Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизация дополнительного образования взрослых Хозов Валерий Федорович

Гуманизация дополнительного образования взрослых
<
Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых Гуманизация дополнительного образования взрослых
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хозов Валерий Федорович. Гуманизация дополнительного образования взрослых : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 Ярославль, 2003 165 с. РГБ ОД, 61:03-13/1192-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Дополнительное образование взрослых как актуальная социально-экономическая проблема

1.1. Современные тенденции развития образования взрослых в России 13

1.2. Феномен дополнительного образования взрослых в контексте непрерывного образования 29

1.3. Педагогические особенности процесса дополнительного образования взрослых 55

Выводы по главе 76

Глава 2. Развитие гуманистического потенциала дополнительного образования взрослых

2.1. Становление личностно-профессиональной позиции преподавателя как андрагога 79

2.2. Личностно-ориентированные формы организации учебного процесса в дополнительном образовании взрослых 102

2.3. Создание учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых в процессе дополнительного образования 129

Выводы по главе 2 144

Заключение 146

Литература 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Образование взрослых в современных условиях становится существенным фактором социально-экономического развития страны, важным направлением педагогической деятельности. Оно дает возможность индивиду приобретать гибкость и способность адаптироваться к ситуациям неопределенности, активно участвовать в создании новых материальных, культурных ценностей, вырабатывать способность к экономическим преобразованиям и социальным переменам. Образование способно повысить мобильность взрослого человека и тем самым стать важным средством его социокультурной «самозащиты».

Частью российской системы образования взрослых является дополнительное образование, которое подразделяется на дополнительное общее и дополнительное профессиональное образование.

Еще несколько лет назад большинство исследователей констатировали, что дополнительное образование взрослых в нашей стране осуществляется разнородными, относящимися к разным ведомствам службами и образовательными учреждениями, не обладающими устоявшимися системообразующими чертами.

Однако в последнее время специалистами отмечается возрастание системных процессов в данной сфере образования. Сфера дополнительного образования взрослых начинает все в большей мере ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, опираться на прогнозируемые нужды общества, определенных групп населения, наконец, отдельного человека.

Не в последнюю очередь эти позитивные тенденции связаны с увеличением количества и возрастанием качества исследований, посвященных дополнительному образованию взрослых.

Эти исследования базируются на отечественной традиции изучения особенностей обучения и воспитания взрослых, заложенной в трудах В.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева, Е.Н.Медынского, Н.А.Рубакина, К.Д.Ушинского и продолжаемой в работах Б.М.Бим-Бада, С.Г.Вершловского, А.П.Владиславлева, Б.З.Вульфова, М.Т.Громковой, А.В.Даринского, С.И.Змеева, Ю.Н.Кулюткина, Л.Н.Лесохиной, А.М.Новикова, В.Г.Онушкина, Г.С.Сухобской, Е.П.Тонконогой, Р.Х.Шакурова и др. Другим источником являются исследования образования взрослых в развитых западных странах, принадлежащие П.Беланже, С.Брукфилду, Э.Линдеману, М.Ноулзу, Д.Савичевичу, П.Ланграну и др.

Такая фундаментальная основа позволяет исследователям российского дополнительного образования взрослых затрагивать широкий спектр вопросов, актуальных для развития данной сферы, среди которых: социологический и психологический портрет потребителя дополнительных образовательных услуг (Н.Л.Антонова, Ю.Г.Волков, Г.С.Сухобская), тенденции развития дополнительного образования взрослых (Н.И.Булаев, С.И.Змеев, О.А.Кармаева, Э.М.Никитин), принципы обучения взрослых (А.А.Вербицкий, В.Н.Виноградов, Е.С.Заир-Бек, С.И.Змеев, Е.И.Казакова, О.Г.Прикот, А.П.Тряпицына), инновационные формы и методы обучения взрослых (Ю.В.Громыко, М.В.Кларин, П.Г.Щедровицкий), дифференциация дополнительного образования взрослых (Г.А.Вержицкий), управление структурами дополнительного образования взрослых (А.В.Аралов, В.В.Власов, В.И.Подобед, В.И.Степанов) и др.

Необходимо констатировать, что, несмотря на расширение и углубление исследований по системе дополнительного образования взрослых, в практике продолжает доминировать разрозненность действии по развитию данного типа образования, что приводит к очевидному противоречию между необходимостью широкого охвата взрослых дополнительным образованием разного уровня и степенью его востребованности населением, а также готовностью образовательных учреждений обеспечить потребности общества в образовании взрослых.

С каждым годом все явственнее проявляются и другие противоречия в системе дополнительного образования взрослых, а именно:

- между объективной необходимостью развития системы дополнительного образования и недостаточностью соответствующей нормативно- законодательной базы;

между возрастающими потребностями практики в организации дополнительного профессионального образования и сокращением масштабов государственной поддержки системы дополнительного профессионального образования;

- между необходимостью приобщать людей к научным знаниям и высоким образцам культуры и примитивизацией массовых источников коммуникаций;

- между новыми требованиями к профессиональной компетентности и традиционным разделением образования взрослых на профессиональное и общекультурное.

Как отмечают исследователи образования взрослых В.Г.Воронцова, Б.С.Гершунский, М.Т.Громкова, С.И.Змеев, М.В.Кларин, А.М.Новиков для разрешения этих противоречий необходимо развертывание процесса гуманизации дополнительного образования взрослых. Гуманизация, в данном контексте, - это процесс превращения образовательного процесса в средство развития и саморазвития взрослого человека как личности и профессионала (вопреки традиционному подходу к обучению взрослых, ориентированному на подготовку узкого специалиста).

В современных исследованиях подчеркивается, что развитие гуманистического потенциала дополнительного образования взрослых возможно как на уровне системной организации данной сферы образования, так и на уровне непосредственно образовательного процесса. Ведущим направлением гуманизации дополнительного образования взрослых на системном уровне становится интеграция профессионального и общекультурного образования.

В свою очередь, гуманизация собственно образовательного процесса, протекающего в структурах дополнительного образования взрослых, связывается отечественными и зарубежными исследователями преимущественно с полноценной реализацией базовых принципов обучения взрослых, а также адекватных им форм и методов.

По нашему мнению, указанный аспект хотя и важен, но не обеспечивает целостное представление о содержании и формах гуманизации дополнительного образования взрослых. С учетом этого был сделан выбор темы исследования: «Гуманизация дополнительного образования взрослых», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и адекватные им практические механизмы гуманизации процесса дополнительного образования взрослых?

Решение проблемы исследования составило его цель.

Объект исследования: процесс дополнительного образования взрослых.

Предмет исследования: педагогические условия гуманизации дополнительного образования взрослых.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что педагогическими условиями гуманизации дополнительного образования взрослых выступают:

- Становление личностно-профессиональной позиции педагога

дополнительного образования как андрагога;

- развитие личностноориентированных форм организации учебного процесса;

- создание учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых в процессе дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Обосновать сущность гуманизации дополнительного образования взрослых.

2. Разработать и апробировать содержательную модель личностно-профессиональной позиции преподавателя как андрагога.

3. Определить пути и средства построения учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- основные положения гуманистической психологии и педагогики (А.Г.Асмолов, С.Л.Братченко, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, И.Д.Демакова, В.П.Зинченко, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, К.Роджерс, М.И.Рожков), в контексте которых гуманизация образования рассматривается как конструктивное, нравственное, духовное развитие людей, гармонизация личности каждого участника образовательного процесса;

системный подход в управлении социальными (в том числе, образовательными) системами (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, П.И.Третьяков);

- антропологические идеи о непрерывности развития человека, об особенностях развития взрослого человека, о самоопределении субъекта в условиях переоценки ценностей (Б.Г.Ананьев, Б.М.Бим-Бад, А.А.Бодалев, С.Л.Рубинштейн, И.Н.Семенов, В.И.Слободчиков, Е.И.Степанова, А.В.Толстых);

- позиционный подход к педагогической (андрагогической) деятельности,

позволяющий рассмотреть ее в контексте профессионального бытия (И.Ф.Исаев, И.А.Колесникова, А.И.Мищенко, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов);

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы; педагогическое моделирование и опытно-экспериментальная работа; изучение педагогического опыта. Эмпирические методы: включенное наблюдение, методы опроса (анкетирование, тестирование, интервьюирование), метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности, создание и анализ педагогических ситуаций.

База исследования: Всесоюзное общество «Знание» (с 1981 по 1991 гг.), Образовательный центр «Знание» (с 1991 по 1999 гг.), Московский социально-экономический университет (с 1999 года по настоящее время).

Этапы исследования: 1-й этап (1981-1991) - теоретический анализ литературы по проблеме образования взрослых, изучение существующих подходов к непрерывному образованию взрослых, изучение передового практического опыта в данной сфере образования;

2-й этап (1992-2001) - формирование замысла исследования, его научно-теоретического аппарата, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по гуманизации процесса дополнительного образования взрослых;

3-й этап (2001-2002) - анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение материалов исследования в тексте диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

- разработана содержательная модель личностно-профессиональной позиции преподавателя системы дополнительного образования взрослых как

андрагога, включающая в себя аксиологический, деятельностный, коммуникативный и отношенческий компоненты;

- определены пути и средства построения в образовательном процессе учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых как их временного объединения вокруг ценностей и смыслов той профессии, которой они хотят овладеть, а также вокруг ценностей непрерывного образования и самообразования;

- разработан ряд инновационных личностноориентированных форм обучения взрослых (в частности, модель совместного «понимающего» чтения и обсуждения обучающимися взрослыми профессиональных текстов).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем результаты могут быть использованы в целях совершенствования и практической гуманизации образовательного процесса в различных структурах дополнительного образования взрослых. Содержательная модель личностно-профессиональной позиции преподавателя как андрагога может выступить прагматической основой для проектирования и развертывания процесса подготовки преподавателей для системы дополнительного образования взрослых.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются опорой на философские концепции роли непрерывного образования в современном мире и влияния процесса образования на развитие личности человека; обоснованностью исходных методологических и научно-педагогических позиций; преемственностью проведенного исследования с достижениями педагогической науки; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; опорой на повседневную педагогическую практику и экспериментальную деятельность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. При современных тенденциях развития дополнительного образования взрослых возникает необходимость гуманизации данной сферы образования как на системном уровне (интеграция профессионального и общекультурного дополнительного образования), так и на уровне содержания и форм образовательного процесса.

2. Базовыми педагогическими условиями гуманизации дополнительного образования взрослых являются:

становление личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования как андрагога;

- развитие личностно-ориентированных форм организации учебного процесса;

- создание учебно-профессиональной общности обучающихся взрослых в процессе дополнительного образования.

3. Модель профессиональной позиции преподавателя как андрагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к процессу образования взрослых и педагогической (андрагоги ческой) деятельности, в частности, которые являются источником его активности.

Профессиональная позиция андрагога может быть представлена в четырех аспектах: аксиологическом, деятельностном, коммуникативном, отношенческом.

Аксиологический аспект профессиональной позиции андрагога - это те ценностные установки, которые должны лежать в основе деятельности обучающего взрослых преподавателя. К таким ценностным установкам относятся установки на личностное знание, на понимание, на диалогическое общение, на эмпатию, на толерантность, на личностную рефлексию.

Деятельностный аспект профессиональной позиции андрагога - это способность, готовность и стремление преподавателя работать со взрослой аудиторией как в позиции эксперта, так и в позиции фасилитатора.

Коммуникативный аспект профессиональной позиции андрагога предполагает способность, готовность и стремление преподавателя равноправно общаться с обучающимися взрослыми, находясь в позиции принимающего, понимающего и признающего их.

Отношенческий аспект профессиональной позиции андрагога включает в себя способность, готовность и стремление преподавателя строить свои отношения с обучающимися взрослыми не столько на основе манипуляции, сколько на основе рефлексивного управления.

4. Личностноориентированные формы и методы обучения обеспечивают подлинную индивидуализацию образовательного процесса, построение различных форм совместности субъектов образования, в которых культивируются гуманистические отношения, создаётся пространство личностного и профессионального самоопределения обучающихся взрослых. Среди личностноориентированных форм обучения взрослых своим гуманистическим потенциалом выделяются лекции-дискуссии, лекции-диалоги, лекции-полилоги, групповая работа на основе принципов кооперации в обучении, деловые и ролевые игры, процедуры на основе принципов организационно-деятельностной игры, социально-психологические тренинги. Необходимым элементом учебного процесса в личностноориентированном дополнительном образовании взрослых является стимулирование их самообразовательной деятельности.

5. Создание в процессе дополнительного образования взрослых учебно-профессиональной общности как временного объединения обучающихся взрослых вокруг ценностей и смыслов той профессии, которой они хотят овладеть, а также вокруг ценностей непрерывного образования и самообразования, способствует переходу личности от познавательного к деятельностному отношению к действительности, становлению ее субъектности в избранной профессии, открытию ценностей и предметности новой для обучающегося профессиональной деятельности.

Механизмом создания учебно-профессиональной общности выступает процесс ценностно-смыслового самоопределения ее субъектов в общей для них учебной ситуации.

Устойчивое развитие процесс ценностно-смыслового самоопределения членов учебной группы приобретает в контексте реализации модели совместного «понимающего» чтения и обсуждения обучающимися взрослыми профессиональных текстов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Апробация исследования прошла в Московском социально-экономическом университете и Образовательном центре «Знание». Содержание диссертации, выводы и рекомендации докладывались автором на научно-практических и методических конференциях, среди которых отметим следующие: Всесоюзная научно-практическая конференция республиканских, краевых, областных организаций общества «Знание» «Работа организаций общества «Знание» в условиях формирования рыночной экономики.

Дополнительное образование взрослых» - Москва 8-13 июля 1991 г.; Научно-методическая конференция «Разработка и реализация программ дополнительного образования» - Москва, май, 1999 г.; «Реформирование социальной политики России и активная политика занятости молодежи» -Москва, 2002 г., II Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в дополнительном образовании: проблемы и перспективы» 11-17 мая 2002 г. - Дагомыс, Краснодарского края и др.

Современные тенденции развития образования взрослых в России

В широком смысле слова образование взрослых охватывает все виды образовательной деятельности, в которые включается взрослый. В узком смысле образование взрослых - составная часть системы образования, ее относительно обособленная разновидность, основной задачей которой является содействие разностороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни.

По мнению большинства исследователей, образование взрослых отличается от детско-юношеского образования тремя главными особенностями: во-первых, спецификой контингента (субъектами учебной деятельности являются лица, вовлеченные в сферу профессионального труда, имеющие трудовой опыт), во-вторых, своеобразием образовательных учреждений (их ориентацией на образовательные потребности лиц, являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их социальной жизни), в-третьих, содержанием целей и задач образовательного процесса, особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной деятельности (акцент ставится на современный профессиональный и социально-культурный опыт, использование преимущественно активных форм и методов обучения).

Действовавшая в Советском Союзе с 50-х до середины 80-х гг. система образования взрослых была достаточно разнообразна по видам, формам, уровню образования. Она позволяла взрослым бесплатно получить основное или дополнительное образование в государственных образовательных учреждениях по четырем основным направлениям.

Базовое (основное) образование осуществлялось в вечерних и заочных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и вузах. Послебазовая профессиональная подготовка и переподготовка взрослых проводилась, главным образом, в учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения при промышленных предприятиях, а также на многочисленных отделениях, факультетах вузов, средних специальных учебных заведений, курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов - рабочих, научно-технического персонала.

Общекультурное (досуговое) образование взрослые могли получить в Домах культуры (в 1990 г. их действовало 76 тысяч), в народных университетах, лекториях общества «Знание», в лекториях при крупнейших музеях, музыкальных учреждениях. Широкое распространение в 70-80-е годы получила экономическая учеба рабочих, служащих, научных работников, которая проводилась в форме лекций, семинаров прямо в учреждениях. Государственная политика в области образования взрослых была ориентирована на развитие содержания и форм образования, соответствующих уровню научно-технических, культурно-исторических, социально-экономических и других знаний.

Глубокий кризис, охвативший все сферы жизни страны при переходе к новой политической и экономической системе, резко изменил ситуацию в сфере образования взрослых. За несколько лет социальных преобразований сложившаяся система была резко сокращена и частично заменена новообразованными самостоятельно функционирующими образовательными учреждениями.

Заметно сократилось базовое обучение взрослых - особенно по вечерним формам учебы. Если в 1980/81 учебном году в РФ было 6 тыс. вечерних школ с почти 2,6 млн. учащихся, то в 1994/95 гг. осталось 2,1 тыс.школ и 0,5 млн. учащихся в них, то есть произошло уменьшение соответственно в 3 и 5 раз [123]. Снижение количества вечерних школ в России продолжалось и в последующие годы. Таким образом, вечерняя школа, еще в 70-е годы являвшаяся вторым по массовости каналом обучения в стране после дневной массовой школы, потеряла свое значение в образовании взрослых. Помимо сокращения количества школ и учащихся в них, изменился статус вечерних школ. По Положению о средней (сменной) общеобразовательной школе с 1 сентября 1988 г. она осуществляет прием учащихся любого возраста, но ориентирована, прежде всего, на подростков. Вечерние школы для взрослых превратились, по существу, в общеобразовательные школы для подростков с проблемами в образовании и поведении.

Справедливости ради надо заметить, что и в этой своей ипостаси вечерняя школа сохраняет свою актуальность и значимость, являясь центром социальной поддержки и психолого-педагогической реабилитации подростков из семей группы риска и малообеспеченных слоев населения. Здесь педагоги, проявляя истинный, а не декларативный гуманизм, помогают подросткам завершить программу базовой (основной) школы и одновременно дают им первичную подготовку по массовым профессиям, используя связи с близлежащими производственными предприятиями и местной сферой обслуживания.

Феномен дополнительного образования взрослых в контексте непрерывного образования

Ведущей концепцией организации и развития образования второй половины XX века стала концепция непрерывного образования, то есть обучения человека в течение всей его сознательной жизни. Это произошло потому, что, по словам С.И.Змеева, «именно в это время созрели необходимые социально-экономические, эдукологические (относящиеся к развитию образования), научные и личностные предпосылки для того, чтобы идея непрерывного образования приобрела свое подлинно историческое значение для человека и общества и определенное воплощение в реальной действительности» [60, 23].

Однако сама по себе мысль о том, что образование должно быть непрерывным, что на протяжении всей жизни человек должен пополнять, приобретать и усовершенствовать свои знания и умения для оптимального выполнения профессиональных, гражданских, семейных и других обязанностей, не нова. Еще Платон в IV веке до н.э., говоря о воспитании будущих философов-правителей идеального полиса, требовал расширения возрастных границ образования до 45 лет. Только столь «длинная дорога», считал он, ведет к мудрости.

Особую роль в развитии идеи непрерывного образования сыграл выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский. В XVII веке он одним из первых в европейской педагогике Нового времени попытался наметить контуры институциональной системы образования, исходя из идеи, что «вся жизнь - школа». В проекте системы образования, построенной на этом принципе, Я.А.Коменский предвидел появление пренатальных школ, школ раннего детства, школ для подростков и юношества, школ для молодых взрослых, для людей зрелого возраста, школ для пожилых, в которых преобладают мудрость, жизненный опыт. Уважение к человеческой жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании - главная идея, пронизывающая все ступени «жизненной школы».

Не новой является и идея, учитывающая взаимосвязь знаний с динамическими факторами человеческой культуры, с непрерывным расширением горизонтов познания. Об этом говорил И.В.Гете, полагая, что человек должен «переучиваться каждые пять лет». Выдающийся отечественный геохимик В.И.Вернадский писал в 1913 году: «Развитие науки и техники происходит сейчас так быстро, что сегодня уже невозможно в высшей школе получить знания, необходимые на всю последующую жизнь. Необходимо время от времени их освежать и пополнять. Это одна из характерных черт нашей эпохи...» [26, 8].

В первой половине XX века непрерывное образование преимущественно рассматривалось в качестве средства ликвидации недостатков в подготовке взрослых людей, вызванных отсевом из массовой школы, неравными образовательными возможностями различных социальных групп и классов, неравномерным распределением культурных ценностей в обществе и т.д. Все концепции на этом этапе, продолжавшемся до 60-х годов, были нацелены на приспособление взрослых к меняющимся условиям жизнедеятельности. Отсюда преимущественно профессиональная направленность образования (при признании определенной роли и общеобразовательных знаний). Не случайно на этом этапе непрерывное образование отождествлялось с послешкольным образованием взрослых, представляющим некую «четвертую ступень», по определению французского педагога и социолога А.Артюна.

Здесь мы считаем необходимым сделать небольшое отступление и заметить, что понятия «непрерывное образование» и «образование взрослых» весьма часто отождествляются и по сей день. Однако еще на 35-й Международной конференции по образованию, проходившей в 1975 году в Женеве, особо отмечалось, что делать этого не следует [135, 147]. В документе 19-й Генеральной конференции ЮНЕСКО непрерывное образование определяется как «неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места; ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества». Непрерывное образование есть «средство связи и интеграции», позволяющее синтезировать «ряд элементов» в уже существующей системе образования и «основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования» [135, 147]. Таким образом, «непрерывное образование включает все стадии образования», в том числе и образование взрослых.

С середины 60-х годов трактовка компенсаторной направленности образования взрослых качественно преобразовывается за счет включения адаптивных возможностей обучающихся. Подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становятся ключевым вопросом конкурентоспособности индивида, организации, нации. Не случайно исследователи заговорили о том, что в современном обществе на первый план выступает деление людей на образованных и необразованных. Так, профессор экономики Массачусетского технологического института Лестер К.Туров, автор книги «Будущее капитализма», говорил в своем интервью: «Настоящий мастер своего дела теперь может без проблем зарабатывать большие деньги, когда угодно и где угодно на планете... Если нам не удастся совершить образовательный рывок, мы станем очевидцами чудовищной безработицы. Необразованных, необученных, неквалифицированных, а значит и не способных к творческой работе людей оттеснят более дешевые и точные машины» [85].

Примерно с середины 70-х годов исследователи в области образования взрослых стали особое внимание уделять его развивающей функции. Иными словами, «центр тяжести» в социализирующих возможностях образования стал переноситься с помощи в «беге» за происходящими переменами на содействие в самоорганизации личности в рефлексивном отношении к собственному опыту. Разумеется, образованию имманентно присуща развивающая функция, однако ведущей, центральной она стала лишь с середины 70-х годов, когда социализирующий потенциал обучения стал связываться с сознательной нацеленностью на развитие личности в обществе социальных перемен. Развивающая, личностная направленность образования все более отчетливо стала фиксироваться в материалах ЮНЕСКО, посвященных проблемам образования взрослых. Если в 50-х - начале 70-х гг. доминировали вопросы профессионально-технической подготовки как условия адаптации личности к производственным переменам, то со второй половины 70-х годов трактовка проблем, связанных с образованием взрослых, все более отчетливо приобретает личностную направленность. В материалах Совета Европы по культурному сотрудничеству констатировалось: «Образование взрослых должно не просто давать возможность личности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, оно должно занять упреждающую позицию, чтобы вооружить каждого индивида умением преодолевать эти разрывы, оказывающие воздействие на все аспекты его деятельности и его существование в целом, и давать ему возможность справляться с вытекающими отсюда многочисленными неопределенными ситуациями» [110, 8-9].

Становление личностно-профессиональной позиции преподавателя как андрагога

Во многих современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам гуманизации образования, подчеркивается, что отличие педагога-профессионала от узкого специалиста в той или иной предметной области состоит в том, что он в своей деятельности не просто выполняет определенные функции, не просто поддерживает свой статус, не просто проигрывает те или иные социальные роли, а реализует свою профессиональную позицию [130].

Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека говорят: «Он нашел свое место в жизни» (т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории). Такое «место» определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но «построить позицию» невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни» - событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора [132, 493].

В.Н.Мясищев подчеркивал, что позиция личности означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе [100, 102].

Феномен педагогической позиции впервые в педагогической науке был проанализирован В.А.Сластениным и его сотрудниками. По их мнению, позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы [130, 32].

Если же обратиться еще к одному определению позиции как способа реализации базовых ценностей личности (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков), то позиция педагога предстает перед нами как способ реализации базовых ценностей личности в профессионально-педагогической деятельности.

Что составляет содержание педагогической позиции? На этот вопрос в современной отечественной педагогике пока нет полного ответа. В.А. Сластениным, И.Ф.Исаевым, А.И.Мищенко, Е.Н.Шияновым намечен интегративный подход к пониманию педагогической позиции как совокупности профессионально-педагогической направленности, компетентности, педагогической культуры учителя [130, 32-70]. Близкую точку зрения высказывает и И.А.Колесникова [69].

В диссертационном исследовании Е.И.Артамоновой [7] профессиональная позиция педагога определяется как интегративная характеристика его личности, выражающая субъектную систему отношений, теоретико-методологических знаний, ценностных ориентации и определяющая рефлексивно-личностный способ педагогической деятельности. В структуру так понимаемой позиции педагога входят: личностная концепция жизни; система установок, определяющих единую направленность личности на идеал («Я концептуальное»); убеждения (включая религиозные), уважительное отношение к убеждениям других людей, понимание роли убеждений в своем профессиональном становлении («Я идеологическое»); нормы и правила поведения учителя, бытующие в обществе поведенческие стереотипы, связанные с социальной ролью учителя («Я юридическое»); этика и семиотика поведения учителя («Я этическое»). К профессиональной позиции учителя относится и то, что, по словам автора, связывает ее со стилем духовности: во-первых, гуманные установки, диктующие индивиду оценки социальных процессов и его собственных поступков («Я законодательное»); во-вторых, набор символов и соответствующих им значений, знаний, необходимый для описания процессов и для понимания смыслов и ценностных ориентации педагогической деятельности («Я информационное»); в-третьих, высокие результаты познания, проявление качеств духовности учителя в его поведении («Я исполнительное») [7,17].

Похожие диссертации на Гуманизация дополнительного образования взрослых