Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Сафина Людмила Александровна

Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования
<
Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафина Людмила Александровна. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Казань, 2004 204 c. РГБ ОД, 61:05-13/144

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы и особенности профессиональной деятельности и образования дизайнера

1.1. Становление и развитие дизайна как профессиональной деятельности 11

1.2. Современные и перспективные требования к профессиональной компетентности дизайнера 29

1.3. Отечественный и зарубежный опыт подготовки дизайнеров 48

Выводы к первой главе 66

Глава 2. Теоретические и методические основы формирования творческого стиля деятельности дизайнеров в системе дополнительного профессионального образования

2.1. Сущность и особенности дополнительного профессионального образования в современных условиях 68

2.2. Сущность творческого стиля деятельности дизайнера и особенности его формирования 87

2.3. Психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности

дизайнера в системе дополнительного профессионального образования 117

2.4. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 163

Выводы ко второй главе 177

Заключение 179

Библиография 185

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие общества во многом зависит от уровня промышленной культуры, которая определяет качественный показатель окружающей нас предметной среды. Одежда, здания, интерьер, потребительские товары, промышленное оборудование, полиграфическая продукция - все то, что мы называем «второй природой», является продуктом дизайна; именно дизайн наделяет предметную среду культурными качествами и играет важнейшую роль в становлении новой промышленной культуры.

Современный дизайн, в свою очередь, определяет уровень проектной культуры, воспроизводимой системой образования. В качестве элемента общей культуры и общего образования дизайн получил широкое распространение на Западе. В России профессия "дизайнер" получила официальное признание относительно недавно, поставив перед системой образования сложную задачу не только подготовки квалифицированных специалистов-дизайнеров, но и повышения их квалификации, а также необходимость организации переподготовки специалистов смежных специальностей, имеющих определенный опыт и желание в приобретении новой профессии.

В этой связи важное значение приобретает дополнительное профессиональное образование в области дизайна. Проблемам дополнительного профессионального образования, образованию взрослых посвящено немало исследований. В работах А.К.Бруднова, В.В.Безлепкина, В.И.Байденко, Л.И.Виноградова, ЯЯ.Злотниковой, С.И.Змеева, А.М.Новикова и других раскрыты теоретические основы дополнительного образования. Однако особенности дополнительного профессионального образования дизайнеров не являлись предметом научных исследований.

Особенностью профессиональной деятельности дизайнера является большой удельный вес творческой составляющей. Продуктом дизайнерской деятельности являются новые, оригинальные решения, придающие искусственным объектам и промышленным товарам культурную ценность. Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности дизайнера является творческий стиль его деятельности.

Психологические аспекты творчества исследовались Л.С.Выготским, В.М.Кролем, А.М.Матюшкиным, Я.А.Пономаревым, С.Л.Рубинштейном, Б.Н.Тепловым, Р.Х.Шакуровым и др., в частности, проблемам развития творческих способностей посвящены работы ДХилфорда, К.Роджерса и др. Условия, средства и методы активизации творческого начала личности обоснованы в исследованиях Г.С.Альтшуллера, Д.Б.Богоявленской, В.В.Давыдова, М.М.Зиновкиной, СД.Смирнова, Д.В.ЧерНилевского и др. Проблемы формирования индивидуального стиля деятельности исследованы в тру- дах В.С.Мерлина, Е.А.Климова, А.К.Байметова и др. Исследования Н.Ю.Посталюк, В.А. Сластенина, В.Ф.Худякова, Е.М.Чибиревой раскрывают структуру и логику формирования творческого стиля деятельности специалиста.

Исследования, посвященные различным аспектам подготовки дизайнеров, немногочисленны. Так, исследование В.Ф.Сидоренко посвящено введению в программу дизайнерского образования а специализированных школах соответствующих методов познания. Исследование теоретических концепций дизайна, разработанных зарубежными специалистами, выполнено В.Р.Ароновым. Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская в своих исследованиях раскрывают некоторые проблемы организации и концептуальные основы дизайн-образования. В диссертационном исследовании М.В.Мухутдинова разработаны дидактические условия дифференцированной профессиональной подготовки дизайнера в художественном ССУЗ.

Анализ теории и практики дизайн-образования позволил нам выделить ряд проблем, которые оказывают серьезное влияние на качество профессиональной подготовки дизайнеров. Требования к профессиональной компетентности дизайнера отличаются повышенной изменчивостью, что обусловлено динамикой потребностей рынка. Дизайн-образование в России сложилось сравнительно недавно и не имеет общепризнанной методологии обучения (в вузах кафедры дизайна начали появляться только в последние 10 лет). В организации базового дизайн-образования в вузе преобладает традиционный зна-ниевый подход и решение типовых профессиональных задач. В связи с этим, учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на высококвалифицированных специалистов, способных качественно и творчески решать сложные, в большинстве своем нестандартные профессиональные задачи, представляется целесообразным использовать возможности дополнительного образования в повышении квалификации работающих специалистов с ориентацией на развитие у них творческого стиля деятельности. Данная идея не являлась предметом специальных исследований.

Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной необходимостью целенаправленного формирования творческого стиля деятельности дизайнера как ключевой характеристики его профессиональной компетентности, обеспечивающей создание востребованных рынком инновационных продуктов., и неразработанностью психолого-педагогических условий эффективного формирования данного профессионально значимого качества в условиях дополнительного профессионального образования.

Данное противоречие позволяет сформулировать основную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования творческого стиля дея- тельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования в условиях возрастающей потребности общества в инновационных продуктах его деятельности.

Объект исследования - процесс формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности дизайнера как ключевой характеристики его профессиональной компетентности.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования - формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

Направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности.

Формирование содержания обучения как гибкой, открытой, вариативной системы, имеющей блочно-модульную структуру, отражающую логику формирования творческого стиля деятельности и позволяющую учитывать образовательные потребности и возможности взрослых обучаемых, их профессиональный опыт и возрастные особенности.

Организация обучения на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и осознанно выбирать собственную траекторию

Использование текущего психологического сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую, коррекционную, реабилитационную, стимулирующую и развивающую функции.

Реализация преподавателями системы дополнительного профессионального образования творческого стиля в своей профессионально-педагогической деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования;

На основе проблемного анализа становления и развития дизайна выделить основные характеристики современной профессиональной деятельности дизайнера и перспективы ее развития.

Выявить и систематизировать современные подходы и особенности базовой и дополнительной подготовки дизайнеров в России и за рубежом.

Разработать и обосновать психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности будущих дизайнеров в системе дополнительного профессионального образования.

Определить комплекс средств диагностики для оценивания сформированно-сти творческого стиля деятельности дизайнеров.

Экспериментально проверить эффективность пснхолого-педагогических условий формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования.

Методологической основой исследования являются: общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета порождающих то или иное явление факторов, предполагающий исключение субъективности, односторонности в подборе и оценке фактов; теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; тенденции социально-экономического развития и научно-технического прогресса; идеи формирования личности, становления профессионала.

Частнометодическую базу исследования составили теоретические положения и выводы педагогической и психологической науки о системном подходе к исследованию и интерпретации педагогических явлений (В.П. Беспалько, А.А.Кирсанов, Н.Ф.Талызина и др.), концепция системы непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, А.Н.Новиков и др.), концептуальные положения о формировании личности (П-ЯТальперин, В.М.Кроль и др.), теоретические основы творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, Н.Ю.Посталюк, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), теоретические основы организации творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, Д.В.Чернилевский, И.С. Якиманская и др.), концепция ключевых квалификаций и компетенций (Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.К. Маркова), идеи, посвященные методам обучения (А.А.Вербицкий, В.В.Давыдов, М.И.Махмутов, П.АЛОцявичене и др.), концепции и технологии обучения взрослых (М.Т. Громкова, С.И.Змеев, Ю.Н.Кулюткин и др.), методы диагностики творческого развития личности (ДХилфорд, П.Торренс, Е.А.Туник и др.).

Исходные позиции базируются на системном подходе к педагогическому процессу.

Методы исследования. В процессе исследования в соответствии с его целями использовались: теоретические методы - теоретический анализ предмета и проблемы исследования, моделирование и проектирование процесса обучения, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебно-методической документации, включенное наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, педагогический эксперимент, статистические методы обработки и интерпретирования результатов эксперимента.

Этапы исследования: Исследование выполнялось с 2000 г. по 2004 г. в Российско-итальянской высшей школе (РИВШ) "Стиль" Казанского государственного технологического университета. При этом был использован личный опыт работы диссертанта в качестве заместителя директора школы и преподавателя ряда дисциплин. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определялись предпосылки исследования; формировались цели, задачи, гипотеза научного поиска; разрабатывались программа и методика констатирующего эксперимента. Проводился констатирующий эксперимент и обобщались его результаты.

На втором этапе (2001-2003гг.) на основе теоретической базы были определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности как ключевой характеристики профессиональной компетентности дизайнера; разрабатывалась методика; проводился эксперимент и обобщались его результаты.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) был завершен формирующий эксперимент; проводилось обобщение результатов исследования, их статистическая обработка; корректировался комплекс психолого-педагогических условий, формировались выводы, осуществлялось написание диссертации.

Новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

1, Раскрыты особенности творческого стиля деятельности дизайнера, включаю щие устойчивую творческую направленность, высокую мотивацию к успеху, развитое образное мышление, художественные и проектные способности.

2. Определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного про фессионального образования, способствующие формированию его компетент ности адекватной требованиям динамично развивающейся профессиональной деятельности: направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения на саморазвитие обучаемых, реализацию их творческого потенциала и формирование творческого стиля деятельности дизайнера; формирование содержания обучения как гибкой, открытой, вариативной системы, имеющей блочно-модульную структуру, выражающую логику формирования творческого стиля деятельности и позволяющую учитывать образовательные потребности и возможности взрослых обучаемых, их профессиональный опыт и возрастные особенности; организация обучения на основе индивидуального подхода к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке и осознанно выбирать собственную траекторию обучения и формирования творческого стиля деятельности; использование текущего психологического сопровождения процесса обучения, реализующего диагностирующую (определение индивидуальных особенностей личности обучающегося, выявление "барьеров" к выполнению творческой деятельности); коррекцнонную (преодоление "барьеров" и затруднений в развитии творческого стиля деятельности); реабилитационную (восстановление уверенности в своих творческих способностях, создание ситуации успеха); развивающую ("выращивание" творческих способностей путем использования средств арт-терапии) функции; реализация преподавателями системы дополнительного профессионального образования творческого стиля в своей профессионально-педагогической деятельности, способствующего выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся в соответствии с их возможностями и потребностями.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах диссертантом разработаны, апробированы и внедрены в педагогический процесс РИВШ "Стиль" КГТУ система творческих задач, направленная на раскрытие творческого потенциала личности обучаемых; содержание учебных дисциплин, способствующее формированию профессионально значимых характеристик дизайнера; методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий формирования творческого стиля деятельности дизайнеров и повышения эффективности дизайн-образования взрослых. Предлагаемые подходы и методические решения могут быть использованы преподавателями для формирования профессионально значимого творческого стиля деятельности дизайнеров в системе дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся:

Особенности творческого стиля деятельности дизайнера как ключевой характеристики его профессиональной компетентности, обеспечивающей создание востребованных рынком инновационных продуктов.

Комплекс психолого-педагогических условий формирования творческого стиля деятельности дизайнера в условиях дополнительного профессионального образования, учитывающих его возможности и особенности для повышения профессиональной компетентности.

Доказательство того, что разработанные психолого-педагогические условия позволяют эффективно формировать творческий стиль деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования, повышая тем самым эффективность его профессиональной деятельности и , в конечном итоге, качество инновационных продуктов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась определением исходных теоретико-методологических позиций; анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта; применением методов исследования, проверенных на надежность и валидность; результатами опытно-экспериментальной работы; качественным анализом результатов исследования с опорой на фундаментальные методические и теоретические положения педагогической науки, собственным опытом работы автора в качестве преподавателя факультета легкой промышленности КГТУ и системы дополнительного профессионального образования. Большое значение для исследования имело непосредственное наблюдение и изучение состояния дизайн-образования в России и Италии, стажировка в школе дизайна в г.Урбино в Италии,

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Российско-итальянской высшей школе "Стиль" Казанского государственного технологического университета, проводящей обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе "Дизайн". Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры методологии инженерной деятельности, кафедры технологии и конструирования швейных изделий КГТУ; докладывались на межвузовской научно-методической конференции "Актуальные проблемы технологического образования" (Казань, 2000 г.), научно-методической конференции "Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования" (Казань, 2002 г.), научно-технической конференции, посвященной 100-летию технического образования (Казань, 2002 г.), X Всероссийской научно-практической конференции "Духовность, здоровье и творчество в системе мониторин- га качества образования" (Казань, 2002 г.), Всероссийской научно-методической конференции "Структурно-функциональные методические аспекты деятельности университетских комплексов" (Казань, 2002 г.), научно-методической конференции "Инновационный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования" (Казань, 2003 г.), научно-практической конференции "Взаимодействие образовательных структур и учреждений культуры в региона в системе непрерывной подготовки специалистов социокультурной сферы и искусства" (Казань, 2003 г.), на республиканских школах молодых ученых и аспирантов (2002, 2003 гг.), на заседании ассоциации промышленников "Большая Волга" (2001г.); использовались при проведении мастер-классов в учебных заведениях профессионального образования.

Материалы исследования взяты за основу при реализации проекта Европейской организации ТАСИС "STYLE" совместно с Университетом моды в г.Урбино (Италия, 2001г.), при разработке методики подготовки дизайнеров в системе дополнительного профессионального образования и получили высокую оценку европейских экспертов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Становление и развитие дизайна как профессиональной деятельности

Обоснование специфических целей дизайн-обучения должно основываться на глубоком изучении дизайна как профессиональной деятельности. Именно специфика профессиональной деятельности оказывает влияние на выбор содержания и определение условий процесса обучения.

Проследим путь развития дизайна как вида профессиональной деятельности и его влияние на развитие производства. Сегодня дизайн является основным показателем качества жизни, показателем уровня современной промышленной культуры. Промышленная культура представляет собой важнейший фактор, влияющий на развитие производства и общества в целом. Уровень промышленной культуры определяет качественный показатель предметной среды, включающей в себя здания, автострады, потребительские товары, промышленное оборудование, полиграфическую продукцию и все то, что мы называем «второй природой» или «миром вещей». Данная среда формировалась десятилетиями и развивалась по принципу создания и изготовлений «лучшего образца». Важнейшая установка социального заказа ориентация дизайна на проблемы создания среды обитания человека в обществе.

Промышленный дизайн делает продукцию массового производства привлекательной для потребителей и выгодной для изготовителей. Цель дизайна, сочетая конструкцию, материалы и форму таких простых предметов, как стакан или таких сложных как автомобиль, сделать их недорогими в изготовлении, удобными в употреблении, привлекательными для глаз и приятными на ощупь. Таким образом, современный дизайн наделяет предметную среду культурными качествами. В настоящее время речь идет о новой промышленной культуре, в становлении которой дизайну принадлежит важнейшая роль.

В основе любого промышленного производства лежит проектная деятельность, что неразрывно связано с понятием дизайна. Обратимся к понятийному аппарату нашего исследования: «Дизайн (от design — проектировать, чертить, задумывать; проект, план, рисунок) — разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды». /86/

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов - изделий, средовых объектов, полиграфической продукции И Пр.

Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому "designare" определять, обозначать. Итальянское "disegno" со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи, В Англии понятие "design" распространилось в 16 веке. Этимология англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся «проектно-графические» трактовки; набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, - понятия «предвосхищающие»: план, предположение, замысел, намерение. Это широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью соответствует обозначению дизайна как нового вида проектной деятельности.

Первоначальные представления о дизайнерской деятельности как о единстве ремесла и искусства, характеризуются понятием „красота есть приложение к утилитарным предметам". Такое наивное воззрение сегодня представляет собой явный анахронизм, далекий от современных представлений о дизайнерской проектной деятельности. Феномен проектной культуры, ставший остроактуальным именно для культуры 20 века - это все пронизывающая проектность. Отсюда термин и понятие „проектная культура", обозначающие этот феномен и угол зрения на культуру. Феномен „проектной культуры" сопряжен с проектной деятельностью, цель которой - "положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде". Именно проектная культура является неотъемлемой частью промышленной культуры как способа материального освоения действительности. /106, С. 26 /

Анализ становления и развития дизайна позволил выделить несколько этапов, для которых характерны определенные цели и задачи, стоящие перед ним в разные периоды его развития. Предыстория дизайна уходит корнями в начало человеческой истории вообще. Всюду, где человек заботился об облике своих вещей, организовывал из них свой ближайший мир, формировались предпосылки возникновения дизайна. Однако, распространять его на эпохи, предшествовавшие нашей, было бы всего лишь модернизацией. Для формирования дизайна в современном его понимании были необходимы определенные условия, потребности и установки.

Промышленная революция конца 18 века и начала 19 века привела к замене мануфактурного ремесленного производства крупной машинной промышленностью, появлению нового, по сути технического мира, к массовому производству наукоемкой техники, разнообразных дешевых и высококачественных товаров. Историки выделяют три основных этапа в промышленной революции: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении.

Современные и перспективные требования к профессиональной компетентности дизайнера

Особенности профессиональной деятельности дизайнера определяют требования к его профессиональной компетентности, которые в свою очередь влияют на организацию подготовки специалиста. Так требования к профессиональной компетентности дизайнера необходимы для определения специфических целей дизайн-обучения и, следовательно, психолого-педагогических условий их достижения, включающих организацию содержания, выбор форм и методов профессиональной подготовки. Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту. Требование к компетентности специалиста является главным в определении его конкурентоспособности на рынке труда.

Обратимся к понятийному аппарату. Профессиональная компетентность определяется в Большой Советской Энциклопедии как некое подтверждающее право принадлежности к определенной группе специалистов. В отечественной педагогике в большинстве случаев термин "компетентность" употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма специалиста. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения компетентности как "углубленного знания", "состояния адекватного выполнения задачи", "способности к актуальному выполнению деятельности" и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. /15/

Теоретическое осмысливание данного термина в последние годы (Э.Ф. Зеер, А.К.Маркова, П.В. Симонов) привело к выводу о том, что компетентность - это не просто обладание знаниями (в таких случаях мы говорим об эрудиции, осведомленности), это скорее "способ выполнения профессиональной деятельности" /42, С.49/, "потенциальная готовность решать задачи любого уровня сложности со знанием дела" /103, С.59/, а также "обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции" /67, С.22/. Существуют и подходы, где компетентность определяется, как правомерность решать вопросы, уполномоченность ведать определенными делами.

А.К. Маркова определяет профессиональную компетентность как "сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции". /67/ По определению В.А. Сластенина понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и характеризует его профессионализм. /105/ Это означает, что компетентный специалист должен не только знать существо проблемы, но и уметь решать ее практически, что обуславливает необходимость формирования учебно-познавательных умений (типовых, логических, эвристических, творческих и др.), которые, специализируясь в ходе решения профессиональных задач, выступают в качестве профессионально-значимых. Таким образом, компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

Итак, определить термин "профессиональная компетентность" достаточно сложно, так как он охватывает многие стороны личности, но все авторы сходятся в том, что профессиональная компетентность, являясь интегральным качеством личности, имеет обобщенную модель. Для того чтобы составить эталонную модель или модель специалиста необходимо опираться на изучение самой деятельности.

В настоящее время много говорится о профессиональной компетентности дизайнера, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению дизайнерской деятельности и характеризует его профессионализм. Под «профессиональной компетентностью дизайнера», как и любой другой, понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, отражающих профессиональную квалификацию и некие личностные, индивидуальные особенности (способности) для реализации данной профессиональной деятельности.

Таким образом, для проектирования структуры и содержания профессиональной компетентности дизайнера важно привести основные особенности данной профессиональной деятельности.

Обратимся в очередной раз к характеристике специалиста, записанной в Государственном стандарте: «Дизайнер - специалист по художественному проектированию изделий, предметов с целью формирования их эстетических и функциональных качеств для серийного производства и эксклюзивного исполнения. Дизайн - (от англ. Design - замысел, проект, рисунок, чертеж) термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности. В узком смысле дизайн - художественное конструирование, проектирование эстетического облика промышленных изделий». /106/

Дизайн определяется как проектная деятельность, основанная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными и создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании. Освоение проектной деятельности и должно явиться стержневой характеристикой профессионала, поскольку способности и знания дизайнера реализуются лишь в его деятельности.

Современная точка зрения на проектирование состоит в том, что оно воспринимается не только как наука или искусство. По определению Е.Солтана, проектирование - это сложный вид интеллектуальной деятельности, в которой успех зависит от правильного сочетания этих двух средств познания. Вероятность добиться успешного результата путем отождествления проектирования с одним из них слишком мала.

Основываясь на исследованиях, проведенных Р.Ф.Мухутдиновым: «Процесс проектирования в дизайне - это формирование мысленного образа, осмысление будущей композиции, предшествующее непосредственной работе по ее воплощению в материале». /76/

По мнению Р.А.Степучева: «Проектирование одежды (костюма) - один из наиболее сложных и утонченных видов дизайнерской деятельности, связанной непосредственно с самим человеком».

Таким образом, дизайнерскую деятельность можно отнести к типу (виду) шчно-стно-опосредственной деятельности, т.е. сама личность дизайнера выступает в этом как один из инструментов этой деятельности.

Под моделью специалиста ученые педагоги понимают совокупность характеристики общественных и профессиональных качеств специалиста, его социально-психологических свойств, обеспечивающих ему социально-профессиональную активность. Наибольшее распространение в настоящее время получила концепция, в которой в основу построения модели положена деятельность специалиста.

Исходя из рассмотренных определений дизайнерской деятельности, мы пришли к выводу, что дизайнерская деятельность- это проектная деятельность, в основе которой лежит творческий подход к достижению целей.

Сущность и особенности дополнительного профессионального образования в современных условиях

Для нашего исследования особый интерес представляют особенности протекания учебного процесса, преимущества использования тех или иных средств, методов и форм обучения в системе дополнительного профессионального образования. Обратимся к понятийному аппарату исследования.

Ввести элементарное определение понятия "дополнительное образование" можно путем двух словарных определений: "дополнительное11 - являющееся дополнением к чему-нибудь и "образование" - совокупность знаний, полученных специальным обучением. Объединение этих определений позволяет рассматривать "дополнительное образование" как совокупность знаний, полученных специальным обучением, являющихся дополнением к ранее полученным и расширяющих эти знания.

Дополнительное образование является частью системы образования в России и представляет собой сферу образовательных услуг. Дополнительное профессиональное образование представляет совокупность соответствующих образовательных программ, сети, реализующих их образовательных учреждений и управляющих структур в лице отраслевых и региональных органов управления и Управления дополнительного образования Госкомвуза России, координирующего их деятельность. Согласно закону РФ «Об образовании»: «... Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Осуществляется оно учреждениями дополнительного образования: институтами, факультетами, курсами, центрами повышения квалификации...». / 40 /

В ряде исследований (В.В. Безлепкин, В.В. Власов и другие) дополнительное образование определяется как "возможность добровольного выбора человеком направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных образовательных программ, времени и темпа их освоения; многообразие видов деятельности с учетом интересов и желаний, способностей и потребностей человека; личностно-деятелъностный подход к организации образовательного процесса, способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределения человека". / 9 /

А.К. Бруднов относил дополнительное образование "к сфере наибольшего благоприятствования для становления личности", отмечал, что "в его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ученика", что "это мощное средство для развития личности, развития познавательной мотивации и творческих способностей".

Таким образом, законом, по существу, фиксируются ограниченные возможности других видов образования, а на дополнительное по мнению Л.Д. Столяренко, М.Т. Гром-ковой, В.А.Сластенина и др.- возлагаются задачи компенсации недоработок, повышения квалификации кадров. В связи с поступательным развитием науки, техники и технологий, переподготовки кадров. Если уровень подготовки специалиста со средним и высшим образованием по-прежнему ориентирован на усвоение определенного объема информации, без особого внимания самоопределяться и овладевать способами деятельности, то система дополнительного профессионального образования взяла на себя немалый блок проблем профессионализма современного специалиста. I 111 /, / 30 /, /105 /

Законодательно категория "дополнительное образование" введена в законе Российской Федерации "Об образовании" в 1992 году. Ст. 14 "Общие требования к содержанию образования", ст.26 "Дополнительное образование" и ст.45 "Платные дополнительные образовательные услуги государственного, муниципального образовательного учреждения" закона "об образовании" отражают представленность понятий "дополнительное образование", "дополнительные образовательные услуги", "дополнительные образовательные программы". / 40 /

Объект нашего исследования относится к "дополнительным образовательным услугам", является составной частью общей системы дополнительного образования по следующим основаниям:

По тмиу-государственное,

По уровню образования - профессиональное,

По виду деятельности - профессиональная переподготовка, повышение квалификации (учебное),

По продолжительности-краткосрочное,

По формом-групповое или разновозрастное,

По виду учреждения - институт повышения квалификации,

По профилъности - однопрофильное,

По оплате - платное. Многими исследователями признается кризисное состояние систем образования. При этом отмечаются: отрыв обучения от жизни, расплывчатость целей обучения, статичность содержания, канонизация традиционных учебных дисциплин, негибкость учебных планов, косность традиционных методов и форм обучения и др. Все это находит отражение как в субъективных, так и в объективных данных: например, 60% выпускников вузов считают, что фундаментальные знания, полученные ими, не пригодились в реальной профессиональной деятельности, 90% недовольны подготовкой в вузе по ЭВМ, почти 100% считают неудовлетворительным уровень выполнения дипломных проектов. /117/

Похожие диссертации на Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования