Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств Башлай, Ольга Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башлай, Ольга Васильевна. Повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Башлай Ольга Васильевна; [Место защиты: Воен. ун-т].- Москва, 2009.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1586

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях важное значение приобретает выделение признаков, существенно влияющих на повышение качества профессиональной подготовки студентов. Количество признаков велико и включает в себя как общие учебные умения, так и организационно-педагогические условия, цепочку взаимосвязанных педагогических явлений Признаками повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств при традиционном подходе являются целенаправленность, системность, прогностичность, цикличность и др. Большое количество признаков и условий вариативности, в которых работают факультеты искусств, не позволяет дать единые рекомендации качества профессиональной подготовки студентов Поэтому необходимо использовать диагностику реального состояния качества профессиональной подготовки студентов, а также технологии, основанные на результатах диагностики. Диагностическое выделение признаков, а с ними и первоочередных задач с последующим технологичным их решением, становятся актуальным направлением в повышении качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств вузов, в частности в народно-певческом исполнительстве Это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к оценке качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств и повышение ее эффективности

Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств вузов в психолого-педагогической литературе Вместе с тем, отдельные проблемы музыкально-творческого развития специалиста рассматривались в научных трудах А И.Арнольдова, И К.Измайловой, Ю.Д Красильникова, В Т.Сергеева, Л В Шаминой и др.1 Проблемы оптимизации педагогического процесса в системе художественного образования нашли определенные отражения в научных исследованиях Ю П.Азарова, О А Блоха, В И.Черниченко и др.2

Теоретические и методические прикладные идеи отображены в разработках фольклористов-исследователей: П Г Богатырева, И.И Земцовского,

Арнольдов А И Диалог культур Веление времени - М МГУКИ, 2001 - 32с ; Сергеева В П Управление образовательными системами Программно-методическое пособие - М ЦГЛ, 2002 - 144 с ; Шамина Л В Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству Авторсф дис д-ра пед наук - М , 1997 - 44с ; Красильников ЮД Основы теории культурно-просветительной работы -М МГИК, 1982 -84с 2 Азаров Ю П Основы трансцендентальной педагогики - М Новый Логос, 2000. - 135 с ; Блоха О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов. Дис . д-ра пед наук - М МГУКИ, 2004 , Чсрничснко В И Педагогика высшей школы Курс лекций по разделу «Дидактика» - М , 2002 -112с

А.С.Каргина, Ю В.Келдыш, И.М Красильникова, В.А Лапина, Ф.А Рубцова, А В Рудневой, М.Г.Харлапа, В И.Харькова, Л.А.Якоби и др.1

Вопросы качества обучения и управления им, а также повышения ее эффективности в разные годы была предметом дискуссий на многочисленных научно-практических конференциях и страницах педагогической литературы Материалы ее исследования нашли отражение в работах А.А.Аронова, А.Г.Бермус, И.А. Зимней, В.А.Кан-Калика, А.Г.Казаковой, Н.В.Кузьмина, М.М.Поташника, В.Е.Сосонко, Н А.Селезнева, А И.Субетто, Г.А Шабанова и др.2

Как показало проведенное исследование, в современных условиях существует значительная база новых методов и средств исследования проблем подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Однако в монографических и диссертационных работах теоретического и методического плана специальных исследований, посвященных повышению качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств недостаточно исследовано

Вопросы сущности музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства, комплексной профессиональной подготовки студентов факультетов искусств являются актуальными и нуждаются в научном обосновании в диссертационных исследованиях

1 Богатырев ПГ Вопросы теории народного искусства - М Искусство, 1971 - 544с, Зсм-
цовский И И Этно-слух как ключ к музыкальному существованию // Культура народного
пения' традиции и искусство - М.. МГИМ им А Шнитке, 2001 - С 4-14; Каргин А С. На
родная художественная культура - М.' ГРЦРФ, 1997, Келдыш Ю В Русская музыка на ру
беже двух столетий // Сб Русская художественная культура конца XIX - начала XX века.
Т I - М ,1968 - С 271-286, Красильников Ю Д Основы теории культурно-просветительной
работы - М МГИК, 1982 - 84с , Лапин В А От редактора // Сб Фольклор и фольклоризм
Вып II Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли - Л , 1989;
Рубцов ФА Статьи по музыкальному фольклору. - М -Л Советский композитор, 1973 -
221с , Руднева А В. Русское народное музыкальное творчество Очерки по теории фолькло
ра - М Советский композитор, 1990 - 224с , Харлап М Г Народно-русская музыкальная
система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства - М , 1972, Харьков
В И Русские народные песни Смоленской области - М , 1956, Якоби Л А Фольклористика
Учебное пособие. - Ставрополь' Изд-во СГУ, 2007. - 190с

2 Аронов А А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического
воспитания школьников- Дис д-ра наук - М, 1990 - С 50, Бсрмус А Г Общие основы пе
дагогики' Учебно-методическое пособие для студентов под ун-та - Ростов-н/Д' РГПУ, 1999
- 105с , Казакова А Г Педагогика профессионального образования - М , 2007 - 551с; Кан-
Калик В А Основы профессионально-педагогического общения - Грозный, 1979, Поташник
ММ Оптимизация педагогического процесса -К Рядянська школа, 1982 - 134с; Субстго
Л И. Квалитология образования - СПб -М , 2000 - 220с ; Селезнева Н А. Качество высшего
образования как объект системного исследования - М Исследовательский центр проблем ка
чества подготовки специалистов, 2003 - 95с

Актуальность данной проблемы, ее высокая теоретическая и практическая востребованность и значимость в педагогической теории и практике обусловила выбор темы диссертации

Научная задача исследования заключалась в разработке и обосновании сущности, содержания, структуры и повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств, имеющей важное значение для педагогической науки

Объектом исследования избрана профессиональная подготовка студентов факультетов искусств вузов, а ее предметом - повышение качества процесса профессиональной подготовки студентов факультетов искусств

Цель исследования состоит в уточнении и обосновании научных и прикладных положений повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств вузов

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. На основе анализа научной и методической литературы по проблеме исследования уточнить и раскрыть сущность качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств и обосновать существующие подходы к повышению качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств.

  2. Разработать и экспериментально апробировать модель повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств и технологии повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств.

3 Выявить педагогические пути повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в условиях профессионализации и стандартизации высшего профессионального образования, качественных изменений в вузе, содержании и технологиях объективно повысились требования к его эффективности в современной высшей школе. Подверглись корректировке и разработке концептуальные научные и прикладные положения о сущности, содержании и структуре диссертационной проблемы. Однако образовательная практика факультетов искусств в высшей школе не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические концептуальные ориентиры по реформированию системы профессионального образования, наблюдается незавершенность научных и прикладных представлений о модернизации высшего профессионального образования студентов факультетов искусств и основных направлениях повышения его эффективности в современных услови-

ях Предполагается, что разрешить данное противоречие возможно на основе совершенствования содержания профессиональной подготовки студентов факультетов искусств; обоснования организационных основ повышения качества профессиональной подготовки студентов к руководству народно-певческими коллективами; разработки и реализации конкретных методик профессиональной подготовки руководителей народно-певческих творческих коллективов.

Методологические и теоретические основы исследования. В диссертации использовались общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный, структурно-функциональный, личностно-социально-деятельностный).

Теоретической основой исследования явились: общая теория качества профессиональной подготовки студентов (А.А.Аронов, Л.Н Андреева, К И.Вайсеро, Г.Г Габдуллин, В.И.Зверева, А.М.Землянский, В.И.Марченков, М М Поташник, В.А Сластенин, Г.А.Шабанов, Т И Шамова); деятельностный подход к анализу практики управления качеством профессиональной подготовки специалистов факультетов искусств и его результатов (Н.Ф.Талызина, П.И Третьяков, А.М.Новиков, А Н.Леонтьев); системно-структурный подход (Ю К.Бабанский, Д.Ш Матрос, Н.С.Михайлова); теоретические положения, лежащие в основе современных педагогических технологий (В.П Беспалько, Г.К Селевко, В.В.Гузеев, А.Б.Воронцов); теоретико-практические положения, лежащие в основе современных музыкально-педагогических технологий (Д.К.Кирнарская, Т С Рудиченко, А.В Руднева, Л.В.Шамина, В.М Щуров, Л.А Якоби). Источниками исследования явились труды ученых, философов, психологов, педагогов; опыт педагогической практики и педагогов-новаторов; собственные творческий, педагогический эксперименты

При решении поставленных задач и проверке гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных по проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов факультета искусств; наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, дающие возможность раскрытия сущности качества в воспитании специалиста в области дирижирования (народно-хорового, академического); методы статистической обработки количественных результатов исследования, раскрывающие уровень качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств.

База исследования. Исследованием было охвачено 300 человек филологического, факультетов искусств Ставропольского государственного университета (СГУ), Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ). В экспериментальной работе приняли участие 120 человек, в число ко-

торых вошли студенты факультетов искусств СГПИ и СГУ (специальности «Дирижирование народным хором», «Дирижирование академическим хором»)

Исследование проводилось в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе (2004-2005 гг.) проводилось изучение вузовской практики, различных теоретических источников по проблеме; сформулирована методологическая база исследования, определены его задачи, составлена гипотетическая модель, разработана программа исследования; определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии эффективности высшего профессионального образования студентов факультетов искусств; определялись участники экспериментальной работы; изучалась возможность апробации модели повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств; осуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этане (2006-2007 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа в условиях Ставропольского государственного университета и Ставропольского государственного педагогического института путем внедрения разработанной модели. Кроме того, определены педагогические пути повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств: совершенствование содержания качества профессиональной подготовки студентов к руководству народно-певческими коллективами; обоснование организационных основ повышения качества профессиональной подготовки студентов; разработка и реализация конкретных методик профессиональной подготовки руководителей народно-певческих творческих коллективов

На третьем (заключительном) этапе (2007-2008 гг) осуществлялась проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий Ставропольского государственного университета, деканатов и кафедр, филиалов, в индивидуальных беседах с руководством других вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и студентами. Формировались основные выводы и разрабатывались практические рекомендации по внедрению музыкальных технологий реализации образовательного процесса, содержательному и методическому совершенствованию обучения и воспитания студентов факультетов искусств.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выявлены основные качественные характеристики и тенденции профессиональной подготовки студентов в педагогической науке;

уточнены и обоснованы сущность и структура качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств;

разработаны и опытно-экспериментальным путем апробированы модель и технологии повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств и их технологии;

выявлены педагогические пути повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств.

На защиту выносятся следующие положения'

1. Выявленные основные научные характеристики качества профессиональной подготовки студентов' обоснование проблемы качества в узком смысле как качество результатов и качество в широком смысле как качество образовательного процесса и условий, в которых он происходит; рассмотрение качества профессиональной подготовки как степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса вуза; обоснование внутренних и внешних свойств качества высшего образования; рассмотрения как проблемы кадрового обеспечения образования, программно-методического обеспечения процесса обучения, структуры, формы и технологий обучения, недостаточности или объективности системы планирования и контроля

2 Сущность качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств как явления, системы, процесса направленной на повышение эффективности функционирования и развития образовательного процесса, совершенствование его содержания, методики и организации в целях создания необходимых условий, прямо и опосредованно влияющих на то, чем должен владеть студент не только в области специальных знаний, но также психологии и педагогики применительно к своей деятельности. Знание музыкального народного творчества, певческих стилей, режиссуры народной музыки и др. методик музыкального обучения позволяет студенту правильно оценивать любое явление практики (педагогической, фольклорно-экспедиционной), вырабатывает убежденность в ведущей роли обучения и воспитания в развитии музыкальных способностей студентов;

Разработанная структура повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств, включающая: качество преподавания, качество учебного и методического материала, качество восприятия и усвоения, качество воплощения знаний и навыков в практической творческой деятельности.

3. Модель повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств, основными элементами которой является: содержание (качество преподавания, качество учебного и методического материала, качест-

во восприятия и усвоения, качество воплощения знаний и навыков в практической творческой деятельности), цели (воспитание и обучение), принципы (единство и целостность), функции (организация, планирование, репетиция, исполнения, распорядительство, стимулирование), кадры (знание теоретических основ музыкального искусства, знание особенностей системы подготовки профессиональных музыкантов, владение современными методами педагогической работы).

Критерии оценки качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств, мотивация к восприятию, исполнительская готовность, теоретическая готовность и методическая готовность, их показатели характерные для высокого, среднего и низкого уровней

4. Педагогические пути повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств: совершенствование содержания качества профессиональной подготовки студентов к руководству народно-певческими коллективами; обоснование организационных основ повышения качества профессиональной подготовки студентов; разработка и реализация конкретных методик профессиональной подготовки руководителей народно-певческих творческих коллективов.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала по проблеме качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств; содержательном представлении сущности и структуры качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств. Разработанные и обоснованные теоретические основы повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств позволяют более конкретно отразить современные педагогические представления о его сущности, структуре и путях Они могут служить научной основой для других педагогических исследований, связанных с проблемами профессиональной подготовки студентов факультетов искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы позволяют практически решить проблему повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств; разработанные модель и технология качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств могут быть использованы в любом музыкальном вузе; обобщенный материал по проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств может быть включен в курс переподготовки и повышения квалификации преподавателей вуза; теоретическое содержание диссертации и отраженный в ней фактический материал могут служить основанием для создания учебного посо-

бия по специальностям факультета искусств и методических рекомендаций для преподавателей, студентов и руководителей творческих коллективов; программа, помещенная в Приложении №10 к диссертации, может быть использована при проведении фольклорно-этнографических экспедиций и коллективами в различных сферах; отдельные элементы разработанной модели могут также использоваться при организации занятий с творческими коллективами, как факультетов искусств, так и других учреждений культуры.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе всей исследовательской работы. Ее результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Военного университета и кафедре искусств Ставропольского государственного университета; на IV Международной научно-практической конференции «Антропологические основы современного педагогического образования» в г. Ставрополе (17 - 18 октября 2007 г , СГПИ); на VI Международной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» в гг Москва - Челябинск (14 ноября 2007 г.); на Международной научно-практической конференции «Педагогика и жизнь» в г Воронеже (2007г.); при публикации материалов по теме исследования в научно-методической печати

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического указателя и приложений. Глава 1. Научные и прикладные основы повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств. Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование повышения качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств. Глава 3. Основные педагогические пути повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств

Похожие диссертации на Повышение качества профессиональной подготовки студентов факультетов искусств