Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Казаринова, Татьяна Александровна

Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки
<
Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казаринова, Татьяна Александровна. Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2005. - 162 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

1. Проектирование музыкальной деятельности школьников будущими учителями начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже

1.1. Проектировочная деятельность учителей начальных классов как педагогическая проблема 14

1.2. Организации музыкальной деятельности школьников учителями начальных классов 29

1.3. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже 41

Выводы по первой главе 56

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников

2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 58

2.2. Методика формирования у студентов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников 75

2.3. Контрольный этап и результаты опытно-экспериментальной работы 103

Выводы по второй главе 116

Заключение 118

Список литературы 120

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из задач общеобразовательной
школы является формирование духовного мира ребенка, развитие его
эстетических чувств. Применению искусства в системе обучения и
воспитания школьников, в том числе учащихся начальной школы,
придавали большое значение педагоги прошлого и настоящего
(Д.Б.Кабалевский, П.Ф.Каптерев, Е.В.Квятковский, Н.М.Ковин,
Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский,

А.А.Шеншин). Специальные исследования (Е.А.Адамович, И.П.Глинская,
В.Г.Горецкий, Н.Л.Гродзенская, Е.С.Жарикова, М.А.Завадская, Л.В.Занков,
Е.И.Игнатьев, В.Н.Кириенко, Е.Д.Критская, М.А.Омарокова,

П.Н.Салтыкова) выявили два эффективных пути применения искусства в процессе обучения школьников: изучение искусства на дисциплинах данной предметной области (музыка, литература, изобразительное искусство) и включение различных видов искусства, в том числе и музыкального, в другие школьные дисциплины и внеучебную деятельность. В связи с этим рядом авторов (Л.А.Безбородова, Л.В.Горюнова, М.С.Осеннева, В.Н.Шацкая) выделяются такие направления работы учителя начальных классов по организации музыкальной деятельности школьников, как музыкально-просветительское и художественно-образовательное. Первое направление предполагает включение музыкального искусства во внеучебную деятельность младших школьников, второе - в содержание различных уроков: изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.

В квалификационных требованиях государственного

образовательного стандарта среднего профессионального образования указывается на необходимость профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к реализации данных направлений деятельности, для чего учитель «должен знать содержание и... владеть умениями организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях» [44. С.6].

Анализ работы и результаты опросов будущих учителей начальных классов относительно применения музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе в начальной школе свидетельствуют о наличии у них трудностей в организации указанных направлений профессиональной деятельности. Данная ситуация обусловлена, отчасти тем, что содержание музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов во многом дублирует методику музыкального образования учителей музыки. В работах ряда авторов (Е.И.Банникова, А.В.Доросинская, Е.Н.Котышева) подчеркивается, что студенты педагогических колледжей, как правило, не имеют предпрофессионального музыкального образования, вследствие чего они знакомы с ограниченным объемом музыкальных произведений различных жанров, стилей и направлений, не могут качественно исполнять вокальные и инструментальные музыкальные произведения. Все это затрудняет организацию студентами различных видов музыкальной деятельности младших школьников и проектирование способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Однако исследования музыкальных предпочтений будущих учителей начальных классов дают основания считать, что студенты осознают значимость музыкального искусства в жизни человека и тяготеют к восприятию классической музыки (Л.С.Зац). Это доказывает, что будущие учителя начальных классов при соответствующей подготовке могут стать «просвещенными дилетантами» (П.П.Блонский), которые чувствуют, понимают и любят музыку и будут воспитывать эти чувства у детей,

формируя, в свою очередь, «не музыканта, а прежде всего - человека» (В.А.Сухомлинский).

В работах Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, Л.А.Безбородовой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, М.С.Осенневой, В.Н.Шацкой, Л.В.Школяр и др. указывается, что восприятие музыкальных произведений является основой всех видов музыкальной деятельности школьников. В процессе освоения методики музыкального воспитания в педагогическом колледже будущие учителя начальных классов знакомятся с различными видами музыкальной деятельности детей. Однако анализ учебных программ и методических пособий, касающихся музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов, позволяет сделать вывод, что в них не всегда предусматривается получение студентами знаний о способах применения музыки, активизирующих восприятие детьми музыкального материала на уроках и во внеучебной деятельности. Будущие учителя начальных классов обычно используют музыку как эмоциональный фон или как музыкальную иллюстрацию тем проектируемых уроков и внеклассных мероприятий (В.И.Юдина). Очень редко студентами планируется применение музыки с целью познания детьми содержания музыкального произведения через интонацию, что является основой интонационно-образного способа освоения музыкального искусства в целом.

Каждый способ организации музыкальной деятельности имеет логико-конструктивный, объективно-субъективный и рефлексивно-диалогический аспекты (Э.Б.Абдуллин), по-своему проявляющиеся в работе учителя начальных классов и учителя музыки. Это обусловлено различиями в содержании проектируемой и организуемой ими музыкальной деятельности детей. Но умения определить цель, подобрать способы организации и осуществить анализ результатов музыкальной деятельности младших школьников являются общими умениями и для учителя музыки, и для учителя начальных классов. В связи с этим одной из главных задач музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов в

педагогическом колледже становится формирование у студентов умений проектировать музыкальную деятельность школьников. Основой практических действий учителя по планированию . педагогического процесса является подбор адекватных цели (предполагаемому результату) способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе. Именно эти умения ряд авторов (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов) рассматривает в качестве основных проектировочных умений учителя как соответствующие элементам структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

На необходимость формирования у учителя начальных классов проектировочных умений указывается в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», согласно которому «будущий учитель должен уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты (уроки и внеклассные мероприятия)». Данные требования относятся и к проектированию музыкальной деятельности младших школьников учителями начальных классов как одному из аспектов их профессиональной деятельности. Однако методика формирования у учителя данных умений разработана недостаточно.

Анализ научных работ и состояния образовательного процесса в педагогическом колледже позволяют выделить следующие противоречия:

- между необходимостью организации учителем начальных классов
музыкально-просветительского и художественно-образовательного
направлений работы и недостаточной подготовленностью выпускника
педагогического колледжа к проектированию и реализации данных
аспектов своей профессиональной деятельности;

- между теоретической разработанностью вопросов, касающихся
проектирования педагогической деятельности и недостаточной
методической обоснованностью основных проектировочных действий,

осуществляемых учителем начальных классов при планировании способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе;

- между требованиями государственного образовательного стандарта к формированию у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников и недостаточной разработанностью в содержании подготовки студентов в педагогическом колледже методики формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников.

Указанные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования: каким образом умения проектировать музыкальную деятельность школьников могут формироваться у будущего учителя начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже?

Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже.

Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже.

Предмет - методика формирования умений проектировать
музыкальную деятельность младших школьников у студентов

педагогического колледжа.

В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза. Формирование умений проектировать музыкальную деятельность

школьников в процессе получения музыкального образования в педагогическом колледже будущими учителями начальных классов будет возможно, если:

музыкально-педагогическая подготовка студентов в педагогическом колледже будет состоять из трех этапов (проблемно-ориентировочного, организационно-деятельностного и экспертно-аналитического), предполагающих формирование у будущих учителей умений определять цель применения музыки, подбирать адекватные цели способы ее применения, а также умение устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе;

вооружить студентов знаниями о декоративном, иллюстративном и

интонационно-образном способах применения музыки в учебной и во

внеучебной деятельности младших школьников; і

- содержание музыкально-педагогической подготовки будущих

учителей начальных классов в педагогическом колледже будет интегрировано с научно-исследовательской работой и педагогической практикой студентов.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить задачи:

  1. Изучить в педагогической теории и практике состояние проблемы формирования у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников.

  2. Выделить принципы методики формирования у учителя начальных классов умений проектировать способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе.

3. Определить этапы, формы, методы и средства формирования у студентов
педагогического колледжа умений проектировать музыкальную
деятельность младших школьников.

4. Проверить путем опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили
положения теории деятельности о ее структуре, основных элементах и
содержании (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), система научных
взглядов об организации учебной деятельности (Ю.К.Бабанский,
В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и
др.), теория педагогического проектирования (В.В.Беспалько,
В.В.Безрукова, В.Я.Дубровский, Е.С.Заир-Бек, К.М.Кантор,

Л.А.Кузьмичева, В.В.Краевский, И.К.Лернер, В.Е.Родионов, И.Г.Шедрик, Г.П.Щедровицкий и др.), интонационная теория (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский) и идеи об организации процесса восприятия музыки слушателем-немузыкантом (Д.К.Кирнарская, В.Н.Холопова и др.), теоретические исследования педагогов содержания музыкального образование будущих учителей (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, А.Ф.Лобова, О.В.Ощепкова, Г.С.Ригина, В.А.Школяр, М.Г.Цыпин и др.), идеи педагогов-музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в развитии личности школьника (О.А.Апраксина, П.П.Блонский, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая и др.).

В ходе исследования использовались методы:

теоретические: изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ процесса профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа; сравнительный анализ результатов рейтингового оценивания студентов; анализ нормативных документов, учебных планов и программ профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже;

эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; метод рейтинговой экспертной оценки.

Исследование проводилось в течение 2001-2005 г.г. в условиях естественно протекающего образовательного процесса на базе специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в Свердловском областном педагогическом колледже.

Выделенные цель, задачи и гипотеза обусловили логику исследования, которое условно можно подразделить на три этапа.

На первом этапе работы (2001-2002 г.г.) осуществлялось информационное и понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования в процессе изучения и анализа литературы; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; разрабатывалась методика и проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе работы (2002-2004г.г.) проводилась апробация методики формирования проектировочных умений учителя, анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс педагогического колледжа.

На третьем этапе исследования (2004-2005 г.г.) происходило оформление результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных данных, формулирование выводов, определялось соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана методика формирования у учителя начальных классов
умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников,
реализуемая в трех этапа (проблемно-ориентировочном, организационно-
деятельностном и экспертно-аналитическом) и базирующаяся на
интеграции содержания дисциплин «Музыка и методика преподавания»,
«Основы исследовательской работы студентов» и педагогической практики.

2. Подобран комплекс методов реализации методики (метод
моделирования творческого процесса, информационно-перцептивный
метод, метод проблемного изложения, эвристический метод, метод
интонационно-стилевого постижения музыки, метод проектов), форм

(лекции, практические занятия, индивидуальные музыкальные занятия, индивидуальное консультирование, учебные деловые игры, групповой анализ) и средств (методические пособия, дневники, рабочие тетради, образцы конспектов, педагогические проекты и проекты образовательной программы Intel «Обучение для будущего»).

Теоретическая значимость проведенного исследования

заключается:

в обосновании принципа интегративности в методике формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников учителем начальных классов, согласно которому получение знаний о способах применения музыки в учебно-воспитательном процессе, а также формирование умений проектировать музыкальную деятельность школьников происходит в процессе музыкально-педагогической подготовки, объединенной с научно-исследовательской работой и педагогической практикой студентов в педагогическом колледже;

в выявлении значимости умений определять цель применения музыки, подбирать адекватные цели способы и устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе для проектирования музыкальной деятельности школьников учителем начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения (методические пособия, диагностический и экспертный инструментарий) процесса формирования у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников при организации музыкально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже.

Апробация опытно-экспериментальной работы проводилась в процессе педагогической деятельности соискателя на базе Свердловского областного педагогического колледжа. Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и

заседаниях кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ,
научно-методического совета и кафедр Свердловского областного
педагогического колледжа. Основные идеи диссертационного

исследования представлялись на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (2003, 2004, 2005г.г.), а также нашли отражение в публикациях в сборниках научных статей и тезисов докладов (Москва-Чебоксары, Екатеринбург, Оренбург, Красноярск).

Результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки студентов в Свердловском областном педагогическом колледже, Ирбитском государственном педагогическом училище, Тюменском педагогическом колледже № 1.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Основными умениями проектирования учителем начальных классов музыкальной деятельности школьников являются: умение определять цель применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности, умение подбирать способы ее применения (декоративный, иллюстративный, интонационно-образный), а также умение устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

  1. Основой методики формирования у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников является принцип интегративностщ реализация которого обусловила объединение содержания музыкально-педагогической подготовки, исследовательской работы и педагогической практики студентов педагогического колледжа.

3. Методика формирования у студентов педагогического колледжа умений
проектировать музыкальную деятельность младших школьников состоит из
трех этапов (проблемно-ориентировочного, организационно-
деятельностного и экспертно-аналитического), реализуется при помощи
комплекса методов (метод моделирования творческого процесса,
информационно-перцептивный метод, метод проблемного изложения,

эвристический метод, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод проектов), форм (лекций, практических занятий, индивидуальных музыкальных занятий, индивидуального консультирования, учебных деловых игр, группового анализа), а также специально подобранных средств (методических пособий, дневников, рабочей тетради, эталонов конспектов педагогических проектов образовательной программы Intel «Обучение для будущего»).

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Проектировочная деятельность учителей начальных классов как педагогическая проблема

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от качества ее проектирования, предполагающего постановку целей и задач, направлений деятельности и ожидаемых результатов. Исследования Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, Г.К. Селевко, В.И.Слободчикова, осуществляемые в области проектирования образовательных систем, свидетельствуют о том, что проблема проектирования занимает одно из первых мест в теории педагогики и практике образования.

Проектирование, сложившееся в технических отраслях знаний к середине XX века, широко распространилось и в гуманитарной сфере. К педагогическим истокам проектирования относится прогнозирование, в частности опытно-экспериментальное, основы которого были заложены в 70-80 г.г. Э.Г.Костяшкиным, В.О.Кутьевым, Л.М.Зелениной и др. Разработки указанных авторов, связанные с перспективами развития содержания образования школьников, легли в основу широкомасштабных проектов, направленных на решение современных проблем образования.

С середины XX века увеличилась сложность проектируемых объектов, а проектировочная деятельность стала массовой и захватила различные предметные области. В работах как зарубежных, так и отечественных исследователей выделяются основные типы действий, совершаемых в проектировочной работе; определяются способы анализа этих действий; уточняются принципы построения проектировочного процесса, выбора его стратегии и выделения этапов.

В технической области знаний проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности. М.Азимов, Л.Б.Арчер, В.Гаспарский, Я.Дитрих, П.Хилл и др. выделяют следующие характеристики проектирования:

- оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которой составляет изобретение;

- содержание проекта определяется ценностными ориентациями;

- в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности;

- итоговый проект приспособлен к массовому производству.

Данные характеристики проектирования должны быть сохранены и в педагогической области, чтобы осуществляемые процедуры могли идентифицироваться как проектировочные. Однако в педагогической деятельности какие-либо из этих характеристик нередко опускаются, что приводит к хаотичным и непредсказуемым результатам реализации педагогического проекта в целом.

Определения педагогического проектирования многообразны и вариативны:

- «выращивание» новейших форм общности педагогов, учащихся, нового содержания и технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А.Болотов, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков, Н.А.Шайденко);

- деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании и педагогических технологиях (Н.В.Борисова);

Организации музыкальной деятельности школьников учителями начальных классов

Решение сложной задачи приобщения младших школьников к искусству, развитие у них способности полноценного восприятия произведений искусства во многом определяется художественно-эстетической средой школы, объединяющей учебные занятия, внеклассные мероприятия, работу студий и кружков, организацию концертов, театральных постановок и т.д. Постижение окружающего мира при помощи разнообразных художественных средств стимулирует проявление у ребенка чувственно-эмоциональных реакций, «активного диалогического общения и творческого воображения, основанных на восприятии художественных образов» [78. СП].

В педагогической теории выделяются два основных направления организации музыкальной деятельности школьников: музыкально-просветительское и художественно-образовательное, которые находят отражение в содержании профессиональной деятельности как учителя музыки, так и учителя начальных классов (Л.А.Безбородова, Л.В.Горюнова, М.С.Осеннева, В.Н.Шацкая и др.).

Музыкально-просветительская работа учителя направлена на организацию различных форм внеучебной деятельности учащихся, к которым относятся календарные и тематические праздники, классные часы, факультативные занятия, работа групп продленного дня и т.д. Подготовкой и проведением праздников в школе, а также организацией работы факультативов занимается, как правило, учитель музыки. Музыкально-просветительская работа учителя начальных классов реализуется прежде всего в процессе проведения классных часов, где используется художественно-педагогическая интеграция музыки с другими видами искусств. Художественно-образовательная работа учителя начальных классов предполагает применение музыки в содержании различных уроков в начальной школе (изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром). Для организации учителем указанных направлений работы ему необходимо владеть умениями определять цель применения музыки и подбирать адекватные способы ее достижения.

Музыкальная деятельность школьников, организуемая учителем начальных классов, естественным образом дополняет уроки музыки и направлена на воспитание «активного слушателя» (В.Н.Шацкая), «человека с музыкальным чувством» (П.П.Блонский). Музыкально-просветительская и художественно-образовательная работы учителя включают организацию всех способов общения ребенка с музыкой и предполагают развитие у детей способности воспринимать музыку, понимать ее содержание и переживать порождаемые ею эмоции (Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр). Учитель музыки и учитель начальных классов обладают различными возможностями для развития у детей этой способности. В отличие от урока музыки, в структуру которого входит несколько видов музыкальной деятельности школьников, работа учителя начальных классов, в силу определенной ограниченности его музыкальной подготовки, направлена прежде всего на организацию активного восприятия музыки школьниками (Э.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина и др.).

Проблема восприятия изучается философами, эстетиками, искусствоведами, психологами, педагогами. Восприятие музыки подробно исследуется в трудах Б.Л.Яворского, Б.В.Асафьева, Ю.Н.Тюлина, Л.А.Мазеля, Е.В.Назайкинского, В.В.Медушевского. Позднее проблема разрабатывалась Н.А.Ветлугиной, Ю.Б.Алиевым, В.К.Белобородовой, М.С.Осенневой.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников состояла из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы являлся Свердловский областной педагогический колледж. В констатирующем этапе приняли участие 52 человека (две группы студентов первого курса), обучающиеся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» и не имевших музыкальной подготовки до поступления в колледж. Согласно принадлежности к академической группе студенты были поделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы (27 и 25 студентов соответственно).

Диагностика уровня сформированности у студентов умений проектировать музыкальную деятельность школьников проводилась в конце первого семестра 2001-2002 учебного года. Проведение диагностирования в конце первого семестра обусловлен тем, что в этот период обучения у студентов уже сформировалось первоначальное представление о будущей профессии, особенностях обучения в колледже и перспективах профессиональной деятельности, а также о роли музыки в обучении и воспитании младших школьников.

Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы являлось определение уровня сформированности умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников будущими учителями начальных классов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать диагностический инструментарий.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у студентов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников.

3. Выявить методы и средства, необходимые для проведения диагностики.

4. Провести диагностику уровня сформированности исследуемых умений, обработать результаты, выработать прогностические решения.

Для проведения диагностических и контрольных срезов был разработан диагностический инструментарий: система рейтинговой оценки уровня сформированности у студентов основных умений проектировать музыкальную деятельность школьников. Предложенная методика рейтинговой оценки основана на определении уровня владения определенными действиями и осуществлялась как преподавателями, работающими в ЭГ, так и студентами. Применение рейтингового оценивания позволяет преодолеть субъективность в оценивании студентов и определить достигнутый ими уровень сформированности проектировочных умений. Кроме того, рейтинговое оценивание используется и для самооценки студентов, что при сопоставлении с оценкой преподавателей служит условием объективности полученных результатов.

Рейтинговая оценка позволяет решить следующие задачи: сформировать рефлексивный характер оценки и самооценки проектировочных умений учителя;

- выявить динамику уровня сформированности у учителя проектировочных умений в процессе их поэтапного оценивания.

В результате изучения в педагогической теории и практике состояния проблемы формирования у учителя умений проектировать различные аспекты профессиональной деятельности, нами выделены основные умения, необходимые учителю начальных классов для проектирования музыкальной деятельности школьников:

- умение определять цель (планируемый результат) педагогической деятельности;

- умение подбирать адекватные цели способы организации деятельности;

- умение анализировать полученные результаты.

Данные умения явились основанием для определения таких критериев их сформированности, как целеполагание (цель применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности), способы организации деятельности (способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе) и анализ результатов (проектирования способов применения музыки).

Сформированность такого умения, как целеполагание, определялся с опорой на показатели: умение обосновать целесообразность применения музыки на уроке и во внеучебной деятельности; умение сформулировать цель применения музыки в учебно-воспитательном процессе

Сформированность способов организации деятельности определялся с опорой на показатели-, знание способов применения музыки на уроке и во внеучебной деятельности младших школьников; умение выбрать способ применения музыки в соответствии с поставленной целью.

Показателями сформированности умения анализировать являлись: умение сопоставить цель и предполагаемый результат музыкальной деятельности; умение проанализировать и установить соответствие между целью, способами и предполагаемым результатом применения музыки на планируемых уроках и во внеучебной деятельности.

Похожие диссертации на Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки