строить учебно-воспитательный процесс, где он мог самостоятельно входить в мировую художественную культуру» [65, 4-5].

          По мнению Н. Н. Долгих, профессиональная компетентность представляет собой «интегральную характеристику, системно организованное качество личности, представляющее собой личностно-субъективные, социально-личностные качества субъекта и его умения, ПК оказывается тесно связанной с такими категориями: профессиональная культура, профессиональное мышление, профессиональное самосознание и другими» [66, 139].

          М. Д. Ильязова утверждает под профессиональной компетентностью это «...интегральная, содержательно-процессуальная характеристика личности, определяющая успех профессиональной деятельности и ответственность за ее результаты» [81, 13].

          Под профессиональной компетентностью, Н. Л. Чеглякова понимает «фундамент, обеспечивающий основу творческой самореализации личности, создает условия проявления сущностных сил, личностных, художественных и педагогических способностей студентов» [197, 72].

          Под профессиональной компетентностью учителя Э. Ф. Насырова понимает «интегративное качество личности, предусматривающее овладение опытом профессиональной деятельности, формирование функциональной и личностной готовности студента в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки» [115, 40].

          Дисциплины предметной подготовки как средство формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства

          Дисциплина «Художественное оформление в школе» рассматривает на лекционных занятиях различные аспекты организации художественного оформления школьных интерьеров и экстерьеров в соответствии с тематикой и современными требованиями, предъявляемыми к созданию художественно-эстетической среды, комплексную организацию художественно-оформительских работ, виды художественного оформления (монументальное, наглядно-агитационное, праздничное, текущее), последовательность выполнения эскизов художественно-оформительских работ, физику и химию цвета, роль цвета в художественно-эстетической организации школьной среды, виды композиции, основные закономерности, средства композиции, масштаб и масштабность, ритм и ритмический рад, нюанс и контраст, симметрию и асимметрию, статику и динамику, свет и цвет, текстуру и фактуру используемого материала, фронтальную композицию в художественно-оформительском искусстве, ее основные закономерности и принципы построения, изобразительные средства: линия, форма, пятно, плоскость, рельеф, приемы и способы выделения главных элементов в композиции, зрительный центр композиции, главные и подчиненные элементы композиции, цвет фронтальной композиции и его связь с общим колористическим решением среды, виды фронтальных композиций, используемых в художественном оформлении школы, выбор места и масштаба композиции, цвет и освещение объемной композиции, функциональное и утилитарное назначение композиции, эргономические и конструктивные требования к объемным композициям в интерьер, ансамблевое решение объемных композиций, комплексную организацию интерьерной среды средствами ху дожественного оформления, комплексную организацию школьных интерьеров и территории школы, функциональное назначение и художественный образ среды, синтез искусств: архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства при создании глубинно-пространственных композиций, направленных на художественно-эстетическую организацию среды, значение художественного оформления в эстетическом, нравственном, трудовом, социально активном воспитании учащихся, основы методологии проектирования и его теоретическое обоснование, этапы проектирования: выдача проектного задания, сбор необходимой информации, материала, разработка художественно-концептуального решения, эскиза, выполнение чертежей, проект-модель или макет, выполнение проектной документации, изобразительную информацию, промышленную графику, историографию знаковой системы, современные системы знаковой визуальной коммуникации, пиктографические системы информации, символику, фирменный стиль и школа, школьные визуальные коммуникации, композиционное значение цвета в знаковой системе, его психофизиологическое, эмоциональное и функциональное восприятие, цвет как средство информации в знаковой системе.

          Дисциплина включает конкретные учебно-творческие задания, такие как «Разработка эскиза объемной композиции для оформления интерьера» (выполнение эскиза-макета в масштабе, образно-пластическое решение объемной композиции), «Разработка вариантов эскизов глубинно-пространственных композиций» (состав эскизного проекта: план, перспектива, развертка стен), «Графический эскизный проект и план глубинно-пространственной композиции» (работа выполняется по утвержденным эскизам), «Проект и цветовое решение глубинно-пространственной композиции» (выполнение эскиза-проекта глубинно-пространственной композиции в цвете, работа выполняется на планшете 55x75 (по ранее утвержденному эскизу и графическому решению)), «Эскизное проектирование композиции по художественному оформлению школы, университета» (выполняется по выбору: фронтальной, объемной или глубинно-пространственной), «Эскизная разработка информационного стенда для интерьера учебного заведения», «Эмблема (знак) для информационного стенда» (эскизный вариант композиционного решения эмблемы или знака), «Эскиз-проект информационного стенда с эмблемой (знаком) и шрифтовой композицией» (задание выполняется на планшете размером 55x75 см. в цвете), «Эскизная разработка оформления школьной сцены к торжественным датам и мероприятиям», «Эскиз-проект оформления школьной сцены».

          Дисциплина «Художественное оформление в школе» определена образовательным стандартом в качестве самостоятельного предмета для изучения на художественно-графических факультетах педвузов и способствует приобретению будущими учителями профессиональных навыков по декоративно-оформительскому и агитационно-массовому искусству с целью организации и практического руководства художественно-оформительскими работами в учебном классе и школе. Самостоятельная работа предполагает, наряду с изучением литературы, практическую художественно-графическую деятельность, направленную на использование творческого продукта на факультете, в университете и в школе, где студенты проходят педагогическую практику.

          Будущий учитель изобразительного искусства, на плечи которого в прямом смысле ложится эта работа, должен обладать знаниями и умениями в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-оформительского искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение).

          Занятия оформительскими работами по созданию художественно-эстетической среды в школе формируют эстетический вкус студентов, повышают уровень художественных знаний, умений и навыков, учат понимать и ценить произведения всех видов искусства, воспитывают уважение и любовь к труду, помогают приобрести определенные специфические умения и навыки использования различных технологических приемов.

          Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки

          Результаты диагностики показали, что 88,0 % студентов экспериментальной группы и 65,2 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности педагогической компетенции; 12,0 % и 34,8% студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности педагогической компетенции на констатирующем этапе эксперимента не оказалось (рисунок 19).

          Результаты диагностики показали, что 88,0 % студентов экспериментальной группы и 65,2 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности изобразительной компетенции; 12,0 % и 34,8 % студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности изобразительной компетенции на констатирующем этапе эксперимента не оказалось (рисунок 20).

          Результаты диагностики показали, что 48,0 % студентов экспериментальной группы и 60,9 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности проектной компетенции; 52,0 % и 34,8 % студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности проектной компетенции на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе составило 4,3 %, экспериментальной группе не оказалось (рисунок 21).

          Результаты диагностики показали, что 68,0 % студентов экспериментальной группы и 60,9 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности научно-исследовательской компетенции; 32,0 % и 39,1 % студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности научно-исследовательской компетенции на констатирующем этапе эксперимента не оказалось (рисунок 22).

          Результаты диагностики показали, что 72,0 % студентов экспериментальной группы и 78,3 % студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности рефлексивной компетенции; 28,0 % и 21,7 % студентов соответственно имеют средний уровень. Студентов с высоким уровнем сформированности рефлексивной компетенции на констатирующем этапе эксперимента не оказалось (рисунок 23).

          На констатирующем этапе эксперимента для принятия объективного решения об однородности экспериментальной и контрольной групп применялся критерий х2 К. Пирсона. Вычисления проводились по формуле: где Пі - количество студентов контрольной группы; п2- количество студентов экспериментальной группы; Xj и УІ - i-ые частоты первого - (х) и второго - (у) ряда данных; m - количество интервалов. Расчетные значения сравнивались с критическим 5,99 при заданном уровне значимости, а = 0,05 и числе свободности 2. Результат расчета %2 составляет 0,279521, который меньше критического, поэтому следует вывод, что сравниваемые экспериментальная и контрольная группы однородны, эксперимент можно проводить.

          Значение общего хи-квадрат-критерий по отдельным компетенциям в КГ и ЭГ группах на констатирующем этапе эксперимента

          Средний уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства проявлялся у тех, кто занимался в школьные годы в художественной школе и имел опыт научно-исследовательской работы по предмету «Рисование», «Информатика», «Технология».

          Проведя констатирующий эксперимент, мы перешли к формирующему этапу экспериментальной работы. Его задачей стала проверка эффективности выявленной совокупности педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки: - внедрение в образовательный процесс модели формирования профес сиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки, содержательной основой которой являет ся спецкурс «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства»; - обеспечение междисциплинарной интеграции общепрофессиональ ных, факультативных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в формировании профессиональной компетентности у будущих учителей изо бразительного искусства; - компьютерное сопровождение самостоятельной работы будущих учи телей изобразительного искусства. В рамках формирующего эксперимента нами было осуществлено внедрение данных педагогических условий в учебный процесс художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (см. параграф 2.1).

          В ходе эксперимента мы систематически отслеживали промежуточные результаты экспериментальной работы, определяли степень выполнения программы эксперимента, уровень сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в экспериментальной и контрольной группах.

          На основе полученных результатов вносили корректировку в процесс формирования профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки.

          Итоговый срез уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства мы провели на заключительном этапе эксперимента.

          Результаты итогового среза сравнивались с данными диагностики полученными на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

          Данные диагностики показали, что в экспериментальной и контрольной группах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства.

          Согласно данным диагностики, произошло значительное превышение уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.

          Приведем конкретный пример работы со студенткой Олей Ш., имеющей на констатирующем этапе низкий уровень сформированности профессиональной компетентности. Студентка Оля Ш., была определена в экспериментальную группу, в начале эксперимента не проявляла интереса к дисциплинам предметной подготовки. Практические задания выполняла не уверенно с помощью преподавателя. Положительное в Оле то, что она быстро училась новому, проявляла трудолюбие, старание и желание в изготовлении керамических творческих изделий. Отрицательное то, что не всегда присутствовала на занятиях. После выполнения первого задания, а именно творческого проекта с применением компьютерной технологии у студентки появилось огромное желание выполнять задания такого же плана. Студентка стала посещать все занятия с большим интересом. Оля пожелала выполнить свой будущий дипломный проект по дисциплине «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом». К концу эксперимента она имела средний уровень сформированности профессиональной компетентности.

          Организация и анализ результатов экспериментальной работы

          Педагогическая компетенция будущего учителя изобразительного искусства проявляется в способности решать педагогические задачи и проблемы в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования.

          В структуре педагогической компетенции будущего учителя изобразительного искусства входят следующие компоненты: 1) мотивационный (социально значимые мотивы, потребность в профессиональной деятельности); 2) когнитивный (система знаний по педагогике, технологии обучения и воспитания школьников разных возрастов, теории и методике обучения изобразительному искусству, художественному образованию школьников и др.); 3) практический (совокупность навыков использования современных образовательных технологий, умений определять цели, отбирать содержание, организовывать, оценивать результаты образовательного процесса, а также художественной деятельности школьников и др.).

          Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства способствует пониманию знания закономерностей практической реализации визуальных художественных образов на плоскости (лист бумаги, деревянная доска, экран монитора и т.д.), в реальном и виртуальном пространстве (интерьер класса, выставочный зал и т. д.), которые применяются в различных видах изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция, компьютерная графика, скульптура, керамика и т. д.); умению создавать собственные эстетически значимые продукты с помощью различных художественных материалов (кисти, краски, дерево, глина, бумага, виртуальный программный инструментарий и т. д.) с учетом требований стиля, видов и жанров изобразительного искусства (С. И. Мокроусов).

          Изобразительная компетенция будущего учителя изобразительного искусства предполагает наличие следующих компонентов: 1) мотивационного (социально значимые мотивы, потребность в осуществлении художественной деятельности и др.); 2) когнитивного (система знаний теоретических основ живописи, рисунка, скульптуры, черчения, композиции, перспективы, деко 129 ративно-прикладного искусства, народных промыслов, художественного оформления в школе, компьютерной графики и др.); 3) практического (совокупность умений и навыков писать гуашью, акварелью, маслом, работать углем, сангиной и другими художественными материалами, компьютерными графическими программами, создавать произведения искусства, изделия несколькими техниками, приемами и средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства (лепка, резьба, роспись, художественные шрифты и др.), компьютерные графические изображения, оформлять изделия и экспонировать их на выставке-просмотре и др.).

          Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает его способность и готовность самостоятельно разрабатывать и реа-лизовывать проект в художественной и педагогической деятельности, организовывать проектную деятельность школьников.

          Проектная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает: 1) мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, интересов к осуществлению проектной деятельности, таких как потребность в творческом самовыражении при создании проектов, интерес к организации проектной деятельности учащихся и др.); 2) когнитивный (система знаний проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, технологии разработки проектов художественного оформления в школе; теории и методики организации проектной деятельности школьников и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков проектирования изделий в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умения разрабатывать проекты художественного оформления в школе, организовать проектную деятельность школьников и др.).

          Научно-исследовательская компетенция будущего учителя изобразительного искусства п роявляется в способности организовывать исследовательскую деятельность в области обучения школьников изобразительному искусству и их художественного образования, во владении системой иссле 130 довательских знаний и умений видеть проблемы и решать их на основе выдвижения и обоснования гипотез, выполнять эксперимент, статистически обрабатывать эмпирические данные, обосновывать выводы, представлять результаты исследования, организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

          В научно-исследовательскую компетенцию будущего учителя изобразительного искусства входят: 1) мотивационный (потребность в научно-педагогических исследованиях в области художественного образования школьников и др.); 2) когнитивный (система знаний о методологии и методах научно-педагогического исследования и др.); 3) практический (совокупность умений планировать, собирать информацию и обрабатывать ее, организовывать, оформлять итоги исследования в области художественного образования детей; умения организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся и др.).

          Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства позволяет ему наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает саморазвитие, профессиональный рост, творческий подход, результативность профессионально-педагогической деятельности.

          Рефлексивная компетенция будущего учителя изобразительного искусства включает следующие компоненты: 1) мотивационный (потребность применения рефлексии в художественной и педагогической деятельности и др.); 2) когнитивный (систему знаний о сущности рефлексии и ее организации в профессиональной деятельности и др.); 3) практический (совокупность умений и навыков критически оценивать процесс и результаты своей профессиональной деятельности, вносить в нее коррективы, осознавать необходимость самосовершенствоваться, профессионально расти и др.).

          На основе выявленной структуры мы определили критерии и показатели сформированности профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства:

          Похожие диссертации на Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки