Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия регионализации высшего художественного образования Крылова, Инна Николаевна

Педагогические условия регионализации высшего художественного образования
<
Педагогические условия регионализации высшего художественного образования Педагогические условия регионализации высшего художественного образования Педагогические условия регионализации высшего художественного образования Педагогические условия регионализации высшего художественного образования Педагогические условия регионализации высшего художественного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылова, Инна Николаевна. Педагогические условия регионализации высшего художественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Крылова Инна Николаевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т].- Ставрополь, 2011.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1331

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы регионализации высшего художественного образования 19

1.1. Развитие высшего художественного образования в контексте современной парадигмы образования 19

1.2. Регионализация образования как предмет научных исследований 37

1.3. Психолого-педагогические особенности регионализации высшего художественного образования на Северном Кавказе 56

Выводы по главе 1 78

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование регионализации высшего художественного образования 80

2.1. Разработка модели регионализации высшего художественного образования 80

2.2. Апробация модели регионализации высшего художественного образования 101

2.3. Анализ и обобщение результатов апробации модели регионализации высшего художественного образования 128

Выводы по главе 2 149

Заключение 152

Список литературы 157

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Конец XX -начало XXI века ознаменовались для России значительными политическими, экономическими, социальными изменениями. Дезинтеграционные процессы привели к распаду единого союзного государства, появлению очагов межэтнической конфронтации, социально-политическому обособлению различных регионов страны.

Кризис российской государственности сопровождался не только социально-экономическими трудностями, но и кардинальным изменением общественных ценностей, приведшим к переосмыслению роли и задач образования.

Ориентация образовательной политики на социо- и этнокультурные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Именно регионализация выступила доминирующей идеей структурно-содержательного обновления педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня и различной направленности, основой формирования и развития регионального образовательного пространства.

Российская вузовская система образования переживает в настоящее время глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование. Его задача заключается в воспитании специфического видения места и проблем художественной культуры в процессе общественного развития, приобщения студентов к закономерностям художественного творчества.

Вузы художественного профиля, реализуя культурно-созидательную функцию, способствуют опережающему влиянию художественного образования на культурную жизнь региона, развивают его культурный потенциал, образцы образовательной деятельности с опорой на региональные социально-экономические, культурно-образовательные, этно-исторические, эколого-деятельностные и другие особенности конкретного региона.

Принцип регионализации в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного образования на территории современной России. Данный принцип позволяет художественным вузам выступать субъектами стратегий развития в соответствии с присущими региону геоэкономическими и социокультурными особенностями.

Степень разработанности проблемы.

В науке накоплен значительный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы регионализации художественного профессионального образования.

В частности, общетеоретические основы подготовки кадров в высшей школе нашли отражение в исследованиях С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.; современные пути интеграции высшего профессионального образования

России в мировое образовательное пространство рассмотрены В. И. Байденко, В. А. Болотовым, Б. Л. Вульфсоном и др.

Теоретико-методологический базис создания и развития отечественной системы художественного образования представлен в фундаментальных трудах Е. Я. Александровой, Л. Л. Алексеевой, Б. М. Неменского, Л. С. Сысоевой, Т. Я. Шпикаловой и др.; проблемы вузовской подготовки специалистов в области художественно-профессиональной деятельности отражены в работах Ю. М. Алиева, В. А. Басманова, Н. С. Боголюбова, Т. Н. Бытачевской, С. Е. Игнатьева, В. В. Корешкова, Н. Я. Маслова, С. Н. Новикова, А. С. Рындина, А. С. Хворостова, Н. К. Шабанова и др.

Концептуальные основания и условия регионализации

профессионального образования отражены в работах В. Н. Аверкина, И. А. Бажиной, Л. Н. Белогуровой, А. В. Ефремова, И. А. Журавлевой, И. А. Зверевой, И. Г. Металловой, Н. П. Корнюшкина, Н. А. Лоншаковой, А. Н. Новикова, П. Г. Семенова, В. В. Сковородникова, Е. А. Киуру и др.

Организационно-управленческий аспект формирования региональной системы профессионального образования рассмотрен П. Ф. Анисимовым, Н. Ю. Бабановым, А. Ю. Белогуровым, В. И.Загвязинским, В. Г. Новиковым, Г. А. Спицкой, Е. В. Говердовской, О. М. Чоросовой, В. К. Шаповаловым и др.; регионализация как принцип современного образования рассмотрен Т. В. Ивановой, М. А. Мурадисовым, О. В. Фроленко, Г. В. Мухаметзяновой, Т. Е. Лифановой и др.; регионализация как процесс развития и совершенствования содержания образования исходя из требований региона - Г. И. Кушниковой, В. Ф. Петровым, С. М. Малиновской, Т. В. Сафоновой и др.

Вместе с тем, в исследованиях изучались лишь отдельные направления
совершенствования подготовки специалистов в региональном аспекте.
Вопросы целостного раскрытия сущности регионализации в

профессиональной подготовке специалистов в области художественной профессиональной деятельности, ее становления и развития не получили достаточного отражения.

Необходимость научного анализа и практического решения данной проблемы определяется наличием противоречий между:

- большой ролью социокультурных региональных особенностей при
проектировании содержания и технологий высшего художественного
образования и отсутствием глубокого теоретического обоснования и
методического обеспечения этого процесса;

- потенциальными возможностями региональной художественной
культуры как источника профессионального творчества и отсутствием
специально разработанных педагогических условий для реализации этих
возможностей;

личностноразвивающим потенциалом культурно-художественной среды региона и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью процесса его использования в региональной образовательной системе;

- существующими методами обучения, базирующимися, в основном, на
когнитивных способах познания, и необходимостью усиления ценностно-
смысловой и регулятивно-нормативной составляющих региональной культуры
в процессе художественного образования.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каково содержание и особенности проявления регионализации в профессиональной подготовке специалистов в области художественной деятельности?

Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация педагогических условий регионализации высшего художественного образования.

Объект исследования - высшее художественное образование.

Предмет исследования - система педагогических условий регионализации высшего художественного образования.

Гипотеза исследования: Регионализация высшего художественного образования позволяет формировать готовность студентов к активному использованию достижений региональной художественной культуры как условия профессиональной самореализации, если:

теоретически обоснован феномен регионализации высшего художественного образования как многомерного социокультурного и педагогического явления в контексте ведущих идей современной парадигмы образования;

выявлена совокупность предпосылок, детерминирующих необходимость регионализации высшего художественного образования в едином российском культурно-образовательном пространстве;

- разработана модель регионализации высшего художественного
образования, отражающая целостность образовательного процесса и
позволяющая развивать личность студента как носителя региональной
художественной культуры;

- выявлена система педагогических условий регионализации высшего
художественного образования.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать феномен регионализации высшего
художественного образования как многомерного социокультурного и
педагогического явления в контексте ведущих идей современной парадигмы
образования.

  1. Выявить предпосылки становления и развития регионализации высшего художественного образования в едином российском культурно-образовательном пространстве.

  2. Разработать и апробировать модель регионализации высшего художественного образования как единство взаимосвязанных структурных компонентов.

4. Опытно-экспериментальным путем определить систему
педагогических условий регионализации высшего художественного
образования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили:

на философском уровне - концептуальные положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, философско-методологические положения об интеграции социальных явлений и процессов; диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте, взаимосвязи объективного и субъективного;

на общенаучном уровне - социологические, культурологические, психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу высшего художественного образования как предмета междисциплинарного исследования (Е. Я. Александровой, Л. Л. Алексеевой, Б. М. Неменского, Л. С. Сысоевой, Т. Я. Шпикаловой и др.); концепция системогенеза профессиональной деятельности (Е. А. Климов, В. Д. Шадриков), системный (В. Г. Афанасьев, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин), деятельностный (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) подходы;

на частно-научном уровне - личностно-ориентированный (И. С. Якиманская, Е. В Бондаревская, А. В. Хуторской и др.), полисубъектный (М. М. Бахтин, А. В. Брушлинский и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, В. В. Сериков), рефлексивный (В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков), компетентностный (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков) подходы; ведущие положения философии образования и методологии педагогики (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.); концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (М. Я. Виленский, О. И. Воленко, И. И. Легостаев, В. А. Сластенин и др.); методологические основы моделирования систем профессиональной подготовки специалистов (И. А. Зимняя, Г. М. Коджаспирова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. Г. Силяева и

ДР)-

Теоретическим фундаментом исследования стали: общетеоретические

основы подготовки кадров в высшей школе (С. И. Архангельский, В. П.

Беспалько, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина, Н. В. Кузьмина, В. П. Намчук, В. А.

Сластенин, А. И. Щербаков и др.); теория интеграции высшего

профессионального образования России в мировое образовательное

пространство (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Б. Л. Вульфсон и др.),

регионализации процессов, явлений и систем (П. А. Апакаев, А. Ю. Белогуров,

А. С. Гаязов, Е. П. Марков, В. М. Полонский, В. К. Шаповалов и др.);

регионализации профессионального образования (Л. А. Гаранин, Ю. Н.

Гладкий, В. П. Лиферов, В. И. Матис, В. М. Петровичев и др.);

взаимообусловленности культуры и общества, образования и социума (В. С.

Библер, Б. 3. Вульфов, Б. С. Гершунский, Е. В. Говердовская, Е. И. Зритнева, И.

Ф. Игропуло, А. В. Непомнящий, Л. Л. Супрунова и др.); теоретические идеи в

области проектирования (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Г. П. Щедровицкий и

т.д.); прогнозирования и моделирования образовательных систем (И. В.

Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, И. А. Липский и др.), конструирования и

технологизации образовательных процессов (В. П. Беспалько, М. В. Кларин,

Ю. А. Лобейко, Н. А. Лызь, Г. К. Селевко, Л. Н. Харченко и др.), психологическая теория профессионального развития личности (А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: системный анализ профессиональной художественной деятельности, диагностические методы, опросы (анкетирование, беседы, интервьюирование), обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); экспериментальные методы (диагностический, формирующий эксперимент). В ходе исследования использовались теоретические методы (мысленный эксперимент, анализ, обобщение, абстрагирование, моделирование).

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Ставропольский государственный педагогический институт и Северо-Кавказский государственный технический университет.

Организация и этапы исследования.

Исследование выполнялось с 2005 по 2011 г.г. и включало в себя следующую последовательность этапов.

1 этап (2005-2006). Выбор, обоснование и теоретическое осмысление
проблемы исследования на основе изучения философской, социологической,
психолого-педагогической литературы. Разработка концепции и
методологического аппарата исследования, определение его этапов, подбор и
разработка диагностического инструментария.

  1. этап (2006-2007). Анализ тенденций развития художественного профессионального образования в контексте ведущих идей современной парадигмы образования. Выявление социокультурных и педагогических оснований регионализации высшего художественного образования. Планирование и организация констатирующего эксперимента с целью изучения уровня готовности студентов к использованию достижений региональной художественной культуры как средства профессионального развития. Определение принципов проектирования модели регионализации высшего художественного образования.

  2. этап (2007-2009). Опытно-экспериментальная апробация модели регионализации высшего художественного образования. Обоснование концептуальных основ, содержания, методических приемов подготовки студентов к использованию достижений региональной художественной культуры как средства профессионального развития. Выявление системы педагогических условий регионализации высшего художественного образования.

  3. этап (2010-2011). Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление текста диссертационной работы. Определение перспектив дальнейших исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

представлена характеристика регионализации высшего художественного образования как комплексной научно-методической

деятельности по формированию мотивационно-ценностной, познавательной и конструктивно-деятельностной готовности студентов к активному использованию достижений региональной художественной культуры в профессиональной деятельности;

- выявлены предпосылки регионализации высшего художественного
образования, включающие социальные, культурологические, организационно-
педагогические и психолого-педагогические факторы, детерминирующие
обновление содержательно-смысловых и технологических основ высшего
художественного образования с опорой на лучшие отечественные культурно-
исторические и национально-культурные традиции регионов;

- разработана модель регионализации высшего художественного
образования, включающая в себя аналитико-целевой, проектно-
содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно-рефлексивный
компоненты, отражающие логику, последовательность и непрерывность
освоения студентами региональных вариантов культур, их единства,
целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой
культуры;

- выявлена система педагогических условий (целе-ориентационных,
ценностно-содержательных, психолого-методических) регионализации
высшего художественного образования.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

- развитие высшего художественного образования рассмотрено в
широком социокультурном контексте модернизации системы непрерывного
образования;

регионализация высшего художественного образования представлена как полифункциональный феномен, отражающий интеграцию сфер образования и культуры с учетом социально-культурной практики Северного Кавказа и Ставропольского края;

предпосылки регионализации высшего художественного образования раскрыты на междисциплинарной основе, с использованием положений психолого-педагогической науки, регионоведения, культурологи, глобалистики;

- модель регионализации высшего художественного образования
разработана на основе ведущих идей гуманистической парадигмы образования;

- обоснованы не только структурные компоненты, но и ценностные
основания модели регионализации высшего художественного образования;

- компоненты модели регионализации высшего художественного
образования выделены на основе логики целостного образовательного
процесса в единстве его целевых, содержательных, процессуальных и
оценочных характеристик;

- педагогические условия регионализации высшего художественного
образования представлены в виде системы, включающей целе-
ориентационные, ценностно-содержательные, психолого-методические
условия;

- на основе качественных и количественных показателей доказана
эффективность системы педагогических условий в формировании
мотивационно-ценностнои, познавательной и конструктивно-деятельностнои
готовности студентов к активному освоению достижений региональной
художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования:

обогащена теория педагогики профессионального образования путем комплексного теоретико-методологического обоснования концепта «регионализация высшего художественного образования»;

внесен вклад в развитие общей теории регионализации образования путем обоснования необходимости педагогического регулирования процесса регионализации высшего художественного образования с учетом социально-культурных традиций регионов;

результаты проведенного исследования создают предпосылки для организации научно-исследовательской работы по дальнейшему экспериментальному изучению социально-педагогических условий развития региональных систем профессионального образования.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы использованы в организации различных форм учебно-познавательной деятельности студентов, включая практики, самостоятельную и исследовательскую работу студентов, что существенно влияет на развитие профессиональной подготовки специалистов в области художественной профессиональной деятельности в регионе.

На основе содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов разработаны:

принципы проектирования содержания дисциплины

«Пространственные искусства Ставропольского края» и практики по изобразительному искусству на пленэре;

учебно-методическое обеспечение дисциплины «Пространственные искусства Ставропольского края» и практики по изобразительному искусству на пленэре;

нестандартные формы организации и контроля учебно-познавательной деятельности студентов по овладению региональной художественной культурой как средством профессиональной самореализации;

методики диагностики уровня мотивационно-ценностнои, познавательной и конструктивно-деятельностной готовности студентов к освоению достижений и особенностей развития регионального художественного пространства в контексте мировых и российских тенденций;

- методические рекомендации преподавателям по дидактической
адаптации произведений региональной художественной культуры в
образовательном процессе.

Материалы исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для разработки учебных и учебно-методических пособий и рекомендаций, предназначенных для повышения эффективности подготовки

специалистов в области художественной профессиональной деятельности в различных регионах России.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обусловлены четкостью методологической позиции; выбором разнообразных источников и взаимным сопоставлением содержащихся в них данных; полнотой и системностью раскрытия предмета исследования; внутренней непротиворечивостью гипотетических положений и теоретических выводов; разнообразием применяемых методов исследования, которые выступали во взаимосвязи и взаимообусловленности; количественным и качественным анализом промежуточных и конечных результатов исследования; широкой апробацией материалов диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Регионализация высшего художественного образования - многомерное
социокультурное и педагогическое явление, обеспечивающее развитие
личности студента как носителя и творца региональной художественной
культуры.

Регионализация высшего художественного образования реализуется как
комплексная научно-методическая деятельность по психолого-педагогической
адаптации ценностей и традиций культурно-регионального пространства в
процессе профессиональной подготовки будущих специалистов и

обеспечивает свободное вхождение студентов в региональную культурно-художественную среду, глубокое понимание единства и разнообразия культур в рамках единого общероссийского культурно-образовательного пространства, осознание приоритета ценностных ориентации профессионально-художественной деятельности в поликультурных условиях региона.

2. Социокультурные предпосылки регионализации высшего
художественного образования включают в себя совокупность социальных,
культурологических, организационно-педагогических, психолого-
педагогических факторов, оказывающих непосредственное влияние на
функционально-содержательные параметры его структуры.

Социальные факторы: различия регионов по уровню и особенностям социально-экономического развития регионов; тенденции роста самостоятельности регионов во всех сферах их социальной и культурной жизни; специфика культурно-художественного пространства регионов.

Культурологические факторы: возрождение регионально-национальных традиций; восстановление социально-регулятивной функции традиционной культуры; осознание регионального художественного искусства как самобытного целостного пласта народного и современного художественного творчества в культуре России.

Организационно-педагогические факторы: разработка и реализация региональных программ развития образования; формирование региональных рынков образовательных услуг; различия образовательных потребностей населения регионов.

Психолого-педагогические факторы: структура образовательных программ вузов, позволяющая учитывать социально-культурные традиции

регионов в процессе профессиональной подготовки студентов; образовательный, воспитательный, развивающий потенциал регионального искусства в целостном процессе общекультурного и профессионального становления будущих специалистов; дидактические возможности включения произведений художественного искусства региона в содержание образования.

3.Модель регионализации высшего художественного образования - это
концептуальное единство аналитико-целевого, проектно-содержательного,
процессуально-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов,
обеспечивающих ценностно-смысловое обновление содержания

художественного образования, его ориентацию на активное включение студентов в освоение и развитие региональной художественной культуры и осознание ее роли в профессиональной самореализации.

4. Система педагогических условий регионализации высшего художественного образования отражает целостность и непрерывность формирования готовности студентов к активному освоению достижений региональной художественной культуры в единстве мотивационно-ценностного, познавательного и конструктивно-деятельностного компонентов и включает в себя:

-целе-ориентационные условия (ориентация образовательного процесса на развитие личности студента как носителя и творца региональной художественной культуры; на осознание ценностей региональной художественной культуры как личностнозначимых в процессе профессионального становления);

-ценностно-содержателъные условия (включение особенностей региональной художественной культуры в процесс профессиональной подготовки студентов как неотъемлемого содержательного компонента; отбор и структурирование ценностей и традиций региональной художественной культуры; отражение в содержании образования самобытности и уникальности региональной художественной культуры во взаимосвязи с российской и мировой; раскрытие внутренних связей между современной социокультурной ситуацией в регионе и культурологическими предпосылками ее формирования на примере использования регионально-художественных материалов);

-психолого-методические условия (субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, обеспечивающее общность ценностей, целей художественно-профессиональной деятельности; творческое переосмысление известных и разработка инновационных форм и методов работы с художественно-региональным материалом на основе имитационно-моделирующих форм, визуализации, диалогичности; опора на личностный опыт студентов и их творчество в познании и преобразовании региональной художественно-культурной среды; расширение пространства выбора студентами форм и видов познавательной деятельности с учетом их индивидуально-психологических особенностей).

Личный вклад автора в разработку теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что:

- определены теоретико-методологические основы регионализации
высшего художественного образования, включающие в себя личностно-
ориентированный, полисубъектный, контекстный, рефлексивный и
компетентностный подходы;

- сформирована источниковая база, включающая 225 наименований
монографий, сборников научных статей, авторефератов диссертаций,
материалов конференций, журнальных статей;

- проведен сравнительно-сопоставительный анализ имеющихся подходов
к исследованию проблемы регионализации высшего художественного
образования;

теоретически обоснован феномен регионализации высшего художественного образования как многомерного социокультурного и педагогического явления;

выявлены аналитико-целевой, проектно-содержательный,

процессуально-деятельностный и оценочно-рефлексивный компоненты модели регионализации высшего художественного образования;

представлено обоснование структуры и уровней мотивационно-ценностной, познавательной и конструктивно-деятельностнои готовности студентов к активному освоению достижений региональной художественной культуры;

разработано содержание учебной дисциплины «Пространственные искусства Ставропольского края» и программа практики по изобразительному искусству на пленэре с учетом основных теоретических выводов и положений;

разработаны и апробированы методические приемы включения студентов в активное освоение социально-культурных традиций региона;

доказана результативность модели регионализации высшего художественного образования на основе качественного и количественного анализа результатов;

сформулированы общие теоретические выводы;

определены перспективные направления дальнейших исследований по проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические подходы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на семинарах и заседаниях кафедры изобразительного искусства СГПИ, кафедры дизайна и кафедры психологии и педагогики СевКавГТУ.

Результаты исследования были представлены в докладах и выступлениях на научных конференциях различного уровня: региональной конференции «XXI век и личность. Перспективы развития педагогического образования» (Ставрополь, 1999г.); международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (Кисловодск, 2006г); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в области дизайна и изобразительного искусства»

(Ставрополь, 2007г.); межвузовской научно-практической конференции «Современные тенденции развития социально-экономической сферы и образовательного пространства» (Железноводск, 2008г.); международной научно-практической конференции «Человек. Культура. Общество» (Пенза, 2009г); международной научно-практической конференции «Школа, государство и общество» (Пенза, 2009г); IV Всероссийской научно-практической конференции «Провинция: экономика, туризм, гостеприимство, экология, архитектура, культура» (Пенза, 20 Юг); конференция по итогам работы профессорско-преподавательского состава университета (Ставрополь, 2011г.).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного педагогического института и Северо-Кавказского государственного технического университета.

Объем и структура диссертации. Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего ссылки на монографии, сборники научных трудов, диссертации и авторефераты, близких к теме исследования, а также приложения. Объем текста без приложений составляет 174 страницы. Список литературы включает 225 источников. Работа содержит 4 рисунка, 3 таблицы.

Регионализация образования как предмет научных исследований

В современных условиях во всем мире идет поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных с позиций интересов личности и общества. Новые требования к уровню научной грамотности и образованности в целом диктуются интересами выживания человека как биологического вида и социального субъекта. Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широкообразованную и гармоническую личность характерны для всего мирового сообщества.

Для преодоления этой ситуации в настоящее время кристаллизуется новая парадигма образования, в которой происходит пересмотр ориентиров и приоритетов: с прагматических узкоспециализированных целей на приобретение обобщенных знаний о глубинных, сущностных основаниях и связях между процессами окружающего мира; с примата знаний на развитие общей культуры и научных форм мышления; с исторического контекста становления научного знания на современные представления о структуре и целостном содержании культуры.

Динамичное развитие общества, появление новых технологий выдвигают необходимость постоянного совершенствования системы высшего профессионального образования. Очевидно, что в этой ситуации нельзя ограничиваться некоей механической достройкой существующей системы образования, введением ряда новых учебных дисциплин и так далее. Это способствует усилению исключительно компенсационных и адаптационных функций образования. Между тем суть высшего профессионального образования заключается в создании необходимых условий для всестороннего развития личности, способной к творческой реализации своего потенциала. Нет сомнения, что хорошим профессионалом можно стать, только глубинно осознавая свою связь с социальной и культурно-исторической средой, с существующими традициями и культурными кодами [78]. Не случайно одной из сущностных характеристик высшего профессионального образования является способность определять себя во времени - иначе говоря, отношение к прошлому в контексте с настоящим и одновременно - нацеленность на будущее [155].

Потребность в определении методологических оснований для определения содержания высшего профессионального образования, его ценностных ориентации, связи существующих традиций и инновационных технологий, педагогических условий создания особой культурно-образовательной среды для приобщения молодежи к миру искусства и художественной культуре в целом привела к тому, что, начиная с середины 1980-х, в педагогических кругах начинают постепенно кристаллизоваться идеи, ставшие впоследствии теоретическим базисом новой области педагогической науки — педагогики искусства, которая, по справедливому замечанию академика Л. В. Школяр, находится в стадии своего становления [219].

В то же время необходимо подчеркнуть, что в XX веке произошел величайший сдвиг в самых коренных принципах человеческого бытия, который повлек за собой и глубокий кризис гуманитарного знания.

Господствующие на протяжении нескольких веков идеи целесообразного мира, торжества разума и морали оказались не в состоянии объяснить изменения, произошедшие в общественной и духовной жизни людей, когда «...наука, раздвинув рамки познанного, ...начала искать иррациональные опоры своему рационализму. Искусство, до предела сблизившись с действительностью в своем реализме, встало перед реальной угрозой самоуничтожиться, растворившись в действительности, и отшатнулось к противоположной крайности — к программе «искусства для искусства» [57. С. 9].

Таким образом, в гуманитарном знании конца XX в. возникла острая проблема определения роли и места искусства в новой картине мира, его этического потенциала и одновременно эстетической ценности. Все это осложняется в XXI в. повсеместной экспансией массовой культуры, коммерциализацией искусства, снижением его уровня. Ряд исследователей говорит даже о переходе общества к «масскульту», где «искусство служит не ментором, а развлечением» (Ю. Н. Арабов), об отсутствии в современной массовой культуре присущей высокому искусству ауры подлинности, индивидуальности, искренности (В. Беньямин).

В современной педагогике значительное внимание обращается на тот факт, что высшее профессиональное образование должно обеспечивать условия для опережающего развития человека, то есть формировать у него качества, способствующие продуктивной реализации не только в избранной сфере деятельности, но и в культуротворчестве, так как именно культура, по определению В. С. Библера представляет собой «форму самодетерминации индивида в горизонте личности, форму детерминации нашей жизни, сознания, решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности» [38].

Современная система высшего профессионального образования существует в ситуации кардинальной смены важнейших парадигм - в частности, парадигмы передачи ценностей культуры следующему поколению. Очевидно, что ценности культуры в настоящий период уже не могут быть переданы как нечто незыблемое и аксиоматичное: для того чтобы они стали неотъемлемой частью личности, должно произойти ее собственное восхождение к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей [71].

Психолого-педагогические особенности регионализации высшего художественного образования на Северном Кавказе

Вместе с тем, А. Ю. Белогуров считает, что основная цель поликультурного воспитания подрастающего поколения связана с формированием холистического взгляда на процессы общепланетарного масштаба, интегративно-культурного мировоззрения и гуманитарной грамотности [33].

При этом он специально подчеркивает, что с поликультурным образованием связывается идея превращения российского полиэтнического социума в надэтническую целостность. Это не означает, что поликультурное образование требует необходимость стирания национальных различий между народами, напротив - оно создаст основу для полноценного полилога культур в учебно-воспитательном процессе, формирования толерантности у представителей подрастающего поколения. Именно толерантность выступает той нормой, которая позволяет обеспечить сохранение .национальной, религиозной, личностной идентичности в условиях глобализации и гуманитаризации общественных процессов.

С процессом возрождения национальных культур в 80 - 90-х годах XX века значительно возрос интерес к исследованию этнопедагогических особенностей воспитания подрастающего поколения, что явилось закономерным результатом развития педагогической науки, предмет исследования которой тесным образом связан с социокультурной основой общества.

Как справедливо указывает Г. Н. Волков, характеризуя процесс развития этнопедагогического знания, «педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой [77. С. 5]. Развитие этнопедагогического направления исследований реабилитировало народные формы воспитания подрастающих поколений. Проблематика исследования связана с изучением этнопедагогических и этнопсихологических аспектов обучения и воспитания (Р. М. Абдуллаева, Г. П. Айдарова, О. В. Алдакимова, Ф. X. Гебенова, А. В. Камнева, О. Д. Мукаева, А. Б. Панькин, К. И. Хаджиалиев и др.), этнополитической стратегии развития Южно-Российского региона (М. В. Бораева, Н. А. Волобуева, Г. X. Гайдаржи, О. В. Гукаленко, П. И. Кайгородов, И. Б. Левицкая, Т. Н. Ломтева, И. С. Роженцева, Н. М. Сажина, Е. Н. Ченкураева, М. Н. Чомаева, Ф. М. Шидакова, 3. Я. Якубов и др.), проблем формирования поликультурной образовательной среды и социализации подростка в современном мире (Т. Н. Касьянюк, Н. В. Коломиец, Н. П. Кравцова, Н. С. Красюкова, И. А. Петрулевич, М. Р. Радовель, Л. Л. Супрунова, С. А. Щербачева и др.), проблем развития образования в республиках, краях и областях Северного Кавказа (Б. К. Джабатырова, С. Б.Узденова, Э. А. Хапалажева, Е. Е. Хатаев и др.).

В условиях модернизации образовательной системы обращение к народной педагогике видится И. А. Соловцовой в качестве основы проектирования современных воспитательных систем. На это, по словам исследователя, влияют следующие причины:

1. Массовость, воспроизводимость, технологичность педагогического процесса в народной педагогике;

2. Процесс воспитания в народной педагогике носит целостный характер, что проявляется в единстве мира и человека, гармоничном существовании человека в мире как цели воспитания; единстве государственной, общественной и частной жизни; при этом внутренняя чистота человека рассматривается как необходимое условие очищения среды его существования, гармонизации и гуманизации общественных отношений, усовершенствования государственного устройства; целостности процессуальной стороны воспитания: в народной педагогике превалирует понятие комплексного педагогического средства;

3. Возможность интегрирования народной педагогики в современные воспитательные системы, обусловленная: пониманием сущности воспитания как «взрастание», саморазвития человека в результате его взаимодействия с природной и культурной средой, как упорядочивающего начала, которое гармонизирует все в человеке, народе, стране и мире; ведущей ролью принципа культуросообразности и задачи приобщения воспитанника к определенной системе культурных ценностей; большим значением рефлексии как способа самопознания и формирования духовного облика человека, а также как средства познания других людей;

4. Присущая народной педагогике идея школы, созданной по образцу семьи (общины), может быть положена в основу проектирования школ с этнокультурным компонентом [194. С. 215].

Как указывает А. А.Греков, социально-политические условия развития Северо-Кавказского региона обозначили необходимость консолидации деятельности регионального научно-педагогического сообщества на решение таких проблем, как: - сохранение и развитие целостного поликультурного образовательного пространства Юга России; - психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов [33]. Ученые единодушны в том, что ситуация в Северо-Кавказском регионе характеризуется рядом негативных тенденций, которые обусловлены нерешенностью многих проблем. Наибольшее влияние на развитие образования, науки и культуры оказывает недостаточная разработанность новой парадигмы государственно-национальных и этнополитических отношений на Северном Кавказе, которая в полной мере бы отвечала требованиям реформирования Российской Федерации и учитывала специфику региона. Кроме того, отмечается слабая связь между этнопедагогическими исследованиями и современной образовательной практикой [179. С. 40].

В докладе руководителя межвузовского центра воспитания культуры межнационального общения 3. Т. Гасанова, в частности, указывается, что успех преодоления чувств шовинизма и национализма может быть обеспечен при соблюдении в учебно-воспитательном процессе ряда принципов. Обоснованная автором концепция процесса и содержания понятия «воспитание культуры межнационального общения может быть ориентиром для различных направлений научных исследований гуманитарного профиля и весьма плодотворным организационно-методическим положением для успешной деятельности образовательных учреждений.

Апробация модели регионализации высшего художественного образования

Проведенный в исследованиях Калантарян Л. А. [101] анализ взаимодействия двух творческих сфер - традиционной и профессиональной -позволил выявить специфический тип культуры на Ставрополье, являющийся составной частью региональной культуры. В таком широком понимании региональная культура предстаёт как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества.

Она считает, что внедрение культуры, основанной на социально-культурных традициях региона, в процесс профессионального становления будущего специалиста предполагает её изучение не только как традиционной, народной, но и как профессиональной.

Таким образом, введение регионального содержания в художественно-профессиональное образование дополняет его знаниями других форм отражения мира и направлено на формирование у студентов художественной культуры как составной части профессиональной культуры будущего специалиста. Кроме того, в национально-региональном компоненте отражены не только научные искусствоведческие, культурологические, экологические и т. д. знания, но и исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к родному краю (региону), представления о котором всегда выражены средствами искусства, религии и т. п.

В процессе экспериментального исследования в образовательный процесс СГПИ и СевКавГТУ был введён наш авторский курс «Пространственные искусства Ставропольского края», предполагающий изучение местного изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. В рабочем учебном плане специальности 030800 (050602.65) «Изобразительное искусство» СГПИ данный курс был представлен в качестве дисциплины по выбору студентов, изучаемой на 5 курсе. В рабочем учебном плане специальности 070601.65 «Дизайн» СевКавГТУ данный курс был представлен в качестве дисциплины по выбору, изучаемой на 4 курсе.

Разработка дидактического эквивалента спецкурса «Пространственные искусства Ставропольского края», являющегося малоисследованной областью научного познания, представляла для нас достаточно сложную научно-методическую задачу.

Для ее решения было необходимо: - выявить в науках (культурологии, археологии, истории, искусствознании, краеведении) те разделы, которые описывали круг исследуемых явлений, обращаясь как к научным первоисточникам, так и к их дидактическим эквивалентам, актуализированным в современных учебниках и учебных пособиях; - отобрать и обосновать выбор классификации видов пространственных искусств; - внести в их искусствоведческое содержание региональный компонент; - перевести разработанное содержание на язык учебного предмета; - разработать методическое обеспечение спецкурса; - найти в учебных планах место для оптимального введения разработанного спецкурса, определить его структурно-содержательные взаимосвязи с другими предметами. Место данного курса среди других дисциплин определяется его высокой образовательно-культурной миссией: он способствует формированию в сознании студентов целостной картины развития края как феномена отечественной и мировой художественно-эстетической культуры.

Изучая местное искусство, студенты знакомятся с . настоящим и прошлым своего края, раскрывают неповторимые черты его духовной жизни, а так же расширяет объём знаний о самом искусстве, его историческом развитии и значении. Владение языком искусства приводит к глубокому пониманию природы художественного творчества, что само по себе есть важнейший фактор формирования духовной культуры личности будущего специалиста.

Знание местного искусства помогает уяснить жизненные истоки художественного творчества, проследить взаимосвязь искусства с жизнью, выявить местные национальные художественные традиции, а так же черты, типичные для искусства края, определить его роль в региональной, российской и мировой художественной культуре. Приобщение будущего специалиста к освоению местного художественно-культурного наследия способствует формированию у него самобытного сознания жителя Ставропольского края, воспитывает гражданские качества личности.

Программное содержание предполагает изучение тех видов пространственных искусств, которые получили преимущественное развитие в крае (Приложение А). В каждом разделе (кроме 4) проводится анализ развития ставропольского искусства в определенный исторический период. В последнем разделе дается оценка достижений искусства на Ставрополье, определяется его вклад в культуру региона.

Содержание остальных разделов начинается с общей характеристики культурно-исторического периода, т. к. искусство края рассматривается как отражение исторического и социального развития региона, государства. Затем раскрываются особенности развития пространственных искусств (ведущие худ. стили, темы, жанры и т. д.) в конкретную историческую эпоху. При этом выявляются общечеловеческие, национальные и типично местные черты ставропольского искусства. В содержании каждого раздела особое внимание уделено освещению вопроса преемственности ставропольским искусством общероссийских художественных традиций. Местное искусство представлено творчеством известных художников страны, работавших в крае и ведущих ставропольских мастеров. Выбор художественных произведений для содержания разделов учебной дисциплины основан на их тематической взаимосвязи с жизнью края и высокой художественной ценности.

Анализ и обобщение результатов апробации модели регионализации высшего художественного образования

Опытно-экспериментальное исследование по разработке и апробации модели регионализации высшего художественного образования осуществлялось на основе принципа непрерывности, предполагающего последовательную реализацию трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего. Для каждого этапа были определены задачи, вытекающие из общего исследовательского замысла.

В основу опытно-экспериментального исследования по формированию готовности студентов к активному освоению достижений региональной художественной культуры были положены содержательные и методические особенности авторского курса «Пространственные искусства Ставропольского края» и учебной практики по изобразительному искусству -пленэра.

Ценностное наполнение данных дисциплин богатым

культурологическим содержанием региональной направленности, научно обоснованное проектирование их содержания на глубокой интегративной основе позволили разработать и реализовать такую систему организации познавательной деятельности студентов, которая обеспечила положительную динамику в уровне сформированности мотивационно-ценностного, познавательного и конструктивно-деятельностного компонентов готовности студентов к активному освоению достижений региональной художественной культуры.

Только развитие личности в единстве теоретических и практических форм общепрофессиональной, гуманитарной, специальной подготовки формирует целостную культуру специалиста, создает нравственную, интеллектуальную и психологическую базу для творческой художественно-профессиональной деятельности, интеграции профессиональных и духовно-нравственных качеств будущих специалистов, обеспечивает быстрое вхождение выпускников в конкретные производственные ситуации в условиях динамично развивающегося поликультурного социума.

Обобщение полученных результатов позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1.Модель регионализации высшего художественного образования отражает логику, последовательность и непрерывность формирования готовности студентов к активному использованию достижений региональной художественной культуры в целостном образовательном процессе.

2. Формирование готовности студентов к активному освоению достижений региональной художественной культуры как средства профессиональной самореализации в единстве мотивационно-ценностного, познавательного и конструктивно-деятельностного компонентов будет успешным при соблюдении системы педагогических условий: - целе-ориентационные условия (ориентация образовательного процесса на развитие личности студента как носителя и творца региональной художественной культуры; на осознание ценностей региональной художественной культуры как личностнозначимых в процессе профессионального становления); - ценностно-содержательные условия (включение особенностей региональной художественной культуры в процесс профессиональной подготовки студентов как неотъемлемого содержательного компонента; отбор и структурирование ценностей и традиций региональной художественной культуры; отражение в содержании образования самобытности и уникальности региональной художественной культуры во взаимосвязи с российской и мировой; раскрытие внутренних связей между современной социокультурной ситуацией в регионе и культурологическими предпосылками ее формирования на примере использования регионально-художественных материалов); - психолого-методические условия (субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, обеспечивающее общность ценностей, целей художественно-профессиональной деятельности; творческое переосмысление известных и разработка инновационных форм и методов работы с художественно-региональным материалом на основе имитационно-моделирующих форм, визуализации, диалогичности; опора на личностный опыт студентов и их творчество в познании и преобразовании региональной художественно-культурной среды; расширение пространства выбора студентами форм и видов познавательной деятельности с учетом их индивидуально-психологических особенностей).

Похожие диссертации на Педагогические условия регионализации высшего художественного образования