Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Кораблева Галина Николаевна

Педагогические основы культурологического образования будущего учителя
<
Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя Педагогические основы культурологического образования будущего учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кораблева Галина Николаевна. Педагогические основы культурологического образования будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Саранск, 2001 186 c. РГБ ОД, 61:02-13/1100-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурологическое образование как педагогическая проблема 11

1.1. Культурология как научная дисциплина высшей педагогической школы 11

1.2. Аксиологический подход к культурологической подготовке будущих учителей 36

13. Анализ готовности будущих учителей к осуществлению культурологического образования школьников 58

Глава 2. Содержание, формы и методы культурологического образования в педагогическом вузе 77

2.1. Проблема отбора содержания культурологического образования 77

2.2 Формы и методы обучения культурологии 104

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 139

Заключение 155

Литература 161

Приложения 180

Введение к работе

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном в 2000 году, определены несколько видов профессиональной деятельности учителя, к числу которых относится культурно-просветительская. Главной задачей современной общеобразовательной школы является не только передача знаний подрастающему поколению, но и приобщение их к культуре. Проблема приобщения к культуре имеет особую остроту в связи со сложившимися социокультурными условиями, для которых характерны переосмысление и переоценка нравственных ориентиров, происходящих на фоне морального и культурного кризиса, являющегося благоприятной почвой для утверждения лжеценностей и расцвета антикультуры. Учитель в силу специфики своей профессии должен выполнять человекообразующую функцию: оказывать помощь в становлении личности ребенка, в формировании у него ценностных приоритетов, культурных основ поведения.

В госстандарте выделен цикл общих гуманитарных дисциплин, призванных решать задачи гуманизации личности будущих учителей, развития ответственности за общезначимые культурные ценности. Важной составляющей гуманитарного знания является культурология, которая способствует преодолению стереотипного, технократического и узкопрофессионального мышления, формированию нового типа культурного сознания, потребность в котором обусловлена современной социокультурной ситуацией.

Анализ опыта преподавания в педвузе свидетельствует о том, что студенты рассматривают культурологическое знание как несущественный компонент профессионально-педагогической подготовки. У них не сформировано понимание полезности культурологической подготовки для их будущей профессиональной деятельности, отсутствует интерес к культурологии. Однако неразвитость культурологических представлений педагога осложняет понимание феноменов культуры, являющихся стержневым компонентом гуманистического воспитания, тормозит развитие эмоциональной сферы, творческой самостоятельности. Далеко не все учителя могут общаться с детьми на уровне гуманистического мировоззрения и образного мышления. Практика работы в пединституте свидетельствует о необходимости повышения эффективности культурологического образования будущих учителей. Культурологическое образование должно давать студентам четкое представление о педагогической профессии как сфере культуры, о культурологической функции специального знания, о роли учителя в сохранении и трансляции культурных ценностей, должно прививать навыки инкультурационной работы с детьми, формировать будущего учителя как человека культуры.

Проблема культурологического образования комплексная. Ее изучение осуществляется философами, социологами, психологами, педагогами и культурологами. Культурологическая линия в педагогике утвердилась в трудах А.Дистервега [70], а впоследствии была развита как педагогами теоретиками, так и практиками. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные ученые - М.М.Бахтин (идея диалога культур), В.С.Библер (культура как диалог), Л.С.Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), Г.С.Батищев, М.М.Мамардашвили (представления о культурном поле личности и общении) [19,26,54,18,136]. Их труды обусловили сближение культурологии и педагогики и в то же время предопределили новые культурологические проблемы в образовании. Культурологического принципа образования придерживаются такие педагоги, как Е.В.Бондаревская, И.В.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, Н.Б.Крылова, А.В.Петровский, В.А.Сластенин и др.[31, 24, 28,111,198].

Проведенный анализ культурологической, педагогической, научно-методической литературы, диссертационных исследований позволяет установить, что с середины 90-х годов стала активизироваться работа по проблеме культурологической подготовки на разных уровнях образования. Данной проблеме посвящены публикации Л.П.Воронковой, Н.О.Вулих, С.Н.Иконниковой, О.П.Козловой, Е.Е.Кузьминой и Е.В.Матюниной, С.С.Минц, Ю.Плетникова, А.ЯФлиер [115, 52, 89, 104, 113, 147, 165, 225]. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности разработаны Н О.Поповой [170]. Диссертационные работы О.И.Андреевой и Э.Д.Емелиной посвящены культурологической подготовке учащихся средних профессиональных учебных заведений [7, 74]. В исследованиях Н.В. Сердюк и С.Н.Митина рассматриваются вопросы, связанные с формированием культурологических знаний и умений у обучающихся в вузах МВД России и у руководителей школ в системе повышения квалификации [191, 148]. Проблемой внедрения регионального компонента в культурологическое образование студентов педагогических вузов занималась И.К.Чиркова [241]. Однако культурологическое образование студентов педвузов не нашло отражения в исследованиях. Поэтому возникает проблема научного осмысления культурологического образования будущих учителей и его влияния на готовность педагога к выполнению культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, АКТУАЛЬНОСТЬ данного исследования обусловлена принципиальной значимостью культурологического образования студентов педвуза в новых условиях, насущной потребностью гуманизации и гуманитаризации процесса обучения в целом. Особое значение научное осмысление названной проблемы и разработка новых подходов к культурологическому образованию приобретает в рамках перехода на Государственный образовательный стандарт.

Исходя из актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости мы определили тему исследования и сформулировали ПРОБЛЕМУ: каковы психолого-педагогические основания и закономерности культурологической подготовки будущих учителей? Решение этой проблемы составляет ЦЕЛЬ исследования. ОБЪЕКТОМ исследования является культурологическое образование студентов педвуза, а в качестве ПРЕДМЕТА выступает система культурологического образования будущих учителей.

В исследовании выдвигается следующая ГИПОТЕЗА: культурологическое образование будущих учителей будет эффективным, если: его целью будет формирование учителя как человека культуры; в основу содержания культурологического образования положены идеи личностно-ориентированного подхода, способствующие развитию мотивационно-ценностного отношения к культурологическим знаниям и раскрывающие индивидуально-творческий потенциал студентов; разработаны и экспериментальным путем проверены приемы, обеспечивающие оптимальные условия эффективности культурологического образования студентов; культурологическое образование создает предпосылки для более глубокого изучения других гуманитарных дисциплин и обеспечивает культурологический подход к специальным знаниям.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных ЗАДАЧ: проанализировать социокультурные и психолого-педагогические основания культурологического образования в высшей школе; исследовать содержание, формы и методы культурологического образования и пути их модернизации; осуществить опытно-экспериментальную работу по совершенствованию культурологического образования;

4) разработать систему мониторинга культурологического образования студентов. МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют современные концепции образования и культуры, опирающиеся на принципы научности, историзма, объективизма, плюрализма. Теоретическая основа базируется на общих концепциях высшего профессионального образования (В.И.Андреев, А. А, Вербицкий, Е.П.Белозерцев,

В.А.Бордовский, В.В.Герчикова, Е.Н.Шиянов, и др.) [11, 20, 34, 45, 58, 246], психологических теориях целостного процесса развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.) [6, 54, 125, 132, 188], педагогических теориях формирования личности учителя (И.Г.Безуглов, В.И.Загвязинский, В.Ш.Масленникова,

В.А.Сластенин, и др.) [20, 81, 139, 199], на личностно-ориентированном подходе в образовании (Б.М.Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, А.ВЛетровский, М.Н.Скаткин и др.) [28, 32, 124, 128, 196]. Важную роль в построении общей концепции исследования сыграли труды по общей теории культуры (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, П.СГуревич, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.) [10, 26, 68, 85, 94, 138, 143], по проблемам художественно-эстетического воспитания (Н.И.Киященко, Л.Н.Коган. Б.М.Неменский. Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.) [177, 101, 153,234].

Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс МЕТОДОВ исследования: теоретический анаїиз педагогической, психологической, культурологической, философской литературы по проблеме, публикаций о практике преподавания культурологии в вузах, учебно-программной документации: планов, программ, методических и учебных пособий по культурологическим дисциплинам; изучение опыта работы по культурологическому образованию студентов педвуза, наблюдение, беседы, анализ результатов учебной деятельности, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), статистическая обработка результатов.

Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений культурологического образования студентов педвуза. При организации опытно-экспериментальной работы мы опирались на современную систему методов и методик (А.А.Вербицкий, М.В.Кларин, Л.Ф.Спирин, Т.В.Челышева и Ю.В.Янике) [45, 103, 207, 239].

В результате исследования было предложено понятие культурологического образования студентов, под которым мы понимаем целостный образовательный процесс, включающий: совокупность знаний и опыта, отражающих содержание и ценности мировой, отечественной и национальной культуры; формирование учителя как человека культуры; развитие умений адаптировать и транслировать ценности культуры в детскую среду и использование их в учебно-воспитательной деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева. Исследованиями были охвачены студенты филологического, биолого-химического факультетов и факультета иностранных языков.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что на основе комплексного изучения психолого-педагогических, культурологических, методических аспектов проблемы, на материале практики педвузов анализируется культурологическое образование студентов, акцентируется внимание на федеральном и национальном компонентах. - разработана и апробирована модель культурологического образования, обеспечивающая его эффективность; показано влияние культурологического образования на формирование у будущих учителей умений осуществлять деятельность по аккультурации и инкультурации личности школьников; разработаны и обоснованы критерии уровней культурологического образования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что материалы и выводы могут использоваться в практике преподавания культурологических дисциплин и в процессе общей организации гуманитарной подготовки студентов педвуза.

Обоснованность и достоверность выдвинутых положений и результатов обеспечивается использованием методологически обоснованного подхода, глубоким изучением и анализом проблемы; продуманным и взвешенным логическим построением проведенного исследования; сочетанием теоретических и экспериментальных методов, дополняющих друг друга, использованием методик, адекватных предмету и целям исследования; устойчивыми результатами при использовании статистических критериев оценки, установленной эффективностью положений и выводов.

На защиту выносятся следующие основные ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Одним из направлений модернизации современного высшего образования является введение в его состав культурологического блока дисциплин, дающего целостное знание о культуре как социальном феномене. Культурологическое образование призвано обеспечить общую и профессиональную инкультурацию личности, сформировать национальную, социальную, культурную и религиозную толерантность, уважение законов общечеловеческого бытия.

Культурологическое образование в высшей педагогической школе отличается рядом особенностей: - оно формирует будущего учителя как человека культуры; развивает у студентов способности создавать в школьном коллективе культурно-нравственные условия для всестороннего развития учащихся; подготавливает студентов к осуществлению культурно-просветительской деятельности.

2. Эффективность культурологического образования обеспечивается такой организацией процесса обучения, которая способствует актуализации интереса студентов к культурологическим дисциплинам, создает условия для прочного усвоения знаний о культуре, вырабатывает умения переносить культурологические знания в профессиональную деятельность, развивает потребность к самостоятельному освоению достижений культуры.

Совершенствование культурологического образования успешно осуществляется в рамках специально разработанной и апробированной модели, включающей в себя инновационные формы и методы обучения. Они оказывают существенное влияние на усиление взаимодействия студентов с культурой, на формирование ценностного отношения к ней, на овладение разными способами урочной, внеурочной и культурно-просветительской деятельности.

Созданная система мониторинга позволяет количественно и качественно оценить культурологическое образование студентов, проследить динамику их перехода от низкого уровня к среднему и высокому.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы. Выводы, положения, основные итоги нашли отражение в докладах, тезисах, статьях, обсуждались на научных конференциях, заседаниях кафедр научных основ образования и истории мировой и национальной (мордовской) культуры.

Результаты исследования внедряются в учебный процесс в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева.

Культурология как научная дисциплина высшей педагогической школы

Современное общество осознало, что должно стать сферой общечеловеческой культуры, и поэтому стало придавать большое значение культурным целям образования. Именно образование, а не средства массовой коммуникации, перенасыщенные коммерциализированной «массовой культурой», отрицательно воздействующей на нравственность подрастающего человека, его художественный вкус и эстетические потребности, призвано сформировать человека культуры.

Школа становится культуротворческой мастерской только в том случае, если она транслирует культурные нормы, ценности, традиции, различного рода образцы. Чем раньше ребенок начинает усваивать образцы высокой культуры, тем надежнее он защищен от воздействия на него «культурных суррогатов». Многие педагоги, в том числе и Л.П.Буева, к недостаткам современного образования относят то, что художественная культура во всем многообразии ее языков и форм практически отсутствует в нем как необходимая составляющая, «та эстетическая информация, которую несет в себе цвет, линия, форма в живописи, скульптура, архитектура, равно как и нота, ритм, гармония в музыке остается для выпускника в лучшем случае умозрительной, а чаще всего вообще не входит в культурный контекст образования. Между тем с помощью этих «языков и текстов» художественной культуры формируются человеческие чувства, культивируются формы проявления и регулирования влечений, переживаний, волеизъявлений и действий» [40, с. 16]. Приоритет в характеристике культуры культурологи отдают духовному компоненту. Именно в нем следует искать точки соприкосновения образования и культуры. Человек, как известно, входит в мир культуры, постигает ее сущность в процессе образования. Поэтому можно утверждать, что образование является одним из условий воспроизводства культуры, оно помогает человеку стать личностью. Б.М.Бим-Бад и А.В.Петровский рассматривают образование с культурно-содержательной точки зрения. Оно, по утверждению педагогов, представляет собой «особый вид духовной рекапитуляции, как ее понимали Э Лессинг и И.Гете, утверждавшие, что двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, через эпохи мировой культуры должен пройти каждый человек»[28, с.6]. Возрождение культурно-гуманистических традиций в школьном образовании вызвано необходимостью скорейшего увеличения культурного потенциала общества, его гуманизации и активизации интереса детей к учебной деятельности и к школе. Современная школа ставит цель -создать условия для полноценного развития способностей личности, нужных ей самой и обществу, и обеспечить широкими возможностями культурного совершенствования за ее стенами, В этом случае функции учителя значительно расширяются и возрастают требования к его общекультурной подготовке.

Так Н.Б.Крылова полагает, что учитель должен 1) транслировать культурные ценности и нормы; 2) помочь ребенку сформировать его индивиду&тьные интересы и способности; 3) показать значимость его собственных талантов; 4) внести культурное содержание в само общение детей; 5) раскрыть себя как культурную личность, чтобы стимулировать культурное самоопределение ребенка [ПО, с.14]. Вышеуказанные требования подтверждаются известным педагогом В.А.Сластениным. По его мнению, предназначение учителя - быть «носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народов, на территории республики которого он работает» [199, с.51].

Известно, что изменение социокультурной ориентации общества привело к обострению противоречий между растущими требованиями к образованности учителей и недостаточно высоким уровнем их подготовки в высших педагогических учебных заведениях. В связи с этим педагогические вузы пересмотрели систему преподавания многих дисциплин, обновили их содержание - фактически утвердили новую концепцию образования, строящуюся на основе системного, культурологического, индивидуально-личностного подхода, что должно в полной мере обеспечить формирование разносторонне развитой личности учителя.

Думается, что уже давно возникла необходимость в педагоге, обладающем способностью создавать культурно-нравственные и психологические условия для всестороннего развития школьника, с высокой познавательной активностью и новым педагогическим мышлением. Сама жизнь и потребности практики оказали влияние на переход педагогического образования на принципы гуманистической педагогики, стремящейся к объединению интересов личности и общества, ориентированной на развитие природных особенностей человека, его общекультурное, социально-нравственное и профессиональное становление. Современная гуманистическая педагогика руководствуется не нормативно-регулятивными принципами воспитания человека, свойственными педагогике прежних лет, а культуротворческими. Она направлена на развитие свободной личности, ее индивидуализацию и самоопределение. Основная цель педагогики - создание высшей культурной ценности, под которой подразумевается гуманная личность. А это означает, что процесс воспитания должен основываться не на целенаправленном воздействии на ребенка, а на взаимодействии обеих сторон - воспитателя и воспитанника. Поэтому процесс воспитания оказывается сложным и противоречивым. Но важно то, что воспитатель обязан создать необходимые условия для саморазвития ребенка, которому представляется возможность для дальнейшей активной творческой деятельности.

Гуманизация высшего педагогического образования предполагает его гуманитаризацию, смысл которой заключается в том, чтобы развить устудентов чувство ответственности за общезначимые ценности, способствовать мировоззренческому самоопределению будущих учителей. Культурология - существенная составляющая гуманитарного знания, она формирует обще культурную компетентность. помогает преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, способствует целостному восприятию мира, укреплению нравственных принципов, открывает возможности разобраться в противоречиях современного мира и встать на гуманистические позиции.

Культурологию и гуманистическую педагогику объединяет один объект - человек. Культурология оказывает помощь педагогике, направляя усилия на совершенствование человека, на развитие социально значимых качеств, внутреннего потенциала, его гуманизацию, вносит огромный вклад в формирование личности, которая в полной мере могла бы реализовать себя как индивидуальность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

В центре культурологии находится человеческая личность. Исследуя образ человека, она осмысливает отдельные черты его социального и духовно-нравственного облика. Средствами искусства она выявляет глубокие слои человеческой психики на разных культурно-исторических этапах и помогает современному человеку найти способ выражения собственного «Я». Поэтому мы с уверенностью можем говорить о тесных связях между науками о человеке - психологией и педагогикой и наукой о культуре -культурологией. Культурология - это наука и учебная дисциплина. Наука культурология находится в процессе становления, не имеет четких контуров и строгих определений. Она широко использует богатый материал различных гуманитарных наук, но идет своим путем, вырабатывая собственный язык, стиль, методы. Ее появление, по мнению Г.В.Драча, обусловлено целым рядом причин: а) потребностью в выработке такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизни; б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры; в) стремлением к выработке « общего знаменателя» в понимании культуры в условиях резкого роста контактов разных культур; г) тревожным ростом рационализма, технократизма, осознанием важности гуманитарного противовеса для сохранения стабильности существования человека и т.д. [116]. Итак, появление культурологии было вызвано возрастанием роли культурных факторов в развитии современного общества, необходимостью исследования феномена культуры на более высоком уровне, увеличением кризисных явлений на планете.

Проблема отбора содержания культурологического образования

Культурологическое образование, как и всякое другое, осуществляется в рамках системы, состоящей из целей, содержания образования, методов, средств, форм обучения, деятельности по освоению содержания образования. Из этой системы в данном параграфе мы выделим один компонент -содержание образования.

Современное понимание содержания образования существенно расходится с представлением о нем педагогики прошлых лет, которая отводила знаниям первостепенную роль, оставляя при этом без внимания человеческую личность. Содержание образования, по мнению А.А.Вербицкого, есть «мера приобщения человека к развивающейся культуре». Оно «определяет те личностные и профессиональные качества, которые должны быть сформированы в результате осуществления взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся,..» [45, с.24].

В педагогике выделяется три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой: а) уровень общего теоретического представления; б) уровень учебного предмета; в) уровень учебного материала [156]. Каждому из выделенных уровней соответствует тот или иной документ. На уровне общего теоретического представления содержание образования находит свое отражение в учебном плане вуза. Учебный план фиксирует состав предметов, изучаемых в данном вузе, их распределение по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый из них. Он находится в зависимости от государственного образовательного стандарта, в котором описано содержание образования студентов определенной педагогической специатьности и предусмотрены требования.

Остановимся на принципах преподавания культурологического знания. Так, Н.С.Розову представляется, что преподавание культурологического знания должно базироваться на следующих принципах;

1 .Кардинальное разделение фактов и интерпретаций.

Суть принципа в том, что каждый человек должен получить доступ к истине. Факты, хотя и бывают противоречивы, но имеют более высокий уровень достоверности, чем интерпретации, то есть концепции о развитии культуры. Поэтому всегда следует проводить кардинальное различие между фактом и интерпретацией, чтобы не подавать интерпретацию как истину во избежание возникновения идеологии - инструмента управления умами.

2Диахронный и кросскультурный подходы.

Для современного периода характерен интенсивный диалог культур. Чтобы столкновение культур давало плодотворный результат, личность должна нести в себе возможность существования разных культур. Отсюда требование диахронности - фиксации культурных изменений в историческом времени. Меняется хозяйство, поведение людей, религия, литература, искусство. Фиксация и анализ различия в разных культурах предполагает принцип кросскультурности. В процессе культурологического образования у человека должно формироваться умение и желание понимать и принимать инокультурность.

3.Аутентичность содержания и овладения инструментарием. Названный принцип касается уровня фактов, а таковыми являются в истории культуры прежде всего тексты и произведения искусства. Аутентичность означает, что человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению в учебнике. Владение инструментарием означает способность грамотно пользоваться аппаратом комментариев, сравнительного, структурного, хронологического анализа текстов.

4.Полнота разнообразия интерпретаций. В рамках культурологического образования изучение интерпретаций неизбежно. Но они являются благодатной почвой для утверждения какой либо идеологии, претендующей на роль конечной истины. Единственное противоядие видится в том, чтобы представлять все интерпретации применительно к изучаемой группе фактов: религиозные, психоаналитические, феноменологические, этнологические, культурологические.

5.Обучение способам оценки и выбора.

Важным в этом принципе является различение между действительностью и оценкой. Следует также четко различать бесстрастную фиксацию события и оценочное отношение к событию. Личность должна быть способна к самостоятельному оцениванию и выбору. При попытке оценивания любого культурного явления обнаруживается неоднозначность, множественность возможных оценок. Необходимо сформировать представление о наличии разных идейных платформ оценивания, о развитии самих оценок, критериев, мерил, аргументов. Студентов следует приучать формулировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения,

6.Использование идей прошлого в решении современных проблем. Человек будущего - это человек, ставящий и разрешающий проблемы. Он должен уметь делать это самостоятельно. Одна из целей культурологического образования состоит в формировании умений и привычки искать в памятниках прошлого идеи, образцы, с им вол ы, которые могут помочь в разрешении сегодняшних культурных проблем.

7.Решительный поворот к методам активного обучения и современным информационным технологиям. Человек получает доступ к культуре не тогда, когда его обязывают прочитать и запомнить огромное количество материала. Человек должен жить в культуре, личностно проявляться в ней, мыслить, оценивать ситуацию, делать выбор. Все это достижимо в игре и дискуссии. При подготовке к занятиям нужно переработать груду источников, чтобы почувствовать ход мысли, аргументацию людей прошлых веков, особенности их видения мира. Фактом, резко сокращающим время их освоения, должны стать современные информационно-компьютерные технологии [185].

Мы полагаем, что представленная номенклатура принципов отражается в сформулированных нами общих принципах, К ним относятся -принцип целостности, принцип историзма, принцип плюрализма, принцип диалогизма и этнокультурный принцип.

Принцип целостности обеспечивает целостное восприятие всех проявлений культуры, и их общесмыслового содержания. Культура в культурологии понимается как совокупность духовных ценностей, как специфическая сфера деятельности или жизни, как искусственная среда, созданная человеком, как сущностная характеристика внутреннего мира человека, как определенная историческая эпоха, конкретное общество и т.д. Целостное осмысление культурного многообразия связано с определением тех границ, где культура, имея разные формы проявления и представляя общественные явления, в то же время сохраняет свою «естественность», неразмытость для человека. Целостное знание пространственно-временных проявлений культуры позволяет выйти на новый уровень знания ее интегративных, типологических и ценностных свойств. В целостном пространственно-временном освещении культурные явления и процессы находят социальный смысл, предметную определенность, своеобразие и раскрываются через знания, символы, обычаи, традиции, нормы, идеалы, верования, которые пронизывают жизнь, поведение, деятельность и общение людей.

Принцип историзма - главное условие объективного анализа мирового и отечественного культурного процесса. Осознание культуры как сложного и закономерного процесса возможно при изучении ее не в статике, а в динамике. Каждому этапу развития культуры соответствует своя форма социального устройства. Данные формы образуют в совокупности исторический ряд. Каждая из этих форм уходит корнями в историю, то есть имеет собственную предысторию, свой генезис и не может быть создана кем-то по собственному усмотрению. Деление истории культуры на культурные периоды и типы позволяет лучше понять культурные ценности и предпочтения народа определенной исторической эпохи, своеобразие культур одного типа и общие тенденции развития различных культур, их преемственные связи и влияние на современную культуру. Правильному видению прошлых и настоящих культур способствует обращение к историческим фактам, к первоисточникам - работам философов, филологов, искусствоведов, к произведениям художественной литературы и искусства. Всесторонний анализ текстов дает возможность посмотреть на конкретную культуру с разных сторон и увидеть ее в развитии, противоречии, во взаимосвязи с другими культурами, понять ее как относительно самостоятельное и устойчивое явление и в тоже время зависимое от исторической эпохи, социально-экономических отношений и менталитета людей.

Принцип плюрализма отвергает навязывание какой-либо точки зрения на конкретное культурное явление и слепое преклонение перед авторитетными личностями. Он требует критического подхода к любым культурологическим теориям и концепциям. Только через критическое осмысление обнаружится их истинность, достоверность. Названный принцип предполагает серьезный анализ любого культурного явления посредством представления альтернативных точек зрения, множественных суждений и неоднозначности оценок. Ознакомление с различными интерпретациями того или иного культурного события - философскими, религиозными, культурологическими и др,, сопоставление разных позиций и идей открывает путь к формированию собственного отношения к конкретной культурной проблеме.

Формы и методы обучения культурологии

Второй этап экспериментальной работы - формирующий. Он проводился со студентами факультета иностранных языков, обучающихся на 1 и 2 курсах. Из студентов первого курса, изучающих дисциплину «Культурология» была образована первая экспериментальная и контрольная группы. Из студентов второго курса, осваивающих предмет «Мировая художественная культура» - вторая экспериментальная и контрольная группы.

Цель данного этапа - проверка эффективности разработанной программы эксперимента, направленной на повышение уровня культурологического образования студентов.

Задачами эксперимента являются:

1) актуализация интереса студентов к культурологическим дисциплинам;

2) создание условий для прочного усвоения знаний о культуре;

3) выработка умений переносить культурологические знания в практическую педагогическую деятельность, то есть формирование готовности к осуществлению культурологического образования учащихся;

4) развитие потребности к самостоятельному освоению достижений мировой культуры.

Констатирующий эксперимент подтвердил низкую познавательную активность студентов, неумение переносить теоретические культурологические знания в практическую деятельность. Такое положение в обучении культурологии целиком зависит от того, как строится процесс освоения знаний студентами, то есть как логически раскрывается содержание учебных программ и в какой форме осуществляется процесс обучения. Как правило, на лекциях превалирует монолог, а на семинарах вопросно-ответные методы, при которых студентам отводится роль пассивных обучаемых. Полученные таким образом знания не объединяются в единое целое, а остаются разрозненными, что мешает их практическому использованию. Разумеется, что сами по себе знания не будут синтезироваться, если преподаватель культурологии не будет этому способствовать. Он должен побуждать познавательную активность студентов, применять разные способы организации занятий, выбирать приемлемую для конкретной темы форму и метод. Студенты, благодаря представленным возможностям, перейдут из разряда обучаемых в разряд обучающихся. В этом случае у них будет вырабатываться ценностное отношение как к культурологическим дисциплинам, так и к саморазвитию, они научатся применять хорошо отработанные на занятиях различные формы и методы обучения в своей будущей профессиональной деятельности. Мы разработали программу эксперимента, которая включает использование инновационных форм и методов обучения. Их органичное сочетание с традиционными формами и методами стимулирует активность и самостоятельность студентов, повышает качество усвоения учебного материала. При проведении семинарских и даже лекционных занятий акцент делается на диалог, благодаря которому у студентов появляется личная заинтересованность в постижении сложного и многообразного мира культуры.

Прежде чем рассмотреть основные формы и методы, внедряемые нами в курсы «Культурология» и «Мировая художественная культура» в процессе проведения формирующего эксперимента, уточним, что в современной отечественной педагогике понимается под формами и методами обучения. Существует множество подходов к классификации форм и методов обучения. Нам близок подход Б.Лихачева, который представил методы обучения в различных видах классификации с учетом их практических функций в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Классифицируя методы по основным этапам обучающе-познавательного процесса, он выделяет: метод этапа восприятия - первичного усвоения, метод этапа усвоения - воспроизведения, метод этапа учебно-творческого выражения, Перечисленные методы обучения тесно связаны между собой и в учебном процессе взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Их эффективность зависит от степени наполнения педагогическим содержанием в методике обучения по культурологическим дисциплинам.

Говоря о формах обучения, отметим, что они реализуются в тесном единстве с содержанием, средствами и методами обучения. Организационной формой обучения в вузе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, На семинарских занятиях, как правило, используется система разнообразных обучающих форм - индивидуальных, групповых, коллективных. Специфика культурологических дисциплин определяет как характер форм обучения, так и их продолжительность по времени, структуру, способ организации и место в учебном процессе.

Как уже было отмечено выше, основной формой обучения в вузе является лекция. Преподаватель освещает новый материал, знакомя студентов с различными фактами и явлениями культуры, разъясняет значение новых понятий и терминов. Особенность лекций по культурологическим дисциплинам заключается в том, что материал лекций вбирает в себя сведения из самых разных областей гуманитарного знания. В связи с этим задача преподавателя усложняется. Он обязан, во-первых, объединить знания из разных научных дисциплин в единое целое, а во-вторых, суметь преподнести студентам информацию таким образом, чтобы она была доступна для восприятия и усвоения и давала наиболее полное представление о культуре. Не следует игнорировать тот факт, что у каждого студента имеется личная система культурно-ценностных предпочтений и определенный уровень культурного развития, Информацию о культуре он воспринимает индивидуально, избирательно. Она накладывается на имеющийся у конкретного студента культурный опыт. Поэтому преподавателю важно не только передать информацию, но и обеспечить процесс вхождения каждого студента в изучаемую культурную проблему.

Поскольку лекция чаще всего монологична, то мы ее строили как воображаемый диалог - рассуждали вслух, задавали вопросы и сами отвечали на них. Студенты, таким образом, получали возможность не только слушать, но и учиться логике проектирования своего будущего выступления на семинаре. Было замечено, что лекцией студенты заинтересовываются в том случае, если она излагается ясно, образно, на высоком эмоциональном уровне, Поэтому мы старались создавать творческую обстановку, делать небольшие отступления, прибегать к сравнениям, насыщать материал примерами, использовать работы отечественных и зарубежных культурологов.

Важным дидактическим принципом является наглядность. Она важна для формирования художественного образа, культурного понятия, обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала. Поэтому на лекциях мы демонстрировали и иллюстрировали репродукции, слайды, видео-и аудиозаписи. Так, лекция по теме «Западноевропейское Средневековье» сопровождалась показом видеофильма «Средневековье»,

В лекционном материале должны органично сочетаться информационность и проблемность. Проблемное обучение ориентировано на непроизвольное запоминание. Важным звеном в нем является создание проблемных ситуаций. Активная мыслительная деятельность студентов начинается с возникновения затруднения из-за отсутствия необходимых знаний. Для разрешения проблемы привлекаются знания из изученных ранее тем и из других гуманитарных дисциплин, а также используется имеющийся у студентов интеллектуальный потенциал, применяются методы анализа, сравнения, выдвигаются предположения. В процессе проведения лекции мы создавали проблемные ситуации, используя различные приемы: задавали вопросы, приводили некоторые факты культурной деятельности людей и разные точки зрения на них, цитировали высказывания культурологов и т.д.

Нами в процессе эксперимента были использованы лекции с элементами дискуссии и лекции с включением докладов. Их основная цель -сместить акцент в сторону студентов (монолог переходит в диалог), развить у студентов интерес к самостоятельной работе, к исследовательской деятельности. Готовятся к таким докладам преподаватель и часть студенческой группы. Роль преподавателя при их проведении заключается не только в умении обеспечить передачу изучаемого материала, но и в умении организовать занятие таким образом, чтобы вовлечь студентов в диалоговое общение, активизировать интерес к теме. В ходе лекции преподаватель взаимодействует со студентами, умело сочетая монолог и диалог. ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ

Несколько групп студентов (по 3-4 человека), используя учебную литературу, готовят к лекции рекомендованный преподавателем материал. Например, к лекции «Типология культуры» каждая группа изучала определенный тип культуры, в основе которого лежит или исторический принцип (первобытная, древнейшая, античная и др.культуры), или религиозный (конфуцианско-даос истекая, индо-буддийская, исламская, христианская культуры), или географический (мировая и национальные культуры), или же уровень духовных запросов людей (элитарная и массовая культуры).

Цель лекции состояла в том, чтобы дать возможность студентам получить представление о множественности подходов к типологии культуры и ее целостности. Процесс ознакомления с различными научными подходами к типологии культуры, позволяющими взглянуть на эту проблему с разных сторон, выявить разные точки зрения, проходил с введением в монологическую речь преподавателя элементов дискуссии. Останавливаясь на определенной типологии, преподаватель задавал следующие вопросы: «Так ли необходима типология культуры? Можно ли сказать, что одни типологии более правильные, чем другие? Что может выступать в качестве оснований для типологии культуры?» и т.п. Подготовленные студенты отвечали на вопросы, обосновывали ответ, приводили аргументы, высказывали свою точку зрения по проблеме. Таким образом, возникла мини - дискуссия, к которой подключились остальные студенты.

К лекции по теме «XIX век в культуре Западной Европы и США» одна группа изучала такое направление в художественной культуре XIX века, как романтизм. Другая группа подбирала материал о реализме, третья - об экспрессионизме, четвертая о символизме.

Цель лекции - показать разнообразие культурной жизни Европы и США в XIX веке, дать понятие о различных идейно-художественных направлениях, выявить их специфику и выяснить причины их быстрой смены. Рассказывая о конкретном течении, преподаватель задавал следующие вопросы: Какие причины обусловили формирование данного направления в художественной культуре? В чем заключаются художественные открытия представителей этого направления? Кто явился ярким представителем этого направления и почему? и т.п. Подготовленные студенты отвечали на вопросы, высказывали свое отношение к конкретному направлению. Вскоре и другие студенты приняли участие в мини-дискуссии.

Отметим, что лекционная дискуссия должна быть непродолжительной по времени, так как основное назначение лекций - изложение и объяснение нового материала. Поэтому преподавателю нужно умело управлять ходом дискуссии, вовремя начинать и заканчивать ее. ЛЕКЦИЯ С ВКЛЮ ЧЕНИЕМ ДОКЛАДОВ.

Цель лекции - дать студентам исчерпывающую информацию о культурном явлении, в анализе которого имеются различные точки зрения, подходы, гипотезы; подвигнуть студентов на поиск новых данных по изучаемой проблеме. На вышеназванной лекции изложение материала преподавателем чередуется с чтением одним-двумя студентами докладов. Данную форму лекции мы использовали при изучении тем, в которых часть вопросов не представляет особой трудности, и их студенты могут освоить самостоятельно. Преподаватель рекомендует студентам подготовить доклад, привлекающий внимание студенческой аудитории новизной информации, которая черпается не только из учебной и дополнительной литературы, но и из журналов, газетных публикаций, сборников статей научно-практических конференций. В них освещаются современные исследования ученых в интересующей студента - докладчика области культуры, находят отражение смелые гипотезы, оригинальные идеи и новые доказательства того или иного культурного феномена. Мы заметили, что у студентов возникают вопросы к преподавателю и докладчикам, что указывает на их повышенный интерес к изучаемой теме.

Так, например, в нашем эксперименте при изучении темы «Происхождение культуры» студентами были подготовлены доклады; «В.М. Розин о происхождении человека и культуры», «Космологическая концепция происхождения человека и культуры». К лекции по теме «Художественная культура древнейших цивилизаций» были подготовлены доклады «Египетские пирамиды: гипотезы и открытия» и «Древнее Двуречье: мифы, легенды, находки».

Отработка, анализ нового материала, полученного на лекции и в процессе самостоятельной работы студентов происходит на семинарских занятиях. На них студенты приобретают умения и навыки работы с текстом, с художественным материалом (литературными произведениями и произведениями искусства), учатся соотносить различные культурные явления и факты друг с другом, находить общие и специфические черты тех или иных культурных процессов.

Похожие диссертации на Педагогические основы культурологического образования будущего учителя