Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза Игнатьева, Татьяна Станиславовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Игнатьева, Татьяна Станиславовна. Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Игнатьева Татьяна Станиславовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2013.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/469

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

1.1. Сущность и содержание понятия «нравственная культура врача», основные показатели и критерии, определяющие уровень ее развития 15

1.2. Современное состояние проблемы развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза 39

1.3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза 58

Выводы по первой главе 89

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

2.1. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза 92

2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза 109

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 129

Выводы по второй главе 159

Заключение 161

Библиография 165

Приложения 183

Введение к работе

Актуальность исследования. Коренные преобразования всех сторон жизнедеятельности человека и общества пробудили повышенный интерес к разработке проблемы нравственной культуры личности. Современное российское общество оказалось в сложной ситуации, когда прежние ценности нравственного характера подверглись идеологической критике, а новые еще не получили достаточного научного обоснования и общественного признания. Данная ситуация негативно отразилась на всех сферах общества, в том числе и системе здравоохранения, что выразилось в возрастающей неудовлетворенности граждан качеством оказываемой медицинской помощи, а также имеющимися в последнее время в медицинской практике откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, не соответствующего нормам медицинской этики.

Поэтому очевидно, что сегодня профессиональная деятельность врачей требует существенных изменений в их духовно-нравственном облике. В связи с этим вопросы развития нравственной культуры будущих врачей в контексте их личностно-профессионального становления являются на сегодняшний день как никогда актуальными.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития нравственной культуры молодежи рассматривались в работах психологов и педагогов: Л. М. Архангельского, А. С. Запесоцкого, И. И. Зарецкой, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, Н. Е. Щурковой и др.

В работах А. М. Багаутдинова, Н. Б. Крыловой, В. Т. Лисовского, Л. И. Недели, Л. И. Рувинского, И. Э. Ярмакеева на основе анализа современной нравственной культуры личности исследуются проблемы ее формирования в студенческие годы.

Процессы гуманизации, гуманитаризации высшего образования освещаются в трудах А. Ю. Белогурова, М. Н. Берулавы, Е. В. Бондаревской, А. П. Ва- лицкой, И. С. Иткиной, Е. Н. Шиянова и др.

Проблемам современного высшего медицинского образования посвящены работы И. Н. Денисова, И. И. Косарева, М. А. Пальцева, Н. С. Туриной и др.

Исследования ученых А. А. Кирпиченко, Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой посвящены поиску путей формирования и развития нравственного пространства медицины, Е. А. Андрияновой, А. А. Грандо, Л. А. Лещинского, М. Я. Яровинского и др. - нравственным аспектам профессиональной деятельности медицинских работников.

Значимыми для нашей работы стали диссертационные исследования последних лет, рассматривающие проблемы формирования профессионально- личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы (М. А. Тарарышкиной), развития культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки высшей медицинской школы (М. А. Мартыновой), формирования биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза (О. А. Семеновой), технологии развития нравственных качеств в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (Н. А. Жуковской), формирования деонтологической компетенции в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа (И. П. Слюсаревой).

Несмотря на неоспоримую теоретическую значимость и практическую ценность данных исследований, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически не разработан вопрос о развитии нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза. Решение данной проблемы требует организации целенаправленной подготовки специалистов в этом направлении, разработки критериев и показателей нравственной культуры врачей, а также педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Необходимость поиска и разработки теоретических и методических основ развития нравственной культуры будущих врачей предопределена рядом противоречий:

между возрастающими требованиями современного общества к нравственному облику врача и уровнем нравственной культуры выпускников медицинских вузов, не соответствующих этим требованиям;

между стоящей перед медицинскими вузами задачей совершенствования работы по развитию нравственной культуры будущих врачей и неразработанностью теоретических и методических основ ее решения.

Данные противоречия определили проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза?

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Актуальность проблемы и необходимость теоретического и практического ее решения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза».

Объект исследования: воспитательный процесс в медицинском вузе.

Предмет исследования: развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза будет эффективным, если:

раскрыта сущность нравственной культуры врача;

разработаны критерии, показатели и охарактеризованы уровни ее развития;

реализованы следующие педагогические условия:

  1. конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности;

  2. разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс;

  3. усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием;

  4. подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей;

  5. осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Из целевой установки, объекта и предмета исследования вытекает ряд теоретических и прикладных задач:

раскрыть сущность понятия «нравственная культура врача»;

разработать критерии и показатели, охарактеризовать уровни развития нравственной культуры будущих врачей;

выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза;

экспериментально проверить эффективность реализации выявленных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики о личности и роли деятельности в ее развитии; основные положения теории нравственности, разработанной в философско-этиче- ских исследованиях (С. Ф. Анисимов, В. А. Блюмкин, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Л. Н. Коган, И. Кант, А. И. Титаренко и др.); системный (В. А. Караковский, А. Г. Кузнецова, Л. И. Новикова и др.), аксиологический (Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.) и культурологический (О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.) подходы к воспитанию.

Теоретическую основу исследования составляют: теория формирования всесторонне развитой личности, разработанная классиками отечественной педагогики (А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский, С. Т. Щацкий и др.); теория личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Л. Г. Вяткин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); теория творческого развития и саморазвития личности (В. И. Андреев, В. П. Зинченко, И. Ф. Харламов и др.); концепции гуманизации образования (М. Н. Берулава, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова и др.); исследования в области организации педагогического процесса в вузе (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. В. Загвязинский, Г. И. Железовская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.); теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии (Е. А. Андриянова, А. А. Грандо, Л. А. Лещинский, Б. В. Петровский, В. Д. Трошин, М. Я. Яровинский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ научной литературы и нормативной документации по теме исследования; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование, оценка экспертов, самооценка; анализ педагогического опыта воспитания студентов и деятельности студентов; педагогический эксперимент; математическая обработка данных.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». На разных этапах эксперимента исследованием было охвачено 22 преподавателя, 164 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе - ориентировочно-поисковом (2008-2009 гг.) - осуществлялся теоретический и практический анализ проблемы; определялись проблема, цель, задачи, гипотеза исследования; разрабатывался план проведения экспериментальной работы; подбирался комплекс методов исследования; проводился констатирующий эксперимент в целях изучения исходного уровня нравственной культуры будущих врачей; выявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2009-2011 гг.) - проводился формирующий этап эксперимента, направленный на реализацию выявленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; осуществлялась диагностика уровня развития нравственной культуры будущих врачей и своевременная корректировка организуемого процесса.

На третьем этапе - аналитико-обобщающем (2011-2012 гг.) - обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась математическая обработка экспериментальных данных; систематизировались и уточнялись основные научные положения исследования; оформлялись материалы исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- раскрыта сущность понятия «нравственная культура врача» как уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию на основе знаний норм нравственности и медицинской этики, системы нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении, что расширяет научные представления о профессиональной культуре врача, данные Т. А. Ковелиной, И. В. Силуяновой, М. А. Тарарышкиной и другими исследователями;

разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития нравственной культуры будущих врачей: мотивационно-ценностный (наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки); когнитивный (наличие знаний основ нравственности и медицинской этики); личностный (гуманность, милосердие, ответственность); деятельностный (умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики);

определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В работе обоснована необходимость построения воспитательного процесса, направленного на развитие нравственной культуры врача, на основе общих (гуманизации, культуросообразности, интеграции, эффективности духовных и нравственных ценностей, контекстности и детерминированности будущей деятельности, социального развития и саморазвития личности, акмеоло- гической ориентации) и специфических (следованию нравственному примеру, врачебной этики, доверия и поддержки) принципов; раскрыты сущностные характеристики нравственной культуры врача; разработаны критерии и показатели их нравственной культуры; выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в воспитательный процесс модели развития нравственной культуры будущих врачей, диагностического инструментария для определения уровня развития нравственной культуры будущих врачей. Материалы исследования, в том числе программа спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей», могут быть использованы организаторами воспитательного процесса образовательных учреждений медицинского профиля в целях эффективного решения задач развития нравственной культуры будущих врачей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются полнотой изучения научной литературы и диссертационных исследований по проблеме; единством использования методологических подходов к проблеме развития нравственной культуры будущих врачей; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; выбором комплекса методов, соответствующих цели, задачам, предмету исследования; математической обработкой результатов эксперимента; положительной динамикой уровня развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; успешным практическим использованием результатов исследования, о чем подтверждает справка о внедрении в воспитательный процесс медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». Основные положения исследования докладывались и обсуждались в виде научных докладов и сообщений на международных научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2012 г.), II Международной научной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (Ставрополь, 2012 г.), III Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012 г.); межвузовских конференциях: Всероссийской научно- практической конференции «Пути совершенствования подготовки педагогических кадров в современных условиях» (Чебоксары, 2011 г.), Научной конференции аспирантов, докторантов, соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Чебоксары, 2011, 2012 гг.); заседаниях кафедры педагогики и методологических семинарах аспирантов и докторантов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, заседаниях кураторов студенческих групп на медицинском факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» и т. д.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных работах автора, включая 3 статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (общим объемом - 5,48 п.л.).

Положения, выносимые на защиту:

нравственная культура врача представляет собой уровень нравственного развития личности, который проявляется в гуманном и ответственном отношении к пациентам и их близким, коллегам, к профессиональной деятельности, потребности и готовности к нравственному и профессиональному самосовершенствованию. Основой нравственной культуры врача является знание норм нравственности и медицинской этики, система нравственных ценностей, которыми руководствуется врач в своей профессиональной деятельности, поведении и межличностном общении;

критериями и показателями уровня нравственной культуры будущих врачей являются: мотивационно-ценностный (наличие системы нравственных жизненных и профессиональных ценностей, мотивации нравственного и профессионального самосовершенствования; развитость эмпатической установки); когнитивный (наличие знаний основ нравственности и медицинской этики); личностный (гуманность, милосердие, ответственность); деятельностный (умение строить отношения и деятельность в соответствии с нормами нравственности и медицинской этики);

- педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза являются: конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности; разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс; усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием; подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей; осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (205 наименований), трех приложений, включающих программу спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей», дидактические материалы и методический инструментарий к занятиям по развитию нравственной культуры будущих врачей (образец), диагностический инструментарий. Объем основного текста - 164 страниц, общее число иллюстраций - 37 (3 схемы, 14 таблиц и 20 рисунков).

Сущность и содержание понятия «нравственная культура врача», основные показатели и критерии, определяющие уровень ее развития

Среди наиболее актуальных проблем педагогики воспитания будущих специалистов современного типа особое место занимает проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих врачей, развития у них нравственной культуры. Профессиональная деятельность врачей, несомненно, включает в себя нравственную составляющую, реализующуюся в глубоком осознании своего врачебного долга, высокой нравственной ответственности за качество и результат своей деятельности.

В научной литературе изучены различные аспекты данной проблемы и накоплен большой опыт по поиску путей ее решения.

Раскрытие сущности понятия «нравственная культура» имеет два подхода: первый раскрывает сущность родового понятия «культура», а второй - видового понятия «нравственность».

В современной научной литературе термин «культура» понимается как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания [96, 336]. Культура в образовании считается содержательной составляющей, являющейся источником знаний об обществе, природе, способах деятельности, эмоционально-волевом и ценностном отношениях человека к окружающим людям, общению, труду и т. д. [87, 68]. Для получения представления о том, что является нравственной культурой, мы считаем необходимым определить соотношение терминов «мораль» и «нравственность».

Этимологически термин «мораль» относится к латинскому слову «mos» (множественное число «moris»), обозначающему «нрав», «moralis» -«нравственный». О. Г. Дробницкий пишет: «...уже этимологический предшественник «морали» несет в себе специфический нравственный смысл: нравы - это массовое поведение, имеющее собственно моральное значение и оценивающееся с нравственной точки зрения. Стало быть, говоря о «нравах», мы имеем в виду лишь такие действия людей, которые имеют отношение к морали, т. е. подразумеваем нравственность как образ жизни той или иной общности» [61, 15].

В современном языке слово «нравственность» означает почти то же самое, что и мораль. В современной литературе под моралью мы понимаем нравственность, особую форму общественного сознания и вид общественных отношений; а также как один из основных регуляторов действий человека в обществе с помощью норм [161, 224].

Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль -общество. А нравственность - это внутренний самоконтроль. К нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. Мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля либо общественного мнения [161, 224].

Гегель был первым, кто предложил теоретическое обоснование различия понятий морали и нравственности. В своей работе «Философия права» он посвятил каждой из них отдельный раздел. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятие «нравственность» у него имело более высокий смысл, но понятию «нравственность» он придавал разные значения - это, во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, опосредованные моралью [43, 83].

Б. Т. Лихачев считал, что «мораль и нравственность есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [105, 42].

А. А. Гусейнов полагал, что разделение этих терминов может быть рассмотрено следующими рассуждениями. Во-первых, индивид включается в нравственное определение непосредственно, нравственность освящается традицией, мораль как выражение внутренней убежденности есть свидетельство духа. Во-вторых, нравственность совпадает с фактически практикуемыми формами поведения, мораль является субъективным долженствованием. В-третьих, нравственность выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), а мораль есть выражение индивидуальной воли [52, 160].

Некоторые ученые определяют нравственность как «систему нормативных предписаний, стоящих на страже универсальных ценностей существования (жизнь, свобода, достоинство и др.), имеющих определяющее значение для каждого человека» [21, 146]. Другие считают, что «нравственность - совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям [145, 64].

Нравственная культура может выступать как мера развития нравственности, хранительница положительного нравственного опыта в виде ценностей и рекомендаций человеческого поведения, самостоятельный фактор нравственной жизни. Уровень нравственной культуры влияет на реальное функционирование морали. Л. Г. Гринберг считал, что нравственную культуру можно рассматривать как «степень усвоенных прогрессивных нравственных ценностей и овладение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике» [49, 59].

Изучение нравственной культуры требует более глубоких представлений о ее сущности, особенностях и содержании. В настоящее время нет единой точки зрения на сущность, содержание и структуру нравственной культуры личности.

Так, С. Ф. Анисимов, Н. Е Щуркова рассматривают нравственную культуру как «нравственную деятельность», включающую в свое содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение [11,67].

A. С. Лаптенок, Б. Т. Лихачев и другие определяют нравственную культуру как целостную систему элементов, состоящую из культуры этического мышления («способности морального суждения», умения пользоваться этическим знанием, применения нравственных норм к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культуры чувств, способностей человека к «моральному резонансу», сочувствия, сопереживания; культуры поведения, характеризующей конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степени их превращения в повседневную норму поступка [161, 222].

B. И. Бакштановский считает, что нравственная культура личности «свидетельство того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплощаются в деятельности человека. Личность с той или иной степенью полноты аккумулирует, наполняет в своем сознании и поведении достижения моральной культуры общества» [20,4].

В научной литературе нравственная культура личности определяется как уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию [96, 349].

Другими словами, нравственная культура личности характеризуется тем, как и насколько в ее деятельность воплощаются требования нравственности. В практике повседневной деятельности личность, вступая в определенные отношения с окружающими нормами, реализует в них свою моральную сущность.

В связи с тем, что мнения авторов относительно сущности и содержания нравственной культуры личности расходятся, то нет и единой точки зрения и на ее структуру.

Определяя основные компоненты и соответствующие элементы единой структуры нравственной культуры, В. М. Соколов и ряд других авторов руководствуются раскрытием сущности познавательного процесса и особенностями его реализации в развитии личности. Они считают, что структура нравственной культуры состоит из этических знаний, моральных качеств, принципов и убеждений; навыков и способностей осуществлять моральные действия, повседневных активных моральных проявлений личности [144, 25].

Некоторые авторы в структуре нравственной культуры выделяют два или три основных компонента: нравственное поведение и сознание (В. А. Блюмкин, Н. Б. Крылова) или нравственное сознание, нравственные отношения, нравственную деятельность (Л. М. Архангельский и др.). На наш взгляд, здесь нет существенной разницы. Она зависит от того, какой компонент (сознание или поведение) стоит на первом месте в структуре и почему.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

Развитие нравственной культуры будущих врачей - сложный и продолжительный процесс, он требует творческого подхода всего коллектива медицинского факультета, непрерывности и согласованности воспитательных воздействий на личность студента с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности врача. На наш взгляд, это возможно при реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих нравственное развитие и саморазвитие будущего врача.

Для обоснования педагогических условий, способствующих развитию нравственной культуры будущих врачей, требуется уточнить понятийный аппарат. Под «условием» понимается обстановка, среда, в которой явления или процессы возникают, протекают и развиваются [147, 466]. Педагогические условия в работах различных ученых определяются как внешнее обстоятельство, существенно влияющее на педагогический процесс, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий достижение конкретного результата (Н. М. Борытко), как факторы, обеспечивающие эффективность образовательного процесса (И. Я. Лернер).

В. И. Андреев придерживается мнения, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [8, 12].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых факторов и обстоятельств, способствующих эффективности развития нравственной культуры будущих врачей. Комплекс педагогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых способствует повышению уровня нравственной культуры будущих врачей.

В ходе теоретического исследования работы нами был выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей, а именно:

- конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности;

- разработка модели развития нравственной культуры будущих врачей и ее внедрение в воспитательный процесс;

- усиление воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности путем насыщения культурной среды вуза духовно-нравственным содержанием;

- подготовка кураторов студенческих групп к работе по развитию нравственной культуры будущих врачей;

- осуществление педагогической диагностики и на ее основе коррекции уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Рассмотрим более подробно каждое из этих педагогических условий.

Проблема выбора молодежью медицинской профессии имеет особое значение. Хорошо известно, что знания, уровень подготовки молодого человека являются важным и необходимым, но далеко еще недостаточным условием для того, чтобы стать хорошим врачом. Гуманность, чуткость, доброта, самопожертвование должны быть присущи каждому, кто намерен посвятить свою жизнь медицине, охране здоровья человека [132, 33]. Поступая в медицинский вуз, молодые люди обладают очень разным потенциалом вышеперечисленных качеств. В значительной мере этот комплекс качеств, помимо желания «идти в медицинский вуз», определяет призвание к медицинскому поприщу.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов-врачей важен не только «проходной балл» на вступительных экзаменах, но и профессиональная пригодность, призвание. Л. А. Лещинский писал: «Призвание, склонность к предстоящей медицинской деятельности — качества, безусловно, реальные, но практически трудно определяемые и тестируемые. Далеко не все определяется морально-психологическим фоном, склонностями и задатками молодого человека на пороге вуза; многие качества врачебного характера будут у него сформированы, развиты, углублены и закреплены в период обучения в институте» [103, 38].

Современное общество требует врача, который в своей деятельности будет иметь и профессиональные, и нравственные составляющие своей личности. Основой такого подхода должен быть духовно-нравственный аспект воспитания будущего врача. Поэтому в рамках нашего исследования конкретизация задач и содержания нравственного воспитания будущих врачей в контексте их профессиональной деятельности является одним из педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей. В Федеральном законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» декларируется главная задача вуза - «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования». Стало уже общепризнанным, что высшее профессиональное образование в целом, вуз как образовательное учреждение обладают значительным воспитательным потенциалом для подготовки духовно-нравственной, профессионально и культурно ориентированной, а также саморазвивающейся личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной и природной среды. Для этого необходимо создать условия для успешного развития личности студента, способствующие самовоспитанию, самоопределению, нравственному самосовершенствованию, освоению широкого круга социального опыта [178, 249].

Основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности в медицинском вузе является принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [140, 163].

Нравственное воспитание - это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения [135, 108].

Успешной реализации целей нравственного развития личности способствуют два важных условия: непрерывное воспитание студента и включение студентов в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления социальной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств. Развитие нравственной культуры является непременным условием профессиональной подготовки будущего специалиста, особенно специалиста-медика, работающего в системе «человек - человек». Развитие нравственной культуры будущего врача, формирование его нравственного потенциала являются очень ценным компонентом в профессиональной подготовке и вместе с тем далеко не просто достигаемым.

Целью нравственного воспитания является формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.

Следует отметить, что на формирование глубокой нравственной культуры личности будущего врача влияют как объективная среда вуза и динамика объективных условий формирования будущего специалиста, так и оптимальная методика нравственного воспитания, повышающие эффективность воспитательной работы по формированию специалиста нового типа. Поэтому при определении как перспективных, так и текущих задач нравственного воспитания в вузе необходимо исходить из следующих оснований:

- учитывать направленность задач нравственного воспитания на всестороннее развитие личности и реализовать комплексный подход в их постановке, определять комплекс воспитательных задач, обеспечивающих тесное единство профессионального, гражданского и нравственного воспитания;

- исходить в постановке воспитательных задач из реального состояния нравственной воспитанности коллектива и отдельных студентов;

- учитывать поэтапный характер воспитательного процесса и на каждом этапе воспитательной работы выдвигать реально осуществимый комплекс воспитательных задач, определяющих повышение уровня нравственной воспитанности студентов с учетом возможностей их возрастного и индивидуального развития;

- вести поиск оптимальной структуры воспитательных задач, выделяя на каждом этапе воспитательного процесса главные из них и обеспечивая единство воспитательных воздействий на мировоззрение, социальный опыт, нравственное сознание, чувства и поведение учащихся.

Программа опытно-экспериментальной работы по развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза

Теоретическое обоснование проблемы развития нравственной культуры будущих врачей, педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей, позволили нам определить цель и содержание опытно-экспериментальной работы.

Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

-изучить и проанализировать исходный уровень развития нравственной культуры будущих врачей;

- внедрить в воспитательный процесс разработанную модель развития нравственной культуры будущих врачей;

-изучить и проанализировать динамику показателей и уровней развития нравственной культуры будущих врачей;

-реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития нравственной культуры будущих врачей.

Согласно целевой установке были определены этапы организации эксперимента: поисково-констатирующий, формирующий, обобщающий. Логические этапы эксперимента, содержание опытно-экспериментальной работы на каждом отдельном этапе отражены в таблице 2.1.

Экспериментальной базой исследования явился медицинский факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».

Эксперимент был организован со студентами 6 групп по специальности «Лечебное дело» (набор 2008 г.), которые составили соответственно по годам проведения исследования экспериментальные группы - ЗГі (12 человек), ЭГ2 (12 человек), ЭГ3 (10 человек) и контрольные группы КГ] (12 человек), КГ2 (12 человек), КГ3 (12 человек).

ЗГі составили студенты группы М-13-08, ЭГ2 составили студенты группы М-14-08, ЭГ3 - студенты группы М-15-08. КГі составили студенты группы М-16-08, КГ2 - студенты группы М-17-08, КГ3 - студенты группы М-18-08

В результате организационного переформирования этих групп в 2010-2011 учебном году (на III курсе) данные группы составили ЗГі (9 человек), ЭГ2 (8 человек), ЭГ3 (9 человек) и контрольные группы КГ! (8 человек), КГ2 (8 человек), КГ3 (9 человек).

ЗГі составили студенты группы М-05 (1)-08, ЭГ2 составили студенты группы М-05 (П)-08, ЭГ3 составили студенты группы М-05 (Ш)-08.

КГ} составили студенты группы М-06 (1)-08, КГ2 составили студенты группы М-06 (И)-08, КГ2 составили студенты группы М-06 (Ш)-08.

Различие в содержании эксперимента между экспериментальными и контрольными группами заключалось в том, что воспитательная работа в первых группах была организована путем реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития нравственной культуры будущих врачей, тогда как во второй она была ориентирована на стандартную программу и традиционные методы воспитания.

Основными направлениями нашей экспериментальной работы стали: работа с администрацией медицинского факультета, работа со студенческой молодежью, сотрудничество с преподавателями и кураторами студенческих групп. Кроме этого, с целью эффективности реализации представленной нами модели был разработан и внедрен спецкурс «Развитие нравственной культуры будущих врачей», включающий специальные занятия по основам нравственности в деятельности врача и рассчитанный на внеаудиторную деятельность.

Во время эксперимента совместно с администрацией медицинского факультета мы осуществляли следующие виды деятельности: участвовали в разработке плана воспитательной работы медицинского факультета (внесли корректировки в работе по развитию нравственной культуры); фиксировали промежуточные результаты и корректировали реализуемую программу формирующего этапа экспериментальной работы; создавали воспитательные ситуации, формирующие морально-этическое мышление и профессионально-нравственную позицию будущих врачей.

В рамках нашей экспериментальной работы мы получили управленческую поддержку со стороны администрации медицинского факультета в виде следующих мероприятий: включение в план работы медицинского факультета диагностических мероприятий, встреч с кураторами и студентами; получение согласия деканата факультета на реализацию спецкурса «Развитие нравственной культуры будущих врачей»; проведение методического семинара «Развитие нравственной культуры будущих врачей» для кураторов студенческих групп.

При работе со студентами мы решали следующие задачи: выявление уровня развития нравственной культуры студентов медицинского факультета; управление развитием нравственной культуры студентов медицинского факультета; повышение нравственной грамотности студентов; создание условий, способствующих переходу нравственного развития в саморазвитие.

Важным направлением нашего эксперимента явилась просветительская работа с отдельными студентами, которая заключалась в оказании психолого-педагогической помощи студентам с низким уровнем развития нравственной культуры.

По результатам исследования были подготовлены карты студентов и студенческих групп.

Другим важным направлением нашей деятельности в ходе эксперимента было сотрудничество с преподавателями и кураторами студенческих групп.

При сотрудничестве с преподавателями и кураторами студенческих групп решалась следующая задача - повышение их педагогической компетенции по вопросам, связанным с развитием нравственной культуры будущих врачей. К основным направлениям работы педагога-куратора мы отнесли работу со студентами, задачами которой явились непосредственная реализация модели развития нравственной культуры будущих врачей; отслеживание результатов развития нравственной культуры как отдельного студента, так и студенческой группы в целом; создание педагогических условий, способствующих развитию нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза; содействие развитию культуры нравственного самовоспитания студентов.

С целью эффективности работы кураторов в рамках нашего исследования мы осуществили научно-методическое обеспечение диагностики уровня развития нравственной культуры будущих врачей.

Результатом эксперимента явилось усиление роли куратора в развитии нравственной культуры студентов медицинского факультета.

В ходе исследования мы придерживались точки зрения, что педагогические исследования могут опираться на результаты диагностики. Поэтому центральным направлением нашей работы стало проведение диагностического исследования, направленного на последовательное решение задачи по выявлению динамики развития и изменения нравственной культуры студентов - будущих врачей. Объектом диагностической деятельности явилась личность студентов, предметом - происходящие в ней изменения. Ориентиром для практического осуществления диагностики выступили диагностические компоненты технологии развития нравственной культуры, в частности, критерии, показатели и уровни развития нравственной культуры будущих врачей, соответствующие диагностические методы и оценочные шкалы.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Первый этап эксперимента предусматривал проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого проверялся исходный уровень развития нравственной культуры студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело» (набор 2008 г.) медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Мы исходили из того факта, что к моменту поступления на медицинский факультет у абитуриента уже сформирован свой уровень нравственной культуры. С этой целью мы провели анкетный опрос, который был дополнен методом бесед, наблюдений и комплексом специальных критериально-диагностических методик.

Результаты констатирующего этапа эксперимента, который был проведен со студентами исследуемых групп, показали, что в экспериментальных и контрольных группах исходный уровень нравственной культуры был почти одинаковый. Для упрощения обработки и интерпретации полученных результатов данные по воспитуемым трех экспериментальных групп были объединены в одну - ЭГ (26 человек), данные по воспитуемым двух контрольных групп также были объединены в одну - КГ (25 человек).

Данный эксперимент показал, что большинство студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело», имеют низкий уровень нравственной культуры - 47,06 %, средний уровень имеют - 43,14 % и только 9,8 % находятся на высоком уровне развития нравственной культуры.

Общие результаты констатирующего эксперимента и результаты диагностики по выделенным нами критериям развития нравственной культуры представлены на рис. 2.1, в таблицах 2.4, 2.5.

Уровень нравственной культуры будущих врачей на констатирующем этапе эксперимента определялся по трем критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному, личностному.

Для определения уровня нравственной культуры по мотивацинно-ценностному критерию нами были использованы: «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной и «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко (Приложение 3).

Расчеты средних значений после проведения методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере представлены в таблице 2.6.

Анализ результатов ответов студентов показал, что подавляющее большинство (72 %) студентов ориентированы в своих жизненных и профессиональных приоритетах на «свободу», «на процесс деятельности» 69% опрашиваемых, что предполагает, что ими больше движет интерес к делу, чем к достижению результата. Вместе с тем, ориентация на «результат деятельности» преобладает только у 44 % студентов.

Около половины (48 %) студентов в исследуемых группах ориентированы на альтруистические ценности, на эгоистичные ценности -49 % (на наш взгляд, известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку). Мы предполагаем, что альтруизм и эгоизм противоположные взаимосвязанные качества. Для выявления этой взаимосвязи использован коэффициент корреляции. Расчет коэффициента корреляции показывает, что это действительно так. Расчетное значение этого коэффициента равно -0,73, что статистически значимо (критическое значение равно 0,49). Отрицательное значение коэффициента только подтверждает это предположение (если человек альтруист, то он менее эгоистичен и наоборот).

Ориентация на «труд» преобладает у 45 % испытуемых, ориентация на «деньги» у 25 % (и это не считается отрицательной тенденцией, ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния), 35 % - на «власть», считая ее основополагающей для достижения материального благополучия.

В рамках нашего исследования мы модифицировали интерпретацию результатов данной методики: в целях определения уровня нравственной культуры будущих врачей мы оценивали ориентации на результат, альтруизм и труд по 10-бальной шкале (10-8 баллов - высокий уровень, 7-5 баллов -средний, меньше 4 - низкий уровень).

Таким образом, анализ результатов проведенного анкетирования показал, что у большинства опрашиваемых студентов (57,14 %) не развиты ценностные ориентации, отсутствует нравственная мотивация; у 42,86 % опрашиваемых имеется наличие собственных ценностных ориентации, но они иногда зависят от ситуации оценочных суждений, нравственная мотивация и мотивация профессиональной деятельности у таких студентов неустойчива; высокий уровень не отмечался ни у одного студента.

На рис. 2.2 приведено графическое сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента.

Из данных этого рисунка следует, что показатели по степени выраженности социально-личностных установок на жизненные и профессиональные ценности экспериментальной и контрольной групп практически одинаковы.

Для определения уровня развитости эмпатической установки у будущих врачей мы использовали методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Мы знаем, что эмпатия помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. И хотя важность данной личностной характеристики в профессии врача неоспорима, результаты наших исследований показали, что 52,94 % опрашиваемых студентов имеют средний уровень развития эмпатических способностей, низкий уровень - 47,06 %, высокий - 0 %.

Используя методику В. В. Бойко, мы определили качественное отношение студентов к определенным эмпатическим каналам.

Качественный анализ результатов обработки анкетных данных показал, что студенты исследуемых групп по выделенным каналам распределились следующим образом: рациональный канал эмпатии имеют в среднем 13,7 % опрашиваемых студентов, эмоциональный - 33,3 %, интуитивный - 11,8 %). Проникающая способность эмпатии, как важное коммуникативное свойство человека (особенно врача), характерна в среднем для 27,5 % студентов, что говорит о среднем уровне развития нравственной коммуникации будущих врачей, отсутствии у них умения снять атмосферу напряженности во взаимодействии с пациентами. Идентификация себя как субъекта эмпатийных отношений в профессиональной деятельности характерна для 13,7 % опрошенных, что говорит о том, что большинство студентов, решивших стать врачами, отождествляют себя с другими людьми на основе сопереживания, постановки себя на место пациента.

Результаты определения нравственной культуры по мотивационно-ценностному критерию представлены на рис. 2.3.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития нравственной культуры будущих врачей в воспитательном процессе медицинского вуза