Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Глазунова Любовь Ивановна

Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования)
<
Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глазунова Любовь Ивановна. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Белгород, 1999 199 c. РГБ ОД, 61:00-13/24-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе

1. Проблема функциональной музыки в философии, физиологии, психологии и педагогике 13

2. Функционально-дидактическая музыка в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов 37

3. Анализ состояния использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе 64

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию функционально-дидактической музыки в процессе подготовки будущего учителя начальных классов

1. Критерии, показатели эффективности использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза 78

2. Экспериментальное обоснование использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза 89

3. Методика использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза 107

4. Эффективность применения функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов 132

Заключение 146

Список литературы 151

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Гуманизация образовательного процесса, вызванная к жизни современным состоянием российского общества, требует поиска новых, более эффективных средств его организации. Она предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса, предписывающей установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, усвоение обучающимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностно-развивающей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса в высшей школе нашли отражение в работах целого ряда педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В, А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова). Они послужили основанием для расширения и наполнения содержания, технологий педагогического образования гуманистическими ценностями, средствами, что создает благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Становится очевидным построение такого профессионально-образовательного процесса, при котором были бы созданы условия для развития субъектных качеств личности будущего учителя, включения его в творческий процесс профессионального становления.

Результативность этого процесса обеспечивается наибольшей согласованностью внешних и внутренних факторов, формирующих личность будущего специалиста (В. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, С. Л. Рубинштейн и др.).

В психолого-педагогической литературе к внешним факторам, обеспечивающим результативность учебного процесса, относят рациональное построение учебных программ, учебников и учебных пособий, оснащенность учебного процесса техническими средствами, педагогическое мастерство преподавателя и др. К внутренним факторам относят уровень умственного развития студента, его отношение к учебной деятельности, особенности самоорганизации в процессе умственной деятельности, психофизиологическое и эмоциональное состояние студента, так как внешние воздействия на личность вызывают тот или иной отклик не прямо, а через посредство внутренних факторов, важнейшей составляющей которых является внутреннее, или психическое, состояние человека (А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, Л. В. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Г. М. Потанин, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, П. В. Смирнов, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Г. К. Шингаров и др.) доказана связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновано влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения.

Большие возможности, на наш взгляд, в осуществлении регуляции эмоциональной сферы обучающегося в процессе учебной деятельности содержит музыкальное искусство, в частности - функциональная музыка (И. А. Гольдварг, А. Г. Костюк, В. К. Липинский, Т. Н. Метельницкая). Многоаспектное рассмотрение исследователями проблемы воздействия музыки на личность позволяет констатировать, что при определенных условиях музыка оказывает благоприятное влияние на психическое и психофизиологическое состояние человека (Б. Г. Ананьев, В. М. Андреев, В. М. Бехтерев, А. Бине, Б. А. Вяткин, И, М. Догель, Л. Я. Дорфман,

А. А. Калашников, В. К. Липинский, В. Н. Мясищев, М. П. Патриций, И. Р. Тарханов, Г. П. Шипулин и др.).

В исследованиях Л. С. Брусиловского, И. А. Гольдварга, И. М. Гриневой, А. А. Перроте, В. Б. Поляковой и других ученых доказана целесообразность прикладного применения музыки в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности: трудовой, лечебной и т.д.

Представителями отечественной науки (Т. О. Гордеева, Т. Н. Метель-ницкая, Л. Н. Новицкая, В. И. Петрушкин, Л. Н. Трегубова и др.) отмечено благотворное влияние музыки на отдельные виды деятельности в условиях образовательного процесса. Результаты этих работ позволили наметить перспективы дальнейших исследований, способствовали выдвижению новых аспектов проблемы, нуждающихся в экспериментальной разработке. Так, до настоящего времени функциональная музыка не рассматривалась как дидактическое средство, то есть как функционально-дидактическая музыка (ФДМ). Не рассматривались также вопросы, связанные с включением ФДМ в процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, не исследована готовность учителя к использованию функционально-дидактической музыки как элемента профессионально-педагогической культуры учителя. Это объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с философским, физиологическим, психологическим, культурологическим и музыковедческим аспектами. Вместе с тем, анализ литературы из различных областей знаний показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, который при осуществлении интегративного подхода к изучению музыкального воздействия на личность обучающегося позволяет осуществить исследование данного феномена.

Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах организации учебно-познавательной деятельности студентов и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

С учетом этого противоречия нами была определена тема исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов.

Предмет - функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Обосновать сущностные характеристики функционально-дидактической музыки как дидактического средства.

  2. Определить критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя.

  3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

  4. Разработать методические рекомендации по использованию функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что использование функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях;

обеспечение профессионально-ориентированной направленности использования функционально-дидактической музыки на учебных занятиях;

персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с включением функционально-дидактической музыки: организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза. Методологическую основу исследования составляют современные философские, психологические, педагогические положения о единстве рационального и эмоционального в развитии личности; научные представления о личности как о многофункциональной системе, высшей ценности и самоцели общественного развития; закономерности и тенденции формирования общей и профессионально-педагогической культуры будущего учителя.

Научному обоснованию положений исследования способствовали работы известных ученых в области музыковедения: Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Шацкой; музыкальной педагогики: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Т. Д. Сусловой и др. Реализовать культурологический

подход к раскрытию сущности функционально-дидактической музыки, выявить ее структурную наполненность позволили работы А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревекой, И. Ф. Исаева, Г. М. Потанина, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластёнина, А. Н. Ходусова, Е. Н. Шиянова, Н. Е. Щурковой и др.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической литературы; педагогическое наблюдение и анкетирование; методы экспертной оценки и самооценки; анализ результатов деятельности студентов; метод тестирования; педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был избран факультет педагогики начального и дошкольного образования Белгородского государственного университета, школы №№ 13,28,40,41,48 г. Белгорода.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1991 - 1994) - изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессе; разрабатывались исходные позиции исследования.

Второй этап (1994 - 1996) - проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния функционально-дидактической музыки на состояние, деятельность и поведение студентов в условиях вуза, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

Третий этап (1996 - 1999) - проводился формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизировались полученные результаты, проверялась выдвинутая гипотеза, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

раскрыта сущность функционально-дидактической музыки как средства организации учебно-познавательной деятельности студентов; определены оптимальные сферы и границы применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза; разработаны основные требования к отбору музыкальных произведений и определению режима их включения в образовательный процесс;

выявлены критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в условиях вуза;

обоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки. Практическая значимость исследования:

разработана методика использования функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя; определено содержание подготовки будущего учителя к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе школы;

подготовлены методические рекомендации, позволяющие педагогу самостоятельно составлять музыкальные программы и определять режим их включения;

с учетом выявленных психолого-педагогических условий включения

функционально-дидактической музыки в учебный процесс разработана

и апробирована программа спецкурса «Музыкальная эстетика».

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

применением разнообразных методов исследования, адекватных предмету и

задачам исследования; длительным характером и возможностью повторения

опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; личным опытом педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

Основные положения, выносимые на защиту:

функционально-дидактическая музыка - это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач;

готовность педагога к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе рассматривается в качестве одного из элементов профессионально-педагогической культуры;

критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов - отношение студентов к выполняемой деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие будущего учителя, валеологическая направленность функционально-дидактической музыки;

условиями, обеспечивающими эффективность использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов, являются: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности функционально-дидактической музыки на учебных занятиях; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования апробированы на всероссийских научно-практических конференциях «Технология профессиональной деятельности» (Белгород, 1995), «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (Белгород, 1996), международных научно-практических конференциях «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Инновация в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998), результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Белгородского государственного университета, на методологическом семинаре преподавателей кафедры педагогики начального образования. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса «Музыкальная эстетика» и используются в организации учебно-воспитательного процесса в Белгородском государственном университете, в работе по повышению квалификации преподавателей.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (240 источника) и приложение.

Объем текста - 150 страниц.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа и методика исследования, показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе» раскрыта сущность функционально-дидактической музыки как средства организации учебно-познавательной деятельности студента, проведен теоретический анализ исследований по прикладному использованию музыки, выявлены

уровни воздействия функционально-дидактической музыки на слушателя, определены основные подходы к экспериментальному изучению проблемы.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию функционально-дидактической музыки в процессе подготовки будущего учителя начальных классов» рассмотрены критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза, экспериментально обоснована эффективность ее воздействия на обучающихся, описаны этапы проведения базового, поискового, формирующего этапов эксперимента, дан анализ результатов исследования.

В заключении к диссертации обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, и основные положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.

Проблема функциональной музыки в философии, физиологии, психологии и педагогике

Обращение к анализу теоретических основ функциональной музыки в нашем исследовании определялось необходимостью разработки методики использования функционально-дидактической музыки в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.

Решение данной проблемы требует комплексного подхода, преодоления обособленности отдельных наук и интеграции научных знаний об особенностях воздействия музыки. Поэтому для проведения исследования и решения поставленных задач мы опирались, во-первых, на результаты исследований по влиянию музыкального воздействия на психофизиологические процессы организма человека, которые дают материал для обоснования методов использования музыки с целью правильной организации учебной деятельности, во-вторых, на результаты исследований влияния музыкального воздействия на психологические процессы, что позволяет нам в организации эксперимента учитывать закономерности процессов мышления, памяти, воображения, усвоения содержания учебного материала под воздействием музыки, в-третьих, на результаты исследований практического применения музыки в промышленности, медицине, образовании, которые служат основным средством подтверждения исходных теоретических положений.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, обратимся к генезису понятия "функциональная музыка". Этот термин появился в 40-е годы XX столетия и закрепился за музыкой, сопутствующей трудовой деятельности (И. А. Гольдварг).

Формирование термина "функциональная музыка" (ФМ) связано с объединением в нем двух начал: музыки и функции, каждое из которых имеет определенное смысловое значение.

Музыка - (греч. musike) означает искусство муз (83). По определению академика Б. В. Асафьева, "музыка - это искусство интонируемого смысла" (10) и она, по мнению А. И. Сохора, определяется как форма интонационного воссоздания духовной жизни человека (164, 165). Е. Портье определяет музыку как эстетическое переживание, затрагивающее все стороны души (141).

Функция - (лат. functio) означает деятельность, работа, обязанность, назначение, исполнение, роль (182). Чтобы выяснить, чем функция определяется, от чего зависит, обратимся к ее общефилософскому пониманию. Функция предмета - внешнее проявление его свойства в данной системе (182). Иначе говоря, функцию определяют, с одной стороны, свойства предмета, с другой - система, в которой эти свойства проявляются. Применительно к музыке функция - осуществляемое действие в определенной системе, ее свойства можно оценивать по объективным данным - результатам воздействия на практическую деятельность и состояние человека. Поскольку использование ФМ получило широкое распространение в разных сферах человеческой деятельности, то в теории функциональной музыки встречаются различные ее определения: "индустриальная музыка", "промышленная музыка", "торговая музыка", "военная музыка" и другие, которые объединены в единый термин -"функциональная музыка" как наиболее емкое и подвижное абстрактное понятие.

Литературные данные свидетельствуют о наличии различных подходов к рассмотрению понятия ФМ как системы воздействия на организм человека. Ряд исследователей отмечает ее как стимулятор физиологической активности, повышающий работоспособность и нормализующий функциональное состояние организма (В. Б. Полякова, А. А. Калашников); как важный эмоциональный раздражитель (В. К. Липинский, Н. В. Шутова, Т. Н. Метельницкая, А. А. Коротаев), как средство оптимизации состояния организма и профилактики стресса (А. В. Леонова), как фактор отвлечения от беспокоящих мыслей (Д. Д. Отт, Л. С. Брусиловский), средство гуманизации учебно-воспитательного процесса (А. Л. Готсдинер).

Некоторые исследователи (Б. М. Теплов, А. Л. Готсдинер, В. И. Петрушкин), и мы придерживаемся их мнения, считают, что ФМ является особым средством, оказывающим комплексное воздействие на слушателя.

В исследуемой научной литературе содержание понятия ФМ рассматривается неоднозначно, но каждое из них предполагает прежде всего средство оптимизации трудовой деятельности, повышения работоспособности. Среди них можно выделить наиболее характерные:

ФМ - специально подобранная музыкальная программа, передаваемая в определенные периоды рабочей смены с целью повышения функциональной активности человека и его работоспособности (162);

ФМ - средство организации труда, способствующее решению ряда психологических, физиологических, экономических, эстетических проблем (200);

ФМ - музыка, сопутствующая трудовой деятельности, которой свойственна особая иерархия - доминирование прикладных, психогигиенических функций (92, 108).

На основании отмеченных выше определений основными признаками ФМ являются: сопутствие деятельности; целенаправленность ее использования; выполнение частных функций. Функциональная музыка представляет собой, по мнению ряда исследователей (В. К. Липинский, Т, Н. Метельницкая и др.), произведения музыкального искусства, которые находят специфическое применение. Поэтому в нашем исследовании, на наш взгляд, проблему функциональной музыки правомерно рассматривать как частную в общей теории музыки.

Изучение возможности использования ФМ в сфере педагогики высшей школы - новое направление в теории ФМ. Возникновение же любой новой отрасли научного знания или новой научной дисциплины связано с изучением ее истоков. Это обстоятельство обусловило необходимость проведения в нашем исследовании историко-тематического анализа начиная со времени зарождения первых элементов теории ФМ.

Развитие теории ФМ в различные исторические периоды определяла особенность ее использования. Музыка всегда была неотъемлемой частью различных видов человеческой деятельности (27, 114).

На протяжении истории человечества она выполняла прикладные функции, которые определялись ее практической полезностью. На этом пути можно условно выделить ряд исторических этапов, каждый из которых характеризуется рядом особенностей:

I этап - эмпирический (с древнейших времен до начала XIX века);

II этап - феноменологический (с XIX века);

III этап - исследовательский (с XX века).

Рассмотрим их подробно.

Первый этап - эмпирический (с древнейших времен до начала XIX века). О специальном использовании в древности эффекта восприятия музыки в процессе разнообразной деятельности человека свидетельствуют барельефные изображения на развалинах ассирийских храмов: музыка являлась средством морально-религиозного воспитания, неотъемлемым компонентом культовых и светских обрядов. Библейские предания рассказывают о лечении музыкой душевных расстройств. Музыка обеспечивала во все времена глубокое восприятие и достоверность событий театрального представления. Она стимулировала активность рабочих в процессе труда. Эти данные, как и ряд других, показывают, что с древнейших времен развивалась идея полифункциональности музыки, то есть существовала целостная система функционального ее применения в разных сферах жизни. Она представлена в работах философов древней Греции, Индии, Китая. Философы древности донесли до нас в обобщенном виде сведения о воздействии музыки на духовный мир человека. Они отмечали способность музыки воспитывать "культуру чувств", улучшать, смягчать нравы.

Идею гармонизации личности средствами музыки развил древнегреческий ученый Пифагор Самосский (580-600 гг. до н.э.) и его ученики. Они создали учение об этическом влиянии музыки. В свою теорию они ввели термин "psichogogia", что означает - управление душой человека. Полагая, что музыке свойственна универсальная способность "исцелять дух и тело", создавать внутренний порядок и гармонию, пифагорийцы также считали, что необходимо знать, как правильно применять музыку (95, 194).

По мнению древнегреческого мыслителя Платона (IV век до н.э.), от музыки, которая звучит, от ее ладов и ритмов напрямую зависит могущество и сила государства. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной, стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же распущенное начало. В "Диалогах" Платон писал, что музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим: "фригийский лад возбуждает отвагу и храбрость, лидийский - навевает грусть и тоску, эольский - приводит человека в безмятежное, блаженное состояние, дорийский - настраивает человека в духе торжественности и религиозного экстаза" (165, 167).

Критерии, показатели эффективности использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза

Вопрос измерения и оценки состояния измеряемого предмета является основным моментом любого исследования. Главная задача в этом вопросе состоит в выявлении того, что измерять. От этого зависит правильность решения второго вопроса - как измерять, который выдвигает на обсуждение весь комплекс задач, связанных с использованием ФДМ в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов.

Известно, что выбор критериев определяется задачами исследования.

Прежде всего уточним понятия "критерий", "показатель".

"Критерий - это признак, на основе которого проводится оценка, суждение" (69, 125). В рамках нашего исследования критерий рассматривается как признак, на основании которого производится классификация измерений в процессе использования ФДМ. Показатель определяется как характеристика какого-либо аспекта критерия. При таком подходе критерии и показатели соотносятся как общее и частное. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать закономерности формирования личности, с помощью критериев должны устанавливаться связи между компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными (52). Учитывая специфику оцениваемого нами объекта (ФДМ), комплексность его воздействия, критерии должны быть: 1) достаточными для фиксирования качественной стороны эффективности использования; 2) раскрыты через ряд показателей и уровней их проявления, на основании которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности этих показателей; 3) показатели и уровни их проявления должны характеризоваться необходимыми и постоянными признаками, обусловленными многоаспектностью оцениваемого объекта.

Критерии эффективности использования ФДМ в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей определены нами, исходя из системного понимания подготовки будущего специалиста к педагогической деятельности, формирования личности будущего учителя, из понимания профессионально-педагогической подготовки как состояния, процесса, результата творческого освоения и создания педагогических ценностей, технологий, развития эмоционально-волевых качеств в процессе учебно-профессиональной и творческой самореализации личности. Поэтому, описывая критерии, мы исходили из того, что они должны быть, во-первых, раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по степени проявления которых можно судить о большей или меньшей выраженности данного критерия; во-вторых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве; в-третьих, критерии должны по возможности охватывать основные виды педагогической деятельности (69).

Учитывая разработанную ранее другими исследователями систему критериев оценки эффективности использования сопутствующего восприятия музыки в промышленности, медицине, педагогике, а также критерии формирования личности, мы определили конкретные качественные показатели эффективности использования ФДМ в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. Система критериев разработана нами на основе результатов теоретико-экспериментальной работы. Нами используется балльная система оценки каждого показателя. Это позволяет вычислить уровень эффективности использования ФДМ по каждому критерию.

В качестве критериев оценки эффективности использования ФДМ в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей нами выделены четыре критерия:

1) эффективность влияния ФДМ на отношение к выполняемой учебной деятельности (соответственно такому компоненту структуры личности, как направленность);

2) влияние ФДМ на качество усвоения дидактического материала (соответственно такому компоненту структуры личности, как знания, умения, навыки);

3) эффективность влияния ФДМ на личностно-творческое развитие будущих учителей (соответственно такому компоненту структуры личности, как индивидуально-типологические особенности);

4) эффективность влияния ФДМ на сохранение физического и психического здоровья будущих учителей (валеологическая направленность ФДМ). Рассмотрим содержание и структуру каждого из названных критериев. Первый критерий - отношение к выполняемой деятельности.

Основой формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя можно считать совокупность признаков: психолого-педагогические знания, развитое мышление, высокий уровень рефлексии, педагогический такт, потребность в профессионально-педагогическом самосовершенствовании, педагогическая импровизация, творческий характер педагогической деятельности, педагогическая этика, удовлетворенность педагогическим трудом и др. (69). Совокупность этих ценностей выступает в качестве профессиональных и жизненных ориентиров педагога, с которыми он соотносит свою деятельность. Это определяет его личностную направленность как будущего учителя.

Направленность - один из ведущих компонентов в формировании личности, проявляющийся в потребностях, интересах, поведении, мировоззрении, мотивах деятельности: интерес к выполняемой деятельности, осознание ценности данного вида педагогической деятельности, стремление получить необходимые знания, потребность заниматься научно-исследовательской и научно-методической работой по проблеме, принятие творческого характера данного вида деятельности, профессиональное самосовершенствование.

Показателями отношения к выполняемой деятельности являются:

1) личностный смысл выполняемой деятельности;

2) выраженный интерес (безразличие) к этой деятельности. Каждый из этих показателей может проявляться на разных уровнях. Первый показатель - личностный смысл.

А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин определяют личностный смысл как отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели деятельности. Личностный смысл, по А. Г. Асмолову, с точки зрения личностных характеристик представляет собой "отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность".

Внешним проявлением, а следовательно, и оцениваемым признаком личностного смысла является та или иная позиция обучаемого в выборе способов решения экспериментальных заданий, его поведения. Позиций может быть три:

1. Устойчивая адекватная позиция обучаемого, свидетельствующая о ценностном характере личностного смысла, придаваемого усвоенным знаниям, способам и приемам педагогической деятельности - 3 балла. 2. Неустойчивая позиция, свидетельствующая о наличии имперак тивного смысла - 2 балла.

3. Устойчивая неадекватная позиция обучаемого, дающая основание делать вывод о сложившемся у него житейском отношения к деятельности - 1 балл.

Второй показатель - интерес (безразличие) к выполняемой деятельности. Интерес характеризует "форму" проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствующую более полному и глубокому отражению действительности (143).

Известно, что развитие интереса происходит от непосредственного, то есть вызывающего привлекательность, объекта деятельности, до опосредованного к объекту как средству достижения целей деятельности. Об устойчивости интереса в процессе деятельности свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении этой деятельности, поскольку успешность является основным условием осуществления интересующей человека деятельности вообще. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значительностью для личности (143).

По второму показателю многие исследователи определяют три основных уровня интереса к выполняемой деятельности:

1) интерес не проявляется - 1 балл;

2) положительный ситуативный интерес - 2 балла;

3) положительный устойчивый интерес - 3 балла.

Второй критерий - качество усвоения изучаемого материала. Знания, умения, навыки, по мнению психологов (П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и др.), приобретаются человеком в процессе познавательной деятельности на протяжении всей жизни. Результатом этой деятельности является накопление информационного фонда, содержание которого определяет теоретическую подготовленность будущего учителя начальных классов. Она прямо зависит от качества сохранения и воспроизведения учебного материала. Второй критерий может проявляться:

1) через объем сохранения информации, то есть количество теоретических сведений, закрепившихся в сознании обучающегося, присвоенную им сумму знаний, умений, навыков.

2) через умение использовать полученную информацию, то есть умение построить связное обоснованное высказывание с привлечением в полной мере ранее усвоенной информации.

Первый показатель - объем сохранения информации. Присвоение знаний есть познавательный процесс, который обеспечивает целостность и развитие личности будущего учителя. Благодаря ему расширяются познавательные возможности обучающегося. Сущность этого процесса составляет запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта. Уровень этого процесса в значительной мере зависит от условий, общего состояния и т.д.

Исследователями (С. Н. Батраков, Н. Н. Павиленко и др.) отмечено благоприятное влияние на процесс и результат накопления и сохранения дидактического материала, эмоционального подкрепления, эмоционального обогащения. Одним из средств эмоциональной регуляции в процессе запоминания и воспроизведения может стать музыка, и прежде всего - ФДМ.

Объем усвоенной информации можно определить на трех уровнях:

1) низкий - свидетельствующий об усвоении не более 1/3 информации 1 балл;

2) достаточный - свидетельствующий об усвоении не менее

2/3 предложенной информации - 2 балла; 3) высокий - свидетельствующий об усвоении от 80% до 100% информации - 3 балла.

Второй показатель - умение использовать полученную информацию. Нами выделены три уровня использования полученной информации:

1) низкий - студент воспроизводит в известной ситуации информацию по образцу - 1 балл;

2) достаточный - воспроизводит в сходной, но измененной ситуации -2 балла;

3) высокий - воспроизводит в новой ситуации - 3 балла.

Мы считаем необходимым выделить еще два критерия эффективности использования ФДМ, которые будут действенны при введении ФДМ в учебный процесс. Они могут быть названы специфическими - дидактическими критериями, так как свойственны не столько общей дидактике, сколько частной методике применения ФДМ в учебном процессе,

Экспериментальное обоснование использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза

Возможность сопровождения умственной деятельности, в частности учебной, музыкой и ее позитивное влияние на ход и результат труда до последнего времени окончательно не была установлена. Существующие публикации по данной проблеме касаются отдельных видов деятельности, они малочисленны и противоречивы. Это обусловило необходимость проведения в нашем исследовании базового этапа эксперимента, который позволил бы получить максимально широкий и разнообразный материал о возможности применения музыки в учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

На базовом этапе эксперимента решались следующие конкретные цели:

1) выявить влияние воздействия ФДМ на работоспосность студентов (на сокращение периода врабатывания, на воспроизведение текста);

2) проследить влияние музыкального воздействия (ФДМ) на творческую деятельность;

3) выявить влияние воздействия ФДМ на психофизиологическое и эмоциональное состояние студентов.

В нашем эксперименте участвовали студенты 3 курса факультета педагогики начального и дошкольного образования. Исследованием было охвачено 60 человек.

Источником материала для сравнительного анализа служили результаты, полученные в контрольной группе.

В процессе отбора испытуемых важное значение придавалось выяснению мотивов, по которым испытуемые были согласны принять участие в проведении эксперимента. У большинства студентов важным мотивом участия был профессиональный интерес как к процессу эксперимента, так и к его результатам.

Наблюдение за процессом учебной деятельности, поведением студентов и анализ результатов эксперимента подтверждают серьезность и добросовестность их отношения. К экспериментальной работе привлекались студенты с хорошим состоянием здоровья, без отклонений в работе сенсорных систем, с различными типами высшей нервно-психической деятельности, так как задачей нашего исследования не являлось изучение характера воздействия ФДМ в связи с индивидуально-типологическими особенностями личности.

При составлении программы ФДМ мы исходили из следующих основных положений:

1) содержание ФДМ должно максимально соответствовать виду учебно-познавательной деятельности (ее содержанию, а также степени трудности изучаемого материала);

2) ФДМ должна максимально соответствовать психологическим, личностным особенностям контингента.

В программу включались произведения, функциональная сторона которых неотделима от эстетической.

Каждый эксперимент базового этапа была посвящен какой-либо одной из функций дидактической музыки. Одним из способов изучения эффективности применения ФДМ в образовательном процессе в условиях профессионально-педагогической подготовки явились количественная и качественная оценка проделанной работы, учет времени и усилий, потребовавшихся от студентов для выполнения того или иного задания.

Под количественной характеристикой успешности учебной деятельности в нашем исследовании понимается некоторая условная величина, которая определяется путем подсчета общего количества выполненных единичных операций. Качественная оценка выполненных заданий предполагает анализ ошибок, допущенных студентами, оценивание эстетической стороны их работ.

Коррелятором усилий, затраченных на выполнение заданий в нашем исследовании, явилась степень усталости и утомления студентов. Не требует доказательств тезис о том, что к изменению чувства усталости и утомления приводит увеличение или уменьшение затрат нервно-психической энергии.

Первая серия экспериментов проводилась нами при изучении студентами курса "Методика преподавания математики", в ней участвовали студенты III курса факультета педагогики начального и дошкольного образования, всего 60 человек.

Очевидным представляется нам положение о том, что увеличить период оптимальной работоспособности студентов можно путем уменьшения периода врабатывания.

Основным методом изучения скорости вхождения студентов в работу в нашем эксперименте явилось хронометрирование выполнения специально разработанного М. В. Антроповой комплекса арифметических примеров, применяющегося как один из методов изучения общей умственной работоспособности. Это так называемый "метод дозирования задания по объему и по времени", который заключается в следующем: студентам предлагались заранее заготовленные комплексы примеров, устное решение которых требует максимум пять минут. Нами анализировались:

1) количество выполненных существенных единичных операций (отдельное математическое действие) за каждую минуту, поскольку данный показатель дает представление о динамике работоспособности;

2) общее количество произведенных действий, увеличение правильно решенных примеров за одно и то же время рассматривается как показатель повышения умственной работоспособности студента; 3) количество ошибок и исправлений - показатель качественной стороны деятельности.

Эксперимент по определению влияния ФДМ на начальный этап проявления работоспособности студента состоял из нескольких вариантов воздействия в ходе опыта на обучающихся и фиксации результатов:

1) пятиминутная трансляция ритмичной, бодрой мелодии до начала выполнения предложенных заданий;

2) трансляция ритмичной танцевальной мелодии во время выполнения студентами экспериментальных заданий;

3) работа студентов без музыкального сопровождения.

Данные, полученные М. В. Антроповой (1959) в ее исследовании, говорят о том, что выработка и усвоение оптимального темпа работы особенно затруднена в первые и последние дни недели. Учитывая это, нами для эксперимента были выбраны понедельник и пятница.

Похожие диссертации на Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (На материале факультета педагогики начального образования)