Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Царькова Елена Геннадиевна

Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию
<
Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Царькова Елена Геннадиевна. Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Саратов, 2006 227 с. РГБ ОД, 61:06-13/2466

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические основы подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию

1.1 Теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию 14

1.2 Сущность и структура профессионального самопознания студентов 48

Выводы по I главе 83

Глава II Экспериментальная проверка эффективности модели подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию

2.1 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 87

2.2 Разработка и реализация модели подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию 101

Выводы по II главе 136

Заключение 139

Библиографический список 146

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации перед педагогическим образованием поставлена цель воспитать творческого учителя, способного к постоянному профессиональному саморазвитию. Ее достижение все чаще связывается с развитием личностных качеств будущего специалиста, его практических умений для самостоятельного эффективного выполнения профессиональной деятельности. Все это определяет задачи, которые необходимо решить в образовательном процессе педвуза, включающие подготовку учителя-гражданина, владеющего профессиональными знаниями, а также умениями познавать и оценивать себя как специалиста.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сегодня на первый план выдвигается задача подготовки конкурентоспособного педагога, владеющего профессиональным самопознанием. Условием, обеспечивающим его формирование, является целенаправленная подготовка в вузе, ведущая, с одной стороны, к осознанию педагогом себя как личности и профессионала, а с другой, к развитию умений понимать личность ребенка, а также помогать ему в конструировании собственного внутреннего мира.

Изучению различных сторон профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования посвящены работы О.А. Абдуллиной, Е.П. Белозерцева, Н.И. Вьюновой, Е.И. Исаева, В.В. Серикова, Н.А. Шайденко и других. Учеными В.И. Андреевым, А.А. Вербицким, СМ. Годником, Л.М. Сухоруковой, Г.К. Париновой, Д.В. Чернилевским и др.

4 проводятся исследования, направленные на поиск путей повышения ее эффективности.

Новое направление исследований связано с изучением проблемы подготовки будущего учителя к профессиональному самопознанию.

Проблеме самопознания как составляющей самосознания посвящены работы И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой. В рамках исследований, посвященных вопросам самовоспитания личности, самопознание рассматривается такими учеными, как СБ. Елканов, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, Л.И. Рувинский. Самопознание как основа саморазвития личности исследуется в работах О.С. Газман, Н.Б. Крыловой, Г.К. Селевко. В научной литературе существует также подход, связывающий самопознание прежде всего с постижением своей Я-концепции (У.Джемс, К. Роджерс, Р. Берне, И.С. Кон). Однако в современной педагогической литературе все же достаточно часто встречается синонимичное использование этих понятий.

Вопросам самопознания и самосознания в связи с принадлежностью человека к профессиональной общности и проблеме формирования его как субъекта профессиональной деятельности посвящены работы В.Д. Брагина, Б.Д. Парыгина, П.А. Шавир и других. Исследователи Н.В. Бордовская, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.П. Саврасов рассматривают проблемы профессионального самосознания учителя и процесс формирования соответствующих умений. Как показало исследование Л.М. Митиной, высокий уровень профессионального самосознания не только повышает эффективность профессиональной деятельности педагога, позволяющей ему оказывать положительное влияние на формирование самосознания ребенка, но и является важным условием профессионального развития учителя. Опираясь на данное исследование, можно предположить, что высокий уровень профессионального самосознания и самопознания для студента педагогического вуза не менее важен, чем для уже работающего учителя. Однако исследований,

5 посвященных изучению самосознания, Я-концепции или самопознания будущих педагогов, явно недостаточно.

Особенно важной проблема подготовки к профессиональному самопознанию становится для будущих учителей музыки. Это объясняется, во-первых, тем, что сама музыка имеет более серьезное и глубокое предназначение: оно касается внутренней сущности мира и нашего «Я» (А. Шопенгауэр), а способ постижения музыкального произведения связан с одновременным раскрытием своего духовного мира (А. Пиличаускас). Во-вторых, студенты готовятся к осуществлению различных видов музыкально-педагогической деятельности: педагогической, хормейстерской, музыковедческой, музыкально-исполнительской и исследовательской (Р.А. Тельчарова). Как показывает анализ опыта работы вузов, к сожалению, профессиональное самопознание студентов зачастую строится без учета особенностей того вида деятельности, в которой им предстоит работать. Так, особое внимание обращает на себя недостаточная подготовка будущего учителя музыки к самопознанию, которое должно осуществляться в различных ее видах. Необходимо подчеркнуть, что все исполнительские дисциплины (инструмент, дирижирование, вокал) обладают определенными возможностями для подготовки студентов к профессиональному самопознанию.

При всей несомненной значимости проведенных исследований, в теории и практике на сегодняшний день недостаточно обоснованы сущностные и содержательные характеристики профессионального самопознания будущего педагога, не разработана соответствующая модель, реализация которой обеспечила бы возможности для повышения качества подготовки студентов к педагогической деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы педагогических вузов позволил выделить следующие противоречия, обусловливающие актуальность исследования:

между существующей в педагогической науке ориентацией на развитие «самости», потенциальных возможностей личности и практикой обучения, в которой эпизодически уделяется внимание подготовке студентов к профессиональному самопознанию;

между потребностью системы высшего образования в систематической подготовке студентов к профессиональному самопознанию и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ и практических технологий, решающих эту проблему.

Исходя из актуальности проблемы и необходимости разрешения выявленных противоречий, была определена тема диссертационного исследования: «Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию».

Объект исследования: учебный процесс на музыкально-педагогическом факультете педвуза.

Предмет исследования: подготовка будущего учителя к профессиональному самопознанию в процессе профессиональной подготовки (занятий по вокалу).

Цель исследования: разработка и практическая реализация модели подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию.

Гипотеза исследования: процесс подготовки студентов к профессиональному самопознанию будет эффективнее, если:

определено содержание профессионального самопознания на основе специфики обучения будущих учителей музыки;

разработана модель подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию, позволяющая сформировать их активное отношение к своему профессиональному становлению в период обучения в вузе и в дальнейшей педагогической деятельности;

выявлены критериальные показатели и уровни готовности студентов к профессиональному самопознанию, позволяющие проследить динамику его формирования;

научно обоснованно технологическое обеспечение процесса профессионального самопознания, применение которого позволит повысить уровень готовности студентов к его осуществлению в практической деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

- определить сущность процесса профессионального самопознания
студентов и его структуру;

- на основе междисциплинарного анализа выявить сущность подготовки
студентов музыкально-педагогического факультета к профессиональному
самопознанию;

- разработать и апробировать модель подготовки будущего учителя
музыки к профессиональному самопознанию, обеспечивающую
функционирование процессов самопонимания, самооценивания и
саморегулирования.

Методологической основой исследования явились: теория познания (А.А. Брудный, В.П. Филатов, B.C. Швырев и др.); личностно-ориентированный подход к педагогическому образованию (А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.В. Сериков и др.); теория организации деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Г.К. Паринова, Г.И. Щукина и др); теория саморазвития личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, и др.); концепция профессионального самосознания (В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, и др.); положения формирования «Я-концепции» (Р. Берне, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский и др.); теория развития умений и навыков учебной и профессиональной деятельности (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, СИ. Кисельгоф и др.); теория моделирования (Н.Б. Крылова, В. А. Караковский, Н.Ф. Талызина, М. М. Поташник и др.);

8 музыкального, вокально-хорового и вокального воспитания (Л.Г. Арчажникова, Л.Б. Дмитриев, Г.П. Стулова, Р.А. Тельчарова и др.).

Для решения целей и задач исследования были применены следующие методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, вокально-методической литературы по проблеме
исследования; сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование,
моделирование в аспекте исследуемой проблемы;

- эмпирические: педагогическое целенаправленное наблюдение за
учебной и внеучебной деятельностью студентов, психолого-педагогический
эксперимент; диагностические методы: опрос, анкетирование, ранжирование,
тестирование и самотестирование, беседы с преподавателями и студентами,
самооценка; праксиметрические: изучение продуктов деятельности
студентов.

Экспериментальной базой исследования стали музыкально-педагогический факультет Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и вокальное отделение Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1999 по 2005 гг.

На первом этапе (1999-2000 гг.) проводился анализ теории и практики процесса подготовки студентов к профессиональному самопознанию, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Уточнялись содержание, специфика и сущность процесса профессионального самопознания специалиста, направления подготовки к его осуществлению. Была определена проблема, сформулированы цель, задачи, гипотеза, конкретизирован общий методологический подход к процедуре исследования и оценке его результатов.

На втором этапе (2000-2001 гг.) уточнялся понятийный аппарат исследования и методика первичной диагностики уровня готовности

9 студентов к профессиональному самопознанию, разрабатывалась модель подготовки студентов к осуществлению данного процесса, осмысливались специфика и преимущества данной модели, которые могли бы обеспечить ее эффективное внедрение в образовательную практику высшей школы. В этот период были получены основные теоретические результаты, составлена программа проведения экспериментально-опытной работы, определялись критерии уровней готовности студентов к профессиональному самопознанию.

На третьем этапе (2001-2005 гг.) проводилась реализация модели подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию. Подводились промежуточные и окончательные итоги, которые подтвердили основные теоретические положения и верность исходной гипотезы, доказали эффективность авторской модели. В этот период материалы проведенного исследования были оформлены в виде рукописи и представлены на обсуждение в статьях и методическом пособии.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- расширено понимание сущности профессионального самопознания
будущего учителя музыки, рассматриваемого как процесс осознания
студентом себя как специалиста, результатом которого является оформление
полученных представлений в Я-концепцию, что позволяет будущему
учителю целенаправленно подходить к образовательной деятельности в вузе;

конкретизирована структура профессионального самопознания, включающая самопонимание своих возможностей в овладении профессией, самооценку соответствия своей личности требованиям профессии и саморегуляцию процесса овладения профессией;

- подготовка в вузе представлена не только как процесс овладения
системой знаний, умений и навыков, но и как деятельность студентов по
систематизации полученных знаний о себе и оформлении их в
профессионально значимые образы Я, являющиеся элементами Я-учитель
концепции;

10 разработана модель подготовки будущего учителя к профессиональному самопознанию, представляющая собой научно обоснованную схему поэтапного формирования наряду с ЗУНами профессионально важных образов Я-учитель;

- обоснован критериальный аппарат, позволяющий диагностировать
уровни готовности студентов к профессиональному самопознанию.

Теоретическая значимость исследования заключается

- в наполнении новым содержательным смыслом понятийного аппарата
теории высшего образования («профессиональное самопознание будущего
учителя»);

- в уточнении характерных черт данного процесса, (субъективизм,
индивидуализированность, инертность, динамичность, единство
относительного и абсолютного знаний о себе);

в обосновании взаимосвязи подготовки студентов к профессиональному самопознанию с формированием профессионально важных Я-учитель образов (Я-познающий себя, Я-оценивающий себя, Я-регулирующий свой процесс овладения профессией учителя);

- в дополнении научных представлений об уровнях готовности студента
к профессиональному самопознанию, когда переход от низкого к более
высокому осуществляется благодаря разрешению выявленных противоречий.
Представленный материал может служить теоретической базой для
дальнейшего решения проблемы повышения качества подготовки в
педагогическом вузе.

Практическая значимость исследования:

- разработаны технологические карты, включающие способы обучения
студентов профессиональному самопознанию, посредством которых
реализуется авторская модель;

- разработаны материалы учебно-методического обеспечения: карта
определения уровней готовности к профессиональному самопознанию; пакет

методик его осуществления (карты самонаблюдения, листы самооценивания, самоанализа профессионально важных качеств учителя и так далее);

- разработано и издано пособие «Методические рекомендации студентам
по самопознанию в учебной деятельности», которое может быть
использовано при организации обучения студентов на музыкально-
педагогических факультетах педагогических институтов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии); логикой теоретического и экспериментального исследования; применением комплекса методов (диагностического и дидактического характера), адекватных предмету и задачам исследования; позитивными данными опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность профессионального самопознания будущего специалиста заключается в том, что - это процесс, имеющий следующую структуру:

самопонимание своих возможностей в овладении профессией -предусматривает накопление знаний студентом о себе из различных ситуаций образовательного процесса: учебной деятельности, общения, поведения и всех форм взаимодействия с другими людьми;

самооценка соответствия своей личности требованиям профессии -предполагает выработку положительного отношения студента к себе как будущему учителю, которое позволяет ему получить представление о своих достижениях;

саморегулирование процесса овладения профессией - направлено на совершенствование профессионального становления и формирование положительной «Я-учитель концепции».

2. Подготовка студента к профессиональному самопознанию -

процесс, нацеленный на формирование «Я-концепции», как устойчивой, осознаваемой и переживаемой системы его представлений о себе как будущем учителе. Она определяет построение им своего образования на основе развитой потребности в самопознании, эффективного овладения знаниями о его сущности и сформированных соответствующих умениях, что в совокупности ведет к достижению уровней готовности студентов (стихийно-эмпирическому, эмпирическому и научно обоснованному) к исследуемому процессу.

3. Модель подготовки будущего учителя музыки к
профессиональному самопознанию
представляет собой научно
обоснованный образ, включающий следующие компоненты: цель, принципы,
содержание и критерии эффективности подготовки к осуществлению
исследуемого процесса. Реализуется данная модель с помощью применения
технологических карт, включающих комплекс способов и приемов, которые
имеют свои особенности на каждом этапе ее реализации и соответствуют
целям. Это обеспечивает формирование готовности к осуществлению
рассматриваемого процесса, эффективность которого достигается благодаря
осознанию студентами собственных возможностей в профессии и
организации дальнейшей профессионально направленной работы над собой.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского (2000-2003 гг.), на международных научных конференциях «Проблемы реализации принципов продуктивного обучения в профессиональном и допрофессиональном образовании» /Саратов, 2004/, «Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании» /Саратов, 2005/, межрегиональной конференции «Проблемы реализации принципов педагогики Свободы в профессиональном и допрофессиональном образовании» /Саратов, 2003/, региональной конференции «Воспитание детей и молодежи в современных условиях» /Саратов, 2002/, на научно-

13 практических конференциях по педагогике: «Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение» /Саратов, 2002/; «Основы профессиональной подготовки студентов художественных специальностей» /Саратов, 2003/; на заседаниях кафедры теории, истории и педагогики искусства музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. По теме исследования опубликовано 6 работ, в которых раскрыты основные аспекты диссертации и полученные при этом результаты. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию

Исследование теоретических основ подготовки студентов к профессиональному самопознанию следует начать с анализа проблемы подготовки будущего учителя, неотъемлемой частью которой она является.

Цель данного параграфа диссертационного исследования - раскрыть содержание и сущность профессионально-педагогической подготовки и обозначить специфику профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Изучение литературы показало, что исследуемая проблема достаточно сложна и неоднозначна и находится на пересечении исследовательских полей педагогики, философии, психологии и других наук.

С целью междисциплинарного изучения профессиональной подготовки будущих специалистов были проанализированы : основные теоретико-методологические положения классических и современных трудов ученых в области философии (Л.П.Буева, В.В.Давыдов, М.С.Каган, П.В.Копнин и другие), психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б.П.Тихомиров, Б.П.Теплов, Н.П.Ерастов, А.В.Запорожец, К.К.Платонов и другие), педагогики (О.А.Абдулина, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, Н.Б.Крылова и другие), что позволило адекватно подойти к решению задач настоящей диссертационной работы.

В философии проблема профессиональной подготовки личности не нова, отдельные ее аспекты мы находим в древних философских трудах. Еще Аристотель, Сократ, Платон утверждали, что развитие мышления человека, его мировоззрения успешно протекает только в процессе деятельности, а источником познания является самопознание ведущее к развитию знаний, поиску истины, что играет большую роль в подготовке молодого человека к самостоятельной жизни [189].

Современная философия (Н.А.Бердяев, В.С.Библер, В.В.Давыдов, Л.В.Яценко и другие), продолжая изучать эту проблему, придерживается мысли, что к профессиональной подготовке личности необходимо подходить с позиции учета роли и места теории и практики, их влияния на деятельность людей, на организацию жизнедеятельности человека и специфику его связей в общественных отношениях, особенности взаимодействия с окружающим миром и с самим собой (В.Г.Афанасьева, Л.П.Буева, В.С.Барулина, Д.И.Дубровский, М.С.Кагана другие).

Учитывая тот факт, что теория и практика - две неразрывные стороны процесса познания, взаимно обогащающие друг друга, для нас было необходимо при анализе философских источников определить степень важности той и другой стороны в профессиональной подготовке.

Осмысление необходимости взаимосвязи теории и практики находим в трудах классиков философской мысли (Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Ф.Шеллинг, А.Герцен и др.). Анализ показал, что, несмотря на некоторые разногласия, все они сходятся во мнении о единстве теории и практики.

Специалисты в области философии рассматривают теорию (от греческого - рассматриваю, исследую) как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления (в широком смысле), а так же как высшую, самую развитую форму организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности, то есть объекта данной теории (в более узком смысле). Не малое место ей отводят в системе профессиональной подготовки (В.С.Степин, Г.И.Рузавин и другие). Для нас важен тот факт, что учеными выделен теоретический вид подготовки как один из ведущих и самостоятельных ее видов [189]. В дальнейшем более подробно остановимся на его описании. В исследованиях философов (В.А.Лекторский, Т.И.Ойзерман и другие) практика (в переводе с греческого praktikos - деятельный, активный) представлена как «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [189. С. 503].

Так как практика предполагает преобразовательную и созидательную деятельность людей, творчески осваивающих мир, в дальнейшем понятие «практика» можно рассматривать также как работу, занятие по специальности, как основу опыта и умения, как одну из форм обучения, применения и закрепления полученных в процессе обучения теоретические знаний на предприятиях, в учреждениях [168].

Сущность и структура профессионального самопознания студентов

О необходимости повышения роли самопознания студента в целостной системе его профессионально-педагогического образования в стенах высшего учебного заведения говорят многие психологи и педагоги (Р.Бернс, С.Б.Елканов, О.С.Газман, Н.Б.Крылова, Н.В.Кузьмина, Л.А.Поварницина, Л.М.Попов, Н.И.Рейнвальд, Н.Е.Шафажинская и другие). Однако анализ теории и практики самопознания показал, что многие его аспекты требуют конкретизации в свете ситуации, складывающейся на современном рынке труда, предъявляющем новые, достаточно высокие требования к подготовке будущего специалиста, к уровню его психолого-педагогической готовности к профессии и конкурентоспособности.

Изучение литературы по проблеме самопознания (В.И.Андреев, Н.В.Бордовская, С.Б.Елканов, В.И.Загвязинский, В.В.Знаков, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Л.И.Рувинский, Е.А.Павлюченко и др.) выявило неоднозначность трактовки самого термина «профессиональное самопознание». Именно поэтому мы предприняли попытку с позиции междисциплинарного исследования рассмотреть основные, исходные положения проблемы в соответствии со следующими логически связанными блоками:

определить сущность понятия «самопознание»; уточнить соотношение понятий «самопознание» и «Я-концепция» применительно к профессии учителя;

- раскрыть сущность, специфику, структуру профессионального самопознания и обосновать, в чем заключается подготовка студентов педвуза к нему.

Первый блок обозначенных проблем связан с анализом сущности самопознания. С этой целью обратимся к базовому понятию «познание» и соответствующему разделу философии, изучающему вопросы познания -гносеологии.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, какова сама эта деятельность (повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная): ее условия, механизм, принципы, формы и методы. Познание в гносеологии рассматривается как «специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта» [71. С. 378]. Гносеологическое отношение включает три составляющих: субъект, объект и знание как результат познания.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Им может быть индивид, группа, общество. Поскольку мы рассматриваем познание субъектом самого себя, нас прежде всего интересует индивид, наделенный ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями, действующий в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая различные системы. Индивид познает окружающую действительность посредством ее отражения своими возможностями [71].

Диалектический материализм утверждает, что «познание является не пассивным, зеркальным отображением действительности, а активным процессом воспроизведения познающим субъектом объективного мира» [202. С. 5]. В.С.Швырев указывает, что это «последовательно углубляющийся и расширяющийся процесс отражения объекта» [202. С. 48]. Он включает различные формы субъективного освоения объективной действительности: чувственный уровень познания (непосредственное восприятие мира), рациональный уровень (опосредованное восприятие в форме понятий, суждений и умозаключений) и апробацию полученных результатов - знаний на практике. Таким образом, познание - это процесс или совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе [4; 52; 155]. Знание выступает всегда как «результат деятельности познающего субъекта» [202. С. 6].

Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: поведение, чувства, ощущения, мысли. В этом случае познание приобретает форму самопознания, при котором «понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого Я» (из него исключаются телесность, чувства человека и т.д.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности» [4. С. 85]. Следует подчеркнуть, что появление самосознания и самопознания рассматривается философами как «показатель более высокого уровня развития познания» [205. С. 131]. Данные положения позволяют рассматривать самопознание как деятельность и анализировать его, используя категориальный аппарат гносеологии.

В этой связи особый интерес для нашего исследования представляет философское понимание образа, являющегося формой, связующей отношение субъекта и объекта познания, а значит, и самопознания. Образ является субъективным по восприятию, но объективным по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Перед тем как перейти к непосредственному описанию хода и результатов эксперимента, обозначим наиболее общие аспекты исследования. В данной главе раскрывается сущность, содержание основных этапов опытно-экспериментальной работы, проводится проверка эффективности модели подготовки студентов педвуза к профессиональному самопознанию, анализируются полученные результаты, проводится их математическая обработка, обосновываются выводы, предлагаются рекомендации для студентов, педагогов вузов.

В соответствии с целями и задачами эксперимента была разработана его программа. Эксперимент проводился с 1999 по 2005 гг. на базе музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского и Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова. В эксперименте были задействованы 320 студентов очного и заочного отделений, но для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы произвольно выбрали поток студентов 2002-2003 г. музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (экспериментальная группа) и Саратовской государственной консерватории (контрольная группа). Численность данных групп была одинаковой и составляла соответственно Эгр. - 10, К,р,-10 человек.

Каждый этап опытно-экспериментальной работы рассматривался как определенный период подготовки студентов к ПС, его количественные и качественные изменения, а также отражал уровень их готовности к осуществлению данного процесса. На первом этапе исследование носило констатирующий характер, поэтому нами ставились и решались следующие задачи:

1) анализ готовности студентов к профессиональному самопознанию;

2) определение уровня готовности студентов к ПС;

3) выяснение отношения преподавателей к проблеме подготовки студентов к профессиональному самопознанию.

Для решения первой из поставленных задач был проведен анкетный опрос. В психологических и педагогических исследованиях подчеркивается ограниченность возможностей экспериментатора, использующего метод анкетирования, т.к. применение только опросов не может служить источником качественного анализа психологии людей, тем более быть достоверным источником психологии личности. Учитывая это, мы выверяли результаты анкетирования методами бесед, интервью и наблюдения, а также анализировали деятельность студентов в учебном процессе.

Анкетирование проводилось среди студентов очного отделения музыкально-педагогического факультета ПИ СГУ. Всего было использовано 130 опросных листов анкеты.

Она включала в себя 10 вопросов, которые по содержанию и преследующим целям можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся вопросы 1, 2, 3, 4, выясняющие наличие у студентов знаний о процессе самопознания, их интереса к познанию самого себя как будущего учителя музыки, его успехи, их оценочное отношение к данному виду деятельности. Ко второй - вопросы 5 и 6, касающиеся мотивов и стимулов, побуждающих студентов к самопознанию. Вопросы 7 и 8, составившие третью группу, связаны с представлением студентов об их будущей профессии и направлены на выяснение умения адекватно оценивать себя, свои возможности в этом направлении. Кроме того, последние пункты анкеты (вопросы 9 и 10) содержали- в себе информацию об имеющейся до поступления в учебное заведение музыкальной подготовке испытуемых и курсе, на котором учатся в настоящее время наши респонденты. Полный текст анкеты дан в приложении 1.

Большинство вопросов анкеты давалось с веером предполагаемых на выбор респондента вариантов ответа; из них вопросы 3, 5, 6 были комбинированного типа (наряду с готовыми ответами имелась свободная графа, в которой анкетируемые могли более свободно и полно высказываться по существу заданного вопроса); вопросы 2,4, 9, 10 - закрытого и вопросы 7 и 8 - открытого типа.

Количественное распределение ответов по каждому из вопросов анкеты приводится в таблицах 3-6. Перейдем к подробному анализу ответов по каждому пункту анкеты.

Ответы на первый вопрос анкеты показали, что в среднем процент студентов, занимающихся самопознанием, очень низок (всего 25%).

Наиболее высокий процент среди испытуемых, занимающихся самопознанием, отмечен нами среди студентов, закончивших музыкально-педагогические училища. Такое положение мы объясняем тем, что данная группа респондентов имеет опыт работы с детьми в процессе прохождения учебно-педагогической практики.

Остальной анализ ответов по курсам показал, что процент студентов, занимающихся самопознанием, возрастает на старших курсах. Этот показатель мы относим за счет прошедшей на 4 курсе педагогической практики, в связи с которой произошло осознание значимости и ответственности студентов перед выбранной профессии и предъявляемых ею требований к учителю.

Похожие диссертации на Подготовка будущего учителя музыки к профессиональному самопознанию